«Натюрморт и его роль в жанровой среде произведений живописи» материал

Курсовая работа

1. Живопись и её особенности

1.1 Виды живописи.

Слово «живопись» образовано от слов «живо» и «писать». «Живописать, — объясняет Даль, — изображать верно и живо кистью или словами, пером». Для рисующего изображать верно означает точную передачу внешнего облика увиденного, его важнейших признаков. Верно передать их удавалось графическими средствами — линией и тоном. Но передать живо этими ограниченными средствами многоцветие окружающего мира, пульсацию жизни в каждом сантиметре цветной поверхности предмета, очарование этой жизни и постоянное движение и изменение невозможно. Правдиво отразить колорит реального мира помогает живопись — один из видов изобразительного искусства.

Большое разнообразие и полнота явлений, впечатлений, эффектов, которые способна воплощать живопись. Живописи доступен весь мир чувств, характеров, взаимоотношений, переживаний. Ей доступны самые тонкие наблюдения натуры, вечные идеи, впечатления, тонкие оттенки настроений.

Задача живописи — не только показать что-либо, но и раскрыть внутреннюю сущность изображаемого, воспроизвести «типичные характеры в типичных обстоятельствах». Поэтому правдивое художественное обобщение явлений жизни представляет собой основу основ реалистической живописи.

Виды живописи.

Живопись подразделяют на монументальную, декоративную, театрально-декорационную, миниатюрную и станковую.

Монументальная живопись — это особый вид живописных произведений большого масштаба, украшающих стены и потолки архитектурных сооружений. Она раскрывает содержание крупных социальных явлений, оказавших положительное влияние на развитие общества, прославляет их и увековечивает, содействуя воспитанию людей в духе патриотизма, прогресса и гуманности. Возвышенность содержания монументальной живописи, значительные размеры ее произведений, связь с архитектурой требуют больших цветовых масс, строгой простоты и лаконизма композиции, ясности контуров и обобщенности пластической формы.

Декоративная живопись применяется для украшения зданий, интерьера в виде красочных панно, которые реалистическим изображением создают иллюзию прорыва стены, зрительного увеличения размеров помещения или, напротив, нарочито уплощенными формами утверждают плоскостность стены и замкнутость пространства. Узоры, венки, гирлянды и прочие виды декора, украшающие произведения монументальной живописи и скульптуры, связывают воедино все элементы интерьера, подчеркивая их красоту, согласованность с архитектурой.

8 стр., 3750 слов

«Живопись. Искусство цвета»

... повадки животных. Так возникло искусство изображения красками на стене, имевшее черты, свойственные монументальной живописи.[4.с.150] В повседневной жизни мы настолько привыкаем к цветовым изменениям ... скульптуры и служила, в основном, для украшения культовых сооружений, жилищ или гробниц. [9] Средневековье привнесло в живопись новые веяния и краски. Живопись средневековья преимущественно отражала ...

Театрально-декорационная живопись (декорации, костюмы, грим, бутафория, выполненные по эскизам художника) помогает глубже раскрыть содержание спектакля. Особые театральные условия восприятия декорации требуют учета множества точек зрения публики, их большой удаленности, воздействия искусственного освещения и цветных подсветов. Декорация дает представление о месте и времени действия, активизирует у зрителя восприятие того, что происходит на сцене. Театральный художник стремится в эскизах костюмов и грима остро выразить индивидуальный характер персонажей, их социальное положение, стиль эпохи и многое другое.

Миниатюрная живопись получила большое развитие в средние века, до изобретения книгопечатания. Рукописные книги украшались тончайшими заставками, концовками, детально проработанными иллюстрациями-миниатюрами. Живописной техникой миниатюры русские художники первой половины XIX века искусно пользовались при создании небольших (главным образом акварельных) портретов. Чистые глубокие цвета акварели, их изысканные сочетания, ювелирная тонкость письма отличают эти портреты, полные изящества и благородства.

Станковая живопись, выполняемая на станке — мольберте, в качестве материальной основы использует дерево, картон, бумагу, но чаще всего холст, натянутый на подрамник. Станковая картина, являясь самостоятельным произведением, может изображать решительно все: фактическое и вымышленное художником, неодушевленные предметы и людей, современность и историю — словом, жизнь во всех ее проявлениях. В отличие от графики станковая живопись обладает богатством цвета, который помогает эмоционально, психологически многогранно и тонко передать красоту окружающего мира.

1. Техники живописи:

  • Масляная живопись: основана на использовании масляных красок, которые создают насыщенные и стойкие цвета. Эта техника позволяет художнику создавать различные текстуры и эффекты.
  • Темперная живопись: использует темперные краски, которые смешиваются с яичным желтком или другим связующим веществом. Результатом являются яркие и насыщенные цвета, но менее стойкие, чем у масляной живописи.
  • Фресковая живопись: художник рисует непосредственно на влажную штукатурку или гипс. После высыхания краски, изображение становится частью стены или потолка.
  • Восковая живопись: использует воск, который смешивается с пигментами и наносится на поверхность. После остывания и застывания, воск создает эффект гладкости и блеска.
  • Мозаичная живопись: создается из маленьких кусочков разноцветных материалов, таких как стекло, керамика или камень. Кусочки соединяются и создают изображение.
  • Витражная живопись: использует стекло различных цветов и оттенков, которое соединяется между собой металлическими или свинцовыми рамками. Таким образом, создается оконное стекло с изображением.
  • Акварельная живопись: основана на использовании акварельных красок, которые разбавляются водой. Эта техника создает прозрачные и легкие оттенки.
  • Гуашевая живопись: использует гуашь — краску на основе воды и мела. Она имеет плотную текстуру и создает насыщенные цвета.
  • Пастельная живопись: использует пастельные мелки, которые наносятся на поверхность и размазываются пальцами или специальными инструментами. Результатом являются мягкие и пастельные оттенки.

2. Жанры живописи:

21 стр., 10131 слов

Натюрморт как жанр живописи

... живописи. Натюрморт - один из ведущих жанров в обучении изобразительной грамоте. Работа над учебным натюрмортом способствует развитию художественного вкуса обучающихся, а так же творчески использовать полученные знания и навыки. Сравнительная неизменность цвета ...

