Творчество как необходимое условие развития личности

Курсовая работа

Введение

Творчество — это проявление деятельной сущности человека. В нем дано единство духовного и практического. Сознание в силу своей идеальной сущности творит модели прошлого, настоящего и будущего, в особенности желаемого будущего, а в процессе деятельности совершается поиск средств для реализации этих моделей.

Творчество выступает как единство двух составляющих человеческой деятельности: предметно-материальной и духовно-идеальной активности человека. Творчество невозможно без волевого акта, духовной энергии и интеллекта субъекта, т.к. материальному преобразованию должно предшествовать духовно-идеальное освоение мира. Как бы ни понимал природу идеального, но в любом случае оно составляет «душу» творческого процесса, тогда как материальное действие — его «тело». Нужно учитывать, что деятельность человека не просто активность, направленная на преобразование мира, это целесообразная активность. Идеальная цель предшествует действию, а реализация ее в жизни выдвигает потребность в свободе, поскольку вне выбора оптимальной возможности идеальная цель не может быть воплощена в социокультурную действительность.

Именно процесс творческой деятельности является одним из основных аспектов всестороннего развития человека. Благодаря креативному подходу к разнообразным сферам деятельности общества, человек в полной мере обретает возможность реализации себя в современной жизни. Благодаря творчеству личность обретает шанс свободно проявить себя, высказать свое отношение к миру и действительности. Творчество является одной из возможностей сохранить себя как личность. В процессе творческой деятельности человек не просто существует — он живет, развивается, совершенствует свою личность и свои умения и способности.

Свобода поэтому выступает как мера творческой активности человека. Н.А. Бердяев в работе «Смысл творчества» писал: «Творчество неотрывно от свободы, лишь свободный творит. Из необходимости рождается лишь эволюция; творчество рождается из свободы».

Тема философии, как и тема творчества, становится все более и более актуальной. Хорошо, что сейчас стали уделять больше внимания творчеству, формированию характера личности, а также формированию характера творческой личности. Сегодня все больше и больше людей понимают, что именно духовность открывает большие возможности для самореализации, достижения успеха в жизни и дает возможность принести наибольшую пользу для общества, в котором мы живем.

Цель работы, Задачи данного реферата

1. дать характеристику таким понятиям, как «личность», «индивидуум», а так же выделить структурные составляющие личности и необходимые компоненты становления человека как личности;

20 стр., 9629 слов

Феномен творческой личности: на примере якутского композитора К.А. Герасимова

... данном реферате автор стремится сделать акцент на творческой деятельности, раскрывающей личность композитора, поскольку современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыка играет особую роль во всестороннем, полноценном развитии человека. А деятельность творческой личности, личности композитора формируется ...

2. изучить материалы, касающиеся понятия «творчество», попытаться разобрать сущность данного феномена;

3. на основе изученной информации проанализировать влияние творческой активности на формирование личности.

Глава 1. Личность как определенная характеристика человеческого существования

Личность — понятие богатое по содержанию, включающее не только общие и особенные признаки, но и единичные, уникальные свойства человека. То, что делает человека личностью, — это его социальная индивидуальность, т.е. совокупность характерных для человека социальных качеств. Но и природная индивидуальность оказывает свое влияние на развитие личности и ее восприятие. Социальная индивидуальность человека не возникает на пустом месте или только на основе биологических предпосылок. Человек формируется в конкретном историческом времени и социальном пространстве, в процессе практической деятельности и воспитания. Поэтому личность как социальная индивидуальность — это всегда конкретный итог, синтез и взаимодействие очень разнообразных факторов. И личность тем значительнее, чем в большей степени она аккумулирует социально-культурный опыт человека и в свою очередь вносит индивидуальный вклад в его развитие. Проблема личности в философии — это вопрос о том, в чем сущность человека как личности, каково ее место в мире и в истории. Личность здесь рассматривается как индивидуальное выражение и субъект общественных идеалов, ценностей, общественных отношений, деятельности и общения людей.

Особенно следует сказать о влиянии деятельности на личность. Деятельность человека является той основой, на которой и благодаря которой происходит развитие личности и выполнение ею различных социальных ролей в обществе.

Только в деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность, иначе он остается “вещью в себе”. Сам человек может думать о себе что угодно, но то, чем он является в действительности, обнаруживается только в деле. творчество личность человеческий

Понятие личности относится к числу сложнейших в человекознании. В русском языке издавна употребляется термин “лик” для характеристики изображения лица на иконе. В европейских языках слово “личность” восходит к латинскому понятию “персона”, что означало маску актера в театре, социальную роль и человека как некое целостное существо, особенно в юридическом смысле. Раб не рассматривался как персона, для этого надо быть свободным человеком. Выражение “потерять лицо”, которое есть во многих языках, означает утрату своего места и статуса в определенной иерархии.

Понятие «личность» многопланово, личность является объектом изучения многих наук: философии, социологии, психологии, этики, эстетики, педагогики. Каждая из этих наук изучает личность в своем специфическом аспекте.

Первым понятием, с которого следует начинать исследование трудности личности, является “индивид”. Дословно оно значит неделимую дальше частицу какого-то одного целого. Этот своеобразный “социальный атом”, отдельный человек рассматривается не лишь как единичный представитель рода человеческого, но и как член какой-то социальной группы. Это самая обычная и абстрактная черта человека, говорящая только о том, что он разделен (до этого всего, телесно) от остальных индивидов. Отделенность не составляет его существенную характеристику, ибо разделены друг от друга и в этом смысле “индивиды” все объекты во Вселенной. В истории философии и социально-политической мысли известен индивидуализм — философско-этическая концепция, утверждающая ценность личности перед хоть какой формой социальной общности, исходящая из представлений об атомарности индивидуума.

