По Академической живописи «Портрет» в усской живописи 17 века»

Курсовая работа

Введение, Актуальность темы исследования:, Степень изученности проблемы

Интерес к теме искусства России

Крупнейший русский искусствовед, живописец, действительный член АН СССР и Академии художеств СССР, в 1913-1925 годах директор Третьяковской галереи – Грабарь Игорь Иммануилович стал инициатором коллективного труда «История русского искусства». Этот титанический трудстал одним из крупнейших в исследовании истоков и направлений русского искусства. 6-томное издание этого монументального сочинения было выпущено в 1909-1916 годах московским издательством И. Н. Кнебеля. Сам Грабарь был редактором этого труда и автором ряда его важнейших разделов. Собранный в этом труде ценнейший художественный и архивный материал дает возможность широко показать богатство и величие русского искусства. До сих пор это исследование по истории русской живописи, архитектуры и скульптуры не имеет себе равных по широте и объёму материала.

Тема становления нового искусства в России и не оставляла равнодушными специалистов в искусствоведении, философии и культурологии во второй половине ХХ века.

Искусствовед Екатерина Сергеевна Овчинникова знакомит с характерными особенностями портретной живописи XVII в своей работе «Портрет в русском искусстве XVII века. Материалы и исследования». Она прослеживает, как зарождается и возрастает интерес к портретной живописи в XVII веке в связи с общим подъемом экономической и политической жизни страны и ростом нашей национальной культуры. Автор знакомит с характерными особенностями портретной живописи XVII века и освещает вопрос о развитии в этой отрасли искусства реалистических тенденций, приведших к рождению светского портрета. Екатерина Сергеевна стремится проследить народные основы этих прогрессивных исканий и оценить их национальное своеобразие.

Вера Григорьевна Брюсова, историк русского средневекового искусства, ученый-реставратор — теоретик и практик, общественный деятель, в 1984 году выпускает иллюстрированное издание «Русская живопись 17 века». Ее труд восполняет пробел в истории русского искусства. Его главная задача состоит в том, чтобы воссоздать картину развития искусства XVII века в его главных направлениях и наиболее значительных художественных достижениях. Содержит цветные и черно-белые иллюстрации.

14 стр., 6587 слов

Русское искусство XVII века: живопись, архитектура и скульптура

... - крупного русского живописца, стремившегося порвать с традициями древнего искусства. Наконец, здесь же возникла школа русской гравюры, явившаяся ... архитектуре, и живописи, и произведениям прикладного искусства черты необыкновенного жизнелюбия. Одной из важных специфических черт искусства 17 в. ... По образцу посадской Путинковской церкви в середине века было сооружено много храмов. Однако в каждом ...

Учебное пособие Черного В.Д. «Искусство средневековой Руси», вышедшее в 1997 году, дает

Издание иллюстрировано, снабжено словарями специальных терминов и списком литературы.

Книга

В начале ХХI века тема исследования продолжается. Она идет глубже, от общего к частному. Проводится изучение техник, ведутся реставрационные работы. В Государственном Историческом музее 3 декабря 2002 г. состоялся научно-практический семинар, посвященный окончанию работ по всестороннему исследованию и реставрации парсуны патриарха Никона (конец XVII в.) из собрания ГИМ. Материалы семинара были собраны и изданы в сборнике под названием «Исследование и реставрация парсуны патриарха Никона» в 2006 году. Сборник может служить методическим образцом для изучения уникальной «тафтяной» техники (сочетание живописи на атласном шелке и многокомпонентной аппликации из текстиля и золоченой бумаги) и представляет интерес для специалистов, занимающихся проблемами истории и искусства.

В 2007 году издан первый том

В 2008 году искусствовед и историк искусства

Для сравнительного анализа в портретной живописи XVII века были изучены издания, содержащие статьи и большой наглядный материал в виде иллюстраций.

Альбом «Портрет в русской живописи XVII—первой половины XIXвека» Автор-составитель А. Б. Стерлигов. Альбом посвящен двухвековой истории портретного жанра в русской живописи — с середины XVII до середины XIX века. При всей пестроте смены стилей, манер, при том, что портрет за это время прошел огромный путь и неузнаваемо преобразился, указанный период обладает и своей цельностью. Его объединяет социально-культурный аспект и связанная с ним концепция личности — в этот период портрет развивается в сфере дворянской по преимуществу культуры. Уже со второй четверти XVII века служилое дворянство начинает оттеснять от руководства страной старую боярскую знать.

Сборник «Русский исторический портрет. Эпоха парсуны», вышедший в 2004 году интересен содержанием статей ведущих искусствоведов, где исследуются вопросы живописных техник и реставрационных работ.

