«Художественно — эстетическое воспитание дошкольников в условиях современного ДОУ»

Курсовая работа

Проблема эстетического воспитания и развития дошкольников является одной из наиболее важных в педагогике. Еще в работах В.Г. Белинского отмечено, что «эстетическое чувство, получаемое человеком от природы, должно возвыситься на ступень эстетического вкуса, приобретаемого воспитанием и развитием». Умение видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности формируется посредством эстетического воспитания.

В современном обществе постоянно происходят социальные и экономические перемены. Это сказывается и на образовании, которое находится на этапе модернизации.

Формирование творческой личности является одной из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом.

Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к искусству с раннего возраста, считая его мерилом человеческих ценностей.

Изменение содержания, усложнение функций современного ДОУ и условий воспитания вызвали потребность в поиске новых форм и методов организационно — педагогической деятельности. Именно поэтому многие детские сады уделяют большое внимание художественно-эстетическому развитию воспитанников.

В наше время проблема художественно-эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед образованием вообще и дошкольным образованием в частности, что делает тему курсовой работы актуальной.

Цель курсовой работы – изучить особенности художественно-эстетического воспитания дошкольников в условиях ДОУ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

— изучить сущность художественно-эстетического воспитания;

— изучить формы и методы художественно-эстетического воспитания;

— изучить условия и средства эстетического воспитания;

— продемонстрировать инструменты оценки уровня художественно-эстетического развития дошкольников.

20 стр., 9598 слов

Коллективная творческая деятельность как средство эмоционального ...

... дальнейшей работе, а именно развивать эмоциональную сферу дошкольников средствами коллективной творческой деятельности. Цель : определить эффективность развития эмоциональной сферы средствами коллективной творческой деятельности Объект – эмоциональная сфера дошкольников Предмет – Гипотеза предполагается, что коллективная творческая деятельность является эффективным средством развития эмоциональной ...

Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

    1. Художественно-эстетическое воспитание: понятие, критерии эстетической воспитанности

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении — везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает, трагическое учит сочувствию, комическое помогает бороться с недостатками.

Эстетическое воспитание — это целенаправленный процесс творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности [12, с.162].

Эстетическое воспитание — это целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности.

Стимулируя интегральный способ общения с миром, эстетическое воспитание учит ребёнка на всех уровнях его природно-культурной организации и во всех формах поведения гармонизировать мир и продукты своей деятельности, себя и своё общение с другими людьми.

В.Н. Шацкая подчеркивает, что эстетическое воспитание служит формированию способности активного эстетического отношения ребенка к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты [8, с. 14]. Из определения видно, что автор важное место в эстетическом воспитании отводит искусству. Искусство — это часть эстетической культуры, как художественное воспитание часть эстетического, часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой деятельности.

Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребёнок, так или иначе, эстетически или духовно развивается. Но при этом ребёнком не осознаётся эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, а без вмешательства извне у ребёнка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях и идеалах.

Важнейшей частью эстетического воспитания является художественное воспитание, использующее в качестве воспитательного воздействия средства искусства, формирующие специальные способности и развивающее дарования в определённых его видах — изобразительном, декоративно-прикладном и др.

Условием и средством эстетического воспитания является и

В художественной деятельности, как правило, присутствуют воспроизводящий (репродуктивный) фактор и творческий. И следует отметить, что и тот, и другой необходимы и взаимосвязаны — ребенок не может творить, не научившись воспроизводить, репродуцировать [11, с.167]

4 стр., 1519 слов

Эстетические категории прекрасного и безобразного в русской философской культуре

... в нравственной жизни и называется фарисеизмом. Заключение Итак, в настоящей контрольной работе мы рассмотрели эстетические категории прекрасного и безобразного ... когда я начинал молиться сердцем , все окружающее меня представлялось мне в восхитительном виде: древа, ... в малой мере примешано безобразие. Эта связь красоты с другими ценностями существует не только на уровне человеческой личности, но и ...

Эстетическое воспитание — необходимое условие для формирования человека высокой культуры. Под эстетическим воспитанием педагогика понимает воспитание способности воспринимать, правильно понимать, оценивать и создавать прекрасное в жизни и искусстве. В дошкольный период происходит становление личности ребёнка [6, с.13].

Эстетическое воспитание имеет свои специальные задачи, которые делятся на две группы. Первая группа, направленная на формирование эстетического отношения к окружающему миру. Предусматривается следующее: развивать умения видеть красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного. Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества.

Названные группы задач дадут положительный результат лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессе реализации [10, с.162]

Для реализации задач эстетического воспитания детей дошкольного возраста необходимые следующие условия:

  • Окружающая среда (игрушки, одежда, помещение);

  • Насыщенность быта произведениями искусства;

  • Самостоятельная активная деятельность детей;

  • Осуществления индивидуального подхода к ребёнку.

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, настроение их слова, взгляды, жесты, мимика — всё это впитывается, откладывается, фиксируется в его сознании.