5 стр., 2145 слов

Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность – отстаивают

... а личность на мой взгляд может развиваться бесконечно, ей просто нет предела. Личность человека – это продукт социальных отношений и работы, т.е. приобретенные свойства человека, поэтому полагать, что становятся личностью. ... встретишься с Мечтой. Афоризм Александра Григорьевича Асмолова «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность-отстаивают» довольно любопытно, не говоря уж о ее ...

Выделяют несколько больших социальных типов личности, которые прослеживаются на всем историческом пути развития человечества.

Первый тип — “деятели” — охотники и рыболовы, воины и ремесленники, земледельцы и рабочие, инженеры и геологи, врачи и педагоги, менеджеры и т.д. Для таковых личностей основное — активное действие, изменение мира и остальных людей, включаю самого себя.

Второй тип — “мыслители”. Это люди, которые, по словам Пифагора, приходят в мир не для того, чтоб соревноваться и торговать, а глядеть и размышлять. Образ мудреца, мыслителя, воплощавшего в себе традиции рода и его историческую память (летописание) постоянно воспользовался большущим авторитетом.

Третий тип — “люди чувств и эмоций”, которые остро ощущают, как “трещина мира” (Г.Гейне) проходит через их сердца. До этого всего, это деятели литературы и искусства, умнейшие прозрения которых часто опережают самые научные прогнозы и прорицания мудрецов.

Четвертый тип — “гуманисты и подвижники”, отличающиеся обостренным чувством чувства душевного состояния другого человека, как бы “вчувствуются” в него, облегчая душевное и телесное страдание. Их сила — в вере в свое предназначение, в любви к людям и всему живому, в активном действии. Они сделали делом собственной жизни милосердие. “Спешите делать добро” — этот жизненный девиз российского врача-гуманиста XIX века Ф.П. Гааза символизирует стержень таковых личностей.

Выделяют, в первую очередь, так называемую физическую личность либо физическое Я. Это тело, либо телесная организация человека, самый устойчивый компонент личности, основанный на телесных свойствах и самоощущениях. Тело не лишь первый “предмет” для познания, но и обязательный компонент личного мира человека, как помогающее, так и мешающее в действиях общения. К физической личности могут быть отнесены также одежда и домашний очаг. Понятно, что многое о человеке можно сказать по данным элементам.

Это же относится и к произведениям ручного либо интеллектуального труда человека — украшение его быта, коллекциям, рукописям, письмам и т.д. Защита себя, собственного тела, собственной идентичности, равно как и собственного наиближайшего окружения, относится к числу древнейших личных свойств человека и в истории общества, и в истории индивидуума. Как произнёс Г. Гейне: «…каждый человек есть целый мир, рождающийся и умирающий совместно с ним».

Социальная личность складывается в общении людей, начиная с первичных форм общения матери с ребенком. По сути дела она представляет как система социальных ролей человека, в различных группах, мнением которых он дорожит.

Все формы самоутверждения в профессии, соперничестве и т.д. Сформировывают социальную структуру личности. Психологи отмечают, что довольство либо недовольство собой всецело определяется дробью, в которой числитель выражает наш действительный фурор, а знаменатель — наши притязания.

4 стр., 1858 слов

История развития социальной работы в России

... людей как социальные, мы допускаем тем самым более обобщенный уровень их анализа и решения, в отличие от собственно индивидуального уровня. Особенности складывания системы профессиональной социальной работы в России ... этого социума. Перспективы развития социальной работы в Российской Федерации Наша страна обладает необходимым потенциалом для социального обновления, который включает в себя духовность ...

Духовная личность составляет тот невидимый стержень, ядро нашего “Я”, на котором держится все. Это внутренние душевные состояния, отражающие устремленность к определенным духовным ценностям и идеалам. Они могут и не осознаваться во всей полноте, но так либо по другому забота о “душе” является квинтэссенцией личного развития. Рано либо поздно каждый человек, хотя бы в отдельные моменты жизни начинает задумываться над смыслом собственного существования и духовного развития. Духовность человека не является чем-то внешним, её нельзя приобрести методом образования либо подражания даже наилучшим примерам.

Часто она не лишь “держит” личность, подобно стержню, но и является высшим благом, верховной ценностью, во имя которой время от времени жертвуют жизнью. Потребность в духовном развитии личности в полном смысле слова ненасыщаема, чего нельзя сказать о физических и социальных потребностях. В именитом выражении Паскаля о человеке как “мыслящем тростнике” подчеркивается сила духа, даже при самых суровых условиях бытия. Более того, история дает массу примеров того, как интенсивная духовная жизнь (мудрецов, ученых, деятелей литературы и искусства, религиозных подвижников) была залогом не лишь физического выживания, но и активного долголетия. Люди, сохраняющие свой духовный мир, как правило, выживали и в условиях каторг и концлагерей, что еще раз подтвердил горький опыт XX века.

Выделение физической, социальной и духовной личности (так же как и соответствующих потребностей) носит довольно условный характер. Все эти стороны личности образуют систему, каждый из частей которой может на различных этапах жизни человека получать доминирующее значение. Так либо по другому, но какая-то черта воспринимает системообразующий характер и во многом описывает сущность личности на данном этапе её развития, совместно с тем, растущие, тяжелые тесты, болезни и прочее могут во многом изменить структуру личности, привести к своеобразному её “расщеплению” либо деградации.

