Восприятие произведений искусства на х по разным предметам как средство эстетического воспитания младших школьников

Курсовая работа

В последнее время в педагогике возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. При этом формировать личность и эстетическую культуру, — отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский), — особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте.

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, Б.М. Неменский выделил следующую ее особенность: «Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего, единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою чёткую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника» [12, с. 56 -57].

Обсуждая вопросы художественно — эстетического развития учащихся, современные педагоги учитывают требования нового стандарта не только к предметным знаниям и умениям, но и к универсальным учебным действиям, а так же личностный аспект результатов обучения.

Ребёнок, получающий на первой ступени систематического образования духовно — нравственные, художественные и эстетические представления, даже если он потом не становится музыкантом, художником, литератором, на всю жизнь приобретает гибкость мышления, открытость миру прекрасного, доброту, восприимчивость к нравственным и художественным ценностям. А начинается привитие художественного и эстетического вкуса с первого класса. Восприятие живописи, музыки, литературы — это труд, который требует определённых усилий со стороны учащихся под руководством педагога. Творческий и заинтересованный в таком развитии учитель может найти различные возможности эстетического воспитания учащихся, не ограничиваясь рамками уроков изобразительного искусства и музыки.

18 стр., 8772 слов

«Эстетическое воспитание школьников средствами изобразительного ...

... работа по обсуждению и выработке определенных программ, рекомендаций и методических указаний как по общим, так и по частным вопросам эстетического воспитания учащихся на уроках изобразительного искусства. Однако состояние преподавания изобразительного искусства ... РАЗДЕЛ 1 ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА 1.1. Формирование искусствоведческих и эстетических знаний и ...

Таким образом, темой нашего исследования стало

Предмет исследования:, Объект исследования

Цель: разработать серию фрагментов занятий по изобразительному искусству, литературному чтению, окружающему миру, обучающих восприятию произведений искусства учеников первого класса.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать психолого — педагогическую литературу по проблеме эстетического воспитания младших школьников средствами искусства.

2. Определить значение восприятия произведений искусства в эстетическом развитии младших школьников.

3. Выявить и изучить методики обучения восприятию произведений искусства.

4. На основе программы и существующих методик разработать фрагменты уроков по обучению восприятию произведений искусства в первом классе.

Глава I. Теоретическое обоснование эстетического воспитания младших школьников

1.1. Сущность и значимость эстетического воспитания

«<…>что есть красота

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?».

Эти строки в 1955 году написал Н.А. Заболоцкий в своём стихотворении «Некрасивая девочка».

Так что же такое красота? Это внешняя оболочка или всё же внутреннее содержание? Она для каждого своя.

Проблема воспитания эстетических чувств волнует педагогов, психологов, философов нашего времени. Существует множество определений понятия эстетическое воспитание.

Эстетическое воспитание, согласно словарям, —

В эстетике это прекрасное связано с искусством, с художественным отражением действительности в сознании и чувствах человека, с его способностью понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его. В этом смысле сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообразной художественно — эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, на выработку эстетических понятий, вкусов и идеалов, а так же развитие творческих задатков и дарований в области искусства. [21, с. 395].

В кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как «<…>система мероприятий, направленных на выработку и совершенствования в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве» [23].

6 стр., 2572 слов

На английском языке с переводом. «Роль искусства в жизни человека» ...

... новые формы. Все то,... Сочинение на тему: Роль искусства в моей жизни Искусство является неотъемлемой частью жизни каждого государства, города и человека. Слово «искусство» имеет множество определений, ... мы можем познать эстетическое восприятие нашего мира. Поэтому роль искусства в жизни человека просто огромна! Художники, скульпторы, поэты, музыканты и каждый человек, который пытается ...

В книге «Общие вопросы эстетического воспитания в школе» под редакцией известного специалиста по эстетическому воспитанию В.Н. Шацкой мы нашли такую формировку: «Советская педагогика определяет эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности — в природе, в жизни общественной, труде, в явлениях искусства [22, с. 6]. Во всех указанных определениях отмечается умение воспринимать красоту.

Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить внимание на эстетическое воспитание детей уже в младшем школьном возрасте. Б.Т. Лихачёв пишет: «Период младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно — эстетического отношения к жизни». Автор подчёркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивно формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности» [8, с. 35].

Сопоставив несколько определений эстетического воспитания, можно сделать вывод, что эстетическое воспитание — это процесс воздействия на мировоззрение человека с помощью эстетически значимых предметов и явлений окружающей действительности, с целью создания определённых чувственных впечатлений, эстетических переживаний, позволяющих воспринимать, оценивать и наслаждаться предметами искусства, действительности.

Цель эстетического воспитания, согласно Рукавицыну М.М. «<…>

  • гармоничная личность, всесторонне развитый человек <…>
  • образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства» [14, с. 142]. Эта цель отражает и особенность эстетического воспитания, как части всего педагогического процесса.

Любая цель не может рассматриваться без задач. Г.С. Лабковская выделяет три ведущие задачи эстетического воспитания:

1 . «Создание определённого запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметом и явлением» [7, с. 60].

Суть этой задачи состоит в накоплении запасов этих впечатлений. Необходимы также конкретные знания о природе, самом себе, о мире художественных ценностей. «Разносторонность и богатство знаний — основа формирования широких интересов, потребностей и способностей, которые проявляются в том, что их обладатель во всех способах жизнедеятельности ведёт себя как эстетически творящая личность» [7, с. 60], отмечает Г.С. Лабковская.

29 стр., 14482 слов

ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ...

