Усвоение основ живописи дошкольниками в процессе работы красками

Курсовая работа

Об эстетическом воспитании дошкольников написано много интересных и ценных в методическом отношении книг и статей. Но сегодня возникла необходимость взглянуть на предшествующий опыт с современных позиций, актуализировать некоторые проблемы. В последние годы уделяется все больше внимания вопросам взаимосвязи искусств в педагогическом процессе (работы А.Н. Бурова, С.М. Каган, П.М. Якобсона, Б.П. Юсова, Р.М. Чумичева, Г.И. Хризман и др.).

В психологических и педагогических исследованиях вскрываются особенности умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте, в том числе в ходе изобразительного творчества.

Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятия изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.

Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Рисование имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Оно способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей.

В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте.

В работе Запорожца А.В., Давыдова В.В., Подъякова Н.Н. установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и рисовании, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в обратной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развиваются умения самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.

Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфичными видами изобразительного творчества, в том числе и рисованием.

Эта проблема актуальна на сегодняшний день. Это подтверждается тем, что работа по рисованию в современных условиях педагогического процесса вынесена за рамки занятий, и практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что не способствует формированию и развитию у детей ЗУН по рисованию.

13 стр., 6325 слов

Эстетическая деятельность и ее формы

... культуры. Одной из форм эстетической деятельности есть искусство, где эстетический компонент показывается доминирующим, потому что есть носителем эстетического наслаждения. Искусство тесно связано ... Современное производство обусловило видение такового эстетического феномена как дизайн. Дизайн - это самостоятельная сфера эстетической деятельности. Дизайн - вид художественно-технической деятельности ...

Для понимания значения рисования, использования рисования в качестве занимательных занятий с материалами по живописи (красками) была предпринята работа над курсовой, так как цвет характерное изобразительное выразительное средство живописи, благодаря которому художник имеет возможность передавать все многообразие окружающего мира (богатство цветовых оттенков, эмоциональное воздействие цвета на зрителя).

В то же время в рисунке имеет значение композиция, ритм цветовых пятен.

Цвет в рисунке наиболее яркое средство, привлекающее внимание детей, эмоционально воздействующее на их чувства (Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, В.С.Мухина).

Тяготение детей к ярким чистым цветам придают их рисункам выразительность, праздничность, яркость, свежесть. Восприятие детьми пейзажа, натюрморта (в живописи), характерных по содержанию и выразительности графических рисунков, способствует формированию образности в их творчестве. Поэтому при формировании художественно-образного начала главное внимание, уже начиная с раннего возраста, направлено на цвет как выразительное средство, с помощью которого можно передать настроение, свое отношение к изображаемому.

Наблюдения педагогической практики в старшей группе показали, что дети очень любят выполнять работы красками, но изобразительные навыки детей по рисованию оцениваются на низком уровне, поэтому для осознанной работы над содержанием курсовой были выдвинуты следующие задачи:

1) изучение научной литературы по проблеме организации и проведения работы по развитию изобразительного творчества в рисовании.

2) разработка форм и содержания занимательных занятий по использованию нетрадиционных техник в живописи.

Глава I. РАБОТА С КРАСКАМИ КАК ОСВОЕНИЕ ОСНОВ

ЖИВОПИСИ

1. Понятие «живопись»

Живопись (от рус. живо и писать) вид изобразительного искусства, заключающийся в создании картин, живописных полотен, наиболее полно и жизнеподобно отражающих действительность.

Произведение искусства, выполненное красками (масляными, темперными, акварельными, гуашевыми и др.), нанесенными на какую-либо твердую поверхность, называется живописью. Главное выразительное средство живописи цвет, его способность вызывать различные чувства, ассоциации, усиливает эмоциональность изображения. Необходимый для живописи цвет художник обычно составляет на палитре, а затем превращает краску в цвет на плоскости картины, создавая цветовой порядок колорит. По характеру цветовых сочетаний он может быть теплым и холодным, веселым и грустным, спокойным и напряженным, светлым и темным.

36 стр., 17958 слов

Художественно-графический факультет Кафедра живописи «Передача ...

... Структура дипломной работы: Дипломная работа состоит из трех частей. В первой части рассматриваются теоретические основы пейзажной живописи. ... элементы средств выражения, создания художественного образа (составные элементы целостного изобразительного языка): рисунок, цвет, ... Практическая работа по написанию пейзажных работ проводилась на пленэре, в мастерской, дома. Практическая работа с детьми ...

Образы живописи очень наглядны и убедительны. Живопись способна передавать на плоскости объем и пространство, природу, раскрывать сложный мир человеческих чувств и характеров, воплощать общечеловеческие идеи, события исторического прошлого, мифологические образы и полет фантазии.

В отличие от живописи как самостоятельного вида изобразительного искусства, живописный подход (способ) может использоваться и в других его видах: в рисунке, графике и даже в скульптуре. Сущность живописного подхода заключается в изображении объекта во взаимосвязи с окружающей его пространственной световоздушной средой, в тонкой градации тональных переходов.

Многообразие объектов и событий окружаю ­ щего мира, пристальный интерес к ним худож ­ ников привели к возникновению на протяжении XVII-XX вв. жанров живописи: портрета, натюрморта, пейзажа, анималистического, бытового (жанровая живопись), мифологического, исторического, батального жанров. В произве ­ дениях живописи может встречаться сочетание жанров или их элементов. Например, натюрморт или пейзаж могут удачно дополнять портретное изображение.

По техническим приемам и используемым материалам живопись можно разделить на сле ­ дующие виды: масляная, темперная, восковая (энкаустика), эмаль, клеевая, водяными красками по сырой штукатурке (фреска) и др. В некоторых случаях трудно бывает отделить живопись от гра ­ фики. Произведения, выполненные акварелью, гуашью, пастелью, могут относиться и к живописи, и к графике.

Живопись может быть однослойной, выполня ­ емой сразу, и многослойной, включающей под ­ малевки и лессировки, наносимые на просохший красочный слой прозрачные и полупрозрачные слои краски. Этим достигаются тончайшие нюансы и оттенки цвета.

Важными средствами художественной выра ­ зительности в живописи являются, кроме цвета (колорита), пятно и характер мазка, обработка красочной поверхности (фактура), валеры, пока ­ зывающие тончайшие изменения тона в зависи ­ мости от освещения, рефлексы, появляющиеся от взаимодействия лежащих рядом цветов.

Построение объема и пространства в живописи связано с линейной и воздушной перспективой, пространственными свойствами теплых и холодных цветов, светотеневой моделировкой формы, передачей общего цветового тона полотна. Для создания картины, кроме цвета, необходимы хороший рисунок и выразительная композиция. Художник, как правило, начинает работу над полотном с поиска наиболее удачного решения в эскизах. Затем в многочисленных живописных этюдах с натуры он прорабатывает необходимые элементы композиции. Работа над картиной может начинаться с выполнения рисунка ком ­ позиции кистью, подмалевка и непосредственно написания полотна теми или иными живописными средствами. Причем даже подготовительные эскизы и этюды порой имеют самостоятельное художественное значение, особенно если принад ­ лежат кисти известного живописца.

