По изобразительному искусству «Декоративный натюрморт»

Курсовая работа

Главная задача искусства и живописи — будить в человеке прекрасное, заставлять его думать, чувствовать, задача художника привлечь внимания зрителя, вызвать в нем чувство сопричастности переживаниями, выраженными в картине, заставить взглянуть по-новому на окружающий мир, разглядеть в привычных предметах, необычайную суть.

Искусство натюрморта имеет свою прекрасную и давнюю историю. Натюрморт вводит нас в мир, окружающий художника, дает возможность оглянуться на несколько веков назад, сопережить вместе с мастером особо любимые им мотивы.

В натюрморте художник пытается ограниченными средствами передать многоцветие окружающих его предметов, стремится в каждом мазке отразить пульсацию жизни, свое настроение, свое ведение окружающего мира.

На протяжении многих веков художники пытаются с помощью окружающих их вещей выразить свое понимание мира, свои мысли и интересы, и у каждого творца это получается по-своему, каждое произведение индивидуально. В одних натюрмортах преобладает реальность, для других мастерство. Важнее выразительные начала живописи. У каждого живописца свое ведение мира.

Написать красоту нельзя, важнее поймать ее красоту, выражающуюся в причудливых переливах красок, изменчивой игре света. С помощью своей работы попытаться обратить внимание зрителя на простое — прекрасное вокруг них. Научить людей получать эстетическое наслаждение от окружающего

мира, чтобы они ценили эту красоту. Задачей работы является творческое отображение характеристик и черт окружающей действительности, через натюрморт и передаче моего отношения к окружающему миру.

Задачи

1. Охарактеризовать историю развития натюрморта.

2. Определить особенности, пути и средства выбранного жанра.

3. Описать средства выполнения натюрморта.

4. Описать ход работы.

Цели:

  1. Углубление теоретических знаний по заданной теме.

  2. Развитие творческой инициативы, самостоятельности, организованности.

При выполнении курсовой работы рекомендуется следующий план этапов работы:

1. Аналитическая часть задания: изучение литературы, поиски, зарисовки с натуры, этюды, эскизные варианты композиции.

21 стр., 10131 слов

Натюрморт как жанр живописи

... выразить красоту, мимолетность, мгновения жизни. Однако, натюрморт - один из основных жанров, с которых начинают обучение художники. Цель дипломной работы − закрепить навыки, полученные в процессе обучения. Задачи: усвоить ... и многостороннее отображает его в своем искусстве. Он не только изображает окружающий его мир, но и передает свое понимание, свое отношение к действительности. История сложения ...

2. Поисковая часть работы: варианты компоновки, эскиз в цвете, подбор необходимых приемов стилизации, трансформации, декорирования и колористических решений в эскизах.

3. Практическая часть работы: отрисовка композиции на подрамнике в карандаше, выполнение натюрморта в цвете, окончательный вариант.

Натюрморт как жанр изобразительного искусства.

Натюрморт (от франц.) nature morte – «мертвая природа» принято называть изображение неодушевленных предметов, объединенных в единую композиционную группу. Натюрморт может иметь как самостоятельно значение, так и быть составной частью композиции жанровой картины или портрета.

В отдельных случаях натюрморт приобретает настолько важное значение, что становится своеобразным композиционным центром картины.

Воздействие натюрморта на зрителя происходит по линии ассоциативных представлений и мыслей, возникающих при рассмотрении изобразительных предметов.

Таким образом, объединенные доступными средствами композиции вещи слагаются в изображении, в эмоционально насыщенный образ.

Как самостоятельный жанр искусства натюрморт обладает большими изобразительными воздействиями. В нем показывается не только внешняя материальная сущность предметов. Вместе с конкретным изображением вещей в натюрморте в образной форме могут быть переданы существенные стороны жизни, отражаться эпоха, важные исторические события.

В лучших своих проявлениях он становится действенным средством идейного и эстетического восприятия людей, формируя их вкусы, понятия, представления.

Задача художника – передать колористическую красоту окружающих человека предметов, их объемную и материальную сущность, а также выразить свое отношение к изображаемым предметам. Рисование натюрморта особенно полезно в учебной практике для овладения живописным мастерством, постижения законов цветовой гармонии и приобретения технического мастерства живописной моделировки формы.

Натюрморт наиболее излюбленный жанр в искусстве многих художников. Натюрморты пишут на пленэре, в интерьере, простые и сложные постановки, традиционные и остросовременные аранжированные наборы предметов из повседневного обихода человека. В картине – натюрморте художники стремятся показать мир вещей, красоту их форм, красок, пропорций, запечатлеть свое отношение к этим вещам.

В данном случае речь пойдет о декоративной живописи натюрморта, основной задачей которой является выявление декоративных качеств натуры, создание общего впечатления нарядности.