противоречие исследования:

Тема исследования:, Цель исследования:, Предмет исследования, Задачи исследования:

  1. Выявить этапы возникновения и формирования живописи, как вида искусства

  2. Рассмотреть особенности становления русского «портрета» в XVII .

Методы исследования.

  1. Анализ. Метод анализа помог в изучении трудов по теме искусства XVII века, способствовал движению от общего к частному для получения цельного представления о поставленном вопросе.С его помощью проведена работа по изучению парсуны и выявлены признаки литературный и живописный «портреты».

    13 стр., 6002 слов

    ‘Революция’ Караваджо и ‘Караваджизм’ ...

    ... же исследования является творчество Караваджо и направление искусства «Караваджизм». Цель курсовой работы Изучить творчество итальянского художника Микеланджело Меризи да Караваджо и влияние на формирование европейского искусства 17 века, понять характерные особенности его живописи, основные ...

  2. Сравнительный метод. Данный метод применялся при сравнении литературного и живописного «портрета» XVII века , что позволило определить их особенности, а так же выявить признаки зарождающегося живописного жанра — портрета.

Теоретической базой исследования, Теоретическая значимость работы:, Практическая значимость исследования:, Структура и объем работы., Глава 1. Особенности развития

    1. Развитие культуры и искусства России в XVII веке

Развитие искусства нельзя изучать, не затрагивая исторических событий. В результате изучения исторических трудов по теме, можно сказать, что историки оценивают XVII век, как «новый период русской истории». Для описания особенностей развития нашей страны в исследуемое время воспользуемся трудами историков. Первый – «Курс русской истории» Ключевского В.О. и второй – «История России с древнейших времен» Соловьева С.М. 3

XVII век стал переломным в русской истории. В начале этого века Россию потрясли бурные события, которые иностранцы-современники называли «московском трагедией», а русские кратко и выразительно «смутой». В них причудливо переплелись борьба за власть, крестьянская война, иностранная интервенция и освободительная борьба в ней.

Историки пишут о том, что

По словам историков, переходный характер эпохи проявлялся во многих сферах жизни в столкновении старого и нового. В политическом строе традиционная власть царя с Боярской думой во второй половине века соседствует с элементами царской власти абсолютистского характера. В феодальной экономике появляются зачатки промышленности, начинается процесс складывания внутреннего всероссийского рынка, который вел к созданию национальных связей. При этом завершается процесс юридического оформления крепостного права. Церковный раскол приводит к разрушению традиционного универсального мировоззрения в русском обществе. Начинает рушиться патриархальная застойность во всех сферах общественной жизни. Общество потрясают мощные народные движения –городские восстания середины века и две крестьянские войны начала и второй половины века. Непрекращающиеся тяжелые войны с западными соседями привели к возвращению старых русских земель и к присоединению к России части Украины, но, вместе с тем, потребовали огромного напряжения народных сил и колоссальных средств. В кругах знати начинают появляться люди, увлеченные европейской культурой и образом жизни. Все эти перемены приводят многих людей к осознанию российской отсталости и необходимости преобразований в стране.

14 стр., 6821 слов

История развития казахстанской живописи

... заданном размере. Задание выполняется поэтапно в присутствии руководителя курса. ГЛАВА I. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЖИВОПИСИ 1.1 История развития мировой живописи Искусство старо, как мир - начало его теряется в глубокой ... человеческого гения и оказали огромное влияние на искусство народов всех последующих веков. Такое же грандиозное впечатление оставляет и искусство Древнего Рима. Художники Древнего ...

В результате проведенного анализа исторических событий, можно сделать вывод, что культурное развитие России в XVII в. начинает складываться под влиянием всероссийского рынка. С развитием ремесла и торговли, ростом городов связано проникновение в русскую культуру широкое распространение в ней светских элементов. Этот процесс получил в литературе название «обмирщение» культуры (от слова «мирской» — светский).

Обмирщению русской культуры противилась церковь, видевшая в нем западное, «латинское» влияние. Московские правители XVII в., стремясь ограничить влияние Запада в лице прибывавших в Москву иностранцев, заставляли их селиться подальше от москвичей — в специально отведенной для них Немецкой слободе (ныне район Бауманской ул.).

Однако новые идеи и обычаи проникали в установившийся быт Московской Руси. Стране нужны были знающие, образованные люди, способные заниматься дипломатией, разбираться в новшествах военного дела, техники, мануфактурном производстве и т. д.

Проникновение светских элементов в культуру и их влияние на развитие страны можно проследить по следующим направлениям.

  1. Просвещение.

  1. Во второй половине XVII в. было создано несколько государственных школ.

  2. Работают школы по подготовке служащих для центральных учреждений, для Печатного двора, Аптекарского приказа.