3 стр., 1031 слов

Музыкальная живопись и живописная музыка

... «живописная музыка» это та, которая настолько ярко и убедительно передает настроения композитора от картины природы, что мы начинаем, словно бы видеть эти картины, а «музыкальной живописью» называют живопись, ... не было. Его придумал Мусоргский, оживив пейзаж. Задумчивая, плавная мелодия звучит на фоне размеренного, однообразного аккомпанемента. Она вызывает созерцательное лирическое настроение. От ...

Живопись очень древнее искусство, прошедшее на протяжении многих веков эволюцию от на ­ скальных росписей палеолита до новейших течений живописи XX в. Живопись обладает широким кругом возможностей воплощения замысла от реализма до абстракционизма. Огромные духовные сокровища накоплены в ходе ее развития.

В античную эпоху возникло стремление к воспроизведению реального мира таким, каким его видит человек. Это вызвало зарождение принципов светотени, элементов перспективы, появление объемно-пространственных живописных изображений. Раскрылись новые тематические возможности отображения действительности живописными средствами. Живопись служила для украшения храмов, жилищ, гробниц и других сооружений, находилась в художественном единстве с архитектурой и скульптурой.

Средневековая живопись была преимуще ­ ственно религиозного содержания. Она отличалась экспрессией звучных, в основном локальных цветов, выразительностью контуров.

Фон фресок и картин, как правило, был услов ­ ным, отвлеченным или золотым, воплощающим в своем таинственном мерцании божественную идею. Значительную роль играла символика цвета.

В эпоху Возрождения ощущение гармонии мироздания, антропоцентризм (человек в центре вселенной) отразились в живописных компози ­ циях на религиозные и мифологические темы, в портретах, бытовых и исторических сценах. Возросла роль живописи, выработавшей научно обоснованную систему линейной и воздушной перспективы, светотени.

Процесс развития европейской живописи в XVII-XVIII вв. усложняется, складываются национальные школы, каждая со своими традициями и особенностями. Живопись провозглашала новые социально-гражданские идеалы, углубля ­ лись психологическая проблематика, ощущение конфликтного взаимоотношения личности и окружающего мира. Обращение к многообразию реальной жизни, особенно к повседневному окружению человека, привело к четкому формированию системы жанров: пейзаж, натюр ­ морт, портрет, бытовой жанр и т. д. Формировались различные живописные системы: динамичная живопись барокко с характерной для нее незам ­ кнутой, спиралевидной композицией; живопись рококо с игрой изысканных нюансов цвета, светлых тонов; живопись классицизма с четким, строгим и ясным рисунком.

2 стр., 823 слов

Сочинения | «Мир как красота» в лирике Фета

... нужные слова, сделать ощущение от красоты почти осязаемым. Несмотря на узконаправленную тематику, на ограниченный круг предметов, интересующих поэта, мир лирики Фета удивительно разнообразен. Секрет в том, что он не жалеет ... Иногда одинокий кустик полыни отраднее самых ярких оранжерейных цветов. Как говорил Блок, нужно уметь отличать красивое (в данном случае блестящую обертку) от прекрасного (то ...

В XIX в. живопись играла активную роль в общественной жизни. Живопись романтизма отличалась активным интересом к драматическим событиям истории и современности, контраст ­ ностью света и тени, насыщенностью колорита.

Переворотом в живописи, на долгие годы повли ­ явшим на ее развитие, было появление импрессио ­ низма, стремившегося передать изменчивую красоту мира, выявившего возможности оптического смешения чистых цветов, и эффекты передачи фактуры. Художники вышли писать свои картины на пленэр.

В конце XIX-XX вв. развитие живописи ста ­ новится особенно сложным и противоречивым. Различные реалистические и модернистские те ­ чения завоевывают себе право на существование.

Появляется абстрактная живопись, которая ознаменовала отказ от изобразительности и активное выражение личного отношения художника к миру, эмоциональность и условность цвета, утрированность и геометризацию форм, декоративность и ассоциативность композиционных решений.

В XX в. продолжается поиск новых красок и технических средств создания живописных произведений, что несомненно приведет к появ ­ лению новых стилей в живописи, но масляная живопись по-прежнему остается одной из самых любимых техник художников.

2. Виды и жанры живописи

Живопись подразделяют на монументальную, декоративную, театрально-декорационную, миниатюрную и станковую.

Монументальная живопись особый вид живописных произведений большого масштаба, украшающих стены и потолки архитектурных сооружений. Она раскрывает содержание крупных социальных явлений, оказавших положительное влияние на развитие общества, прославляет их и увековечивает, содействуя воспитанию людей в духе патриотизма, прогресса и гуманности. Возвышенность содержания монументальной живописи, значительные размеры ее произведений, связь с архитектурой требуют больших цветовых масс, строгой простоты и лаконизма композиции, ясности контуров и обобщенности пластической формы.

Декоративная живопись применяется для украшения зда ­ ний, интерьера в виде красочных панно, которые реалистическим изображением создают иллюзию прорыва стены, зрительного уве ­ личения размеров помещения или, напротив, нарочито уплощен ­ ными формами утверждают плоскостность стены и замкнутость пространства. Узоры, венки, гирлянды и прочие виды декора, украшающие произведения монументальной живописи и скульпту ­ ры, связывают воедино все элементы интерьера, подчеркивая их красоту, согласованность с архитектурой.

6 стр., 2934 слов

Средства художественной выразительности живописи

... прозрачные и полупрозрачные слои краски. Этим достигаются тончайшие нюансы и оттенки цвета [10]. Важными средствами художественной выразительности в живописи являются, кроме цвета (колорита), пятно и ... работами, выполняемыми акварельными и гуашевыми красками в течение всего периода обучения [4, с.131]. 3. Выразительные средства живописи Художественными средствами изобразительного искусства в разных

Декоративной живописью украшают и вещи: ларцы, шкатулки, поставцы, подносы, сундуки и пр. Ее темы и формы подчинены на ­ значению вещей, о чем подробно рассказано в следующей главе.

Театрально-декорационная живопись (декорации, эскизы костюмов, грима, бутафории) помогает глубже раскрыть содержание спектакля. Особые театральные условия восприятия декорации требуют учета множества точек зрения публики, их большой удаленности, воздействия искусственного освещения и цветных подсветов. Декорация дает представление о месте и време ­ ни действия, активизирует у зрителя восприятие того, что происхо ­ дит на сцене. Театральный художник стремится в эскизах костю ­ мов и грима остро выразить индивидуальный характер персонажей, их социальное положение, стиль эпохи и многое другое.

Миниатюрная живопись получила большое развитие в средние века, до изобретения книгопечатания. Рукописные книги украшались тончайшими заставками, концовками, детально прора ­ ботанными иллюстрациями-миниатюрами. Живописной техникой миниатюры русские художники первой половины XIX века искусно пользовались при создании небольших (главным образом акварель ­ ных) портретов. Чистые глубокие цвета акварели, их изысканные сочетания, ювелирная тонкость письма отличают эти портреты, полные изящества и благородства.