  • Портрет: изображение внешнего и внутреннего облика человека или группы людей. Важно передать сходство и характер.
  • Исторический: посвящен историческим событиям и персонажам. Часто содержит элементы мифологии и аллегории.
  • Мифологический: основан на мифологических сюжетах и персонажах.
  • Батальный: изображает сражения и бои, часто с историческим контекстом.
  • Бытовой: отражает повседневную жизнь, бытовые сцены и сюжеты.
  • Пейзаж: изображение природы, ландшафта или городской среды.
  • Натюрморт: изображение неживых предметов, таких как фрукты, цветы, посуда и т.д.
  • Анималистический: изображение животных, как реалистическое, так и символическое.

Жанры живописи начали формироваться с древних времен и продолжили развиваться в Европе в XV-XVII веках. Они позволяют художникам выбирать темы и объекты изображения в соответствии с их предпочтениями и целями.

Батальным жанром (от фр. bataille — битва) называют жанр живописи, являющийся частью исторического, мифологического жанра и специализирующийся на изображении битв, военных подвигов, боевых действий, воспевающий воинские доблести, ярость сражения, торжество победы. Батальный жанр может включать элементы других жанров — бытового, портретного, пейзажного, анималистического, натюрморта.

Жанр изобразительного искусства, показывающий сцены повседневной, личной жизни человека, повседневного обихода из крестьянского и городского быта, называют бытовым жанром. Обращение к жизни и нравам людей встречаются уже в росписях и рельефах Древнего Востока, в античной вазописи и скульптуре, в средневековых иконах и часословах. Но выделился и приобрел характерные формы бытовой жанр только как явление светского станкового искусства.

Жанр изобразительного искусства, где главным является изображение природы, окружающей среды, видов сельской местности, городов, исторических памятников, называется пейзажем (фр. paysage).

Различают сельский, городской пейзаж, архитектурный, индустриальный, морской (марина) и речной пейзаж.

Жанр изобразительного искусства, показывающий животных, называется анималистическим жанром (от лат. animal — животное).

Художник-анималист уделяет внимание художественно-образной характеристике животного, его повадкам, декоративной выразительности фигуры, силуэта. Часто животные наделяются присущими людям чертами, поступками и переживаниями.

2. Натюрморт и его роль в жанровой среде произведений живописи.

2.1. Понятие натюрморта и виды натюрморта.

Жанр изобразительного искусства, который показывает предметы обихода, труда, творчества, цветы, плоды, битую дичь, выловленную рыбу, размещенные в реальной бытовой среде, называется натюрмортом (фр. nature morte — мертвая натура).

5 стр., 2424 слов

«Значение натюрморта в живописи»

... виды Натюрморт (фр.nature morte букв. мертвая природа) – в изобрази-тельном искусстве – изображение неодушевленных предметов, в отли-чие от портретной, жанровой живописи. Натюрморт – один из жанров изобразительного искусства, посвященный воспроизведению предметов обихода, ...

Жанр натюрморта очень богат и интересен. Накоплен значительный опыт в этом жанре. Достоверно изображаются предметы, передается их красота, неповторимые живописные качества.

Существуют различные виды натюрмортов:

Исследование натюрморта как жанра живописи

Натюрморт, как один из жанров живописи, представляет важный объект изучения с точки зрения формализации и понимания основных принципов композиции и цветового решения.

Виды натюрморта, их характеристика

Существуют различные виды натюрморта:

  • Натюрморт из гипсовых геометрических тел. В данном случае, основной упор делается на форму предметов, их соотношения друг с другом, а также на использование свободного или жесткого стиля.
  • Натюрморт из предметов быта, простых по форме. В данном варианте, внимание уделяется выявлению эстетических и композиционных особенностей самых простых предметов, близких к повседневной реальности человека.
  • Натюрморт из предметов быта, простых по форме в цвете. Этот вид натюрморта характеризуется гармоничным сочетанием цветов предметов, которые могут быть взятыми из обыденной жизни.
  • Натюрморт из предметов, близких по цвету. Такой натюрморт может состоять из одних только белых предметов, а может содержать в себе оттенки определенного цвета, например, серого или коричневого.
  • Натюрморт из предметов контрастных по цвету. Здесь основное внимание уделяется яркости и контрастности цветовых решений, например, можно использовать сочетания красного и синего или зеленого и оранжевого.
  • Натюрморт из темных предметов. В таком натюрморте, подчеркивается мрачность и таинственность окружающих предметов с помощью использования темных, спокойных тональностей.
  • Натюрморт из белых предметов. Предметы данного натюрморта, благодаря своей белизне, придают картинке легкость и нежность, способствуя созданию образа гармонии и мира.
  • Натюрморт в интерьере. В этом варианте натюрморта, описывается предметы расположенные в пределах интерьера, вызывая настоящие чувства у зрителя, и заставляя задуматься о мире вокруг.
  • Натюрморт на пленэре. Зафиксировать мгновение натуры натюрмортом, не требуя от художника претерпеть неудобства или же воздействия небожителей становится приятной и творческой задачей.

Роль натюрморта в живописи

Яркими примерами того, что натюрморт может не только быть самодостаточным жанром живописи, но и служить для выражения социальных мыслей, служат работы великих мастеров. Предметы, изображенные на картинах, могут нести в себе символический смысл определенный социальный подтекст, работая со зрителем на разных уровнях восприятия.

Заключение

Натюрморт, как жанр живописи, является универсальным средством для обучения лексики и навыков композиции. Кроме того, он имеет большой потенциал, как для выражения эстетических идеалов, так и социальных мыслей, что делает его невероятно важным объектом изучения в контексте развития искусства в целом.

Введение в исследование

Натюрморт — французское слово, обозначающее изображение неживых предметов на живописном полотне. Это один из самых универсальных жанров живописи, который присутствует в искусстве с древнейших времен. Натюрморт является одним из самых практикуемых жанров, который позволяет художнику научиться выражать в живописи все свои чувства и мысли. В работе над натюрмортом, художник может создавать настоящие шедевры и выводить свое мастерство на новый уровень. Цель данного исследования — выяснить значение жанра натюрморта в живописи.

