Русская культура XIX века: литература, искусство, музыка, наука

Контрольная работа

Актуальность темы

XIX век занимает особое место в истории русской культуры. Это время подъема отечественного просвещения, величайших научных достижений, блестящего расцвета всех видов искусства. В этот период были созданы художественные ценности, имеющие непреходящее значение не только для национального искусства, но и для мирового.

Именно в XIXв. российская художественная культура стала классической, имеющей значение бессмертного образца для всех последующих поколений людей. Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских стран, то в культурных достижениях она не только шла в уровень с ними, но во многом опережала их. В мировой фонд культуры Россия внесла замечательные произведения литературы, живописи, музыки. Русские ученые сделали выдающиеся открытия в науке и технике. Вопросы, поставленные русской культурой того времени, оказались актуальными и сейчас, и поэтому находятся в центре этических, философских размышлений современности. Подъем русской культуры был столь велик, что позволяет называть эту эпоху “Золотым веком русской культуры”.

2. Литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм — произведения и их авторы, Русская литература первой половины XIX века

классицизма

Василия Андреевича Жуковского

роман в стихах «Евгений Онегин»

М. Ю. Лермонтов, Николая Васильевича Гоголя, Виссариона Григорьевича Белинского, Русская литература второй половины XIX века

Во второй половине XIX века литература приобретает огромное значение в общественной и культурной жизни России. В литературе видели не только область художественного творчества, но и источник духовного совершенствования, арену идейных битв, залог особого великого будущего России. Отмена крепостного права, буржуазные реформы, становление капитализма, тяжелые войны, которые пришлось вести России в этот период находили живой отклик в творчестве русских писателей. К их мнению прислушивались. Их взгляды во многом определяли общественное сознание населения России того времени.

критический

Иван Сергеевич Тургенев, И. А. Гончарова, Льва Николаевича Толстого, А. Н. Островского, М. Е. Салтыков, Федор Михайлович Достоевский, Антона Павловича Чехова, Николая Алексеевича Некрасова, Ф. И. Тютчева

3. Развитие искусства и архитектуры

Орест Адамович Кипренский, Алексей Гаврилович Венецианов, Карл Павлович Брюллов, Александра Андреевича Иванова, И. К. Айвазовский

II половины XIX в

15 стр., 7108 слов

Русская культура второй половины XIX века

... мастера искусства в своём творчестве. Практическая значимость, Структура и объем работы. 1. Исторические условия развития культуры во второй половине XIX века., .1 Исторические условия развития культуры во второй половине XIX века В сфере культуры вторая половина XIX века стала ...

Василий Григорьевич Перов

В. Г. Перов был талантливым портретистом. К 60-70-м гг. относятся замечательные портреты Ф. М. Достоевского, А. Н. Островского, И. С. Тургенева.

И. Н. Крамской, Иван Николаевич Крамской

«Христос в пустыне»

В. В. Верещагина

Небывалого расцвета достиг пейзаж . Пейзажная живопись превратилась в одну из передовых областей развития художественного творчества, жанр этот был поднят на новую высоту. Пейзаж II половины XIX — начала ХХ вв. — это уже не просто изображение «видов ландшафтов», а живопись, через образы природы передающая тончайшие движения человеческой души. Величайшими мастерами пейзажа в России были А. К. Саврасов («Грачи прилетели» 1871 г.), И. И. Шишкин («Сосновый бор» 1873 г., «Рожь» 1878 г.), А. И. Куинжи («Березовая роща» 1879 г., «Лунная ночь на Днепре» 1880 г.), В. Д. Поленов («Московский дворик» 1878 г.), И. И. Левитан («Вечерний звон» 1892 г., «Весна. Большая вода» 1897 г.), К. А. Коровин («Зимой» 1894 г. «Париж. Бульвар капуцинок» 1906 г.).

«Бурлаки на Волге»

Василия Ивановича Сурикова, В. М. Васнецов, Русская архитектура XIX века.