Станковая живопись, выполняемая на станке — мольбер ­ те, в качестве материальной основы использует дерево, картон, бумагу, но чаще всего холст, натянутый на подрамник. Станковая картина, являясь самостоятельным произведением, может изобра ­ жать решительно все: фактическое и вымышленное художником; неодушевленные предметы и людей; современность и историю — словом, жизнь во всех ее проявлениях. В отличие от графики станковая живопись обладает богатством цвета, который помога ­ ет эмоционально, психологически многогранно и тонко передать красоту окружающего мира.

Живопись подразделяется на масляную, темперную, фресковую, восковую, мозаичную, витражную, акварельную, гуашевую, па ­ стельную. Названия эти получились от связующего вещества или от способа применения материально-технических средств.

Масляная живопись выполняется краской, стертой на растительных маслах. Густая краска при добавлении к ней масла или специальных разбавителей и лаков разжижается. Масляной крас ­ кой можно работать на холсте, дереве, картоне, бумаге, металле.

20 стр., 9822 слов

Техника живописи акварельными красками

... легко разносить краску по бумаге, препятствует скатыванию краски в капли, антисептик - фенол, предохраняет краску от плесени. Акварельные краски: Художественные (для живописных работ). Оформительские. 1 Исторические пути развития акварели Акварельная живопись имеет большую ...

Темперная живопись выполняется краской, приготовлен ­ ной на яичном желтке или на казеине. Темперная краска раство ­ ряется водой и наносится пастозно или жидко на стену, холст, бу ­ магу, дерево. Темперой на Руси создавались настенные росписи, иконы и узоры на бытовых предметах. В наше время темперу используют в живописи и графике, в декоративно-прикладном искусстве и художественно-оформительском деле.

Фресковая живопись украшает интерьеры в виде монумен ­ тально-декоративных композиций, нанесенных по сырой штука ­ турке водяными красками. Фреска имеет приятную матовую по ­ верхность и долговечна в условиях закрытого помещения.

Восковая живопись (энкаустика) применялась еще худож ­ никами Древнего Египта, о чем свидетельствуют знаменитые «фаюмские портреты» (I век н.э.).

Связующим веществом в энкау ­ стике служит отбеленный воск. Восковые краски наносятся в горя ­ чем состоянии на дощечку или холст подогретым металлическим инструментом.

Мозаичная живопись, или мозаика, собирается из отдель ­ ных кусочков смальты или цветных камней и закрепляется на осо ­ бом цементном грунте. Прозрачная смальта, вставленная в грунт под разными углами, отражает или преломляет свет, вызывая вспыхивание и мерцание цвета. Мозаичные панно можно встре ­ тить в театральных и музейных интерьерах, в метро и т. д.

Витражная живопись — произведения декоративного ис ­ кусства, предназначенные для украшения оконных проемов в каком-либо архитектурном сооружении. Витраж составляется из кусков цветного стекла, скрепленных прочным металлическим каркасом. Световой поток, пробивая цветную поверхность витража, рисует на полу и стенах интерьера декоративно эффектные, многоцветные узоры.

Назначение и содержание живописного произведения требуют

выбора таких материально-технических средств, с помощью которых можно наиболее полно выразить идейно-творческий замысел художника. Живопись помогает человеку увидеть красоту мира, заключенную в самых обыденных вещах, воспитывает внимание к окружающему, стремление постичь его смысл.

3. Цвет как художественно-выразительное средство

В творчестве любого художника есть периоды, в которые он отдает предпочтение той или иной цветовой гамме. Так, испанский художник П. Пикассо в одно время работал с холодными цветами, в другой период с теплыми (так называемый голубой и розовый периоды в его творчестве).

22 стр., 10909 слов

Курсовая работа роспись стен в интерьере

... умение делать свою работу на высоком профессиональном уровне, делать хорошо, делать хорошо на протяжении веков... Настенная роспись вошла в искусство оформления интерьеров сравнительно недавно, но ... работа заключалась в том, чтобы сочетать в своей работе цветовые и стилизационные решения. Моя работа - это декоративно оформленная ниша в стене, основная тема которой - стилизованный Конгресс-холл, в ...

Одни художники пишут красками теплого оттенка (Рембрандт, Рубенс, Д. Левицкий, Тициан, В. Тропинин), другие отдают предпочтение холодным цветам (Э. Греко, Мурильо, В. Борисов — Мусатов).

Цвет — важнейшее изобразительное средство. Изучение цвета велось уже в глубокой древности, и особенно интенсивно после открытия, сделанного Ньютоном. Он доказал, что солнечный свет состоит из разноцветных лучей. Разложив его с помощью призмы на составные части, ученый получил цветную полоску — спектр, ставший основным средством классификации цветов. Если по ­ лоску спектра изобразить красками в виде цветового круга, то каждый цвет в нем займет строго опреде ­ ленное место. Все цвета этого круга назвали хроматическими. Они обладают тремя основными свойствами: цветовым тоном, на ­ сыщенностью и светлотой. Цветовой тон — это оттенок, характе ­ ризующий цвет как красный, оранжевый, желтый и т. д. Это главный признак; отличающий хроматические цвета. Насыщен ­ ность — это степень выраженности цветового тона. Насыщенны ­ ми называют цвета цветового круга, малонасыщенными — освет ­ ленные или затемненные цвета. Насыщенные цвета получают растворением в воде такого количества акварельной краски, ко торое не дает ни осветленных, ни затемненных цветов я наилуч ­ шим образом выявляет цветовой тон Данного цвета. Малонасы ­ щенный осветленный цвет получают растворением небольшого количества акварельной краски в большом количестве воды; добавлением белил в гуашевую краску; ослаблением нажима на цветной карандаш. Малонасыщенный затемненный цвет получа ­ ют соединением данного цвета с другими темными цветами, и в первую очередь с черным. Светлота — это признак, определяющий цвет как светлый или темный. В цветовом кру ­ ге наибольшей светлотой обладает желтый цвет, а наимень ­ шей — фиолетовый. Светлота остальных цветов определяется их близостью к желтому или к фиолетовому.

Кроме хроматических, входящих в цветовой круг, есть цвета ахроматические — черный, белый, серый. Они обладают только одним свойством — светлотой. Серый цвет содержит три основ ­ ных оттенка: темно-серый, средне-серый и светло-серый. Эти от ­ тенки серого получают из черной краски, которую разбавляют водой (в акварели) или белой краской (в гуаши), или ослаблением нажима на простой и черный карандаш.

