Четвертая группа
Единство приемов и методов, используемых в работе с детьми на занятиях и в других формах и видах педагогической деятельности, обеспечивает формирование у дошкольников устойчивого интереса к искусству, глубины, яркости впечатлений, эмоциональности их отношений к содержанию живописи.
младшей группы
Как усложняются задачи ознакомления дошкольников с изобразительным искусством в разных возрастных группах?
четвертого года
При рассматривании иллюстраций, игрушек внимание малышей воспитатель обращает на знакомые изображения предметов, людей, природных явлений, учит таким образом всматриваться в картину, ощущать радость от узнавания знакомых предметов. Детей учат замечать контрастные по цвету образы, приручают также эмоционально откликаться на красоту изображенных предметов и явлений в произведениях искусства.
пятого года
У детей пятого года жизни формируют умение всматриваться в картину. Что значит «всматриваться»? Воспитатель учит детей внимательно слушать рассказ по картине, смотреть и видеть детали, соотносить изображенные предметы с реальными, выделять главное в содержании произведения, устанавливать связи между предметами и явлениями, изображенными на картине.
Со средней группы у детей формируют эмоционально-личностное отношений к произведению, побуждая их к объяснению, что понравилось в картине.
Дети шестого года жизни могут уже определять личностное избирательное отношение к произведению, мотивировать выбор понравившейся картины, иллюстрации, игрушки, скульптуры, а также рассказывать об эмоциональных ассоциациях, возникающих от восприятия произведения искусства. При этом решаются и нравственно-эстетические задачи. Так формируют понятия «хороший» и «красивый». Хорошие поступки людей, изображенных в произведении, выступают одновременно и красивыми, так как художник подчеркивает это цветом, расположением, мимикой.
В старшей группе решаются и новые задачи: у детей развивают интерес к живописи, скульптуре, художественный вкус, умение «читать» произведение, способность эстетически воспринимать действительность.
подготовительной
Как видно, дошкольники постепенно совершенствуют умение анализировать содержание и выразительные средства картины, а также углубляют, уточняют знания, полученные в предыдущих возрастных группах. Если в младшей возрастной группе детей учат понимать содержание, отвечая на вопрос, что (кто) изображено на полотне, то в средней группе дошкольников знакомят с характерными особенностями персонажей, изображенных художником, их взаимоотношениями. В старшей и подготовительной к школе группах формируются умения воспринимать картину на основе единства содержания и выразительных средств, понимать значимость содержания произведения.
Методика обучения детей рассказыванию по картине
... и серии сюжетных картинок. 1. Значение картины для развития мышления и речи ребенка В дошкольном возрасте ребенок ... составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), а также сочинение рассказов по картине, ...
пятно, линия
Изменения происходят и в задачах по развитию эстетических чувств, эмоционального отношения к картине художника. Например, в младшей группе дети учатся эмоционально откликаться на изображенные на картине явления и предметы. В средней группе они проявляют эмоциональный отклик на понравившуюся картину. В старшей группе у дошкольников формируется эмоционально положительное отношение к содержанию произведения. Решение этой задачи связано не просто с восхищением увиденным, определением предмета или явления словом «красивый», как это делалось в младшей группе. Формирование эмоционально положительного отношения к содержанию картины основано на анализе логических связей произведения, на умении объяснить, что ребенок увидел. Так, постепенно, у детей развивается эстетическое восприятие искусства на основе его осмысления, что порождает эстетические чувства и эмоционально положительное отношение к воспринимаемому.
Старшие дошкольники проявляют устойчивый интерес к произведениям искусства, у них формируется умение чувствовать и понимать характер изображенных явлений и предметов на основе установления взаимосвязи между содержанием и средствами выразительности. Эмоциональное восприятие произведения и его анализ, осмысление идеи картины создают условия для воспитания эмоционально-оценочного отношения к ее содержанию.
«Изобразительное искусство и художественный труд»
В результате освоения обязательного минимума по изобразительному искусству в детском саду дети будут иметь представления:
- об изобразительном искусстве, народном и декоративно — прикладном искусстве, дизайну как о виде искусства, об их роли в жизни человека;
- об основных понятиях изобразительной грамоты;
- о взаимосвязи видов искусства;
- о наиболее значимых музеях искусств России.
