Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

Дипломная работа

ВВЕДЕНИЕ

В современном государстве, на фоне экономических и политических изменений, целью учебно-воспитательного процесса является всестороннее развитие ребенка.

В последнее время большое внимание уделяется проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Последние два десятилетия психологи и педагоги активно ищут выход из ситуации, проводя исследования с целью поиска новых методологических подходов к проблеме становления индивида как личности и творческой индивидуальности в современных условиях. Активно ведутся разработки новых образовательных программ и педагогических техно логий, обеспечивающих оптимальные пути гармонизации личности с окружающим миром.

Формировать личность и художественно-эстетическую культуру, — отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, К.Л. Ушинский), — особенно важно в наиболее благоприятном для этого возрасте, поскольку именно в этом возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества.

Дошкольный возраст — важный этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.

В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.

Таким образом, актуальные проблемы педагогической теории и педагогической действительности, необходимость их решения определили тему исследования: «Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».

Цель ВКР — изучение художественно-эстетического воспитания дошкольников.

Объект — является процесс художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Предмет — декоративно-прикладное искусство как средство художественно-эстетического воспитания дошкольников.

Исходя из актуальности темы можно выделить задачи:

13 стр., 6287 слов

Специфика воспитания детей младшего школьного возраста средствами ...

... учителя с детьми. Теоретическими методами исследования Эмпирические методы исследования: Теоретической и практической значимостью исследования Глава 1. Теоретические основы воспитания ребенка младшего школьного возраста средствами народного искусства 1.1 Народное искусство в системе эстетического ...

  • Раскрыть понятие художественно-эстетическое воспитание;
  • Рассмотреть критерии художественно-эстетической воспитанности;
  • Изучить формы и методы художественно-эстетического воспитания дошкольников;
  • Раскрыть понятие и классификацию ДПИ;
  • Изучить педагогический опыт по эстетическому воспитанию дошкольников средствами ДПИ;

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

  • теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы по дошкольному воспитанию, художественно-эстетическому воспитанию);
  • экспериментальные (подготовка и проведение занятий по аппликации);
  • эмпирические (наблюдение, беседы, оценка результатов эксперимента).

Методологическую основу работы составили современные положения о становлении базиса культуры личности дошкольника, личностно-ориентированном воспитании, гармонизации системы отношений человека с миром (Л.С. Выготский, Д.А. Леонтьев, А.А. Мелик, Б.М. Неменский, Е.М. Торошилова, А.Н. Утехина); результаты педагогических исследований по формированию у дошкольников художественного вкуса, эстетического осознания прекрасного (Н.А. Вершинина, Н.М. Зубарева, Т.С. Комарова, Р.А. Мирошкина).

Фрагмент работы для ознакомления

Рисунок 13 — Виды орнаментов по характеру композиционных схемОрнамент — наиболее характерная черта, особый символ предметов крестьянского творчества. Орнамент позволяет сказать об эстетике предмета, его художественности.Главными средствами выразительности в декоративно-прикладном искусстве считаются цвет, форма, пропорции, ритм, масштаб, силуэт, симметрия, фактура, которые изначально подмечались в природе и только потом обретали отражение в творениях искусства [39].

Народное художество как проявление творчества народа близко по собственной природе творчеству малыша (простота, завершенность формы, обобщенность вида), конкретно потому оно близко восприятию ребенка, понятно ему.Народное искусство обладает великими воспитательными способностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и порядочный идеалы [2].

Д.С. Лихачев писал: «Если до конца понять народное искусство и не смотреть на него как на «примитивное», то оно может служить исходной точкой для осмысливания всякого искусства — как некоей радости, самостоятельной ценности…Народное творчество учит соображать условность творчества».Народное декоративно-прикладное искусство должно найти отражение в содержании воспитания и обучения растущего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других государств активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей [2].