Для получения других цветов и различных оттенков пользуются смешением красок. Наиболее частыми видами смеше ­ ния в практике бывают слагательное и вычитательное. Вычитательное смешение основано на создании одного или нескольких красочных слоев, через которые проходят все цветные лучи бе ­ лого светового потока; при этом цветные лучи преломляются, поглощаются и отражаются, а в глаз попадают лишь те лучи, кото ­ рые были вычтены красочным слоем из всего цветового потока. Вычитательное смешение выполняют двумя способами: лесси ­ ровкой и алла прима. Лессировка — это прием живописной техни ­ ки, позволяющий получить нужные цвета и оттенки наложением одного прозрачного красочного слоя на другой. Первый красоч ­ ный слой хорошо просушивают, затем поверх него легким прикосновением кисти (чтобы не повредить первый красочный слой) наносят второй тонкий прозрачный слой краски другого цвета. Он, как цветное стекло, изменит цвет нижнего красочного слоя, даст новый цвет или новый оттенок цвета. Этот способ смешения красок часто называют «работой по-сухому». Алла прима,- это прием получения цвета механическим смешением красок на па ­ литре или вливанием одной красочной смеси в другую. Нужные краски помещают на палитру. Помешивая кистью, соединяют их в однородную красочную смесь, дающую новый цвет, который на ­ носят на бумагу. Для получения оттенков в невысохший красоч ­ ный слой вводят другую краску или красочную смесь. Они плавно соединяются. Этот способ смешения иногда называют «работой по-сырому».

14 стр., 6870 слов

Рисование как вид изодеятельности в системе художественного воспитания детей

... рисованию; 3) обосновать необходимость применения нетрадиционных методик рисования. 1. Роль рисования в системе художественного воспитания дошкольников. 1.1. Понятие рисования и его роль в ... кисти, к следам оставляемыми ими на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества ... а соразмерности, пропорции, краски. Мир приобретает глубину и ... величинах, многообразии оттенков цветов. При организации ...

Слагателъное смешение основано на особенностях нашего зри ­ тельного восприятия. Человек на определенном отдалении много ­ цветную поверхность видит одноцветной. Разные цвета как бы сливаются в один цвет. Сложение цветов происходит на расстоя нии, почему слагательное смешение иногда называют пространст ­ венным. Им пользуются текстильная промышленность, произво ­ дящая цветные ткани, монументально-декоративное искусство при создании живописных панно и мозаичных произведений, набираемых из разноцветных камней. К слагательному смеше ­ нию красок прибегают живописцы, но пространственно-цветовое изображение в картине получают не ровным наложением одной краски, а нанесением красок нескольких цветов мелкими мазка ­ ми. Поверхность, окрашенная раздельными мазками, становится живой, подвижной от мерцающих и вспыхивающих цветных пятен и переливающихся цветных масс. Такой вид смешения худож ­ ники называют техникой разделения.

Три краски — красную, синюю и желтую — называют основ ­ ными: смешивая их, получают многие другие цвета. Например, при смешении красной и желтой красок получается оранжевый цвет, красно-оранжевые и желто-оранжевые оттенки; при сме ­ шении красной и синей получают фиолетовый цвет, красно-фиоле ­ товые и фиолетово-красные оттенки; при смешении синей и желтой получается зеленый цвет, зелено-желтые и желто-зеленые оттенки. Цвета, полученные от смешения нескольких разноцвет ­ ных красок, называют производными или сложными.

При смешении некоторых красок хроматических цветов об ­ разуется не новый хроматический цвет, а серый, ахроматиче ­ ский. Это означает, что данные краски, смешиваясь, взаимно унич ­ тожили свои цветовые оттенки. Однако положенные рядом, эти же краски зрительно усиливают свое цветовое звучание. Такие парные цвета называют дополнительными. Они находятся в про ­ тивоположных зонах цветового круга. При смешении красок дополнительного цвета, взятых в не равной, пропорции, получают оттенок того цвета, краски которого взято больше. При смешении красок не дополнительных получают новый, производный хромати ­ ческий цвет, который будет находиться в цветовом круге между смежными цветовыми зонами. Смешение одной краски с разным количеством воды, смешение двух и более красок, взятых в раз ­ ных пропорциях и разбавленных разным количеством воды, дает новые цвета и оттенки и тем самым обогащает живописную палитру.

Бесконечное цветовое разнообразие природы заставляло ху ­ дожника, подражая ей, искать новые более тонкие оттенки в изобра ­ жениях природных форм через усложнение красочных смесей, создавать новые цветосочетания и находить такие технические приемы письма, которые позволяли приблизиться к цветовому богатству предметного мира. Это не только расширяло изобрази ­ тельные и выразительные возможности живописи, но и способст ­ вовало воспитанию чувства цвета, необходимого для того, чтобы видеть красоту окружающего мира.

4. Художественные материалы в живописи

К материально-техническим средствам относятся бумага, акварель, гуашь, кисти, перья, палитра и другие материалы, инструменты и принадлежности, с помощью которых осуществляется изобразительная деятельность.

Бумага. В процессе обучения рисованию применяют газетную, обойную, рисовальную, чертежную бумагу, стараясь умело исполь ­ зовать свойства каждой. Газетная, обойная и оберточная бума ­ га имеет мелкозернистую, рыхлую, ворсистую поверхность, спо ­ собную хорошо удерживать сыпучее красящее вещество. Поэтому ее применяют для работы углем и пастелью. Рисовальная и чер ­ тежная бумага плотная, белая с гладкой и шероховатой поверх ­ ностью. На гладкой бумаге работают пером и карандашом, на шероховатой — карандашом, углем и краской. Шероховатая по ­ верхность не только хорошо сохраняет красящее вещество, но и выдерживает длительную работу на ней. Это позволяет считать рисовальную и чертежную бумагу наилучшей для учебных целей.

На каждом листе бумаги, предварительно оформленном необ ­ ходимыми надписями, можно рисовать только на одной сторо ­ не. Во время работы бумага должна лежать неподвижно и пря ­ мо, то есть так, чтобы ее края были параллельны краям крышки стола.

Акварель самая распространенная водяная краска; приготовляется из точайшего красочного порошка, частицы которого связываются клеящим веществом (гуммиарабиком, вишневым клеем), растворяющимся в воде. Для работы краску обильно смачивают водой и, когда она размягчится, концом чистой кисти переносят на палитру или на пробный лист бумаги с отогнутыми краями. Здесь к красочной массе добавляют нужное количество чистой воды и тщательно перемешивают для получения однород ­ ной смеси определенной густоты и цвета. Жидкую красочную смесь обычно готовят для окраски больших фигур и светлых ча ­ стей предмета, а густую — при завершении работы для обвод ­ ки, усиления цвета и изображения затененных частей предмета. Говоря о густоте краски, следует, однако, подчеркнуть основное свойство акварели — ее прозрачность. Светоносная поверхность белой бумаги пронизывает своими отраженными лучами тонкий красочный слой и насыщает его светом и трепетом. Густой красоч ­ ный слой, закрывая путь световым лучам к бумаге, выглядит глу ­ хим, мрачноватым. Злоупотребление густыми красками приводит к появлению серости и цветового однообразия.

В учебном рисовании применяют наборы в 10-16 красок, в которые входят следующие цвета: черный, фиолетовый, пурпурный, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и коричне ­ вый.

