Формирование эстетической культуры учащихся на х изобразительного искусства

Курсовая работа

От уровня культуры каждого отдельно взятого человека зависит уровень культурного развития в целом, поэтому вопрос о формировании эстетической культуры личности всегда был и будет актуален. Для этого нужно обладать некоторыми качествами, которые будут помогать создавать красоту и наслаждаться ею. Эти качества в совокупности своей и составляют эстетическую культуру личности. Эстетическое чувство, а также особая эмоциональная отзывчивость к прекрасному, являются первоосновой этой культуры. Но этого недостаточно. Нужен еще и некоторый фонд теоретических и конкретных знаний для того, чтобы в полной мере воспринимать красивое или как-то проявить себя в художественном творчестве. На базе этих теоретических и конкретных знаний развиваются представления и понятия об эстетических ценностях, то есть эстетический кругозор.

Для формирования эстетического отношения к действительности особое значение имеет эстетический идеал, который выступает, как цель и образец, стимулирующий сознательное стремление к совершенной красоте. Эстетический вкус, как непосредственное отражение эстетических позиций человека, его идеалов и взглядов – есть умение отличать прекрасное от безобразного, истинную красоту от ложной. Эстетические потребности и интересы, наиболее ярко выражающие ценностные ориентации личности в сфере прекрасного, служат существенным показателем эстетического отношения человека к миру.

Мы воспринимаем и оцениваем красоту в искусстве и действительности, главным образом, с помощью эстетических чувств и сознания. Человек сам создает «прекрасное» в процессе творческой деятельности, обладая художественными способностями.

Безусловно, уже в раннем возрасте, стоит начинать развивать способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. И этот вопрос, в настоящее время, более чем актуален, поскольку ежедневно на обучающихся обрушивается такой огромный поток разнообразной информации, которую детский мозг адекватно воспринять может не всегда. Исходя из этого, существует потребность выработать у обучающихся некую систему художественных представлений, убеждений, взглядов, которая будет направлена на воспитание эстетического вкуса и чуткости. Помимо этого, у школьников будет воспитываться стремление и умение вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бороться против всего уродливого, безобразного, низменного, а также готовность проявить себя в искусстве.

4 стр., 1507 слов

Эстетические потребности человека

... для них. Например, "эстетическая потребность – наиболее глубокая характеристика эстетического развития личности, которая проявляет себя не только в факте восприятия прекрасного, но и в факте ... В художественной культуре выражено извечное стремление людей к более совершенному миру, абсолютной гармонии бытия"15. Потребность в "выходе за рамки" собственного существования. Потребность приобщения к ...

Тема исследования, Цель работы, Объект исследования, Предмет исследования, Гипотеза исследования

Задачи:

  1. выявить сущность, содержание, структуру эстетической культуры обучающихся;

  2. выявить основные средства формирования эстетической культуры на уроках изобразительного искусства;

  3. исследовать уровень сформированности эстетической культуры обучающихся;

  4. сделать практические выводы и обозначить наиболее правильные действия со стороны преподавателя по повышению эстетической культуры обучающихся.

теоретические методы

Значимость эстетической культуры и ее формирования у обучающихся очень велика. Многие отечественные и зарубежные педагоги уделяли большое внимание развитию эстетического сознания, художественного вкуса у обучающихся, так как каждый человек по натуре своей является художником, хочет он того, или нет, и он всегда будет стремиться строить свою жизнь по законам красоты. При рассмотрении теоретической части педагогами будут предлагаться различные средства и методы, которые будут способствовать формированию эстетической культуры у обучающихся.

На практическом этапе применяются эмпирические методы исследования. На базе конкретной школы (МОДО «ДШИ» с. Койгородок) для определения уровня эстетического сознания личности обучающихся автором предлагается провести анкетирование, по результатам которого будет выявлено, на каком уровне находится эстетическое сознание и эстетическая культура обучающихся. А также, как одно из средств приобщения к искусству, будет организована поездка на пленэр в п. Кажим Койгородского района. По результатам всех исследований автором будут даны рекомендации для педагогов по повышению уровня эстетической культуры у обучающихся.

База исследования –, Глава 1. Теоретические основания проблемы формирования эстетической культуры у обучающихся

«Чтобы воспитывать человека чувствующим и думающим, его

следует воспитывать, прежде всего, эстетически»

Ф. Шиллер.

1.1 Понятие эстетической культуры и ее виды

Интеллектуальное и творческое развитие во многом зависит от эстетической культуры, являющейся элементом духовной культуры человека. Эстетическая культура – это способность человека в соответствии со своими субъективными понятиями красоты и прекрасного оценивать окружающий его мир, умение прочувствовать свою связь с миром и людьми. Она не только воплощает и закрепляет положительное к миру отношение со стороны человека, но и позволяет совершенствовать его, и, в соответствии с эстетическими представлениями, его изменять.

5 стр., 2178 слов

Духовная культура человека

... вместе с этой 1. Мораль 2. Массовая культура 3. Мораль и нравственность 4. Духовная сфера общества Сочинение на тему духовная культура человека Общаясь с людьми, все мы, как правило, составляем о ... что происходит вокруг. Такой человек создает внутри себя особый мир, который никогда не стоит на месте, а находится в постоянном движении вперед, в постоянном развитии. Человек высокой духовной культуры ...

Для человека важно то, чтобы он умел видеть прекрасное и созидательное не только в искусстве, но и в окружающей его действительности.

включает в себя

  1. сфера эстетически ценностного отношения человека к миру;

  2. сфера художественной деятельности людей.

Сфера эстетически ценностного отношения человека к миру выражается в эстетическом отношении к разнообразным объектам мира через эстетическое восприятие, оценки, вкусы, переживания, то есть, рассматривает особенности эстетического сознания личности. Возможности личности ориентироваться и действовать в многообразии эстетических и художественных ценностей, связаны с уровнем эстетической культуры. Здесь объектами эстетического восприятия могут выступать люди с их поступками, природные явления, а также различные продукты человеческой деятельности.

Способность эстетической культуры проявляться в сфере человеческого общения, сопереживания, является, возможно, ее наиболее значительным моментом.