13 стр., 6036 слов

Натюрморт как жанр живописи

... не занимал он такого видного места в истории русской живописи. Натюрморту, если так можно сказать, суждено было стать для ... -Водкина. Они отличаются своеобразием цветового и перспективного построения. Предметы написаны в них не с одной точки зрения, ... Запада, к достижениям современной французской живописи. К лучшим образцам этого периода относится импрессионистические работы К. А. Коровина, И. Э. ...

Теоретические аспекты натюрморта

Натюрморт — один из самых эстетических жанров живописи. В работе над натюрмортом художник обнаруживает особый подход к природе и объектам. В натюрморте, в отличие от других жанров, художник имеет больше свободы в создании своего творения, он может экспериментировать, придумывать новые и необычные композиции.

В работе с натурой, живым источником изобразительного искусства, появляется особое ощущение радости.

Важность работы над натюрмортом заключается в том, что он раскрывает своеобразие объектов, а также учит художника передавать чувства и идеи через объекты душе и духовными состояниями.

Сравнение натюрморта с другими жанрами

В отличие от портретной живописи и жанра пейзажа, в натюрморте художник имеет больше свободы в использовании различных элементов. На натюрморте присутствуют вещи домашнего и личного обихода, элементы растительного мира, предметы творчества и другие объекты.

Важным моментом является то, что натюрморт надо внимательно смотреть, разглядывать, погружаться в него, так как он учит постигать собственно живопись, любоваться его красотой, силой, глубиной. От красоты, глубины и выразительности живописной речи зависит безупречность работы над натюрмортом.

Заключение

Вывод из исследования заключается в том, что натюрморт — один из самых универсальных жанров живописи, ставящий перед художником задачу передачи своих эмоций и чувств через предметы бездушных объектов. Работа над натюрмортом позволяет художнику научиться выражать себя, при этом сохраняя красоту и естественность природной художественной формы объектов.

Натюрморт: особенности построения композиции

Натюрморт отличается особыми принципами построения композиции при всем различии исторических и индивидуальных форм этого жанра на разных этапах его развития. Предметы здесь взяты обычно вблизи, так что взгляд может их как бы ощущать, оценить в первую очередь их собственно материальные качества — их тяжесть, пластику форм, рельеф и фактуру поверхности, детали, а также их взаимодействие со средой — их жизнь в среде. Масштаб композиции в натюрморте ориентирован обычно на размер комнатной малой вещи, откуда большая интимность натюрморта по сравнению с другими жанрами. При этом сама форма натюрморта глубоко и многоярусна, многосложна, содержательна: структура натюрморта, постановка, выбор, точка зрения, состояние, характер трактовки, элементы традиции и др.

Эстетические задачи в натюрморте

В натюрморте художник не просто изображает предмет, но посредством их выражает свое представление действительности, решает разнообразные эстетические задачи.

Сущность «содержания» натюрморта (по Б. Випперу) — в отношении человека и предмета в чувстве предметности жизни, естества материи… Это «в определенном смысле целое мировоззрение, определенное понимание видимости, ощущение реальности».

К этим словам можно лишь добавить, что предметы — это язык, на котором говорит художник, и он должен владеть этим языком в совершенстве.

23 стр., 11116 слов

Дипломная работа натюрморт

... дипломной работе; выполнение выпускной квалификационной работы; написание пояснительной записки с необходимым теоретическим и методическим обоснованием. Объектом нашего исследования является обучение основам живописи с выходом на учебно-творческую живописную работу. Предметом ... было неотъемлемой частью всякого значительного произведения. Роль натюрморта в картине никогда не исчерпывалась простой ...

Влияние натюрморта на зрителя

Как самостоятельный жанр искусства натюрморт сильно воздействует на зрителя, поскольку вызывает ассоциативные представления и мысли во время восприятия неодушевленных предметов, за которыми видятся люди определенных характеров, мировоззрений, различных эпох и т.д.

Влияние натюрморта зависит прежде всего от верно выбранной и правильно раскрытой темы, а также от особенностей творческой индивидуальности того или иного художника.

Натюрморт, как ни какой другой жанр непосредственно связан с соотношением к изображению, к решению определенной изобразительной задачи.

Введение

Натюрморт — это жанр живописи, который представляет собой изображение предметов, расположенных на столе или другой поверхности. Этот жанр, несмотря на свою скромность, имеет глубокое содержание и является отражением человеческого мира и его ценностей.

В данной работе мы рассмотрим разнообразие форм и разновидностей натюрморта, его ценность и его связь с живописью в целом. Мы также изучим две основные группы предметов в натюрморте: природные объекты и вещи, сделанные руками человека.

Разнообразие форм и разновидностей натюрморта

Натюрморт — это жанр, который предлагает художнику бесконечные возможности для самовыражения. В натюрморте можно изображать различные предметы: цветы, плоды, еда, посуду, раковины и многое другое. Каждый предмет имеет свою уникальность и красоту, которые художник старается передать на холсте.

Однако натюрморт не только отображает внешнюю форму предметов, но и передает их смысловое содержание. Художник пытается выразить свои мысли и чувства через предметы, используя их как символы и метафоры. Например, пучок зелени может символизировать полноту жизни, а скромный цветок — целую вселенную.

Ценность натюрморта

Натюрморт имеет особую ценность, так как обращает живопись к самой себе и ее вечным ценностям и проблемам. Он призван раскрывать объективное своеобразие и красоту вещей, а также отражать человеческий мир и его отношение к жизни.

Предметы в натюрморте являются языком, на котором говорит художник. Они помогают ему выразить свои мысли и чувства. Кроме того, предметы в натюрморте могут играть важную роль в живописных изображениях интерьеров и портретах, позволяя зрителю более осязательно и интимно прикоснуться к жизни людей.

Природные объекты и вещи, сделанные руками человека

В натюрморте можно выделить две большие группы предметов: природные объекты и вещи, сделанные руками человека. Природные объекты включают цветы, плоды, снедь, рыбу, дичь и т.д. Они обладают особой красотой, но также являются недолговечными. Художник пытается закрепить их красоту и сделать ее вечной через живопись.

Вещи, сделанные руками человека, также имеют свою уникальность и символическое значение. Они отражают человеческий мир и его отношение к жизни. Натюрморт с вещами может передавать радость будничного труда или изощренное мастерство природы, а также играть важную роль в интерьерах и портретах.