  3. В 1687 г. в Москве основано первое высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия, где учили «от грамматики, риторики, пиитики, диалектики, философии до богословия». Возглавили Академию братья Софроний и Иоанникий Лихуды, ученые-греки, окончившие университет в Падуе (Италия).

    Здесь готовили священников и чиновников. В этой академии учился и М. В. Ломоносов.

  4. Продолжает идти процесс накопления знаний. Большие успехи достигнуты в области медицины, в решении практических задач по математике, в наблюдении за природой.

  5. Значительный вклад в развитие географических знаний внесли русские землепроходцы. 1648 г. – экспедиция Семена Дежнева (за 80 лет до Витуса Беринга) вышла к проливу между Азией и Северной Америкой. 1649 г. – Е. П. Хабаров составил карту и изучил земли по Амуру, где были основаны русские поселения. Его имя носят город Хабаровск и поселок Ерофей Павлович. В самом конце XVII в. сибирский казак В. В. Атласов обследовал Камчатку и Курильские острова.

  1. Литература.

    [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/jivopis-veka/

  1. Созданы последние официальные летописные сочинения. «Новый летописец» (30-е годы XVII в) излагал события от смерти Ивана Грозного до окончания Смутного времени. В нем доказывались права новой династии Романовых на царский престол.

    3 стр., 1080 слов

    Русская культура XIX века: литература, искусство, музыка, наука

    ... достигли литература, живопись и музыка. Произведения гениев русского искусства позволили раскрыть необъятный мир человеческой личности. Метод реализма был первой попыткой в познании этого мира. В русской культуре XIX века ... практически нет эпох, которые не оказали бы сильнейшего влияния на последующий ход развития культуры, XIX век в России можно назвать самым ярким ее этапом. Это период ...

  2. Центральное место в исторической литературе заняли исторические повести, имевшие публицистический характер. («Временник дьяка Ивана Тимофеева», «Сказание Авраамия Палицына», «Иное сказание» и др.) Они стали откликом на события «Смутного времени» начала XVII в.

  3. Появляются новые жанры: сатирическая повесть, где действуют уже вымышленные герои (в «Службе кабаку», «Повести о куре и лисе», «Калязинской челобитной» содержалась пародия на церковную службу, в «Повести о Ерше Ершовиче» — судебная волокита и взяточничество); мемуары («Житие протопопа Аввакума») и любовная лирика (Симеон Полоцкий).

  4. Создается первое русское печатное сочинение по истории. Киевский монах Иннокентий Гизель составил «Синопсис» (обозрение), где в популярной форме содержался рассказ о совместной истории Украины и России, которая начиналась с момента образования Киевской Руси. В XVII — первой половине XVIII в. «Синопсис» использовался как учебник русской истории.

  1. Театр.

  1. 1672 год — создан придворный театр в Москве, просуществовавший лишь четыре года. В нем играли немецкие актеры. Мужские и женские роли исполняли мужчины. В репертуаре театра были пьесы на библейские и легендарно-исторические сюжеты.

  2. В русских городах и селах широкое распространение со времен Киевской Руси получил бродячий театр — театр скоморохов и Петрушки (главный герой народных кукольных представлений).

    Скоморошество преследовалось правительством и церковью за веселый и смелый юмор, обличавший пороки властей предержащих.

В изобразительном искусстве, как правило, первые изменения происходят в архитектуре. Архитектурные сооружения XVII в. отличаются большой живописностью. Они асимметричны как в рамках одного здания, так и в ансамбле. Однако в этой кажущейся беспорядочности архитектурных объемов есть и цельность, и единство. Здания XVII в. многоцветны, декоративны. Широкое распространение в XVII в. получили многоцветные «солнечные плитки» — изразцы и украшения из резного камня и кирпича. Такое обилие украшений, расположенных на стенах одного здания, называли каменным узорочьем, дивным узорочьем. Эти особенности хорошо прослеживаются в Теремном дворце царя Алексея Михайловича в Кремле, в дошедших до нас каменных палатах московских, псковских, костромских бояр XVII в., в Новоиерусалимском монастыре, выстроенном под Москвой патриархом Никоном. Близки к ним по стилю знаменитые храмы Ярославля — церковь Ильи Пророка и ансамбли в Коровниках и Толчкове. Как пример наиболее известных в Москве зданий XVII в. можно назвать церковь Николы в Хамовниках (у станции метро «Парк культуры»), церковь Рождества Богородицы в Путинках (недалеко от Пушкинской площади), церковь Троицы в Никитниках (неподалеку от метро «Китай-город»).