Если эстетическая культура ограничится только изучением чувственного познания, то она рискует потерять свое самостоятельное значение и превратится просто в раздел философской теории познания. Если эстетика ограничится только теорией искусства, которая необходима для того, чтобы понимать природу искусства и эстетическую деятельность человека, то она потеряет свою связь с философией.

Следовательно, сфера художественной деятельности людей исследует ее виды и место в культуре, особенности восприятия произведений искусства, а также, их влияние на человека.

Рис.1. Строение эстетической культуры

Как писал В.Г. Белинский, «чувство изящного – есть условие человеческого достоинства. Без этого чувства нет ума, нет гения, нет таланта…не человек тот, кто в драме видит только театральную пьесу, в романе – сказку, кто смолоду не смог полюбить стихов. Основа нравственности и доброты – есть эстетическое чувство» [18; с. 363].

Функции, присущие эстетической культуре

Рис. 2. Функции эстетической культуры

У человека на протяжении всей его жизни формируется эстетическое отношение к миру. Эстетической культуре школьников во все времена, большое внимание уделяли не только отечественные, но и зарубежные педагоги.

К.Д. Ушинский, основоположник научной педагогики, выдающийся русский педагог, сформулировал роль этического, эстетического и эмоционального так: «Главную задачу воспитания составляет влияние нравственного. Эта задача гораздо более важна, чем наполнение головы познаниями и разъяснение каждому его личных интересов» [18].

10 стр., 4945 слов

Роль искусства в жизни общества

... запаса знаний. 1 2 Искусство в жизни человека / Сочинения / Сочинения на свободную тему / 11 класс / Искусство — это творческое осмысление окружающего мира талантливым человеком. Плоды этого осмысления принадлежат ... работы мысли. Человек должен захотеть научиться видеть и понимать прекрасное, тогда искусство будет благотворно влиять на него, общество в целом. Это, наверное, будет в будущем. А ...

Ушинский, руководствуясь психическим законом, подчеркивал, что музыка, поэзия, живопись, ваяние могут быть отдохновением после труда, либо же находиться в живой связи с трудом человека; они не только теряют свою развивающую силу и действуют отрицательно на нравственное и умственное развитие человека, но и делаются предметом праздной прихоти.

Великий советский педагог В.А. Сухомлинский считал, что эмоциональное и эстетическое воспитание неразрывно связаны. Он полагал, что именно с развития культуры ощущений и восприятий начинается эмоционально-эстетическое воспитание. От культуры ощущений и восприятий зависит тонкость чувств, переживаний, эмоционально-эстетического отношения к окружающей среде, да и к самому себе. Чем больше видит и слышит человек в окружающем его мире оттенков, тонов, полутонов, тем тоньше его ощущения и восприятия; эмоциональный диапазон тем шире, чем глубже выражается личная эмоциональная оценка фактов, предметов, событий и явлений, которые, в целом, характеризуют духовную культуру человека. Так же стоит отметить, что, по мнению Сухомлинского, культура эстетических чувств требует высокой общей культуры школьной жизни, а особенно культуры моральной, то есть к человеку должно быть отношение, как к наивысшей ценности. Там, где господствует грубость, равнодушие, непорядочность в мелочах повседневной жизни, эстетические ценности окажутся бессильны. Чуткость, сердечность, задушевность – именно с такого богатого подтекста эмоциональных отношений между членами коллектива начинается эстетическое воспитание. Красота человеческих взаимоотношений заключается, прежде всего, в справедливости и правдивости, в гармоничном соединении красоты самого человека и того, что его окружает. Также Сухомлинский развивал нравственно-эстетическое воспитание средствами природы, используя теоретические и прикладные аспекты.

Немаловажное значение эстетическому воспитанию школьников придавал и А.С. Макаренко. Он отмечал, что важно пробудить в детях и подростках стремление утверждать красоту отовсюду, где они проводят свое время: в школе, дома; занимаются ли они делами или просто отдыхают. Необходимо детей привлекать и к тому, чтобы они сами создавали эстетическую обстановку в своем классе, школе, и, конечно же, дома. Те, кому посчастливилось стать очевидцами, побывавшими в учебно-воспитательных учреждениях, которыми руководил Макаренко, рассказывали, что в помещениях была идеальная чистота, было множество зеркал, сверкающий паркет, в столовых на столах лежали белоснежные скатерти и было огромное разнообразие цветов [9; с. 365].

Как отечественные, так и зарубежные педагоги задавались вопросами об эстетическом воспитании школьников. К примеру, М. Монтессори называла развитие поэтического, музыкального слуха, чувства цвета, ритма, формы, ритмики движений детей, развитием способностей эстетического восприятия культурной среды [11; с. 189].

От степени художественной образованности, широты интересов и глубины понимания сфер искусства, развитой способности видеть художественные достоинства произведений, зависит уровень художественной культуры. Все эти характеристики можно объединить в понятии художественного вкуса. Художественный вкус формируется и развивается в процессе общения личности с искусством. Но нельзя утверждать, что художественный вкус сводится только к способности эстетических суждений и оценок произведений искусства. Он также реализуется в формировании чувства прекрасного и высокого , в эмоционально-чувственном переживании человека. Отсюда следует вывод, что происходит проникновение произведений искусства во внутреннюю духовную структуру личности человека, она значительно обогащается, расширяется горизонт чувствования и понимания явлений окружающего мира, что способствует более глубокому осознанию неповторимости жизни и смысла своего существования [12].

8 стр., 3614 слов

Художественная культура как особая форма эстетической культуры

... целенаправленного воздействия, т.е. эстетического воспитания. Вопрос №1. Эстетическая и художественная культура личности Значение эстетического и художественного развития личности как важнейшего рычага общественного прогресса возрастает в переходные эпохи, требующие от человека повышенной творческой ...

Эстетическая культура исследуется многими науками – эстетикой, философией, психологией, культурологией, семиотикой и др. Каждая из этих наук рассматривает определенный аспект данного вопроса.

Рис. 3.

Рис.3. Исследование эстетической культуры разными науками

В эстетике немаловажную роль занимают категории , помогающие человеку эстетически оценивать окружающую его действительность [3].