Средством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство бережёт и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Поэтому, что в народном искусстве воплотился опыт тысячелетий.Когда говорят о применении произведений декоративно-прикладном искусства в детском саду, особенное внимание обращают на предметы традиционных видов народного искусства. Действительно, изделия народных умельцев: резьба и роспись по бревну, лаковая миниатюра и чеканка, стекло и керамика, тканые, кружевные и вышитые изделия, народная игрушка, — это изображение таланта, профессионализма и неиссякаемого оптимизма художников из народа. Прекрасные эталоны декоративно-прикладного искусства помогают воспитывать у деток почтение и любовь к культуре своего народа, Отчизне, своему краю. Преобладание растительных форм — необыкновенность русского народного искусства. «Напевность и равномерность русского узора срони российским просторам и плавным ритмам народных песен», — отмечает Н.М. Сокольникова [44].

11 стр., 5392 слов

Роль декоративно-прикладного искусства в жизни народа

... произведениями искусства. 1. Роль декоративно-прикладного искусства в жизни народа 1 Особое место декоративно-прикладного искусства Более столетия в гуманитарные дисциплины в ... человека в повседневной жизни, не воспринималось как имеющее эстетическую ценность, хотя красивые вещи окружали человека всегда. Еще в ... традиционность и устойчивость такой формы в народном быту. Золотые цепи, мониста из ...

Художество народных мастеров помогает открыть ребятам мир прекрасного, совершенствовать у них художественный вкус. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт почти всех поколений и рассматривается как часть материальной культуры.Декоративно-прикладное искусство делится на виды по технологиям обработки разных материалов.Декоративно-прикладное искусство считается одним из факторов гармонического развития личности. Средством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается влюбленность к собственному краю. Народное искусство бережёт и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров подсобляет открыть детям мир прекрасного, совершенствовать у них художественный вкус.Ручной художественный труд считается необходимым элементом высоконравственного и эстетического обучения маленьких детей.Чтоб человек мог заполнить свободное время занимательным и содержательным занятием, необходимо с раннего детства совершенствовать у него стремление к прекрасному, воспитывать поклонение к народным обычаям, культурным ценностям.

Понятие наследия, традиции в обучении искусству художественных ремесел всегда имело главное значение для преемственности всего лучшего и более ценного.Когда говорят о декоративно-прикладном искусстве в детском саду, особое внимание обращают на предметы традиционных видов народного искусства. Действительно, изделия народных умельцев, такие, как резьба и роспись по дереву, лаковая миниатюра и чеканка, стеклышко и керамика, тканые, узорчатые и вышитые изделия, народная игрушка, — это изображение таланта, профессионализма и неиссякаемого оптимизма живописцев из народа. Прекрасные эталоны декоративно-прикладного искусства помогают воспитывать у детей почтение и влюбленность к культуре своего народа, Отчизне, собственному краю.Необходимым условием построения современной системы эстетического обучения и развития эстетической культуры личности считается использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, владеет нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.Народное искусство в силу собственной специфики, содержащейся в образно-чувственном отражении мира, оказывает сильное воздействие на малыша, который, по образному выражению К.Д.

Ушинского, думает формами, красками, звуками, эмоциями.Эстетическое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства требует развития в человеке умения правильно воспринимать явления красоты. Это не означает, что ребёнок обязан стать художником-профессионалом либо профессионалом-искусствоведом. Кроме ряда знаний художественных творений, он должен приобрести некий объём сведений из области теории и истории декоративно-прикладного искусства.Главную роль народного и декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании отмечали почти все российские искусствоведы, ученые детского изобразительного творчества (А.П. Усова, Т.С. Комарова, Т.Я. Шпикалова, Н.Б. Халезова, Т.Н. Доронова, А.А. Грибовская).

3 стр., 1316 слов

Своеобразие творческой деятельности ребёнка. Психологическая ...

... ребенок действует, как в реальной ситуации). Изображение, речь и игра у дошкольников в процессе изобразительной деятельности слиты в единое неразрывное целое. Психологическая готовность ребёнка к творчеству. С психологической ... важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового. Вопрос ценности созданного ребёнком произведения искусства отступает на второй план. Однако дети испытывают ...