Гуашь. В отличие от акварели содержит белила, которые лишают краску прозрачности, делают ее плотной, непроницаемой, или, как говорят, кроющей. Гуашь разводится водой, наносится тонким слоем и по высыхании светлеет. В силу кроющей способ ­ ности гуашь позволяет вносить различного рода исправления. Она незаменима для работы в сфере изобразительной деятельности детей.

Кисть. По форме волоса кисти делят на плоские и круглые, по сорту — на щетинные, колонковые, беличьи и другие, по раз ­ меру — на тонкие, средние и толстые. Для изучения техники ак ­ варели нужна круглая мягкая колонковая или беличья средних размеров кисть (№ 11 -14).

Ее гибкий волос образует коническую форму с острым концом. Такой кистью можно окрашивать большие фигуры, работая всей массой волоса, и изображать ма ­ ленькие детали концом кисти. Прерывая работу, кисть кладут на специальную подставку или на край стола, чтобы не загряз ­ нить рабочее место. Категорически запрещается оставлять кисть в банке с водой, где волос ее загибается и расходится в разные стороны, теряя коническую форму. По окончании работы кисть следует тщательно вымыть, волос отжать и пригладить паль ­ цами, чтобы придать ему заостренную коническую форму.

Палитра. Палитра — это пластинка, дощечка, на которой художник проверяет цвет взятой краски, смешивает краски для получения нужного оттенка, чтобы затем перенести их на рису ­ нок. В акварельной живописи применяют палитры фаянсовые, фарфоровые, пластмассовые и жестяные, покрытые белой краской, на которой хорошо видны тончайшие оттенки цвета. На палит ­ ре краски располагают в небольших углублениях, а смешивают их на большей ее части, ровной и гладкой. По краям возвышает ­ ся невысокий бортик, препятствующий стеканию красок. Некото ­ рые палитры имеют овальное отверстие для надевания на боль ­ шой палец левой руки. После работы палитра очищается от кра ­ сок губкой или тряпкой, смоченной водой. У акварельных красок, расфасованных в железные коробки, крышка имеет углубления для красок и их смешивания и поэтому используется в качестве палитры.

Палитру часто заменяют листом белой бумаги такого же сорта, как и для рисунка. Края листа и уголки загибают внутрь, что превращает палитру в своеобразную ванночку, удобную для работы краской.

5. Основные технические приемы рисования красками

Выполняя живописное произведение, необходимо придер ­ живаться определенной последовательности. Обычно худож ­ ник начинает работу над картиной или настенной росписью с выполнения нескольких эскизов небольшого размера, в кото ­ рых конкретизирует свой замысел. Для этой же цели он может выполнить этюды с натуры.

Затем художник выполняет рисунок будущей картины. Он может использовать для этого, карандаш, уголь или жидко разведенную краску и тонкую кисть. Возможно изготовление так называемой «кальки» или «картона» в том случае, когда рисунок необходимо перевести на какую-нибудь поверхность. Иногда художники пропускают этот этап работы и начинают сразу писать красками без предварительного рисунка.

Существует много способов нанесения красок на плоскость. Одни художники предпочитают использовать прием лессировки: наносить тонкие прозрачные слои поверх высохшего красочного слоя. Другие достигают нужного цветового решения сразу за одно покрытие, а третьи используют раздельные мазки.

Художник может одновременно работать над рисунком, композицией, лепкой форм, передачей пространства и колори ­ том. Так любил работать П. Сезанн, особенно когда он писал свои пейзажи или натюрморты с натуры.

Однако такой путь доступен не каждому. Надо обладать прекрасной зрительной памятью, точным рисунком, компози ­ ционным мышлением, безукоризненным чувством цвета.

Большинство же художников предпочитают вести работу от общего к частному, постепенно нанося основной цвет предме ­ тов и следя за моделировкой объема. Затем они уточняют нюансы цвета, цветовые рефлексы, общий колорит картины. На последнем этапе опять переходят к обобщению. Ради достижения цельности произведения можно убрать лишние детали, ослабить контрасты, выделить главное. Так любил работать замечательный художник А. А. Иванов. Он провел огромную подготовительную работу перед созданием картины «Явление Христа народу». Многочисленные живописные этюды, выставленные рядом с этой картиной в Третьяковской галерее, помогают проследить творческий поиск автора.

В учебных целях лучше вести работу над живописной композицией последовательно. Узнать некоторые секреты и тайны живописи помогут вам высказывания мастеров, поме ­ щенные в конце данной книги.

Художники-живописцы передают красоту окружающего мира с помощью красок. Можно выбрать любую основу: холст, бумагу, картон, доску, стену и др. Основа обычно грунтуется специальными составами. Живописцы используют разнообразные краски: гуашь, акварель, темперу, масляные и др. Краски наносят на основу круглыми и плоскими кистями разной толщи ­ ны. Иногда применяют для этого мастихин, нож, тряпку, даже наносят краску пальцем, но лучше все же создавать живописные произ ­ ведения с помощью специальных инструмен ­ тов, а не подручными средствами. Техника письма, ее особенности во многом зависят от свойств красок, растворителей, инструментов.

До конца XVII — начала XVIII веков ху ­ дожники и подмастерья готовили краски самостоятельно, поручалось это обычно уче ­ никам, которые измельчали камни в порошок и смешивали его с клеем, маслом или яйцом. При промышленном изготовлении красок палитра цветов стала более разнообразной.

Краски для живописи имеют специальные названия. Очень часто эти названия говорят нам о том, из каких химических или природ ­ ных элементов (минералов, растений) они из ­ готовлены. Основа всех красок — пигмент (тонко растертый цветной порошок).

Часто название красок происходит от того, какое связующее вещество используется для их приготовления. Например, для масляных красок основой служит льняное или какое-нибудь другое масло. Клеевые краски — это акварель, гуашь, темпера. В старину изго ­ тавливали яичную темперу на основе желтка куриного яйца.

К изобразительным средствам относятся тон и цвет.

Мазок изобразительное средство кистевой техники. Форма мазка зависит от формы волоса кисти, от густоты и способа нанесения краски. Концом круглой кисти можно сделать мазок-точку, мазок-штрих и мазок-линию, применяемые при обводке контуров и прорисовке деталей. Вся масса волоса кисти дает широкий мазок-полоску, употребляемый для окраски больших фигур. Плоская кисть дает мазки прямоугольной формы. Прикладыванием (примакиванием) кисти к бумаге получают мазок-отпечаток, повторяющий форму волоса кисти. Прямолинейное движение кисти образует прямые линии и полосы, криволинейное кривые линии, полосы и мазки сложной формы с росчерком. Раздельными и слитными мазками можно передать светлоту и цвет любого предмета.

Окраска этот предмет нанесения тона осуществляется заливкой, отмывкой и «сухой кистью».