русским ампиром

Вид греческого храма придал зданию Биржи архитектор Ж. Тома де Томон (1760 — 1813. Монументально-лаконичный силуэт, мощная дорическая колоннада Биржи в сочетании с поставленными по краям ростральными колоннами организуют не только ансамбль стрелки Васильевского острова, разделяющей два русла Невы перед ее впадением в Финский залив, но и влияют на восприятие как Университетской, так и Дворцовой набережных.

Адмиралтейства, Карла Ивановича Росси, В. П. Стасов, Осип Иванович Бове

Во второй половине века в архитектуре происходят значительные изменения. Единство стиля, соблюдавшееся до II половины XIX в., уступило место эклектике (смешению стилей).

Распространенным приемом стала стилизация — возводя новые здания, архитекторы придавали их внешнему облику черты архитектурных стилей минувших эпох.

Исаакиевского собора

К. А. Тон

И. П. Ропет

4. Развитие музыкального искусства, Михаила Ивановича Глинки, Александр Сергеевич Даргомыжский, А. А. Алябьев

«Могучей кучки»

Петр Ильич Чайковский

5. Достижения отечественной науки

Существенные достижения ознаменовали исследования как в фундаментальных областях науки, так и в прикладных, развитие которых было обусловлено производственными потребностями. Ведущими научными центрами были Академия наук и Московский университет. Наряду с ними большую роль в науке играли недавно образованные университеты — прежде всего Петербургский, Казанский и Дерптский. Помимо Академии наук и университетов значительную роль в развитии русской науки играли различные научные общества: одно из старейших в мире Русское географическое общество, основанное в 1845; Императорское общество истории и древностей российских, Археологическое общество, Математическое общество и др.

9 стр., 4223 слов

По истории «Развитие культуры в России»

... и т.д. Радикальным образом вопросы развития культуры ставятся в наше время именно потому, что эти вопросы поставлены самой жизнью нашего общества, ориентиры на качественно новое его состояние ведут ... и развития культуры, даже при наличии в ней большого творческого (и одновременно негативного по отношению к традиции) потенциала. В качестве живого примера можно привести культурные трансформации России ...

Николай Иванович Лобачевский, Н. Н. Зинину, В. В. Петров, В. Я. Струве, Н. И. Пирогова, И. Ф. Крузенштерн

«История государства Российского»

М. П. Погодин

физиологии

Александр Михайлович Бутлеров, Пафнутия Львовича Чебышева, А. Г. Столетов, П. П. Семеновым

«История России с древнейших времен»

«Толкового словаря живого великорусского языка»

6. Заключение

Несмотря на то, что в истории практически нет эпох, которые не оказали бы сильнейшего влияния на последующий ход развития культуры, XIX век в России можно назвать самым ярким ее этапом. Это период роста национального самосознания, сформировавшегося в процессе борьбы против французского нашествия. Но одновременно с этим складывается и развивается резко критический взгляд на социальное устройство российской действительности. Результатом становится декабристское восстание, продемонстрировавшее появление нового менталитета русской интеллигенции и в определенной мере ознаменовавшее выделение этого слоя общества.

Особого расцвета достигает в XIX веке русское искусство, во всех своих видах и формах явившее миру великие имена гениев мирового масштаба. В искусстве всего за одно столетие осуществился процесс развития самых различных стилей и направлений от классицизма до реализма.

Таким образом, русская культура второй половины XIX столетия вправе гордиться великими именами. Классического совершенства достигли литература, живопись и музыка. Произведения гениев русского искусства позволили раскрыть необъятный мир человеческой личности. Метод реализма был первой попыткой в познании этого мира. В русской культуре XIX века сформировались все предпосылки современной культуры России.

7. Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kontrolnaya/na-temu-literatura-i-izobrazitelnoe-iskusstvo-veka-v-rossii/

1) Головашин В.А. Очерки истории русской культуры. Культурология. 3-е изд., перераб. и доп. Тамбов: ТГТУ, 2004. 240 с.

2) Долгов В.В. Краткий очерк истории русской культуры с древнейших времен до наших дней. Ижевск: «Удмуртский университет», 2001. 196 с.