Дипломная работа развитие творческих способностей дошкольников

Дипломная работа

Развитие художественных и творческих способностей – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Одна из важных задач в области образования — эстетическое воспитание детей, создание условий для проявления творческих способностей каждого ребенка. Творчество есть выход за пределы сознания. Творчество — это субъективный процесс создания нового. Люди каждый день решают массу задач и совершают огромное количество дел. При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости — все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Формирование творческой личности – одна из важнейших задач дошкольной педагогики.

Уже с раннего возраста у ребенка должно развиваться чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство народных промыслов. Это способствует формированию духовно богатой гармонически развитий личности.

Развитие творческих способностей у детей — сложный и длительный процесс, дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимает знакомство с народным прикладным творчеством.

4 стр., 1951 слов

Воображение и творческая деятельность человека

... — способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сорадоваться, сопереживать. Так как тема работы «Воображение и творческая деятельность человека», хочется остановиться подробно именно на творческой категории активного воображения. Творческое воображение — это такой вид воображения, в ...

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, приумножать, не разрушая. Но меняя окружающий мир, человек меняется и сам. Ведь, по сути, создание нового – это способность человека менять свой взгляд на окружающий мир. Исследователи творческого процесса едины в том, что творчество базируется на внутренних умственно-духовных задатках, присущих каждому человеку, и высвобождается при определенных условиях окружающего мира. Развитие у детей творческих изобразительных способностей неотъемлемая часть воспитания. Она включает такие понятия как: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы, чувство ритма.

Объект исследования: процесс формирования творческих и художественных способностей детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: развитие творческих способностей личности дошкольника в процессе изобразительной деятельности.

Цель исследования: выявить приемы и средства изобразительной деятельности, наиболее эффективные для развития творческой активности у детей дошкольного возраста.

Задачи исследования: изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме. Выявить условия развития творческих способностей средствами изобразительной деятельности. Подобрать и апробировать диагностические методики способствующие изучению творческих способностей детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: процесс развития творческих способностей дошкольников будет успешным при условии эффективного проведения системы работы, включающей нетрадиционные техники изобразительной деятельности: кляксография, пальчиковая живопись, печатание.

Практическая значимость: выявленные приемы и средства изобразительной деятельности могут быть использованы воспитателями в их практической деятельности по развитию творческой активности у детей дошкольного возраста.

  1. Теоретические основы и проблемы развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
  1. Понятие «творчество» и «творческие способности».

Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле? Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности.

12 стр., 5686 слов

Игрушка как средство творческого воображения детей дошкольного возраста

... и потребностями. referat.yabotanik.ru Игрушка как средство творческого воображения детей дошкольного возраста Глава 2 1.1. Игра как способ отображения социальных отношений В игре как особом виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым ...

Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства. Очевидно, что рассматриваемое понятие тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность». Под творческой деятельностью следует понимать такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия. Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности. Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом.

Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д. В последние годы в отечественной педагогике и психологии возрос интерес к развитию креативности. Актуальность его изучения определяется изменениями, произошедшими в социальной ситуации современной России. В создавшихся условиях повысились требования к таким качествам личности как открытость новому опыту, творческое отношение к действительности. Для этого необходимо активизировать творческий потенциал, развивать творческие способности, креативность. Целесообразно развивать у детей эти способности, начиная с самого раннего возраста. Поэтому в дошкольном обучении нужно уделять особое внимание развитию творческого, а не только репродуктивного стиля мышления. Взгляды на природу креативности изменялись: если вначале она понималась как регрессивный мыслительный процесс, то впоследствии ее стали рассматривать как высший мыслительный процесс.

У детей проявления креативности носят достаточно массовый характер, и большинство специалистов относят к ней такие познавательные качества как фантазия, творческое воображение. Развитие креативности происходит в творческой деятельности. Накопление знаний, опыта — это предпосылка для развития творческого воображения. Любые знания могут быть бесполезными грузом, если человек не умеет обращаться с ними, отбирать то нужное, что ведет к творческому решению задачи. А для этого нужна практика таких решений, умение использовать накопленную информацию в своей деятельности. Продуктивное творческое воображение характеризуется не только такими особенностями как оригинальность и богатство продуцируемых образов. Одним из важнейших свойств такого воображения является умение направлять представления в нужную сторону, подчинять их определённым целям. Неумение управлять идеями, подчинять их своей цели, приводит к тому, что самые лучшие замыслы и намерения гибнут, не находя воплощения. Поэтому важнейшая линия в развитии воображения дошкольника — это развитие направленности воображения. У младшего дошкольника воображение идет за предметом и все, что он создаёт, носит отрывочный, неоконченный характер.

2 стр., 954 слов

Преподаватель по классу фортепиано. Образное мышление детей

... и приёмов педагогики, направленные на развитие образного мышления детей. Учитель ищет свой подход к каждому ребёнку, учитывая все индивидуальные ... речи». Поэтому учим детей интонировать сначала словесный текст. Многие дети стесняются выразительно читать стихи. На уроке мы берём ... и мягкость (мажор). В конце учебного года дети по своим возможностям показывают самостоятельно выученные пьесы. Эта работа ...

Взрослые должны помочь ребенку научиться, не просто отрывочно фантазировать, а реализовывать свои замыслы, создавать пусть небольшие, но законченные произведения. С этой целью родители могут организовать ролевую игру и в ходе этой игры влиять на выполнение ребенком всей цепочки игровых действий. Можно также устроить коллективное сочинение сказки: каждый из играющих говорит по несколько предложений, а участвующий в игре взрослый может направить развитие сюжета, помочь детям завершить задуманное. Хорошо завести специальную папку или альбом, куда помещались бы наиболее удачные рисунки, сказки, сочиненные ребенком. Такая форма фиксации продуктов творчества поможет ребенку направлять своё воображение на создание законченных и оригинальных произведений. Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления. Так как развитие именно этих качеств делает мышление гибким, оригинальным и продуктивным. Ассоциативность – это способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, на первый взгляд не сопоставимых. Благодаря развитию ассоциативности мышление становится гибким и оригинальным.

Кроме того, большое количество ассоциативных связей позволяет быстро извлекать нужную информацию из памяти. Ассоциативность очень легко приобретается дошкольниками в ролевой игре. Так же существуют специальные игры, способствующие развитию этого качества. Часто открытия рождаются, при соединении казалось бы несоединимого. Например, долгое время казались невозможными полёты на летательных аппаратах, которые тяжелее воздуха. Сформулировать противоречия и найти способ его разрешения позволяет диалектичность мышления. Диалектичность – это способность видеть в любых системах противоречия, мешающие их развитию, умение устранять эти противоречия, решать проблемы. Диалектичность является необходимым качеством талантливого мышления. Психологи провели ряд исследований и, установили, что механизм диалектического мышления функционирует в народном и научном творчестве. В частности, анализ трудов Л.С. Выготского показал, что выдающийся русский психолог постоянно использовал этот механизм в своих исследованиях. Педагогическими задачами по формированию диалектичности мышления в дошкольном возрасте являются:

1. Развитие умения выявлять противоречия в любом предмете и явлении;

2. Выработка умения четко формулировать выявленные противоречия;

3. Формирование умения разрешать противоречия.