... игровые приемы будут более эффективны в воспитании творческой активности детей старшего дошкольного возраста на занятиях по обучению изобразительной деятельности. ... руководства процессом формирования творческой активности дошкольника требуется, прежде всего, анализ самого понятия ... умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных ...

2 . «Формирование на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими» [7, с. 60].

Эта задача говорит о том, что дети зачастую интересуются, например, живописью, лишь на общеобразовательном уровне. Они лишь бегло знакомятся с картинами, стараются запомнить автора и тут же обращаются к другому полотну. Ничто не заставляет их остановить свой взор и насладиться совершенством произведения.

3. «Воспитать, развить такие качества, потребности и способности личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его «по законам красоты» [7, с. 60].

Суть этой задачи в том, что ребёнок должен не только знать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а также должен сам участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, поведении.

Итак, эстетическое воспитание — это процесс воздействия на мировоззрение человека с помощью эстетически значимых предметов и явлений окружающей действительности, с целью создания определённых чувственных впечатлений, эстетических переживаний, позволяющих воспринимать, оценивать и наслаждаться предметами искусства, действительности. Целью эстетического воспитания является всесторонне развитая личность, понимающая красоту жизни и произведений искусства. А первой задачей по достижению данной цели является накопление звуковых, цветовых и пластических впечатлений, развивающих любовь к прекрасному. То есть, обучение восприятию красоты природы и произведений искусства — это начало эстетического воспитания личности.

1.2. Особенности эстетического развития младших школьников.

В жизни ребёнка имеет воспитательное значение буквально всё: убранство помещения, опрятность костюма, форма личных отношений и общения, условия труда и развлечений — всё это либо привлекает детей, либо отталкивает. Задача не в том, чтобы взрослым организовать для детей красоту окружающей среды, в которой они живут, учатся, работают, отдыхают, а в том, чтобы вовлечь всех детей в активную деятельность по созиданию и сохранению красоты. «Только тогда красота, в созидании которой ребёнок принимает участие, по-настоящему видна ему, становится чувственно осязаемой, делает его ревностным защитником её и пропагандистом» [9, с. 76].

Очень трудно формировать эстетические идеалы, художественный вкус, когда человеческая личность уже сложилась. Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить внимание на эстетическое воспитание детей уже в младшем школьном возрасте. Б.Т. Лихачёв пишет: «Период младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни». Автор подчёркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивно формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности [8, с. 35].

12 стр., 5660 слов

«Воспитание детей искусством хореографии» материал

... Глава 1. Роль хореографического искусства в воспитании культуры детей 1.1 Хореографическое искусство как средство эстетического воспитания детей 1. В формировании эстетической и художественной культуры личности хореографическое искусство является важнейшим аспектом эстетического воспитания . Хореография - это мир красоты ...

Одна из особенностей эстетического воспитания в младшем школьном возрасте связана с изменениями, происходящими в сфере познавательных процессов школьника.

Формирование эстетических идеалов, как части мировоззрения — у детей сложный и длительный процесс. В ходе воспитания жизненные отношения, идеалы претерпевают изменения.

С младшего школьного возраста происходят изменения в мотивационной сфере. Мотивы отношения детей к искусству, красоте действительности осознаются и дифференцируются. Д.Б. Лихачёв отмечает в своей работе, что к познавательному стимулу в этом возрасте добавляется новый, осознанный мотив. Это проявляется в том, что «<…> одни ребята относятся к искусству и действительности именно эстетически. Они получают удовольствие от чтения книг, слушания музыки, рисования, просмотра фильма. Они ещё не знают, что это и есть эстетическое отношение. Тяга к духовному общению с искусством постепенно превращается для них в потребность.

Другие дети общаются с искусством вне собственно эстетического отношения. Они подходят к произведению рационалистически: получив рекомендацию прочитать книгу или посмотреть фильм, они читают и смотрят их без глубокого постижения сути, лишь для того, чтобы иметь о нем общее представление» [9, с. 164]. А бывает, что читают, смотрят или слушают из престижных соображений. Знание педагогом истинных мотивов отношения детей к искусству помогает сосредоточить внимание на формировании подлинно эстетического отношения.

Одним из факторов, оказывающих влияние на эстетическое развитие личности, является эстетизация среды отмеченная Г.С. Лабковской. Главная задача эстетизации среды обитания по её мнению сводится к «<…> достижению гармонии между создаваемой человеком «второй природой» и естественной природой. Проблема эстетизации среды обитания органически связана с решением одной из сложных и насущных проблем совершенного человечества — проблемы рационального использования природных богатств и охраны окружающей среды. Когда человек остается наедине с природой, как раз и раскрывается истинное лицо его эстетической культуры. Изучение ребятами законов развития природы, умение видеть многообразие её форм, постижение её красоты — это главное, чему должна научить школа» [7, с. 29].

Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально — психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, мышление, память. В раннем детстве ребята живут непосредственной, глубоко эмоциональной жизнью. Сильные эмоциональные переживания надолго сохраняются в памяти, нередко превращаются в мотивы и стимулы поведения, облегчают процесс выработки убеждений, навыков и привычек поведения.

7 стр., 3122 слов

Эстетическое воспитание дошкольников на современном этапе

... мир, общество, природу, предметную среду. 2. Значение и задачи эстетического воспитания дошкольников 2.1 Развитие эстетического восприятия, чувства и представлений детей Ребёнок с первых лет ... такие методы и приемы, которые бы поддерживали у детей желание создавать «произведения искусства», своими руками (лепить, рисовать, мастерить, украшать), учувствовать в художественной деятельности разных ...

