Курсовая работа роспись стен в интерьере

Дипломная работа

В настоящее время в нашей стране началось масштабное строительство. Благоустраиваются существующие города и поселки. Строятся новые села и города. Огромное количество общественных зданий и сооружений различного назначения возводится как в старых, так и в новых. Одна из ключевых задач, один из велений времени — реализовать их не только на высоком рациональном, конструктивном и инженерном уровне, но не менее на адекватном идейно-образном, художественном уровне. В решении идейно-образных задач в архитектуре всегда значительную роль играло монументально-декоративное искусство, произведения и элементы декора которого конкретизировали и углубляли художественные решения его ансамблей, часто служили в них доминантами. Безусловно, современная роспись стен основана на опыте прошлых эпох, опыте художников прошлого, поэтому изучение этого опыта и его грамотное применение — основная задача современных мастеров настенной росписи, это основа долголетия их произведений.

Изучение опыта, накопленного в этом виде изобразительного искусства народами в течение тысячелетий, опыта, в значительной мере изученного и описанного и учеными, и зодчими античности, художниками и архитекторами последующих столетий учеными, исследователями и технологами нашего времени— все это тот теоретически-практический базис, изучение которого и внедрение всего положительного из него в практику настоящего времени принесут безусловную пользу развитию современной стенописи.

Кроме того, это основа их успешной творческой работы, поскольку грамотное использование материалов, рациональная организация работы — одна из сторон, гарантирующих творческий успех. Вне высокого мастерства не может быть высокого мастерства, иначе идеи и творческие порывы увязнут в технических несовершенствах и технологических ошибках. Истинное мастерство не имеет делений, нет границ между творческим даром и профессией: умение делать свою работу на высоком профессиональном уровне, делать хорошо, делать хорошо на протяжении веков…

Настенная роспись вошла в искусство оформления интерьеров сравнительно недавно, но уже заняла почетное место среди других не менее популярных приемов внутренней отделки. Даже самый заядлый критик не сможет назвать обычное убранство комнат, ведь это настоящее произведение искусства.В настоящее время у многих есть возможность покупать новые квартиры и строить дома. С помощью дизайнеров, декораторов и художников создавайте индивидуальные и неповторимые интерьеры.

14 стр., 6900 слов

Что мне дало изучение культуры речи

... термина, говорящее о признании новой области знания, задачей которой оказывается изучение культуры речи как совокупности её реальных свойств и ... обладает правильной и хоро-шей речью, он достигает высшего уровня речевой культуры. Это значит, что он не только не ... речи чрезвы-чайно велико. Именно в ней закреплен весь исторический опыт человеческого общества. Благодаря письменности достижения культуры, ...

Моя дипломная работа — это работа, выполненная в технике «Настенная роспись». Целью выбора данной дипломной работы было желание изучить и знать приемы и техники росписи. Эта тема очень актуальна для меня, потому что сегодня этот прием активно используется в современном интерьере и часто составляет его значительную визуальную часть.

Моя работа заключалась в том, чтобы сочетать в своей работе цветовые и стилизационные решения. Моя работа — это декоративно оформленная ниша в стене, основная тема которой — стилизованный Конгресс-холл, в цветовой гамме сезона — осень.


Теоретическая часть

История возникновения росписи

Древнейший этап развития культуры – эпоха палеолита (35-10 тыс. лет до н.э.), когда появились основные виды изобразительных искусств. Памятники скульптуры, живописи и прикладного искусства в большом количестве обнаружены в Европе, Южной Азии и Северной Африке. Наиболее ярко творческий талант человека проявляется в росписях на стенах и потолках пещер, в глубине подземных галерей и пещер. После того, как ледник отступил на север, в Европе установился умеренный климат. У древних людей не было постоянного жилища. Им приходилось ютиться в пещерах и расселинах скал. В борьбе с силами природы люди развивали главную тему искусства, в которой преобладали изображения диких животных, являвшихся объектом охоты. Ранние рисунки примитивны; это контурные изображения голов зверей на известняковых плитах, оттиски человеческой руки, обведенной по контуру краской, беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленные в сырой глине пальцами руки. Позже в рисунках и росписях на стенах и потолках пещер появляется весь мир животных того времени. Монументальные фигуры животных наносились кремневым долотом на камень или раскрашивались слоем влажной глины на стенах пещер. В росписи использованы глиняные краски, желтая и коричневая охра, красно-желтая железная руда, черный марганец и уголь, белая известь. Высшего расцвета искусство эпохи палеолита достигает в мадленский период (20-10 тыс. лет до н.э.).

В наскальных рисунках и рисунках изображения животных приобрели специфические характеристики, появилась точность формы, умение выделить главное из множества наблюдений. Животные изображались в разнообразных движениях. В живописи осуществляется переход от простейшего контурного рисунка, равномерно залитого краской, к разноцветной росписи. Первобытного человека интересует не только внешний вид животного, но и его характер и повадки. В памятниках периода Мадлен преобладают одиночные изображения животных, практически не связанных действием в единой композиции. Однако к этому же периоду относятся зачатки более сложных решений: композиции, объединяющие фигуры действием, передающие определенный эпизод жизни. Замечательные росписи этого периода найдены во Франции в пещере Ласко .В своей основе искусство палеолита наивно реалистично. Человеческий разум только просыпался, и наблюдения за жизнью сочетались с фантазией и магией. Правильно воспринимая отдельные предметы, первобытный человек еще не мог охватить всю картину мира.

Важный этап в развитии первобытного искусства наступил в эпоху мезолита (10-6 тыс. лет до н.э.).

6 стр., 2563 слов

Взаимосвязь музыки с различными видами искусств: живописью, литературой, ...

... всегда была связана с другими видами искусства, оказывала на них воздействие и, в свою очередь испытывала на себе их влияние. Композиторы при сочинении тех или иных ... посмотрим, как взаимодействовали музыка и изобразительное искусство. Великий итальянский художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи назвал музыку «сестрой живописи». И действительно, эти два вида искусства развивались параллельно, ...

Наскальные рисунки этого периода залиты равномерно нанесенной красной или черной краской. Центральной темой искусства осталась охота. Но в картинах впервые появились изображения человека, его деятельности, его взаимодействия с природой. Тематика росписей обогащается и новыми сюжетами (сбор плодов с деревьев, загон скота).

В античном мире художественное творчество становится более целостным, его объединяют общие принципы и идеи времени. Египет — одно из древнейших государств мира, а его искусство — один из первых вкладов в историю культуры стран Древнего Востока. В конце 4 – начале 3 тыс. до н.э. возникли первые государства. К этому же времени относятся величайшие произведения древнеегипетского искусства. Нигде и никогда не создавались такие грандиозные монументальные формы. Никогда еще человек и его жизнь не играли такой важной роли в искусстве, и тема человеческого труда не была так подчеркнута. Египетские пирамиды, храмы с рельефами и росписями свидетельствовали о большом художественном таланте одного из древнейших народов мира. Египетская культура развивалась медленно. Сложившиеся традиции и правила передавались из поколения в поколение. Памятники искусства рассказывают не только о поклонении различным богам, но и об исторических событиях. Животные олицетворяют не только покровителей людей, но и самих богов, иногда в виде могучего быка, иногда в образе льва. Правила изображения в живописи установлены и закреплены давно. Развиваются характерные для египетского искусства приемы размещения фигур на плоскости. Широкие и сильные плечи — в фас, ноги и голова — в профиль (рис2.).

Такой способ изображения позволил выбрать наиболее выразительную позу. Росписи приобрели большую самостоятельность. Композиции были заменены более слабо сгруппированными сценами, цвета стали мягче и прозрачнее. В основном применялись золотистые, зеленые, синие, красные цвета. Рельефы и картины составляли неотъемлемую часть гробниц и храмов, многие из них богаты динамикой.

Монументальная живопись — роспись архитектурных сооружений и других неподвижных оснований. Монументальная живопись — древнейший вид живописи, известен с палеолита (росписи в пещерах Альтамира, Ляско и др.).

Благодаря стационарности и долговечности монументальной росписи сохранились ее многочисленные образцы почти всех культур, создавших развитую архитектуру, а иногда и единственного сохранившегося типа живописи той эпохи. Начиная с ранней Античности и до позднего Возрождения, монументальная живопись наряду с монументальной скульптурой представляет собой один из основных методов декорирования каменных, кирпичных и бетонных (Древний Рим) сооружений. Он широко использовался в храмовых и погребальных комплексах Древнего Египта, в архитектуре критско-микенской цивилизации. Практически не дошедшая до нас (за исключением мозаики) древнегреческая монументальная живопись, в том числе роспись мраморной и хризоэлефантинной скульптуры, во многом определяла характер восприятия произведений классической и эллинистической пластики и зодчества.

В Древнем Риме, в особенности после древнеримской архитектурной революции, была распространена исключительно широко, в том числе — в оформлении частных жилищ (четыре стиля древнеримской росписи).

21 стр., 10104 слов

Техника и приемы настенной росписи

... монументальная живопись занимает особое место, вплотную соприкасаясь с декоративной живописью (искусство Японии). В Древней Греции для отделки наружных и внутренних стен сооружений использовалась известковая штукатурка ... по сырой штукатурке росписи в виде фризов или панелей заполняли стены дворцов. ... грамотное применение материалов, рациональная организация работ - одна из сторон, обеспечивающих ...

