Художественные направления в культуре Европы XIX века

Курсовая работа

Содержание

Цель данной курсовой работы — рассмотреть разнообразные художественные направления в культуре Европы XIX века.

В соответствии с указанной целью были поставлены основные задачи:

1) изучить культуру Европы первой половины XIX века;

2) изучить новые направления, возникшие в западноевропейской культуре второй половины XIX века.

В первой главе курсовой работы мною будут рассмотрены такие направления культуры Европы первой половины XIX века как классицизм, романтизм, реализм, натурализм.

В второй главе — направления культуры Европы второй половины XIX века — импрессионизм, постимпрессионизм, символизм.

Особенность развития западной культуры XIX в. — исключительное разнообразие видов, направлений и жанров художественного творчества. Классицизм, романтизм, реализм, символизм, натурализм, импрессионизм и постимпрессионизм — таковы основные направления, охватившие практически все виды искусства, литературы, музыки Западной Европы. Продолжительность и сила этих видов влияния были различными. Воскресенская Н. О. Культурология. — История мировой культуры. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, Единство, 2003. — с. 440

Начало XIX века ознаменовано такими противоположными течениями, вступающими в конфликт даже между собой, как неоклассицизм и романтизм. К концу 30-х годов между неоклассицизмом и романтизмом уступает место вопросу о социальной значимости искусства. Мир хотят изображать «таким, как он есть».

Во Франции художники Барбизонской школы создают картины сцен современной жизни. Выражение реализма в литературе и искусстве совпадает с появлением фотографии, которая быстро развиваться благодаря работам Ньепса, Фокса Толбота и Дагера. Новый социальный и психологический реализм проникает и в европейский театр, где заметным событием являются пьесы Ибсена, Бьернсона, Стриндберга и Чехова. Романы этого периода отмечены психологическим реализмом и натурализмом Золя.

Реалистическое изображение пейзажей, изобретение фотографии и появление японских эстампов в Европе явились теми факторами, которые способствовали зарождению импрессионизма — движения, пытавшегося выразить моментальное впечатление от увиденного, от поверхности и пространства, растворенных в свете и красках. В 80-е годы некоторые художники, в том числе Сезанн, Ван Гог и Гоген, выступая против импрессионизма, делают попытку вернуться к более постоянным формам, композициям и сюжетам. Альберт Жак, Бендер Йохан и др. История Европы. — М.: «Просвещение», 1996. — с. 315

14 стр., 6706 слов

Изобразительное искусство XX века. Основные направления

... характерна непрерывная линия развития при всем том, что и оно знало и знает формалистические субъективно-эстетические течения. В изобразительном же искусстве ... монументально-декоративной живописи первой половины XX в. Вместе с ... и натюрморты начала века, веселые и яркие, ... культуры XX в. ярко прослеживаются на искусстве Франции. Во французской литературе XX в. для реалистического направления ...

Исследуемая мною тема курсовой работы представляется в работах таких авторов как Эренгросс Б. А., Маркова А. Н., Садохин А. П.. Грушевицкая Т. Г. Кравченко А. И. и др. Таким образом, определив цель и задачи, переходим к рассмотрению культуры Европы XIX века.

Глава 1. Культура Европы первой половины XIX века

Художественная культура XIX в. развивалась под воздействием разнообразных политических, экономических, социальных, религиозных, национальных факторов. Особенное значение для ее развития имела Великая французская революция, провозгласившая идеи свободы, равенства, братства. Революция поставила задачу подготовки общество принять великую идею единой человеческой семьи. В истории человечества это была новая идея, новый идеал.

Поскольку практика значительно расходилась с провозглашенными революцией идеалами, искусство, развивающееся в этот период, критически осмысливало действительность, поэтому для художественной культуры XIX столетия характерен критицизм.

Ведущее положение из всея видов художественного творчества заняла литература, которая определяла художественную жизнь этого столетия.

Помимо искусства слова, XIX в. создал великолепные образцы музыкальных и сценических творений. В музыке достигли высот оперное и балетное искусства, о также симфонические произведения.

В области пластических искусств наивысшие достижения принадлежат живописи. Искусствовед Лионелпо Венгури отмечал: «… по своему числу и мастерству гениальные живописцы XIX века могут выдержать сравнение с живописцами любого из предшествовавших веков».

В XIX в. окончательно выделилась в самостоятельный вид изобразительного искусства графика, чему способствовало изобретение литографии — гравюры на камне.