17 стр., 8196 слов

«Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного ...

... исследование по выявлению уровня творческого развития у детей. Гипотеза – является ли организованная изобразительная деятельность дошкольников эффективным средством развития творческого воображения Объектом данной работы является изобразительная деятельность дошкольников. Предмет исследования – процесс развития творческого воображения у детей дошкольного возраста. Актуальность данного исследования ...

И еще одно качество, формирующее творческое мышление — это системность. Системность – это способность видеть предмет или явление как целостную систему, воспринимать любой предмет, любую проблему всесторонне, во всём многообразии связей; способность видеть единство взаимосвязей в явлениях и законах развития. Системное мышление позволяет видеть огромное количество свойств предметов, улавливать взаимосвязи на уровне частей системы и взаимосвязи с другими системами. Системное мышление познает закономерности при развитии системы от прошлого к настоящему и применяет это по отношению к будущему. Системность мышления развивается корректным анализом систем и специальными упражнениями. Педагогические задачи по развитию системности мышления в дошкольном возрасте:

1. Формирование умения рассматривать любой предмет или явление как систему развивающеюся во времени;

2. Развитие умения определять функции предметов с учетом того, что любой предметмногофункционален.

  1. Условия и средства развития художественно-творческих способностей.

Употребляя словосочетание « способные дети», мы тем самым подчеркиваем, что существует некая особая категория детей, качественно отличающихся от сверстников. В специальной литературе постоянно и много пишут об их исключительности.Не касаясь содержательной стороны этих обсуждений, отметим, что такой подход справедлив и оправдан. Действительно, природа свои дары поровну не делит и кому-то дает «без меры», не скупясь, а кого-то «обходит стороной».

Человек способен мыслить и действовать творчески, и, вне всякого сомнения, это чудеснейший из даров природы. Заметим, что «даром» этим отмечен каждый. Но так же очевидна и мысль о том, что своими дарами природа кого-то награждает больше, а кого-то меньше. Способным принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.

Эти, на первый взгляд , сугубо теоретические изыскания позволяют в итоге лучше осознать вполне реальные практические педагогические проблемы. В педагогической науке с понятием «способности» следует связывать, по меньшей мере, две практические проблемы:

— специальное обучение и воспитание способных детей;

— работа по развитию интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка.

Поэтому разработка проблемы способностей в психолого-педагогических исследованиях не должна рассматриваться как частная задача, направленная на обучение и воспитание детского населения (2 — 5 % по разным оценкам) — способных детей. Эта проблема касается всей системы народного образования.

Принято считать, что содержание определяет формы и методы работы, но в ряде случаев оно может быть в значительной степени предопределено самим организационным подходом.

Таким свойством обладают общие подходы к организации обучения способных детей, все они могут быть объединены в три основные группы:

  1. «Раздельное обучение» — специальные образовательные учреждения для способных и одаренных детей.
  2. «Совместно-раздельное обучение» — специальные группы, классы для способных детей в традиционном учебном заведении.
  3. «Совместное обучение» — организационный подход, при котором способные и одаренные дети обучаются в естественной среде, т. е. когда они удаляются из круга обычных сверстников.

Каждая из описанных стратегий имеет преимущества и недостатки, они часто обсуждаются и широко известны.

Два первых варианта наиболее популярны в современной образовательной практике в силу логической простоты и внешней ясности. Но при этом нельзя не отметить, что последний имеет большую значимость. Следует понимать, что в нашей стране большая часть способных детей традиционно обучается в обычных массовых учебных заведениях. Это происходит и будет происходить не только в сельской местности, где другие варианты обучения чисто физически недоступны, но и в больших городах, где у родителей теоретически существует возможность выбора.

На своеобразие проявления изобразительных способностей у детей большое влияние оказывает окружающая среда ребенка, условия его воспитания и обучения.

Психологами выявлено, что ребенок чаще изображает в своих рисунках условия окружающей среды, в которой он растет, то, что он видит вокруг. Например, ребенок, растущий в неблагополучной семье, в рисунках изображает только отца, прогулки с ним и т.п., т.к. мать уделяла меньше внимания, чем отец или вообще его не уделяла.

Настроение ребенка очень легко распознать по используемой им цветовой гамме. На примере, приведенном выше, чаще используются тусклые, мало разнообразные и даже мрачные цвета

Ребенок, воспитывающийся в счастливой и обеспеченной семье, благодаря семье, влиянию видел и замечал больше. Следовательно, будет создавать радужные рисунки и чаще всего с обогащенным сюжетом.

Одним из основных условий развития творческой личности дошкольника является широкий подход к решению проблем эстетического отношения к окружающему. Данная задача должна решаться во всех сферах жизни ребенка: в отношении к природе, рукотворному миру, в том числе искусству — во всех видах деятельности. Безусловно, игра и художественная деятельность предоставляют для этого большие возможности.

Педагог должен сделать естественный процесс жизни и деятельности ребенка творческим, ставить детей не только в ситуации художественного, но и познавательного, нравственного творчества. А специальная работа на занятиях, в играх и т.п. должна органично войти в жизнь ребенка.

Другое важнейшее условие для развития у детей изобразительных способностей — организация интересной содержательной жизни ребенка в ДОУ и семье, обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально — интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения.

Этот опыт создается всей системой жизнедеятельности ребенка (наблюдения, занятия, игры) и служит основой реализации творческого начала в художественной деятельности.

37 стр., 18319 слов

Основные виды музыкальной деятельности учащихся на х музыки как ...

... музыкального образования, то к видам музыкальной деятельности учащихся принято относить слушание музыки, хоровое пение, игру на музыкальных инструментах, движение под музыку, импровизацию и сочинение музыки детьми (детское музыкальное творчество). То есть, ...

Единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними — одно из важнейших условий развития изобразительных: способностей.

Другое условие развития изобразительных способностей — обучение, как организованный взрослым процесс передачи и активного усвоения ребенком изобразительной деятельности в целом (мотивов, способов действия, всей сложной системы изображения) т.е. в сферу обучения входили формирование способности эмоционально откликаться на окружающий мир, и потребности выражать свое мировосприятие в художественной форме.