Заливка применяется для нанесения ровного красочного тона или нескольких тонов, плавно соединяющихся друг с дру гом. Выполняя окраску заливкой, готовят в нужном количестве жидкую красочную смесь. Рисунок кладут наклонно. Обильно смочив кисть красочной смесью, легким движением слева на ­ право наносят первый мазок-полоску. Острым концом кисти поправляют концы мазка. Краска, стекая к нижнему краю маз ­ ка, образует красочный валик, необходимый для ровной заливки. На кисть вновь набирают много красочной смеси и наносят вто ­ рой мазок; повторяют все операции до тех пор, пока окрашивае ­ мая фигура не .будет ровно закрыта нужным тоном. Последний красочный валик осторожно снимают концом полусухой кисти. Заливку краской надо вести очень быстро, чтобы избежать высыхания наносимых мазков.

Отмывка применяется для окраски поверхностей, имеющих неровную светлоту. Сначала на линейном изображении отме ­ чают карандашом границы светлых, полутемных и темных час ­ тей предмета. Затем готовят жидкую светлую красочную смесь, способную передать самые светлые части, и заливают все изображение. По высыхании вторым красочным слоем заливают только полутемные и темные части и, наконец, по сухому вто ­ рому слою наносят третий слой, покрывая им только темные части. Резкие границы между частями отмываются. Для этого на кисть набирают немного чистой воды и смачивают то место, где должен быть плавный переход; слегка нажимая на кисть, осторожно, но настойчиво растирают четкую границу и доби ­ ваются незаметного перехода светлого тона в темный. Во время отмывки лишнюю краску с кисти снимают тряпкой, которую держат в левой руке.

«Сухая кисть» как прием используется для окраски изобра ­ жений предметов, поверхность которых обладает неровной свет ­ лотой и шероховатой фактурой. В этой технике употребляют густую краску, которую наносят на бумагу сухой кистью сколь ­ зящими движениями или тычком кисти.

Глава II. НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ КРАСКАМИ КАК

ВИД ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1. О природе детского рисования

Детское рисование хорошо знакомое всем явление, но именно оно вызывает массу вопросов у родителей и педагогов.

Почему дети предпочитают рисование многим другим занятиям?

Какое значение оно имеет в развитии детей?

Как организовать детское рисование и как им руководить?

Как развивать художественные способности детей?

Как понимать и оценивать детские рисунки?

Ответы на эти вопросы для мно ­ гих оказываются затруднительны ­ ми. Не доверяя себе, иные мамы, бабушки, воспитательницы собира ­ ют детские рисунки и обращаются к людям авторитетным, знающим и понимающим — психологам, педа ­ гогам, художникам… Однако часто бывают обескуражены их абсолют ­ но противоречивыми оценками:

Нормальные рисунки нормаль ­ ного ребенка, но есть проблемы… —

скажет психолог.

Ничего особенного, обычное стереотипное детское рисование,

но способности есть, и если есть желание, то надо учить… — посоветуют педагоги в детской художест ­ венной школе.

Гениально! Сколько фантазии, какая смелость изображения, какая живость цвета! Не трогайте его, дайте полную свободу творчеству и ни в коем случае ничему не учите! — воскликнет восторженный художник.

Чем же привлекательно для де ­ тей рисование? Что делает его для них столь желанным?

Во-первых, рисование доступ ­ но: поводил палочкой по песку — уже рисунок; взял бумагу, карандаш или фломастер и рисуй, где угодно — дома, в гостях, у мамы на работе, с бабушкой, например, в сберкассе;

во-вторых, оно чувственно: волнуют образы и сюжеты, волнуют движения линий и изменчивость цвета, волнует и переживается все происходящее в рисунке, волнуют сами рисунки;

в-третьих, оно познавательно: помогает разглядеть, узнать, уточ ­ нить, освоить, понять многое, да и проверить и показать свои знания;

в-четвертых, оно выразитель ­ но: рисуя, можно многое выразить, порою больше и с меньшими труд ­ ностями, чем в словах, особенно маленьким детям; можно изобра ­ зить и выразить свои восторги, же ­ лания, мечты, фантазии, предчув ­ ствия, страхи, знания, суждения, открытия и многое другое;

в-пятых, рисование продуктив ­ но: рисуешь, и обязательно что-то получается. Рисунок — это сделан ­ ная вещь. Можно нарисовать много рисунков, можно их или повесить на стенку, или подарить, или отложить, а потом вновь достать и рассматри ­ вать. Рисование увлекательно, при ­ ятно и интересно.

Истинная же ценность детского рисования заключается не в том, какого качества рисунки (выставоч ­ ные, конкурсные, на оценку) созда ­ ют дети, а в том, как через творче ­ ство они преодолевают свои лич ­ ные проблемы, реализуют свой жизненный опыт, освобождаются от неприятного и утверждают позитивное в собственной жизни. Про ­ цесс (рисование как деятельная жизнь) не менее важен для ребен ­ ка, чем результат (рисунок).

А ри ­ сунок, отделенный от автора, обретает новое значение — не только как продукт детского творчества, но и как объект иной, новой деятельно ­ сти (объект показа, изучения, коллекционирования).

Итак, детское рисование это феномен творческой активности детей в возрасте от 1-2 до 10-11 лет, имеющий двигательно-зрительную основу и реализующий многие психические функции, важ ­ ные для целостного личностного развития ребенка. Необходимо по ­ этому при рассматривании и оцен ­ ке детских рисунков:

* обсуждать с ребенком рису ­ нок, а не его самого, его личность

(например: способный, неспособ ­ ный, неряха, аккуратист, глупый,

слабый, средний, гениальный ре ­ бенок и т. п.);

* оценивать нужно достижения ребенка относительно его личных

возможностей и в сравнении с его же рисунками с учетом индивиду ­ альных особенностей и динамики его развития (движется ли ребенок в своем творчестве или остановил ­ ся, повторяет освоенное, репроду ­ цирует сам себя), а не в сравнении с другими детьми;

* необходимо точно опреде ­ лять цель, суть задачи, условия создания рисунка и в соответст ­ вии с этими обстоятельствами оценивать работу (задана тема к выставке, подсказана извне или вызвана собственными побужде ­ ниями, нашла она отзвук в душе ребенка или исполнена по прину ­ ждению; пользовался ребенок вспомогательным зрительным ма ­ териалом или работал по памяти, по воображению; был ли достаточ ­ ный выбор изобразительных средств и т. д.);

* выделять и оценивать: его об ­ щее настроение, сюжет, смысло ­ вую и эмоциональную трактовку, композиционное решение (выбор размера рисунка, расположение изображения в формате, выраже ­ ние степени подчиненности отдель ­ ных фигур — режиссура, масштаб ­ ные отношения, конфигурация форм, ритмическое и колористиче ­ ское решение), свободу владения изобразительным языком;

* поддерживать, поощрять правомерно самостоятельность рисования, активность авторской позиции в отношении к изобража ­ емому, искренность эмоциональ ­ ных переживаний в творчестве, чуткость к природе изобразительных материалов и возможностям инструментов, изобретательность в поиске приемов изображения и способов выражения образов и на ­ строений, работу по совершенст ­ вованию своего изобразительного

языка;

* важно определять и учиты ­ вать меру чужого влияния на рисунок, снижающего уровень творческого поиска; нужно помнить, что такие виды рисования, как срисо ­ вывание с образца, калькирова ­ ние с оригинала, закрашивание готовых контурных картинок не способствуют творчеству и худо ­ жественному развитию ребенка, а приводят к механическому вос ­ произведению чужих решений, служат распространению в дет ­ ском рисовании безликих шабло ­ нов и стереотипов;

* в самой оценке должно быть явлено доброе внимание, желание увидеть глубоко и полно все содер ­ жание рисунка; она должна быть обстоятельно аргументирована и иметь позитивный характер, чтобы даже при определении недостат ­ ков открыть ребенку возможность для их преодоления, исключая при этом прямую подсказку в делании; в оценке также может быть выра ­ жено напутствие к дальнейшему творчеству и формулирование но ­ вых задач — тогда она будет инте ­ ресна, полезна, желаема и принята с доверием.