Мозаики и фрески, широко использовавшиеся в архитектуре храмов Византии, оказали решающее влияние на развитие древнерусского монументального искусства. В искусстве европейского средневековья особого внимания заслуживает беспрецедентное развитие технологии витражей. Величайшие мастера эпохи Возрождения создали множество фресок, грандиозных по размеру и добродетельных по исполнению.

Выдающиеся произведения монументальной живописи остались от доколумбовых цивилизаций Американского континента (в частности Майя).

В искусстве дальневосточных цивилизаций монументальная живопись занимает особое место, вплотную соприкасаясь с декоративной живописью (искусство Японии).

В Древней Греции для отделки внешних и внутренних стен построек использовали многослойную известковую штукатурку с зеркальной полировкой. От греков римляне переняли обычай окрашивать стены по штукатурке, позднее появилась и стенная роспись по свежеуложенному раствору, которая называлась in udo («по сырому»).

Известковая штукатурка наносилась в семь слоев с добавлением песка в нижних и мраморной крошки в верхних. Во избежание появления трещин в растворы вводили небольшое количество воды, при нанесении слои уплотняли. Стойкость покрытия достигалась добавлением молока, кирпичного измельчения, пемзы и, в редких случаях, конопли, соломы. Так, в настенных росписях Помпеи пемза была обнаружена не только в штукатурке, но и в слоях краски, где она использовалась как белая. Нанесение штукатурки в несколько слоев позволило замедлить процесс ее высыхания и, как следствие, увеличить время работы на влажной поверхности. Выбор связующих для красок диктовался типом используемых пигментов. В качестве связующего использовался животный клей, чистая известь и ее смеси с казеином, яичным белком и клеем. Для сохранения картины Витрувий посоветовал после высыхания фрески покрыть поверхность смесью масла и воска, затем нагреть и высушить расплавленный воск. С переносом акцента на интерьер и появление церемониальных залов в римских домах на основе греческой традиции была разработана высокохудожественная система росписи стен. Помпейские росписи знакомят с основными чертами античной фрески (рис3.).

Римляне также использовали фрески для украшения фасадов, используя их как вывески для торговых помещений или ремесленных мастерских .Одним из древнейших центров культуры был остров Крит. Картины в виде фризов или панно, выполненные на влажной штукатурке, заполняли стены построек. Здесь был представлен быт жителей: ритуальные танцы, полуобнаженные женщины и молодежь, животные, рыбы, птицы, яркие цветы . На фотографиях изображены элегантные женщины с пышными прическами, украшенными жемчугом. В росписях преобладали яркие краски: желтая, синяя, зеленая, красная. Однако общий характер критской живописи сохранил декоративность и плоскостность.

Росписи являлись важнейшей частью и других построек на Крите. Из «Айя Триады» происходят фрагменты, изображающие цветочный уголок сада, изображающую ползающую кошку и изображающую часть женской фигуры в яркой юбке с оборками. Самый известный из этих фрагментов — кошка, подкрадывающаяся к птице, гибкое и бесшумное движение, воплощенное с необычайным мастерством. При всей эпизодичности поражает тщательность композиции, где каждая деталь составляет этот, на первый взгляд, стихийный эпизод.

8 стр., 3607 слов

Живопись Византии

... первоначальном фоне, как везде на Востоке. орнамент живопись монументальный роспись В византийском орнаменте можно увидеть простые виды свастик, меандры, ... Именно поэтому это символ Воскресения Христа. Павлины в церквях встречаются на протяжении всей истории Византии. Первые ... долгое время являлось. А началось все в 395 году н.э., когдаРимская империя прекратила свое существование. Образовалась ...

Художественной задачей оставался образ человека, но все чаще обращались к таким сторонам жизни, которые не укладывались в мифологические образы, характерные для Древнего Египта. Стояла проблема передачи чувств и эмоций человека. В живописи все большее значение приобретает узорчатый орнамент, героические мотивы сменяются лирическими.

Фресковая живопись.

Точная дата появления фресок неизвестна, но уже в период Эгейской культуры (2-е тыс. до н. э.) фресковая живопись получила широкое распространение. Речь шла о росписи лаками, где в качестве связующего использовался клей или казеин, а сама техника была близка к высыханию». Доступность исходных материалов (известь, песок, окрашенные минералы), относительная простота техники живописи, а также долговечность произведений обусловили большую популярность фресковых росписей в античном мире. В христианском искусстве фреска стала излюбленным способом украшения внутренних и (реже) внешних стен каменного храма.

По словам Витрувия, в Древней Греции многослойная известковая штукатурка с зеркальной полировкой использовалась для украшения внешних и внутренних стен построек. От греков римляне переняли обычай окрашивать стены по штукатурке, позднее появилась и стенная роспись по свежеуложенному раствору, которая называлась in udo («по сырому»).

Известковая штукатурка наносилась в семь слоев с добавлением песка в нижних и мраморной крошки в верхних. Во избежание появления трещин в растворы вводили небольшое количество воды, при нанесении слои уплотняли. Стойкость покрытия достигалась добавлением молока, кирпичного измельчения, пемзы и, в редких случаях, конопли, соломы. Так, в настенных росписях Помпеи пемза была обнаружена не только в штукатурке, но и в слоях краски, где она использовалась как белая. Нанесение штукатурки в несколько слоев позволило замедлить процесс ее высыхания и, как следствие, увеличить время работы на влажной поверхности. Выбор связующих для красок диктовался типом используемых пигментов. В качестве связующего использовался животный клей, чистая известь и ее смеси с казеином, яичным белком и клеем. Для сохранения картины Витрувий посоветовал после высыхания фрески покрыть поверхность смесью масла и воска, затем нагреть и высушить расплавленный воск.

С усилением роли церковного интерьера в средние века формировались новые принципы синтеза искусств, воплощенные в стенных и плафонных росписях. Впервые объединяются духовное содержание с декоративностью. В этот период большое развитие получает именно церковная живопись. Именно в этот период появляется термин «фреска» (в переводе с итальянского «affresco» — по сырому, то есть письмо по сырому еще свежему известковому грунту).

Русские художники-иконописцы средних веков внесли огромный вклад в историю развития фресковой живописи. Ярким примером служат сохранившиеся до наших дней росписи Ферапонтова монастыря, выполненные Дионисием. Во Владимире – росписи Андрея Рублева, а так же росписи древнего Новгорода, Ярославля, Ростова Великого.

Первоначально древнерусские живописцы придерживались техники выполнения фресок, принятой в Византии. Штукатурка (левкас), нанесённая на стену, была пригодна для письма по сырому в течении нескольких дней. Это обстоятельство позволяло наносить раствор сразу на всю площадь, предназначавшуюся для росписи. Позднее рецептура левкаса изменилась: в 1599 году епископ Нектарий, греческий художник, оставшийся жить в России, в своём наставлении «Типик» советует не оставлять грунт на стене «без письма» на ночь или даже перерыв на обед. Известь для левкаса интенсивно промывалась водой для удаления гидрата окиси кальция (так называемой «емчуги»), который, выступая уже на готовой фреске, безвозвратно портил роспись. При такой обработке способность извести к закреплению красок снижалась, поэтому сокращалось время письма по сырому. Схожая система подготовки извести описана в работе Паломино, посвящённой технике фрески. Древнерусские стенные росписи всегда завершались по сухому красками, где связующими были либо яичный желток, либо растительные клеи. Более поздние росписи исполнялись уже полностью яичной темперой, с XVIII века заменённой совершенно неподходящими для стенной живописи масляными красками.

4 стр., 1922 слов

«Золотой век» испанской живописи

... случайно этот период называют золотым веком испанской живописи. Главными заказчиками произведений искусства в Испании были королевский двор, аристократия и особенно католическая церковь, прежде всего чрезвычайно ... его искусству, нерасторжимо связанному с породившей его художественной эпохой. «Золотой век» испанской живописи означен именами таких художников, как Франсиско Рибальта, Хусепе Рибера и ...

Це́рковь Покрова́ Богоро́дицы на Козлёне (в Козлёне) — православный храм в Вологде, построенный в 1704—1710 годах и примечательный сохранившимися фресками ярославской школы 1713—1720 годов. Находится в историческом районе Нижний посад.

История.

Самые ранние сведения о деревянной церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы в Козлёнской слободе относятся к 1612 году, когда церковь была сожжена «литовскими и прочими воровскими людьми в вологодский разгром».[1] Новый клетский деревянный храм был построен в 1626 году. Место для церкви дал посадский человек Ивашка Копоруля, который был убит литовскими интервентами. В 1678 году из-за ветхости церковь церковь была разобрана. В 1682 году построен новый деревянный храм. В 1694 году[2] (по другим источникам дата неизвестна), во время одного из визитов Петра I, жителями Козлёнской слободы царю была поднесена икона Неопалимая Купина, которую царь повелел хранить в Покровской церкви[3].