Еще одно условие развития изобразительных способностей — это комплексное и системное использование методов и приемов, ведущее значение среди которых имеют предварительные наблюдения, создание проблемных ситуаций, выявляющих задачу, и отсутствие готовых средств их разрешения, что стимулирует поисковую деятельность (игровая мотивация усиливает творческое состояние детей).

Учет индивидуальных особенностей ребенка — одно из основных условий развития изобразительных способностей в процессе обучения. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических процессов (например, доминирующий вид воображения), и даже настроение ребенка в этот день.

Таким образом, создание изложенных выше условий развития у детей изобразительных способностей вполне по силам любому педагогу, доступно любому учреждению. Необходимо только понимать: художественное восприятие остается действительно эстетическим, если оно доставляет эстетическое наслаждение.

Большую роль в развитии у ребенка изобразительных способностей играет природа во всем ее многообразии.

Следует чаще водить детей на экскурсии: в лес, на озеро, на дачу. Обязательно надо привлекать ребенка к ее красоте, животному миру, растительности, к явлениям природы (снег, дождь).

При правильном знакомстве ребенка с природой у него появляется положительное представление об окружающем мире, эмоции, чувства, а это очень отчетливо может сказаться на его изобразительных способностях в лучшую сторону. Знания о природе, любовь к ней, интерес будут побуждать ребенка к изобразительной деятельности. Для осуществления желания ребенка отобразить увиденную красоту природы понадобится не многое: альбомный лист, карандаши, краски или даже ручка.

Таким образом, для обогащения знаний ребенка о природе (животных, явлениях природы), о поведении в ней человека и т.д. следует использовать: слайды, видеофильмы, мультфильмы, иллюстрации, литературные произведения (сказки, рассказы, стихи), наглядные пособия и многое другое. Все эти средства имеют большое педагогическое и психологическое значение. Они развивают у ребенка эстетический вкус, познавательную сторону. Яркие цвета могут вызвать у ребенка большой психологический настрой, вдохновение. Вполне реально могут проступить таланты у ребенка даже в других сферах деятельности.

  1. Рисование как вид творческой деятельности детей дошкольного возраста.

Каждый из видов изобразительной деятельности имеет свои возможности и средства для изображения предметов и явлений, в совокупности давая возможность отображать действительность многообразно и разносторонне.

14 стр., 6651 слов

«Развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной ...

... условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его 8 самую разнообразную творческую деятельность ...

Рисование более сложное средство изображения, чем лепка и аппликация.

Графическая деятельность, нанесение штрихов на бумагу привлекает внимание ребенка еще в преддошкольном возрасте. Дети около полутора лет уже охотно занимаются этим, однако такие занятия вначале имеют характер забавы, игры с карандашом. В младшем дошкольном возрасте рисование приобретает характер изображения. Дети рисуют в детском саду карандашами и красками. Рисуя красками, ребенок имеет возможность более целостно, пусть на первых порах не расчленено, передавать форму предмета, его цвет. Линейный рисунок карандашом позволяет более четко передать части и детали предмета. В этом процессе большое значение имеет зрительный контроль за движением рисующей руки, за линией, образующей контур предмета. Рисование цветным материалом (карандашами или красками) позволяет передавать окраску предметов. Дети, рисуя узоры, украшают квадраты, круги, полосы, а также игрушки, вылепленные ими из глины, сделанные из бумаги.

Выражение в рисунке связного содержания требует овладения передачей пространства, в котором располагаются предметы, их сравнительной величины, положения относительно друг другу,

Своеобразием каждого вида изобразительной деятельности определяются задачи воспитания и развития.

Рисованием дети занимаются главным образом сидя за столом, поэтому большое значение имеет воспитание правильных навыков сидения, положения рук на столе, ног под столом. Это очень важно для физического развития детей.

Каждое занятие изобразительной деятельностью начинается с обращения воспитателя к детям, разговора с ними, а часто применяется также показ какого-либо наглядного материала. Поэтому необходимо с самого начала воспитывать внимание детей к словам и наглядному показу. Наглядность имеет большое значение на занятиях изобразительной деятельностью. Это содействует развитию наблюдательности, у детей развивается способность дольше рассматривать то, что им показывается, повторно обращаться к наглядному материалу в процессе выполнения работы.

Наряду с этим у детей воспитывается все более устойчивое внимание к словесным указаниям, не подкрепляемым показом наглядного материала.

Чрезвычайно важно с первых шагов воспитывать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, что способствует воспитанию усидчивости, трудоспособности, настойчивости в достижении результата. Этот интерес вначале непроизволен и направлен на процесс самого действия. Воспитатель постепенно осуществляет задачу развития интереса к результату, к продукту деятельности. Этот продукт — рисунок, нагляден и тем самым влечет ребенка к себе, приковывает его внимание.

Постепенно дети все больше начинают интересоваться результатами своей работы, качеством ее выполнения, а не только испытывают удовольствие от самого процесса рисования.

У детей шести-семи лет, находящихся на пороге школы, возникают новые мотивы их интереса к занятиям — осознанное желание научиться хорошо рисовать. Возрастает интерес к процессу выполнения работы по указаниям воспитателя, чтобы получить хороший результат. Возникает стремление исправлять и улучшать свою работу.

37 стр., 18280 слов

Педагогические условия развития изобразительного творчества детей ...

... "Педагогические условия развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами декоративной композиции". В нашем ... работе" нераздельного целого. Это соответствие предмета его назначению, соподчинение частей, то ... деятельности, связана с развитием чувства композиции, чувства материала - освоением его декоративно-пластических возможностей. К специфическим изобразительным ...

Начиная с младшей группы необходимо воспитывать у детей интерес к работам товарищей, доброжелательное отношение к ним, умение справедливо их оценивать. Воспитателю необходимо самому быть возможно более тактичным и справедливым при оценке работы, высказывать свои замечания в мягкой, доброжелательной форме. Только при этом условии он воспитывает дружелюбные товарищеские отношения между детьми.

Активность детей в процессе выполнения работы проявляется в хорошем темпе, непрерывности ее. В этом отношении в младших группах допустимы значительные индивидуальные отклонения: одни дети более быстры и активны, другие — медлительны, вялы. В средней группе возможно повысить требования к выполнению работы без отвлечений, стараться преодолевать замедленность темпа, свойственную некоторым детям. Добиваться этого следует терпеливо, настойчиво, но, не предъявляя детям категорических требований в резкой форме. В старшей группе борьба с медлительностью и частыми отвлечениями от работы приобретает особое значение в связи с подготовкой к школе.