Личность — это совокупность трех её главных составляющих: биогенетических задатков, действия социальных факторов (среда, условия, нормы) и её психосоциального ядра — “Я”. Оно представляет собой как бы внутреннее социальное личности, ставшее феноменом психики, определяющее её характер, сферу мотивации, метод соотношения собственных интересов с публичными. Она же является основой формирования социальных чувств человека: чувства собственного долга, достоинства, ответственности, совести. Таковым образом “Я” есть сущностный элемент структуры личности, это высший духовно-смысловой её центр. Процесс соотнесения вида “Я” с настоящими жизненными обстоятельствами, служит базой для самовоспитания, развития своей личности. Человек как личность не есть некая законченная данность. Он — процесс, требующий неустанной душевной деятельности.

Особым компонентом личности является её нравственность. Социальные происшествия часто ставят человека перед выбором и он не постоянно следует самому себе. В такие моменты он преобразуется в марионетку социальных сил, и это наносит непоправимый вред цельности его личности.

Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностной ориентации данного общества, что называют социализацией. Человек обучается делать особенные социальные роли, т.е. обучаться вести себя в согласовании с ролью дитя, студента, супруга и т.д. Все они имеют выраженный культурный контекст и, в частности, существенно зависят от стереотипа мышления. Если нет тяжелых врожденных дефектов развития головного мозга, последствий родовой травмы либо заболевания, то становление личности — результат взаимодействия человека и общества. В течение жизни человек может в той либо другой степени потерять личностные черты вследствие развития хронического алкоголизма, наркомании, тяжелых заболеваний ЦНС и т.п. В принципе личность может «умереть» в еще живом человеке, что говорит о сложной внутренней структуре этого парадокса.

11 стр., 5492 слов

Проблема человека и общества в русской литературе XIX века

... В большей части произведений в рамках развития темы человека и общества авторы демонстрировали трагедию личности. Целью данного реферата является рассмотреть произведения русских авторов XIX века, изучить их понимание проблемы человека и общества, особенности ...

Первая грань Я — это так называемое телесное либо физическое Я, переживание собственного тела как воплощения Я, образ тела, переживания физических дефектов, сознание здоровья либо болезни. В форме телесного Я мы ощущаем не столько личность, сколько ее материальный субстрат — тело, через посредство которого она проявляет себя и по другому проявиться не может. Тело совсем большой вклад в целостное чувство собственного Я — об этом всем понятно на своем опыте. В особенности огромное значение телесное Я приобретает в подростковом возрасте, когда собственное Я начинает выходить из человека на передний план, а остальные стороны Я еще отстают в собственном развитии.

Вторая грань Я — это социально-ролевое Я, выражающееся в ощущении себя носителем тех либо других социальных ролей и функций. Доминирование социально- ролевого Я — характеризующая черта бюрократа всех времен и народов, который мыслит себя как воплощение определенных должностных функций и государственных интересов — и ничего не считая этого я не содержит.

Третья грань — психологическое Я. Она включает в себя восприятие собственных черт, диспозиций, мотивов, потребностей и способностей и отвечает на вопрос «какой я».

Четвертая грань Я — это чувства себя как источника активности либо, напротив пассивного объекта действий, переживание свой свободы либо несвободы. Его можно назвать экзистенциальным Я, поскольку в нем отражаются личностные особенности высшего экзистенциального уровня, особенности не каких-то конкретных личных структур, а общих принципов отношений личности с окружающим её миром.

Наконец, пятая грань Я — это самоотношение либо смысл Я. Более поверхностным проявлением самоотношения выступает самооценка. Следует различать самоуважение — отношение к себе как бы со стороны, обусловленное какими-то настоящими достоинствами либо недостатками — и самопринятие — непосредственное эмоциональное отношение к себе.

Формирование личных способностей как становление личности.

Исторически индивидуализм появился в классовом обществе, которое преодолевало нормы родовой общности и делало человека самоцелью развития. В этом смысле индивидуализм был противоположностью коллективизму. Еще более содержателен другой термин “индивидуальность”, обозначающий неповторимость и неповторимость человека во всем богатстве его личных свойств и параметров.

“… Сущность “особой личности”, — писал К. Маркс, — “составляет не её кровь, не её абстрактная физическая природа, а её социальное качество …” совместно с тем, характеристики личности не сводятся к её личным особенностям. Личность тем значительнее, чем больше в её личном преломлении представлено всеобщих, общечеловеческих черт.

6 стр., 2987 слов

Личность и творчество

... человека: мотивационный, интеллектуально-логический, эмоционально-волевой, практически действенный. Педагог как субъект учебно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие творческого потенциала своих учащихся (студентов), — это личность, профессионал, осознающий, что творчество ... широким кругом интересов и умений; иметь помимо педагогического еще какое-либо образование; иметь живой и ...

Личные характеристики личности — это не одно и то же, что личностные характеристики индивидуума, то есть характеристики, характеризующие его как личность.

Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностной ориентации данного общества.

Личность — субъект исторического процесса, публичного поведения, познания, общения, труда и творчества. Она развивается, самореализуясь в труде, общении, познании и творчестве. Её развитие — это, до этого всего, улучшение её способностей и возвышение потребностей. Социальное развитие личности ведет за собой её психическое улучшение. Но и изменение её психики оказывает сильнейшее влияние на её социальное развитие. При этом психологические свойства оказываются заполненными социально-историческим содержанием.

Так, интеллектуальная зрелость личности выступает, до этого всего, как её гражданская зрелость, как устойчивость убеждений, интересов и склонностей человека, связанных с судьбами остальных людей, коллектива и общества. Установки, представления, взоры наиблежайшего общественного окружения интеллектуально зрелый человек преобразует в свою индивидуальную форму.