Они убедительно показывают, что ознакомление с творениями народного творчества вдохновляет в ребятах первые ясные представления о Отчизне, ее культуре, способствует обучению патриотических чувств, приобщает к миру великолепного, и потому их необходимо подключать в педагогический процесс в детском саду. [44]На протяжении всего дошкольного периода происходят изменения восприятия, от простых попыток разглядеть и ощупать, не отвечая на вопрос, каков предмет, до стремления более планомерно и последовательно исследовать, и обрисовать объект, выделяя наиболее заметные особенности.Сенсорная культура имеет великое значение для художественно-эстетического обучения. Умение распознавать цвета, оттенки, формы, сочетания форм и цветов раскрывает возможность превосходнее понимать произведения искусства, обретать потом от этого удовольствие. Ребенок учится создавать образ, овладевает возможностью передавать свойственные предметам характеристики, форму, строение, цвет, положение в пространстве, собственные воспоминания, усваивает знания о материалах, применяемых для передачи изображения, создания художественного вида. Изучение изобразительно-выразительными умениями приобщает детей к простой творческой деятельности, проходя тяжелый путь от простых действий к действиям образного воспроизведения форм.Следующая особенность художественно-эстетического обучения в дошкольном возрасте связана с изменениями, происходящими в сфере познавательных действий подростка.

Создание художественных и эстетических идеалов у детей, как части их мировоззрения, — тяжелый и длинный процесс. Это подмечают все учители и специалисты по психологии, упомянутые выше. В ходе обучения жизненные отношения, идеалы испытывают изменения. В отдельных условиях перед воздействием друзей, взрослых, произведений искусства, жизненных потрясений идеалы могут претерпевать коренные изменения. «Педагогическая сущность процесса формирования художественных и эстетических идеалов у детей с учетом их возрастных особенностей состоит в том, чтобы с самого начала, с раннего детства, формировать устойчивые содержательные образцовые представления о прекрасном, об обществе, о человеке, о отношениях между людьми, делая это в разнородной, изменяющейся на любом этапе новой и увлекательной форме», — отмечает в своей работе Е.М. Торшилова.Этническое декорационно-прикладное художество — трудное действо исторической, социологической, этнографической и государственной художественной культур и в то ведь время наиболее демократичное и легкодоступное человеку с юношества. [39]2.2 Детское декоративное творчество, как средство развития художественно-эстетического воспитанияДетское творчество — сознательное отражение ребенком окружающей действительности в предмете, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и иные виды искусства [7].

3 стр., 1474 слов

Изображение крестьянских детей в творчестве Некрасова

... Они также стали произведениями, полюбившимися детям. В центре внимания поэта здесь уже не образы детей, а картины крестьянской жизни. Стихотворение «Крестьянские дети» "Крестьянские дети" - одно из лучших и самых задушевных произведений Некрасова о детях, в котором проявились ...

«Творчество детей — глубоко необыкновенная форма их духовной жизни, самовыражение, и самоутверждение, в котором ясно раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребенка», — писал В. Сухомлинский.Условием, необходимым для творчества, является овладение навыками в данном виде искусства. Будучи выражением народного творчества, формой сохранения и передачи его последующим поколениям, декоративно-прикладное искусство бережёт и передает традиции народной педагогики, которые направлены на развитие детского декоративного творчества.В своей книге С.В. Погодина пишет: «Декоративное творчество — процесс творения разных декоративных образов на основе усвоенных традиций того или иного вида декоративно-прикладного искусства и преображенье их в соответствии с замыслом, ситуацией и поставленными задачами» [39].

