Диагностика творческих способностей личности

Курсовая работа

Несмотря на многие дискуссионные проблемы, наука (генетика, физиология, психология, социология) и реальная практика обучения многократно доказали не только наличие индивидуальных различий в успешности обучения, но и различие творческих возможностей детей, составляющее их личный творческий потенциал. Дифференциация детей в любом возрасте по их творческому потенциалу достаточно разнообразна — от умственной отсталости до высокого таланта в узкой сфере и общей одаренности. В нашей стране и за рубежом выполнены фундаментальные исследования по проблемам психологии творчества, общих и специальных способностей, генетическим предпосылкам индивидуальных различий, психологии творческого учителя.

Вместе с тем до сих пор не существует методик комплексной диагностики, позволяющих определять общую и специфическую одаренность. Недостаточно изученным остается и вопрос о дивергентном (творческом) мышлении.

Ученые признают, что творческие способности не являются синонимами способностей к обучению и редко отражаются в тестах, определяющих IQ. Можно сказать, сегодня пристальный интерес исследователей сместился от типа ученого, осмотрительного, точного и критически мыслящего, к личности изобретателя, нестандартного, оригинального и остроумного, а способность к творчеству, долгое время считавшаяся необходимой в основном для создания произведений искусства, все больше и больше признается также и основой научных достижений.

Вопросы развития и диагностики творческих способностей относятся к числу наиболее актуальных проблем современной науки и практики, является важным как для психологов, так и для педагогов.

Цель исследования, Объект исследования, Предмет исследования

Цель, объект и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:

1.Проанализировать психологические основы понятия креативности.

2.Выделить виды творчества, его уровни.

3.Охарактеризовать отдельные методы диагностики творческих способностей.

Методологическую основу, Методы исследования, Практическое значение работы, Работа состоит

творческий невербальный креативность мышление

Психоаналитическая теория

3.Фрейд полагал, что мотивы творчества связаны с эросом (влечением к жизни) и являются производными от сексуальных влечений. Творчество — это десексуализация, т. е. перенос сексуальной энергии в творческую созидательную деятельность. В продуктах творчества (прежде всего — художественного) воплощаются вытесненные стремления и переживания, происходит сублимация.

8 стр., 3793 слов

Диагностика индивидуальных свойств человека, влияющих на межличностные отношения

Диагностика индивидуальных свойств человека, влияющих на межличностные отношения. Для диагностики межличностных отношений бывает чрезвычайно важно выделить те индивидуальные личностные свойства участников взаимодействия, ... преимуществом, которое дает использование опросника Т. Лири в групповых исследованиях, является мпогоаспектность перцептивных представлений. Самооценка и оценка человека здесь ...

Другим положением теории 3. Фрейда является утверждение, что важнейший источник творчества — это подсознание, бессознательные психические процессы. Бессознательное, по 3. Фрейду, — самая «творческая» часть психики.

К. Юнг утверждал, что бессознательное полно зародышей будущих психических ситуаций, новых мыслей, творческих открытий. Оно является источником творческого дара, творческого вдохновения. Юнг выделял в человеке два начала — личностное и творческое, которые могут находиться в антагонистических отношениях.

Таким образом, с позиций психоаналитических взглядов творческий дар — это рок, не подвластный сознанию и воле человека.

гешталъптспхологии

Когнитивная теория

гуманистической психологии

Компенсационная теория

Творчество рассматривается как образ жизни человека (а не только как решение конкретных задач), а человек — как творец собственной жизни (Э. Фромм, Г. Олпорт и др.).

Э. Фромм, например, определяет творчество как способность «удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта».

К представителям гуманистической психологии относятся К. Роджерс и А. Маслоу, а также Р. Мэй, Д. Морено. Их взгляды на природу творчества весьма близки, но каждый тем не менее освещал разные аспекты данного вопроса.

По мнению К. Роджерса потребность в креативных людях обусловлена ситуацией в современном мире. Пассивный и культурно ограниченный человек оказывается не в состоянии справиться с потоком вопросов и проблем, предъявляемых ему окружающим миром. Платой за отсутствие творческого начала является дезадаптация человека. Уровень развития науки и техники выдвигает требование непременной творческой адаптации к новому миру, а само творчество является неотъемлемой частью самоактуализации человека.