И эмоциональная зрелость личности формируется под решающим действием её социальной активности. Эта зрелость отчетливее всего находится в настоящем отношении индивидума к реальности, в её способности к самоконтролю в стойкости чувств, способности удачно переносить неудачи и невзгоды. Социальная зрелость предполагает доброжелательность по отношению к иным людям, выработку своей полосы поведения и в то же время способность жить и работать в коллективе.

Развитие личности включает в себя переход от зависимого положения дитя к самостоятельности, от подчиненного положения в семье — к равенству, от беспечности — к пониманию собственной ответственности, от простых интересов — к сложным. Совсем важен переход от неглубокой временной перспективы к масштабу лет и десятилетий, от импульсивных поступков — к поведению, которое определяется долгосрочными и глубоко обмысленными задачками. При этом вырабатывается умение подавлять импульсивные побуждения, отказываться от немедленного выполнения желаний ради заслуги сознательно намеченных рубежей в будущем.

Важнейший элемент становления личности — её нравственное созревание.

Предпочтительнее сознательное освоение выраженных обществом принципов свободы, справедливости, уважения к человеческому достоинству. Осознанное выполнение долга связано с понятием чести, без которого нереально самоуважение.

В целом в развитии личности можно выделить три важнейших уровня. На первом уровне субъект недостаточно правильно понимает свои истинные побуждения. На втором уровне личность выступает как субъект, сознательно соотносящий цели и мотивы действий, намеренно формирующий ситуации собственного поведения. На третьем уровне личность становится субъектом собственного жизненного пути, который она сознательно измеряет масштабами собственной эры.

На первый план тут выступают свойства особенности, неповторимости в их общественно-историческом значении.

В собственном развитии личность способна самоопределятся по отношению к внешним условиям. Личность — субъект собственной жизни, то есть источник и движущая сила жизненной динамики. Изюминка развитой личности как субъекта жизни состоит в её способности разрешать жизненные трудности.

2 стр., 682 слов

О роли творчества в нашей жизни

... портняжье дело, создание кукол или иное рукоделие, разве это не творчество? А дизайнеры, архитекторы и краснодеревщики? А воспитатель, педагог – разве ... станешь читать сказки!» А ещё я отношусь к своему творчеству очень трезво и здраво, и не претендую на роль поэта ... наша жизнь превратилась бы в засушенный цветок. И яркость солнечного дня потеряла бы свою окраску и радость, и отношения с людьми стали ...

Формирование личных свойств человека зависит не лишь от положения человека в обществе, но и находится в тесной связи с его личным самосознанием, зависит от личного дела человека к своему положению. Поведение конкретного человека, его отношение к своим социальным ролям и функциям зависит от его личного сознания, понимания смысла жизни, его способностей и потребностей.

В рамках публичных отношений бытие каждого человека индивидуализировано. Индивидуум — представитель человеческого рода и личностью он не рождается, а становиться. Личность не лишь продукт и объект общества, но и субъект исторического процесса. Конкретно в качестве субъекта индивидуум и поднимается на уровень личности, реализующей себя в общении, труде, познании и творчестве. И чем больше действие индивидуума на окружающую среду, тем заметнее он проявляет себя как личность.

Человек — продукт и субъект публичных отношений. Если понятие индивидуума нацелено на первое из этих определений, то понятие особенности и личности ставят во главу угла самоусмотрение, благодаря которому данный конкретный человек в полной мере может стать активным субъектом публичной жизни. Оба эти понятия употребляются для обозначения социально важных свойств, которые выработали в себе люди.

Смысловая близость определений “индивидуальность” и “личность” — то, что личность индивидуальна, а особенность личности — это её специфика, приводит к тому, что эти определения часто употребляются как однозначные, замещают друг друга. Совместно с тем в понятиях особенности и личности можно найти и различные измерения того, что меняется “социально важными свойствами человека”.

К слову “индивидуальность” мы прилагаем такие эпитеты, как “яркая”, “оригинальная”. О личности нам хочется сказать “сильная”, “энергичная”, “независимая”. В особенности мы отмечаем её самобытность, в личности — быстрее самостоятельность, либо, как писал русский психолог С.Л.

Рубенштейн, “человек есть особенность в силу наличия у него особых, единичных, неповторимых свойств”. Человек есть личность, поскольку у него есть свое лицо и поскольку даже в самых тяжелых жизненных испытаниях он не теряет лица.

Понятие особенности акцентирует внимание на том, особенном, специфическом, своеобразном, что различает данного конкретного человека от остальных людей. При этом имеется в виду не просто внешний вид человека, а до этого всего комплекс его социально важных свойств. Этот комплекс может быть более бедным у людей посредственных либо однобоко уникальных, владеющих односторонней и узенькой одаренностью. С представлением же о развитой особенности связывается наличие обилия социальных свойств, сообщаемых человеку подлинную неповторимость.

Особенность не лишь владеет различными способностями, но еще и представляет некую их целостность. Богато одаренный человек владеет не просто набором, совокупностью, но ансамблем разных задатков. При этом одно из его дарований, как правило, довлеет под всеми другими, определяя уникальный метод их сочетания.

Процесс самореализации обязан носить совсем свободный характер.

6 стр., 2860 слов

Творчество как процесс человеческой деятельности. Виды и функции творчества

... человека высвобождаются для неалгоритмизируемой деятельности. В контексте сказанного исследование закономерностей творческого процесса оказывается ключевым моментом в изучении человеческого потенциала. [1] Целью данного реферата является рассмотрение творчества, ... конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с ...

Призвание — не роль, не задачка, которую человек может перед собой поставить. Вся его преднамеренность и воля обязана быть, как раз ориентирована на то, чтоб “не препятствовать гению”, чтоб дарование — призвание “само в нем заговорило”. Напряженная целенаправленная работа совсем нужна для творчества, но сама по себе ничего удовлетворяющего творца на свет не производит.