Для развития детского декоративного творчества необходимо использовать предметы народного декоративно-прикладного искусства в оформлении детского сада, группы, студии. Народные игрушки своей богатой тематикой влияют на замысел ребенка во время лепки, обогащают представление об окружающем мире. Кроме того, расширяются возможности детей в сюжетной лепке. Использование дидактических игр и пособий позволяет закреплять выученный материал. С.В. Погодина выделяет три вида декоративного творчества, рисунок 14.Развивая детское декоративное творчество, детей знакомят с определенным видом декоративно-прикладного искусства (его промыслами, содержанием, назначением, материалами, отличительными признаками, выразительными средствами), с разными видами орнаментов (геометрическим, растительным, зооморфным, антропоморфным, комбинированным), учат законам построения разных композиций.Рисунок 14 — Виды декоративного творчества детей дошкольного возрастаДополнением к такой работе с детьми может быть просмотр фильмов, диафильмов, художественных альбомов, открыток на подходящие темы. Чтение литературы или рассказ, раскрывающий в доступной и занимательной форме маленький объем информации об истории художественного промысла, его особенностях будет полезен самым старшим детям. Затем детей обучают декоративному рисованию, лепке, аппликации на основе народного декоративно — прикладного искусства, знакомят с некоторыми приемами народных мастеров.А.А. Грибовская в своей статье выделяет методы и приемы, которые можно использовать в процессе обучения дошкольников декоративному рисованию, лепке и аппликации, рисунок 15.1463040213360Методы00Методы1072515384810001072515381635001463040294005Создание игровой ситуации в начале занятия и во время проведения анализа детских работ00Создание игровой ситуации в начале занятия и во время проведения анализа детских работ1072515137795001463040217805Сравнение элементов узора и различных вариантов композиций00Сравнение элементов узора и различных вариантов композиций1072515443230001463040412750Использование очерчивающего жеста (для выделения элементов, определения их расположения и последовательности выполнения узора)00Использование очерчивающего жеста (для выделения элементов, определения их расположения и последовательности выполнения узора)1072515366395001463040102870Показ последовательности рисования и упражнение в изображении новых или сложных элементов узора00Показ последовательности рисования и упражнение в изображении новых или сложных элементов узора107251588265001463040283845Сочетание различных видов деятельности (например, лепка с последующей росписью)00Сочетание различных видов деятельности (например, лепка с последующей росписью)107251513208000Рисунок 15 — Методы и приемы, используемые при обучении дошкольников рисованию, лепке и аппликацииОдна из проблем методики развития детского декоративного творчества — отбор доступных для детей элементов и композиций узора в стиле той или иной народной росписи. В большинстве программ по дошкольному воспитанию применительно к средней группе достаточно четко определены элементы, которые дети могут освоить. Это точки, мазки, колечки, полосы. По существу, это элементы дымковской и филимоновской росписей. В старшей группе — городецкая роспись, в подготовительной — городецкая, хохломская, жостовская. Однако ни в одной из программ не дается точный набор элементов. Задача педагога определить их самостоятельно. Если учесть, что характер избираемой росписи определяется с учетом местных условий, то диапазон выбора достаточно широк и его трудно, да и напрасно регламентировать. Кроме элементов, педагогу следует отобрать наиболее типичные и доступные детям композиции узоров. Типичные композиции связаны с расположением элементов узора на бумаге различного формата.Цвет — одно из выразительных средств в декоративном рисовании. Его освоение покоряется законам колорита определенного искусства, так как для знаменитых традиционных видов народной росписи они определенны и типичны.В процессе развития декоративного творчества нельзя забывать и о занятиях лепкой. Главным изобразительным средством лепки является пластичность, передача формы и движения. Форма иногда воспринимается как застывшее движение. Нужно, чтобы дети увидели и почувствовали эту пластичность, иначе потом они будут не в состоянии оценить превосходную скульптуру. При изображении живых существ нужно учить детей даже младшего дошкольного возраста передавать движение. После лепки им легче будет изображать движение при рисовании. И глина, и пластилин дозволяют изгибать вылепленную фигурку, добиваясь изображения более точного и выразительного движения, поэтому ребенок учится передавать движение в лепке более продуктивно, чем в иных видах изобразительной деятельности — рисовании, аппликации. Занимаясь декоративной лепкой, дети начинают разбираться в сочетании декоративных элементов в узоре и расположении их на поверхности предметов.З.А. Богатеева при обучении детей аппликации предлагает использовать коллаж, мозаику из бумаги, которая включает в себя выкладывание узорных форм, замыкающихся в плоскости квадрата или треугольника, где можно использовать ритмическое повторение элементов узора и симметричность его повторения [2].