Главным побудительным мотивом творчества является стремление человека реализовать себя. Оно есть в каждом индивиде, но может быть скрыто под слоем психологических защит. Созидательный характер творчества можно предположить в том случае и в той мере, в какой человек «открыт» своему опыту. Причина в недостатке творчества — существующая система образования, ориентированная на усредненные стандарты.

К. Роджерс определил внутренние и внешние условия творческой деятельности. К внутренним условиям он относил:

1) экстенсиональность (открытость новому опыту);

2) внутренний локус оценивания;

3) способность к необыкновенным сочетаниям.

Внешними условиями творчества являются:

1) психологическая безопасность и защищенность (признание безусловной ценности индивида, создание обстановки, в которой отсутствует внешнее оценивание);

2) психологическая свобода самовыражения.

Сопутствующими компонентами творческого акта К. Роджерс считал эмоции (эстетические, эвристические, коммуникативные, «отьединенности»).

По А. Маслоу способность к творчеству является врожденной («деревья дают листья, птицы летают, человек творит»), она заложена в каждом и не требует специальных талантов, поэтому творческими могут быть и домохозяйки, и бизнесмены, и профессора. Однако большинство людей теряют эту способность в процессе «окультуривания», чему в немалой степени способствует официальное образование.

7 стр., 3029 слов

«У каждого человека есть способности, благодаря…» Б.Трейси

... людей,которые хотят и буду развиваться и работать. Похожие материалы: Сочинение на тему «Что такое милосердие» — — Сочинение «Летний вечер» — — Сочинение на тему «Храбрость» — — «Самосовершенствование» сочинение — — «Жизненный путь человека» сочинение — — «Общение с природой» сочинение — — «Родительский дом» сочинение — — «Материнская любовь» сочинение — — Сочинение ...

С.Медник разработал ассоциативную теорию творчества. По его мнению, суть творчества — в способности преодолевать стереотипы на конечном этапе мыслительного синтеза и в широте поля ассоциаций. Чем из более отдаленных зон смыслового пространства взяты элементы проблемы, тем более креативным является процесс решения. Творческий процесс, по Меднику, — это переформулирование ассоциативных элементов в новые комбинации, отвечающие поставленной задаче. Критерием креативности решений является величина отклонения от стереотипа.

Теория развития творческой личности

Творчество реализуется в интеллектуальной и духовной деятельности человека. Интеллект дает «новое слово», т. е. организованную по-новому информацию. Духовная деятельность есть «генерация мыслей». Поэтому необходимо на всех этапах становления личности стимулировать и организовывать интеллектуальную и духовную деятельность. Узкая специализация подавляет стимулы к творчеству. Необходимо универсальное образование, но не исключающее специального мастерства.

Главное — не развитие способностей, а создание мотивации на творчество и овладение технологией творческого труда. Основным способом развития творческой личности является самосовершенствование. Роль внешней среды сводится к убеждению личности в естественности процесса творчества и обучения ему, в снабжении личности технологиями творческой работы.

1.3 Виды творчества

Виды творчества разнообразы, как и сферы деятельности. Выделяют научное, техническое, художественное, музыкальное, литературное, педагогическое творчество с различными их подвидами. Между некоторыми из них имеются довольно тесные связи.

Научное творчество

Среди особенностей научного творчества назовем следующие:

  • опора на абстрактное, словесно-логическое мышление при решении научно-исследовательской задачи;
  • продуктом научного творчества является новое знание, существующее в виде образов, понятий, умозаключений, теорий и абстрактных идей;

исследовании

открытия;

  • научное творчество чаще всего бывает коллективным, так как даже выдвигаемые отдельными учеными гипотезы, теории, выявляемые факты подвергаются обсуждению, рецензированию, критике со стороны коллег;
  • имеется историческая предопределенность научных открытий, обусловленная необходимостью прогресса общества на том или ином этапе его развития;
  • часто научные идеи и открытия опережают свое время, в результате чего редко оцениваются современниками и получают подтверждение лишь через несколько десятилетий, и для многих выдающихся ученых слава часто бывает лишь посмертной.