Таблица 1

КАТЕГОРИИ ЭСТЕТИКИ

ПРЕКРАСНОЕ, БЕЗОБРАЗНОЕ

Занимает в эстетике центральное место. Характеризует явления, которые обладают высшим эстетическим совершенством. Существуют разные трактовки этого понятия:

  • Аристотель – «прекрасно все справедливое» («Антириторика»);

  • Винкельман – «прекрасное в многообразии единого»;

  • Ф. Шиллер «красота – это свобода».

Прекрасное характеризуется тем, что действует на человека чрезвычайно полезно: поднимает его над всем мелким и суетным, и приобщает к мыслям о вечном.

Выражает собой негативную эстетическую ценность, противопоставление красоте и совершенству.

Аристотель: «Изображение безобразного средствами искусства способно доставлять эстетическое наслаждение, если его правильно отразить и суметь донести до человека смысл его изображения» («Поэтика»).

ВОЗВЫШЕННОЕ

НИЗМЕННОЕ

7 стр., 3220 слов

Эстетическое воспитание

... усиливает мировоззренческое воздействие на личность, превращает искусство в сильнейшее воспитательное оружие. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ – это формирование определенного эстетического отношения человека к действительности. В процессе эстетического воспитания вырабатывается ориентация личности в мире эстетических ценностей, в соответствии с представлениями об ...

Выражает сферу ценностей, имеющих большое общественное значение, изображает находящееся за пределами повседневной жизни, и то, к чему следует стремиться людям. Возвышенное – грандиозность, монументальность.

Противоположная возвышенному, чрезвычайно негативная, крайняя степень безобразного. Это разрушительные силы, скрывающие в себе угрозу для людей. Вечная тема мирового искусства – низменность человеческой подлости, гордыни, любой формы тоталитаризма.

КОМИЧЕСКОЕ, ТРАГИЧЕСКОЕ, УЖАСНОЕ

В сущности комического лежит противоречие, так как эффект комизма, есть результат контраста, противостояния, разлада. Указывает людям на недостатки и пороки общества, помогает выявить и искоренить их.

Трагическое

Ужасное

Табл.1. Категории эстетики

Таким образом, можно сделать вывод о том, что знание сущности эстетической культуры, понимание ее важности и значения, помогают правильно сформировать и осуществить процесс эстетически-нравственного воспитания, а также подобрать подходящие методы и средства для осуществления этого процесса.

1.2 Главные элементы эстетической культуры

Как часть базовой культуры личности, эстетическую культуру можно определить, как некую совокупность качеств и способностей человека:

  1. к восприятию эстетических явлений в природе и жизни;

  2. к эстетическим переживаниям;

  3. к художественной эстетической деятельности.

Рис. 4 Формирование эстетической культуры

Понятие эстетической культуры неразрывно связано со следующими понятиями.

Эстетическое воспитание

На сегодняшний день процесс формирования и развития эстетического эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности, а также соответствующей ему действительности, именуется эстетическим воспитанием. Эстетическое воспитание приобретает ценность и реализуется при самообразовании и саморазвитии личности.

Эстетическое воспитание включает:

  1. направление;

  2. содержание;

    15 стр., 7324 слов

    «Художественно — эстетическое воспитание дошкольников ...

    ... с недостатками. Эстетическое воспитание - это целенаправленный процесс творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности [12, с.162]. Эстетическое воспитание - это целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения ...

  3. формы воспитательной и методической работы.

Первооснова эстетического воспитания – это формирование всесторонне развитой личности человека. Эстетическое воспитание тесно связано с нравственными, трудовыми, экологическими, физическими направлениями воспитания. Главная цель эстетического воспитания – сформировать эстетические чувства, потребности и интересы, эстетические вкусы и идеалы, а также выявить и развить способности человека к художественному творчеству и эстетическому осознанию окружающей его действительности.

основным целям

  1. развитие готовности личности к восприятию, оценке эстетических объектов в искусстве и действительности;

  2. совершенствование эстетического сознания;

  3. формирование творческих способностей в области художественной, духовной, физической культуры.

Эстетическое воспитание способствует гармонизации и развитию всех духовных способностей человека, которые так необходимы ему в различных областях творчества. Так как красота является своеобразным регулятором взаимоотношений между людьми, соответственно, эстетическое и нравственное воспитание тесно связаны между собой. Человек очень часто, на уровне интуиции, тянется к добру именно благодаря красоте. Также стоит отметить, что эстетическое воспитание играет большую роль в желании человека познавать окружающий его мир (развиваются познавательные способности) [10].

Без элементарных эстетических знаний и впечатлений не может возникнуть склонность к эстетически значимым предметам и явлениям. Таким образом, эстетическое воспитание не может полноценно развиваться, если у человека отсутствуют эти знания. Эстетическое воспитание, на основе полученных знаний и явлений, формирует разносторонние способности эмоциональной и чувственной жизни человека и ценностного отношения к окружающей его действительности.

Многие отечественные и зарубежные педагоги в своих трудах поднимали вопросы о проблемах эстетического воспитания. Благодаря этому, мы имеем множество различных подходов к определениям понятий, а также к выбору средств и методов для развития эстетического воспитания у школьников.

принцип бинарности:

  1. духовное – материальное;

  2. прекрасное – безобразное;

  3. оценка личностью эстетических свойств реальности и искусства [4; с. 175].

    1 стр., 383 слов

    Воспитание имеет приоритет над образованием. Создает человека ...

    ... И мне кажется единственно верным, что воспитание и образование неразрывно связаны между собой. Образование формирует интеллект человека, а воспитание дает целостную высоконравственную личность. В процессе воспитания происходит становление личности, которая может ...

Рис.5. Задачи эстетического воспитания

Известный специалист по эстетическому воспитанию В.Н. Шацкая в своей книге «Общие вопросы эстетического воспитания в школе» говорит о том, что «в педагогике эстетическое воспитание – это воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать, правильно понимать и оценивать красоту в окружающем мире – в явлениях искусства, в природе, в обществе, в труде» [19, с. 35].

В своей книге «Теория эстетического воспитания школьников» Д.Б. Лихачёв так трактует понятие эстетического воспитания: «Эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования активной творческой личности детей, способность жить и творить по «законам красоты», а также, способность воспринимать и оценивать категории эстетики: прекрасное, трагическое, комическое, безобразное, ужасное в жизни и искусстве» [8].