Особенностью развития культуры и искусства XIX в. является разнообразие художественных направлений и стилей, методов и форм, которые менялись буквально каждое десятилетие.

Развитие отдельных видов искусства осуществлялось неравномерно по стропам. Если по масштабу и уровню развития музыкального искусства первенствовали Италия, Германия и Франция, то по литературному творчеству — Франция, Англия. Наивысшие достижения в живописи дали Франция и Испания.

Нес в себе XIX в. и потери, как в определенных направлениях искусства, так и в достижениях отдельных стран.

Преобладание критического миросозерцания предопределило невозможность создания большого архитектурного стиля. Искусствоведы считают последними достижениями выдающиеся архитектурные ансамбли неоклассического стиля, созданные на рубеже XVIII—XIX веков. В XIX в. успехи утилитарного градостроительства не содержали в себе прогресса художественного зодчества — царили эклектика и заимствование прежних архитектурных стилей.

То же произошло с монументальной скульптурой. Лучшее из созданного ваятелями XIX в. относится к жанру станковой скульптуры.

Из того немногого, что явила архитектура, лучшее достигнуто в Англии, в искусстве скульптуры — во Франции.

Несмотря на многообразие стилей, сложившихся в XIX в., первенствующим считается реалистическое художественное направление, давшее блестящие результаты во всех видах искусства и литературы. Маркова А. Н. Культурология. История мировой культуры. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. — с. 441

34 стр., 16685 слов

Развитие образа Омска в пейзажной живописи Г.С. Баймуханова

... культуры города, тенденции в развитии пространственных координат города, градус общественной деятельности горожан. Во второй главе проводится анализ становления и развития художественного образа Омска в творчестве омских художников ... продуктивной, для исследования регионального искусства, стала концепция культурного ландшафта ... тенденции соцреализа и сурового стиля. Литературу, посвященную данной ...

Как художественный стиль классицизм (от лат. classicus — образцовый) начал складываться в европейском искусстве в XVII в. его важнейшей чертой было обращение к принципам античного искусства: рационализму, симметрии, направленности, сдержанности и строгому соответствию содержания произведения его форме. Сложился этот стиль во Франции, отразив утверждение в этой стране абсолютизма. В развитии классицизма выделяют два этапа: XVII в. и XVIII — начало XIX в. Классицизму были присущи черты утопизма, идеализации и отвлеченности, которые в период его упадка усилились. В середине XIX в. классицизм переродился в безжизненный академизм. Маркова А. Н. Культурология. История мировой культуры. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. — с. 405

Особенно ярко вырождение классицизма видно в изобразительном искусстве и архитектуре, где в первой трети XIX в. господствовал новый классицистический стиль «ампир» (империя).

В основе его лежало естественное в эпоху республики стремление придать любому произведению величие и героическую простоту античных памятников. Постройки, начатые во времена Республики, заканчивались позднее, часто меняли свое назначение, и суровость классики нередко превращалась в бессодержательный декоративный канон. Тяга монархических режимов периода реакции к репрезентативности загромоздила декоративными элементами первоначальную чистоту стиля. Чересчур массивные декорируемые плоскости покрывали трофеями, касками, знаменами. После египетского похода Наполеона орнамент пополнился сфинксами и львами, а декоративно-прикладном искусстве стали использоваться шеи, лапы, когти львов, грифов, химер в качестве ручек, ножек, подставок. В стиле ампир оформлялись и интерьеры. Залы обставлялись на античный манер — прямые длинные кушетки, неудобные кресла, кровати, похожие на саркофаги, белые алебастровые вазы, вместо шелковых обоев — красное дерево и бронза. Разительные перемены произошли в одеждах и прическах, все стало «а ля антик» — женские платья уподобились хитонам, волосы убраны на греческий манер, француженки обули сандалии. Новый классицизм распространился и в других странах Европы, привыкших следовать французской моде, несмотря на ненависть к захватнической армии Наполеона. Зарецкая Д. М., Смирнова В. В. Мировая художественная культура. — М.: Изд. центр АЗ, 1998. — с. 279

1.2 Романтизм

Грандиозные социальные катаклизмы, потрясшие сначала Францию, а затем всю Европу, нельзя было воспринимать рассудочно, аналитически бесстрастно. Разочарование в революции как способе изменения социального бытия вызвало резкую переориентацию самой общественной психологии, поворот интереса от внешней жизни человека и его деятельности в обществе к проблемам духовной, эмоциональной жизни личности.