Декоративное начало, знаменовавшее собой обмирщение искусства, нашло отражение и при строительстве или перестройке крепостных сооружений. Стены крупных русских монастырей, возведенные после польско-литовско-шведской интервенции (Троице-Сергиева монастыря, Спасо-Ефимиева монастыря в Суздале, Кирилло-Белозерского монастыря под Вологдой, московских монастырей), следуя общей моде, также украшались декоративными деталями. Развитие древнерусской каменной архитектуры завершилось складыванием стиля, получившего название нарышкинского (по фамилии главных заказчиков) или московского барокко. Появление московского барокко, имевшего общие черты с архитектурой Запада, свидетельствовало о том, что русская архитектура, несмотря на своеобразие, развивалась в рамках общеевропейской культуры. В XVII столетии переживает расцвет деревянное зодчество. «Восьмым чудом света» назвали современники знаменитый дворец Алексея Михайловича в подмосковном селе Коломенское.

9 стр., 4426 слов

Русская портретная живопись XVIII века

... романтизма, предвещает дальнейшее развитие русского портрета первой трети XIX века. 2. Искусство русского портрета в XVIII веке и основные его направления ... каноны рушились, а в живописи развивалось светское направление. Еще с прошлого века были известны парсуны- портретные изображения царей ... Просвещение со свойственным ему гуманизмом и обращением к человеку. Это был тот сдвиг в культуре и сознании ...

Обмирщвление затронуло все направления искусства, не обошел этот процесс и живопись. И, поскольку данный труд посвящен исследованию вопросов живописи, рассмотрим это отдельно.

    1. Особенности развития русской живописи в XVII веке

В результате изучения трудов

  1. Иконопись

  2. Фресковая живопись (или стенное письмо)

  3. Портретная живопись

Иконопись представляет исконно русское направление. Иконописная традиция, ориентированная на повторение живописной манеры великих мастеров прошлого: Андрея Рублёва и Дионисия – так называемая «годуновская» школа , сложившаяся в конце XVI века. Ее представители унаследовали монументальные традиции прошлого, неукоснительно следовали иконографическим канонам, пытаясь оживить угасающий дух древнерусского искусства. Тем не менее, в работах «годуновской» школы заметно желание передать материальность предметов, хотя в этом направлении делаются лишь первые шаги.

В это же время возникает новое художественное явление –

Во фресковых ансамблях

Фресковая живопись XVII века имеет две отличительные особенности:

  1. Декоративизм.

  2. Праздничность и постоянный интерес к человеку в его повседневной жизни.

Акцент в сюжетах Священного Писания ставится на красоте природы, труда человека, то есть жизни во всем её многообразии. В таких фресках сцены из священного писания зачастую превращаются в увлекательный рассказ, в котором светские моменты часто преобладают непосредственно над религиозным содержанием.

10 стр., 4625 слов

Живопись и скульптура XVIII века

... Антропова-портретиста. Некоторые из этих черт указывают на связь искусства Антропова с русской парсуной. В то же время цветовая насыщенность живописи, прямота и определенность обрисовки характеров человека, стремление к ... трети 18 века. В середине 18 в. (в 1743 г.) в Петербург из Германии приехал Георг Гроот (1716—1749). Его портреты (в особенности — конный портрет императрицы Елизаветы ...

Направление фресковой живописи было представлено Ярославской школой. Ее особенностью было то, что традиционные церковно-библейские фрески они начали изображать в образе обычной жизни. Одним из таких творений была композиция «Жатва». Она встает в один ряд со «строгановской» в вопросе развития пейзажа как жанра живописи.

Третье направление – портретная живопись – сосредоточена в Оружейной палате. В середине

Вывод по главе 1

Из выше сказанного можно сделать вывод, что

  1. Традиции канона и упорные попытки сделать традиции неприкосновенными.

  2. Стремление вырваться из-под давления устаревших традиций. Это проявлялось в обмирщение церкви и в следовании западноевропейским веяниям.

Наличие этих тенденций наглядно показывает противоречия культурного развития

На первый план выходят эстетические критерии оценки живописи. Всё заметнее становятся попытки приблизить искусство к действительности.

Глава 2. Сравнительный анализ литературного и живописного «портретов» в живописи

    1. Зарождение портретного жанра

Изученные источники по искусствознанию дают понять, что на развитие портрета в живописи

Увлечение портретом началось с подарков царю. Западные послы привозили изображения своих монархов, а русским посланникам приходилось заказывать портреты в Варшаве, Париже и Венеции.

Исследователи развития искусства России

В середине XVII века Оружейная палата становится художественным центром не только Москвы, но и всей страны. Здесь сосредоточились лучшие художественные силы. Здесь впервые сначала приглашённые иностранцы, а потом и русские мастера начали писать портреты царя, патриарха, приближённых к царю бояр.