В эстетическом становлении ребенка, он подчеркивает ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия. Но оно не должно носить спонтанный, стихийный характер, так как тогда будет невозможно гармоничное воспитание эстетически развитой личности человека.

Безусловно, для успешного достижения поставленных целей в эстетическом воспитании, должны быть использованы различные методы и средства.

Б.М. Неменский выделил следующую особенность: «В деле формирования эстетической культуры личности обучающихся должна быть сформирована единая четкая система, которая будет объединять все предметы, все внеклассные занятия, а также всю общественную жизнь школьников, и каждый предмет и вид занятия будут иметь свои четкие задачи» [13; с. 58]. У каждой системы должна быть своя основа, на которую она будет опираться. В системе эстетического воспитания такой основой можно считать искусство.

Рис.6. Виды искусств, составляющие основу эстетического воспитания

В своих трудах В.А. Сухомлинский рассматривает эстетику поведения, как одно из средств эстетического воспитания. Помимо культуры поведения, он включает еще и культуру общения:

  1. учитель – ученики;

  2. ученики – коллектив.

«Опыт общения, даже если он недостаточно осознается, глубоко переживается человеком. Именно в этом заключается сила воспитательного воздействия отношений внутри коллектива на эстетическое развитие личности. Это переживание, стремление занять желаемое положение среди людей для формирования личности является мощным внутренним стимулом.

В соответствии с вышеизложенным можно сделать вывод о том, что правильный взгляд на жизнь и окружающий человека мир формируется в результате эстетически содержательного общения обучающихся с искусством, и, как следствие, достигается полноценное эстетическое воспитание.

Приобщением обучающихся к искусству и творчеству занимается художественное воспитание.

Художественное воспитание

образное мышление.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что роль эстетического и художественного воспитания в социальном воспроизводстве человека очень велика. Эстетическая и художественная культура личности чрезвычайно важна для целенаправленного формирования ее в людях.

Рис.7. Значение эстетического воспитания

32 стр., 15581 слов

Народная культура и искусство России

... с невербальными видами искусства. Основные тенденции и закономерности развития русской художественной культуры XVII в., выявленные ... заслуженного деятеля искусств России. Он был художником, остро чувствовавшего свою гражданскую ответственность перед народом. Среди живописцев, ... они должны были создать образы замечательных людей прошлого: революционеров, философов, писателей, художников, композиторов, ...

Эстетическое воспитание:

  1. интенсифицирует развитие самосознания;

  2. способствует формированию социальной позиции, основанной на гуманистических ценностях;

  3. гармонизирует эмоционально – коммуникативную сферу детей;

  4. снижает остроту реагирования на стрессовые факторы у детей с повышенной чувствительностью (оптимизирует их поведение);

  5. расширяет возможности совместной деятельности и общения детей.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в различных исторических условиях, научное осмысление эстетического воспитания проходило сложный, долгий путь. Большинство педагогов склонны полагать, что формирование у школьников стремления и умения строить свою жизнь по законам красоты – есть эстетическое воспитание, которое, в свою очередь, является одним из компонентов целостного педагогического процесса.

Рис.8. Приоритетные направления эстетического воспитания

Каждый человек по натуре своей – художник. Хочет он того, или нет, но он, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту. Эстетическое освоение действительности, в той или иной форме, присутствует во всякой творческой деятельности; оно не может ограничиваться какой-либо одной деятельностью в области искусства. То есть, можно считать человека художником всегда, в любое время, ведь он таковым и является; мнение о том, что художник тот, кто пишет стихи, сочиняет музыку, или пишет картины, явно ошибочно. Эстетическое начало заложено в человеке, в его труде и деятельности, ведь оно направлено на преобразование окружающей его действительности, да и самого себя [7, с. 285].

Эстетическое отношение человека к действительности обязано своим происхождением его трудовой деятельности. Фундамент эстетического развития личности, как явления возвышенного, прекрасного, облагораживающего, составляют осязание и переживание труда, как игры физических и духовных сил.

Художественно-творческие способности требуют особой, четко сформированной методики. Необходимо предоставить возможность для развития художественно-творческих способностей детей, начиная с раннего возраста. Этому способствуют:

  1. работа кистью, красками, мелками, карандашами;

  2. вырезание ножницами, склеивание, складывание бумаги;

  3. работа с тканью, деревом, природными материалами.

Очень важно своевременно обнаружить склонности ребенка к искусству (наблюдение, проверка слуха, зрительное восприятие), а также, стимулировать творческую деятельность детей, закреплять успехи в достигнутом постоянными тренировками, постепенно усложнять задачи и стараться овладеть новыми умениями и навыками. При этом не стоит забывать о том, что занятия музыкой, рисованием, хореографией должны приносить радость, в противном случае успеха ожидать бессмысленно. Объективная оценка художественного творчества детей является существенным условием успеха [2, с. 69].

Гармония физических движений рождает внутреннюю духовную красоту. Чтобы детский труд не стал для ребенка обузой, он должен быть отмечен красотой, точностью движений, вдохновением, увлеченностью, и, конечно же, нести в себе определенную цель. Если будут соблюдены все эти требования, детский труд и творчество будут доставлять детям эстетическое наслаждение.

Немало эстетических впечатлений дает деятельность учения. В математике, например, нередко говорят: «Красивое, изящное решение или доказательство». Под этим понимается их простота, в основе которой лежит высшая целесообразность, гармония.