В 1704 году (по другим источникам в 1709 году) рядом с деревянным, «всеградским даянием от пожарного времени и от всяких бедств защищания», заложен каменный холодный храм во имя Божией Матери Неопалимые Купины, который освящён 8 июня 1710 года архиепископом Гавриилом. В декабре 1710 года жителями Вологды был составлен письменный общественный приговор, по которому они обязались ежегодно давать деревянное масло к двум находящимся в церкви особо почитаемым местным иконам Покрова Божией Матери и Неопалимой Купины. В 1730 году по прошению прихожан к вологодскому преосвященному епископу Афанасию, вместо деревянной Покровской, которая продолжала находиться рядом с каменной церковью во имя Божией Матери Неопалимые Купины, была построена каменная тёплая церковь с приделом ученика Антипы, епископа Пергама Асийского. Обе церкви объединены в одно здание.

В 1930 церковь закрыта, а здание занято мебельной фабрикой. До 1981 года в здании находился призывной пункт[4].

Богослужения возобновились в 1991 году.

Архитектура.

Здание церкви представляет двухвестный четверик с восьмериком, увенчанный купольной кровлей с главкой. Алтарная часть и шатровая колокольня перестроены в XIX-начале XX века.

15 стр., 7035 слов

Древнерусские памятники архитектуры X-XIII веков

... на родину. Мир Византии, мир христианства привнес на Русь новый строительный опыт и традиции. Русь восприняла сооружение церквей по образу крестово-купольного храма ... штукатурка. Интерьер менее подвергся искажениям и сохранил значительную часть своего первоначального убранства. Подкупольное пространство и главная апсида покрыты великолепной мозаичной живописью, а боковые части украшены фресками*. ...

Основной корпус церкви в архитектурном отношении близок к трём современным Покровскому храму вологодскими церквями: Иоанна Предтечи в Рощенье, Власия Севастийского и Троице-Герасимовской на Кайсаровом ручье (не сохранилась).

Указанные храмы построены под влиянием московского барокко, их прототипом стала Церковь царевича Иоасафа в Измайлове[5].

Алтарь холодной церкви освящен во имя Божией Матери Неопалимая Купина. В теплой церкви с правой стороны находится предел Покрова Пресвятой Богородицы, с левой предел Священномученика Антипы, епископа Пергама Асийского.

Стенопись церкви Покрова на Козлёне, датируемая 1713—1720 гг., представляет собой образец позднего периода ярославской живописной школы с заметным влиянием светской живописи. Церковь была расписана известным ярославским знаменщиком Фёдором Фёдоровым с дружиной мастеров.

В зените свода изображен Царь царём. На гранях свода изображены праздники. На сводах восьмерика и четверика, разделённых на шесть регистров — сюжеты христологического цикла, апокрифические легенды об иконе Римской богоматери и деяния апостолов. Два нижних пояса четверика забелены.

Многие сюжеты почти целиком повторяют иллюстрации Библии Пискатора. Значительная часть изображений имеет характер гротеска, настолько экспрессивно изломаны фигуры, данные в различных ракурсах. Передача движения становится для мастера почти самоцелью. Цвет, как и в росписях Предтеченской церкви, не играет существенной роли, хотя в целом фрески здесь имеют общий серо-коричневый и бледно-голубоватый блеклый тон. Роспись эта интересна тем, что она являет собой последний этап некогда великого и большого искусства стенописи.

Чудесные картины богатой композиции покрывают пространства между окнами. Особенно хорош ряд изображений, идущий поверху восьмиугольных окон барабана. Вот например Распятие— выполненное в традициях XVII века (как впрочем и многие иные сюжеты росписи) — необычайно красив фон изображения, представляющий город за высокими стенами: выглядывают дома — а направо и налево от горы солнце и луна на темно-синем фоне. Все сюжеты из Евангелия трактованы немного в характере гротеска: движения приняли очень беспокойный вид, фигуры изгибаются, почти кривляются, скачут, извиваются.

В конце XIX — начале XX века в церкви появились фрески вологодского мастера М. В. Алексеева.

Правила древней византийской фресковой живописи описаны в «Ерминии Дионисия Фурноаграфиота» иконописца Дионисия (XVII в.).

Масштабность настенных росписей, выполняемых в Византии, требовала увеличения времени работы по свежему раствору. Уменьшилось до двух количество слоёв штукатурки, в раствор вместо толчёного мрамора вводились для нижних слоёв солома, для верхних — лён или пакля, хорошо удерживавшие влагу. Избежать трещин помогало выдерживание гашёной извести для раствора некоторое количество времени на воздухе. Верхний слой штукатурки наносился сразу на всю площадь, подлежащую росписи. Самый ранний пример византийской фресковой живописи (500—850 гг. н. э.) сохранился в римской церкви Санта Мария. Поверхность этой росписи была отполирована так же как и у древнеримских фресок, в дальнейшем византийские художники отказались от этого приёма.

14 стр., 6587 слов

Русское искусство XVII века: живопись, архитектура и скульптура

... реальной жизни сообщал и архитектуре, и живописи, и произведениям прикладного искусства черты необыкновенного ... планировке монастырских ансамблей, в своеобразии стенных росписей, напоминающих пестрый и веселый ковер, в ... Эт 0 свидетельствует о том, что русская архитектура и в период, непосредственно ... тенденции в архитектуре века. Напротив, дом Голицына всецело принадлежит 17 столетию. В его ...

В Европе в эпоху Возрождения владение искусством стенной росписи стало одним из важнейших мерил мастерства художника. Именно тогда в Италии фресковая живопись достигла своего наивысшего развития. С названием фрески мы встречаемся впервые только в конце 14 века, хотя техника фрески была уже известна и в древности и в средние века. В настоящее время понятию фрески часто придается более широкое значение; некоторые неправильно подразумевают под этим понятием все способы живописи, при которых употребляется гашеная известь, другие считают фреской всякую стенную живопись. В действительности же можно обозначить этим термином только такую живописную технику, при которой пишут по свежей, еще влажной штукатурке красками, разбавленными водой. Термин «фреска» происходит от итальянского выражения «affresco» — письмо по сырому грунту. В Италии фреской называют все росписи, в любом материале, которые выполнены в архитектуре. Потому понадобились 2 уточнения «bouone fresco» — «истинная фреска» и «fresco a secco» — так называемая фреска по-сухому, которая по существу является просто работой известковыми красками по отвердевшей, но смоченной перед работой штукатурке.В Россию термин «фреска» пришел из Италии не ранее 18 века. Об этом можно судить по тому, что еще в 16-17 веках в русских документах он не встречается и о такого характера работах в летописных сводах, уставах и указах писали: «стенное письмо на сыром левкасе». Термином же «стенное письмо» означали все росписи на архитектурных поверхностях, выполненные в любой технике. Фреска была широко распространена в прошлые эпохи. Предполагается, что ее знали в Древней Греции, писали ею в Древнем Риме, Византии, на Руси 10-12 веков.

Итальянская роспись стен, как и всё изобразительное искусство, долгое время следовала византийским образцам, лишь в конце XIII она начала обретать самостоятельность.

Впервые технику чистой фрески описал в 1447 году Ченнино Ченнини. Одним из первых циклов, исполненных в этой технике, историки искусства считают сцены с Исааком в церкви Сан Франческо в Ассизи (ок. 1295), ранее приписываемые неизвестному мастеру, позднее они стали атрибутироваться как работа Джотто. Техника чистой фрески проигрывает в скорости по сравнению с живописью секко, но превосходит её в богатстве цветовой нюансировки, так как краски, наложенные на сырую штукатурку довольно быстро закрепляются, у художника есть возможность писать с применением лессировок без опасения размыть уже нанесённый красочный слой. По сравнению с секко роспись по-сырому гораздо более долговечна. К недостаткам фрески можно отнести сравнительно небольшое количество красок, известных во времена старых мастеров, пригодных для этого вида живописи.

После принятия окончательного решения по композиции росписи и выполнения эскиза, делался картон. Рисунок на нём во всех деталях воспроизводил замысел художника в масштабе будущей росписи. При больших размерах росписи поверхность делилась на участки — дневные нормы, в Италии они называются джорнаты. Разделение производилось по контурам деталей композиции, часто в области тёмного цвета, чтобы шов, разделяющий участки, выполненные в разные дни (вульта), был малозаметным. Контуры переносились на подготовительный слой штукатурки либо по разрезанным частям картона, либо для сохранения картона по кальке, снятой с него с нанесённой по ней сеткой. Рисунок наносился припорохом через проколы в кальке с помощью порошка угля, охры либо передавливанием. Линии предварительного рисунка усиливались чаще всего сангиной. На рисунок, начиная с верха стены, чтобы избежать потёков и брызг раствора нижней части росписи, наносился слой известковой штукатурки, интонако, он расписывался в течение одного дня. Толщина интонако, наносимого по трём нижним подготовительным слоям штукатурки варьировалась от 3 до 5 миллиметров. Согласно описанию Ченнини интонако наносился на смоченную водой штукатурку и тщательно выглаживался.

5 стр., 2058 слов

Роспись стен акрилом

... плотной кальки, которая станет прекрасной палитрой для акриловых красок. 2. Основа. Какую бы поверхность вы ни выбрали для акриловой живописи (кроме белой акварельной бумаги), ее нужно предварительно ... краску наносят для большего впитывания, как это делается в технологии «фреска», однако чаще используют ручную или трафаретную роспись на сухой поверхности. Теперь перейдем к самой процедуре росписи ...