Акт научного творчества с необходимостью предполагает использование интуитивного знания.

Для научного творчества более всего подходит изречение, что всякая истина начинается в качестве абсурда, а заканчивается в качестве предрассудка.

Техническое творчество

6 стр., 2720 слов

Подростковая субкультура, ее влияние на развитие личности школьника

... четкой государственной концепции развития общества, социальной нестабильности и неопределенности жизненных перспектив, социализация подростков претерпевает существенные качественные изменения. Интересно проследить содержательную сторону этих изменений. Подростковая субкультура – одна из важных ...

Оно опирается на наглядно-образные и наглядно-действенные компоненты мышления.

Процесс технического творчества выражается в изобретательстве, конструировании, а его продуктом является изобретение механизмов, конструкций, отвечающее запросам практики. Отсюда его рациональность и утилитарность.

То, что изобретается, не существует до его создания, хотя и опирается на уже имеющийся технический базис, на достигнутый уровень технического прогресса.

Художественное творчество

  • опора в основном на наглядно-образное мышление, хотя имеют значение и абстрактно-логическое, и наглядно-действенное мышление;
  • главный компонент художественного творчества — эмоциональный, высшим проявлением которого является переживание человеком катарсиса, т.

е. пикового переживания, воспринимаемого как очищение;

искусстве,

  • рациональная сторона художественного творчества скрыта и часто не имеет утилитарного предназначения, не требует внедрения в практику, как изобретение или новое научное знание;
  • художественное творчество создает возможность многозначного отражения разными людьми одного и того же произведения, что связано с субъективизмом восприятия, развитым вкусом и т. д.

Сотворчество.

Педагогическое творчество

импровизация

Процесс импровизации включает в себя четыре этапа:

1) озарение;

2) мгновенное осмысление интуитивно возникшей идеи и моментальный выбор пути ее реализации;

3) воплощение этой идеи;

4) осмысление, т. е. мгновенный анализ процесса реализации идеи.

1.4 Уровни (типы) творчества

Творчество может быть различного уровня, например, низшего и высшего (Гизелин).

Первый состоит в расширении области применения уже имеющихся знаний. Так было, например, с изобретением книгопечатания: известный уже способ размножения рисунков стали использовать для размножения текстов. Творчество высшего уровня связано с созданием совершенно новой концепции, в большей или меньшей степени революционизирующей науку. Примером такого творчества стало создание А. Эйнштейном теории относительности.

принципиально выводимо

Творчество невысокого уровня связано с рациональным упорядочиванием знаний, их соотнесением и удобным представлением и не обязательно предполагает обращение к интуиции. Творчество же высшего типа включает в себя и интуицию.

творческого потенциала,

П. Михайлова на примере педагогической деятельности попытались выделить уровни творческого развития личности.

  • Низший уровень проявляется в способности анализа предметной ситуации с целью ее преобразования;
  • в анализе текстов художественных и научных произведений, в осознании жизненных проблем и собственного опыта в решении практических задач. Новообразованиями этого уровня творческого развития являются умение по-новому, нестандартно взглянуть на ситуацию, широкий диапазон действий при выполнении проблемных заданий, т. е. альтернативность мышления.

— Средний уровень творческого развития личности проявляется в рефлексии относительно того, что «я могу» и чего «я хочу», в понимании детерминант собственного развития, в умении ставить цели и задачи по самопреобразованию и самосовершенствованию. Психологическими новообразованиями этого уровня являются адекватное отражение себя, умение анализировать свои поступки, предвидеть их последствия.

— Высший уровень творческого развития дает возможность эффективного воздействия на других людей незаметно для них самих. Данный уровень развития проявляется в умении проектировать личность другого человека и прогнозировать его поступки, в умении отстаивать свою точку зрения и учитывать мнение других. Люди этого уровня одновременно и мечтатели, и прагматики, они самостоятельны и независимы, гибки, эффективны и эмоционально устойчивы.