В педагогической практике нельзя забывать, что дети творят соответственно собственным по ­ требностям, а не «напоказ» и не ­ верно ориентировать их только на результат, подменяя поиск образцом, творчество — исполнением, желание — принуждением. В оцен ­ ке работ должно поощряться искреннее, оригинальное творче ­ ство ребенка, а не послушное репродуцирование. Любя рисование и доверяя взрослым, рисующий ребенок может оказаться жертвой чужой воли. Так нарушаются твор ­ ческие права ребенка, неверно ориентируется его художествен ­ ная деятельность и наносится ущерб его целостному личностно ­ му развитию. Это необходимо по ­ нимать и помнить всем взрослым, соприкасающимся с творчеством детей.

2. Рисование красками как вид художественно-творческой

деятельности

Каждый из видов изобразительной деятельности имеет свои возможности и средства для изображения предметов и явлений, в совокупности давая возможность отображать действительность многообразно и разносторонне.

Рисование более сложное средство изображения, чем лепка и аппликация.

Графическая деятельность, нанесение штрихов на бумагу привлекает внимание ребенка еще в преддошкольном возрасте. Дети около полутора лет уже охотно занимаются этим, однако такие занятия вначале имеют характер забавы, игры с карандашом. В младшем дошкольном возрасте рисование приобретает характер изображения. Дети рисуют в детском саду карандашами и красками. Рисуя красками, ребенок имеет возможность более целостно, пусть на первых порах нерасчлененно, передавать форму предмета, его цвет. Линейный рисунок карандашом позволяет более четко передать части и детали предмета. В этом процессе большое значение имеет зрительный контроль за движением рисующей руки, за линией, образующей контур предмета. Рисование цветным материалом (карандашами или красками) позволяет передавать окраску предметов. Дети, рисуя узоры, украшают квадраты, круги, полосы, а также игрушки, вылепленные ими из глины, сделанные из бумаги.

Выражение в рисунке связного содержания требует овладения передачей пространства, в котором располагаются предметы, их сравнительной величины, положения относительно друг другу.

Своеобразием каждого вида изобразительной деятельности определяются задачи воспитания и развития.

Рисованием дети занимаются главным образом сидя за столом, поэтому большое значение имеет воспитание правильных навыков сидения, положения рук на столе, ног под столом. Это очень важно для физического развития детей.

Каждое занятие изобразительной деятельностью начинается с обращения воспитателя к детям, разговора с ними, а часто применяется также показ какого-либо наглядного материала. Поэтому необходимо с самого начала воспитывать внимание детей к словам и наглядному показу. Наглядность имеет большое значение на занятиях изобразительной деятельностью. Это содействует развитию наблюдательности, у детей развивается способность дольше рассматривать то, что им показывается, повторно обращаться к наглядному материалу в процессе выполнения работы.

Наряду с этим у детей воспитывается все более устойчивое внимание к словесным указаниям, не подкрепляемым показом наглядного материала.

Чрезвычайно важно с первых шагов воспитывать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, что способствует воспитанию усидчивости, трудоспособности, настойчивости в достижении результата. Этот интерес вначале непроизволен и направлен на процесс самого действия. Воспитатель постепенно осуществляет задачу развития интереса к результату, к продукту деятельности. Этот продукт рисунок, нагляден и тем самым влечет ребенка к себе, приковывает его внимание.

Постепенно дети все больше начинают интересоваться результатами своей работы, качеством ее выполнения, а не только испытывают удовольствие от самого процесса рисования.

У детей шести-семи лет, находящихся на пороге школы, возникают новые мотивы их интереса к занятиям осознанное желание научиться хорошо рисовать. Возрастает интерес к процессу выполнения работы по указаниям воспитателя, чтобы получить хороший результат. Возникает стремление исправлять и улучшать свою работу.

Начиная с младшей группы необходимо воспитывать у детей интерес к работам товарищей, доброжелательное отношение к ним, умение справедливо их оценивать. Воспитателю необходимо самому быть возможно более тактичным и справедливым при оценке работы, высказывать свои замечания в мягкой, доброжелательной форме. Только при этом условии он воспитывает дружелюбные товарищеские отношения между детьми.

Активность детей в процессе выполнения работы проявляется в хорошем темпе, непрерывности ее. В этом отношении в младших группах допустимы значительные индивидуальные отклонения: одни дети более быстры и активны, другие медлительны, вялы. В средней группе возможно повысить требования к выполнению работы без отвлечений, стараться преодолевать замедленность темпа, свойственную некоторым детям. Добиваться этого следует терпеливо, настойчиво, но не предъявляя детям категорических требований в резкой форме. В старшей группе борьба с медлительностью и частыми отвлечениями от работы приобретает особое значение в связи с подготовкой к школе.

Необходимо заботиться не только о хорошем темпе работы, но и о тщательности ее выполнения, без спешки, которая мешает выполнять работу аккуратно, выразить полностью свой замысел, сделать ее законченной.

Аккуратность и тщательность выполнения работы зависит не только от дисциплинированности, но и от усвоения навыков пользования карандашом, кистью. Навыки по технике рисования связаны с развитием рук ребенка координированностью, точностью, плавностью, свободой движений. Развитие движений в разных видах изобразительной деятельности объединяется целевой установкой, направляющей это развитие на изображение и передачу формы предметов или на построение узора, на украшение. Овладевают этими навыками все дети очень различно, однако при правильной методике обучения все они овладевают ими в объеме, предусмотренном программой детского сада.

Немалое значение для развития движений имеют те трудовые навыки, которые дети получают в процессе подготовки к занятиям по изобразительной деятельности и уборки после них. С каждым годом пребывания в детском саду возрастают требования к ребятам как в отношении подготовки и уборки, как и в отношении обязанностей дежурных по группе.

У детей неизменно растет ответственность за каждое порученное им дело. Затратив усилие и получив одобрение, ребенок испытывает радость, поднимается его настроение.

Наряду с воспитанием у детей умения быть внимательными к указаниям воспитателя очень большое значение имеет развитие их самостоятельности, инициативы, выдержки. Излишняя опека вредна дети должны понимать, что надо рассчитывать на свои собственные силы, самостоятельно придумывать, как и что сделать, что вслед за чем выполнять. Воспитатель должен быть готов помочь, но не опекать детей тогда, когда они в этом не нуждаются. Вместе с тем следует помнить, что даже старшие дошкольники не могут быть во всем активными и последовательно деятельными без поддержки воспитателя.