Основным принципом решения декоративной живописи натюрморта является превращение пространственной глубины изображения в условное плоскостное пространство. Декоративная живопись дает возможность развития у будущих дизайнеров чувства цветовой гармонии, ритма, количественной и качественной соразмерности цветовых плоскостей в зависимости от их интенсивности, светлоты и фактурности, и в целом активизирует творческие силы студентов.

13 стр., 6036 слов

Натюрморт как жанр живописи

... стороне картины. Следующим этапом становление жанра натюрморта были произведения, в которых натюрморт и религиозная тема поменялись местами. Изображение неодушевленных предметов выступало как часть активного ... этого периода относится импрессионистические работы К. А. Коровина, И. Э. Грабаря; точно обыгрывающие историко-бытовой характер вещей произведения художников «Мира искусств» А. Я. Головина ...

1.1 . Особенности выбранного жанра

В чем же состоит отличие этого жанра от других? Что может дать живописцу изображение неодушевленных вещей?

В отличие от портретной живописи, имеющей дело только с человеком, или пейзажем, воссоздающего природу и архитектуру, натюрморт может состоять из различных вещей домашнего и личного обихода человека, элементов растительного мира, произведений изобразительного искусства и многого другого.

Натюрморт больше чем какой-либо другой жанр ускользает от словесных описаний; натюрморт надо внимательно смотреть, разглядывать, погружаться в него, так как он учит постигать собственно живопись, любоваться его красотой, силой, глубиной — только так постигается истинное содержание любой картины, ее образ.

В натюрморте живописец обращается к миру неодушевленных вещей, выделяя их из всего богатства окружающего мира.

Натюрморт отличается особыми принципами построения композиции при всем различии исторических и индивидуальных форм этого жанра на разных этапах его развития. Предметы здесь взяты обычно вблизи, так что взгляд может их как бы ощущать, оценить в первую очередь их собственно материальные качества — их тяжесть, пластику форм, рельеф и фактуру поверхности, детали, а также их взаимодействие со средой — их жизнь в среде. Масштаб композиции в натюрморте ориентирован обычно на размер комнатной малой вещи, откуда большая интимность натюрморта по сравнению с другими жанрами. При этом сама форма натюрморта глубока и многоярусна, многосложна, содержательна. Структура натюрморта: постановка, выбор, точка зрения, состояние, характер трактовки, элементы традиции и др.

В натюрморте художник не просто изображает предмет, он выражает свое представление действительности, решает разнообразные эстетические задачи.

Сущность «содержания» натюрморта (по Б. Випперу) — в отношении человека и предмета в чувстве предметности жизни, естества материи… Это «в определенном смысле целое мировоззрение, определенное понимание видимости, ощущение реальности».

К этим словам можно лишь добавить, что предметы — это язык, на котором говорит художник, и он должен владеть этим языком в совершенстве.

Как самостоятельный жанр искусства натюрморт сильно воздействует

Натюрморт, как ни какой другой жанр непосредственно связан с соотношением к изображению, к решению определенной изобразительной задачи.

При всем разнообразии, огромном количестве форм, натюрморт остается «малым жанром», но именно этим и ценен, потому что обращает живопись, прежде всего к самой себе и ее вечным ценностям и проблемам.

История развития и становления натюрморта как вида изобразительного искусства., Начать этот этап работы следует с изучения аналогов мирового искусства.

Натюрморт наиболее показателен и многообразен в плане изучения признаков декоративной стилизации. В нем работали многие большие мастера. Автор может создать сложный образ, имеющий определенное значение, как К. Петров–Водкин. Такие мастера, как А. Матисс, шли по пути выявления декоративно – экспрессионистических возможностей цвета и фактуры. Для натюрмортов А. Лентулова, Р. Фалька, Н. Гончаровой характерен культ единства формы и цвета. Представитель кубизма П. Пикассо стремился утвердить новые методы передачи пространства и формы, используя аналитический способ изображения предметов разложением их на простейшие геометрические объемы. Фовисты создавали колористические контрасты интенсивных пятен и острые композиционные ритмы, часто обращаясь к примитивному, а также средневековому и восточному искусству. Декоративные натюрморты И. Машкова были созданы под влиянием кубистов и фовистов. Как и Машков, для утверждения декоративности Б. Кустодиев использует в натюрмортах сочетания чистых открытых цветов. Очень декоративны праздничные по колориту натюрморты М. Сарьяна.

9 стр., 4132 слов

«Огонь, мерцающий в сосуде…» (Красота в жизни и искусстве)

... А может быть, и то и другое вместе? Что важнее и в жизни, и в искусстве -- форма или содержание? С.И.Ожегов раскрывает содержание слова «красота» так: «Все красивое, прекрасное, всё то, ... Моцарта, Чайковского. В своём реферате я рассматриваю вопросы, связанные с проявлением красоты в природе, в человеке, в отношениях и поступках человека и в искусстве. I. «О красоте в жизни» 1.1 Красота в природе « ...