Не по другому обстоит дело и с индивидуальной целостностью самого человека. Чтоб эта целостность образовалась, необходимы многообразные целенаправленные усилия. Но не они строят особенность: она сама строится, а точнее — сбывается, вырастает из зерна дарования в почве, которая разрыхлена.

Личность и общество.

Человек формируется и видоизменяется под влиянием совместной деятельности, и в этом смысле он оказывается сразу и субъектом и объектом действия социальных сил и публичных отношений. “Как само общество производит человека, как человека, так и он производит общество”, — писал К. Маркс.

Дилемму личности нельзя решать без четкой философской постановки вопроса о взаимосвязи личности и общества.

Связь личности и общества опосредствована, до этого всего, первичным коллективом: семейным, учебным, трудовым. Лишь через коллектив каждый его член входит в общество. Отсюда понятна его решающая роль — роль только принципиальной “клеточки” целостного общественного организма, где личность складывается духовно и физически, где методом усвоения языка и овладения общественно выработанными формами деятельности она впитывает в себя в той либо другой мере созданное трудами предшественников.

Непосредственные формы общения, складывающиеся в коллективе, образуют социальные связи, формируя вид каждого человека. Через первичный коллектив идет “отдача” личного обществу и достижений общества — личности.

И как любая личность несет на себе печать собственного коллектива, так и каждый коллектив несет на себе печать составляющих его членов: будучи формирующим началом личностей, он сам формируется ими. Коллектив не есть нечто близкое, сплошное и однородное. Он в данном отношении представляет собой соединение различных неповторимых особенностей. И в не личность не тонет, не рассматривается, а выявляется и самоутверждается. Выполняя ту либо иную общественную функцию, каждый человек играется и свою индивидуально- неповторимую роль. В развитом коллективе человек поднимается до сознания значимости собственной личности.

Человеческое общество — это высшая ступень организации живых систем.

Будучи как бы коллективом, оно владеет высшим социальным авторитетом.

Первичный коллектив — это общество в миниатюре, конкретно тут происходит непосредственное взаимодействие личности и общества. Общество выступает для личности сразу как совокупность всех социальных условий её жизни и как итог развития всех первичных коллективов, а означает, и её самой, раз она является членом одного из них. Но личность не растворяется в обществе: сохраняя значение неповторимой и самостоятельной особенности, она вносит свою лепту в жизнь публичного целого.

5 стр., 2391 слов

Творчество в педагогической деятельности

... важнейшим условием развития творческого потенциала личности учителя. Опыт творческой деятельности не вносит принципиально новых знаний и умений в содержание профессиональной подготовки учителя. Но это не означает, что научить творчеству нельзя. Можно ...

Общество не может безразлично относиться к развитию личности, и поэтому оно на каждой ступени собственного собственного развития задает формирующейся личности общие принципы восприятия мира, определяя значение тех либо других качеств жизни и формируя усвоение индивидумами определенных ценностей. Оно также дает знать, какие эмоции, в каких ситуациях ценятся либо же одобряются, какие нормы и правила поведения оно поддерживает.

В связи с этим в обществе постоянно идет работа над определением эталонов, понимаемых как эталоны, на которые обязана равняться личность.

Наряду с идеалами, в обществе работают бессчетные “частные” модели личности, в которых учитывается, в частности, профессиональные достоинства работников, как их соображает данное публичное мировоззрение.

Лишение индивидуума общения отрицательно сказывается на развитии личности и её самочувствии. Не случаем изоляция человека от общества и общения постоянно числилось одним из самых суровых наказаний.

Социальная среда оказывает существенное влияние на формирование и поведение личности. Но не в меньшей степени личностные ориентации и поведение человека. Чем ярче у человека выражены интеллектуально-нравственные и волевые свойства, чем больше его жизненные ориентации совпадают с общечеловеческими ценностями, чем в большей степени он положительно влияет на развитие и утверждение этих ценностей, тем ярче и значительней сама личность. В том плане она характеризуется со стороны силы её духа, свободы, творчества и добра. С данной стороны личность возвышается над собственной природной основой и в известном смысле даже преодолевает её, оставляя свой след и плоды собственной деятельности и после собственной биологической погибели.

Сила воли и сила духа личности, её нравственная доброта и чистота не могут подтверждаться и реализоваться никаким иным методом, как лишь в настоящей практической деятельности и в определенных социальных условиях.

Важнейшим фактором, характеризующим личность, являются не слова, а дела. И конкретно тогда, когда дело доходит до настоящих поступков, находится, как это тяжело быть личностью, быть свободным, честным и принципиальным.

Чем личность выше и значительнее, тем выше и планка её ответственности перед самим собой и людьми.

Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.

Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития.

Глава 2. Понятие «творчество» и его сущность

В настоящий период, существуют некоторые пробелы, в концептуальном познании творчества. Не смотря на огромный материал о творчестве и существование бесконечного множества определений творчества, до сих пор не ясно, какова сущность этого феномена, что есть творчество-отражение, становление, развитие, аспект или форма деятельности, особый процесс или форма жизни.

Изучение проблем творчества, творческой личности вызывает большой интерес в мировой науке и является предметом острых дискуссий и споров.

Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Деятельность может выступать как творчество в любой сфере: научной, производственно-технической, художественной, политической и т.д. — там, где создаётся, открывается, изобретается нечто новое. Творчество может рассматриваться в двух аспектах: психологическом и философском. Психология творчества исследует процесс, психологический «механизм» протекания акта творчества как субъективного акта индивида. Философия рассматривает вопрос о сущности творчества, который по-разному ставился в разные исторические эпохи.