Следующий фактор эстетического развития личности — эстетизация быта — выделяется в работах Г.С. Лабковской, К.В. Гавриловец.

«С эстетической точки зрения быт, можно сказать, является лакмусовой бумажкой уровня эстетического развития личности, группы или коллектива. Материальная среда быта, её духовность или бездуховность, — показатель соответствующих качеств создавших её людей», — отмечает Г.С. Лабковская [7, с. 31].

Особое значение эстетики быта, в эстетическом воспитании отмечает в своей работе и К.В. Гавриловец: «Эстетика школьного быта — это обстановка классов, кабинетов, залов, коридоров и т.д. Убранство вестибюля, оформление отрядного уголка, стендов — все это либо молчаливые помощники педагога в эстетическом, а, следовательно, и в нравственном воспитании школьников, либо его враги» [5, с. 14]. Если ребенка с первого класса и до окончания школы окружают вещи, отличающиеся красотой, целесообразностью, простотой, то в его жизнь подсознательно входят такие критерии, как целесообразность, упорядоченность, чувство меры, т.е. критерии, которые позднее определят его вкусы и потребности.

Если в кабинете месяцами висит небрежно оформленная газета, если классный уголок не несёт новой, интересной необходимой информации, если не уделяется должного внимания чистоте кабинета, у школьников постепенно складывается установка на терпимое отношение к излишествам, небрежности.

Ещё одной из особенностей младшего школьного возраста является приход ребёнка в школу. Эстетика поведения и внешнего облика, — здесь не менее значимый фактор эстетического воспитания. Существенное влияние на детей оказывает непосредственно личность учителя. Главным человеком для ребёнка становится учитель. Через него дети познают мир, именно его предпочтения и взгляды, поведение дети считают нормальными и копируют их.

Как отмечает К.В. Гавриловец: «В своей работе, учитель влияет на воспитанников всем своим внешним обликом. В его костюме, причёске проявляется эстетический вкус, отношение к моде, которое не может не влиять на вкусы юных. Модный и в то же время деловой стиль в одежде, чувство меры в косметике, выборе украшений помогают формировать у детей правильный взгляд на соотношение внешнего и внутреннего в облике человека, вырабатывать у них «нравственно — эстетический критерий достоинства человека»» [5, с. 14].

6 стр., 2952 слов

Эстетическая культура юриста

... поскольку эстетическое восприятие правовых явлений происходит через органы чувств. Мы исходим из того, что искусство является ведущим компонентом эстетической культуры юриста, ведь оно ... эстетическое переживание. Искусство несовместимо с шаблоном, копированием. Оно является самостоятельным произведением человеческого духа. Подчеркнем, что именно искусство активно влияет на формирование у юриста ...

Помимо воздействия на ребенка средств окружающей действительности, эстетическое воспитание осуществляется целенаправленно в школе. Согласно Федеральному государственному стандарту начального общего образования одним из личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования должно стать формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств [19, с. 8]. Что касается предметных результатов, то эстетическое отношение к миру, понимание красоты как ценности, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством объявляется результатом усвоения изобразительного искусства в начальной школе. Не смотря на то, что в ФГОС НОО эстетическое воспитание школьников заложено на уроках изобразительного искусства, обучать детей восприятию произведений искусства можно на уроках литературного чтения, музыки, окружающего мира . Основное направление этой работы состоит в практическом ознакомлении учащихся с различными видами искусства, приучении их к эстетическому восприятию и простейшим эстетическим суждениям. По словам Д.К. Ушинского каждый предмет в школе может эстетически воспитывать: «в любом предмете есть более или менее эстетический элемент» [18, с. 56].

Любой предмет, будь то математика, физкультура, природоведение вызывает в школьнике определенные эмоции посредством своего материала. Чтобы стать средством эстетического воспитания учителю достаточно творчески подойти к предмету своей науки, пробудить творческий интерес к нему школьников.

Таким образом, можно сделать вывод, что период младшего школьного детства очень значим тем, что в этом возрасте формируются эстетические взгляды, идеалы обучающихся. В этом возрасте осознаются и дифференцируются м отивы отношения к искусству, красоте действительности. К факторам, определяющим эстетическое развитие личности относятся эстетизация среды, эстетизация быта, эстетика поведения и внешнего облика. Кроме этого, учителя в школе имеют возможность воспитывать обучающихся эстетически в рамках любого предмета. Педагоги способны не только основать прочный фундамент эстетически развитой личности, но и посредством эстетического воспитания заложить подлинное мировоззрение человека. Ведь именно в раннем школьном возрасте формируется отношение ребёнка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.

1.3. Обучение восприятию произведений искусства в начальной школе

Важнейшим средством эстетического воспитания учащихся является искусство. Произведения искусства побуждают человека видеть жизнь через призму образности.

Для эстетического развития школьников каждый вид искусства имеет свое специфическое значение. Прикладное искусство формирует художественный вкус в выборе вещей и предметов в повседневной жизни. Этот вкус школьники отражают в своих поделках на уроках труда. Цирковое искусство завораживает своей бескорыстностью, смелостью, ловкостью, грацией, стремительностью.

6 стр., 2961 слов

Сопоставление литературного произведения с картинами художников ...

... между картиной и произведением Островского? ... издания стихотворений. Так ... и несут в себе большое обобщение и критическое восприятие действительности. Автопортреты исполнены высокой поэзии, трагичны и одновременно не лишены самоиронии. Жанровая картина ... и речь? Объясняли черты народного характера, исходя из условий исторической действительности. Это характерно для реалистического направления в искусстве. ...