некоторые выводы

  1. современный школьник может видеть и достаточно глубоко переживать прекрасное в природе, искусстве, учении, труде;

  2. он откликается на комическое и смешное, а также, его привлекают образы и события, в которых имеет место героическое и возвышенное;

  3. эмоциональная активность школьников (как показывают исследования) с годами (в старших классах) заметно снижается, ей на смену приходит интеллектуальное освоение действительности;

  4. некоторые подростки и старшеклассники (в большинстве своем) имеют некоторые знания о жизни и деятельности выдающихся писателей, поэтов, живописцев, актеров, но осведомленность их в разных видах искусства неодинакова;

  5. в эстетических взглядах современных обучающихся на искусство почти отсутствуют знания о законах эстетики, художественного творчества, о критериях красоты в искусстве и окружающем мире;

  6. как было отмечено ранее, с возрастом направленность и характер эстетического отношения к действительности изменяются:

  1. младшие проявляют большой интерес к природе и окружающей среде;

  2. подростки удовлетворяют свои потребности за счет искусства (не задаются вопросами о нравственном, их просто привлекает «красивое» и т.п.);

  3. старшеклассников больше интересует эстетика поведения, отношения между людьми и их внешний облик;

  1. детей и подростков в художественных произведениях больше привлекает событийная сторона; старшеклассники же, напротив, стараются в искусстве найти ответы на все волнующие их нравственно-эстетические вопросы и проблемы; восприятие ими литературы, музыки, живописи носит личностный, сопряженный с раздумьями и самооценкой, индивидуальный характер;

  2. также имеются различия в эстетических запросах мальчиков и девочек. Девочек больше интересует лирика, они любят живопись, классическую музыку, поэзию. Для мальчиков наиболее характерна любовь к героическому, они интересуются художественной фантастикой и предпочитают комедии.

Способности обучающихся активно проявляются в различных видах художественно-творческой деятельности. В подростковом возрасте вырастает потребность в эстетическом творчестве. Подобные интересы сохраняются и в период ранней юности. Процесс всестороннего развития художественных способностей обучающихся сдерживает то, что усложняется содержание эстетической деятельности, которое требует новых знаний и умений, но школьники этими знаниями и умениями подчас не располагают [17].

Следовательно, можно сделать вывод о том, что с возрастом эстетическое становление девочек и мальчиков заметно отличается. Их эстетическое развитие сопряжено с немалыми трудностями и противоречиями:

  1. противоречие между красотой и недостатками эстетической воспитанности;

  2. специальная подготовка к восприятию, осмыслению жизни и искусства с точки зрения эстетики.

1.3 Формирование эстетической культуры обучающихся на уроках изобразительного искусства

Формирование эстетической культуры – это не только расширение художественного кругозора, увеличение числа прочитанных книг, увиденных кинофильмов, услышанных музыкальных произведений. Это организация человеческих чувств, духовного роста личности. Если школьник способен чувствовать красоту положительного поступка, поэзию творческого труда – это говорит о высоком уровне его эстетической культуры. Есть такие люди, которые, наверное, перечитали сотни романов и стихов, они ходят на выставки, концерты, знают практически все о событиях художественной жизни, но нарушают нормы общественной морали. Эстетические взгляды и вкусы таких людей не стали их внутренней принадлежностью, они далеки от подлинной эстетической культуры [15; с. 65].

С наибольшей полнотой и последовательностью проявляются в искусстве художественный потенциал человека, его эстетические возможности. «Время и пространство, в котором живет красота человеческого духа, есть искусство». Как одна из форм человеческого познания, искусство на определенном историческом этапе обособляется от материального производства в специфический вид деятельности, порожденный человеческим трудом. Оно воплощает в себе все особенности эстетического отношения человека к окружающему миру.

Учебный план общеобразовательной школы включает в себя такие дисциплины художественного цикла, как литература, музыка, изобразительное искусство.

Художественное воспитание

Преподавание изобразительного искусства является одним из средств приобщения обучающихся к художественной культуре. Оно призвано развивать у них художественное мышление, творческое воображение, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности. В свою очередь, это требует научить детей основам изобразительной грамоты, научить их пользоваться выразительными средствами рисунка, живописи, лепки, декоративно-прикладного искусства. Касательно данной проблемы, необходимо проанализировать труды известных психологов и педагогов, чтобы доказать особую важность занятий изобразительным искусством.

Впервые взгляды на обучение изложил великий чешский педагог Ян Амос Коменский. В «Великой дидактике» Я.А. Коменский изложил основы, на которых должно быть построено обучение. Наглядность, как он считает, является общим из основных принципов.

Требование Я.А. Коменского о наглядности обучения включает в его процесс внешние чувства обучающихся. «Не навязывать ничего такого, что не соответствует возрасту и методу обучения, учитывать при обучении возрастные особенности учащихся и учить их, исходя из особенностей содержания обучения» – такое важное положение впервые выдвигает Коменский. Рисование он не включает в план школы, хотя его «Великая дидактика» оказала влияние на развитие методики обучения рисованию, когда оно было включено в курс начальной школы [6].

Свое мнение о важном значении рисования высказывал Ж.-Ж. Руссо. Он считал, что рисование – это занятие, которое развивает органы чувств, учит наблюдать. Также, он говорил о том, что занятия по изобразительному искусству должны протекать среди природы, потому что общение с природой способствует воспитанию любви к ней и к ее красотам.

Свою методику обучения он излагает так: «Я хочу, чтобы у Эмиля (сын Руссо – В.Т.) не было другого учителя, кроме самой природы; зачем нужен учитель, который будет учить его «подражать подражаниям» или рисовать с рисунков. Я хочу, чтоб перед его глазами был оригинал, не бумага с изображением, а именно оригинал, чтобы он рисовал дом с дома, дерево с дерева, человека с человека и, таким образом, научился бы наблюдать тела и их видимые формы» [15, с. 98].

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что Руссо осуждает метод копирования. Натура, – как он считает, – является единственным образцом для рисования. Исходя из этого, намечаются общеобразовательные задачи воспитания.

Рис.9. Задачи воспитания

Рис.10. Основные средства художественной выразительности

Именно благодаря обучению таким средствам художественной выразительности ученики впоследствии овладевают основами реалистического изображения.

Произведения изобразительного искусства:

  1. помогают познавать жизнь человека и природы;

  2. развивают зрительное, художественно-образное мышление, восприятие, пространственное воображение.

Зритель с помощью своего воображения может «оживить» картину, скульптуру, ведь в них запечатлен один момент, одно мгновение в цепи событий. Благодаря своему воображению, он может увидеть в них эти события, характеры и образы в движении.

Касаемо живописи, можно сказать, что рассматривание картин – такой же сложный способ эмоционально-эстетического влияния, как и музыка; это познание мира чувств, углубленное познание вещей. В настоящем искусстве нет ничего элементарного; существует множество картин, которые обучающиеся должны рассматривать как в детстве, так и в ранней юности и отрочестве. Повторное рассматривание картин можно назвать обостренностью восприятия красоты, ведь при этом развивается эмоциональная память. Искусство входит в духовную жизнь обучающихся именно благодаря повторному восприятию. Помимо того, что с каждым новым периодом эмоционально-эстетического и интеллектуального развития в воспитание включаются все новые произведения искусства, рассмотренные ранее картины рассматриваются повторно.