Дети научатся различать (узнавать) произведения национального искусства и иных культурных регионов, традиционных художественных народных промыслов России;
- передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами.
При выполнении учебных и творческих работ дошкольники смогут использовать:
ритм силуэт, цвет, композицию
На занятиях изобразительного искусства дети приобретают опыт:
- работы с цветом, тоном, линией, пространством, формой при выполнении графических, живописных работ, а также заданий по лепке и конструированию;
- работы с такими художественными материалами, как: гуашь, акварель с белилами, пастель (мелки), уголь, карандаш, кисть, аппликация (вырезания и рваная), пластилин (глина), бумага (для моделирования), картон (для гравюры) и др.;
- коллективной творческой работы.
Обучение изобразительному искусству позволяет применять творческий опыт в практической работе по оформлению групповой комнаты, приемной, при создании изделий декоративно — прикладному искусства из доступных материалов.
Развитие творческих способностей детей средствами декоративно-прикладного ...
... декоративно-прикладное искусство. Цель выпускной квалификационной работы – Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - изучить вопрос формирования у детей ... стороной. В его произведениях для детей труд представлен как ... виды мотивации: эмоциональная мотивация (затрагивает чувства ребенка, влияет на ... практический опыт педагогов по проблеме формирования положительного ...
Использование в педагогическом процессе все группы задач ознакомления дошкольников с изобразительным искусством мы тем самым, с одной стороны, помогаем детям легче и быстрее усвоить все то, чему мы их обучаем, а с другой стороны, мы сами себе помогаем в организации и планировании педагогического процесса.
место проблемы приобщения детей к искусству в программах ДОУ.
Программе воспитания и обучения в детском саду»
В основу методики знакомства детей с изобразительным искусством положены идеи и рекомендации советских учёных: В.В. Волкова, Н.П. Сокулиной, В.А. Езикеевой, Е.В. Лебедевой.
В «Программу воспитания и обучения в детском саду» включена задача: знакомить детей с видами изобразительного искусства — живописью, графикой, скульптурой малых форм, декоративно — прикладным искусством. Каждому из этих видов присущи свои средства выразительности, всесторонние раскрывающие художественное содержание произведения, ценности которых дети поймут при систематическом педагогическом руководстве.
По развитию детей можно разделить на три уровня:
Первый уровень, Второй уровень, Третий уровень
В соответствии с данной характеристикой и определены программные задачи, которые претворяются как на занятиях (со старшей группой знакомству с изобразительным искусством отводится целиком одно занятие в месяц), так и в процессе самостоятельной деятельности детей и проходят во взаимосвязи с обучением рисованию, лепки, аппликации.
В программе «Радуга» желтым цветом радуги дошкольного детства наделяется изобразительная деятельность и художественный труд. В дошкольном детстве процесс развития художественной культуры и формирование основ личности связан с воздействием народного искусства. В программе «Радуга» основу разделов «Изобразительная деятельность» и «Художественный труд» составляет народное искусство. Много внимания уделяется знакомству детей с подлинными образцами народного и декоративно — прикладного искусства. Детей приучают рассматривать точеные деревянные и глиняные игрушки, расписную керамическую посуду, лоскутные одеяла, тканые полотенца и др. Ребенку предоставляется широкая возможность открытия для себя удивительного мира художественных материалов, приобщения и созданию рисунков и объемных изображений с помощью карандаша, красок, глины и других материалов.
«Детство»
Программа рекомендует с 3-х до 5-ти лет малышей знакомить с декоративностью образов русских сказок, экспонатами музеев игрушки и фольклора. Старшие дети (начиная с 5-ти лет) уже в состоянии почувствовать красоту и обаяние образов русской и мировой классики изобразительного искусства — станкового, монументального, декоративно — прикладного.
Методика ознакомления детей с литературными произведениями в ...
... перенесением на себя событий, "мысленным" действием с эффектом личного участия. 1. Методика ознакомления детей с литературными произведениями в ... служит развитию художественного восприятия литературных произведений. Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим только искусству способом - силой ... с предметом), показ различных игрушек с одним и тем же действием, вопрос "Где то-то? " ...