Архитектура – это наглядное формирование действительности по законам красоты. Она поражает детей своей выразительностью и ритмичностью форм.

О воздействии живописи на человека можно судить по конкретному примеру. Приведём отрывок из книги Е. Ротенберга «Искусство Италии».

«Живопись обращена к нашему чувству формы и цвета. Созерцая живописное полотно, скажем «Сикстинскую мадонну» Рафаэля, мы не только замечаем общий колорит, распределение цвета, гармонию тонов, их взаимную уравновешенность, но следим за композицией, расположением фигур, точностью и выразительностью рисунка. Все это вместе дает нам реальную возможность приблизиться к постижению смысла картины, творческому сопереживанию. Мы замечаем, что во всей фигуре мадонны, есть какая — то тревога, что взгляд ее трудноуловим, что младенец серьезен. Мадонна как будто стоит на месте и идет вперед. И все-таки композиция картины гармонично уравновешенна, сохранено ощущение гармонии человека с миром и представление о человеке как центре природы. И мы понимаем, что перед нами одно из самых глубоких и прекрасных воплощений темы материнства. А тревога, угадываемая нами, воспринимается, как предчувствие будущей трагической судьбы сына, которого мадонна несет в жертву людям <…>. В движении ее рук, несущих младенца, угадывается инстинктивный порыв матери, прижимающей к себе ребенка, вместе с тем ощущение того, что сын ее принадлежит только ей <…>» [13, с. 125].

Искусство в целом отражает мир всесторонне и ярко. Произведения искусства вызывают глубокие и бескорыстные чувства, которые побуждают к благородным поступкам. «Искусство, — писал Л.С. Выгодский,- есть скорее организация нашего поведения на будущее, установка вперёд, требование, которое может быть никогда и не будет осуществлено, но которое заставляет нас стремиться поверх нашей жизни к тому, что лежит за ней». Искусство реализма раскрывает перед школьниками красоту обычного человека, его борьбу за высокие идеалы [3, с. 332].

Искусство-это особый язык, овладение которым необходимо начинать с восприятия объектов искусства.

В психологической литературе существуют разные подходы к определению понятия восприятия. Так, Л.Д. Столяренко рассматривает восприятие как психологический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств [11].

А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум определяют восприятие, как познавательный психический процесс, состоящий в целостном отражении предметов, ситуации и событий, возникающий при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств [11].

21 стр., 10061 слов

«Эстетическое воспитание школьников на х изобразительного искусства»

... -педагогическом образовании школьников; - разработать и апробировать на уроках изобразительного искусства педагогические условия эстетического воспитания школьников средствами изобразительного искусства; - определить критерии, сформированные художественно-эстетическим восприятием произведений изобразительного искусства в процессе приобщения к художественной культуре. Актуальность ...

Восприятие произведений искусства — не только познавательный акт. Необходимым условием такого восприятия является эмоциональная живописность воспринятого, выражение отношения к нему. Известный советский психолог А. В. Запорожец отмечал: «Эстетическое восприятие не сводится к пассивной констатации известных сторон действительности, хотя бы очень важных и существенных. Оно требует, чтобы воспринимающий как-то вошел внутрь изображаемых обстоятельств, мысленно принял участие в действиях героев, пережил их радости и печаль » [6, с. 133].

Для реализации, воплощения в жизнь вышеописанных целей и задач в руководимой педагогами разнообразной эстетической деятельности учащихся применяется комплекс художественно — эстетических средств и методов эстетического воспитания.

К методами эстетического воспитания в педагогической литературе относятся:

  • разъяснение

  • анализ произведений искусства

  • анализ предметов и явлений

  • решения эстетических задач (определение вида, жанра искусства и т.д.)

  • упражнения в искусстве (прослушивание музыки, игра на музыкальных инструментах, рисование, занятие танцами и т.д.)

  • положительный пример

  • поощрение

Основными средствами эстетического воспитания являются:

  • познание

  • труд

  • игра

  • общение

  • природа

  • искусство

  • литература

  • бытовая обстановка.

В связи с этим, можно сделать вывод, что искусство — это одно из средств эстетического воспитания. Разные виды искусства воздействуют по-разному, нельзя ограничивать детей восприятием одного вида искусства. В школе с первых занятий можно обучать восприятию картин, архитектурных памятников, предметов прикладного искусства. При этом, нужно учитывать, что восприятие — это сложный познавательный психический процесс, который вызывает эмоциональное воздействие, сопереживание у учащихся. Поэтому, необходимо владеть методикой обучения восприятию произведений искусства.

Глава II. Реализация обучения младших школьников восприятию произведений искусства на разных предметах

2.1. Методика обучения восприятию произведений искусства

В психолого — педагогической литературе разработаны методики обучения восприятию произведений искусства. Каждая из них включает в себя анализ произведения искусства, состоящий из ряда вопросов. Внимательно рассматривая и отвечая на вопросы в свободной форме, описывая и идя от общего к частному, ученику раскроется новый смысл, интересные детали, замысел художника, что, возможно при первом взгляде было совсем не замечено. Структурировать мысли, впечатления, которые возникают у него при просмотре картины, поможет алгоритм анализа художественного произведения.

Рассмотрим методику анализа живописного произведения (картины), педагога-исследователя А. А. Мелик-Пашаевой (Приложение 1).

При изучении методики А. Мелик-Пашаева, можно отметить, что используемые в ней вопросы ориентированы на учащихся разных классов.

Вопросы анализа произведения искусства имеют следующие разделы: базовые параметры произведения, анализ изображения, анализ композиции картины, художественные средства, колорит. Следующие вопросы по развитию восприятия художественного произведения искусства младшими школьниками, предложенные автором, целесообразно использовать при обучении учащихся начальных классов:

1. Как бы вы назвали это картину?