Работа по сырой штукатурке, так называемому «спелому раствору», который схватывается через десять минут довольно трудоёмка и требует сноровки и опыта: как только кисть, легко до этого скользящая, начинает «боронить» основание и «намазывать» краску, роспись прекращается, так как красочный слой уже не проникнет глубоко в основание и не закрепится. Слой штукатурки, оставшийся не записанным, срезается наискось наружу, новая часть проштукатуривается к предыдущему слою. Во фресковой живописи возможны только незначительные исправления, переделать её нельзя: неудачные места просто сбиваются и процесс росписи повторяется. Приступая к работе, художник должен представлять, какими станут использованные им цвета после окончательного высыхания (через 7 — 10 дней).

Обыкновенно они сильно высветляются, для того, чтобы понять, как будут они выглядеть после высыхания, краски наносятся на материал, обладающий сильной впитывающей способностью (рыхлую бумагу, мел, гипс, умбру).

За день художник расписывает 3—4 квадратных метра стены. Детали прописывались до начала XVI века по сухому темперой. По сухому же наносились некоторые цвета (яркие зелёные и синие), так как для живописи по сырой штукатурке было пригодно ограниченное количество пигментов. По окончании росписи её поверхность шлифуют, иногда — полируют с нанесением мыльного раствора с воском. Подобная обработка поверхности штукатурки описано Леоном Баттистой Альберти, возможно, что старые мастера пользовались им по окончании работы над фреской. Росписи художников начиная от Джотто и вплоть до Перуджино имеют характерную отполированную поверхность, причём позднее поверхность росписи делалась блестящей неравномерно — участкам с изображениями лиц персонажей придавался более сильный глянец.С начала XVI века почти не применяется пропись фрески по сухому темперой, с этого момента начинается период господства чистой фрески (buon fresco).

В этой манере работали все художники Высокого Возрождения, в том числе Рафаэль, Микеланджело, а позднее — Вазари, Тинторетто, Лука Джордано и Тьеполо. Конструктивные особенности зданий, возводимых в это время, привели к уменьшению толщины штукатурки, количество наносимых слоёв её сократилось с трёх до двух. Поверхность фресковых росписей становится матовой, шероховатой. Судя же по руководству, написанному Андреа Поццо, позднее поверхность штукатурного слоя специально зернили перед началом работы. В эпоху барокко становится популярным корпусное, пастозное письмо, а с XVIII века фреска выполняется не известковыми водорастворимыми, а казеиново-известковыми красками.XVIII — XIX вв.Казеиново-известковая живопись получила широкое распространение и за пределами Италии — прежде всего в Германии и Испании. В этой технике работали Тьеполо (частично), Трогер, Гюнтер, Азам, Кноллер. Период господства этой техники закончился в начале XIX века.

Техника фрески зародилась в глубинах античной культуры, затем была разнесена на весь регион культуры европейской. За время своего применения разными народами и в течение значительного времени изменялась в соответствии с художественными задачами, которые стояли перед мастерами определенной эпохи и региона. Единственное, что характерно для всех ее модификаций – это известковое связующее грунтов и красок. Одновременно с высыханием поверхности штукатурки просыхает и вся живопись, становясь нерастворимой. Фреска итальянского Возрождениякак техника стенописи имела как тщательно заглаженную и заполированную поверхность, так и матовую. Краски использовались жидкие, почти прозрачные, но в 16-17 веках они стали полупрозрачными, а в более поздних работах – совсем плотными. Ранние фрески (вставки небольшого размера) писались в один прием. Более поздние – огромные композиции писались по частям – небольшими фрагментами.

Классическим типом грунта для настенной живописи можно считать известковую штукатурку. Необходимо подчеркнуть, что штукатурка действительно должна быть мокрой, свежей, чтобы произошел процесс соединения. Чем дольше сохнет штукатурка, тем прочнее связываются краски. Поэтому важно, чтобы грунт фрески, штукатурка и стена по возможности дольше задерживали воду и лишь медленно передавали ее на поверхность. Таким свойством обладают кирпичная стена и песчано-известковая штукатурка. Связь красок образуется у фрески сравнительно скоро, через 7, самое большее 12 часов. Этим временем определяется срок, в течение которого живописец должен закончить свою работу. Если живопись приходится исполнять на старых стенах, то следует сбить прежнюю штукатурку для удаления растворимых солей натрия, магния и кальция, которые впоследствии могут выделиться на поверхности в виде серых пятен и разрушить таким образом всю живопись.В древние времена добавляли в самые ценные штукатурки молоко, в средние века добавляли яйца, в Китае – сахар. Все эти вещества образуют с известью нерастворимые соли и они способствуют более сильному отвердеванию штукатурки, что в настоящее время достигается добавлением цемента, гидравлической извести или гипса.

Современная наука не имеет оснований считать фреску древнейшей техникой стенописи, так как научные исследования грунтов древнеегипетских росписей, проведенные уже в наше время известным английским египтологом А.Лукасом, изложенные им в труде «Материалы и ремесленные производства Древнего Египта», убедительно свидетельствуют, что древнеегипетская культура не знала извести, и что этот материал пришел туда лишь в 4 веке до н.э.

Современное состояние жанра

В СССР монументальная живопись возродилась в 20-х годах. Еще задолго до Октябрьской революции Ленин писал о том, что необходимо представить массам во всем его величии, во всей его прелести демократический и социалистический идеал. Ленин изложил «план монументальной пропаганды». Революция позволила поставить перед художниками эту задачу как практическую. В Декрете Совнаркома от 1918 года выражается желание, чтобы через 2 недели, то есть к Первомайскому празднику 1918 года, были сняты «наиболее уродливые истуканы» монархического режима и выставлены «первые модели новых памятников на суд масс». Монументальное искусство нашло огромное применение в оформлении общественно-культурных объектов на фасадах и в интерьерах. С появлением акриловых красок были разработаны новые технологии монументально-декоративной росписи. Эта техника (роспись по сухой штукатурке) более доступна, не требует больших физических и временных затрат. Впервые техника росписи акриловыми красками была применена мексиканскими монументалистами. В Советский период был рассвет монументального искусства. Большой вклад внесли такие выдающиеся художники как: Иорданский, Рублев, Дейнеко, Фаворский, Тальберк, Мерперт, братья Неклюдовы, Замков, Павленко и многие другие.

В настоящее время роспись не потеряла своей актуальности. Расписывается большое число храмов, общественных объектов. Роспись плотно вошла в частный интерьер, активно используется роспись стен в современных зданиях и общественных объектах. Также сейчас особенно развивается стиль «граффити». Граффити (в контексте исторических надписей единственное число — граффито; от итал. graffito, множ. graffiti) — изображения, рисунки или надписи, выцарапанные, написанные или нарисованные краской или чернилами на стенах и других поверхностях. К граффити можно отнести любой вид уличного раскрашивания стен, на которых можно найти все: от простых написанных слов до изысканных рисунков. В исторической науке этот термин используется давно, но в более узком значении. Когда заходит речь о древних эпиграфических памятниках, то разделяют понятия «граффити» и «дипинти». Если последнее обозначает надписи краской, то «граффити» — процарапанные надписи (сам термин непосредственно происходит от итальянского глагола graffiare — «царапать»).В настоящее время широкое распространение получил спрей-арт, то есть рисование граффити с помощью аэрозольной краски. Буквально лет десять назад никто и не мог предположить, что уличное искусство – граффити разовьется такими стахановскими темпами и создаст самостоятельное направление в культуре молодежи. Это движение зародилось в США, принято считать, что первым графитчиком был «Taki 183». Именно он начал оставлять повсеместно свою подпись — «тэг граффити «, с номером улицы, на которой он жил. Далее события развивались подобно снежной лавине. Идею метить территорию подхватили толпы подростков, различных возрастных категорий. Рисование на улице приобрело характер постоянно развивающейся ветви молодежной субкультуры. Стали появляться команды, объединения, альянсы, а помимо стен города рисунки делались на панелях поездов, фургонах грузовиков, и даже самолетах. Чем трудно доступнее место, тем больше уважения заслуживает автор. Так принято и по сей день. Граффети прогрессировало и постоянно находилось на ключевых позициях в хип-хоп мире. В Россию искусство оформить серую стену пришло 13-15 лет назад. Поначалу это были слабые потуги уличных художников. Многие брались за это дело с целью быть модным в кругу друзей, кто-то просто пробовал все новое, в итоге в граффити оставались единицы. Люди, находившие друг друга по интересу рисования на стенах, образовывали команды граффити для дальнейшего совместного развития. Первые команды граффити в России появились 11-12 лет назад и активны по сей день. Сначала мало кто задумывался по поводу стиля рисунка, большинство рисовало, копируя Европу и Америку. Со временем многие поняли, что за каждой из стран стоит более менее четкий стиль, он вырабатывался годами, условиями, и даже климатическими особенностями. Постепенно русские граффети-коммьюнити стало обращать на свою стилистику больше внимания. С каждым годом качество работ становилось лучше и лучше. Причиной тому появление высокотехнологичный спрей-красок с хорошим механизмом клапана и массой различных насадок распыления. Доступ в интернет стал для многих окном в мир зарубежного уличного искусства. Конечно, не обошлось без копирования форм и прочих концепций рисунка, но в большинстве своем, люди, серьезно занимающиеся граффити понимали, что копия всегда останется копией и работали над созданием своей подачи рисунка. С развитием, движение потерпело разделение по деятельности рисования. Стали появляться люди, акцентирующие свое внимание исключительно на оформительской деятельности, а кто то занимался строго нелегальным направлением. Оформление и дизайн помещений на сегодняшний день стало высокопрофессиональным способом не только заработать себе на жизнь, но стилем жизни. По одной только Москве открыты массы студий и контор, предлагающие услуги граффити оформления. Но большинство уличных художников верны первоначальному посылу работы со спрей-краской, а именно нелегальное нанесение шрифтов и персонажей на стены, машины, поезда и даже метро. Государство впервые столкнулось с такой проблемой, и сейчас ведется активная работа по ликвидации постоянных точек рисования. Но приводы в милицию, или оттирание рисунка на следующий день, не останавливают граффитчиков. Количество их растет, но растет ли понимание их дела? Это больной вопрос для большинства. Многие не знают, зачем они рисуют. Однажды втянувшись, они не могут остановиться. На них давит их круг общения с единомышленниками, уважение тусы, самовыражение и самоутверждение. Для кого то граффити, оформление или дизайн – это неотъемлемая часть жизни, их видение мира, язык общения с обществом. Конечно, доступность аэрозольной краски порождает большое количества вандализма как такового. Изрисовываются стены националистическими лозунгами, футбольными фанатами или просто людьми в алкогольном опьянении. Все эти моменты наносят негативную тень на уличное искусство. Многие хотят видеть вместо бледной серой стены яркую солнечную работу, которая в будничный день принесет сильный всплеск эмоций у проходящих и подстегнет других авторов развивать свои работы дальше. Важно различать направления граффити, отрицательный зачес под одну гребенку порой приносит вред, как развитию движения, так и внешнему виду города. Были случаи когда милиция пресекала безобидное рисование на неактуальных стенах, а на следующий день графитчики отвечали разрисованными надписями по всей округе. Кстати многие считают, что ужесточение мер по контролю за рисование приведет к отсеиванию художников, которые попали в это искусство случайно, этакий естественный отбор и встречают данные изменения одобрительно. Мнений масса, но какими они ни были, на сегодняшний день мы видим активное применение граффити как оформление, дизайн, благоустройство города, украшение молодежных фестивалей.