Ребенок рождается в семье. Круг первоначального общения его ограничен родителями и ближайшими родственниками, ответственность которых за формирование мира эстетических чувств и представлений ребенка чрезвычайно велика. Хорошо известна сила детских впечатлений, их долговечность. Первые «кирпичики» в фундамент эстетической культуры будущей личности закладываются именно в семье, в самые ранние этапы становления, когда умственное развитие ребенка идет особенно бурно. А потому так важна педагогическая грамотность родителей, характер их эстетических запросов, культурный климат в семье.

Существенное значение в эстетическом воспитании ребенка играет организация детского быта — чистоты, порядка, удобства, красоты, где все соразмерно, согласовано по цвету, форме, величине и т.п. Уже с 2-3 — летнего возраста, детей следует приобщать к созданию мира красоты через наведения порядка в комнате, опрятность одежды, так утверждая их в понимании того, что красота — дела рук человеческих.

13 стр., 6110 слов

Формирование экологической воспитанности у детей дошкольного возраста

... детей старшей группы в возрасте 5-6 лет, родители детей. Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1 Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ Теоретические основы экологического воспитания дошкольников представлены в ... формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни; формирование умения и желания ...

Эстетическое постижение предметов происходит через их форму, цвет, величину. Важно, чтобы игрушки отвечали требованию разнообразия и праздничности. Способность анализировать и схватывать форму развивается с помощью и посредством предметного моделирования, конструирование, по картинам.

Эстетическая воспитанность предполагает, прежде всего, наличие эстетического идеала, представления о совершенном. Например, один человек может видеть эстетический идеал искусства в обобщенном и совершенном отражении самой жизни и человеческих отношений в ней, в изображении ее прогрессивных тенденций, направленных на совершенствование людей и общества. Другой может видеть его лишь в совершенстве форм, художественных приемов выражения художником своих субъективных переживаний. Эстетический идеал социально обусловлен и представляет собой общественное педагогическое явление. Эстетический идеал может также выражать представление о совершенстве красоты человека, человеческих отношений (этика), труда (техническая эстетика, дизайн).

С эстетическим идеалом, как части эстетической воспитанности, неразрывно связан художественный вкус. Он представляет собой также общественное явление и испытывает на себе влияние социально-классовых отношений. Художественный вкус есть развитая способность чувствования и оценки совершенства и несовершенства, единства или противоположности содержания и формы в искусстве и жизни. Как и эстетический идеал, художественный вкус может присутствовать у детей на разных уровнях, в значительной мере определяя тем самым уровень эстетической воспитанности.

Важным признаком эстетической воспитанности является развитая способность любования красотой, совершенством в искусстве и жизни.

С элементом любования тесно связана общая способность к глубокому переживанию чувств, порождаемых эстетическим объектом. Возникновение гаммы возвышенных чувств и глубокого духовного наслаждения от общения с прекрасным, чувства отвращения при встрече с безобразным, чувства юмора, сарказма в момент созерцания комического, чувства гнева, страха, сострадания, возникающих в результате переживания трагического,- все это признаки подлинной эстетической воспитанности.

Естественно, что глубокое переживание эстетического неразрывно связано со способностью эстетического суждения об эстетических явлениях в искусстве и жизни. Наконец, неразрывной частью общего понятия эстетической воспитанности является способность к художественно-эстетическому творчеству в искусстве и жизни, поведении, отношениях. В этой способности органично соединились, слились и эстетическая развитость, и эстетическая образованность, и главные элементы эстетической воспитанности: эстетический идеал, художественный вкус, способность к любованию, переживанию и суждению. Понятно, что у дошкольников все эти элементы находятся в зачаточном состоянии. Но они у детей уже существуют, их надо видеть и развивать. Они составляют реальную основу более поздней эстетической зрелости детей.

7 стр., 3247 слов

Ремень не метод воспитания а средство убеждения

... свои действия, в надежде, что ему удастся добиться своего. Не забывайте: дети для родителей, а ремень – для брюк! Порка ремнем, как метод воспитания Я с детства помню, как родители нас держали ... мере того, как родители и ребенок будут становиться старше. КАКИЕ ЕСТЬ МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ БЕЗ ПРИМЕНЕНИЯ СИЛЫ? Метод беседы или убеждения. Данный метод можно применять в воспитании детей разного возраста и с ...

Уровень эстетической воспитанности у различных детей в зависимости от условий жизни и воспитания неодинаков. В общем процессе воспитания необходимо стремиться к оптимальному уровню эстетической воспитанности. Другими словами, основную цель эстетического воспитания необходимо видеть в том, чтобы в ребенке органически соединилось наличие эстетического идеала и подлинного художественного вкуса с развитой способностью к воспроизведению, любованию, переживанию, суждению и художественно-эстетическому творчеству. Наиболее слабым местом эстетической воспитанности детей является область эстетического идеала и художественного вкуса. Этот факт делает эстетическую воспитанность ребенка недостаточной, ограниченной.