Так, в античной философии творчество связывается со сферой конечного, преходящего и изменчивого бытия («бывания»), а не бытия бесконечного и вечного. Созерцание этого вечного бытия ставится выше всякой деятельности, в том числе и творческой. В понимании художественного творчества, в дальнейшем, особенно начиная с Платона, развивается учение об Эросе как о своеобразной устремлённости («одержимости») человека к достижению высшего («умного») созерцания мира, моментом которого и выступает творчество.

Воззрения на творчество в средневековой философии связаны с пониманием бога как личности, свободно творящей мир. Творчество предстаёт, таким образом, как волевой акт, вызывающий бытие из небытия. Августин и в человеческой личности подчёркивает значение воли. Человеческое творчество выступает у него, прежде всего, как творчество истории: именно история есть та сфера, в которой конечные человеческие существа принимают участие в осуществлении божественного замысла о мире. Так как не столько разум, сколько воля и волевой акт веры связывают человека с богом, приобретает значение личное деяние, индивидуальное решение как форма соучастия в творении мира богом; это создаёт предпосылки для понимания творчества как уникального и неповторимого. При этом сферой творчества оказывается преимущественно область исторического, нравственно-религиозного деяния; художественное и научное творчество, напротив, выступает как нечто второстепенное.

Пафосом безграничных творческих возможностей человека проникнута эпоха Возрождения. Творчество осознаётся теперь прежде всего как художественное творчество, сущность которого усматривается в творческом созерцании. Возникает культ гения как носителя творческого начала, интерес к самому акту творчества и к личности художника, характерная именно для нового времени рефлексия по поводу творческого процесса. Всё явственнее выступает тенденция рассматривать историю как продукт чисто человеческого творчества. Итальянский философ Дж.Вико, например, интересуется человеком как творцом языка, нравов, обычаев, искусства и философии, то есть, по существу, как творцом истории.

Философия английского эмпиризма склонна трактовать творчество как удачную — но в значительной мере случайную — комбинацию уже существующих элементов (теория познания Ф. Бэкона и особенно Т. Гоббса, Дж. Локка и Д. Юма).

Творчество выступает как нечто родственное изобретательству.

Завершенная концепция творчества в 18 в. создаётся И. Кантом, который специально анализирует творческую деятельность в учении о продуктивной способности воображения. Последняя оказывается соединительным звеном между многообразием чувственных впечатлений и единством понятий рассудка в силу того, что она обладает одновременно наглядностью впечатления и синтезирующей силой понятия. «Трансцендентальное» воображение, таким образом, предстаёт как общая основа созерцания и деятельности, так что творчество лежит в самой основе познания.

Это учение Канта было продолжено Ф. В. Шеллингом. По Шеллингу, творческая способность воображения есть единство сознательной и бессознательной деятельности, поэтому те, кто наиболее одарён этой способностью, — гении — творят как бы в состоянии наития, бессознательно, подобно тому, как творит природа, с той разницей, что этот объективный, то есть бессознательный, процесс протекает всё же в субъективности человека и, стало быть, опосредован его свободой. Согласно Шеллингу и иенским романтикам творчество, и прежде всего творчество художника и философа, — высшая форма человеческой жизнедеятельности: здесь человек соприкасается с абсолютом. Культ творчества и гения у романтиков достигает своего апогея, одновременно с этим усиливается интерес к истории культуры как продукту прошлого Т. (Ф. и А. Шлегели и др.)

В идеалистической философии конца 19-20 вв. творчество рассматривается по преимуществу в его противоположности механически-технической деятельности. При этом, если философия жизни противопоставляет техническому рационализму творческое природное начало, то экзистенциализм подчёркивает духовно-личностную природу творчества. В философии жизни наиболее развёрнутая концепция творчества дана А. Бергсоном («Творческая эволюция», 1907, рус. пер. 1909): Творчество как непрерывное рождение нового составляет сущность жизни; оно есть нечто объективно совершающееся (в природе — в виде процессов рождения, роста, созревания, в сознании — в виде возникновения новых образов и переживаний) в противоположность субъективной технической деятельности конструирования, лишь комбинирующей старое. Л. Клагес ещё более резко, чем Бергсон, противопоставляет природно-душевное начало как творческое, духовно-интеллектуальному как техническому. Рассматривая творчество культуры и истории, философия жизни (В. Дильтей, Г. Зиммель, Х. Ортега-и-Гасет и др.) подчёркивает его уникальный, индивидуально-неповторимый характер.

В экзистенциализме носителем творческого начала является личность, понятая как экзистенция, то есть как некоторое иррациональное начало свободы, экстатический прорыв природной необходимости и разумной целесообразности, выход за пределы природного и социального, вообще «посюстороннего» мира. Творческий экстаз, согласно Н. А. Бердяеву («Смысл творчества», М., 1916), раннему М. Хайдеггеру, — наиболее адекватная форма существования (экзистенции).

В отличие от философии жизни и экзистенциализма, в таких философских направлениях 20 в., как прагматизм, инструментализм и близкие к ним варианты неопозитивизма, творчество рассматривается с односторонне прагматичной точки зрения, прежде всего, как изобретательство, цель которого — решать задачу, поставленную определённой ситуацией (Дж. Дьюи, «Как мы мыслим», 1910).

Продолжая линию английского эмпиризма в трактовке творчества, инструментализм рассматривает его как удачную комбинацию идей, приводящую к решению задачи.

Другой вариант интеллектуалистического понимания творчества представлен отчасти неореализмом, отчасти феноменологией (С. Александер, А. Уайтхед, Э. Гуссерль, Н. Гартман и др.).