Необходимо заботиться не только о хорошем темпе работы, но и о тщательности ее выполнения, без спешки, которая мешает выполнять работу аккуратно, выразить полностью свой замысел, сделать ее законченной.

Аккуратность и тщательность выполнения работы зависит не только от дисциплинированности, но и от усвоения навыков пользования карандашом, кистью. Навыки по технике рисования связаны с развитием рук ребенка координированностью, точностью, плавностью, свободой движений. Развитие движений в разных видах изобразительной деятельности объединяется целевой установкой, направляющей это развитие на изображение и передачу формы предметов или на построение узора, на украшение. Овладевают этими навыками все дети очень различно, однако при правильной методике обучения все они овладевают ими в объеме, предусмотренном программой детского сада.

Немалое значение для развития движений имеют те трудовые навыки, которые дети получают в процессе подготовки к занятиям по изобразительной деятельности и уборки после них. С каждым годом пребывания в детском саду возрастают требования к ребятам как в отношении подготовки и уборки, как и в отношении обязанностей дежурных по группе.

У детей неизменно растет ответственность за каждое порученное им дело. Затратив усилие и получив одобрение, ребенок испытывает радость, поднимается его настроение.

Наряду с воспитанием у детей умения быть внимательными к указаниям воспитателя очень большое значение имеет развитие их самостоятельности, инициативы, выдержки. Излишняя опека вредна — дети должны понимать, что надо рассчитывать на свои собственные силы, самостоятельно придумывать, как и что сделать, что вслед за чем выполнять. Воспитатель должен быть готов помочь, но не опекать детей тогда, когда они в этом не нуждаются. Вместе с тем следует помнить, что даже старшие дошкольники не могут быть во всем активными и последовательно деятельными без поддержки воспитателя.

Дети получают удовольствие от рисования, в большой степени благодаря тому, что в эти занятия включен процесс придумывания содержания, развертывания действий, близких игре. Необходимо поддерживать это стремление, не ограничивая детей только задачей изображения отдельных предметов. Выдумывание сюжета своего рисунка не только доставляет детям удовольствие, что тоже очень важно, но и развивает воображение, выдумку, уточняет представления. Воспитателю необходимо учитывать это, намечая содержание занятии, и не лишать детей радости создания персонажей, изображения места их действия и самого действия доступными им средствами, включая сюда и словесный рассказ.

В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития тех ощущений и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействуют формированию эстетического отношения к действительности. Уже в младшем дошкольном возрасте передача таких качеств предметов, как форма, окраска, строение, величина, положение в пространстве, содействуют развитию чувства цвета, ритма, формы -компонентов эстетического чувства, эстетического восприятия и представлений.

Таким образом, обогащая опыт детей наблюдениями окружающего, следует неуклонно заботиться об эстетических впечатлениях, показывать детям красоту в окружающей их жизни; организуя занятия, обращать внимание на то, чтобы дети получали возможность выразить полученные ими эстетические впечатления, внимательно относиться к подбору соответствующего материала.

  1. Этапы формирования способностей к изобразительной деятельности.

Выявление способностей у детей и правильное их развитие — одна из важнейших педагогических задач. И решаться она должна с учетом возраста детей, психического развития, условий воспитания и других факторов.

Развитие способностей у детей к изобразительному искусству только тогда принесет свои плоды, когда обучение рисованию и другим видам осуществляется педагогом планомерно и систематически. Иначе это развитие пойдет случайными путями, и изобразительные способности ребенка могут остаться в зачатом состоянии.

Развитие способности изображения в первую очередь зависит от воспитания наблюдательности, умения видеть особенности окружающих предметов, сравнивать их, выделять характерное. При этом нельзя не учитывать возраст детей и, следовательно, требовать сложного сюжетного построения от 3-4 летнего малыша, если даже начать обучение очень рано. Его мышление не достигло еще нужного уровня для решения такой задачи, которую старший дошкольник при соответствующем обучении решит легко.

Но известно, что дети одного возраста могут находиться на разных ступенях развития. Это зависит и от воспитания и от общего развития ребенка. Педагог не должен об этом забывать, т.к. индивидуальный подход к ребенку — одно из главных условий успешного воспитания и обучения.

Педагогика рассматривает развитие ребенка не как простой количественный процесс роста, а как качественные изменения его физических и психических особенностей под влиянием воздействия окружающего мира, в первую очередь воспитания и обучения.

Первый этап в развитии художественных способностей детей начинается с того момента, когда в руки ребенка впервые попадает изобразительный материал — бумага, карандаш, мелки, кубики. В педагогической литературе этот период носит название «доизобразительный» т.к. здесь еще нет изображения предмета и даже нет замысла и желания что — то изобразить. Этот период играет большую роль в дальнейшем развитии изобразительных способностей. Ребенок знакомится со свойствами материалов, овладевает разнообразными движениями руки, необходимыми для создания изобразительных форм.

Если материал попадает впервые в руки детей 5-6 лет и 2-3 лет, то конечно, у старших ребят быстрее возникает замысел, т.к. опыта у них в познании окружающего мира больше. Самостоятельно немногие дети могут овладеть всеми доступными им движениями и нужными формами. Воспитатель должен вести ребенка от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию форм движения, затем к осознанному использованию приобретенного опыта в рисунке. Это свидетельствует о дальнейшем развитии способностей. Дети путем ассоциаций учатся находить сходство в простейших формах и линиях с каким либо предметом. Такие ассоциации могут возникнуть у них непроизвольно, когда кто-нибудь из ребят замечает, что его штрих или бесформенная масса, глины напоминает знакомый предмет.

Обычно ассоциации у ребенка неустойчивы: в одном и том же рисунке он может увидеть разные предметы.

Ассоциации помогают перейти к работе по замыслу. Одним из путей такого перехода является построение той формы, которая получилась у него случайно. Узнав в начерченных линиях какой-либо предмет, ребенок сознательно рисует еще раз, желая вновь изобразить его. Такой рисунок начинает говорить о новом, более высоком этапе в развитии изобразительных способностей, т.к. он появился в результате замысла.

Иногда может быть не полное повторение всего изображения, а добавление к ассоциированной форме каких — либо деталей: рук, ног, глаз – человеку, колес — машине и т.п.

Большая роль в этом процессе принадлежит воспитателю, который, задавая вопросы, помогает ребенку создать изображение, например: «Что ты нарисовал? Какой хороший круглый мячик! Нарисуй еще такой же».

С появлением сознательного изображения предметов начинается изобразительный период в развитии способностей. Деятельность приобретает творческий характер. Здесь могут быть, поставлены задачи систематического обучения детей.