Богат и значителен реалистический опыт, накопленный в жанре натюрморта, воздействующего на зрителя в результате ассоциативных чувств, представлений и мыслей, возникающих при восприятии правдиво изображенных предметов натуры. Достоверное изображение предметов, передача их красоты, неповторимых живописных качеств — основное условие создания полноценного художественного образа в этом жанре.

Искусство натюрморта имеет свою историю свои традиции. Оно знает периоды расцвета и периоды спада. Его развитие тесно связано с общим поступательным движением изобразительного искусства. Большое влияние на него оказывали крупнейшие мастера живописи. Это влияние шло по линии общего воздействия на характер и стилевые особенности натюрморта. Так, близкие творческие контакты с П.Рубенсом наложили яркую печать на все творчество Снейдерса, определив, вместе с тем, и его стилевые особенности — сочную, декоративно подчеркнутую живопись. Снейдерса часто называют «Рубенсом в натюрморте».

Искусство натюрморта как жанр возникло в Голландии в начале XVIII, Наиболее распространенным и популярным натюрморт был в голландском искусстве на рубеже XVI

Разрабатываемые в голландском искусстве художественные принципы во многом предопредели дальнейшее развитие натюрморта. Его основными качествами были: реализм, тонкость наблюдения жизни, умение подметить и передать эстетическую ценность.

Излюбленными мотивами изображения у голландских мастеров были «завтраки» с небольшим набором предметов. С большим мастерством и изяществом передавался материал предметов — стекло, металл, керамика. В проработке формы использовались приемы многослойной живописи- прописи, лессировки, позволяющие добиваться предметной убедительности изображения.

Другой важной особенностью голландского натюрморта следует считать то, что художники сумели наполнить его смысловым содержанием. В любом натюрморте этих мастеров раскрывается неразрывная связь человека с окружающим миром. Во всем этом проявляется здоровое оптимистическое восприятие жизни, искреннее желание показать, как щедра природа, как трудолюбив и талантлив человек.

В XVII

Но не всегда и не у всех художников задача раскрытия социального содержания жизни посредством «говорящих вещей» была главной в создании произведения. Менялись вкусы, эстетические представления, менялось и отношение к окружающей действительности. Художники стали подмечать в окружающей жизни иные качества материального мира. Важной проблемой становится среда, в которой находится предмет, передача света, воздуха, образа природы.

10 стр., 4718 слов

Основные виды и правила композиции, используемые современными художниками

... Предметом Цель курсовой работы - рассмотреть основные виды и правила композиции, используемые современными художниками. Задачи: 1. определить понятие: «композиция»; 2. проанализировать основные правила композиции; 3. изучить историографию типов композиций ... жизни ... темы. Глава 1. Теоретический аспект темы 1.1 Определение понятия «композиция» и виды композиции В «Кратком словаре по эстетике» композиция ... на ...

Начиная с середины XIX

Живописная система импрессионизма, получившая наиболее полное развитие в пейзаже, неизбежно затрагивала и область натюрморта. И здесь художники, увлеченные идеей цвета и света, стремились передать не сами свойства предмета, а мимолетную игру световых и цветовых пятен на его поверхности. Этим объясняется резкое снижение интереса к содержательной стороне искусства, к объективной оценке действительности.

П. Сезанн:

«Не существует линий, не существует светотени, существуют лишь контрасты красок. Лепка предметов вытекает из верного соотношения тонов».

Метод Сезанна основан на точном определении планов. Составляющих конструкцию объема, где каждый цвет-мазок должен выражать изгиб, поворот формы в соответствии с количеством полученных световых лучей. В таком аналитическом подходе к изображению натуры состоит главная положительная особенность живописи художника. Несмотря на его рационализм в создании живописной формы, стремление к передаче пластики объема предмета, его материальной сущности остается главным мотивом в работе над натюрмортом.

Другую ветвь французского натюрморта, резко расходившуюся как с методом импрессионистов, так и с творческими устремлениями Сезанна представляет искусство А.Матисса. Основу его составляет декоративно-плоскостное видение художника. Натюрморт воспринимается им как система плоских цветовых пятен, где предметы как бы проецируясь на плоскость, обозначаются четко очерченными силуэтами. Если Сезанн использует цвет в целях построения объема на плоскости, то Матисс, напротив, решительно отказывается от изображения объема. Разрушение объема сопровождается нарочитой деформацией рисунка. Живописные интересы Матисса не шли дальше нарядно оформленной композиции.

В конце XIX

К жанру натюрморта обращаются художники самых разных стилистических направлений. Они экспериментируют с формой, цветом и пространством, увлекаются поиском разнообразной фактуры. Натюрморт выполняется и в строгой реалистической манере, и в декоративной, и в манере кубизма.