Л. А. Китаев-Смык пишет о трех уровнях творчества: компилятивном, проективном и инсайтно — креативном.

Компилятивный

Проективный

Инсайтно-креативный

Личности, обладающие компилятивным уровнем творчества, могут хорошо разбираться в людях, проявлять коммуникативную креативность, быть хорошими администраторами, руководителями. «Проективные творцы» становятся блестящими педагогами, создают учебные программы, фундаментальные учебники. Этого не могли бы сделать «инсайтные творцы», увлеченные поиском неясного знания и мало склонные к методологическому классификаторству. Кроме того, они слывут неуживчивыми людьми с дурным характером, поэтому плохо справляются с работой, успешно выполняемой «компилятивными творцами».

По С. С. Беловой, сущность процесса творчества заключается:

  • в завершении схемы, восстановлении пробела в репрезентации задачи;
  • в реорганизации информации или переформулировке задачи;
  • в преодолении ментального блока, функциональной фиксации;
  • в нахождении аналога задачи;
  • в случайных рекомбинациях идей;
  • в дивергентном мышлении (Дж. Гилфорд);
  • в ассоциировании отдаленных элементов опыта (С. Медник);
  • во взаимодействии логического и интуитивного режимов мышления;
  • в закономерностях функционирования семантической или нейронной сети.

М. Боден выделяет три типа творчества (креативности):

комбинаторную креативность —

исследовательскую креативность —

трансформационную креативность —

2.1 Диагностика невербальной креативности (методика Э.Торренса, адаптирована А.Н.Ворониным, 1994), Условия проведения

Тест может проводиться в индивидуальном или групповом варианте. Для создания благоприятных условий тестирования руководителю необходимо минимизировать мотивацию достижения и сориентировать тестируемых на свободное проявление своих скрытых способностей. При этом лучше избегать открытого обсуждения предметной направленности методики, т.е. не нужно сообщать о том, что тестируются именно творческие способности (особенно творческое мышление).

Тест можно представить как методику на “оригинальность”, возможность выразить себя в образном стиле и т.д. Время тестирования по возможности не ограничивают, ориентировочно отводя на каждую картинку по 1 — 2 мин. При этом необходимо подбадривать тестируемых, если они долго обдумывают или медлят.

Предлагаемый вариант теста представляет собой набор картинок с некоторым набором элементов (линий), используя которые, испытуемым необходимо дорисовать картинку до некоторого осмысленного изображения. В данном варианте теста используется 6 картинок, которые не дублируют по своим исходным элементам друг друга и дают наиболее надежные результаты.

В тесте используются следующие показатели креативности:

Оригинальность (Ор), выявляющая степень непохожести созданного испытуемым изображения на изображения других испытуемых (статистическая редкость ответа).

При этом следует помнить, что двух идентичных изображений не бывает, соответственно, говорить следует о статистической редкости типа (или класса) рисунков. В прилагаемом ниже атласе приведены различные типы рисунков и их условные названия, предложенные автором адаптации данного теста, отражающие общую существенную характеристику изображения. Следует учесть, что условные названия рисунков, как правило, не совпадают с названиями рисунков, данными самими испытуемыми. Поскольку тест используется для диагностики невербальной креативности, названия картинок, предложенные испытуемыми, из последующего анализа исключаются и используются только в качестве вспомогательного средства для понимания сути рисунка.

Уникальность (Ун), определяемая как сумма выполненных заданий, не имеющих аналогов в выборке (атласе рисунков).

Инструкция к тесту

Перед вами бланк с недорисованными картинками. Вам необходимо дорисовать их, обязательно включая предложенные элементы в контекст и стараясь не выходить за ограничительные рамки рисунка. Дорисовывать можно что угодно и как угодно, бланк при этом можно вращать. После завершения рисунка необходимо дать ему название, которое следует подписать в строке под рисунком.

Обработка результатов тестирования

Для интерпретации результатов тестирования ниже представлен атлас типичных рисунков контрольной выборки менеджеров (23-35 лет).