Дети получают удовольствие от рисования, в большой степени благодаря тому, что в эти занятия включен процесс придумывания содержания, развертывания действий, близких игре. Необходимо поддерживать это стремление, не ограничивая детей только задачей изображения отдельных предметов. Выдумывание сюжета своего рисунка не только доставляет детям удовольствие, что тоже очень важно, но и развивает воображение, выдумку, уточняет представления. Воспитателю необходимо учитывать это, намечая содержание занятий, и не лишать детей радости создания персонажей, изображения места их действия и самого действия доступными им средствами, включая сюда и словесный рассказ.

В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития тех ощущений и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействуют формированию эстетического отношения к действительности. Уже в младшем дошкольном возрасте передача таких качеств предметов, как форма, окраска, строение, величина, положение в пространстве, содействуют развитию чувства цвета, ритма, формы компонентов эстетического чувства, эстетического восприятия и представлений.

Обогащая опыт детей наблюдениями окружающего, следует неуклонно заботиться об эстетических впечатлениях, показывать детям красоту в окружающей их жизни; организуя занятия, обращать внимание на то, чтобы дети получали возможность выразить полученные ими эстетические впечатления, внимательно относиться к подбору соответствующего материала.

3. Виды и техники нетрадиционного рисования

Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно-методических материалов, которые недостаточно научно обоснованны и требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных условиях дошкольных образовательных учреждений.

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т.п.

Тычок жесткой полусухой кистью

Возраст: любой.

Средства выразительности: фактурностъ окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикаль ­ но. При работе кисть в воду не опускается. Таким об ­ разом заполняется весь лист, контур или шаблон. По ­ лучается имитация фактурности пушистой или колю ­ чей поверхности.

Рисование пальчиками

Возраст: от двух лет.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага лю ­ бого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой

Возраст: от двух лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, фанта ­ стический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого форма ­ та, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помо ­ щью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бу ­ маге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются сал ­ феткой, затем гуашь легко смывается.

Оттиск пробкой

Возраст: от трех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага лю ­ бого цвета и размера, печатки из пробки.

Способ получения изображения: ребенок прижима ­ ет пробку к штемпельной подушке с краской и нано ­ сит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.

Оттиск печатками из картофеля

Возраст: от трех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага лю ­ бого цвета и размера, печатки из картофеля. Способ получения изображения: ребенок прижима ­ ет печатку к штемпельной подушке с краской и нано ­ сит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

Оттиск поролоном

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага лю ­ бого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижима ­ ет поролон к штемпельной подушке с краской и нано ­ сит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

Оттиск пенопластом

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага лю ­ бого цвета и размера, кусочки пенопласта.

Способ получения изображения: ребенок прижима ­ ет пенопласт к штемпельной подушке с краской и на ­ носит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка и пенопласт.

Оттиск печатками из ластика

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет,

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага лю ­ бого цвета и размера, печатки из ластика (их педагог может изготовить сам, прорезая рисунок на ластике с помощью ножа или бритвенного лезвия).

Способ получения изображения: ребенок прижима ­ ет печатку к штемпельной подушке с краской и нано ­ сит оттиск на бумагу. Для изменения цвета нужно взять другие мисочку и печатку.

Оттиск смятой бумагой

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага лю ­ бого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижима ­ ет смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

Восковые мелки + акварель

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фак ­ тура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бума ­ га, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует вос ­ ковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

Свеча + акварель

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фак ­ тура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует све ­ чой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Печать по трафарету

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага лю ­ бого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной пленки.

Способ получения изображения: ребенок прижима ­ ет печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помо ­ щью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.

Монотипия предметная

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, симмет ­ рия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складыва ­ ет лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбира ­ ются симметричные).

После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова склады ­ вается пополам для получения отпечатка. Затем изо ­ бражение можно украсить, также складывая лист пос ­ ле рисования нескольких украшений.

Кляксография обычная

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка. Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном поряд ­ ке. Затем лист накрывается другим листом и прижи ­ мается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть).

Да ­ лее верхний лист снимается, изображение рассматри ­ вается: определяется, на что оно похоже. Недостаю ­ щие детали дорисовываются.

Кляксография с трубочкой

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (со ­ ломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, де ­ лая небольшое пятно (капельку).

Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура по ­ вторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Кляксография с ниточкой

Возраст: от пяти лет,

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка сред ­ ней толщины.

Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает дру ­ гой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытяги ­ вает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовы ­ ваются.

Набрызг

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусо ­ чек плотного картона либо пластика (5 х 5 см).

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бу ­ магу.

Отпечатки листьев

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, листья разных деревьев (же ­ лательно опавшие), гуашь, кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикла ­ дывает его к бумаге окрашенной стороной для получе ­ ния отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Акварельные мелки

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, линия.

Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке.

Способ получения изображения: ребенок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы рисования тор ­ цом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.

Тычкование

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: квадраты из цветной двухсторонней бумаги размером (2 х 2 см), журнальная и газетная бу ­ мага (например, для иголок ежа), карандаш, клей ПВА в мисочке, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок ставит ту ­ пой конец карандаша в середину квадратика из бума ­ ги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, ре ­ бенок опускает его в клей. Затем приклеивает квад ­ ратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а свернутый квад ­ ратик остается на бумаге. Процедура повторяется мно ­ гократно, пока свернутыми квадратиками не запол ­ нится желаемый объем пространства листа.

Монотипия пейзажная

Возраст: от шести лет.

Средства выразительности: пятно, тон, вертикаль ­ ная симметрия, изображение пространства в компози ­ ции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребенок складыва ­ ет лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток).

Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, пред ­ назначенная для отпечатка, протирается влажной губ ­ кой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отли ­ чался от отпечатка. Для монотипии также можно ис ­ пользовать лист бумаги и кафельную плитку. На по ­ следнюю наносится рисунок краской, затем она накры ­ вается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

4. Разработка занятий по рисованию красками занимательного

характера в нетрадиционных техниках

Самостоятельное проведение занятия по изобразительной деятельности в старшей группе

Вид деятельности: рисование

Тип: по инициативе воспитателя

Время: с 9=50 до 10=20

Тема: Сказочный город

Место проведения: групповая комната

Программное содержание:

  1. Учить детей создавать образ цветного сказочного города путем расцвечивания графического изображения.
  2. Познакомить с нетрадиционной техникой рисования цветной пеной.
  3. Развивать воображение детей.
  4. Показать преимущества общей работы, объединив детские рисунки на большом листе бумаги.
  5. Побуждать создавать изображение на сюжет стихотворения, развивать умение понимать его смысл.

Структурная

часть

Цель

структурной

части

Предметная

среда

Хроно-

метраж

Методические приемы

руководства

1

2

3

4

5

  1. Вводная

часть

Организация

детей

Организовать,

сосредоточить