Например, на картине Ю.Пименова «Ожидание» (1959г.) изображен одиноко стоящий телефонный аппарат со снятой трубкой, а капли дождя на оконном стекле подчеркивают тоскливость ожидания.

В ином типе натюрморта вещи говорят, прежде всего о себе, предлагают полюбоваться красотой их форм, цвета, фактуры. Например, полотно И.Машкова «Снедь московская. Хлебы» словно передает аромат свежеиспеченного хлеба. Мир вещей в натюрморте всегда выражает внешние приметы жизни определенной исторической эпохи.

В сложном процессе поисков «нового» плодотворным было то, что, наряду с бесплодными экспериментами, в сферу поисков новых средств живописи вовлекались здоровые творческие силы. Наиболее творческие, талантливые из них, отдав дань формальным экспериментам, становились на твердую почву реализма и создавали яркие по содержанию и форме художественные произведения. На этой почве выросло, развилось замечательное искусство натюрморта в России, лучшими представителями которого были К.Коровин, И.Грабарь, а также художники, упомянутые выше.

15 стр., 7460 слов

Вышивание натюрморта

... занимал столь выдающегося места в истории русской живописи. Натюрморту, если можно так выразиться, суждено было стать ... «завтрака». Актерские лица» их натюрмортов были немногими и обычно очень скромными предметами повседневной жизни дома. Очень важным ... строгостью и свободой композиции, тонкостью колористических решений. Немного больше внимания было уделено натюрморту романтического периода. Романтизм ...

Значительная роль в расширении возможностей натюрморта принадлежит художникам, входившим в объединение «Бубновый валет»- И.Машкову, П.Кончаловскому, А.Лентулову, А.Куприну. Пройдя сложный путь поисков в области живописной формы, они пришли в советское искус ство сложившимися мастерами. Их творческие устремления были направлены на то, чтобы активно участвовать в строительстве новой жизни. В последующем развитии натюрморт значительно пополнился новыми темами, интересными стилевыми особенностями. В нем находят отражение характерные черты современной жизни, достижения науки и техники. Стремление полнее выразить тему заставляет художников создавать циклы живописных работ, например, Ю.Пименов — серии полотен «Вещи каждого дня», «Вещи людей», «Старые и новые вещи».

В последние десятилетия в жанре натюрморта начинают работать многие молодые художники. Всероссийская выставка «Натюрморт» 1975г. Показала не только массовость жанра, но и широкий охват тем. Не порывая связи с современной действительностью, художники обращаются к опыту истории искусства, внимательно изучают смежные жанры. Другим источником является изучение произведений народного творчества, изучение опыта предшествующих поколений.

В течение долгого времени развивался натюрморт как жанр изобразительного искусства. Не всегда он сопутствовал общему ходу развития изоискусства. Натюрморт переживал подъемы, а иногда совсем сходил со сцены. К настоящему времени у натюрморта как вида изобразительного искусства сформировались свои характерные черты и особенности.

Методика работы над декоративной живописью натюрморта, Поиски мотива

Методика работы над декоративной живописью натюрморта 1

Необходимо максимально разнообразить эскизно — поисковый этап работы. Начинать выполнение практического задания необходимо с внимательного анализа. Нужно изучить постановку с разных точек зрения, так как неожиданный ракурс может натолкнуть на композиционную идею.

На этом этапе важно делать быстрые этюды в цвете конкретных постановок, чтобы зафиксировать колористическое впечатление от натюрморта.

Графические поиски композиции натюрморта.

Выполняются графические поиски композиции натюрморта, ее фрагментов или отдельных предметов.

После того, как ориентировочный стиль пластики определился, делаются композиционные варианты постановки в целом.

При работе над декоративной живописью натюрморта важно использовать базовые знания теории композиции. Необходимо знать основные принципы организации композиции, виды равновесия, соотношения форм. Обращать внимание на ритм, членение плоскости, а также другие приемы, которые помогут достичь выразительности в натюрморте, подчеркивать его статичность или динамику. Использовать в работе всевозможные виды стилизации и трансформации форм.

6 стр., 2695 слов

Композиция в живописи

... взаимно обусловленными правилами композиции. Если симметричное расположение изображаемых предметов в живописи, рисунке, декоративном панно, фреске, плакате, в барельефе, скульптурной группе ... работы над композицией заключается в расширении художественной стороны изделия, достижения комплексного единства и упорядоченности путем использования композиционных средств. Основными правилами композиции ...

Любой объект натюрморта может быть переработан фантазией и способностью подметить характерное; можно утрировать природную форму, доведя ее до предельной остроты. Важно при этом исходить из особенностей конкретного объекта, нецелесообразно, например, круглую форму заменять на квадратную и наоборот. Можно передвигать предметы, создавая композицию, увеличивать или уменьшать их количество, вводить дополнительные объекты, драпировки для заполнения пространства, но главное — сохранить суть и узнаваемость постановки.