Большинство мыслителей этого типа в своём понимании творчества ориентируются не столько на естествознание (как Дьюи, П. Бриджмен).

сколько на математику (Гуссерль, Уайтхед), выступающую как «так называемая чистая наука». Основой творчества оказывается не деятельность, как в инструментализме, а скорее интеллектуальное созерцание, так что это направление в трактовке творчества оказывается ближе всего к платонизму.

Марксистское понимание творчества, противостоящее идеалистическим и метафизическим концепциям, исходит из того, что творчество — это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека и человечества на основе объективных законов действительности. Творчество как созидательная деятельность характеризуется неповторимостью (по характеру осуществления и результату), оригинальностью и общественно-исторической (а не только индивидуальной) уникальностью. Творческое созидание не есть плод запрограммированной или механически повторяющейся деятельности, это проявление продуктивной активности человеческого сознания, которое, по словам В. И. Ленина, «… не только отражает объективный мир, но и творит его».

Творчество всегда происходит в конкретных социально-исторических условиях, оказывающих на него серьёзное влияние, в тесной связи с окружающим миром, формами уже созданной культуры, в разветвленную сеть которых всегда включен субъект Творчества. Одним из необходимых условий развития научного и художественного творчества является свобода критики, творческих дискуссий, обмена и борьбы мнений. Выдвижение новых идей предполагает выход за рамки сложившихся и уже ставших привычными теорий и связанных с ними методов, критическое отношение к традиции. Догматизация достигнутого уровня знаний тормозит развитие науки. Так, гений Аристотеля высоко поднял научную культуру античности, но абсолютизация его авторитета привела к догматизации всех его теоретических положений, что на века затормозило развитие ряда областей знания. Открытия в науке делает чаще всего тот, над кем не довлеет авторитет преходящих истин.

субъектом познания

В конечном счете, субъектом творчества является не только отдельная личность (художник, музыкант, поэт), но всё человечество. Объект творчества — реальные фрагменты бытия и весь мир в целом. Результаты, продукты творчества всегда воплощены в вещественно-знаковую или чисто знаковую форму: художественное произведение, научное открытие, изобретение и др.

В итоге, мы можем дать определение понятия «творчества» как процесса человеческой деятельности, создающей качественно новые материальные и духовные ценности, способность человека из доставляемого действительностью материала созидать (на основе познания закономерностей объективного мира) новую реальность, удовлетворяемую многообразным общественным потребностям.

Глава 3. Влияние творчества на формирование личности

В настоящее время возвращается былая актуальность творческой деятельности. На проблемы развития творчества направлено внимание психологов, философов, социологов, педагогов и других специалистов.

Развитие человека является очень сложным инволюционным (лат envolutio — свертывание) — эволюционным (лат evolutio — развертывание) постепенным движением, в ходе которого происходят как прогрессивные, так и регрессивные интеллектуальные, личностные, поведенческие, деятельностные изменения в самом человеке, развитие изменяется только по направлению, интенсивности, характеру и качеству (Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев).

Процесс развития человека представители различных философских течений объясняют по-разному. Представители идеалистической философии (Беркли, Юм) считают, что развитие человека является процессом стихийным, неуправляемым, спонтанным; научно-материалистическая философия (Локк, Бэкон) трактует развитие как свойство живой материи, благодаря присущим ей движению и самодвижению.

Результатом развития является становление человека как биологического вида и социального существа.

На мой взгляд, творчество является характерным признаком человеческой деятельности, необходимой составной частью его развития, неотъемлемым условием успешного существования индивидуума. Творчество, на одной ступени с наукой, является движущей силой прогресса, ведь во многом благодаря нестандартным решениям и творческим идеям происходит эволюция в разных сферах человеческой жизнедеятельности. Творчество, как правило, содержит в себе элемент новизны, подразумевает под собой оригинальный подход к проблемам и достижениям результата. Плоды цивилизации и культуры, которыми мы ежедневно пользуемся в повседневной жизни, мы воспринимаем как нечто вполне естественное, как результат развития производственных и общественных отношений. Но за таким слепым представлением скрывается великое множество исследователей и великих мастеров, осваивающих мир в процессе своей деятельности. Именно творческая деятельность наших предшественников и современников лежит в основе прогресса материального и духовного производства.

По сути, если говорить своими словами, творчество — это своеобразная эволюционная форма деятельности человека, которая проявляется во всех сферах жизни человека и которая приводит человека к достижению более высокого уровня развития. Творческая деятельность — это процесс, комплекс действий, направленных на усовершенствование человека. И этот процесс является таким же важным и неотъемлемым, как и ,например, процесс социализации личности.

Творчество является атрибутом человеческой деятельности — это исторически эволюционная форма активности людей, выражающаяся в различных видах деятельности и ведущая к развитию личности. Главный критерий духовного развития человека — это овладение полным и полноценным процессом творчества.

В настоящее время категория творчества постепенно становится ключевой не только для понимания динамики социально-исторических процессов и перспектив развития личности, возрастания ее нравственной ответственности, но и для осмысления устройства всего мироздания, неразрывной связи творческого потенциала с инновационной деятельностью человека, развития различных философских взглядов на проблему творчества, систематизация которых могла бы привести к выделению целостных исследовательских программ, актуальных для нашего времени.