Измерение эстетической воспитанности может осуществляться разными критериями: и психологическими, и педагогическими, и социальными. В область измерения психологическими критериями эстетической воспитанности попадают, прежде всего, способности ребенка адекватного воссоздания в воображении художественных образов, их воспроизведение, а также способность любования, переживания и суждения. Об этих психологических явлениях сравнительно легко судить по тому, как и сколько ребенок общается с эстетическими предметами искусства и действительности, насколько соответственно художественно-эстетической сущности произведения изменяется и развивается его настроение, как он оценивает это произведение и порожденное им свое собственное психическое состояние.

Для эстетической воспитанности характерно доведение исполнительских навыков до автоматизма и сосредоточение внимания на творчестве нового образа.

Наконец, к социальным критериям эстетической воспитанности необходимо отнести наличие широких интересов к искусству, выявить потребности в общении с эстетическими явлениями искусства и жизни. Но не только это. Эстетическая воспитанность в широком социальном смысле этого слова проявляется во всем комплексе поведения и отношений ребенка. Его поступки, трудовая деятельность, отношения с людьми в общественной и личной жизни, его отношение к своей одежде и внешнему виду — все это очевидные и убедительные свидетельства степени эстетической воспитанности человека.

Определение эстетической воспитанности помогает сделать работу по эстетическому формированию детской личности более определенной и целенаправленной.

Таким образом, эстетическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности, а измерение эстетической воспитанности осуществляется психологическими, педагогическими и социальными критериями.

1.2. Формы и методы художественно-эстетического воспитания дошкольников в процессе рисования

Как было отмечено в предыдущем параграфе эстетическое воспитание имеет свои специальные задачи:

16 стр., 7763 слов

«Специфика изобразительной деятельности разностороннего ...

... воспитанию эстетических вкусов, идеалов, оценок и суждений - одна из самых главных задач, поставленных сегодня самой жизнью, поскольку будущее общества напрямую зависит от духовного мира каждого ребенка. Изобразительная деятельность ... за помощью к взрослому, в том числе и дети с ограниченными возможностями. Вместе с тем очень важно приучать детей все материалы убирать на место: во-первых, потому, что ...

— первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения к окружающему миру.

— вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств.

Каждой группе задач художественно-эстетического воспитания соответствуют свои методы.

Если первая группа задач направлена на приобщение детей к искусству, на развитие у дошкольников эстетического вкуса, понимание прекрасного, то и ведущими методами для решения этих задач являются[13]:

— показ;

— наблюдение;

— объяснение;

— анализ;

— пример взрослого.

Показ как метод воспитания используется при первичном знакомстве с предметом эстетической действительности. Воспитателю важно определить объект показа и создать условия для того, чтобы внимание детей было сосредоточено на том, что им показывают, предлагают послушать.

При использовании методов первой группы очень важно, чтобы воспитатель умел показывать детям свои чувства, свое отношение, владел способами выражения чувств.

Вторая группа задач связана с формированием навыков художественной деятельности. Для решения этих задач в качестве ведущих требуются практические методы [13]:

  • упражнение;

  • объяснение;

  • метод поисковых ситуаций.

Подробно эти методы рассматриваются в методиках изобразительной деятельности и музыкального воспитания [19].

Е. А. Флерина, Н. Н. Сакулина выделяют следующие общие методы художественно-эстетического воспитания.

1. Методы формирования эстетического сознания – сюда входят методы побуждения к сопереживанию (сопереживание формирует эмоционально-положительное отношение к позитивному, прекрасному в жизни и искусстве и отрицательное к негативному), метод формирования эмоциональной отзывчивости на прекрасное, метод убеждения.

2. Методы организации художественной деятельности – к ним относят метод приучения, упражнения в практических действиях, направленных на внесение эстетического начала в быт и поведение: данные методы направлены на развитие эстетического восприятия, эстетического вкуса и предназначены для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения у подрастающего ребенка.

3. Методы стимулирования и активизации художественного творчества – к ним принято относить метод поисковых ситуаций, творческих заданий, методы побуждения детей к творческим проявлениям: в этом отношении метод побуждения воспитанников к творческим проявлениям подразумевает направленное педагогом творчество детей, создание ситуаций для него. Этот метод – механизм развития детей. В свою очередь, проблемные ситуации являются средствами активизации данного механизма и побуждают детей к творческим и практическим действиям над поставленной задачей.

30 стр., 14829 слов

Роль игровой деятельности в музыкальном воспитании дошкольников

... работы обусловлена значимостью проблемы организации игровой деятельности и её влияния на развитие личности ребенка; а также значением данного процесса в музыкальном воспитании дошкольников. Вышесказанное также определило тему дипломного исследования: «Роль игровой деятельности ...

Вышеперечисленные методы приобретают специфику применительно к тому виду детской деятельности, который моделируется взрослым в процессе художественно-эстетического воспитания. Например, в методике развития музыкальной деятельности детей активно используется метод моделирования элементов музыкального языка (группа методов организации художественной деятельности).

Он позволяет понять и дать почувствовать ребенку в доступном и обозримом для него способе особенности выразительных средств их отношений. Моделироваться различными способами могут ритмические и звуковысотные отношения, динамика, темп, форма, фактура. Без использования моделирования процесс начального усвоения детьми музыкального языка очень затруднен. В отличие от метода побуждения детей к творческим проявлениям, метод моделирования – механизм обучения детей.