Возможно изменение соотношений пропорций как внутри одного предмета, так и между несколькими.

Возможно изменение соотношений пропорций как внутри одного предмета 1

Допускаются различные условности: предметы можно располагать на условной плоскости, преломлять их форму, изгибать и наклонять в стороны, подвешивать в воздухе. Перспектива в натюрморте также может быть изображена достаточно условно. Натуральные ракурсы нужно превращать в композиционно осмысленные развороты формы. Все приемы должны работать на выявление выразительности композиции и предметов в ней.

Поиск цветовых вариантов декоративной живописи натюрморта.

Можно сохранить цветовой колорит постановки, выполненной ранее в этюдах, меняя при необходимости лишь тональные соотношения, добавляя новые сочетания. Чаще всего при составлении натюрморта предметы подбираются по цвету, и это нужно использовать.

Поиск цветовых вариантов декоративной живописи натюрморта  1зависимости от пластического хода композиции, можно применить активные контрасты или мягкие тональные сочетания. В мягкой пластике изгибающихся форм существующие контрасты можно сгладить колоритом родственных цветов или введением орнаментальных рисунков, динамический ритм ровных плоскостей наоборот подчеркнуть световым и цветовыми контрастами взаимодополнительных цветов.

Поиски цветового решения композиции натюрморта необходимо вести обдуманно, для чего важно точно знать основные законы цветоведения. С помощью умелого использования цветовых оттенков можно добиваться решения различных творческих задач и создания необходимых эффектов.

В процессе работы над натюрмортом важно показать владение цветовой грамотой, знание свойств определенных цветов и способы их взаимодействия в композиции, а также учитывать связь формы и цвета, закономерности построения гармонических соотношений.

Модель выполнения натюрморта

В организации композиции используют различные виды ритмов: линейные, тоновые, цветовые. Особую роль играют контрасты. Выделяя те или иные участки изображения, они делают их то более заметными, то затухающими. Произведение, построенное на еле заметных колебаниях света и без определенных акцентирующих внимание зрителя «вспышек», кажется однообразным, монотонным, лишенным живописной выразительности. Резко звучащие контрасты (масштабные, тоновые) создают напряжение, динамику. В противоположность симметрии, динамическое изображение строится на резких сдвигах центра композиции с оси картинной плоскости. В этих случаях ритмы направлены на достижение зрительного равновесия масс.

13 стр., 6188 слов

«Натюрморт и его роль в жанровой среде произведений живописи» материал

... масс, строгой простоты и лаконизма композиции, ясности контуров и обобщенности пластической формы. Декоративная живопись применяется для украшения зданий, интерьера ... натюрморт из предметов быта, простых по форме в цвете. 4. натюрморт из предметов, близких по цвету. 5. натюрморт из предметов контрастных по цвету. 6. натюрморт из темных предметов. 7. натюрморт из белых предметов. 8. натюрморт ...

Ритм организует изображение. Заложенный в структурную основу натюрморта, он создает зрительный каркас, который руководит нашим зрительным восприятием. Зрительно сопоставляя одни элементы со с другими, мы выделяем главные из них и сосредотачиваем на них внимание. Однако не любая повторяемость может создать нужный в композиции натюрморта ритм. Излишне назойливое нагромождение ритмов усложнит композицию, сделает ее сухой и маловыразительной. В связи с этим следует избегать нарочитой расстановки предметов. Зритель не сможет спокойно воспринимать труппу, если светлые предметы (или пятна) через один будут чередоваться темными. Такое чередование вносит пестроту и дисгармонию в общую тоновую гамму. Это относится и к цветовым построениям. Надо создавать гармонично организованный ритм, делать мягкие переходы от одного элемента к другому.

К тонкостям поиска формата относится выяснение величины свободных мест слева и справа, сверху и снизу от группы предметов. Наиболее выгодно помещать основную грушу на втором плане, при этом несколько сокращается величина изображения, однако сохраняется воздушная перспектива, действующая от переднего плана в глубину картинной плоскости.

При наличии значительного количества свободного места с той или иной стороны формата, смысловой, зрительной и композиционный центры оказываются сильно смешанными в противоположную сторону. В подобных случаях натюрморт выглядит перегруженным в той части, где располагается основная масса, и тем самым нарушается композиционное равновесие.

Натюрморт — «не только художественная задача», но и целое мировоззрение. Мир вещей — это человеческий мир, созданный, сформированный и обжитый человеком. Это и делает натюрморт при всей внешней скромности его мотивов, жанром глубоко содержательным.

Показать вещи вплотную, на близкое расстояние, заставить вглядеться в них — в этом пафос натюрморта.