Заключение

Натюрморт — это жанр живописи, который имеет глубокое содержание и ценность. Он позволяет художнику выразить свои мысли и чувства через предметы и символы. Натюрморт отражает человеческий мир и его вечные ценности, а также помогает закрепить и сохранить красоту недолговечных объектов. В натюрморте объединяются искусство и жизнь, делая его жанром глубоко содержательным и ценным для живописи.

11 стр., 5229 слов

По изобразительному искусству «Декоративный натюрморт»

... Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Натюрморт – (от франц.) nature morte – «мертвая природа» принято называть изображение неодушевленных предметов, объединенных в единую композиционную группу. Натюрморт может иметь как ... особенности - сочную, декоративно подчеркнутую живопись. Снейдерса часто называют «Рубенсом в натюрморте». Искусство натюрморта как жанр возникло в Голландии в начале ...

Введение:

Натюрморт — это жанр изобразительного искусства, в котором художник изображает неодушевленные предметы. В натюрморте используются различные материалы, такие как металл, дерево, керамика, стекло, которые отличаются своей долговечностью и устойчивой формой. Однако, отличие изготовленных вещей от природных объектов заключается в их содержательной стороне, которая играет важную роль в натюрморте.

Основная цель данного исследования состоит в изучении особенностей образов натюрморта и их воздействия на зрителя. Для достижения этой цели будет проанализировано разнообразие материалов, используемых в натюрморте, а также роль изображений картин, гравюр и росписей в создании новых пространственных и смысловых отношений.

1. Разнообразие материалов в натюрморте

В натюрморте используются различные материалы, такие как металл, дерево, керамика и стекло. Эти материалы отличаются своей долговечностью и устойчивой формой, что позволяет им сохранять свою стабильность на протяжении времени. Они служат не только для создания эстетического образа, но и играют важную роль в передаче социального содержания натюрморта.

Искусственные предметы, созданные человеком, вносят в натюрморт элементы труда и творчества, отражая деятельность и характеристику человека. Они также объединяются с природными объектами, такими как цветы и фрукты, создавая гармоничное сочетание. Главное воздействие, которое объединяет природные и искусственные предметы в натюрморте, направлено на человека, создавая эмоциональное впечатление.

2. Роль изображений картин и гравюр в натюрморте

Изображения картин, гравюр и рисунков играют важную роль в натюрморте, привнося элементы других жанров, таких как портрет, пейзаж и интерьер. Это создает новые пространственные, смысловые и декоративные отношения в натюрморте и обогащает его содержание.

Картины и гравюры могут быть изображены на различных предметах, таких как подносы и чашки, добавляя в натюрморт элементы росписей. Мелкая скульптура, такая как бюсты, статуэтки и резьба на вазах, также часто встречаются в натюрморте, придавая ему дополнительную художественную ценность.

3. Зеркала в натюрморте

Одним из элементов, придающих натюрморту богатые живописные, пространственные и содержательные эффекты, являются изображения в зеркалах. Зеркала создают дополнительные отражения и перспективы, расширяя пространство и придавая натюрморту особый художественный шарм.

4. Знаковая сущность натюрморта

Кроме бытовой ценности, предметы в натюрморте имеют знаковую сущность. Эта особенность играет важную роль в понимании натюрморта и его возможностей. Она позволяет художнику передать черты и характеры людей и времени через неодушевленные предметы, что является основной композиционной деятельностью художника в этом жанре.

Заключение

Натюрморт — это жанр, который создается художником специально для изображения неодушевленных предметов. В натюрморте используются различные материалы, которые служат для передачи социального содержания и характеристики человека. Изображения картин, гравюр и росписей, а также зеркала обогащают натюрморт и создают новые пространственные и смысловые отношения. Знаковая сущность натюрморта играет важную роль в понимании этого жанра и его возможностей.

13 стр., 6264 слов

По Академической живописи «Портрет» в усской живописи 17 века»

... практик, общественный деятель, в 1984 году выпускает иллюстрированное издание «Русская живопись 17 века». Ее труд восполняет пробел в истории русского искусства. Его главная задача ... противоречие исследования: Тема исследования:, Цель исследования:, Предмет исследования, Задачи исследования: Выявить этапы возникновения и формирования живописи, как вида искусства Рассмотреть особенности становления ...

Вся композиционная работа сосредотачивается на вопросах размещения натюрморта в пределах картинной плоскости. В зависимости от характера натюрмортной группы ее высоты и ширины, глубины пространства, степени контрастности предметов по величине и цвету определяется формат и размеры плоскости, положение композиционного центра находится тональное и цветовое решение, ведутся поиски наиболее оптимальной композиции, в которой найдут свое решение вопросы равновесия, пропорциональных отношений.

В организации композиции, используют различные виды ритмов -линейные, тоновые, цветовые. Особую роль играют контрасты. Выделяя те или иные участки изображения, они делают их то более заметными, то затухающими. Произведение, построенное на ели заметных колебаниях света и тени без определенных, акцентирующих внимания зрителя «вспышек», кажется однообразным, монотонным, лишенным живописной выразительности. Резко звучащие контрасты создают напряжение, динамику, в противоположность симметрии, динамическое изображение строится на резких сдвигах центра к композиции к оси картинной плоскости. В этих случаях ритмы направлены на достижение зрительного равновесия масс.

Ритм организует изображение. Заложенный в структурную основу натюрморта, он создает зрительный каркас, который руководит нашим восприятием. Зрительно сопоставляя одни элементы изображения с другими, мы выделяем главные из них и сосредотачиваем на них внимание.

Вопросы формата в своей основе зависят от замысла, а он, в свою очередь выражает характер группировки предметов, ее пропорции.

К тонкостям поиска формата относятся выяснения величины свободных мест слева и справа, снизу от группы предметов. Замысел в натюрморте подсказывает характер решение пространство в натюрморте. Это связано с особенностями цветного строя. Характер пространственного решения связан также с количеством относительно свободного места слева справа.