Важно отметить общий принцип отбора методов — находить такие методы и приемы, которые бы поддерживали у детей желание создавать «произведения искусства» собственными руками (лепить, рисовать, мастерить, украшать), участвовать в художественной деятельности разных видов. Полезны творческие задания.

Формы организации эстетического воспитания в художественной деятельности могут быть различными: на занятиях, в самостоятельной деятельности, художественном труде, во время праздников, развлечений, экскурсии, прогулки и т. д. Среди сложившихся типов занятий, имеющих место в детском саду, особое внимание следует уделить комплексным занятиям, в которых воспитательные задачи реализуются средствами разных видов искусства [24].

Характерной особенностью комплексных занятий является объединение заданий по определенным темам. При этом ведущим может быть средство художественно-образной выразительности, свойственное разным видам художественной деятельности. Например, «ритм» можно передать и в танце, и в декоративном узоре, и в выразительном исполнении стихотворения.

Итак, художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста может быть организовано в разных формах и имеют свою классификацию. Обобщим их в единой таблице 1 [21].

Таблица 1

Формы художественно-эстетического воспитания дошкольников

Совместная деятельность детей и взрослого:

a) фронтальная,

b) подгруппами,

c) с одним ребёнком

Индивидуальная, подгруппами

По видам деятельности

Занятия, экскурсии, развлечения, игры, труд

Театрализованные игры, повторение занятий, праздников

Из таблицы видно, что художественно-эстетическое воспитание детей в дошкольном учреждении осуществляется в разных формах в зависимости от принципа руководства их деятельностью, способа объединения дошкольников, вида деятельности.

8 стр., 3909 слов

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

... художественно-эстетического воспитания дошкольников; Раскрыть понятие и классификацию ДПИ; Изучить педагогический опыт по эстетическому воспитанию дошкольников ... изобразительно-выразительными умениями приобщает детей к простой творческой деятельности, проходя тяжелый путь ... работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, владеет нравственной, эстетической, ...

Совместная деятельность взрослого и детей включает:

— организованную деятельность по развитию речи, изобразительной деятельности, музыке,

— игры;

— экскурсии;

— праздники и развлечения.

— театрализованные игры и игры-драматизации.

Самостоятельная (индивидуальная) деятельность детей, направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей:

— игры,

— участие в концертах, инсценировках,

— продуктивная деятельность.

H. А. Ветлугина отмечала, что работа по эстетическому воспитанию в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, поэтому формы ее организации очень разнообразны:

1. Игры. Игра в осуществлении эстетического развития и воспитания детей в ДОУ выступает в качестве средства интеграции всех видов искусства и художественно-творческой деятельности детей (Г. Г. Григорьева, Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон).

Кроме того, мотивы игровой и художественно-творческой деятельности детей сходны.

2. Занятия. Основной задачей занятий по развитию художественно-эстетической деятельности является формирование у детей структуры самой деятельности. Например, обучение детей лепке, рисованию, аппликации.

3. Выставки детских работ. Все детские работы взрослый обязательно сохраняет и подшивает в отдельные папки. Периодически они используются для проведения групповых, персональных или коллективных выставок. С одной стороны, они способствуют тому, что дети начинают дорожить своими работами, стремиться к хорошему результату, формируют эмоциональное отношение детей и их родителей к продуктивной деятельности.

4. Экскурсии. Экскурсия включает подготовку воспитателя (разработку программных задач, подбор оборудования и др.) и детей к экскурсии; использование взрослым разнообразных методов и приемов организации детского восприятия на экскурсии, когда есть возможность проводить наблюдение и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, а также на выставках; организацию разнообразной художественно-эстетической деятельности детей на экскурсии или после нее.

5. Праздники и развлечения. Развлечения как форма работы с детьми дошкольного возраста проводятся один раз в две недели. Содержание развлечений разнообразно. Это могут быть тематические литературные и музыкальные вечера или «посиделки» (на фольклорной основе), детские концерты, зрелища (все виды театра), музыкально-литературные концерты, спортивные развлечения, инсценировки, игры-драматизации и музыкальные сказки, игры-забавы, прогулки с сюрпризами, викторины и конкурсы.

18 стр., 8534 слов

Художественно-эстетическое воспитание учащихся младшего школьного ...

... В данной дипломной работе рассматривается художественно – эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста на примере выполнения декоративного натюрморта. Главным критерием при выборе темы дипломной работы явился научный ... теории и истории развития декоративного натюрморта и чтения психолого-педагогической литературы. Первым этапом деятельности в процессе работы над дипломом стал поиск ...

Виды праздничных действий, в свою очередь, подразделяются на концерты, театрализованные действия, спектакли, фольклорные праздники на основе народных традиций, комплексные занятия, экскурсии с выступлениями детей, тематические занятия, утренники.

Таким образом, формы организации эстетического развития детей очень разнообразны и важны, и результативность этой работы проявляется во всех видах деятельности ребёнка – дошкольника.