2. Нравится вам картина или нет? (Возможен не однозначный ответ).

3. Расскажите об этой картине так, чтобы человек, который ее не знает, мог составить о ней представление.

4. Какие чувства, настроения вызывает у вас эта картина?

5. Что, по вашему мнению, автор хотел сказать этой картиной?

6. Что сделал автор для того, чтобы мы поняли его замысел? Какими средствами он этого достиг?

7. Не хотите добавить или изменить что-то в Вашем ответе на первый вопрос?

8. Вернитесь к ответу на второй вопрос. Осталась ли ваша оценка прежней или изменилась? Почему вы так оцениваете картину? [10].

Рассмотрим ещё одну методику анализа живописного произведения искусства, опубликованную А.И. Сорокиной, учителем изобразительного искусства, мировой художественной культуры и черчения, в социальной сети работников образования (Приложение 2).

В предложенной данным автором методике все вопросы разделены на уровни: эмоциональный, предметный, сюжетный, символический.

Следующие вопросы данной методики можно использовать для обучения младших школьников восприятию живописного произведения:

Эмоциональный уровень восприятия произведения искусства.

  1. Какое впечатление производит произведение?

  2. Какое настроение пытается передать автор?

  3. Какие ощущения может испытывать зритель?

  4. Каков характер произведения?

  5. Как помогают эмоциональному впечатлению от произведения его масштаб, формат, горизонтальное, вертикальное или диагональное расположение частей, использование определенных архитектурных форм, использование определенных цветов в картине и распределение света в архитектурном памятнике?

Предметный уровень.

  1. Что (или кто) изображено на картине?

  2. Что видит зритель, стоя перед фасадом? В интерьерах?

  3. Кого вы видите в скульптуре?

  4. Выделите главное из того, что вы увидели.

  5. Попробуйте объяснить, почему именно это кажется вам главным?

  6. Какими средствами художник (архитектор, композитор) выделяет главное?

  7. Как в произведении скомпонованы предметы (предметная композиция)?

  8. Как в произведении проведены основные линии (линейная композиция)?

  9. Как в архитектурном сооружении сопоставляются объемы и пространства (архитектурная композиция)?

Сюжетный уровень.

  1. Попробуйте пересказать сюжет картины.

  2. Попробуйте представить, какие события могут чаще происходить в данном архитектурном сооружении.

  3. Что может сделать (или сказать) данная скульптура, если она оживет?

Символический уровень.

  1. Есть ли в произведении предметы, которые что-либо символизируют?

  2. Носят ли символический характер композиция произведения и ее основные элементы: горизонталь, вертикаль, диагональ, круг, овал, цвет, куб, купол, арка, свод, стена, башня, шпиль, жест, поза, одежда, ритм, тембр и т.д.?

  3. Каково название произведения? Как оно соотносится с его сюжетом и символикой?

  4. Что, по-вашему, хотел передать людям автор произведения? [2].

Итак, в результате исследования нами описаны методики по обучению восприятию произведений искусства А.А. Мелик-Пашаевой и А.И. Сорокиной. Мы можем сделать вывод о том, каждая из представленных методик может использоваться на уроках в начальной школе для обучения восприятию произведений искусства. А.А. Мелик-Пашаев предлагает вопросы на анализ картин. Методика, предложенная А.И. Сорокиной, может быть использована и при изучении архитектурных, скульптурных произведений. Обе методики позволяют подробно описать произведение искусства с разных точек зрения и помогают обучающимся сформулировать своё отношение к анализируемому произведению, осознать его эмоциональное и эстетическое воздействие. На основе представленных методик можно разрабатывать учебные занятия по обучению восприятию произведений искусства в рамках разных школьных предметов.

В соответствии с рабочими программами по изобразительному искусству, литературному чтению, окружающему миру и методиками обучения восприятию произведений искусства, мы разработали фрагменты уроков по выбранным предметам.

Фрагмент урока изобразительного искусства для 1 класса

по программе «Школа России»

Урок 11. Тема: Красоту надо уметь замечать

План урока

1. Беседа «Красоту надо уметь замечать».

2. «Мастер Украшения учится у природы». Работа по учебнику.

3. «Изображая мир, люди учатся его понимать». Творческая практическая деятельность учащихся.

4. «Мир, который нас окружает, легче понять через собственные рисунки и зрительные образы». Рефлексия.

Цели : развивать наблюдательность, творческое воображение; способствовать приобретению опыта эстетических впечатлений; учить видеть красоту родной природы; учиться изображать берёзу.

1. Беседа «Красоту надо уметь замечать».

Задача фрагмента:, Этап восприятия литературного произведения искусства.

— Сегодняшний урок мне бы хотелось начать со стихотворения С. Есенина.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

  1. О чем это стихотворение?

  2. Какое название подходит ему? Почему?

  3. Какие чувства были у вас, когда я читала эти строки?

  4. С чем сравнивается снег? (С серебром.)

  5. Что лежит на пушистых ветках? (Снежная кайма.)

  6. Как вы понимаете это слово? (Снежная полоска на краю ветки.)

-Как понимаете последние строки стихотворения: «<…> Распустились кисти белой бахромой»? (Ответы учащихся.)

— Очень точные, выразительные сравнения приводит поэт. Какие картины вы бы нарисовали к этому стихотворению?

— Обратите внимание, сколько красивого в этих поэтических строках о березе.

Этап восприятия живописного произведения.

— Теперь рассмотрим художественные произведения, поучимся видеть прекрасное в них.