Граффити в интерьере. (Рис 6,7,8,9) Не так и много средств существует для украшения интерьера, которые могут поспорить с граффити по универсальности, практичности и популярности. Что-же делает его столь широким и гибким в применении?Первое с чего нужно начать разговор — это краска. По сумме характеристик, граффити краска — лучшее, что можно найти для художественных работ, особенно, в подобных масштабах. Яркая, устойчивая, быстросохнущая, укрывистая. Она позволяет воплощать самые смелые и оригинальные идеи. Независимо от их масштаба. Огромный плюс аэрозоли в том, что она хорошо ложится на многие поверхности, на сложную геометрию. Выступ или кирпичная стена, недоступная кистям, для аэрозоли не помеха. Палитры аэрозолей огромны — более 200 оттенков, невероятно сочных и ярких. Устойчивость — не хуже чем у обычного акрила, есть примеры работ на кафеле в бассейне который держится уже больше двух лет.Рисунок сделанный граффити можно представить в виде наклейки, которую можно разместить в любом месте. Очевидно, что применений для интерьера и экстерьера — масса. Рисунок быстро и легко наносится, может обладать любой формой и содержанием, большие размеры рисунка сами по себе можно причислить к эффектам работы. А возможность наносить рисунок где угодно позволяет создавать задумки, по сути смешивающие мир рисунка с настоящим миром, видоизменяя его внося казусы или органично внося рисунок в место где он нанесён.

Граффити в интерьере это свежее веяние, которое действительно можно назвать прогрессивным, совершенно точно, модным, современным, и, к тому же, недорогим. Кроме того, как и любая работа сделанная от руки, рисунки в граффити обладают своей душой, неповторимостью, очарованием ручной работы, которое нельзя заменить материалами сделанными через компьютер.Стилистика работ выполненных техникой граффити может различатся. От попарта к реализму, от шрифтов к подобию печатной рекламы, выбор широк и в рамки этой статьи не вписывается. Но в любом случае, эффекты которые предлагаются для граффити — неповоторимая яркость, эффект от масштаба, обыгрывание существующей геометрии «холста» сохраниться для любого стиля.

Мозаика в интерьере. Мозаика – идеальный материал для творчества. Между прочим, это не просто слова, а чистосердечное признание дизайнера, не раз и не два убеждавшегося в том, как мозаика обогащает интерьер и изменяет масштаб помещения. Все мы знаем, что мозаика совершенно незаменима во влажных помещениях, ведь это износостойкий влагоотталкивающий «материал», который легко моется и ремонтируется (заменить поврежденный фрагмент не составляет особого труда).

Так что уже признанной классикой жанра сегодня считается мозаичная облицовка бассейнов, санузлов, саун и бань. Для дизайнеров особенно важным качеством материала является то, что мозаикой можно без проблем облицевать криволинейные поверхности. А ведь современные бассейны и ванные бывают поистине причудливых форм! Кроме того, мозаика – отличное средство для подчеркивания отдельных фрагментов фасада дома, входной группы, ступенек, декоративных садовых скульптур. Однако главным достижением последних лет я лично считаю тот факт, что мозаике удалось перебраться из ванных комнат и кухонь в другие общественные и приватные зоны наших домов и квартир. Неоспоримый плюс мозаики в том, что этот материал сочетается практически с любым вариантом отделки стен – окраской, обоями, даже с открытой кирпичной кладкой. Мозаику можно использовать для оформления широких подоконников, рабочих поверхностей столов, несущих колонн, подиумов и, конечно, пола. При помощи мозаики получится придать изящество и особый шик межкомнатной перегородке или, например, изголовью супружеского ложа. К числу самых «эстетских» вариантов использования мозаики относятся создание каменного ковра и настенных панно. Причем тут фантазия художника способна быть поистине безграничной: панно может быть выполнено хоть в африканском стиле с его простыми геометрическими формами и четкими цветовыми контрастами, хоть в холодном хай-теке, для которого идеально подойдет золотая или серебряная мозаика,

Витраж в интерьере

Витраж — это заполняющая световой проем (чаще всего — оконный переплет) сюжетная или орнаментальная композиция из цветных стекол. Однако сегодня, когда постоянно совершенствуются технологии художественной обработки стекла, понятие «витража» расширилось и часто используется для характеристики любого декоративного заполнения стеклом или другим материалом, пропускающим свет, оконных и дверных проемов, фонаре и плафонов, сводов и куполов, сплошных плоскостях стен и даже специальных украшений художественных изделий. Применяют в основном при внутреннем остеклении и при изготовлении витражей узорчатое стекло. Техника создания витража может быть различной; но классическим считается так называемый наборный витраж, в котором отдельные куски цветных стекол, вырезанных по определенному рисунку, скрепляются специальным свинцовым, медным или латунным профилем.

Витраж способен существенно преобразить внутреннее пространство помещения, внести в дом новые радостные краски. Наполняя интерьер цветным светом, то ярким и звонким, то нежным и романтичным, витраж берет на себя активную по своему эмоциональному воздействию роль и способен внести один из наиболее решающих акцентов в цветовой ансамбль.


Технология выполнения

изобразительный искусство живопись настенный картина

Стенопись в технике масляной живописи «Времена года. Осень..»

Материалы и инструменты

В современном строительстве за последние 20—30 лет почти полностью изменился ассортимент отделочных растворов, внедрено в практику большое количество новых клеящих составов, паст, мастик, красок и лаков. Все это в корне изменило весь технологический процесс и сократило сроки возведения зданий. Это не может не отразиться и на технологии создания произведений современной стенописи, в которую, хотя и с трудом, стихийно и исподволь, входят и эти новые материалы, и эти новые основания, не имевшие никогда ранее в ней применения. Этот процесс нельзя рассматривать как крушение освященных веками традиций, как разрушение классического базиса стенописи. Каждая эпоха получает от предыдущих поколений определенный уровень культуры (материалы и рабочие процессы) и, активно его, осваивая, использует все лучшее, что было создано разумом и практическим опытом мастеров прошлого, что прошло проверку временем. Каждое поколение приспосабливало материалы прошлых эпох для решения своих задач, совершенствовало процессы работы ими, раскрывало в них новые еще не раскрытые возможности и свойства. Каждая эпоха активно искала и нередко находила (создавала) новые материалы и разрабатывала техники работы ими, исходя из художественных задач своего времени, опираясь при этом на весь арсенал культуры своего времени, который позволял решать эти задачи более успешно, являясь широкой базой для развития и искусства стенописи.

Процесс эволюции материалов, процесс их смены — это явление исторически закономерное… Никогда не было раз и навсегда кем-то данных материалов стенописи и целесообразных приемов работы ими — техник. Этот вид изобразительного искусства на протяжении своего развития пользовался большим количеством различных по составу и свойствам оснований, огромным ассортиментом красящих веществ, многочисленными техниками (целесообразными процессами и приемами создания художественной формы на плоскости), исходя из уровня развития культуры в целом и стоящих художественных задач.