Необходимо уделять большое внимание тем произведениям живописи, в которых отражен человек с его сложным и многогранным духовным миром. Искусство должно служить источником познания мира чувств. В познании живописи и изобразительного искусства вообще, это правило эстетического воспитания особенно важно. Исключительно сильное средство интеллектуального, эмоционального и эстетического воспитания являет собой портретная живопись. Развитие эмоциональной чувствительности и чуткости к мыслям и чувствам другого человека – одна из самых тонких и трудных проблем воспитательной работы. С этой точки зрения, картины и скульптурные произведения составляют целую школу эмоционально-эстетического воспитания [16, с. 362].

основные цели

  1. обеспечить непосредственное ознакомление учащихся с выдающимися произведениями русского, советского, зарубежного изобразительного искусства и архитектуры;

  2. научить понимать выразительный язык художника;

  3. научить понимать и чувствовать неразрывную связь содержания и художественной формы;

  4. воспитать эмоционально-эстетическое отношение к произведениям искусства.

Чтобы сформировать у обучающихся представления о жизненности искусства, с ними проводят занятия: «Искусство видеть. Ты и мир вокруг тебя», «Искусство вокруг нас», «Ты и искусство», «Каждый народ – художник», «Изобразительное искусство и мир интересов человека», «Декоративно-прикладное искусство и жизнь человека».

Также стоит отметить, что помимо классных занятий должны быть еще и внеклассные, такие, как посещение театров, музеев, галерей, всевозможных выставок, а также участие в конкурсах различного уровня. И, несомненно, классные и внеклассные занятия должны дополнять друг друга. Только в этом случае возможно успешное художественное воспитание, что, в свою очередь, влияет на формирование общей эстетической культуры обучающихся.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы. Эстетическая культура является элементом духовной культуры человека. Для человека важно, чтобы он умел видеть прекрасное не только в искусстве, но и в окружающей его действительности. Развитию эстетической культуры у обучающихся во все времена уделяли большое внимание как отечественные, так и зарубежные педагоги. Каждый из них предлагал свои методы и средства для формирования эстетической культуры у школьников. Роль эстетического и художественного воспитания (главных элементов эстетической культуры) очень велика. Ведь каждый человек по своей натуре художник. Он строит свою жизнь по законам красоты на интуитивном уровне. Тем более важно развивать эту способность у детей. Знание сущности, важности и значения эстетической культуры помогают правильно организовать и осуществить процесс формирования эстетической культуры у обучающихся.

Глава 2. Эмпирическое исследование формирования эстетической культуры обучающихся

2.1 Исследование уровня эстетической культуры обучающихся

В разные исторические эпохи эстетическое воспитание, а также формирование эстетической культуры, осуществлялось, в целом, присущими им формами и средствами. Если брать в пример Античный мир, то там наблюдался упор на изучение искусств, обучение пению, танцам, игре на музыкальных инструментах. Драма, архитектура, живопись, способствующие духовному развитию общества, получили развитие в Древней Греции. Ораторскому искусству основное внимание уделялось в Древнем Риме. Церковное искусство, а также музыка, под натиском религии, развивалось в Средние века. В период Ренессанса живопись, литература, архитектура, театр, занимали центральное место.

Одновременно с совершенствованием общей подготовки, эстетическое воспитание в XVII – XVIII веках основывалось на обучении рисованию, ручному труду, изучению искусства. Известные педагоги И. Гербарт, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, рассматривая вопросы эстетического воспитания, предлагали включать в него чтение художественных произведений, восприятие картин, слушание музыкальных произведений. В.А. Сухомлинский в эстетическое воспитание широко включал природу, окружающую действительность, быт, самостоятельное творчество.

Ведущие русские педагоги К.Д. Ушинский, В.И. Водовозов, В.П. Острогорский и др. педагоги второй половины XIX века, видели в эстетическом воспитании некий источник развития эстетических чувств, эстетического вкуса, а также формирование эстетической культуры, подчеркивая, что возможности эстетического воспитания содержатся в каждом школьном предмете. В обязательные предметы для изучения они включали литературу, музыку, изобразительное искусство, природу, а также художественное творчество – детский театр.

Из вышеизложенного напрашивается вывод, что в отечественной и зарубежной педагогической мысли прослеживается взаимосвязь эстетического воспитания с различными сторонами воспитания, а также отмечается важность сочетания в процессе эстетического воспитания всей совокупности разнообразных средств и форм, пробуждающих и развивающих в школьнике эстетическое отношение к жизни, к литературе и искусству.

Каждый вид искусства особо воздействует на человека своими специфическими художественными средствами и материалами: словом, звуком, движением, красками, различными природными материалами.

Таблица 2

Табл.2. Основные виды искусства

2.2 Повышение уровня эстетической культуры обучающихся через общение с природой

Природа – неисчерпаемый источник эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на человека. Она является одним из главных факторов, влияющих на развитие и формирование эстетических чувств школьников. Во время работы на природе, у школьников пробуждаются чувства к прекрасному, развивается художественное воображение, пространственно-образное мышление, художественный вкус, а также приобретаются трудовые навыки.

Невозможно не отметить тот факт, что природа имеет прямое отношение к развитию личности. Природу поистине можно считать неиссякаемым источником красоты, ведь она дает богатейший материал для развития эстетических чувств, вкуса, образного мышления, воображения, наблюдательности. Как писал К.Д. Ушинский, «Воля, простор, прекрасные и чудесные окрестности вашего городка или поселка, душистые овраги, бескрайние поля, прекрасная цветущая весна и золотистая осень – все это прекрасное, что окружает нас, разве не является нашим воспитателем?» Исходя из этого умозаключения он сделал вывод о том, что все прекрасное в природе, сама природа со своими красотами, может «посоперничать» с влиянием педагога на воспитательное влияние развития молодой души.