Как правило, в натюрморте, основную группу предметов располагают на втором пространственном плане, где находится сюжетно композиционный центр. Целью достижения, взаимосвязи композиции группы предметов с форматом является ритмическое решение картинной плоскости, чередование пятен, пауз, уравновешенность картинной плоскостью с определением смыслового композиционного центра, размещение второстепенных частей, с поиском цветовых и тональных контрастов.

Также эффекты решения композиции как в натюрморте, создаваемом на основе замысла, так и при работе специальной натурой постановки зависят от необходимости учета разных уровней зрения и особенностей перспективного построения. Различные уровни зрения на постановку дают возможность художнику увидеть наилучший неожиданный вариант композиционного решения, несущий в себе новизну эстетического восприятия известных предметов.

Картинная плоскость может решаться как декоративная композиция, где необходимо сохранить впечатление плоскости, и цвет играет главную роль. В этом случае необходимо обратить внимание на характер цветового решения, на силу его эмоционального воздействия.

7 стр., 3375 слов

«Натюрморт в живописи»

... единству, которое является высшим качеством живописи. Этапы работы над натюрмортом: Цвет - душа живописи, без цвета живопись не существует. Всякая однотонная репродукция с картины отнимает у нее основное, ... большое влияние на колористическое единство, делает цвет предметов сложным, богатым. Вместе с тем надо внимательно следить за тем, чтобы рефлексы не разрушали форму предметов, а предметы в свету ...

Важную роль в создании целостной композиции натюрморта играет приведение цветового решения в работе к колористическому единству, которое является высшим качеством живописи. Цветовое решение композиции натюрморта может быть в теплом или холодном состоянии.

Цвет — душа живописи, без цвета живопись не существует. Не воспринимаемая колоритом, мы еще не знаем, в сущности, данного произведения. Вот почему всякая однотонная репродукция с картины отнимает у нее основное, что у нее есть с точки зрения средств выразительности. Цвет — это жизнь живописи. Важнейшая функция цвета в живописи — доводить до предела, как чувственную достоверность изображения, так и смысловую и эмоциональную выразительность произведения.

Понятие цвета

Понятие цвета неразрывно связано с определением света. В художественной деятельности принято узкое определение света как энергетического излучения, ощущаемого визуально. Цвет является частью светового излучения, воспринимаемого непосредственно от источника или при его отражении от поверхности. Цвет поверхности зависит от того, каким светом она освещена, и какая часть световой энергии от этой поверхности отразится.

Поверхность, отражающая все лучи света, рассеивая их во все стороны, называется белой. Поверхность, поглощающая практически все лучи, — черная. Поверхность, отражающая часть световой энергии и поглощающая стальную, считается цветной.

Цвет обладает рядом характеристик, таких как тон, светлота и насыщенность. Он может вызывать не только цветовые ощущения, но и другие восприятия, например, свежесть, легкость, прохладу и даже аромат.

Применение научно-теоретических основ цветоведения

Знание того, как используются научно-теоретические основы цветоведения в организации живописного произведения, позволяет научно обосновать творческие приемы различных художников и найти способы обучения этим приемам. Однако, только знание само по себе не ведет к успеху. Только через практическую работу, смешивая различные цвета и изучая их поведение во взаимодействии, мы сможем узнать все их свойства.

Колорит и единство цвета в произведении

Все многообразие цветов в произведении подчиняется замыслу художника и общему колориту. Художник превращает богатство цвета, наблюдаемого в действительности, в целостную гармонию. Такое цветовое единство картины называется колоритом.

Колорит и его роль в создании впечатления картин

Колорит играет важную роль в том, какое первое впечатление производит картина на зрителя. Степень его привлекательности определит, остановится ли зритель перед произведением и изучит его дальше, или же пройдет мимо. К тому же, колорит способен подчеркнуть или усилить определенный настроения и чувства, которые художник пробует вызвать у зрителя.

Для того, чтобы избегать пустых и искусственных эффектов, колорит должен быть простым и спокойным. Это также помогает создать ощущение величия в картине. Широта чистых красок способна придать изысканную гармонию колорита и создать постепенный переход одних тонов в другие, изображают схожее изыскание гармоний в музыке для слуха.

Колорит картин градируется различными гаммами цвета, включая розоватый, голубой, золотистый и другие оттенки. Колорит может быть создан как близкими оттенками цветов, так и контрастными сочетаниями. Когда художник использует диапазон разнообразных оттенков цвета, то говорит о колористическом богатстве или бедном колорите.

Колорит обобщает отношения всех цветов в картине, основываясь на их количестве и разнообразии оттенков, интенсивности и силе цвета, гармониях сочетаний и т.д. Разные художники использовали разные колориты для решения различных задач в создании произведений искусства.

История возникновения натюрморта

Натюрморт — это жанр живописи, изображающий неодушевленные предметы. Термин сам по себе появился в 18 веке, ранее такие картины назывались немецким словом «неподвижная натура». Натюрморт как жанр возник в Европе на рубеже 16-17 веков. Он быстро стал популярным во многих стилях и школах искусства и до сих пор является популярным среди художников.

Натюрморт: история и развитие

Натюрморт – один из самых популярных и узнаваемых жанров живописи, который существует уже несколько столетий. Однако его предыстория началась значительно раньше. В течение долгого времени натюрморт считался второстепенным видом живописи, который не мог выразить высокие общественные идеи и гражданские добродетели. Но великие мастера опровергли это утверждение, доказав, что вещи могут характеризовать социальное положение и образ жизни их владельца, порождая различные ассоциации и социальные аналогии.

Первым известным мастером натюрморта является греческий живописец Пернакос, живший в эллинистическую эпоху. Его картины, возможно, послужили образцами для фресок в Помпеях. Эти яркие и сочные изображения цветов, фруктов, ритуальных сосудов, письменных приборов и монет были очень популярны.

Наиболее распространенным типом натюрморта является изображение предметов домашнего обихода. Этот тип натюрморта тесно связан с развитием бытового жанра, интерьера и пейзажа, и он ярко расцветал в западно-европейском искусстве 17 века. Каждая национальная художественная школа находила свое решение этой проблемы. Например, голландский натюрморт 17 века поражал богатством тем. Художники предпочитали свои композиции: в Утрехте – из цветов и плодов, в Гааге – из рыбы, в Харлеме – скромные «завтраки», в Амстердаме – роскошные «десерты», а в Лейдене – книги и другие предметы для занятий науками и символы мирской суеты – череп, свечу, песочные часы.