1660-е года – поляк Стефан Лопуцкий писал с «живства» (с натуры) самого Алексея Михайловича, а голландец Даниил Вухтерс – патриарха Никона. (см.Приложение 1, рис 1-2)

В русской же живописи в большей степени сохранились установившиеся традиции письма. Церковный собор 1667 г. строго регламентировал темы и образы, того же требовала придерживаться грамота царя Алексея Михайловича. Но при этом с самого царя писался «портрет». Недаром исследователи называют семнадцатый век противоречивым .

1672 год – в Оружейной палате создаются «Титулярники» сборники портретов русских и иностранных государей. Пока еще это были условные изображения. (см. Приложение 2, рис. 3-6)

Первые проблески реализма в живописи были поддержаны начинавшимся культурным переломом в жизни Русского государства. У кормила государственной власти оказываются люди типа А. Л. Ордын-Нащокина или Б. М. Хитрово, всемерно содействующие распространению светского просвещения и культуры. С именем Хитрово связано превращение старой царской Оружейной палаты в своего рода «Академию художеств XVII века». Все живописные работы в Оружейной палате возглавлял царский мастер Симон Ушаков, который стал одной из центральных фигур в искусстве второй половины XVII века.

8 стр., 3770 слов

Искусство Россси XVII-XVIII века

... на дальнейшую жизнь страны. Значение искусства 17 века чрезвычайно велико как для непосредственных его наследников - мастеров 18 в., так и для последующих этапов истории русского искусств. Если представители официального придворного искусства 18 ... В эти годы зарождается и жанр портрета, так называемая парсуна. Однако «обмирщение» культуры и искусства происходило в рамках, очерченных господствовавшей ...

Симон Ушаков возглавлял живописное дело в течение 30 лет (1626-1686).

Он был человеком новой эпохи, новым типом мыслителя и творца. Ушаков отказался от идущей ещё из византийского искусства традиции изображения плоскостных бестелесных образов и стремился придать изображению сходство с реальной жизнью, добиться «живоподобия», требовал от живописцев правдивого, реалистического изображения .

В его широко известной иконе «Спас Нерукотворный» хорошо заметны новые реалистические черты живописи: объемность в изображении лица, элементы прямой перспективы. Тенденция к реалистическому изображению человека и обмирщению иконописи, характерная для школы С. Ушакова, тесно связана с распространением в России портретной живописи — парсуны (персоны), изображавшей реальных персонажей. В этом явно прослеживается тенденция обмирщвление живописи. (см. Приложение 3, рис. 7)

Семнадцатый век завершает русское средневековье, и на смену приходит «русский ренессанс». Это представление о новых тенденциях в живописи звучит в лекциях Айналова Д.В. . Из этого можно выявить следующее: русских художников начинает волновать образ человека, как личности. И наравне с этим встает вопрос, каким способом, применяя какую технику можно воссоздать на плоскости портрет, приближенный к реальному образу. Техника письма была еще аналогична иконописной, то есть художники писали на досках яичными красками 8 . Но уже в этот период вводится понятие «живописности». Это подтверждает первый эстетический трактат, написанный на русском языке, «Послание некоего изуграфа Иосифа …» (опубликован в 1964), в котором развивал идеи «живоподобности». Автором этого трактата был Иосиф Владимиров, один из ведущих иконописцев, наряду с Ушаковым увлеченный реалистичностью в живописи. Послание «изуграфа» Иосифа Владимирова вызвало ответное произведение Симона Ушакова: «Слово к люботщателем иконного писания», начатое им с такого же, как у Владимирова, указания на важность этого искусства. Ушаков пытается дать классификацию искусств и говорит о той пользе, которую приносит живопись: «образы суть живот памяти, память поживших времен свидетельство, вещание добродетели, изъявление крепости, мертвых возживление, хвалы и славы бессмертие, живых к подражанию возживление, действ воспоминание».

Эти слова Симона Ушакова лучше всего говорят о значении портрета для истории государства Российского.

    1. Парсуна – переход от иконописи к портрету

      9 стр., 4025 слов

      Живопись в русской истории XVIII века

      ... уровня аскетического самопожертвования. В отличие от французских художников XVIII в., изящно обыгрывавших фривольные сюжеты античной мифологии, русская живопись не признает подобных ситуаций, хотя надо сказать, ... жанров Академии художеств исторической живописи отводилось первое место. Сейчас, во временном отдалении, мы видим, что по сравнению с искусством портрета она не достигла аналогичных ...

Для того, чтобы лучше понять, почему живописный «портрете» получает свое распространение в зарождающемся светском обществе, необходимо выявить причины, по которым портрет стал так востребован.