Программа «Истоки» рекомендует приобщать детей к миру высокого искусства, знакомить их с уникальными по художественной ценности экспонатами, начиная с шести лет. В качестве обоснования приводится следующая характеристика возрастных возможностей: старшие дошкольники способны понять разнообразные виды музеев; они осознают их фонды через серии открыток, иллюстрированные альбомы, музейные буклеты; особенно ярко на них воздействует архитектура музейного здания, его внешний вид, интерьеры выставочных залов, репродукции и фотографии произведений живописи, графики, скульптуры.
В программе определены основные задачи воспитания дошкольников через музей: приобщение к культуре в условиях социокультурной музейной среды; приобщение к истории мира, Отечества, родного края; воспитание художественного вкуса и, особенно, его избирательности, т.е. умение оценивать, сравнивать, анализировать классические образцы изобразительного искусства; формирование личности потребности в прекрасном.
Программа «Истоки» формирует конкретные задачи развития детей средствами музейной педагогики. Приоритетной из них является задача формирования «образа музея» как храма искусства, как уникального собрания предметов красоты культурно- исторического значения. Кроме того, развивается художественное восприятие, образное мышление, понимание языка искусства, интерес к музеям и выставкам, эмоциональный отклик на их экспозиции, ценностное отношение к их содержанию.
1.4 Принципы отбора произведений искусства для дошкольников
Как строить педагогический процесс приобщения дошкольников к живописи, какие при этом использовать произведения искусства для решения задач эстетического воспитания в детском саду?
Практика показывает: от отбора произведений зависит успех художественного воспитания детей, введения их в мир большого искусства. То, о чем расскажет художник на полотне и с чем впервые соприкоснется школьник, что откроется перед его взором, чему удивиться и чем восхититься он, — все это станет основой формирования эстетического вкуса, устойчивого интереса к живописи как источнику познания мира. Таким образом, правильный отбор произведений живописи является одним из условий эстетического воспитания дошкольников. Но не только в этом его значение. Правильно осуществляемый отбор произведений искусства для работы с детьми оказывает существенное влияние и на формирование первоначальной мировоззренческой направленности, гражданских чувств, любви к Родине, родной природе, интереса к народам других стран и континентов. Кроме того, через восприятие живописи (жанровая, портретная, натюрморт, пейзаж) происходит гуманизация личности ребенка. Скажем, понимая гуманные отношения в жанровой живописи, он пытается перенести воспринятые отношения в собственные со своими сверстниками и взрослыми. При восприятии портретной живописи ребенок приобретает умение всматриваться в лица людей, понимать их радости и печали, но самое главное — он учится сопереживанию.
актуальности
Перечисленные принципы — это принципы отбора произведений по содержанию . Однако для более глубокого понимания художественной ценности картины необходимо единство в восприятии содержания (что изображено) и средств выразительности (как выражено содержание), т.е. формы произведения. В отборе произведений по форме учитывается принцип разнообразия используемых художником средств выразительности и манеры исполнения.
Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками ...
... детьми содержания произведений художественной литературы. С этой целью были подготовлены вопросы, с использованием характеристики трёх степеней освоения и ознакомления с ... с новинками. Возрастные особенности восприятия, дошкольниками литературного произведения. ... к постоянному общению с искусством, показать многообразие ... исследования является:, Основные задачи исследования: Изучить специализированную ...
По колористическому решению
композиционное
концентричности
Итак, для приобщения дошкольников к искусству важно правильно осуществить отбор произведений живописи.
Произведения живописи должны реалистически отражать знакомые детям явления общественной жизни и природы. В картине должна быть четко выражена идея, замысел художника. Можно отбирать картины и других направлений в живописи.
Отбирая произведения для рассматривания с дошкольниками, необходимо четко представлять, о чем картина, какую основную мысль выразил художник, для чего создал данное произведение, как передал содержание (какие художественные средства использовал).
Произведение искусства отличается не только идеей, которая в картине скрыта, но и темой, т.е. что на ней изображено. Тема произведения должна быть близка социальному опыту ребенка, его жизненным впечатлениям. В жанровой живописи важны такие темы, как быт взрослых и детей, их гуманные взаимоотношения, труд взрослых и детей, героизм людей в годы Великой Отечественной войны.