При раскрытии темы необходимо учитывать символическое значение предметов, растений, что, несомненно, влияет на характер натюрморта, который может быть лирическим, интимным, торжественным и т.д., а также создает некоторую особенность, индивидуальность той или иной работе.

Самостоятельные постановки натюрмортов способствуют развитию композиционного мышления и создание композиций на основе случайно поставленных предметов. При этом, сравнивая предметы, следует стремиться наиболее рельефно искать созвучие схожих форм. И конечно постоянные упражнения в непременной связи изображения с форматом.

Как просто и вместе с тем как дорого пронести от начала до завершения эскиза первое яркое ощущение натуры. Когда при восприятии подлинных произведений искусства всегда восхищает общее впечатление.

Мы любуемся красотой художественных средств, передающих содержание, даже не пытаясь вначале познать тайну их воздействия. И лишь при дальнейшем рассматривании начинаем постигать композиционную слаженность и цельность образного строя.

4 стр., 1659 слов

Объект и предмет теории социальной работы

... позволяет наиболее точно выявить содержание социальной работы, цели и задачи этого вида социальной деятельности. Для теории социальной работы характерно разнообразие подходов к выделению объекта и предмета. Объект теории социальной работы Конкретный социальный процесс как последовательная смена состояний, ...

Вот эта цельность замысла, когда говорят не убавить, ни прибавить, при всех различиях подчерков художников и является их объединяющим признаком.

Опыт указывает на положительное влияние кратковременных рисунков, этюдов, когда при ограниченном времени надо, не упираясь глазом в один предмет, успевать постоянно сравнивать основные формы изображения; охватив их и окружение единым взглядом. Это первостепенное, необходимое качество — чувство целого отличает не только произведение изобразительного искусство, но и характеризует высокий замысел, будь то музыкальное или поэтическое произведение, архитектурный ансамбль. Развивая, способность цельно воспринимать натуру влияет на создание единого замысла композиции.

Подводя итог всему выше сказанному, мы видим, что труд живописца очень сложен и интересен. Все начиная от наблюдения натуры и заканчивая оформлением идеи и выражением замысла в произведении живописи, требует знание многих законов, умения их применять, и постоянным стремлением выразить не только реальную жизнь, такой как мы ее видим, но и сопричастности переживаниям художника и восхищением окружающей действительности.

2.2 . Материалы

Прежде чем, приступить к декоративной живописи натюрморта маслеными красками, необходимо познакомиться с материалами работы, изучить технологию живописи. Кроме того, необходимы практические умения и знания. Так, нужно знать, как делается подрамник, как составлять грунт, как грунтуется холст. Необходимы и другие специальные знания, которые приобретаются в процессе практической работы.

К сожалению, не всегда отдается отчет в том, насколько важно работать на хорошем материале. Широко распространенным недостатком является небрежно отношение к палитре и кистям.

Рассмотрим основные материалы масленой живописи.

Основой масленой живописи служат холст, картон, фанера. В последние годы используют различные современные материалы, например, оргалит.

Все перечисленные материалы для работы на них маслеными красками требуют специальных покрытий называемых грунтами. Грунт служит как бы посредником между краской и основой; он позволяет свободно положить краску на холст, препятствует проникновению в холст или картон масла, оказывающего разрушающее действие.

Наиболее распространенной основой является холст. Для масленой живописи используется льняная ткань с ровным плетением. Сорта: крупнозернистый (пастозная живопись), среднего зерна, мелкозернистый (тонкая живопись и этюды).

Холст натягивается на подрамник. Подрамник делается из сухого выдержанного дерева. Все четыре стороны его должны иметь скос во внутрь. Натяжка холста должна отвечать следующим требованиям: она должна быть достаточно сильной, расположение нити должно быть строго параллельна граням подрамника. Затем, начиная с середины одной из сторон, забивают несколько гвоздей, оттягивают холст в ту и другую сторону. Затем так же с других сторон. Завершающим этапом натяжки является подгибание холста на углах, где не допускаются складки.

Грунт бывает различных видов: клеевой, эмульсионный, масленый, полумасленый. Клеевой грунт является самым простым по изготовлению и не требует длительной сушки. Кисть должна ровно наносить грунт на поверхность холста параллельными движениями по направлению нитей основы. Грунтуют сначала в одном направлении, затем в противоположном. Поверхность шлифуется.

Разбавителями для масленой живописи являются различные лаки – капаловый, мастичный, кедровый, а также масло льняное, скипидары. Лучшим из них можно считать пинен, приготовленный из очищенной нефти. Хорошим разбавителем считается так называемый тройник, составленный из двух частей лака, одной части масла, трех частей растворителя.

При работе красками, художник пользуется кистями, палитрой, масленкой, мастихином.

Кисти в масленой живописи употребляются преимущественно щетинные (плоские и круглые) разных размеров. Для проработки мелких деталей пользуются колонковыми кистями, а также плоскими или круглыми средних и малых размеров. После каждого сеанса кисть надо тщательно мыть водой, а затем завертывать в бумагу.