Первые изображения предметов в рисунке, лепке очень простые, в них отсутствуют не только детали, но и части основных признаков. Объясняется это тем, что у маленького ребенка еще мало развито аналитико-синтетическое мышление, а следовательно, и четкость воссоздания зрительного образа, мало развита координация движений рук, нет еще технических навыков.

В более старшем возрасте при правильно поставленной воспитательно-образовательной работе ребенок приобретает способность передавать основные признаки предмета, соблюдая характерную для них форму.

В дальнейшем с накоплением детьми опыта, овладением изобразительными умениями перед ними можно поставить новую задачу — научиться изображать особенности предметов одного вида, передавая основные признаки, например: в изображении людей — разницу в одежде, чертах лица, в изображении деревьев — молодое дерево и старое и т.д.

Первые работы детей отличаются диспропорцией частей. Объясняется это тем, что внимание и мышление ребенка направлены только на ту часть, которую он изображает в данный момент, без связи ее с другой, отсюда ее несоответствие пропорциям. Он рисует каждую часть такого размера, чтобы на ней уместились сразу все важные для него детали. Постепенно под влиянием общего развития и обучения у ребенка появляется способность относительно правильно передавать пропорциональные отношения между предметами и их частями.

Иногда дети сознательно нарушают пропорции, желая передать свое собственное отношение к образу. Например, командир, идущий впереди, в два раза выше солдат. Это не значит, что дети уже овладели изобразительными навыками и могут работать самостоятельно. В этом сознательном нарушении пропорций делается первая попытка к творчеству, к созданию образа.

На первых ступенях развития изобразительных способностей ребенок не задумывается над расположением предметов. Он размещает их на своем пространстве листа независимо от логической взаимосвязанности.

Определенное расположение все предметы приобретают тогда, когда их связь заранее определена содержанием. Например, дом, около него растет дерево. Для объединения предметов появляется земля в виде одной линии (иногда над первой линией ребенок рисует вторую, чтобы уместить больше предметов ).

Таким образом, старшие дошкольники, пройдя ряд изобразительных этапов, начинают пытаться изобразить предметы и явления более реалистично, передавая правильно форму, пропорции, цвет, расположение предметов.

  1. Система работы с детьми по формированию и развитию творческих и художественных способностей.
  1. Почему эта проблема актуальна для дошкольного возраста

Руководствуясь программой «От рождения до школы», которая предлагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка. Исходя из принципов гармоничности образования, для ограниченного вхождения ребенка в современный мир не последнее место занимает художественно — эстетическое развитие и обучение изобразительной деятельности детей в дошкольном саду.

В единстве с развитием познания и чувств осуществляется в программе линия творчества.

Наша задача — пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность.

При организации работы по формированию художественных способностей дошкольников мы уделяем внимание социально — эмоциональному развитию, не ограничиваясь только передачей ребенку знаний, представлений и навыков. В своей работе мы стимулируем проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.

Творческий процесс предлагает наличие четырех слагаемых:

  • развитое художественно — эстетическое восприятие;
  • способность задумывать, представлять будущий рисунок;
  • освоенность технических и изобразительных навыков;
  • опыт обогащения с миром изобразительного искусства.

В связи с этим в нашем детском саду ставятся следующие задачи:

Для формирования умения передавать в рисунке, лепке, аппликации свои впечатления от окружающей действительности:

  • развивать художественное восприятие жизни;
  • уточнять представления об окружающем мире;
  • вырабатывать умение воспринимать и воспроизводить предметы сложной формы;
  • развивать творческие способности в процессе изображения предметов, явлений и состояний окружающего мира, в выборе изобразительных материалов.

Для приобретения изобразительного мастерства:

  • развивать умение передавать формы, строение предмета и его частей; цвет предмета, используя краски спектральных, теплых, холодных, разных оттенков и разной тональности; правильные пропорции предметов;
  • научить создавать декоративный узор, учитывая ритм, симметрию, цвет украшаемой формы, традиции художественных промыслов;
  • развивать композиционные умения при изображении групп предметов или сюжета.

Для развития технических навыков:

  • упражнять кисть руки, закрепляя правильное положение при рисовании горизонтальных линий карандашом и красками;
  • развивать способность рисовать широкие и тонкие линии;
  • закреплять полученные ранее умения, выполнять работу в техниках: тычком монотипия, пальцеграфия, кляксография;
  • обучать технике рисования по старому гротаж, пластилинографика;
  • развивать способность изменять размах и направления движения руки при рисовании;
  • развивать умение смешивать краски для получения новых цветов и оттенков;
  • помочь освоить технику рисования разнообразными изобразительными материалами: гуашь, акварель, восковые и школьные мелки, простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, пластилин, и технику лепки из пластилина, глины, технику аппликации.

Для развития эмоциональной отзывчивости к прекрасному:

  • вырабатывать умение наслаждаться красотой окружающей природы, любоваться предметами быта, народных промыслов;
  • замечать красивое и отмечать уродливое в окружающем мире;
  • знакомить с произведениями мастеров живописи, графики, скульптуры;
  • научить различать жанры живописи;
  • развивать художественно — эстетический вкус.

При личностно-ориентированном взаимодействии взрослого и ребенка несложно достичь творческого отношения к рисованию, сделать обучение эмоционально насыщенным.

Поэтому, занятия рисованием, лепкой, аппликацией создают почву для творческого проявления и в этих и других деятельностях. Разумеется, изобразительная деятельность является лишь одним из средств эстетического воспитания. А осуществление полноценного эстетического воспитания возможно лишь при комплексном характере эстетических воздействий на человека и совершенствованием всех средств эстетического воспитания.

  1. Интеграция видов изодеятельности творчества дошкольников.

Средствами изобразительного искусства и изобразительной деятельности у детей формируется эстетическое отношение к окружающей действительности, сопереживание при восприятии художественных образов.

В процессе изобразительной деятельности происходит становление художественного творчества, развитие которого невозможно без обучения детей способам художественно — образного воплощения замыслов, передачи предметов, явлений. Это обучение направлено на создание детьми художественного образа и находится в тесной зависимости от развития способностей к изобразительной деятельности.

Благодаря восприятию художественных образов в изобразительном искусстве ребенок имеет возможность полнее и ярче воспринять окружающую действительность, и это способствует созданию детьми эмоционально окрашенных образов в изобразительном творчестве.

Пока приведено недостаточно исследований, раскрывающих специфику познания ребенком изобразительного искусства. В основном отмечается, что детям дошкольного возраста доступны такие жанры, как пейзаж и натюрморт (Н.А. Зубарева), скульптура меткой пластики (Г.М. Вишнева), портрет (А.М. Щетинина), иллюстрации (В.А. Езикеева, В.Я. Кионова).