К каждой серии рисунков рассчитан индекс Ор по выборке. Для оценки результатов тестирования испытуемых, относящихся к контингенту менеджеров или схожему с ним, предлагается следующий алгоритм действий.

Необходимо сопоставить дорисованные картинки с имеющимися в атласе, обращая внимание при этом на использование сходных деталей и смысловых связей; при нахождении схожего типа присвоить данному рисунку оригинальность, указанную в атласе. Если в атласе нет такого типа рисунков, то оригинальность данной дорисованной картинки считается 1,00, т.е. она уникальна. Индекс оригинальности подсчитывается как среднее арифметическое оригинальностей всех картинок, индекс уникальности — как сумма всех уникальных картинок. Используя процентильную шкалу, построенную для этих двух индексов по результатам контрольной выборки, можно определить показатель невербальной креативности данного человека как его место относительно данной выборки:

10%20%40%60%80%100%

20,950,760,670,580,480,00

3421100

1 — процент людей, результаты которых превышают указанный уровень креативности;

2 — значение индекса оригинальности;

3 — значение индекса уникальности.

Пример интерпретации

2,41 / 5 = 0,48

Индекс уникальности (количество уникальных картинок) данного протокола — 1. Результаты рассмотренного выше протокола показывают, что испытуемый находится на границе между 60 и 80% людей, чьи результаты приведены в атласе. Это означает, что примерно у 70% испытуемых из данной выборки невербальная креативность выше, чем у него. При этом индекс уникальности, показывающий, насколько действительно новое может создать человек, в этом анализе является вторичным из-за недостаточной дифференцирующей силы данного индекса, поэтому определяющим здесь служит суммарный индекс оригинальности.

СТИМУЛЬНО-РЕГИСТРАЦИОННЫЙ БЛАНК

Фамилия, инициалы _________________________________

Возраст _______ Группа ____________ Дата _______________

Дорисуйте картинки и дайте им названия!

Дорисовывать можно что угодно и как угодно.

Подписывать необходимо разборчиво в строке под картинкой.

Атлас типичных рисунков (для рисунка 1)

2.2 Диагностика вербальной креативности

Методика направлена на выявление и оценку существующего у испытуемых, но часто скрытого или блокируемого вербального креативного потенциала. Методика проводится как в индивидуальном, так и в групповом варианте. Время на выполнение заданий не ограничивается, но поощряются временные затраты на каждую тройку слов не более 2-3 мин.

Инструкция к тесту

Вам предлагаются тройки слов, к которым необходимо подобрать еще одно слово так, чтобы оно сочеталось с каждым из трех предложенных слов. Например, для тройки слов “громкая — правда — медленно” ответом может служить слово “говорить” (громко говорить, говорить правду, медленно говорить).

Вы можете изменять слова грамматически и использовать предлоги, не изменяя при этом стимульные слова как части речи.

Постарайтесь, чтобы ваши ответы были как можно оригинальнее и ярче, попробуйте преодолеть стереотипы и придумать нечто новое. Постарайтесь придумать максимальное количество ответов на каждую тройку слов.

Интерпретация результатов тестирования

Для оценки результатов тестирования предлагается следующий алгоритм действий. Необходимо сопоставить ответы испытуемых с имеющимися типичными ответами и при нахождении схожего типа присвоить данному ответу оригинальность, указанную в списке. Если в списке нет такого слова, то оригинальность данного ответа считается равной 1,00.

Индекс оригинальности, Индекс уникальности

Используя процентильную шкалу, построенную для этих индексов и показателя “количество ответов” (индекса продуктивности), можно определить место данного человека относительно контрольной выборки и, соответственно, сделать вывод о степени развития у него вербальной креативности и продуктивности:

10%20%40%60%80%100%

21,000,940,910,860,810,61

31964320

449201512101

1 — процент людей, результаты которых превышают указанный уровень;

2 — значение индекса оригинальности;

3 — значение индекса уникальности;

4 — количество ответов.