Палитра всегда должна быть чистой. Краски на ней располагаются по краям в строго определенном порядке (от светлого к темному, по принципу теплых и холодных).

После каждого сеанса следует чистить палитру мастихином, т.е. удалять ненужные смеси, а рабочее поле протирать тряпкой.

Масленка также требует чистки., Следует помнить, что успех в живописи во многом зависит от состояния материалов.

Работа над декоративной живописью маслеными красками требует строгой методической последовательности. Структурную основу изображения натюрморта маслом составляет рисунок, поэтому, после нахождения композиционного решения группы предметов в предварительных эскизах и исполнения этюда с натуры, следует сделать грамотный рисунок на холсте.

Рисунок под живопись маслом может быть выполнен разными материалами: углем, мягким графитом, кистью и разбавленной масленой краской. Окончательный рисунок можно обвести тушью. При достаточно уверенном владении рисунком можно рекомендовать делать его кистью, выбрав для этого прозрачную краску, а жидкой и цветной краской могут быть прописаны теневые части натюрморта, падающие тени, а также намеченные основные отношения между предметами, т.е. делается подмалевок.

Подмалевок делают обязательно с теневых и темных мест жидкой краской, это придает все работе энергичный насыщенный цвет, позволяющий также энергично и цветно писать полутон и освещенные части. На стадии подмалевка следует раскрыть основные цветовые отношения. Письмо должно быть свободным, энергичным с использованием широких кистей.

Построение живописного изображения может осуществляться различными техническими приемами. Старые мастера предпочитали пользоваться прописями. После жидкого подмалевка производилась энергичная, с использованием белил, пропись световых частей и полутона. Часто применялся тонированный грунт. Света писались корпусными маслами, четко строящими форму. Далее краски должны просохнуть. Затем работу завершали лессировками. В учебных условиях этот прием недостаточно удобен. Иногда рекомендуют пользоваться подчистками, т.е. перед сеансом соскабливать непросохшую краску мастихином.

Исполняя натюрморт, необходимо очень внимательно следить за поверхностью тоновых различий между отдельными частями: фоном, предметами, за изменением цвета по форме.

Метод сравнения является основой для поиска цветовых отношений. Писать надо раздельными мазками так, чтобы каждый мазок составлял гармоничный переход, соответствующих изгибу формы и освещению, должен быть крупным или мелким, пастозными или лессировочным.

Работа должна вестись во всех частях этюда равномерно, прокладывая свет в одном месте надо сразу же проложить свет в другом участке, сравнить их между собой. Чтобы добиться верного тона, следует изменить или более верно написать окружение. Выделение светлого пятна требует темного окружения. Проработка деталей – наиболее ответственный этап работы с натурой. На завершающей стадии изображение приводится к целостному виду. Здесь уместны и лессировки, и пастозный мазок. В завершающей стадии необходимо сосредоточиваться на изображении, натура теперь нужна как справка, по которой проверяют верность цветового решения.

Ход работы над композицией декоративной живописи натюрморта.

Работа начиналась с поиска схемы композиции. Подбор предметов осуществлялся согласно указанной теме.

Эскизы выполненные в небольших форматах были одобрены руководителем, но им было сделано предложение вести композиционные поис­ки, используя натюрмортную постановку. Вот тут то и начались проблемы поиска реквизита для постановок. Возможность выбора предметов была ограниченной, поэтому в композиционных поисках так много вариативности из одних и тех же предметов. Окончательный вариант эскиза создавался на основе изучения натурного материала.

Следует отметить, что была сделана серия этюдов как различных предметов по отдельности, выполненной в различной цветовой гамме, так и вариантов небольших постановок из подобных предметов, при различном освещении(утро, день, вечер).

В поиске эскиза полезно уже в небольших размерах стремиться к конкретному наполнению изображения, это дает большую уве­ренность в работе над оригиналом.

И конечно, нужно сказать, что поиск окончательной композиции велся прямо на поста­новке, что-то убирала, что-то добавляла, двигала, переставляла предметы, до­биваясь решения.

Важным в работе над произведением является выбор формата. Определе­ние его зависит от замысла художника. Из изученного опыта можно сделать не­которые выводы. Принято считать, что квадратный формат создает впечатление устойчивости, статичности композиции. Вытянутый горизонтально формат ис­пользуют при изображении широкого панорамного пространства. Вертикаль­ный формат способствует созданию впечатления величавой торжественности, монументальности. Но если вертикаль узкая — придает некоторую фрагментарность.

При этом необходимо найти решение соразмерное картинной плоскости, попытаться уравновесить и придать стройный ритм композиции.

В курсовой работе я решила показать специфику жанра и его разнообразные стороны. Так, наиболее доступными способами я передала разнообразие форм, цветов, ритмов.