Попытки преодоления односторонности рационализма и моделирование целостной, гармонической личности в художественной культуре предопределили главные направления ее развития в XIX в. Оно пошло сначала по пути романтизма.

Романтизм — это не просто стиль, подобный классицизму или барокко, это общекультурное движение, культурно-исторический тип, охватывающий самые разнообразные явления — от философии и политической экономии — до моды на прически и костюмы. Но всех их объединяет одно: конфликт с действительностью, отвергавшейся с позиций высшего идеала. Драя Г. В. Культурология. — Ростов н/Д: «Феникс», 1996. — с. 269

15 стр., 7433 слов

Романтизм в русском искусстве XIX века

... периоду культурной жизни России - XIX веку, освещает развитие образования, литературы, изобразительного искусства, театра. Явление романтизма рассматривается в этом труде очень подробно и доступно. Структура исследования: курсовая работа состоит ...

В художественной жизни первой половины XIX в. преобладал романтизм, отразивший разочарование в идеологии Просвещения, романтизм был реакцией на результаты Великой Французской революции, не оправдавшей возлагавшихся на нее надежд. Романтизм как течение в художественной жизни получил распространение в разных странах и вовлек в свою орбиту различные виды искусств. Более того, романтизм стал особым мировоззрением и образом жизни. Романтический идеал личности, не понятой обществом, формирует манеру повеления его высших слоев.

Для романтизма характерно противопоставление двух миров: реального и воображаемого. Реальная действительность рассматривается как бездуховная, негуманная, недостойная человека и противостоящая ему. «Прозе жизни» реального мира противопоставляется мир «поэтической реальности», мир идеала, мечты и надежды.

Видя в современной ему действительности мир пороков, романтизм пытается найти выход для человека. Этот выход — одновременно и уход от общества в разных вариантах.

Романтический герой уходит в собственный внутренний мир, мир страстей и переживаний, мир вымысла и грез. Необыкновенная любовь, любовь — страсть, любовь — трагедия является доказательством уникальности духовного мира романтического героя и его неспособности принять законы утилитарного и бездушного мира.

Уход от мира можно совершить не только в глубины собственного «Я», но и за пределы реального пространства. Мир природы способен и отразить бурные романтические чувства, и успокоить их. Бегство в экзотические страны, в иные регионы также является вариантом ухода.

Еще одним направлением ухода может быть уход в иное время. Романтизм начинает идеализировать прошлое, в особенности Средневековье, видя в нем иную реальность, культуру, ценности которой не сравнимы с утилитарностью современного общества.

Особенно высоко ценит романтизм незаурядность личности художника. В эстетике романтизма искусство обладает такими возможностями для понимания жизни, как прозрение и интуиция. Однако наделен этими способностями далеко не всякий человек, они свойственны лишь художнику, способному проникнуть в суть вещей. Толпа не может понять прозрений художника и он оказывается в глубоком противоречии с обществом. Эренгросс Б. А. Мировая художественная культура. — М.: Высшая шк., 2001. — с. 309

Нравственно-эстетический пафос романтизма связан, прежде всего, с утверждением достоинства человеческой личности, самоценности ее духовно-творческой жизни. Это нашло выражение в образах героев романтического искусства, которому свойственны изображение незаурядных характеров и сильных страстей, устремленность к безграничной свободе. Революция провозгласила свободу личности, но та же революция породила дух стяжательства и эгоизма. Эти две стороны личности (пафос свободы и индивидуализм) весьма сложно проявились в романтической концепции мира и человека.

Романтики отрицали необходимость и возможность объективного отражения действительности. Поэтому они провозгласили основой искусства субъективный произвол творческого воображения. Сюжетами для романтических произведений избирались исключительные события и необычайная обстановка, в которой действовали герои.

3 стр., 1327 слов

Реферат мир искусства

... журнал «мир искусства» ^ Художественная ориентация группы «мир искусства» была связана ... к «провинциальной» теме. Художники группы «Мир искусства» были по-своему увлечены ... Мира искусства", "Ослинный хвост", "Маковец", основатель "Цеха живописцев". После революции оъединение художников "мир искусства" распалось на ... мир. Евгений Евгеньевич Лансере (1875— 1946) предпочитал изображать картины русской жизни ...

Зародившись в Германии, где были заложены основы романтического мировоззрения и романтической эстетики, романтизм стремительно распространяется по всей Европе. Он охватил вес сферы духовной культуры; литературу, музыку, театр, гуманитарные науки, пластические искусства. В первой половине XIX в. в Европе существовала романтическая философия: Иоганн Готлиб Фихте (1762—1814), Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775—1854), Артур Шопенгауэр (1788—1860) и Сёрен Кьеркегор (1813—1855).