Наше время — это не только век ракет, космических полетов, кибернетики, ЭВМ и т. д., но и эпоха пластических масс. Без их применения немыслимо создание современных самолетов, радио и космической техники, точнейших приборов и инструментов. Полимерные материалы раздвинули горизонты и лакокрасочной промышленности. В настоящее время отечественная химическая промышленность выпускает огромный ассортимент различных красок и лаков, которые находят самое широкое применение в различных областях народного хозяйства: в транспорте и машиностроении, сельхозтехнике и строительстве…

Масляные краски.

В настоящее время масляные краски, связующим в которых служат высыхающие жирные масла, в изобразительном искусстве (главным образом в станковой живописи) — самый распространенный художественный материал. Благодаря специфике масла как связующего масляными красками можно писать все произведение сразу, постепенно настраивая его в цвете и тоне, прорабатывая детали, обобщая их и переписывая, пока не будет достигнут удовлетворяющий результат. Такой возможности художникам не представлял ни один из существовавших до них материал. Это стало возможным только потому, что краски, затертые на масле, относительно долго не сохнут, их можно вписывать друг в друга, лессировать ранее написанное, а то и вовсе переписать неудавшееся место, но главное, они не изменяют цвет и тон по высыхании. Все эти качества и обеспечили им то, что, начиная с XVII века, масляные краски прочно вошли в художественную практику, в том числе и в стенопись, отодвинув на второй план все материалы, имевшие распространение в этих видах изобразительного искусства до них (фреска — в стенописи, яичная темпера — в станковой живописи).

Первую большую работу масляными красками на стене выполнил гениальный художник и мыслитель эпохи Возрождения Леонардо да Винчи, создав в трапезной монастыря Санта Мария делла Грациа в Милане знаменитую картину «Тайная вечеря» (1495—1497).

Конечно, нет никакого смысла в наше время художнику самому тереть краски на масле, разумнее пользоваться красками промышленного производства как художественными для работ, небольших по размеру, так и декоративными и малярными — для выполнения крупных. Эти краски отличаются друг от друга более всего только качеством связующего (масла) . Колеры, грунты и другие составы, необходимые для выполнения работ масляными красками в стенописи, промышленность не выпускает . Вопросы выбора материалов и приготовление составов (отчего зависят в большой степени качество и долговечность работ) — это компетенция автора-художника. Естественно, не всегда он может сам участвовать во всех подготовительных операциях, но знать и контролировать их грамотное и добросовестное выполнение — это его обязанность.

Самый простой способ использования масляных красок для выполнения той или иной работы на стене — приготовление нужных колеров из художественных масляных красок промышленного производства . Для этого необходимые по цвету краски следует развести одной олифой или олифой в смеси со скипидаром до консистенции сметаны и из этих красок составить колеры. Затем довести их растворителем до рабочей консистенции. Однако такие краски дают блестящую поверхность красочного слоя, что часто мешает воспринимать работу. Поэтому, как мы уже отмечали выше, для выполнения ответственных и высококачественных работ были разработаны различные составы, дающие возможность ликвидировать этот недостаток масляных красок. Одним из них является эмульсия, которой пользуются как разбавителем во время письма масляными красками с палитры. Используя эту эмульсию как разбавитель, можно составить колеры и из густотертых масляных красок.

Акриловые краски.

Акрил — акриловые краски лучше всего подходят к росписи стен – они быстро высыхают, легко наносятся и хорошо передают игру света и объём картины. Во влажных помещениях также используются специальные акриловые краски, дающие очень прочную поверхность. Акриловые краски не токсичны, разбавляются водой, быстро сохнут, универсальны в применении — ими можно работать как корпусными мазками так и лессировками по практически любой поверхности. После высыхания дают прочную пленку, не смываемую водой и устойчивую к ультрафиолету. Поэтому роспись можно протирать (мыть) влажной тряпкой и она не выгорит на солнце.

Акриловая краска представляет собой суспензию пигментов и наполнителей в водной эмульсии акрилового сополимера с добавлением вспомогательных веществ.В акриле отсутствуют те качества, которые часто отпугивают людей, заказывающих росписи, если им предложить технику фрески. Во-первых, для фрески надо приготовить хорошую известь. Это трудно. Во-вторых, известь постоянно присутствует в процессе работы и от этого вокруг всегда достаточно грязно. В-третьих, эта техника не терпит той спешки и гонки, которой зачастую вынужден следовать художник в виду сжатых сроков на исполнение заказа. При росписи фреской надо постоянно следить за поверхностью стены, что-то с ней делать- смачивать, увлажнять или наоборот следить, чтобы она не переувлажнилась. Фреска требует погруженности и сосредоточенности, полного внимания к себе. Несмотря на то, что в общем условие фрески — писать по сырому — не дает возможности медлить, нельзя одновременно работать над большими площадями.Но и результат, конечно, гораздо выше, чем при росписи акрилом. Фреска дает возможность создавать тончайшую цветовую гамму, кроме того, сама многотысячелетняя история этой техники уже окружает написанное в ней неким ореолом благородства. Сейчас, для упрощения письма, часто пишут по сухой штукатурке — secco, но и эта технология весьма трудоемка. Однако современная жизнь диктует свои правила. Сейчас практически нет возможности работать так, как того требует техника фрески. Поэтому акриловая краска так востребована в современной стенописи. Она удобна тем, что поверхность готовится сразу целиком, дополнительной подготовки перед работой не требуется. Краски удобно хранить — все продается в аккуратных баночках и ведерках, от них практически нет грязи. Работать акрилом можно очень быстро. Кроме того, химическая структура некоторых видов этого материала такова, что она позволяет окрашенной поверхности «дышать». Это положительно сказывается на микроклимате помещения. Еще одно достоинство вододисперсионной краски — скорость высыхания: от 30 до 60 минут до отлипа (когда пыль к поверхности уже не пристает) и около 12 часов до полной готовности. Конечно, этими красками невозможно добиться того колорита, который создают натуральные пигменты фрески, но для росписи домашних или ресторанных интерьеров это, как показывает практика, самый подходящий материал.

Темпера ( tempera , от латинского temperare — смешивать краски) — краски , приготовляемые на основе сухих порошковых натуральных пигментов и (или) их синтетических аналогов. Связующим веществом темперных красок служат эмульсии — натуральные (разбавленный водой желток цельногокуриного яйца , соки растений, редко — только во фресках — нефть ) или искусственные (высыхающие масла в водном растворе клея , полимеры).

Темперная живопись многообразна по приёмам и фактуре, она включает в себя как письмо тонким слоем, лессировками , так и густое пастозное письмо. В настоящее время точно известно, что по долговечности нанесенная темперой росписьзаметно превосходит роспись, выполненную масляными красками.Темперные краски должны соответствовать следующим требованиям.Прежде всего они должны легко разводиться водой, а после того, как высохли, наоборот, не размываться водой.Хорошие темперные краски при высыхании не меняют своего тона, не трескаются.При хранении в тюбиках они не должны загнивать, густеть или расслаиваться.Готовят темперные краски следующим образом.Пигменты соединяются с эмульсией и растираются курантом на каменной плите. При растирании красок не используют металлических принадлежностей, так как металл негативно влияет на темперные краски. Поэтому лучше применять деревянные, роговые или пластмассовые шпатели.

Темперные краски разводят на яичных желтках. Вот несколько рецептов:1. Яично-желтковая темпера. Для ее приготовления потребуется:яичный желток — 4 частимасляный лак — 1 частьльняное масло — 1 частьраствор фенола (1%) — 6 частейФенол вводят для того, чтобы яичный желток законсервировался. При желании его можно заменитьгвоздичным маслом или камфорой.

Силикатные краски .

Силикатными красками называются краски, в которых в качестве связующего используется так называемое жидкое стекло — водный раствор щелочных силикатов и кремнезема. Жидкое стекло получают из растворимого стекла — продукта сплавления смеси кварцевого песка с содой или поташем при температуре 1400— 1450° С и давлении в 15—20 атмосфер.

Силикатные краски создают водонепроницаемый красочный слой, предохраняющий поверхности зданий от сырости, его можно мыть

Силикатный колер:, Колер-паста (смесь щелочестойких пигментов с добавками, затертых на во-де)-1,0, Колер-паста (смесь щелочестойких пигментов с добавками, затертых на во-де)-1,0

Для того чтобы на той или иной архитектурной поверхности выполнить роспись силикатными красками, ее, как и для работы в любом другом материале, следует для этого специально подготовить: после очистки стены от грязи, копоти, старой окраски, после расшивки и затирки трещин и выбоин стену следует промыть и затем прогрунтовать известковой водой, но лучше раствором жидкого стекла, что укрепит ее поверхность, выровняет ее тянущую способность, создав тем самым условия для более успешной работы. Лучшие результаты дает перетирка поверхности штукатурным раствором с последующей ее грунтовкой. Грунтование увеличивает долговечность красочного слоя в 1,5 раза.

Известково-песчаные сграффито. Наиболее простыми составами для выполнения той или иной работы в технике сграффито являются самые обычные известково-песчаные штукатурные растворы, подкрашенные до нужного цвета щелочестойкими пигментами.

Рецепт:

Известковое тесто (средней жирно-сти) -1,0, Песок (с модулем в 1 —1,5 мм3) -2,0, Пигменты (щелочестойкие)

0,01-0,2

Вода (до рабочей консистенции)-0,3—0,5

Необходимое для выполнения той или иной работы количество растворов-колеров рассчитать нетрудно: одним десятилитровым ведром раствора-колера (10 дм, или 10 л) можно покрыть площадь в 1 м 2 толщиной слоя в 1 см. Следовательно, если наносить слой как обычно толщиной в 0,3 см, то ведром раствора-колера можно покрыть поверхность площадью в 3 м2 .