Детям старшего дошкольного возраста доступны темы, отраженные в жанровой живописи: социальная активность людей в труде, любовь их к своей родине, гуманные отношения людей (забота, внимание, чуткость, радушие, преданность, доброта, отзывчивость, взаимопомощь и др.).
действенная любовь и бережное отношение человека к земле, природе.
И еще один важный принцип, который учитывают, отбирая произведения живописи для ознакомления детей дошкольного возраста, — индивидуальное творческое видение реальной действительности в сходных темах произведений.
Дошкольников знакомят с картинами, созданными разными художниками на одну и ту же тему («Семья» Г.П. Сорогина и «Семья» Ю.П. Кугача).
Воспринимая эти картины, дети приобретают умение сравнивать различную манеру исполнения одного и того же явления разными художниками, выделять их отношение к изображаемому.
Ознакомление детей с картинами, сходными по своему содержанию, но выполненными разными художниками, влияет на становление у дошкольников личностного эмоционально-оценочного отношения к воспринимаемому произведению, на формирование эстетического вкуса.
Сегодня, как никогда, одной из основных задач народного является задача формирования у детей социальных эмоций и чувств. О путях расширения собственно эмоционального опыта детей говорится и в «Концепции дошкольного воспитания»: «Общаясь со взрослыми, ребенок открывает для себя гамму новых чувств, эмоциональных оттенков… впервые начинает переживать радость познания… тревогу за другого, гордость за свой успех. Осваивать язык эмоций».
Неисчерпаемым источником развития таких чувств являются произведения портретной живописи. Знакомство с этим видом искусства помогает показать детям лучшие черты человека, развивать у них чуткость, чувство сопереживания, эмоционально-эстетическую отзывчивость к духовному миру человека.
Но я остановлюсь подробнее на пейзаже. Жанр пейзажа не только выражает бесконечное многообразие и красоту природы в разное время года, в различных климатических условиях, при солнечном и лунном освещении, но и передает чувства и настроения.
Развитие графических образов в рисунках детей старшего дошкольного ...
... ПРОБЛЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С КНИЖНОЙ ГРАФИКОЙ 1.1. Развитие графических образов в рисунках детей дошкольного возраста. ... дошкольников с книжной графикой, направленных на развитие выразительных графических образов в рисунках детей; анализ данных, полученных в ... художника, т.к. он быстро забывает, что он изобразил. Ребенок начинает применять доступные ему графические образы ...
Каким требованиям должны отвечать пейзажи, используемые в работе с детьми дошкольного возраста?, Доступность содержания пейзажа для восприятия., Содержание пейзажа, Яркая выраженность эмоционального состояния, Разнообразие используемых художником средств выразительности
Здесь названы лишь основные требования к отбору произведений искусств которые можно использовать в работе с дошкольниками. Понятно, что педагог, приобщая ребят к живописи, учитывает возрастные психофизиологические и индивидуальные особенности и уровень их интеллектуального, эмоционального эстетического развития, возможности оснащения педагогического процесса наглядными пособиями и, наконец, особенности функционирования детской учреждения, его месторасположение (город или село, где растет, развивается и формируется ребенок).
Проявляя творчество, воспитатель будет совершенствовать методику отбора произведений искусства, с помощью которых он сможет приоткрыть ребенку дверь в мир художественного видения. < Примерная схема перспективного планирования работы по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством в приложении 1> [15]
Т.о. можно выделить три этапа ознакомления детей с живописью:
Первый этап.
На занятии искусствоведческий рассказ можно дать после того, как дети самостоятельно рассмотрят произведение. Затем воспитатель дает им вопросы с целью закрепления понимания содержания картины, формирования умения вычленять средства выразительности, используемые художником, а также активизации творческого воображения и эмоций, возникающих при восприятии изображенного на полотне. Вопросы должны быть подробными и конкретными. Отвечая на них, ребенок перечисляет детали произведения, устанавливает и объясняет элементарные логические связи между содержанием произведения и средствами его выразительности.