2.1. Условия и средства художественно-эстетического воспитания в ДОУ

Художественно-эстетическое воспитание детей осуществляется путем ознакомления детей с эстетикой быта, с прекрасным в труде, в природе, общественных явлениях, и средствами искусства. Научить ребенка чувствовать и понимать красоту жизни — большая и трудная задача, которая требует длительной работы взрослых.

Для реализации задач художественно-эстетического воспитания детей необходимы определенные условия. Прежде всего, это среда, в которой ребенок живет и развивается. Она оказывает на ребенка воздействие, которое по своей силе и значимости вряд ли может сравниться с другими. Если обстановка эстетична, красива (совсем необязательно — богата), если ребенок видит красивые отношения между людьми, слышит красивую речь и т.п., то он с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму, а все, что отличается от нормы будет вызывать у него неприятие.

Эстетика быта включает в себя множество деталей. Это эстетика обстановки: вещей, которые окружают ребенка и которыми он пользуется, игрушек, одежды малыша и окружающих его людей, дизайн помещений и т.д. Красивые вещи «радуют глаз», вызывают положительные эмоции, желание их сохранять. Теория «белой скатерти» вполне справедлива: если мы хотим воспитывать не только аккуратность, но и потребность в эстетическом окружении, мы должны исключить неэстетичность как таковую. С первых лет жизни ребенка важно и дома, и в дошкольном учреждении уделять внимание эстетике быта.

Эстетика быта детского сада проявляется в художественной простоте, в продуманном подборе предметов обихода, где каждая вещь имеет свое место, где нет ничего лишнего. Окраска стен должна быть спокойных, светлых тонов.

Требования к оформлению детского сада определяются задачами охраны жизни и здоровья детей, содержанием воспитательной работы с ними. Главными среди них являются:

  • Целесообразность, практическая оправданность обстановки.

  • Чистота, простота, красота.

  • Правильное сочетание цвета и света, создающего зрительный контраст, обеспечивающий видимость каждого предмета.

  • Все компоненты оформления должны составлять единый ансамбль.

Понятие «эстетика быта» включает в себя и красоту каждодневных отношений между людьми, которые окружают ребенка. Очень важно, какую речь он слышит, какие интонации. Необходимо чтобы она была правильной, образной, интонационно богатой и доброжелательной.

Эстетика быта — это и внешний вид человека. Небрежность, неопрятность в одежде, несуразность в подборе цветовой гаммы, неумение найти свой стиль — все это противоречит законом красоты.

Эстетика быта является непременным условием для эстетического воспитания ребенка, тем фоном, который закрепляет или разрушает складывающиеся у него представления о красоте.

Три правила:

Мощным средством художественно-эстетического воспитания является

Именно в ней можно увидеть гармонию — основу красоты: разнообразие красок, форм, звуков в их сочетании. Сама по себе природа — это условие для всестороннего воспитания и развития ребенка. Средством она становится, когда взрослый целенаправленно использует ее «воспитательные возможности» и делает ее наглядной для ребенка.

Воспитатель раскрывает детям мир природы, помогает им увидеть ее. Надо только видеть эту красоту самому и найти слова, доступные сердцу ребенка. Неоценимую помощь в этом ему окажут художественные произведения о природе, которые он должен хорошо знать и умело использовать. В воспитании средствами природы необходимо не только пассивное созерцательное, но и действенное начало (беречь природу, помогать ей).

Общественная жизнь, труд людей, с которыми ребенок постоянно сталкивается, также является важным средством эстетического воспитания. Слаженный труд строителей вызывает у детей желание создать хорошую постройку, действовать дружно, быть внимательным друг к другу. Описание труда моряков, летчиков, учителей, врачей не только знакомят дошкольников с этими профессиями, но и вызывают желание подражать им. Все это отражается в их играх, способствует воспитанию нравственных и эстетических чувств.

Поэтому воспитатель основательно готовится к проведению экскурсий, в процессе которых дети получают и накапливают необходимый им чувственный опыт. Экскурсии при правильной подготовке и проведении расширяют кругозор дошкольников, учат их видеть, сопоставлять, обобщать, что составляет основу для развития творческого воображения и способностей.

Многогранным и неисчерпаемым средством художественно-эстетического воспитания является

С первых лет жизни детей сопровождает устное народное творчество, детская литература. Особое место в их жизни занимает сказка.

Не все можно выразить словами. Есть такие оттенки чувств, которые глубже и полнее всего могут быть выражены в музыке. Музыка обостряет эмоциональную отзывчивость. Она необходима ребенку. «Детство так же невозможно без музыки, как невозможно без игры, без сказки» — в этом был убежден В. А. Сухомлинский.

Условием и средством эстетического воспитания является и

В художественной деятельности, как правило, присутствуют воспроизводящий (репродуктивный) фактор и творческий. И тот и другой необходимы и взаимосвязаны — ребенок не может творить, не научившись воспроизводить, репродуцировать.

Все названные выше средства художественно-эстетического воспитания — быт, природа, искусство, деятельность — эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи, но перенасыщение так же вредно для развития, как и недостаток эмоционального воздействия.