Согласно историческим данным,

  1. Заказ парсуны стоил очень дорого (это подчеркивало богатство заказчика)

  2. Парсуны заказывали для фамильной галереи нескольких поколений (это также подчеркивало богатство заказчика и знатность его рода)

На парсунах было принято изображать вельмож в их самых лучших нарядах и при всех наградах.

Исследователь русской культуры семнадцатого века –

Художникам-иконописцам (а других пока на Руси не было) приходится выполнять светские заказы. В связи с тем, что выполняемые ими портреты должны были соответствовать требованиям заказчика, то есть требованиям знати, художники вынуждены обратиться к западноевропейскому опыту. В их работах начинается поиск «портретности» – пока еще только внешнего сходства.

В XVII веке художники начинают писать образы видных деятелей своего времени, одним из которых был государственный и военный деятель князь Скопин-Шуйский. (см. Приложение 3, рис. 8).

Ранние парсуны писались не с натуры: этот портрет был написан после смерти князя и предназначался для его надгробия. Парсуна являлась переходом от иконы к светскому портрету и до конца XVII века воспринималась как совершенно новый жанр. Художники XVII века обучались иконописи, поэтому первые парсунные изображения сохранили иконописные традиции. Русские художники не обладали достаточным мастерством для перехода их двумерного в трехмерное пространство.

Как правило, парсуны создавались живописцами Оружейной палаты — С.Ф. Ушаковым, Ф.Е. Зубовым, И. Максимовым, Богданом (Иваном) Салтановым, К.И. Золотарёвым, И.А. Безминым, Г.Н. Одольским (Адольским), И.П. Рефусицким, М.И. Чоглоковым и другими. Но большая часть парсун не подписана. (см. Приложение 4, рис.9-14)

Учитывая эту особенность, при проведении сравнительного анализа будем ссылаться только на имена тех, кто изображен на парсуне.

    1. Литературный и живописный «портрет»

Для выполнения задачи данной исследовательской работы необходимо выявить, характеристики, определяющие литературный и живописный «портреты».

Литературные портрет в живописи – это образ собирательный, описывающий отличительные особенности образа времени. Как уже отмечалось выше, парсуны воспринимались как знак престижности, и не случайно их сравнивают со стихотворными панегириками . И, как знак престижности, парсуна несла в себе зарождающиеся признаки парадного портрета. Художников в меньшей степени интересовало лицо, как отражение внутреннего состояния, в приоритете были внешние признаки сходства: поза изображённого, пышные одежды, богатые детали, аксессуары, изображения символов рода. Само слово «панегирик», вошедшее в оборот в Петровские времена, обозначает хвалебно – восторженный отзыв, и полностью отражает назначение парсуны.

Портрет, как жанр в живописи, полностью сосредоточен на изображении конкретного человека или нескольких людей (групповой портрет).

В строгом жанровом смысле живописный портрет это изображение отдельного человека .

Живописный портрет, как мы его сейчас понимаем и воспринимаем, опирается на академические нормы и требования, появившиеся в европейском искусстве в XVII веке в эпоху Возрождения . Опираясь на требования академической живописи, можно сказать, что портрет сложен в исполнении. Исполнение такого портрета требует определенных знаний и умений. Художник должен:

  1. Знать анатомию строения человека

  2. Пропорциональные соотношения

  3. Пропорции головы и лица

  4. Соотношение частного к целому

  5. Обладать знаниями мышц тела

  6. Уметь определять индивидуальность каждого человека

При живописном изображении фигуры важно учитывать закономерности воздушной перспективы. Большое значение имеет так называемая световая перспектива. Пространственное решение фигуры обязывает близкие планы, детали решать конкретнее, внимательнее прослеживая касание фигуры с фоном, окружающими предметами. Надо внимательно анализировать, где и как смотрится фигура — четко, контрастно или мягко, каковы переходы освещенных или ярких по цвету частей, деталей в полутон, тень и т.д. Если же все очертания фигуры писать одинаково четко, то впечатление пространства не будет достигнуто.

Определив параметры различия двух понятий «портрета», дадим сравнительный анализ на примере парсуны царя Фёдора Алексеевича.1686 г. и парсун Л.Нарышкина и стольника В.Люткина. (Приложение 5 рис.15-17)

В изображении царя Фёдора Алексеевича видна некоторая двойственность парсуны: лицо юного царя написано объёмно, а одеяния и картуши («мотив» в виде свитка) решены достаточно плоскостно. Отсутствует перспектива, светотеневая передача условна. При этом очень тщательно прописаны детали одежды, что делает портрет похожим на иллюстрацию.