Пример интерпретации результатов: если у испытуемого сумма оригинальных ответов составила 20,25 и всего в его протоколе 25 ответов, то индекс оригинальности составит 0,81. Предположим, что количество уникальных ответов этого испытуемого равно 16. Учитывая, что основным показателем является индекс оригинальности, можно сделать вывод, что данный человек по уровню своего вербального творческого потенциала находится между 60 и 80% испытуемых из контрольной выборки, т.е. 70% выборки обладают суммарным показателем вербальной креативности выше, чем у него.

Индекс уникальности здесь показывает, сколько новых решений способен предложить испытуемый в общей массе выполненных заданий.

Количество ответов показывает, прежде всего, степень вербальной продуктивности и свидетельствует об уровне понятийного мышления. Кроме того, этот индекс в значительной мере коррелирует с мотивацией достижения, т.е. чем выше количество ответов, тем выше личная мотивация достижения испытуемого.

СТИМУЛЬНО-РЕГИСТРАЦИОННЫЙ БЛАНК

Фамилия, инициалы _________________________________

Возраст _______ Группа ____________ Дата _______________

Вам предлагаются тройки слов, к которым необходимо подобрать еще одно слово так, чтобы оно сочеталось с каждым из трех предложенных слов.

Ответы записывайте в бланк ответов в строку с соответствующим номером.

СТИМУЛЬНЫЕ ТРОЙКИ СЛОВ

1. случайная — гора — долгожданная

2. вечерняя — бумага — стенная

3. обратно — родина — путь

4. далеко — слепой — будущее

5. народная — страх — мировая

6. деньги — билет — свободное

7. человек — погоны — завод

8. дверь — доверие — быстро

9. друг — город — круг

10. поезд — купить — бумажный

ТИПОВОЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОТВЕТОВ

(варианты ответов и их оригинальность) для тройки слов № 2

Вечерняя — бумага — стенная

Афиша0,99

Газета0,00

Сенсация0,99

Картина0,98

Сообщение0,99

Красивый0,99

Туалет0,99

Объявление0,99

Фотография0,99

Печать0,96

2.3 Тест на мышление и креативность. Определение типов мышления и уровня креативности. Диагностика по методике Дж. Брунера

Мышление — это индивидуальный способ переработки поступающей информации, форма психического отражения человеком действительности, создавая взаимосвязи и отношения между изучаемыми понятиями, явлениями Опросник Определение типов мышления и уровня креативности (творческих способностей) Дж. Брунера позволяет определить базовый тип мышления и измерить уровень креативности у взрослых. Зная свой тип мышления, можно уверенно сказать в какой области, профессии вы преуспеете. Выделяют 4 базовых типа мышления, каждый из которых обладает специфическими характеристиками: предметное, образное, знаковое и символическое мышление.

Джером Брунер рассматривал мышление как перевод с одного языка на другой. Таким образом, при четырех базовых языках возникает шесть вариантов перевода: предметно-образный (практический), предметно-знаковый (гуманитарный), предметно-символический (операторный), образно-знаковый (художественный), образно-символический (технический), знаково-символический (теоретический).

Выделяются следующие факторы мышления:

  • практичность — теоретичность;
  • гуманитарность — техничность;
  • художественность — операторность;
  • конкретность — абстрактность.

Инструкция.

У каждого человека преобладает определенный тип мышления. Данный опросник поможет вам определить тип своего мышления. Если согласны с высказыванием, в бланке поставьте «+», если нет «-».

Тестовый материал.

1. Мне легче что-либо сделать, чем объяснить, почему я так сделал(а).

2. Я люблю настраивать программы для компьютера.

3. Я люблю читать художественную литературу.

4. Я люблю живопись (скульптуру).

5. Я не предпочел(а) бы работу, в которой все четко определено.

6. Мне проще усвоить что-либо, если я имею возможность манипулировать предметами.

7. Я люблю шахматы, шашки.

8. Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.

9. Я хотел(а) бы заниматься коллекционированием.

10. Я люблю и понимаю абстрактную живопись.

11. Я скорее хотел(а) бы быть слесарем, чем инженером.

12. Для меня алгебра интереснее, чем геометрия.

13. В художественной литературе для меня важнее не что сказано, а как сказано.