2.2. Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему — сложный процесс, в основе которого лежит правильное, гармоничное развитие чувств.

Чувство – особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием к потребностям человека. «Ничто: ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя», — говорил К.Д. Ушинский.

Формирование эстетических чувств начинается с раннего детства. Дошкольный возраст – это период первоначального фактического складывания личности. Дети дошкольного возраста с большим желанием строят замки и крепости из снега, мокрого песка или кубиков, забивают гвозди, с не меньшим старанием рисуют карандашами, красками или мелом. Родители должны всегда поддерживать, а не тормозить эти естественные потребности детей.

Дошкольный возраст — важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.

Психологи выделяют 3 основных направления психического развития детей дошкольного возраста:

  1. Формирование личности:

  • ребенок начинает осознавать свое «я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать;

  • усложняется эмоциональная жизнь ребенка, обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства.

2.Расширение сферы деятельности ребенка.

  • ребенок осваивает цели и мотивы различных видов своей деятельности;

  • формируются определенные навыки, умения, способности и личностные качества (настойчивость, организованность, общительность, инициативность, трудолюбие и др.);

3.Интенсивное познавательное развитие.

  • происходит усвоение сенсорной культуры языка;

  • совершается восприятие цвета, формы, величины, пространства, времени;

  • развиваются виды и свойства памяти, внимания, воображения;

  • происходит становление наглядных форм мышления и развитие знаково-символических функций сознания.

Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. Б.Т. Лихачев пишет: «Период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования художественно-эстетического отношения к жизни». Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности. Сущностные художественно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь. Но именно в дошкольном и младшем школьном возрасте художественно-эстетическое воспитание является одной из главных основ всей дальнейшей воспитательной работы.

На этапе от 2,5 до 3-4,5 лет происходят следующие изменения:

  • овладение сенсорными эталонами, которые помогут детям освоить цвета, формы, размеры (однако это не только узнавание, но и развитие чувства цвета, формы, поскольку созданы условия выбора, сравнения, предпочтения);

  • обогащение содержания творческой деятельности;

  • овладение «языком» творчества.

В этот период совершается качественное изменение в творческой деятельности ребенка. Он самоопределяется, проявляет собственное «Я» при создании продуктов творчества. Он рисует, лепит для себя, вкладывая в это собственный опыт и свое видение предмета, явления. Обычно считается, что это период изображения детьми отдельных предметов, форм. В это время для детей главное – выразить свое мироощущение, через цвет, форму, композицию. У детей проявляется предпочтение к тому или иному цвету, интерес к детализации, выделению характерных признаков предмета, появляется любимая тематика у мальчиков и девочек.

В возрасте от 4,5 до 7 лет у детей развиваются изобразительные способности, воображение, художественное мышление при создании сюжетных и декоративных композиций; дифференцируются предпочтения на фоне разносторонних интересов – к живописи или графике, пластике или дизайну.

На протяжении всего дошкольного периода происходят изменения восприятия, от простых попыток рассмотреть и ощупать, не отвечая на вопрос, каков предмет, до стремления более планомерно и последовательно обследовать, и описать предмет, выделяя наиболее заметные особенности.

Усвоение детьми системы сенсорных эталонов существенно перестраивает их восприятие, поднимая его на более высокий уровень. В процессе познавательной деятельности дети овладевают систематизированными знаниями о чувственных качествах предметов, особую роль при этом играет формирование у них обобщенных способов обследования предметов. От способов обследования зависит структура формируемых образов.

Сенсорная культура имеет большое значение для художественно-эстетического воспитания. Умение различать цвета, оттенки, формы, сочетания форм и цветов открывает возможность лучше понимать произведения искусства, получать потом от этого удовольствие. Ребенок учится создавать образ, овладевает способностью передавать присущие предметам свойства, форму, строение, цвет, положение в пространстве, свои впечатления, усваивает знания о материалах, используемых для передачи изображения, создания художественного образа. Овладение изобразительно-выразительными навыками приобщает детей к элементарной творческой деятельности, проходя сложный путь от простейших действий к процессам образного воспроизведения форм.

Следующая особенность художественно-эстетического воспитания в дошкольном возрасте связана с изменениями, происходящими в сфере познавательных процессов школьника. Формирование художественных и эстетических идеалов у детей, как части их мировоззрения, — сложный и длительный процесс. Это отмечают все педагоги и психологи, упомянутые выше. В ходе воспитания жизненные отношения, идеалы претерпевают изменения. В отдельных условиях под влиянием товарищей, взрослых, произведений искусства, жизненных потрясений идеалы могут претерпевать коренные изменения. «Педагогическая суть процесса формирования художественных и эстетических идеалов у детей с учетом их возрастных особенностей состоит в том, чтобы с самого начала, с раннего детства, формировать устойчивые содержательные идеальные представления о прекрасном, об обществе, о человеке, об отношениях между людьми, делая это в разнообразной, изменяющейся на каждом этапе новой и увлекательной форме», — отмечает в своей работе Е.М. Торшилова.