На парсунах Л.Нарышкина и В.Люткина уже есть попытка передать пространственную перспективу комнаты. Четко читаются первый и второй планы, присутствует тональная проработка горизонтальной и вертикальной плоскостей. На драпировках ткани прописаны складки. Фигуры композиционно вписаны, учтены особенности костюма. Художник уже начинает работать с формой и цветом, читается воздушная перспектива. Зритель может почувствовать пространство комнаты.

В то же время еще рано говорить о хорошем знании анатомии тела и пропорциональных соотношениях. Шпага стольника слегка «зависла» в воздухе, движение руки несоразмерно с предметом, который она держит.

Парсуны стольника В. Люткина

Так же можно отметить Преображенскую серию. Она включает в себя группу портретных изображений, заказанных Петром I для своего нового Преображенского дворца. Большинство персонажей серии — участники «Всепьянейшего сумасброднейшего собора всешутейшего князь-папы» — колоритного, специфического явления петровской эпохи, составлявшего часть придворной жизни того времени и созданного Петром I. Членами «собора» были люди знатных фамилий из ближайшего окружения царя. Портреты серии отличаются большей эмоциональной и мимической раскованностью, если их сравнивать с ранней парсуной. (см. Приложение 5, рис. 18)

Вывод по главе 2

Русская живопись XVII века заложила первые кирпичики для развития портретной и живописи в России. Именно в XVII веке появились художественные мастера, которые решили впервые отойти от прижившихся канонов и попробовать что-то новое, еще не прижившееся, но удивительное. С этого времени живопись начала развиваться, а не стоять на месте. Художники начали испытывать свое мастерство, изображая людей, таких, какими они были с их пороками и качествами. Это время больших перемен и знаний, которое внесло свою лепту на страницы художественной истории.

Таким образом, в XVII веке более или менее отчётливо формируется представление о том, что задачей живописи является отражение реальной действительности. В XVII веке искусство заговорило о простом, «земном» человеке. Парсуны предвосхитили расцвет русского портретного искусства в XVIII в. Однако разрозненные реалистические наблюдения ещё не составили в целом нового творческого метода, нового подхода художника к действительности. Это явилось исторической задачей искусства следующего столетия.

Заключение

В. Белинский говорил о том, что «человек — предмет вечно интересный для человека». Возможно, именно поэтому портрет вечно интересен любителям изобразительного искусства.

В XVII веке в русской живописи происходит процесс «обмирщения». Все больше и больше в жизнь русского общества проникают светские мотивы. Россия встала на новый путь, на порог новой эпохи своей истории.

Данной исследовательская работа позволила выявить этапы возникновения и формирования живописи как вида искусства.

В XVII веке в силу сложившихся исторических событий и под влиянием западноевропейского искусства в русском искусстве произошел переход от иконописи к живописи. Наиболее ярко это выразилось в портрете. Переходом от иконы к светскому портрету стала парсуна. Она стала своего рода «визитной карточкой» семнадцатого столетия и воспринималась как совершенно новый жанр. Развитие портрета как жанра в живописи прошло свой путь от портрета описательного, где важно было изобразительное перечисление всех атрибутов статусности изображаемого, до портрета живописного, подчиняющегося законам композиции.

В XVII веке произошло очень важное событие: основной темой искусства стал именно человек. Можно сделать вывод, что роль отдельной личности как человека возросла. Канонические «лики» отошли на второй план и уступили место житейским отношениям и личности в целом.

Список литературы.

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/jivopis-veka/

  1. Портрет в русской живописи XVII—первой половины XIX века. Альбом. / Автор-составитель А. Б. Стерлигов. — Гознак, М., 1985, С.152

  2. Русский исторический портрет. Эпоха парсуны. Сборник М., 2004, С. 236

  3. Айналов Д.В. История русской живописи от XVI по конец XIX столетия, лекции, 1909, С. 98

  4. Алпатов М.В. Истолкование живописных произведений. Творчество. М 1980, № 10. С. 15-21.

  5. Алпатов М.В. Краски в древнерусской живописи. Изобразительное искусство М., 1974. С. 116

  6. Брюсова В.Г. Русская живопись 17 века. Искусство, М., 1984, С. 338

  7. Брюсова В . Г . Симон Ушаков и его время // ГММК: Материалы и исследования . Вып . 7 . Русская художественная культура XVII века . М ., 1991, С. 9 19

  8. Бусева-Давыдова И.Л. Культура и искусство в эпоху перемен: Россия XVII столетия. М.: Индрик, 2008, С. 14

  9. Буслаев Ф.И. Общие понятия о русской живописи. Исследования и статьи. М., 1990, С. 378-388

  10. Волков Н. Н. Композиция в живописи. Искусство. М.,1978, С.263

  11. Гнедич П.П. Всемирная история искусств. Современник. М., 1996, С. 496

  12. Грабарь И.Э. История русского искусства. Том 6. Живопись. Допетровская эпоха. И. Н. Кнебеля, М.,1910, С. 538

  13. Жегин Л. Ф. Язык живописного произведения: (Условности древнего письма).