Во многих художественных произведениях литературы и искусства, с которыми знакомятся обучающиеся в школе, отражено нравственное и эстетическое отношение к природе. Отношения, которые устанавливаются между человеком и природой, можно считать подлинно-гуманными. Вся духовная жизнь человека, тем самым, природа для людей выступает, как средство нравственно-эстетического воспитания. Природа учит ребенка нравственному поведению благодаря гармонии, окружающей красоте, строгой закономерности, разнообразию линий и форм, красок и звуков. Она не является носителем общественной морали.

М. Монтессори также высказывалась о воздействии природы на развитие детей: «Необходимо объединять душу ребенка с мирозданием, чтобы он сам мог «впитать» в себя те знания, сокровища, добытые от природы, и мог ими обучаться напрямую. Метод, который помогает добиться поставленных целей – это сельскохозяйственный труд, выращивание растений, животных, а также, интеллектуальный анализ природы» [11].

В.А. Сухомлинский высказывался о взаимосвязи восприятия человеком природы и его внутреннего мира следующим образом: «Красота природы влияет на духовный мир человека только тогда, когда юное сердце облагораживается высшей человеческой красотой – добротой, правдивостью, человеколюбием, способностью сочувствовать и сострадать, непримиримостью ко злу и борьбой с ним…». Как средство эмоционального, эстетического и морального формирования культуры, красота природы является для школьника, прежде всего, школой культуры эстетического воспитания, она помогает ощущать красоту человека, воспитывает утонченность чувств.

Когда ребенок может наблюдать за изменениями погоды, за жизнью животных, наслаждаться красотой деревьев, ходить в походы и на экскурсии, тогда и происходит интеллектуальное осмысление природы. Такой метод более эффективен для младших школьников, потому что именно в этом возрасте детям свойственны эмоциональная отзывчивость и любознательность.

Приобретенные в процессе общения с природой в годы детства эмоционально-эстетические богатства в подростковом возрасте выступают одной из глубочайших человеческих потребностей, познание красоты природы порождает у детей жажду познавать новые источники эстетических богатств.

Эстетическое общение – вот с чего необходимо начинать формирование эстетической культуры обучающихся. Тонкое формирующее воздействие на становление эстетического сознания обучающихся оказывает тактичная передача преподавателем его отношения к миру, эстетических вкусов, идеалов в процессе развивающего обучения и воспитания. Задача преподавателя — акцентировать внимание на эстетических сторонах науки, изучаемого предмета, давать эстетическую оценку изучаемым явлениям. Для эстетического воспитания обучающихся личность преподавателя имеет огромное значение. Преподаватель не должен забывать о том, что его общая культура, педагогический такт, речь, эстетика манер, одежды, прически могут стать образцом эстетического поведения обучающихся.

Знания, которые дети получают на экскурсиях, пленэрах или просто уроках на открытом воздухе, дополняются и углубляются на уроках в классе. Во время пребывания детей на открытом воздухе, у них:

  1. обостряется их эстетическое видение красоты;

  2. развиваются воссоздающее воображение и образное мышление.

Благодаря тому, что ребенок находится «в единстве» с природой, ему легче удается воспринимать рассказы, стихотворения, сказки и осмысливать их. Также, он ярче чувствует красоту природных явлений, сопоставляет действительность и художественные образы.

Преподавателям, в свою очередь, следует чаще обращаться к произведениям писателей, поэтов, композиторов, художников, воспевавших красоту природы. Для обсуждения обучающимся можно предложить следующие вопросы и задания:

  1. найти и прочитать любимые вами описания лесов, полей, степей, рек, озер и др.;

  2. описать любимый уголок природы;

  3. попробовать отобразить свои впечатления о природе в стихах, рассказах, рисунках, поделках.

Любовь к природе

  1. заботе о сохранении природных богатств;

  2. посильном труде школьников на пришкольном участке;

  3. помощи животным и птицам;

  4. поддержании экологии.

Установление правильного отношения к

Чтобы воспитать в ребенке бережное и заботливое отношение к природе, преподаватели:

  1. используют картины известных художников: И Левитана, И. Шишкина, А. Саврасова и других;

  2. организуют чтение книг, беседы природоведческого содержания по произведениям писателей В. Бианки, К. Паустовского, М. Пришвина, Г. Скребицкого, Н. Сладкова.

Рис.13. Значение изучения природы для школьников

Проанализировав основные средства и методы, которые были использованы в данной главе, можно сделать некоторые выводы:

  1. необходимо активно вовлекать школьников в процесс улучшения окружающей среды;

  2. направлять их на создание прекрасного в искусстве и мире вокруг себя.

Чтобы поставленные цели были достигнуты, необходимо использовать различные средства, чередовать методы, стимулировать интерес обучающихся к поднятым проблемам и направлять их на путь созидательной, полезной для общества деятельности.

Учебный план (программа) несколько ограничивают возможности художественного образования и эстетического воспитания обучающихся. Эта ограниченность должна быть компенсирована и компенсируется в системе дополнительного образования. Развитию познавательных интересов, индивидуальных склонностей обучающихся в области прекрасного способствуют факультативы и кружки по искусству, а также посещение детских школ искусств.

Детская художественная самодеятельность – такое направление внеклассной работы, которому следует также уделять внимание. Этому способствуют хорошо поставленное сольное и хоровое пение, выразительное чтение, драматизация, внеклассные занятия по изобразительному искусству. Активизируют учащихся и различные формы творческих соревнований: смотры юных талантов, художественные конкурсы, эстафеты искусств.

Важно отметить то, что в эмоциональном и эстетическом воспитании ни в коем случае не допустим дидактизм и искусственное умиление красотой. Только искреннее увлечение педагога красотой природы может вызвать отклик у детей и зажечь огонек эстетических чувств в их душах.

Чтобы повысить уровень эстетической культуры у обучающихся, преподавателям необходимо проводить беседы с учениками, посещать музеи, выставочные залы, театры; совершать экскурсии на природу, организовывать походы; для обучающихся детских школ искусств большое значение имеет «рисование на открытом воздухе» (пленэр).

Заключение

В отечественной и зарубежной литературе довольно полно разработана проблема формирования эстетической культуры и эстетического воспитания. Это позволило провести тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы. Во всей системе учебно – воспитательного процесса формирование и развитие эстетической культуры действительно занимает важное место За ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.