Исследования, проводимые под руководством доктора психологических наук К.В. Тарасовой по проблеме синтеза разных видов искусства целью развития художественных способностей, художественного творчества детей, являются основой для раскрытия теоретических предложений современного подхода к проблеме творческого развития личности. Ребенок живет в мире, который является частью жизни. Важно, чтобы дошкольника в детском саду и в семье окружали предметы декоративно — прикладного искусства, произведения изобразительного искусства.

Собственная изобразительная деятельность ребенка (при взаимосвязи ее видов) становится синтетической, так как ребенок одновременно использует разные способы цветной, пластической выразительности при создании собственных композиций сюжетного или декоративного характера.

Можно сказать, что процесс детского изобразительного творчества приобретает характер дизайнерской деятельности. Ребенок ограничен в средствах передачи художественного образа. Поэтому необходима взаимосвязь видов изобразительной деятельности, при которой у ребенка есть право выбора наиболее выразительного средства при создании конкретного образа.

Поэтому важно дать детям возможность проявлять свои способности, реализовывать творческие замыслы.

Итак, основой художественно — творческого развития ребенка средствами изобразительного искусства и изобразительной деятельности являются:

  • личностная позиция ребенка, желание самовыразиться;
  • развитие способностей к изобразительной деятельности (в их структуру входят эмоциональная отзывчивость, сенсорика, творческое воображение, чувство цвета, формы, композиции, ручная умелость);
  • создание художественного образа — личностное отношение ребенка, эмоциональный отклик, самоутверждение, выбор и предпочтение средств выразительности (живописных, графических, пластических, декоративно — силуэтных);
  • взаимосвязь разных способов и самостоятельный их выбор детьми.

Синтез искусства для создания художественного образа, атмосфера эмоционального сопереживания, сотворчества, т.е. акцентирование внимания на отдельных видах искусства (доминанта) и моделях синтеза:

  • музыка, изобразительное искусство, изобразительная деятельность, художественное слово (трехуровневая модель);
  • изобразительное искусство, художественная литература (двухуровневая модель);
  • музыка, художественная литература, театрализованная деятельность, изобразительная деятельность (многоуровневая модель);
  • изменение структуры педагогического процесса и методов педагогического руководства.

Это изменение предполагает роль педагога в качестве помощника, соучастника творчества. Совместная деятельность взрослого и ребенка принимает характер сотворчества, которое на каждом возрастном этапе несет свою функцию (более активная роль сотворчества на ранних этапах и постепенное изменение его содержания на более старших возрастных этапах, когда педагог принимает роль советчика, партнера).

На всех возрастных этапах личностная позиция ребенка остается главной, ведущей, и педагог должен принимать ее во внимание. Уже в школьном возрасте можно говорить о воспитании у детей зачатков художественной культуры, так как именно в этот период детства формируется эстетическое восприятие художественного образа в картине, скульптуре, графике. Происходит развитие способностей к изобразительной деятельности.

  1. Виды занятий.

Система занятий с детьми дошкольниками по изобразительной деятельности направлена на обучение детей изображению окружающих предметов и явлений, использование для этого усвоенных изобразительных навыков и умений, применение доступных средств выразительности при создании изображения и развития детского художественного творчества.

Изобразительная деятельность в детском саду строится на единстве и взаимосвязи трех видов: рисования, лепки, аппликации, способствующих более эффективному овладению детьми всеми этими видами деятельности, а также более теплому эстетическому развитию детей. Эффективность обучения, а, следовательно, и развития детского творчества и всестороннего воспитания детей в детском саду зависит от целого ряда условий.

Главное из них: построение процесса обучения в соответствии с программой, методами обучения направленными на овладение детьми всеми компонентами деятельности и отвечающим совместным требованиям.

Переход к педагогике сотрудничества, педагогике развития позволяет эффективно развивать изобразительные способности дошкольников. Работу по развитию важно осуществлять комплексно.

Широкое включение в педагогический процесс, в жизнь ребят разнообразных занятий по художественно — творческой деятельности максимальное внимание и уважение к продуктам детского творчества, широкое их использование в жизни дошкольников и оформлении помещения детского сада наполняет жизнь детей новым смыслом, создает для них обстановку эмоционального благополучия.

Сравнивая свои работы дети убеждаются в преимуществе того или иного способа, так они подготавливаются к самостоятельным поискам лучших средств изображения, а это в свою очередь подготавливает детей к творческой деятельности, которая отличается поисковым характером.

  1. Работа с родителями.

При работе с ребенком одна из задач педагога — установить доверительные отношения с родителями. Как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем больше успехов у ребенка. Каждый его успех в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, благодаря чему ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно.

Результаты диагностического отслеживания и тестирования доводятся до сведения родителей. На каждом этапе через информацию в уголке для родителей и на родительских собраниях.

Взаимодействие с родителями происходит индивидуально и коллективно. В любое время по желанию родителей мы можем дать устную консультацию по создавшейся проблеме или возникшим вопросам.

Большую роль играет наглядный материал для родителей в виде буклетов.

В работе с родителями мы не сравниваем детей друг с другом, мы находим в каждом ребенке что-то хорошее и хвалим его от всей души. Со своей стороны мы учитываем пожелания и рекомендации родителей, привлекаем их к творческо-образовательному процессу, при подготовке к творческим занятиям (родители готовят материалы, проводят видеосъемки занятий).

Совместно с детьми родители участвуют в выставках и конкурсах. Большое значение имеют анкеты для родителей, из которых мы видим степень подготовки детей.

Итак, необходимо осуществлять связь родители — ребенок — педагог, что позволит создать для детей условия самораскрытия, т.е. добиться успеха.

  1. Создание развивающей среды в группе.

Обучение детей на занятиях по изодеятельности и формирование творческих способностей прямым образом зависит от ситуации развивающей среды в изостудии и в самом детском учреждении.

В нашем детском саду имеется все необходимое для полноценного проведения занятий. Столы покрытые клеёнкой (на время художественного творчества), на столах размещается все имеющихся в группе изобразительные материалы.

Стенд для размещения детских работ, и мини-выставок, доска для показа эскизов мелом воспитателем и детьми. Стенд — полка для рассматривания и прослушивания готовых детских работ, подставки для натюрморта, и для обследования и рассматривания предметов, мольберты. Большой книжный шкаф, где размещены папки с наглядными материалами. Полочки для размещения предметов декоративно-прикладного творчества. Центральная стена оформлена сюжетной аппликацией.

Важное значение, имеет создание художественно-эстетической среды в интерьере детского сада. Оформление ДОУ мы продумываем всем коллективом. Оно соответствует программным и эстетическим требованиям. В оформление интерьера принимают участие и дети: систематически проводятся выставки детского творчества.