21 стр., 10122 слов

«Методика развития детского изобразительного творчества» Особенности ...

... детском саду рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству и включает три вида: рисование отдельных предметов, сюжетное и декоративное. ... цвет, конструкцию расположение частей. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса ... всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно ни выразилось. Как правило, дети любят рисовать, ...

После нескольких занятий, когда детям показывались народные узоры в качестве образцов, им предлагается нарисовать узор, например для прямоугольной дощечки. Надобно учить детей вырезывать симметричные предметы из бумаги, сложенной вдвое. Аппликация дается также в виде коллективных работ, где каждый ребенок вырезывает и склеивает изображение, а затем обретает ему место в общей композиции. [39]С.В. Погодина предлагает строить работу по развитию детского декоративно-прикладного творчества в трех направлениях, рисунок 16.Рисунок 16 — Направления детского декоративно-прикладного творчестваВключение ребенка в разные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, — одно из основных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей2.3 Аппликация, как средство художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возрастаСогласно общепризнанному определению, аппликация (от лат. applicatio — прикладывание), метод создания орнаментов, изображений путём нашивания, наклеивания на ткань, бумагу, разноцветных кусочков какого-либо материала (ткань, бумага, мех, соломка) другого цвета либо выделки, а еще узор, изображение, сделанные по такому способу, придающему им необыкновенную рельефность. [22]Аппликация — более простой и доступный метод создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко применять аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, оформление стенгазет, выставок, помещений д/с), однако и в разработке картин, орнаментов.Главными признаками аппликации считаются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, равномерность цветового пятна (локальность) огромных цветовых пятен.Увлечение аппликацией способствует развитию внимательности, предполагает разные знания. Так как для того, чтоб сделать, к примеру, птичку либо животное в технике аппликации нужно знать их форму, повадки и манеру передвигаться, по — другому собака не станет похожа на собаку, а воробей на воробья. Если этого не сделать, то, скорее всего, работа не даст желанного итога будет чисто техническим повторением движений преподавателя. Кроме того, нужно видеть и чувствовать предмет, который вы хотите изготовить.В системе по эстетическому обучению детей среднего дошкольного возраста огромное место должно быть отведено аппликации. Она лучше, чем что-либо обогащает нервную систему малыша, улучшает его органы чувств и эстетический вкус. С помощью аппликации у ребенка происходит создание любви к природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет огромное значение не только для эстетического развития детей, но и для нравственного обучения, в частности, для пробуждения у дошкольников патриотических эмоций, чуткости к окружающему, потребности к труду, содействует физической закалке, а еще расширению умственного кругозора.Аппликация — это вид изобразительной деятельности, основное предназначение которой — образное отражение реальности. Аппликация — одна из самых интересных для детей дошкольного возраста.Аппликация — это специфическое образное познание реальности. Как каждая познавательная активность имеет великое значение для умственного обучения детей.Изучение умением изображать невероятно без целенаправленного визуального восприятия — наблюдения. Для того чтоб нарисовать, вырезать, а потом прилепить какой-либо предмет, нужно предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, значение, цвет, конструкцию расположение частей.Для умственного развития детей имеет огромное значение постепенное расширение запаса знаний на базе представлений о многообразии форм пространственного расположения вещей окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.При организации восприятия вещей и явлений принципиально обращать внимание детей на изменчивость форм, величин (ребенок и взрослый), цветов (растения в разные времена года), различное пространственное размещение вещей и частей (птица сидит, летает, клюет семена, рыбка плавает в разных направлениях); детали конструкций еще могут быть размещены по-различному. [14]Занимаясь аппликацией, дети знакомятся с материалами (бумага, краски, глина, мел), с их качествами, выразительными возможностями, получают навыки работы.Различают следующие виды аппликации в детском саду, таблица 3.

34 стр., 16570 слов

Фольклор в детском саду

... эстетического развития дошкольников через организацию занятий с элементами фольклора. 3. Описать опыт практического использования фольклора в музыкально-педагогическом процессе в МБДОУ «Детский сад ... продукты народного творчества, а также полноценные народные праздники ... Детский сад «Колосок» село Изюмовка Шербакульского муниципального района Омской области. Структура исследования – работа ...