В натюрмортах начала 17 века предметы были расставлены в строгом порядке, словно экспонаты в музейной витрине. Детали на таких картинах наделялись символическим значением: яблоки напоминали о грехопадении Адама, а виноград – об искупительной жертве Христа. Раковина символизировала оставленную когда-то жившим в ней существом, а увядшие цветы – смерть. Бабочка, родившаяся из кокона, означала воскрешение. Примером таких полотен являются работы Балтазара ван дер Аста (1590 – 1656 гг.).

У художников следующего поколения вещи уже не столько напоминали об отвлеченных истинах, сколько служили для создания самостоятельных композиций.

История развития жанра натюрморта в голландской живописи

Жанр натюрморта в голландской живописи получил особую популярность в XVII веке. Художники этого времени смогли превратить обычные предметы в произведения искусства, открывая в них новые аспекты и красоту. Особое место в развитии этого жанра занимают художники харлемской школы Питер Клас и Виллем Хеда, чьи картины стали вершиной совершенства в изображении натюрморта.

Живописец Питер Клас (1597 – 1661 гг.) умело подчеркивает особенности каждого предмета на своих картинах. Он создает идеальное сочетание блюд, бокалов и горшков, придавая им своеобразие и красоту. Виллем Хеда (около 1594 – около 1680 гг.) же предпочитает изображать на своих натюрмортах «прерванные завтраки». Смятая скатерть, перепутанные предметы сервировки и недоеденная еда создают ощущение присутствия человека. Картины Хеды оживлены разнообразными световыми пятнами и тенями, что придает им особую живость.

Во второй половине XVII века более богатые и эффектные «десерты» Адриана ван Бейерена и Виллема Кальфа заменят скромные «завтраки» Класа и Хеды. На полотнах ван Бейерена и Кальфа изображены грандиозные пирамиды из дорогой посуды и экзотических фруктов. Внимание к деталям каждого предмета, тонкое сопоставление материала и фактуры, изысканные композиции и красочные сочетания делают эти натюрморты поистине великолепными произведениями искусства.

Таким образом, развитие жанра натюрморта в голландской живописи отражает бытовой уклад, вкусы и настроения голландского буржуа XVII века. Художники этого времени смогли превратить обычные предметы в произведения искусства, открывая в них новые аспекты красоты и эстетики.

Натюрморт в искусстве

Натюрморт — жанр живописи, в котором изображены неподвижные объекты, такие как фрукты, цветы, посуда, чаще всего расположенные на столе. Однако, как и любой жанр и вид искусства, натюрморт имеет свою собственную историю и переживал в своем развитии различные этапы.

Исходы и развитие

Истоки натюрморта уходят в глубь времен. Еще в античности на стенах пещер и гробниц встречались изображения предметов быта, охотничьих трофеев, цветов и фруктов. В средние века при увеличивающейся роли городской жизни, натюрморты стали более популярны: на обоях и фресках появились цветочные ветви, плоды и ягоды, а в XV веке их стали включать в сюжетные композиции. Отечественное искусство в лице иконостасов и ковров тоже содержит отдельные элементы натюрморта, но в силу религиозных запретов его развитие было ограничено.

Период Возрождения в Италии и Нидерландах в период от 15 до 17 века характеризовался невероятной активностью личностей в различных областях знания. Первые настоящие натюрморты имели одновременно и документальную основу (в генииальных произведениях да Винчи и Рафаэля, например) и могут быть рассмотрены как сюжетные потребности: фрукты, насекомых, животных, обезьян и лавочек — все эти вещи были использованы художниками в качестве поводов для продемонстрировать свое мастерство.

Пример работы Франс Снейдерса

В зарождении видеоискусства натюрморт был одним из самых популярных вариантов изображения, так как позволяло красиво продемонстрировать художественное мастерство в цифровом мире. Любой продвинутый графический редактор сможет позволить создание «зажигательного сетевого стил», при помощи чего становится возможным создавать настоящие шедевры.

Репрезентация сегодня

Сегодня натюрморту не так актуален, как был раньше, однако как и в искусстве вообще, все возвращается к своему истоку. Современное изобразительное искусство не ограничивает художников в выборе тематики, и с высокой долей достоверности можно сказать, что натюрморты находят своего зрителя сегодня. К их преимуществам относятся хорошая детализация и преображений в высокой резкости.

В целом, не скажешь, что тема стала музыкальной классикой, скорее попытка прошлого возвращения в любимое корыто, если учитывать, что время не стоит на месте и наличие высокой технологий дает возможности для творческого окунания не только в натуру. Можно легко нарисовать любой мотив, учесть и скрыть все погрешности в скрупулезном процессе работы.

2. Особенности натюрмортов в искусстве

Натюрморт — один из самых универсальных и популярных жанров в искусстве. Он позволяет художникам проявить свою индивидуальность и творческий подход к изображению предметов. В различных эпохах и странах развивались различные подходы к созданию натюрмортов, что привело к появлению разнообразных стилей и техник.

2.1 Особенности натюрмортов в западном искусстве

Западные художники акцентируют свежесть первого впечатления и разрабатывают сложные проблемы композиционного и цветового решения картины. Особенно заметна колористическая экспрессивность в работах А. Матисса, таких как «Подсолнечники в вазах» с теплой цветовой гаммой, «Фрукты и кофейник» с холодной гаммой и «Синий горшок и лимон» с цветовой доминантой. П. Сезанн в своих натюрмортах великолепно использовал свойства холодных и теплых тонов, создавая эффект глубины и объемности (например, «Фрукты», «Натюрморт с яблоками», «Персики и груши»).

Он также утверждал, что форма предмета и его цвет влияют на пространственное восприятие.

С начала 20 века натюрморт становится своего рода творческой лабораторией живописи. Мастера фовизма идут по пути обостренного выявления эмоциональных и декоративно-экспрессивных возможностей цвета и фактуры. Представители кубизма, такие как П. Пикассо, утверждают новые способы передачи пространства и предметов, конструируя объемы на плоскости и расчленяя формы на геометрические тела, воспринятые с разных точек зрения. Они также используют суровые и почти монохромные тона, а в некоторых случаях вводят в картины коллажи — различные материалы, такие как газеты и присыпки.