Творческая деятельность — это самодеятельность, охватывающая изменение действительности и самореализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей, новых, более прогрессивных, форм управления, воспитания и раздвигающая пределы человеческих возможностей. В основе творчества лежит принцип деятельности, а конкретнее, трудовой деятельности. Процесс практического преобразования человеком окружающего мира в принципе обусловливает и формирование самого человека. Творчество является атрибутом лишь человеческого рода. Творчество не дар природы, а приобретенное через труд свойство. Именно преобразующая деятельность, включение в неё являются необходимым условием развития способности к творчеству. Преобразующая деятельность человека воспитывает в нем субъекта творчества, прививает ему соответствующие знания, навыки, воспитывает волю, делает его всесторонне развитым, позволяет создавать качественно новые уровни материальной и духовной культуры, т.е. творить. Таким образом, принцип деятельности, единство труда и творчества раскрывают социологический аспект анализа основ творчества. Творческая активность есть главный компонент культуры, её сущность.

Благодаря творчеству и его воздействию, личность становится личностью в полной мере этого понятия, может развиваться целостно и всесторонне. На определенном этапе своего развития человек обязательно приходит к ощущению необходимости привнести в свою жизнь элемент творческого подхода, креативной работы

Зачастую творчески развитый человек находит выход в решении задач и достижении целей, минуя стандартные и шаблонные пути. Творческие и креативные подходы позволяют нам видеть больше, думать шире, минуя закостенелые догмы и правила, прижившиеся в обществе. Там, где некоторые люди могут найти лишь препятствие или стандартное решение, творчески развитая личность сможет найти возможности или неординарные варианты выхода из положения. Сделать жизнь во многом красочнее, интереснее, полнее и насыщеннее может именно эта креативная гибкость мышления.

Творчество — это естественное состояние человека. Бердяев писал: «Творческий акт всегда есть освобождение и преодоление. В нем есть переживание силы. Обнаружение своего творческого акта не есть крик боли, пассивного страдания, не есть лирическое излияние. Ужас, боль, расслабленность, гибель должны быть побеждены творчеством. Творчество по существу есть выход, исход, победа. …Человек создан Творцом гениальным (не непременно гением) и гениальность должен раскрыть в себе творческой активностью, победить все лично-эгоистическое и лично-самолюбивое, всякий страх собственной гибели, всякую оглядку на других… Путь творческий — жертвенный и страдательный, но он всегда есть освобождение от всякой подавленности».

И на самом деле, личность, идущая творческим путем, заведомо в большей степени от других свободна и независима от устоявшихся догм и сводов правил, так как выбирает и находит совершенно иные варианты прохождения этого пути.

Заключение

Творчество является неотъемлемой частью жизни общества, необходимым атрибутом для полноценного развития развитие человечества. Ромен Роллан сказал: «Живой лишь тот, кто творит. Остальные — это тени, блуждающие по земле». Творчество не является преригативой лишь немногих счастливчиков, это такая же потребность человека, как и необходимость питаться или общаться с людьми. Мы просто не осознаем этого, отодвигая процесс творческой активности на второй план и воспринимая его как некую вторичную субстанцию. Ведь об этом говорил еще и Маслоу: « креативность, — это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики».

Творчество — это ведь не только искусство, а именно песни, живопись или же музыка, — как обычно это понятие воспринимают в обществе, — а в общем процесс рождения идей, креативных подходов в науке, обычной жизни.

Творчество — это вечный поиск. Именно процесс постоянного поиска человеком решений задач и выхода из сложившейся ситуации явился движущей силой для развития, эволюции человека и общества в целом. Поэтому творческая деятельность в какой-то степени является той силой, которая помогает личности самосовершенствоваться, достигать каких-либо высот, становиться на ранг выше не только окружающих людей, но и своего собственного Я.

Творчество помогает нам оставаться в вечном движении. Меняются эпохи, нравы и понятия, меняется окружающий нас мир и природа в целом, соответственно и человек, меняясь вместе с ними не может идти по проторенной ранее дороге, а должен находить иные пути для решения каких-либо проблем и вопросов. И именно новаторские и оригинальные идеи позволяли нам успешно развиваться и двигаться дальше.

И в конце хочется процитировать профессора Евгения Семеновича Жарикова: «Лишь реализация творческого потенциала, каковы бы ни были его масштабы, делает человека психически нормальным и эмоционально устойчивым».

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/vidyi-tvorcheskoy-deyatelnosti-i-ee-vliyanie-na-razvitie-lichnosti/

1. Акмеологические аспекты профессионального и личностного развития субъектов образовательного пространства: материалы областной научно-практической конференции. В 4 ч. Ч.3. — Витебск: ГУО «ВО ИРО», 2009.

2. Архипцев Ф.Т. Творческая природа человеческого сознания. // Вопросы философии. — 1974.

3. Малахова, И.А. Развитие личности: в 2 ч. / И.А. Малахова. Минск, 2002.

4. Мудрый философ. [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://www.mudriyfilosof.ru — Дата доступа: 28. 03. 2014

5. Мудрый философ. Философия Н. А. Бердяева. [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://www.mudriyfilosof.ru/ — Дата доступа: 20. 01. 2014

6. Николай Бердяев «Смысл творчества. Опыт оправдания человека». (отрывки) М.: Г.А.Леман и С.И.Сахаров. — Москва, 1916.

7. Помощь по философии. Философское понятие личности. [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://studfilosed.ru/voprosy-i-otvety-po-filosofii/48-duxovnaya-zhizn-obshhestva-proisxozhdenie-sushhnost-funkcii-2.html — Дата доступа: 28. 03. 2014

8. Философия и психология. Понятие творчества. [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://www.psychologiainfo.ru/ — Дата доступа: 29. 03. 2014

9. Цалок В. А. Творчество: Философский аспект проблемы. — Кишинев, 1989.

10. Kernel human informative topics. Что такое человек? [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://khit.ru/content/view/110/94/ — Дата доступа: 29. 03. 2014