«Роль художественно-эстетического воспитания для дошкольников». материал

Эссе

Эссе «Роль художественно-эстетического воспитания для дошкольников».

Художественно-эстетическое воспитание — целенаправленный, процесс формирования творческой личности дошкольника, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное. Изучением этой проблемы занимались отечественные и зарубежные педагоги, психологи – Д.Н. Джон, Д.Б. Кабалевский, Б.Т. Лихачёв, А.С. Макаренко, В. А. Сухомлинский. В настоящее время эстетическое воспитание – главная задача дошкольного образования.

В работе по развитию эстетического воспитания необходимо решение следующих задач: развивать у детей восприятие прекрасного, эстетические чувства, творческие способности, вносить элементы прекрасного в быт, формировать основы эстетического вкуса. В эстетическом воспитании средством является искусство, условием – художественная деятельность дошкольников, как организованная воспитателем, так и детьми. У ребенка появится эстетический вкус тогда, когда он будет получать удовольствие, духовное наслаждение от красоты в искусстве, в жизни, в быту. Детям нужно правильно и чётко подбирать слова, чтобы передать эстетическую характеристику описываемого предмета. Ребенок поймет, что значит красиво и начнет находить красоту в других явлениях, предметах. В формировании эстетического вкуса у детей, большая роль принадлежит обучению. В процессе его они овладевают способами образного выражения и изображения своих замыслов в слове, пении, рисунке, танце, драматизации. Обучение побуждает ребенка к сознательным художественным проявлениям, вызывает положительные эмоции, развивает способности. Цель обучения навыкам художественной деятельности заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес и желание к самостоятельной творческой деятельности. Так, осваивая те или иные навыки художественной деятельности, ребенок использует их, внося свою, пусть маленькую лепту в украшение жизни семьи, детского сада, своих сверстников.

На занятиях дошкольников знакомят с классическими произведениями детской литературы, музыки, живописи. Дети учатся узнавать, любить доступные их возрасту истинные произведения искусства. На занятиях изобразительной деятельности, дети учатся узнавать и любить произведения искусства. В художественной деятельности, присутствует воспроизводящий (репродуктивный) фактор и творческий.

8 стр., 3909 слов

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

... воспитании, гармонизации системы отношений человека с миром (Л.С. Выготский, Д.А. Леонтьев, А.А. Мелик, Б.М. Неменский, Е.М. Торошилова, А.Н. Утехина); результаты педагогических исследований по формированию у дошкольников художественного вкуса, эстетического ... педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, владеет нравственной, эстетической, ...

Занимаясь изобразительной деятельностью, дети получают умения и навыки, которые имеют большое значение не только для повышения эффективности детского творчества, но и для осуществления других воспитательных задач. В творческой деятельности, эстетическое воспитание зависит от того, что берется для рисования (знакомые детям красивые предметы, игрушки, явления природы).

Когда дети рисуют рисунок, отмечают, почему он нравится, что в нем интересного, почему радует, или вызывает негативное отношение. Эстетическая оценка рисунка тоже играет свою роль, она переплетается с нравственной. Дети учатся адекватно оценивать свои рисунки и сверстников, делать небольшие выводы, умозаключения, что хорошо получается, а над чем необходимо еще поработать.

На занятиях дети рисуют явления из окружающей жизни, отражают свое отношение к ней. Они получают огромное удовольствие от рисования, так как в занятия включен процесс придумывания содержания, развертывания сюжета, игр. Поэтому, очень важно поддерживать это стремление, не ограничивать детей только изображением отдельных предметов. Когда дети придумают сюжет своего рисунка, он не только радует их, но и развивает воображение, фантазию, уточняет представления.

Дошкольный возраст — это особенный возраст для эстетического воспитания. У дошкольников формируется отношение к миру, происходит развитие эстетических качеств будущей личности. Всестороннее развитие и воспитание детей в процессе художественной деятельности происходит не само по себе, а в соответствии с требованиями самой изобразительной деятельности. Лучше использовать методы, приемы, которые будут вызывать хорошие эмоции у детей. Чем ярче будут впечатления, чем содержательнее и интереснее их жизнь, тем лучше будет развиваться воображение, а рисунки будут интересными, разнообразными и красивыми.

Ведущее место в осуществлении эстетического воспитания принадлежит детскому саду. Но велика и роль семьи. Только при взаимодействии детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания. У каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования. Задача воспитателя — помочь семье создать необходимые условия для правильного эстетического воспитания детей. Он рассказывает о важности эстетики быта, советует, что читать детям, какие музыкальные произведения подойдут для слушания, добивается, чтобы у ребенка в семье было все необходимое для проявления детского творчества. Установление преемственности в эстетическом воспитании детского сада и семьи формирует основы для дальнейшего формирования духовной культуры и богатства человека.