В зарубежном натюрморте середины и второй половины 20 века выделяются работы итальянского художника Д. Моранди, которые отличаются мягким созерцательным настроением, ясными композиционными построениями и блеклой цветовой гаммой. Социальные тенденции также нашли отражение в экспрессивных и скупых по подбору предметов произведениях мексиканских художников Д. Риверы, Д. Сикейроса и итальянца Р. Гуттузо.

2.2 Особенности натюрмортов русских художников

Первые русские натюрморты, так называемые «обманки», появились в России в 18 веке. Г. Теплов и Т. Ульянов создали работы, которые изображали развешанные по деревянной стенке предметы и книжные полки. Особенностью этих «обманных» натюрмортов было стремление художников довести иллюзию до предела, чтобы зритель принял изображение за реальность. Они рассказывали о занятиях художников-интеллигентов и просто о предметах быта.

Развитие натюрморта в искусстве

В начале 19 века появилась мода на «ботанический натюрморт» – это были натюрморты Ф. Толстого: «Ягоды красной и белой смородины», «Букет цветов, бабочка и птичка». В конце 19 века – в начале 20 века натюрморт выходит из жанра пейзажа. Художники восхищаются предметами не столько за их собственную красоту, сколько за причастность к прекрасному, полному воздуха и света миру. Новые натюрморты появляются из под кисти известных пейзажистов, например: И. Левитан «Одуванчики»; И.Э. Грабарь «Хризантемы», «Ваза с флоксами»; К. Коровин «Натюрморт. Розы», «Сирень», «Букет на берегу моря».

На начало 20 века приходится расцвет русского натюрморта. К. Коровин и мастера объединения «Бубновый валет» создают мажорные, сочные произведения, воспевающие полнокровную красоту бытия. Произведения Ильи Машкова прекрасно демонстрируют особенности «русского сезаннизма». Его натюрморты – это куски жизни, это предметы самые обычные, но поданные с самой лучшей их стороны. В натюрморте «Синие сливы» художник стремился передать сочную синеву плодов и их упругую форму. В других работах «Снедь московская. Хлебы» мастер стремился привлечь внимание к красоте самих красок – густых и очень ярких.

В советском искусстве 20-30 годов и в последующие годы над натюрмортами работали такие художники: П. Кончаловский, А. Куприн, А.Лентулов, М. Сарьян, А. Остернин, А. Герасимов. Своеобразные по манере, отражающие существенные особенности современной эпохи, натюрморты были созданы в 40-50 годах П. Кузнецовым, Ю. Пименовым. В 60-80 годах тяготение к повышенной предметности изображения, стремление к эстетизации окружающего человека мира вещей наблюдалось в натюрмортах В. Стожарова, А. Никич.

Весьма своеобразные натюрморты представителей поп-арта, провозгласивших после засилья абстракционизма «возвращение к реальности». Их работы воспроизводят предметы домашнего обихода, упаковку товаров, детали машин и рассчитаны на многообразные ассоциации у зрителя.

Учебный натюрморт

Учебный натюрморт — постановка различных по цвету, форме, структуре предметов, направленная на улучшение восприятия материалов предметов молодыми художниками. Учебные натюрморты бывают тематическими, жанровыми, светлыми и темными, направленными на изучение той или иной структуры материалов. Например постановка их 7 бутылок различных цветов и плотности стекла. Цель: передать разницу материалов. Или Белая ваза с белым цветком на белом фоне. Цель: уловить разницу белых предметов и т.п.

Учёный натюрморт.

Зародившийся в университетском Лейдене жанр «учёного» натюрморта, получает название «суета сует» или «memento mori» и является наиболее интеллектуальным видом натюрморта, требующим от зрителя знания Библии и традиций религиозной символики (характерны картины Питера Стенвейка и Давида Байли).

Часто в натюрмортах этого направления присутствуют иллюзионистские приемы, создающие искусный обман зрения. В свою очередь увлечение иллюзионистской передачей натуры привело к возникновению особого вида натюрморта — так называемых «обманок» (trompe l’œil).

Такие натюрморты были особенно распространены в середине XVII века и снискали невероятную популярность в стране и за ее пределами

Цветочный натюрморт.

Начиная с 40-х годов XVII века, натюрморт в голландской живописи получил широкое распространение как самостоятельный жанр. Одним из самых первых выделился цветочный натюрморт в произведениях таких художников, как Амброзиус Босхарт Старший и Бальтасар ван дер Аст, и далее продолжал своё развитие в роскошных натюрмортах Яна Давидса де Хема и его последователей уже во второй половине XVII столетия. Причины популярности цветочного натюрморта можно найти в особенностях быта голландского общества — традиции иметь сады, загородные виллы или комнатные растения — а также благоприятных природных условиях для развития цветоводства.

Современный натюрморт.

Главная задача художника раскрыть в современном натюрморте то прекрасное, которое в обычной жизни не замечается. Сказочный вид картины натюрморта на фоне гор при закате солнца, подобные натюрморты пишутся как правило не с натуры, а по воображению художника.

Творчество современных художников относится к эпохе постмодернизма. Для его определения в последнее время применяется также выражение «актуальное искусство». Сюда относятся произведения, созданные с начала 1970-х годов по сегодняшний день.

1970 год стал поворотным моментом в истории изобразительного искусства. Именно тогда появился термин «постмодернизм». Кроме того, начиная с этого момента, художественные движения стало очень непросто классифицировать. Это связано с тем набором средств и технических новинок, которые стали доступны современным художникам. Отличительной особенностью современного искусства также является его социальная ориентированность.

Сам термин «актуальное искусство» в последние годы стал в России отождествляться с некоторыми чертами авангардизма. Например, российские современные художники портретисты чаще используют в своем творчестве технические возможности фотографии, Интернета и компьютерных программ, комбинируя такие современные технологии с некоторым социальным вызовом, нестандартностью видения мира, порой сгущая краски и поднимая даже в таком, казалось бы, статичном жанре, как портрет, глубокие социальные проблемы. Их творческие изыскания можно рассматривать как поиск альтернатив постмодернизму, что выражается в использовании высокотехнологичных средств и материалов для изображения действительности.