    Искусство. М., 1970, С. 232

  14. Ильина Т.В. История искусств. Русское и советское искусство. Высшая школа. М., 1989, С. 386

  15. Исследование и реставрация парсуны патриарха Никона, М.,2006

  16. Иосиф Владимиров. Трактат об искусстве. Древнерусская литература : хрестоматия / Сост. Н.И. Прокофьев. 3-е изд. Наука, 2005., С. 430

  17. Ключевский В.О. Курс русской истории. Историческая литература, М., 2002, С.298

  18. Леонов А.И. Симон Ушаков, 1626-1686, русский художник XVII века. Искусство. М., 1945. С. 23

  19. Лифшиц Л.И. История русского искусства. Искусство X—XVII веков. Белый город, М., 2007, С. 344

  20. Овчинникова Е.С. Портрет в русском искусстве XVII века. Материалы и исследования. М., 1955. С. 305

  21. Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живописи: Очерк основных методов/ отв. ред. Прокофьев В.Н.; АН СССР ВНИИ искусствознания МК СССР: Наука. М. 1980. С. 288

  22. Раушенбах Б.В. Системы перспективы в изобразительном искусстве. Общая теория перспективы/ Наука. М., 1986. С. 256

  1. Смирнов Г.Б. Живопись. Учебное пособие. Просвещение. М.,1975, С.140

  1. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Эксмо, М., 2009, С. 1024

  2. Черная Л. А. Русская культура переходного периода от средневековья к новому времени. — М.: Языки славянской культуры, 1999, С.304

  3. Черный В.Д. Искусство средневековой Руси, Учебное пособие. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, М.,1997. С. 432

  4. Фаворский В.А. О рисунке. О композиции. Фрунзе. Кыргызстан. 1966. С. 77

  5. Приказ Минобрнауки России от 27.10.2014 №1391 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям)» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.11.2014 №34861)

Интернет ресурсы

  1. -Парсуна. Начало 17 века

    Государственная Третьяковская галерея, Москва

  2. – статья по искусству. Автор Виктория Хан-Магомедова.

парсуна, понятия, особенности

  1. — художник Богдан Солтанов

  2. — царский титулярник 1672 г.

  3. — статьи по истории

  4. — культура 17 века

  5. Савиных М. С., Софронов Г. А. Особенности передачи образа в портретной живописи. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. С. 133–137 —

Приложение 1

Приложение  1

Рис.1. Богдан Салтанов. Алексей Михайлович в «большом наряде» (1682,ГИМ).

Приложение  2

Рис.2. Патриарх Никон с клиром. 1660-е гг.(Предположительно голландец Вхутерс).

Приложение 2

Приложение  3

Рис.3 «Царский титулярник» («Большая государева книга или Корень российских государей»),

титульный лист из экземпляра Эрмитажа) с заглавием, вписанным в круг, 1672.

Приложение  4

Рис. 4. Портрет Ивана Грозного.

Приложение  5

Рис. 5. Симон Ушаков. Древо государства Московского (Похвала Богоматери Владимирской).

1668.

Приложение  6

Рис. 6. Великий князь Владимир Святославич

Приложение 3

Приложение  7

Рис. 7. Симон Ушаков. Спас Нерукотворный.

Приложение  8

Рис.8. Парсуна Михаила Васильевича Скопина-Шуйского.

Приложение 4

Приложение  9

Рис. 9. Один из ранних образцов парсуны — оплечный портрет Ивана Грозного из Национального музея Дании. 1630 г.

Приложение  10

Рис. 10. Парсуна царя Ивана Грозного из музея Нижнего Тагила.

Приложение  11

Рис. 11. Парсуна Ермака Тимофеевича.

Приложение  12

Рис. 12. Парсуна князя Василия Васильевича Голицына.

Приложение  13

Рис. 13. Парсуны Натальи Кирилловны Нарышкиной — матери Петра I.

Приложение  14

Рис.14. Парсуна Петра I в детстве.

Приложение 5

Приложение  15

Рис.15. Парсуна царя Фёдора Алексеевича. 1686 г.

Приложение  16

Рис. 16. Парсуна — изображение стольника В. Ф. Люткина. 1697 г.

Приложение  17

Рис.17. Парсуна — изображение Л. Нарышкина.

Приложение  18

Рис. 18. Щепотев Иван Андреевич.