14. Я люблю посещать зрелищные мероприятия.

15. Мне не нравится регламентированная работа.

16. Мне нравится что-либо делать своими руками.

17. В детстве я любил(а) создавать свою систему слов/знаков/шифр для переписки с друзьями.

18. Я придаю большое значение форме выражения мыслей.

19. Мне трудно передать содержание рассказа без его образного представления.

20. Не люблю посещать музеи, так как все они одинаковы.

21. Любую информацию я воспринимаю как руководство к действию.

22. Меня больше привлекает товарный знак фирмы, чем ее название.

23. Меня привлекает работа комментатора радио, телевидения.

24. Знакомые мелодии вызывают у меня в голове определенные картины.

25. Люблю фантазировать.

26. Когда я слушаю музыку, мне хочется танцевать.

27. Мне интересно разбираться в чертежах и схемах.

28. Мне нравятся художественная литература.

29. Знакомый запах вызывает всю картину событий, происшедших много лет назад.

30. Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче.

31. Истинно только то, что можно потрогать руками.

32. Я предпочитаю точные науки.

33. Я за словом в карман не лезу.

34. Люблю рисовать.

35. Один и тот же спектакль/фильм можно смотреть много раз, главное — игра актеров, новая интерпретация.

36. Мне нравилось в детстве собирать механизмы из деталей конструктора.

37. Мне кажется, что я смог(ла) бы изучить стенографию.

38. Мне нравится читать стихи вслух.

39. Я согласен(а) с утверждением, что красота спасет мир.

40. Я предпочел(а) бы быть закройщиком, а не портным.

41. Лучше сделать табуретку руками, чем заниматься ее проектированием.

42. Мне кажется, что я смог(ла) бы овладеть профессией программиста.

43. Люблю поэзию.

44. Прежде чем изготовить какую-то деталь, сначала я делаю чертеж.

45. Мне больше нравится процесс деятельности, чем ее конечный результат.

46. Для меня лучше поработать в мастерской, нежели изучать чертежи.

47. Мне интересно было бы расшифровать древние тайнописи.

48. Если мне нужно выступить, то я всегда готовлю свою речь, хотя уверен(а), что найду необходимые слова.

49. Больше люблю решать задачи по геометрии, чем по алгебре.

50. Даже в отлаженном деле пытаюсь творчески изменить что-то.

51. Я люблю дома заниматься рукоделием, мастерить.

52. Я смог(ла) бы овладеть языками программирования.

53. Мне нетрудно написать сочинение на заданную тему.

54. Мне легко представить образ несуществующего предмета или явления.

55. Я иногда сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.

56. Я предпочел(а) бы сам(а) отремонтировать утюг, нежели нести его в мастерскую.

57. Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.

58. Люблю писать письма.

59. Сюжет кинофильма могу представить как ряд образов.

60. Абстрактные картины дают большую пищу для размышлений.

61. В школе мне больше всего нравились уроки труда, домоводства.

62. У меня не вызывает затруднений изучение иностранного языка.

63. Я охотно что-то рассказываю, если меня просят друзья.

64. Я легко могу представить в образах содержание услышанного.

65. Я не хотел(а) бы подчинять свою жизнь определенной системе.

66. Я чаще сначала сделаю, а потом думаю о правильности, решения.

67. Думаю, что смог(ла) бы изучить китайские иероглифы.

68. Не могу не поделиться только что услышанной новостью.

69. Мне кажется, что работа сценариста/писателя интересна.

70. Мне нравится работа дизайнера.

71. При решении какой-то проблемы мне легче идти методом проб и ошибок.

72. Изучение дорожных знаков не составило / не составит мне труда.

73. Я легко нахожу общий язык с незнакомыми людьми.

74. Меня привлекает работа художника-оформителя.

75. Не люблю ходить одним и тем же путем.

Ключ

Обработка и анализ данных проводится следующим образом: подсчитывается сумма «+» по каждому столбцу.