Таким образом, создание развивающей художественно-эстетической среды является важным и необходимым в развитии художественных и творческих способностей детей дошкольного возраста.

  1. Диагностика художественных и творческих способностей в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

С образовательной точки зрения цель системы выявления творческих способностей у детей — достижение оптимального соответствия конкретной развивающей учебной программы психическим особенностям, потребностям, интересам определенной группы детей.

На этапе обучения в течение года было проведено два среза выявления особенностей детского рисования и способности нестандартно, мыслить, в творческих заданиях.

Для определения уровней художественных и творческих способностей в рисовании, лепке и аппликации были разработаны критерии оценки созданных детьми изображений:

  • Знание цветов и оттенков.
  • Знание изобразительной технологией.
  • Использование нетрадиционных способов рисования.
  • Знание видов искусства.
  • Декоративное прикладное творчество.
  • Способность нестандартно мыслить в творческих заданиях.
  • Владение техническими навыками (кистью и карандашом).
  • Использование разных художественных материалов.
  • Смешивание красок.
  • Владение ножницами.
  • Навыки и умения в лепке.

В соответствии с критериями определить уровни художественных и творческих способностей в изодеятельности детей.

Сравнительный анализ результатов за I полугодие показал повышение уровня знаний умений и навыков у детей группы. Таким образом четко вырисовываются разделы изодеятельности по которым дети более активно и творчески работают на занятиях.

  • Нетрадиционное рисование.
  • Занятия по лепке и аппликации.
  • Название цветов и оттенков.
  • Способность нестандартно мыслить в творческих заданиях.

Прежде всего, следует подчеркнуть, что умение принять и поставить задачу, связанную с проявлением творческих способностей, с позиции предъявленных требований, представляет для многих дошкольников определенные трудности.

К этим детям относятся в основном дети, вновь поступившие в детский сад, дети с неразвитым творческим мышлением и дети с задержкой психического развития (ЗПР).

Рисунок детей этого уровня отличается бедностью композиции, не выразительностью образов, плохими навыками в смешивании красок и формообразующих движений.

С учетом полученных данных была поставлена задача продолжить давать задания, формирующие художественные способности детей, больше уделять внимание социально — эмоциональному развитию, не ограничиваясь только передачей представлений и навыков. Стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изодеятельности, применяя нетрадиционную технику изображения, новые технологии. С отстающими детьми, показавшими низкий уровень освоения программы проводить индивидуальные занятия группе с воспитателем. В течение всего года наряду с традиционными методами и приемами были использованы новые педагогические технологии, а именно, новые развивающие игры и упражнения, нетрадиционные техники способствующие развитию воображения, фантазии.

С этими детьми больше проводилось занятий, развивающие упражнения для кисти руки. Давались консультации для родителей по теме лучшего развития мелкой моторики и творческого мышления.

Проведение итоговой диагностики художественных и творческих способностей детей математико-статистический анализ показал, что произошло процентное увеличение двух уровней — среднего и высокого и значительное уменьшение низкого уровня знаний, умений, навыков по всем критериям.

Таким образом, программа «От рождения до школы» дает возможность пересмотреть традиционные взгляды на формирование у детей творческих навыков в изобразительной деятельности.

А применение нового подхода к преподаванию изобразительной деятельности предоставляет детям проявлять познавательную активность, инициативу, самостоятельность в творчестве.

Заключение.

Творчество — интегральная деятельность личности, необходимая каждому современному человеку и человеку будущего. И начинать его формирование можно и нужно в дошкольный период.

Проблема развития художественных и творческих способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере образования. Об этом свидетельствует большое количество публикуемых статей, методических пособий, сборников игр и упражнений как по развитию различных психических процессов в этом возрасте (мышления, воображения, внимания, памяти и т.д.), так и по развитию разных видов способностей общей (перцептивных, интеллектуальных) и специальной направленности (математических, музыкальных и т.д.).

Из предлагаемого понимания детского творчества становится очевидным, что для его развития детям необходимо получить разнообразные впечатления об окружающей жизни, природе, познакомить с произведениями искусства.

Необходимыми условиями развития художественного творчества у детей дошкольного возраста являются:

  • приоритетное внимание к детской деятельности — игре;
  • творческий подход педагога к отбору содержания образования, построенного на основе интеграции, а также к организации занятий с детьми и к использованию разнообразных методов и приемов в работе;
  • широко должны использоваться в оформлении помещений детского сада рисунки, лепка, аппликации, выполненные детьми как индивидуально, так и коллективно;
  • широкое включение в педагогический процесс разнообразных игр, игровых приемов и игровых ситуаций, что максимально способствует созиданию личностно значимой для ребенка мотивации обучения, усвоения материала и развития творчества у детей 3-7 лет;
  • вариативность во всем: в выборе тем занятий, организации обстановки (ее новизна и разнообразие), в которой протекает работа с детьми, предоставляемых им материалов;
  • исключение формализма, сухости, излишнего дидактизма, противоречащего специфике искусства и художественного творчества;
  • изучение индивидуальных особенностей каждого ребенка и на этой основе осуществление индивидуального подхода или личностно-ориентированного подхода в обучении детей изобразительной деятельности и развитию творчества;
  • взаимосвязь творчества с обучением, в процессе которого дети овладевают необходимыми для творчества знаниями, навыками и умениями.

Однако, практический аспект реализации задачи развития художественных способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительного творчества остается недостаточно раскрытым. Применительно к изодеятельности важно выделять содержание способностей, проявляющихся и формирующихся в ней, их структуру, условия развития. Только в этом случае возможна целенаправленная разработка методики развивающего обучения изодеятельности.

Попытка определить содержание способностей к изодеятельности предпринималась разными исследователями неоднократно. Каждый исследователь по-своему определяет специфику способностей к определенному виду деятельности.

Формирование способностей у детей к изодеятельности проходят по трем этапам:

— доизобразительный;

-изобразительрный;

— творческий.

Таким образом, старшие дошкольники, пройдя рад изобразительных этапов, начинают пытаться изобразить предметы и явления более реалистично, передавая правильно форму, пропорции, цвет и расположение предметов.

Для развития художественно-творческих способностей исследователями были выявлены условия и средства:

  • окружающая среда;
  • обучение, как организованный взрослыми процесс передачи и активного усвоения ребенком изодеятельности в целом;
  • организация интересной содержательной жизни ребенка в ДОУ, семье;
  • комплексное и системное использование методов и приемов;

учет индивидуальных особенностей ребенка.

К средствам относятся:

  • слайды;
  • мультфильмы;
  • иллюстрации;
  • литературные произведения;
  • видеофильмы.