Мультимедийная презентация произведений искусства, на примере которых учитель помогает детям увидеть красоту русской природы (Приложение 3, Рис. 1).

  1. Как бы вы назвали это картину? («Зима», «Берёзы», «Белая берёза»)

  2. Нравится вам картина или нет? (Возможен не однозначный ответ).

  3. Что (или кто) изображено на картине? (Деревья – берёзы, белый снег, дом вдалеке).

  4. Какие чувства, настроения вызывает у вас эта картина?

  5. С помощью каких цветов художник передаёт нам настроение зимнего пейзажа? (Белый, голубой).

  6. Как вы думаете, что объединяет стихотворение и репродукции картин? (И стихотворение и репродукции о берёзе).

Когда смотришь на изображение берёз, невольно вспоминаешь строки из стихотворения. А когда читаешь стихотворение, перед глазами появляется образ берёзы из картины. Поэтому мы можем сказать, что оба эти вида искусства тесно взаимосвязаны между собой.

Фрагмент урока литературного чтения для 1 класса

по программе «Школа России»

Урок 8. Тема: Русская народная сказка «Рукавичка»

Цели: развивать умение анализировать и сравнивать;

продолжить формирование навыков выразительного чтения по ролям; научиться описывать характер героев сказок.

План урока.

1. Чтение сказки «Рукавичка» учителем и самостоятельно.

2. Анализ произведения.

3. Сравнение характера лисы из сказки и лисы с картины Л. Вилли «Лиса с лисятами»

3. Сравнение характера лисы из сказки и лисы из картины Л. Вилли «Лиса с лисятами»., Задача фрагмента:, Этап восприятия живописного произведения.

Рассмотрим репродукцию картины с изображениями животных. Ответим на вопросы (Приложение 5).

  1. Как бы вы назвали эту картину? («Лисички», «Мама лиса», «Лиса с лисятами»)

  2. Какие чувства возникли у вас при рассмотрении картины? (Любовь к родине, удовольствие, красота).

  3. Что (или кто) изображено на картине? (Высокая густая трава, а на ней под деревом лиса со своими лисятами).

  4. Посмотрите, какими цветами художник передал нам образ лисы? (Рыжий, оранжевый, серый, чёрный).

  5. А какими чертами характера обладает лиса на картине? (Хитрость, ласка, зоркость, хороший слух, чуткость).

  6. Какими чертами характера обладает сказочный персонаж лисы? (Хитрость, смекалка, трусость, хороший слух).

  7. Что, по-вашему, хотел передать людям автор произведения? (Художник показывает нам, что лиса в природе очень хорошая мать, она одна следит за своими лисятами, бережёт их, кормит, учит охотиться, играет с ними, учит всему, что может им пригодиться, когда они вырастут).

Сравнивая образы лисы, мы можем сказать, что они различаются. В сказках лису часто изображают хитрой, смекалистой плутовкой, которая так и ищет, кого бы обмануть. А на картине мы видим совсем другую лису, лису — мать. Она заботливая, чутко следит за своими лисятами

Фрагмент урока окружающего мира для 1 класса

по программе «Школа России»

Урок 4 Тема: Что мы знаем о Москве?

Цели: познакомить учащихся с достопримечательностями Москвы; научить описывать их характер и особенности;

План урока

1. Виртуальная экскурсия по Москве

2. Беседа о достопримечательностях Москвы

3. Сравнение Собора Василия блаженного и церкви Казанской Божьей матери

Задачи фрагмента:

— А как вы думаете, что такое столица? (учащиеся высказывают свои предположения).

— Сегодня мы отправимся в путешествие по Москве.

Учитель читает стихи Фёдора Глинки.

— А теперь совершим заочную прогулку по современной Москве. Рассказ учителя о достопримечательностях (о Кремле, Московском университете, Покровском соборе, Третьяковской галерее, Московском зоопарке).

Этап восприятия живописного произведения искусства.

— Сейчас мы с вами рассмотрим фотографии этих архитектурных сооружений (Приложение 5, Рис. 1).

Давайте обсудим:

  1. Как вы думаете, что это за сооружение? (Храм Василия Блаженного)

  2. Нравится ли вам это архитектурное сооружение? Почему?

  3. Что видит зритель, смотря на это сооружение? (Множество окон, арок, куполов, башен, лестниц)

  4. Какие цвета преобладают на нём? (зелёный, красный, жёлтый, коричневый)

  5. Как вы думаете, есть ли в нашем областном центре – в Иркутске похожие архитектурные сооружения? (Приложение 5, Рис. 2)

  6. Кто знает, что это за сооружение? (Казанская церковь в Иркутске).

  7. Что мы видим, рассматривая её? Какой цвет преобладает? (Как и на первой, фотографии мы видим много красного, коричневого цвета, а также синий. Церковь имеет множество башен и куполов, небольших и вытянутых окон).

  8. Какое из сооружений кажется вам более красивым? Почему? (Оба сооружения величественны и прекрасны).

Итак, мы можем сказать, что эти архитектурные сооружения являются достопримечательностями нашей страны, каждый в своём городе. Они оба прекрасны и неповторимы. В каждом есть что-то уникальное.

Заключение

Проблема эстетического воспитания хорошо разработана в отечественной литературе. Это позволило нам провести анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы.

Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: её сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.

Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, — все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетического воспитания.