В работе я использовала преимущественно холодные цвета сиреневых, синих, белых, голубых оттенков, с небольшим добавлением охристых, теплых оттенков, а так же я использовали яркие, насыщенные, теплые тона, чтобы с их помощью передать основные характерные черты теплого, щедрого и богатого лета. С помощью данных цветов я постаралась передать свежесть, воздушность, прозрачность данного времени года. Цвета гармонично сочетаются в работе.

Композиционными центрами являются букет пионов, тыква и фрукты,

находящиеся на переднем плане. Здесь представлен урожай. Изображены фрукты, небрежно рассыпавшиеся на пороге, овощи, тыква. В дальнем левом углу я разместила бидон с пионами, как символ лета.

Работа оформлена багетом, что объединяет и позволяет выгодно выразить сущность задуманной работы., ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Натюрморт — это исповедь художника. И он не может не быть поэтом. Поэзия — это состояние, в котором он живет, и живет постоянно.

Отражая красоту объектов окружающей природы или вещей, созданных трудом человека, натюрморты могут волновать нас не меньше, чем жанровые картины. Натюрморт в учебной практике способствует росту творческого потенциала студента, совершенству его вкуса, мастерства, композиционного мышления, техники, способности передавать свет, объем формы, материал и в конечном счете, даст возможность выражать свои чувства, переживания, настроения.

Курсовая работа дала мне возможность проверить свои творческие способности, пополнить запас теоретических и практических знаний, познакомиться с приемами и техникой ведущих живописцев современности.

На примере данной курсовой работы я постаралась показать важность цветового решения в практической работе. Именно декоративная живопись натюрморта, на мой взгляд, способна эмоционально воздействовать на зрителей локальными цветовыми пятнами, без излишних уточнений и конкретизации деталей.

Я пришла к выводу, что искусство правильно использовать цвет и формы предметов, окружающих нас в натюрморте могут решать множество задач. Например: выделить главный элемент; связать все элементы воедино; уравновесить структуру или наоборот, разрушить равновесие; разделить пространство на зоны или участки; указать направление движения; выявить собственный ритм структуры и многое другое. Кроме того, цвет может выступать в роли носителя информации, причём такой информации, которая воспринимается мгновенно, без всяких усилий и на большом расстоянии.

Таким образом, подтвердилась гипотеза данной курсовой работы, и был сделан вывод, что изучение декоративной техники выполнения натюрморта на сегодняшний день является важнейшим средством воздействия личностное развитие подрастающего поколения, средством эстетического развития, обучения изобразительному искусству.

Список используемой литературы.

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/natyurmort-kak-janr-izobrazitelnogo-iskusstva/

1. Виппер Б.Р. Статьи об искусстве — М.;1972.

2. Выборнова Г. Роль освещения в натюрморте. — Художник; 6. 1984.

3. Гусарева А.П., Константин Коровин — Советский художник;

4. Кузнецов Ю. Западноевропейский натюрморт — Советский художник.

5. Неклюдова М.Г. Традиции и новаторства в русском искусстве конца

XIX

6. Ракова М.М. Русский натюрморт конца XIX

7. Бесчастнов Н. П. Изображение растительных мотивов. – М.: Владос, 2004

8. Голубева С. Л. Основы композиции. — М.: Изобразительное искусство, 2001

9. Живопись: учебное пособие для студентов высших уч. заведений / Н.П. Бесчастнов и др. — М.: Владос, 2004

10. Логвиненко Г. М. Декоративная композиция. – М.: Владос. 2006.

11. Паранюшкин Р. В. Композиция: теория и практика изобразительного искусства — Ростов на Дону: Феникс, 2005.

12. Шашков Ю. П. Живопись и ее средства. Академический проект. – М.: Трикста, 2006.

13. Беляева С. Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: — М.: Издательский центр «Академия», 2007.

14. Пучков А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом: Учебное пособие для студентов худ — граф. факультетов пед. институтов.- М; Просвещение,1982

15. Алтапов М.В. «Всеобщая история искусств» Т.1-2. М.,1949

16. ДмитриевИ.А.«Краткая история искусств» 1книга М.,1968

17. Алтапов М.В., Ростовцев Н.И. «Искусство» 1т. 1 часть М., 1987

18. Однорялова И.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразит. искусстве».М.,1990, ПРИЛОЖЕНИЕ

  1. Поиски композиции.

  2. Рисунок натюрморта.

  3. Изготовление фактурной композиции.

  4. Первый этап декоративной живописи. (прорисовка теневой части натюрморта)

  5. Второй этап. (заливка цветом: теплые, холодные тона)

  6. Третий этап. (прорисовка предметов)

  7. Завершение работы.

  8. Работа готова.

1,2 однорялова и в материалы 134,56,7

8