В современном педагогическом процессе развитие способностей можно осуществлять в разных формах обучения:

  • раздельное обучение;
  • совместно-раздельное обучение;
  • совместное обучение.

Широкое включение в педагогический процесс, разнообразных занятий по художественно-творческой деятельности, максимальное внимание и уважение к продуктам детского творчества, широкое их использование в жизни дошкольников и в оформлении помещения детского учреждения наполняет жизнь детей новым смыслом, создает для них обстановку эмоционального благополучия, вызывает чувство радости.

Исходя из того, что занятия разнообразными видами художественной деятельности создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми и следует стремиться помочь им осуществлять такое общение.

В творческой деятельности ставится задача не столько в обучении детей изобразительному искусству, сколько в обеспечении основ развития каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе.

«Истоки способностейи дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» — утверждал В. А. Сухомлинский. Вот почему так важны в дошкольномвозрастезанятия изобразительной деятельностью. Они служат улучшению художественногообразования и эстетического воспитания детей.

Необходимо научить детей видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.

Список литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/diplomnaya/na-temu-razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-doshkolnikov/

1. Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. ̶ М.: Педагогика, 2008.

2. Межиева М.В. Развиваем творческие способности у детей 5-9 лет. ̶̶ Ярославль, 2009.

3. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. ̶̶

Ярославль: Академия развития, 2008.

4. Вайнерман С.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. М.,2007

5. Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.В. Программа эстетического воспитания дошкольников. ̶̶ М.: Педагогическое общество России, 2005

6. Дубровская. Приглашение к творчеству. ̶̶ СПб.: Детство-Пресс, 2002

7. Тюфанова И.В. Мастерская юных художников. ̶̶ СПб.: Детство-Пресс, 2008

8. Доронова Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности. ̶̶ СПб.: Детство-ПРЕСС, 2007

9. Лебедева. Использование нетрадиционных техник в оформлении изобразительной деятельности дошкольников. ̶̶ М.: Классик стиль, 2004

10. Кожохина С.К. Путешестве в мир искусства. СПб.: М.,2003

11. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М.: Академия, 1999.

12. Даринская В.М. Влияние личностных оценок и эмоционального состояния ребенка на раскрытие его творческого потенциала и развитие способностей. Семейная психология и семейная терапия. – 2001.- № 1.

13. Доронова Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности. Ребенок в детском саду. – 2005. — № 1.

14. Игнатьев Е.И. Формирование способностей к рисованию. Способности ваших детей. – М.: Просвещение, 1969.

15. Казакова Т.Г. Изодеятельность дошкольников. – М.: Педагогика, 1990.

16. Казакова Т.Г. Развитие у дошкольников творчества. Пособие для

воспитателя детского сада.- М.: Просвещение, 1995.

17. Маркова Е. Помогите детям увидеть мир многоцветным. Игры и упражнения для развития координации и точности движений и отработки правильного нажима. Дошкольное воспитание. – 1996. ̶̶ № 2.

19. Немов Р.С. Общая психология. – М.: Владос, 2001.

20. Педагогический энциклопедический словарь. ̶̶ М., 2002.

21. Психология. Словарь. Под ред. Петровского А.В. – М., 1990.

22. Словарь практического психолога. – Минск: Харвест, 1997.

23. Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. ̶̶ Обнинск: Титул, 1996.

24. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – Карапуз, 2009.

Приложение.

  1. Диагностика художественных и творческих способностей в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

(мониторинг прошлого 2016 – 2017 учебного года)

Дипломная работа развитие творческих способностей дошкольников

  1. Художественное творчество (рисование).

Тема: «Снеговик»

Задачи: 1. Закрепить знание детьми круглой формы, продолжать учить различать величину предметов одинаковой формы, правильно располагать части изображения по величине, дополнять изображение деталями (шапочка, для тех кто быстро справился с работой) .

2. Развивать у детей мышление, воображение, память, чувство формы, глазомер, мелкую моторику рук, творческие способности.

3. Воспитывать аккуратность, старательность.

Оборудование: картинка снеговика, поделки детей (снеговик из бумаги, из пластилина), технологическая карта, гуашевые краски, кисти толстые и тонкие, баночки с водой, клеенки, тряпочки, листы голубой бумаги,

Раздаточный материал: набор кругов из белой бумаги.

Ход занятия:

  1. Сегодня у нас занятие – рисование. Будем учиться рисовать красками, рисовать аккуратно, правильно держать кисточку. А вот что мы будем рисовать… Для этого вам нужно отгадать загадку:

Во дворе стоит с метлой, дружит с нашей детворой,

Улыбается хитро, вместо шляпы – есть ведро! (снеговик)

(Педагог выставляет картинку снеговика)

Вы уже делали снеговиков из бумаги на занятии по конструированию, лепили из пластилина снежную бабу-франтиху, из снега лепили.

Лепить снеговика – это традиция именно русского народа. Снеговика лепили около дома, и считалось, что он защищает от несчастий.

А сегодня попробуем нарисовать нарядных снеговиков в шарфиках и шапочках.

2. Давайте вспомним, как лепить снеговика. «Слепим» из бумажных комочков. Возьмите фигуры, положите перед собой лист бумаги.

Сначала «лепим» (самый большой комок) – берем самый большой (круг).

Кладем его внизу листа, но не самый край. (Педагог показывает на доске).

Потом «лепим комок» (поменьше), ставим его на большой. Затем «комок» еще (меньше) – это будет (голова).

И самые маленькие два «комочка» – это будут (руки).

Получились снеговики?

Итак, снеговика слепили.

Теперь оденем его: нарисуем пуговицы и снеговик уже в пальто, нарисуем шапочку и шарфик. Шапку можно украсить бомбошкой, шарфик кисточками. Шапка может быть другой – ушанка, например. А если наденем вот такую шляпу, то получится не снеговик, а снежная баба, барыня-фрнатиха.

И осталось дорисовать глаза, рот, нос-морковку. Лицо снеговику будете рисовать тонкой кисточкой.

3.Пальчиковая гимнастика

Чтобы ручки ваши хорошо рисовали, подготовим пальчики к работе:

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тих

Падает, ложится.

А потом, а потом

Мы слепили снежный ком.

А теперь лепим маленькие «комочки» пальчиками (упражнение «Колечки»).

Пальчики готовы?

4. Итак, с чего начнем рисовать?

Какой краской рисуем снеговика? (белой)

Запомнили расположение фигур?

Убираем фигуры с листа, берем толстую кисть правильно тремя пальцами. Воды берем на кисть немного; кисть хорошо промываем прежде, чем взять другую краску.

5. Самостоятельная работа детей.

6. Организация выставки рисунков.

Мы слепили снеговик, он немал и не велик.

У него морковкой нос, очень любит он мороз.