Эстетическое воспитание — это процесс воздействия на мировоззрение человека с помощью эстетически значимых предметов и явлений окружающей действительности, с целью создания определённых чувственных впечатлений, эстетических переживаний, позволяющих воспринимать, оценивать и наслаждаться предметами искусства, действительности. Целью эстетического воспитания является всесторонне развитая личность, понимающая красоту жизни и произведений искусства. А первой задачей по достижению данной цели является накопление звуковых, цветовых и пластических впечатлений, развивающих любовь к прекрасному. То есть, обучение восприятию красоты природы и произведений искусства — это начало эстетического воспитания личности.

Период младшего школьного детства очень значим тем, что в этом возрасте формируются эстетические взгляды, идеалы обучающихся. В этом возрасте осознаются и дифференцируются мотивы отношения к искусству, красоте действительности. К факторам, определяющим эстетическое развитие личности, относятся эстетизация среды, эстетизация быта, эстетика поведения и внешнего облика. Кроме этого, учителя в школе имеют возможность воспитывать обучающихся эстетически в рамках любого предмета. Педагоги способны не только основать прочный фундамент эстетически развитой личности, но и посредством эстетического воспитания заложить подлинное мировоззрение человека, так как в раннем школьном возрасте формируется отношение ребёнка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.

В ходе нашего исследования, мы выяснили, что искусство — это одно из средств эстетического воспитания. Разные виды искусства воздействуют по-разному, нельзя ограничивать детей восприятием одного вида искусства. В школе с первых занятий можно обучать восприятию картин, архитектурных памятников, предметов прикладного искусства. При этом, нужно учитывать, что восприятие — это сложный познавательный психический процесс, который вызывает эмоциональное воздействие, сопереживание у учащихся. Поэтому, необходимо владеть методикой обучения восприятию произведений искусства.

Нами описаны методики по обучению восприятию произведений искусства А.А. Мелик-Пашаева и А.И. Сорокиной. Мы можем сделать вывод о том, что каждая из представленных методик может использоваться на уроках в начальной школе для обучения восприятию произведений искусства. А.А. Мелик-Пашаев предлагает вопросы на анализ картин. Методика, предложенная А.И. Сорокиной, может быть использована и при изучении архитектурных, скульптурных произведений. Обе методики позволяют подробно описать произведение искусства с разных точек зрения и помогают обучающимся сформулировать своё отношение к анализируемому произведению, осознать его эмоциональное и эстетическое воздействие. На основе представленных методик можно разрабатывать учебные занятия по обучению восприятию произведений искусства в рамках разных школьных предметов. Так, нами разработаны фрагменты уроков по обучению восприятию живописных, архитектурных произведений на уроках изобразительного искусства, литературного чтения и окружающего мира.

Курсовое исследование носит завершенный характер, поскольку поставленные задачи реализованы, цель достигнута. Тем не менее, данная работа является отправной точкой в изучении проблемы эстетического воспитания младших школьников в современных образовательных условиях. В рамках выполнения выпускной квалификационной работы нами будет составлена методическая продукция с целью оказания помощи учащимся в процессе обучения восприятию произведений искусства.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/vliyanie-izo-na-esteticheskoe-vospriyatie/

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. [Текст] / 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. — 608 с.

  2. Анализ произведений искусства [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования nsportal . ru . — Режим доступа: , свободный. — Загл. с экрана.

  3. Выгодский Л.С. Психология искусства [Текст] / Общ. ред. В.В. Иванова. — М.: Искусство, 1968г. — 573 с.

  4. Гавриловец К.В. Нравственно-эстетическое воспитание школьников [Текст] / К.В. Гавриловец. — Минск.: Народная асвета, 1988 г. — 128 с.

  5. Красота [Электронный ресурс]// Википедия. — Режим доступа: , свободный. — Загл. с экрана.

  6. Коломенский Я.Л., Панько Е.А. Учитель в психологии детей шестилетнего возраста: Кн. Для учителя [Текст] / Я.Л. Коломенский, Е.А. Панько — М.: Просвещение, 1988. — 190с.

  7. Лабковская Г.С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание [Текст] / Г.С. Лабковская. — М.: Просвещение, 1983 г. — 304 с.

  8. Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания [Текст] / Б.Т. Лихачев. — М.: Просвещение, 1985 г. — 176 с.

  9. Лихачев Д.Б. Теория эстетического воспитания школьников [Текст] / Д.Б. Лихачев. — М.: Педагогика, 2002 г. — 176 с.

  10. Мелик-Пашаев А.А. «Праздничный день» или «Странный праздник» К проблеме понимания авторского замысла [Текст] / А.А. Мелик-Пашаев // Искусство в школе. — 1993. — №6.

  11. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики: Учебник для студентов вузов [Текст] / А.А. Леонтьев — М.: Смысл. 1997.

  12. Неменский Б. М. Мудрость красоты [Текст] / Б.М. Неменский. -М.: 2-е изд., 1987 г. — 192 с.

  13. Ротенберг Е.И. Искусство Италии [Текст] / Е.И. Ротенберг. — М.: Искусство, 1967 г. — 510 с.

  14. Рукавицын М.М. Эстетическая деятельность в социалистическом обществе [Текст] / М.М. Рукавицын. — М.: АН СССР, 1985 г. — 207 с.

  15. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] : Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.

  16. Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс] // Академик. — Режим доступа: . свободный, — Загл. с экрана.

  17. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям [Текст] / В.А. Сухомлинский. — М.: 1974.

  18. Ушинский Д.К. Избранные педагогические сочинения [Текст]. В 2 т. / Д.К. Ушинский. М.: Педагогика, 1954 г. — 2 т.

  19. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / М — во образования и науки Рос. Федерации. — М.: Просвещение, 2010. — 31 с. — (Стандарты второго поколения).