Предметное мышление

1 6 11 16 21 26 31 36 41 46 51 56 61 66 71сумма =

Символическое мышление

2 7 12 17 22 27 32 37 42 47 52 57 62 67 72сумма =

Знаковое мышление

3 8 13 18 23 28 33 38 43 48 52 58 63 68 73сумма =

Образное мышление

4 9 14 19 24 29 34 39 44 49 54 59 64 69 74сумма =

Креативность

5 10 15 20 25 30 35 40 45 50 55 60 65 70 75 сумма =

Интерпретация результатов

Уровень креативности и базового типа мышления разбивается на три интервала:

низкий уровень (от 0 до 5 баллов),

средний уровень (от 6 до 9 баллов),

высокий уровень (от 10 до 15 баллов)

Предметное мышление.

Люди с практическим складом ума предпочитают предметное мышление, для которого характерны неразрывная связь с предметом в пространстве и времени, осуществление преобразования информации с помощью предметных действий, последовательное выполнение операций. Существуют физические ограничения на преобразование. Результатом такого типа мышления становится мысль, воплощенная в новой конструкции.

Символическое мышление.

Люди с математическим складом ума отдают предпочтение символическому мышлению, когда происходит преобразование информации с помощью правил вывода (в частности, алгебраических правил или арифметических знаков и операций).

Результатом является мысль, выраженная в виде структур и формул, фиксирующих существенные отношения между символами.

Знаковое мышление. Личности с гуманитарным складом ума предпочитают знаковое мышление. Оно характеризуется преобразованием информации с помощью умозаключений. Знаки объединяются в более крупные единицы по правилам единой грамматики. Результатом является мысль в форме понятия или высказывания, фиксирующего существенные отношения между обозначаемыми предметами.

Образное мышление.

Люди с художественным складом ума предпочитают образный тип мышления. Это отделение от предмета в пространстве и времени, осуществление преобразования информации с помощью действий с образами. Нет физических ограничений на преобразование. Операции могут осуществляться как последовательно, так и одновременно. Результатом служит мысль, воплощенная в новом образе.

Выводы по 2 разделу

Нечеткость определения креативности как способности является причиной того, что методик «психометрического» похода существует огромное количество. Проанализировав ряд методик, направленных на диагностику креативности, можно выделить несколько групп:

  • методики определения вербальной креативности;
  • методики определения вербальной креативности;
  • методики определения креативности мышления.

Существуют также методики, определяющие комплексный показатель креативности. Каждая тестовая методика имеет свои плюсы и минусы.

В данной главе приведены примеры тестовых методик из трех вышеуказанных групп с инструкциями, ключами и тестовыми материалами, которые можно применять для соответствующей аудитории.

Творчество (креативность) — сложный процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Творческие способности — это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности различного рода. Новый продукт, получаемый личностью в творчестве, может быть объективно новым (социально значимым открытием) и субъективно новым (открытием для себя).

Развитие творческого процесса, в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы личности.

Креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения.

В данной курсовой работе изучение литературных источников и Интернет источников по теме позволило сделать следующее::

  • проанализированы основы понятия креативности;
  • выделены виды творчества, его уровни;
  • охарактеризованы отдельные методы диагностики творческих способностей.

Данные, полученные в результате исследования можно использовать в работе практического психолога для работы с людьми, желающими повысить свою эффективность и с детьми, которым необходимо знать свои возможности и развивать свои способности.

В качестве дальнейшей работы над этой темой определено следующее направление: изучение методик для развития творческих способностей, изучение специальных обучающих ситуаций, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для включения новых элементов.

1. Аверченков В.И., Малахов Ю.А. Основы научного творчества: учебное пособие: ФЛИНТА, 2011.

2. Айзенк Г. Проверьте свои способности. — Кишинев, «Гриф», 1992.

3. Альтшуллер Г. С., Верткин И. М. Как стать гением. — Минск, 1994.

4. Ананьев Б. Г. Задачи психологии искусства. Психология художественного творчества: Хрестоматия. — Минск, 1999.

5. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.

6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — СПб.: СОЮЗ, 1997. — 96 с.

7. Гут Р. О творчестве в науке и технике // Вопросы психологии. 2007. № 4. с. 130-139.