Грунты:

Левкас:

Мел (сухой, неплавленый) -1,0, Проклейка (15%-ный водный раствор животного клея) до консистенции шпатлевки-0,5—0,7, Левкас (эмульсионный):, Проклейка (15%-ный водный раствор животного клея) -1,0 (1 л), Масло льняное (вареное, олифа) (одна чайная ложка)-0,005, Мел (до рабочей консистенции)-2,0—2,5

Современные грунты — материалы, который обладают способностью проникать глубоко в основу и укреплять её. Акриловый грунт бывает глубокого проникновения и укрепляющий. Глубинный акриловый грунт (пропитка) — один из наиболее надёжных видов грунтовки акриловой и при этом имеет невысокую стоимость. Еще одно достоинство — грунтовка акриловая помогает окрасить поверхность равномерно. Грунтовка акриловая чаще всего используется там, где поверхность имеет большое количество пор и плохо впитывает материалы (к примеру, гипсокартон, кирпич или бетон).Укрепляющий акриловый грунт применяется, как правило, во время внутренних отделочных работ перед покраской стен или оклейкой их обоями.

Грунты для мозаики:, Портландцемент (марка 400)-1,0

Песок-2,0

Вода (до рабочей консистенции)-1,0—1,2, Портландцемент (марка 400)-1,0, Песок речной (мелкодисперсный или молотый)-3,0

СКС-65ГП-0,1—0,15

Стабилизатор (казеин или казеинат ам-мония)-0,01—0,02, Вода (до рабочей консистенции)-1,0—1,5

Конечно, и сейчас, пользуясь известной по литературе рецептурой, можно приготовить и известково-цемяночные, и цемяночно-масляные, и цементно-масляные, и другие грунты для мозаики. Но не следует их фетишизировать, надо знать не только их достоинства, но и их недостатки. Надо знать, почему современная практика отказалась от них и что она предложила взамен их, какими материалами она располагает сегодня, почему остановила свой выбор именно на них и как она ими пользуется. Особенно надо знать современные материалы, способные улучшить долговечность традиционных грунтов, дать им возможность служить там, где без модификаций им приходится трудно. Это тем более необходимо, поскольку современные мозаики, как правило, находятся в условиях, весьма далеких от музейных и опыт, накопленный в промышленности и особенно в строительстве по созданию высокопрочных и долговечных грунтов для облицовок из различных материалов (камень, керамика и т. д.), может иметь все основания для использования его и при наборе мозаик.

Лак — Готовую роспись покрываем слоем матового акрилового лака, что увеличивает защитные свойства настенной живописи.

Инструменты:

валик малярный (средний);

лоток для краски

скотч малярный

рулетка или линейка (30 см)

, скребки

Кисти круглые, флейцевые, кисти малярные, Трафареты, Набор аэрографов.

Технология и приемы выполнения

Cуществует огромное количество приемов и технологий нанесения росписи. В любом случае, прежде всего, нужно подготовить поверхность: позаботиться о том, чтобы она была абсолютно чистой и гладкой. В качестве основы для живописи служит гладкая или фактурная штукатурка.

В зависимости от требований используются две основы под росписи.

Первая основа для росписи в интерьере — это холст, который потом приклеивается к стене, либо устанавливается вместе с подрамником в отведенное под роспись место.

Второй метод, классический, самый популярный и востребованный — это роспись стены прямо по финишному слою штукатурки стены с предварительной грунтовкой.

Первый вариант росписи удобно использовать, когда по каким-то причинам художникам невозможно находиться на объекте росписи, но выполнить саму работу необходимо. В этом случае монументальное произведение имеет некоторую мобильность как на момент установки, так и на случай порчи штукатурки стены (например протечка в доме), поскольку в случае необходимости ее можно отделить от стены. Но у этого варианта есть недостаток — в больших по площади росписях трудно миновать появление стыков и швов между краями полотна, поскольку ширина холста ограничена. Да и чисто стилистически часто роспись на холсте в интерьере смотрится менее эффектно чем роспись, выполненная непосредственно по стене.

Второй вариант исполнения росписи прямо по штукатурке стены удобно использовать практически во всех случаях и в любых помещениях, сухих, либо влажных. Главное здесь — хорошо подготовить стену, поскольку сама роспись неотделима от нее.

Сграффито.

Сграффи́то ( sgraffito ) или граффи́то (итал. graffito ) — техника создания настенных изображений, достоинством которых является их большая стойкость. Простейший случай двухцветного сграффито — нанесение на стену одного слоя штукатурки , отличающегося по цвету от основы. Если в некоторых местах соскрести штукатурку, то получится двухцветный рисунок.Для получения многоцветного сграффито на стену наносят несколько отличающихся по цвету слоёв штукатурки (штукатурку окрашивают разными пигментами ); затем штукатурку соскребают на разную глубину, чтобы обнажить слой с нужным цветом.

В технике сграффито расписаны наружные стены многих усадебных домов Центральной Европы, таких, как Литомишльский замок (Чехия ) и замок Красицких (Польша ).

Широко используется в монументально-декоративном искусстве 20 в.

Техника сграффито — одна из наиболее распространенных в современной стенописи, так как позволяет в достаточной мере относительно простыми средствами как получать выразительные декоративные доминанты (орнамент, вставки и др.), так и создавать в этом материале значительные по масштабам сюжетно-тематические произведения.

Роспись на декоративной штукатурке.

Для нанесения этой росписи художник сначала создает необходимый рельеф с помощью декоративной отделки. Таким образом, покрытие стен придает необходимый объём и создаёт определенную широту в сюжетном решении картины.

Роспись по обоям – считается одной из новейших методик оформления стен. Кстати, по сравнению с другими видами настенной художественной росписи, декорирование обоев является достаточно экономичным и менее трудоемким и затратным методом оформления помещения. Орнамент, градиентная растяжка или рисунок, созданный при помощи аэрографа, наносится прямо поверх наклеенных обоев, в соответствии с существующим цветом и стилем обоев. Декорированные обои придадут помещению совершенно новый, необычный вид, придаст ему эксклюзивности и оригинальности.

Выбор цвета, декоративная колеровка потолка и стен в интерьере — ремесло не менее древнее, чем искусство настенной росписи. Более того, в их основе лежат общие технические приёмы, одни и те же материалы. Приступая к стенной росписи, художник предварительно должен решить вопрос цветовой гаммы стен в целом.

Известно, что каждый цвет определённым образом воздействует на человека психологически и физиологически: голубой успокаивает, красный возбуждает, жёлтый «заряжает» энергией. В комбинации, однако, те же краски способны произвести совершенно иной эффект. Разноцветные стены, колористические вариации в виде чередующихся полос, декоративные фризы, настенные орнаменты — это лишь малая толика художественно-оформительского арсенала.

Выбор цвета и приёмов декоративной колеровки обусловлен многими факторами. Главные из них — общая стилистическая установка архитектора, назначение помещения, степень его естественной освещённости, размеры, соотнесённость со смежными комнатами, залами, коридорами, лестницами.

Многие выбирают иллюзорную живопись на стенах гостиных. Предпочтителен эффект окна или иллюминатора, за которым простираются горный ландшафт, подводный коралловый риф и пр.

Благодаря интересным сюжетным рисункам, например в детской, настенная роспись влияет на развитие личности ребенка. Здесь можно говорить не только о настенной росписи, но и росписи потолков и мебели, предметов интерьера.

Цветовой дизайн стен и потолков требует не только от художника-декоратора, но и от заказчика определённых знаний о существующих стилях. Задача оформления стен под силу лишь профессионалам. Она становится на порядок сложнее, если в интерьере планируется также роспись потолка.

На современном рынке декоративных покрытий можно найти множество интересных и даже уникальных идей декорирования. Но, в массе своей, — это все материалы, которым нужна дополнительная стилистическая поддержка. Живопись же сама способна формировать стиль.

Последнее время, необходимость в необычных дизайнерских решениях интерьера значительно увеличилась. Обычные материалы и технологии отделки помещений уже никого не удивляют — всем нужен эксклюзив. Декоративные штукатурки, настенная роспись, стенная и потолочная живопись стали возвращаться в богатые интерьеры. Художественные способы отделки отлично подходят для оформления квартир и для частных домов, для гостиных и для спален, для бассейнов и ванных комнат — оригинальная живопись на стенах и потолках может украсить любое помещение. Роспись стен и потолков гарантирует единичный экземпляр декоративной отделки. Художественная роспись, выполненная профессионалом — уникальная и неповторимая работа.

Работа масляными красками:

Самый простой способ использования масляных красок для выполнения той или иной работы на стене — приготовление нужных колеров из художественных масляных красок промышленного производства . Для этого необходимые по цвету краски следует развести одной олифой или олифой в смеси со скипидаром до консистенции сметаны и из этих красок составить колеры. Затем довести их растворителем до рабочей консистенции. Однако такие краски дают блестящую поверхность красочного слоя, что часто мешает воспринимать работу. Поэтому, как мы уже отмечали выше, для выполнения ответственных и высококачественных работ были разработаны различные составы, дающие возможность ликвидировать этот недостаток масляных красок. Одним из них является эмульсия, которой пользуются как разбавителем во время письма масляными красками с палитры. Используя эту эмульсию как разбавитель, можно составить колеры и из густотертых масляных красок. Масляные краски более уместны, если заказана копия известной картины или нужно воплотить богатую палитру цветов и оттенков.