15 стр., 7458 слов

Аппликация как средство развития творческих способностей

... аппликация. Данный вид деятельности развивает у детей способность фантазировать, воображать, творчески подходить к выполнению работы. Развитием творческих способностей младших школьников занимались психологи и педагоги, такие как ... лодка и автомобиль, когда их соединили, получилось принципиально новое транспортное средство - амфибия. Элементы старые, а рожденный объект с полным правом ...

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/diplomnaya/esteticheskoe-vospitanie-doshkolnikov-2/

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/diplomnaya/esteticheskoe-vospitanie-doshkolnikov-2/

1. Арапова С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. — СПб. : КАРО, 2004.

2. Богатеева З. А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. Книга для воспитателей детского сада — 2-е изд. переработка и дополнение. — М. : Просвещение, 1986.

3. Бочкарева О. И. Система работы по художественно-эстетическому воспитанию. Старшая группа. — М. : Корифей, 2009. — 96 с. — ISBN 978-5-93312-815-1

4. Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное творчество: теория, история, практика: [учеб. пособие] / Е.Г.Вакуленко. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 380 с.

5. Варкки Н.А. Программа творческо-эстетического развития ребенка. – М. : Речь, 2002. — 168 с. — ISBN 5-9268-0127-3

6. Варкки Н.А. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н.А. Варкки // Дошкольное воспитание. — 2003. -№ 6. — С.57-67.

7. Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество. Учебно-методическое пособие / под. ред. Шпикаловой Т. Я., Поровской Г. А.- М. : Гумонит, Владос, 2000.

8. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. ИЗО. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ; ТЦ «Учитель» — Москва, 2008.

9. Грибовская А.А. Аппликация в детском саду. Деревья (набор из 16 карточек).

— М. : Скрипторий 2003, 2010. — 24 с. — ISBN 978-5-98527-163-8

10. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — М. : 1999.

11. Доронова Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников. — М. : Просвещение, Росмэн, 2008. — 192 с. — ISBN 978-5-09-018120-4

12. Ермолаева Н.В. Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно-прикладное искусство. Парциальная программа. — М. : Детство-Пресс, 2011. — 160 с.

13. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., перепаб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 416 с.

12 стр., 5842 слов

Музыкальное воспитание детей в детском саду

... развития дошкольника, но чем моложе ребенок, тем больше он нуждается в таком подходе со стороны педагога. 2. Методы музыкального воспитания детей в детском саду 2.1 Программы музыкального воспитания детей в детском саду ... его дальнейшее общее развитие, эстетическое и эмоциональное ... рекомендует использовать различные наглядные пособия - литературный текст, ... танцевального творчества. В работе с детьми ...

14. Колдина Д.Н. Лепка и аппликация с детьми 6-7 лет. Конспект занятий. — М. : Мозаика-Синтез, 2011. — 72 с. — ISBN 978-5-86775-876-9

15. Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. — М.: Педагогическое общество России, 2005.

16. Комарова Т.С. Обучение дошкольников технике рисования: учебное пособие к Программе воспитания и обучения в детском саду под ред. М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. — М. : Мозаика-Синтез, 2007.

17. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. Для работы с детьми 2-7 лет. — М. : Мозаика-Синтез, 2008.

18. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. — М. : Мозаика-Синтез, 2010.

19. Комарова Т. С. Школа эстетического воспитания // Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду». — М. : Мозаика-Синтез, 2009. — 352 с. — ISBN 978-5-86775-727-4;

20. Коноваленко С. В. Развитие конструктивной деятельности у дошкольников. — М. : Детство — Пресс, 2012. — 112 c.

21. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 — 2015 годы [утв. распоряжением Правительства РФ № 163-р 7 февраля 2011 г.]. // ГАРАНТ.РУ: информационно-правовой портал. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.garant.ru. — 12.01.2015

22. Короткова Е.А. Рисование, аппликация, конструирование в детском саду. — М. : Академия Развития, Харвест, 2009. — 128 с. — ISBN 978-5-7797-1334-4

23. Корчикова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка»).