К концу преддошкольного возраста ребенок может переживать элементарные эстетические чувства и состояния. Ребенок радуется красивому банту на голове, любуется игрушкой, поделкой и т.д.

Поведение взрослых, их отношение к окружающему миру, к ребенку становится для малыша программой его поведения, поэтому очень важно, чтобы дети видели вокруг себя как можно больше доброго и красивого.

Подрастая, ребенок попадает в новый коллектив – детский сад, который берет на себя функцию организованной подготовки детей к взрослой жизни. Как уже отмечалось, одним из главных условий является насыщенность здания произведениями искусства: картинами, художественной литературой, музыкальными произведениями. Ребенок с раннего детства должен быть окружен подлинными произведениями искусства.

Большое значение в художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста имеет народное декоративно-прикладное искусство. Воспитатель должен знакомить детей с изделиями народных мастеров, тем самым прививая ребенку любовь к Родине, к народному творчеству, уважение к труду.

Художественно-эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность дошкольника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое. Обучение, которое целенаправленно осуществляется в детском саду, направлено также и на развитие художественных и эстетических чувств, поэтому большое значение имеют такие систематические занятия, как музыкальные, ознакомление с художественной литературой, рисование, лепка и аппликация, особенно если воспитатель учит детей подбирать формы, цвета, составлять красивые орнаменты, узоры, устанавливать пропорции и т.д.

Формирование первых эмоционально-эстетических оценок, воспитание художественного вкуса во многом зависит от игры. Общеизвестно влияние художественных игрушек на художественно-эстетическое воспитание детей. Примером служат народные игрушки: матрешки, веселые дымковские свистульки, поделки, сделанные вручную.

Пример воспитателя, его эмоциональная отзывчивость на красивое особенно необходимы детям для становления их собственного художественно-эстетического вкуса.

Рассмотрим показатели уровней эмоционально-личностного отношения дошкольников к произведениям живописи, предложенные Р.М. Чумичевой:

  1. Полнота представлений о средствах выразительности.

  2. Степень эмоциональных проявлений.

  3. Активность в деятельности

Таблица 2

Критерии и уровни сформированности эстетического вкуса старших дошкольников

Перечисляет узнаваемые предметы,

Не выделяет главного

Степень эмоциональных проявлений на содержание произведения

Проявление чувств (мимические, действенные)

Испытывает радость, удивление, восторг, печаль, грусть к изображаемым героям и через раскрытие цвета, сочувствует

Не всегда внешне проявляет чувства

Не проявляет чувств и сопереживания изображенным героям

Активность в деятельности

Интерес

Испытывает интерес к произведениямживописи, задает много вопросов, оригинальных по характеру

относительный интерес к произведениям живописи

Не интересуют жанры произведения живописи

Инициатив- ность самостоятель- ность

Проявляет инициативу,

С удовольствием самостоятельно рассматривает альбомы с иллюстрация ми, самостоятельно

Делится впечатлениями с детьми

Рассматривает иллюстрации с воспитателем и детьми, не проявляет особого желания поделиться впечатлениями

Не проявляет инициативы

Художественные и эстетические чувства, так же как и моральные, не являются врожденными. Они требуют специального обучения и воспитания.

Организуя последовательно усложняющуюся систему заданий, обучая детей эстетическому видению и грамотному изображению окружающего, можно научить детей не только воспринимать картину, но и видеть в ней предмет искусства.

Чувства, в том числе и художественно-эстетические – специфическая форма отражения окружающего. Поэтому они не могут возникать и развиваться там, где в повседневном окружении нет тех сочетаний предметов, форм, красок, звуков, которые могут быть восприняты как образцы прекрасного. Однако только наличие этих объектов еще недостаточно для возникновения у детей эстетических чувств и художественного вкуса, ребенок должен научиться воспринимать разнообразные формы, гармонию звуков, красок и испытывать при этом эстетические чувства.

Таким образом, художественно-эстетическое воспитание очень важно для всестороннего развития ребенка. Азы художественно-эстетического воспитания закладываются при участии взрослых уже сразу после рождения ребенка и продолжают свое становление долгие годы. Очень большую роль в художественно-эстетическом воспитании играют семья, детский сад и школа, поэтому родителям, воспитателям и учителям надо постараться создать такую атмосферу, чтобы у ребенка как можно быстрее развились такие эстетические чувства, как чувство прекрасного, художественного вкуса.

Формирование основ эстетического вкуса дошкольников – это важное направление методики воспитания детей дошкольного возраста. Одним из средств, используемых в этом процессе, являются произведения живописи.

Проблемами эстетического воспитания в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, В. Н. Шацкая, Е. А. Флерина, Н. Н. Сакулина, Н. А. Ветлугина и др.

Современными исследователями Т.С. Комаровой, Б.М. Неменским, Н.П.Сакулиной, Е.А. Флериной, Р.М. Чумичевой и др. доказана возможность использования различных методов и форм работы по формированию художественно-эстетического вкуса у детей дошкольного возраста.