  20. Фейербах Л. История философии [Текст] / Собрание сочинений в 3-х томах. Т.3. — М.: Мысль, 1976. — 544с.

  21. Харламов И. Ф. Педагогика [Текст] / И.Ф. Харламов. М.: Гардарики, 2002 г. – 520 с.

  22. Шацкая В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе [Текст] / В.Н. Шацкая. М.: Петроград, 1955 г. — 160 с.

  23. Эстетика [Электронный ресурс]// Краткий словарь по эстетике. — Режим доступа: , свободный. — Загл. с экрана.

Приложения, Приложение 1., Анализ живописного произведения.

Для того, чтобы абстрагироваться от сюжетно-бытового восприятия, вспомните, что картина – не окно в мир, а плоскость, на которой живописными средствами может быть создана иллюзия пространства. Поэтому сначала проанализируйте базовые параметры произведения:

1) Каков размер картины (монументальный, станковый, миниатюрный?

2) Каков формат картины: вытянутый по горизонтали или вертикали прямоугольник (возможно, со скруглённым завершением), квадрат, круг (рондо), овал?

3) В какой технике (темпера, масло, акварель и т.д.) и на какой основе (дерево, холст и т.д.) выполнена картина?

4) С какого расстояния она лучше всего воспринимается?

I. Анализ изображения.

4. Есть ли в картине сюжет? Что изображено? В какой среде располагаются изображённые персонажи, предметы?

5. На основании анализа изображения Вы можете сделать вывод о жанре. К какому жанру принадлежит картина (портрет, пейзаж, натюрморт, обнажённая натура, бытовой, мифологический, религиозный, исторический, анималистический)?

6. Как Вам кажется, какую задачу решает художник – изобразительную? Выразительную? Какова степень условности или натурализма изображения? Тяготеет ли условность к идеализации или к экспрессивному искажению?

Как правило, с жанром связана композиция картины.

7) Из каких составляющих складывается композиция? Каково соотношение объекта изображения и фона/ пространства на полотне картины?

9) Какой угол зрения выбрал художник – сверху, снизу, вровень с изображенными объектами?

10) Как определена позиция зрителя – вовлекается ли он во взаимодействие с изображенным на картине, или ему отводится роль отстраненного созерцателя?

11) Можно ли назвать композицию уравновешенной, статичной, или динамичной? Если присутствует движение, как оно направлено?

12) Как построено картинное пространство (плоскостно, неопределенно, выгорожен пространственный слой, создано глубокое пространство)? За счёт чего достигается иллюзия пространственной глубины (различие в размере изображенных фигур, показ объёма предметов или архитектуры, с помощью градаций цвета)?

Композиция разрабатывается средствами рисунка.

13) Насколько выражено в картине линейное начало?

14) Подчеркнуты или скрадены контуры, отграничивающие отдельные предметы? Какими средствами достигается этот эффект?

15) До какой степени выражен объём объектов? Какими приёмами создаётся иллюзия объёма?

16) Какую роль в картине играет свет? Какой он (ровный, нейтральный; контрастный, лепящий объём; мистический).

Прочитывается ли источник/направление света?

17) Читаются ли силуэты изображенных фигур/объектов? Насколько они выразительны и ценны сами по себе?

18) Насколько детализировано (или наоборот обобщено) изображение?

19) Передаётся ли разнообразие фактур изображённых поверхностей (кожа, ткани, металл и т.д.)?

Колорит.

20) Какую роль играет в картине колорит (подчинён рисунку и объёму или наоборот подчиняет себе рисунок и сам выстраивает композицию).

21) Является ли цвет просто окраской объёма или чем-то большим? Является ли он оптически достоверным или экспрессивным?

22) В картине преобладают локальные цвета или тональный колорит?

23) Различимы ли границы цветовых пятен? Совпадают ли они с границами объёмов и предметов?

24) Художник оперирует большими массами цвета или маленькими пятнами-мазками?

25) Как написаны теплые и холодные цвета, пользуется ли художник сочетанием дополнительных цветов? Для чего он это делает? Как переданы наиболее освещенные и затенённые места?

26) Есть ли блики, рефлексы? Как прописаны тени (глухо или прозрачно, цветные ли они)?

27) Можно ли выделить ритмические повторы в использовании какого-либо цвета или сочетания оттенков, можно ли проследить развитие какого-либо цвета ? Есть ли доминирующий цвет/ сочетание цветов?

28) Какова фактура живописной поверхности – гладкая или пастозная? Различимы ли отдельные мазки? Если да, то какие они – мелкие или длинные, жидкой, густой или почти сухой краской нанесены?

Приложение 2, План анализа живописного произведения.

1.Автор, название произведения, время и место создания, история замысла и его воплощение. Выбор модели.

2.Стиль, направление.

3.Вид живописи: станковая, монументальная (фреска, темпера, мозаика).

4.Выбор материала (для станковой живописи): масляные краски, акварель, гуашь, пастель. Характерность использования данного материала для художника.

5.Жанр живописи (портрет, пейзаж, натюрморт, историческая живопись, панорама, диорама, иконопись, марина, мифологический жанр, бытовой жанр).

Характерность жанра для работ художника.

6.Живописный сюжет. Символическое содержание (если есть).

7.Живописные характеристики произведения:

цвет;

свет;

объем;

плоскостность;

колорит;

художественное пространство (пространство, преображенное художником);

линия.

8.Детали.

9.Личное впечатление, полученное при просмотре произведения.

Приложение 3

Приложение  1

Приложение  2

Рис. 1. А. Андреев «Белая берёза», Рис. 2. И. Грабарь «Февральская лазурь»