— Ростов Н/Д: Феникс, 2002.

24. Косогорова Л.В. Основы декоративно-прикладного искусства: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Л.В. Косогорова, Л.В. Неретина. — М. : Издательский центр «Академия», 2012. -224 с.: ил., [16] с. цв. вкл. — (Сер. Бакалавриат).

25. Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в подготовительной к школе группе детского сада. — М. : Мозаика-Синтез, 2009.

26. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду. – М. : Сфера, 2012. — 240 c

27. Леонова Н.Н. Художественно-эстетическое развитие детей в старшей группе ДОУ. Перспективное планирование, конспекты. — М. : Детство-Пресс, 2014. — 240 с. — ISBN 978-5-89814-947-5

28. Леонова Н.Н. Художественно-эстетическое развитие детей в подготовительной к школе группе ДОУ. Перспективное планирование, конспекты. — М. : Детство-Пресс, 2015. -240 с. — ISBN 978-5-89814-948-2

29. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». — М. : «Карапуз-дидактика», 2007.

30. Лыкова И. А. «Цветные ладошки». Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности. — М. : Цветной мир, 2014. — 144 с. — ISBN 978-5-4310-0042-3

31. Лыкова И. А. Проектирование образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Новые подходы в условиях введения ФГОС ДО. — М. : Цветной мир, 2014. — 144 с. — ISBN 978-5-4310-0168-0

32. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации. — М. : Карапуз-Дидактика, 2009. — 208 c.

33. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа. — М. : Цветной мир, 2012. — 208 c.

34. Малик О.А. Занятия по аппликации с дошкольниками. Развиваем самостоятельность. — М. : Сфера, 2009. — 96 с. — ISBN 978-5-9949-0257-8

35. Малышева А. Н., Ермолаева Н. В., Поварченкова З. М. Аппликация в детском саду. Конспекты занятий в младшей, средней, старшей и подготовительной группах. М. : Академия Развития, 2010. — 240 c.

36. Микляева Н.В. Художественно-эстетическое воспитание дошкольников. — М. : Сфера, 2013. — 192 с. — ISBN 978-5-99490-677-4

37. Обухова С. Становление эстетически развитой личности средствами регионального искусства / С.Обухова // Дошкольное воспитание. — 2010.-№6.-С.75-76

38. Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством /А.А.Грибовская // Ребенок в детском саду. — 2006. — №6. — С.48-50

39. Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С.В.Погодина. — 3-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2012. — 352с.

40. Потапова Е. В. Изобразительная деятельность и художественный труд с использованием современных материалов в ДОУ. — Детство-Пресс — Москва, 2012. — 104 c.

41. Радынова О. П. Художественно-эстетическое развитие ребенка в дошкольном детстве. Методические рекомендации. — М. : ДРОФА, 2014.- 384 с. — ISBN 978-5-358-13449-2

42. Рондели Л. Д. Народное декоративно-прикладное искусство. Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1984.

43. Российская Федерация. Законы. Об образовании: [федер. закон: принят Гос. Думой 21 декабря 2012 г.: одобр. Советом Федерации 26 декабря 2012 г.]. // КонсультантПлюс: правовой портал.- Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.consultant.ru.-10.01.2015

44. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н.М.Сокольникова. — 3-е изд., стереотип. — М. : Издательский центр «Академия», 2006. — 368 с.: ил., [24] л. цв. вкл.

45. Шайдурова Н.В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности. Справочное пособие. — М. : Сфера, 2008.- 128 с. — ISBN 978-5-9949-0001-7

46. Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. Основы народного декоративно-прикладного искусства. — М. : 1996.

47. Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей дет.сада / Под ред. Н.А. Ветлугиной. — М. : Просвещение, 1995.

48. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие для ВУЗов / Е.А. Дубровская, Т.Г. Казакова, Н.Н. Юрина и др.; Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. — М. : Издательский центр «Академия», 2002. — 256 с.