Изучение методической литературы показало, что эффективность работы по формированию художественно-эстетического вкуса у детей зависит от правильно выстроенной технологии и методов обучения.

Педагогика определяет художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве.

Художественно-эстетическое воспитание должно формировать художественный вкус, вырабатывать и совершенствовать в ребенке способность эстетического осознания прекрасного в искусстве и в жизни, умение правильно понимать и оценивать его.

Таким образом, художественно-эстетическое воспитание — это формирование в человеке художественно-эстетического отношения к действительности и активизации его до творческой деятельности по законам красоты.

Формы организации эстетического развития детей очень разнообразны и важны, и результативность этой работы проявляется во всех видах деятельности ребёнка – дошкольника.

В работе рассмотрены средства художественно-эстетического воспитания — быт, природа, искусство, деятельность, которые эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи, но необходимо помнить, что перенасыщение так же вредно для развития, как и недостаток эмоционального воздействия.

Формирование эстетических чувств начинается с раннего детства. Во второй главе также рассмотрены особенности художественно-эстетического развития в различные периоды развития дошкольников.

Таким образом, правильно организованная система работы по художественно – эстетическому воспитанию детей – создание условий для эстетического воспитания, организация учебно – воспитательного процесса – позволит создать благоприятные условия для развития художественно – эстетических способностей детей, творческого воображения и, как результат художественно — эстетического воспитания, – духовно богатую, всесторонне развитую личность.

  1. Алексахин Н. Ознакомление с культурой цвета на занятиях по изобразительному искусству // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 3. – С. 23-27.

  2. Безуглая Т.И. Система комплексной оценки психосоциальных характеристик дошкольника. – Калининград, 2008. – 93 с.

  3. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. — СПб.: Издательство Буковского, 2004. – 60 с.

  4. Богат В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду) // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 1. – С. 17-19.

  5. Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. Книга для воспитателей детского сада — 2-е изд. переработка и дополнение . М.: Просвещение, 2004

  6. Венгер Н. Ю. Путь к развитию творчества//Дошкольное воспитание. – 2002. – № 11. – С. 32-38.

  7. Веракса Н. Е. Диалектическое мышление и творчество // Вопросы психологии. – 2000. – № 4. – С. 5-9.

  8. Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество. Учебно-методическое пособие/ под. ред. Шпикаловой Т.Я., Поровской Г.А.- М.: Гумонит, Владос, 2003 г.

  9. Волынкин В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учеб.пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2007, 420 с.

  10. Выготский Л. Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. – СПб.: Союз, 2007. – 92 с.

  11. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика – Пресс, 2006. – 536 с.

  12. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 2000.

  13. Доева Д.К. Педагогические условия художественно-эстетического и нравственного воспитания дошкольников на современном этапе // Научно-теоретический журнал «Научные проблемы гуманитарных исследований» выпуск 8-2011//Режим электронного доступа .

  14. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: Сфера, 2005.

  15. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогических дошкольных учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2001.

  16. Козлова С.А., Куликова Т. А. Педагогика. — М.: Академия, 2012 г.

  17. Комарова С. Как научить ребенка рисовать. – М., 2008.

  18. Комарова Т. Изобразительная деятельность детей в детском саду. – М., 2006.

  19. Копцева Т.А. Программа по изобразительному искусству «Природа и художник». — М.: ТЦ Сфера, 2008 г.

  20. Котляр В. Изобразительная деятельность дошкольников.- Киев, 2006.

  21. Лихачев Д.Б. Теория эстетического воспитания школьников. — М.: Педагогика. – 2002, 183 с.

  22. Лопатина А. А. Краски рассказывают сказки /А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. – М.: Амрита-Русь, 2004.

  23. Мацкевич М. Войди в мир искусства: программа эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 4. – С. 16-22.

  24. Мосина Н. В. Эстетическое воспитание дошкольников [Текст] / Н. В. Мосина // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.).

    — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 119-125.

  25. Мринская Н.В. «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников»//Режим электронного доступа. Сайт Социальная сеть работников образования .

  26. Обухова С.Н. Дошкольный возраст: становление эстетически развитой личности средствами регионального искусства // Журнал Дошкольное воспитание, №6, 2010 г.

  27. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 640 с.

  28. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: ВЛАДОС. 2002. – 176 с.

  29. Руковицын М.М. Эстетическое воспитание детей. — М.: Знание, 2002. – 432 с.

  30. Саккулина Н., Комарова Т. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., 2002.

  31. Теория и методика изодеятельности в детском саду. – М.: Просвещение, 2000.

  32. Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей детей М.: ТЦ Сфера, 2008 г.

  33. Шалина Л. С. Уроки для самых маленьких / Л. С. Шалина // Юный художник. – 2001. — № 6. – с. 45.

  34. Швайко Г.С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду. – М.: ВЛАДОС, 2001.

  35. Школа изобразительного искусства: В 2 т. /Под общ. ред. Угарова В. С. – М.: Изобразительное искусство, 2006.

  36. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие для ВУЗов / Е.А. Дубровская, Т.Г. Казакова, Н.Н. Юрина и др.; Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.-256с