Таким образом, автор в данной курсовой работе после тщательного разбора и на основе анализа педагогической литературы, познакомился с понятием «формирование эстетической культуры у обучающихся».

эстетическая культура.

Эстетическое воспитание – в этом понятии описывается содержание эстетической культуры. Это процесс формирования и развития эстетического эмоционального, чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности. Эстетическое воспитание – один из компонентов целостного педагогического процесса, призванный сформировать у обучающихся стремление и умение строить свою жизнь по законам красоты. Также, автором были изучены основные средства формирования эстетической культуры обучающихся – эстетическое восприятие природы, творчество и искусство.

Огромную роль в процессе формирования эстетической культуры играет школа. В учебном плане закреплены такие предметы как рисование, музыка, литература, искусство является их основой. На интеллектуальное и духовное развитие обучающихся благотворно влияют приобщение к искусству и занятия творчеством, вследствие чего формируются художественный вкус и видение прекрасного. Особый упор, при этом, делается на разнообразие форм и средств художественного воспитания.

Для определения уровня эстетического сознания обучающихся автором была разработана методика, позволяющая определить, на каком уровне находится эстетическое сознание обучающихся МОДО «Детская школа искусств» с. Койгородок. По результатам анкетирования автором были сделаны определенные практические выводы. Можно сделать вывод, что выдвинутая автором гипотеза о том, что эстетическое сознание большинства обучающихся находится на недостаточно высоком уровне развития в связи с неудовлетворительной деятельностью по их эстетическому воспитанию, подтвердилась на практике. Необходимо предоставлять свободу учащимся в выборе занятия искусством в соответствии со своими наклонностями и интересами: петь те песни, которые им нравятся, рисовать то, что они хотят и развиваться именно в той деятельности, к которой они тяготеют. Это могут быть танцы, живопись или другой вид искусства.

Каждый вид искусства и искусство вообще обращено к любой человеческой личности. Следовательно, любой человек может понимать все виды искусства. Воспитание и развитие ребенка нельзя ограничивать лишь одним видом искусства – в этом заключается педагогический смысл. Нормальное эстетическое воспитание может обеспечить только их совокупность.

На основании изученных материалов автором были даны рекомендации для преподавателей, позволяющие решить эту проблему, а именно:

  1. увеличить эффективность эстетического воспитания обучающихся;

  2. повысить уровень формирования их эстетической культуры.

Таким образом, можно предположить, что, можно воспитать высоконравственных, образованных, разносторонне развитых современных людей, если с детства приобщать обучающихся к богатейшему опыту человечества, развивая их способности творить в искусстве и природе.

Библиографической список

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/formirovanie-esteticheskoy-kulturyi-sovremennyih-detey/

  1. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. [Текст] / Н.В. Басова.- Ростов н/Д.: «Феникс», – 2000. – 416 с.

  2. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Уч. пособие. [Текст] / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. – М.: 2003. – 560 с.

  3. Борев Ю.Б.Эстетика: учебник. [Текст] / Ю.Б. Борев. – М.: Высшая школа, – 2002. – 511 с.

  4. Вайндорф-Сысоева М.Е., Крившенко Л.П. Педагогика: Краткий курс лекций. [Текст] / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Л.П. Крившенко. – М.: Юрайт, – 2004.- 432 с.

  5. Каган М.С. Избранные труды. В 7-ми томах. Том 5. Проблемы теоретического искусствознания и эстетики (комплект из 2х книг).

    [Текст] / М.С. Каган. – М.: Изд-е Петрополис, – 2008. – 1310 с.

  6. Коменский Я.А. Учитель учителей. Педагогика детства. [Текст] / Я.А. Коменский. – М.: Изд. дом «Карапуз», – 2009. – 288 с.

  7. Кондратов В.А., Чичина Е.А. Этика. Эстетика. Теория и практика: уч. пособие. [Текст] / В.А. Кондратов, Е.А. Чичина. – Ростов н/Д: изд-во Феникс, – 2004. – 544 с.

  8. Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства на личность. [Текст] / Е.П. Крупник. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», – 2000 – 240 с.

  9. Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Уч. пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. [Текст] / Б.Т. Лихачёв. – М.: «Владос», – 2010. – 647 с.

  10. Макаренко А.С. Моя система воспитания. Педагогическая поэма. [Текст] / А.С. Макаренко. – М.: Изд-во «АСТ», – 2016. – 672 с.

  11. Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики. [Текст] / М. Монтессори. – М.: АСТ Астрель, — 2005. – 272 с.

  12. Монтессори М. Помоги мне это сделать самому. [Текст] / М. Монтессори, (/ сост. вступ. статья М.В. Богулавский, Г.Б. Корнетов).

    – М.: Издат. дом «Карапуз», 2000. – 272 с., ил. – (Педагогика детства).

    Науч. редактор С.В. Лыков.

  13. Неменский Б.М. педагогика искусства. Видеть, ведать и творить. Книга для учителей общеобразовательных учреждений. [Текст] / Б.М. Неменский. – М.: Изд-во «Просвещение», 2012. – 240 с.

  14. Радугин А.А. Формирование эстетической и художественной культуры. Эстетика: Учеб. пособие для вузов. /под ред. А.А. Радугина. [Текст] / А.А. Радугин.- М.: Центр, 2000. – 240 с.

  15. Руссо Ж.-Ж. Эмиль или о воспитании. // Руссо Ж.-Ж. Сочинения. [Текст] / Ж.-Ж. Руссо. – М.: Изд-во Янтарный сказ, 2001. — 620 с.

  16. Сластенин В.А. Педагогика. Уч. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. [Текст] / В.А. Сластенин. – М.: Академия, 2002. – 576 с.

  17. Смирнов С.А. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. // под ред. С.А. Смирнова. [Текст] / С.А. Смирнов. – М.: Академия, 2000. – 512 с.

  18. Ушинский К.Д. Избранные труды. В 4-х книгах. Книга 4. Человек как предмет восприятия. Опыт пед. антропологии. – К.Д. Ушинский. – М.: Дрофа, — 2005. – 544 с.

  19. Шацкий С.Т., Шацкая В.Н. Сохраним то, что есть в детях (сборник).

    [Текст] / С.Т. Шацкий, В.Н. Шацкая. – М.: ООО Изд. дом «Карапуз», 2011. – 320 с.