Но вместе с тем романтизм уже не был универсальным стилем, каким был классицизм, и не затронул существенным образом архитектуру, повлияв в основном на садово-парковое искусство, зодчество малых форм. Маркова А. Н. Культурология. История мировой культуры. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. — с. 410

Хотя романтизм как конкретно-историческое направление просуществовал недолго, но идеи романтизма, принципы его художественного метода, так или иначе, обнаруживаются на всех последующих этапах развития художественной культуры. Левчук А. Т., Кучерюк Д. Ю., Панченко В. И., Русин М. Ю. Эстетика. — К.: Выща шк., 1991. — 229

Романтики основным содержанием своего искусства сделали духовный облик человека. Они воспевали борьбу за свободу личности, их привлекали сильные и мятежные характеры. Типичный романтический герой — это человек с сильными чувствами, бунтарь, бросающий вызов обществу. Таков Каин и Чайльд Гарольд у Джорджа Байрона, Конрад Валленрод у Адама Мицкевича. Так как культура Европы XIX века окружающая действительность не всегда давала возможность писателям и художникам найти в современном мире прообразы своих героев, они обращались к истории (прежде всего к средневековью), к сказкам и легендам. Романтизм породил исторический роман и историческую драму (Виктор Гюго, Вальтер Скотт, Александр Дюма).

Особое место среди писателей-романтиков принадлежит Эрнсту Теодору Амадею Гофману (1766-1822).

Гофман остро ощущал внутренне неустойчивый характер своего времени и полагал, что только фантастика и гротеск могут вскрыть сущность реальности. Художественное пространство гофманских сказок («Крошка Цахес» и др.) населяют феи, волшебники, гномы, драконы. Они существуют рядом с реальными людьми — чиновниками, купцами, рыночными торговками, студентами. Действие гофмановских произведений нередко протекает одновременно в двух планах — бытовом, реальном и вымышленном, фантастическом, причем причудливые фантазии для него не бегство от пошлости и скуки самодовольного ханжеского мира, а подрыв его изнутри («Житейские воззрения кота Мурра»).

Гофман был одним из последних немецких романтиков и в то же время первым реалистом.Карпушина С. В. Карпушин В. А. История мировой культуры. — М.: «Nota Bene», 1998. — с. 453

В XIX в. впервые в истории человечества устанавливается всемирная система хозяйствования и в сферу общественного производства включаются самые различные пласты действительности. Соответственно расширяется и предмет искусства: в него втягиваются, приобретая эстетическую ценность и общественные процессы (социологический анализ), и тончайшие нюансы человеческой психологии (психологический анализ), и природа (пейзаж), и мир вещей (натюрморт).

6 стр., 2845 слов

Романтизм и реализм в художественной культуре Европы

... Европе. Таким образом, в целом романтизм способствовал более углубленному философскому познанию, многостороннему художественному обобщению процесса развития человека и мира со всеми свойственными им противоречи­ями. Он обогатил культуру ... от внешней жизни человека и его деятельности в обществе к проблемам духовной, эмоциональной жизни личности. романтизма Романтическому искусству свойственны: ...

Претерпел глубокие изменения и главный предмет искусства — человек, общественные связи которого приобретают всеобщий, поистине всемирный характер. Все эти изменения вызвали к жизни новый тип художественной концепции мира, воплотившийся в реализме, который сформировался как направление в 30-40-е гг. XIX в.

В реалистическом освещении явления действительности предстают во всей их сложности, многогранности и богатстве эстетических свойств. Принципом обобщения становится типизация. Правдивость деталей и показ типических характеров, действующих в типических обстоятельствах, — главный принцип реализма.

К середине столетия реализм становится господствующим направлением в европейской культуре.

Реализм возник во Франции и Англии в условиях утвердившихся капиталистических отношений. Социальные противоречия и недостатки капиталистического строя определили резко критическое отношение к нему писателей-реалистов. Они обличали стяжательство, вопиющее неравенство, эгоизм, лицемерие. По своей идейной целенаправленности он становится критическим реализмом. Вместе с тем творчество великих писателей-реалистов пронизано идеями гуманизма и социальной справедливости. Маркова А. Н. Культурология. История мировой культуры. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. — с. 421 Вершина, высшая точка развития западноевропейского реализма — творчество Оноре де Бальзака.