В любой галерее, в любой частной коллекции, в любом интерьере есть картины натюрморты. Символ уюта, создатель настроения, показатель вкуса – натюрморт сегодня, пожалуй, один из самых популярных жанров живописи. Эстетике русского натюрморта присуще совершенство живописных техник, одухотворенность и живость «мертвой натуры. Личностное, трепетное отношение художника к банальным предметам бытия, умение раскрыть тайный смысл этим предметным миром – составляющие искусства картины натюрморт. Вложить свое сокровенное в это буйство красок, игру света и тени может только настоящий мастер живописи.

В советское время картины «натюрморты» стали идеологической отдушиной многих художников, не воспевающих режим. Как способ самовыражения, картины художников «натюрморты» — своеобразная летопись творчества изгоев советского художественного мира. Современные художники заняты не идеологической борьбой, а чистым творчеством.

Натюрморты современных художников можно подразделить на две категории: те, на которых изображены непосредственно традиционные предметы (вещи, еда, цветы) и те, которые имеют глубокий символический смысл. Интерес к последним подогревает закодированные в них глубокие социальные посылы и идеи.

Современные художники :

Художник Николай Мазур.

Его произведения поражающие своей реалистичностью, мастерское владение цветом, выверенность композиции.

Живописец Мазур Николай Владимирович родился городе Красноярске. Профессионально занимается живописью более 20 лет. Участник многочисленных выставок

Художник отдаёт предпочтение жанру натюрморт.в стиле реализм.

Художник Алексей Антонов.

Живописец Алексей Антонов родился в России в 1957 году;

С раннего детства проявлял способности к творчеству. Уже в 3 года писал свои первые картины

У него уникальная реалистическая техника письма, бережное отношение к деталям.

С 1990 года постоянно живёт и работает В США.

Заключение

Данный жанр позволяет с помощью простых предметов создавать определенное настроение, образ. Натюрморт на протяжении всей своей истории развития содержал в себе символику, то есть определенные предметы имели определенное значение. С помощью данного жанра художники передают свое отношение к окружающему миру.

Поэтому, особенно в последние годы, когда стал вопрос о формировании национального самосознания, большое внимание стали уделять национально – культурному мировоззрению, эстетическому развитию, стали более углубленно и подробно изучать искусство как фактор воздействия на развитие молодого поколения нашей страны.

Натюрморты, посвященные народному искусству, раскрывают историю нашей страны, ее традиции, что позволяет формировать патриотизм, национальное самосознание.

Натюрморты приобщают к вечному, к культуре.

Используя различные средства выразительности в натюрморте, художник показывает нам свои чувства, свое отношение к тому, что изображено.

В натюрморте выражается отношение человека к окружающему миру. В нем раскрывается то понимание прекрасного, которое присуще художнику как человеку своего времени.

Искусство вещи издавна, еще задолго до превращения в самостоятельную область художественного творчества, было неотъемлемой частью всякого значительного произведения. Роль натюрморта в картине никогда не исчерпывалась простой информацией, случайным добавлением к основному содержанию. В зависимости от исторических условий и общественных запросов предметы более или менее участвовали в создании образа, оттеняя ту или иную сторону замысла.

По сравнению с тематической картиной или пейзажем в творческом натюрморте художник свободнее распоряжается компоновкой предметов, которые может в случае необходимости поменять местами, передвинуть, изъять, наконец, изменить уровень зрения на постановку.

Наблюдая окружающую действительность, художник обращает особое внимание на те предметы, которые привлекательны своей формой, цветом, то есть эстетическим содержанием. На особенностях зрительного восприятия основывается закон композиционной цельности.

Выразительность изображения неразрывно связана с проявлением закона контрастов, который, в свою очередь, основывается на закономерностях человеческого зрения и особенностях зрительного восприятия действительности.

Тоновое решение натюрморта обычно строится на контрасте темных предметов на светлой поверхности или, наоборот, на контрасте светлых предметов на темной поверхности. Сверяя отношения между предметами, нужно добиваться верных светотеневых градаций, особенность которых заключается в том, что каждый предмет имеет свой, отличный от других тон. Не следует забывать также о контрастах. Чем ближе предмет к источнику света, тем ярче проступают на нем светотеневые контрасты.

Таким образом, работа с натюрмортом требует хорошего художественного и эстетического вкуса, знаний законов композиции, контрастов, тоновых и светотеневых градаций.

Натюрморт — это исповедь художника. И он не может не быть поэтом. Поэзия — это состояние, в котором он живет, и живет постоянно. Взволнованность — вот что неизбежно проявляется в картине, если это сопутствовало ее созданию. Холодное искусство мертво. Нельзя имитировать чувства, делать вид, что переживаешь. Надо любить и волноваться.

Отражая красоту объектов окружающей природы или вещей, созданных трудом человека, натюрморты могут волновать нас не меньше, чем жанровые картины.

Список используемой литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/dekorativnyiy-natyurmort-guashyu/

  1. Болотин И.С. Проблемы русского и советского натюрморта. М., 1989.
  2. Виппер Б.Р. Статьи об искусстве — М.;1972.
  3. Виппер Б.Р. Проблема натюрморта. Казань, 1992.
  4. Всеобщая история искусств — М.; 1972.
  5. Выборнова Г. Роль освещения в натюрморте. — Художник; 6. 1984.
  6. Герчук Ю.Я. Живые вещи — Советский художник;

    — М.; 1977.

  7. Гусарева А.П., Константин Коровин — Советский художник;
  8. Кантор А.М. Предмет и Среда в живописи — Советский художник.
  9. 7.Кузнецов Ю. Западноевропейский натюрморт — Советский художник.
  10. Неклюдова М.Г. Традиции и новаторства в русском искусстве конца
  11. XIX — начала XX веков — Искусство.;

    — М.; 1991. Ю.Ракова М.М. Русский натюрморт конца XIX — XX веков — Искусство.;

  12. 10.Пучков А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом -Просвещение, 1982.
  13. Ракова М.М. Русский натюрморт конца XIX — начала XX в. М., 1970
  14. 12.Шитов Л.А., Ларионов В.Н. Живопись — М.;

    — Просвещение.