История реализма как направления в искусстве связана с пейзажной живописью Франции, с так называемой барбизонской школой. Барбизон — деревня, куда съезжались художники для написания сельских пейзажей. Они открыли красоту природы Франции, красоту труда крестьян, что явилось освоением реальности и стало новизной в искусстве. К барбизонской школе относится творчество Т. Русо, Ж- Дюпре, Ш. Добиньи и др. Близко к ним по тематике стоят К. Коро, Ж- Милле. Главой реалистического направления стал Гюстав Курбе. Исторические события, происходившие во Франции начиная с революции 1830 г. и кончая Парижской коммуной, франко-прусской войной, нашли отражение в творчестве художника-графика Оноре Домье. Его творчество получило популярность благодаря появлению литографии, т. е. возможности тиражирования графических произведений искусства.

1) изучить культуру Европы первой половины XIX века;

2) изучить новые направления, возникшие в западноевропейской культуре второй половины XIX века.

Итак, направления в культуре Европы первой половины XIX века были: классицизм, романтизм, реализм, натурализм.

Классицизм в изобразительном искусстве, музыке, литературе — это стиль, основанный на следовании принципам античного греческого и римского искусства: рационализма, симметрии, целенаправленности, сдержанности и строгом соответствии содержания его форме. Во времена Наполеона классицизм переродился в стиль ампир — более тяжеловесный и торжественный. Позднее классицизм выродился в академизм.

Романтизм ставит во главу угла воображение, эмоциональности и творческую одухотворенность художника. Романтизм в искусстве и литературе имеет общие свойственные черты: неприятие современной им буржуазной, мещанской действительности, противопоставление прозе существующего мира мир идеального. Ночной жанр становится любимым в творчестве художников-романтиков. Портретная живопись приобретает особое значение. Художники стремятся изобразить внутреннюю работу мысли, самоуглубление, чувственную индивидуальность. Наряду с романтизмом в 40- е гг. в. складывается и утверждается как самостоятельное течение реализм.

17 стр., 8250 слов

Реализм в литературе реферат кратко

... мира. Р. — то направление в искусстве, в котором природа искусства как особого рода познавательной деятельности наиболее ясно выражена. В общем и целом реализм является художественной параллелью материализма. Но художественная литература ... «практического материализма». В социалистическом реализме художественный образ становится действенным орудием изменения мира, направленным в конечном счете волей ...

Реализм как художественный метод возник в недрах романтизма в первой трети XIX в., когда в Европе утверждается принцип правдивого изображения как оппонент романтизму. Реализм, наряду с романтизмом, утверждался в 30 — 40-е гг. XIX в., в художественной литературе и изобразительном искусстве, но к середине XIX в. он становится господствующим направлением во всей европейской художественной культуре. Реализм в литературе, искусстве — это правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества.

Поэтому в реализме предметом изображения становится не мир фантазий и мечты, а современная действительность.

В 80-е гг. XIX в. на базе реализма возникает натурализм.

Натурализм творческое направление в литературе, изобразительном искусстве, театре, кино. Для натурализма характерно сознательно откровенное изображение физиологических проявлений человека, сцен насилия и жестокости, бесстрастно наблюдаемых и описываемых художником. Ведущим признаком натурализма является подчеркнутая «фотографичность» художественной формы, будь то в литературе, живописи или кино.

Новыми направлениями западноевропейской культуры XIX века были импрессионизм, постимпрессионизм, символизм.

Сущность импрессионизма состоит в стремлении передать непосредственное впечатление от окружающего мира. Основоположником направления был Эдуард Мане, но признанным его лидером стал Клод Моне. Импрессионизм положил начало новому восприятию окружающего мира, позволил ощутить прелесть каждого мгновения жизни и оказал огромное влияние на появление новых направлений в искусстве.

Известные представители постимпрессионизма — Поль Сезанн, Винсент Ван Гог, Поль Гоген. Постимпрессионисты, в отличие от импрессионистов, сделали акцент скорее на дисгармоничности мира, диссонансах, живописных и социальных.

Символизм делает акцент на художественном выражении посредством неких намеков, символов, находящихся за пределами чувственного восприятия, на иносказательности. Зачинателями символизма во Франции были поэты Шарль Бодлер, Поль Верлен и многие другие.

Таким образом, несмотря на все многообразие направлений, которые сложились в Европе в XIX веке, главным считается реалистическое художественное направление, давшее блестящие результаты во всех видах искусства и литературы.