Фресковая роспись:

На рисунок, начиная с верха стены, чтобы избежать потёков и брызг раствора нижней части росписи, наносится слой известковой штукатурки, интонако, он расписывается в течение одного дня. Толщина интонако, наносимого по трём нижним подготовительным слоям штукатурки варьируется от 3 до 5 миллиметров. Работа по сырой штукатурке, так называемому «спелому раствору», который схватывается через десять минут довольно трудоёмка и требует сноровки и опыта: как только кисть, легко до этого скользящая, начинает «боронить» основание и «намазывать» краску, роспись прекращается, так как красочный слой уже не проникнет глубоко в основание и не закрепится. Слой штукатурки, оставшийся не записанным, срезается наискось наружу, новая часть приштукатуривается к предыдущему слою. Во фресковой живописи возможны только незначительные исправления, переделать её нельзя: неудачные места просто сбиваются и процесс росписи повторяется. Приступая к работе, художник должен представлять, какими станут использованные им цвета после окончательного высыхания (через 7 — 10 дней).

Обыкновенно они сильно высветляются, для того, чтобы понять, как будут они выглядеть после высыхания, краски наносятся на материал, обладающий сильной впитывающей способностью (рыхлую бумагу, мел, гипс, умбру).

За день художник расписывает 3—4 квадратных метра стены. Детали прописывались до начала XVI века по сухому темперой. По сухому же наносились некоторые цвета (яркие зелёные и синие), так как для живописи по сырой штукатурке было пригодно ограниченное количество пигментов. По окончании росписи её поверхность шлифуют, иногда — полируют с нанесением мыльного раствора с воском.

А секко — , выполняемая в отличие от фрески , по твёрдой, высохшей штукатурке, вторично увлажнённой. Используются краски, растёртые на растительном клее, яйце или смешанные с известью. Секко даёт выигрыш в темпе, позволяя расписывать за рабочий день большую площадь поверхности, чем при фресковой живописи, но является не столь долговечной техникой. Техника а секко сложилась в средневековой живописи наряду с фреской и была особенно распространена в Европе в XVII —XVIII вв.

А секко также называют казеиновую и живопись по просохшей штукатурке. Её применяют для выполнения работ, как на внутренних, так и на внешних поверхностях зданий. Техника допускает последующие поправки темперой и промывку чистой водой.

Флуоресцентная роспись стен:

Флуоресцентная роспись применяется при оформлении ресторанов, ночных клубов. Флуоресцент – это материал, реагирующий на свет. Под действием ультрафиолетового излучения видимые и невидимые элементы изображения, нанесенные такой краской, начинают светиться, что позволяет создавать совершенно невероятные композиции. Например, с помощью флуоресцента можно передать атмосферу ночного города или поразительной красоты ночного неба.

Аэрография:

Техника художественной росписи любых поверхностей. С её помощью возможно создавать эффекты и рисунки, недоступные обычным художественными средствам. Посредством аэрографии можно воспроизвести любую картину. С помощью аэрографа можно нанести рисунок необходимой насыщенности и яркости. Изображение будет идеально ровным, без следов от мазков кисти. Современный инструмент, материалы и технологии, используемые при нанесении рисунка, дают художникам просто безграничные возможности. Краска распыляется специальным аэрозолем. Этот вид росписи обладает повышенным объёмом и пластичностью, также высока долговечность нанесённой росписи.

Виды декоративной росписи:

Полихромная декоративная роспись это разнообразные многоцветные орнаменты, стилизованные цветы, геральдика и др. При росписи используется вся цветовая палитра, цвета яркие и насыщенные. Иногда используются так же разные оттенки золота.

Монохромная роспись выполняется в одном цвете и его тоновых градациях (например, весь орнамент в золотистых тонах).

В монохромной гамме возможно выполнить не только декоративно-орнаментальные композиции, но и самые разнообразные сюжеты, пейзажи, архитектурные «обманки» и т.д., относящиеся уже к монументальной, а не декоративной живописи.

Гризайль — роспись, имитирующая лепнину и различные архитектурные элементы. Обычно выполнется в градациях серого или умбристого цвета.

Мозаичное панно:

Выбранный рисунок оцифровывают, и затем с помощью специальных программ создают схему будущего панно, подбирают размер элементов мозаики и их цветовое решение. Используя при укладке относительно большие кусочки, можно создать эффект больших уверенных мазков кистью. Такие панно идеально подойдут для гостиной, украшения стен или пола в бассейне или для придания эксклюзивного вида фасаду здания.

Чтобы передать тонкие детали, плавные цветовые переходы, используются очень мелкие кусочки, с помощью которых можно добиться эффекта целостности мозаичного панно. Выполненное мастером, его будет сложно отличить от настоящей картины. Такая художественная мозаика может стать изюминкой любого интерьера, она не требует большого расстояния для того, чтобы в полной мере оценить ее красоту.

художественные панно

Создать картину из стеклянной мозаики можно и под открытым небом. Качественная современная мозаичная плитка может выдержать до 30 циклов замораживания, а также не потускнеет под палящим солнцем.

Этапы выполнения

1. На первом этапе работы я ознакомилась с будущим участком для последующей росписи, этот этап включает в себя поиски композиции и выгодного места для будущей работы. Необходимо измерить длину и ширину стены, для облегчения составления будущего эскиза.

2. Я подготовила эскиз для будущей росписи, с учетом основных требований, согласования деталей и объектов в едином цветовом решении, с применением основных законов композиции и цветоведения.

3. После утверждения эскиза, я перенесла эскиз на объект, посредством математического распределения длины и ширины стены, на равные квадраты.

4. Далее я уделила особое внимание целостности работы, перенесенной на стену, исправила недостатки и сравнила карандашный эскиз на стене, с эскизом на бумаге.

6. Если композиция смотрится на стене правильно, и перенесена полностью в карандашном эскизе, заказчик удовлетворен композицией и ее видом, то стоит приступать к основной части настенной росписи.

5. Перед самой росписью стены, я подготовила объект к мерам безопасности: расстелила на полу газеты, приготовила ветошь, краски и тару под колеры. Необходимо так же иметь ведро или емкость с водой, чтобы при попадании ненужной краски, сразу же ее удалить.

7. При размешивании колера, необходимо было учесть важный пункт, что все четыре стены должны соответствовать одному схожему колориту, поэтому желательно развести несколько колеров, для последующего удобства смешивания их между собой и единого цветового соотношения.

8. Начинать роспись нужно с самых верхних деталей и объектов, во избежание попадания краски на нижние детали работы. Работа должна идти от общего к частному, т.е начинать роспись мы должны с крупных планов, завершая самыми мелкими деталями.

9. Работая сверху-вниз, поэтапно, я присматривалась к работе в целом, обращая внимания на цветовое соотношение и гармоничность работы в целом.

10. После окончательного окрашивания всех объектов и проработки деталей, я согласовала работу с заказчиком. После ее утверждения необходимо провести заключительный этап — стереть или отскоблить ножом попавшую на не расписываемый участок краску, стереть остатки краски с пола (посредством разбавителя), убрать газеты и привести рабочее место в порядок.

Организация рабочего места

Подготовить стену под живопись необходимо очень качественно, поскольку от этого зависит долговечность самой росписи. Если стена подготовлена плохо, то живопись со временем может потрескаться вместе со штукатуркой или шпаклевкой, отслоиться, осыпаться или поменять цвет.

Подготовка поверхности стены под художественную роспись начинается с ее очистки от старой краски, слабо держащейся штукатурки, побелки, старых обоев и прочего, если роспись планируется создавать не на новых стенах. Также необходимо обнаружить все трещины стены.

Избавившись от всего старого, далее необходимо обезжирить стену для хорошего сцепления следующих слоев штукатурки с поверхностью стены. Сделать это можно с помощью строительных специальных грунтовок, а также обычным уайт-спиритом.

Следующее, что нужно сделать — это выровнять стену. Обычно это происходит в два этапа. Первый — удалить большие неровности с помощью нанесения на стену одного или нескольких слоев штукатурки. Второй — довести всею поверхность стены до идеальной плоскости, используя финишную шпаклевку. После высыхания всю выровненную стену необходимо прошкурить, а образовавшуюся пыль убрать.

Если стена была выровнена или сделана при помощи гипсокартона, то тогда можно прошпаклевать только места крепления и стыков листов. Также необходимо сказать, что штукатурка и шпаклевка, а также гипсокартон, для сухих и влажных помещений различаются, и это нужно учитывать.

Последнее, что остается сделать с выровненной стеной для ее окончательной подготовки к росписи — это прогрунтовать всю поверхность акриловым грунтом, используя кисть или валик. Грунтовка дает прочный защитный слой, предотвращает обсыпание поверхности, укрепляет ее. Обеспечивает отличную связь краски со стеной.


Заключение

Выполнение дипломной работы очень изменило мой взгляд на современные материалы, технологии и приемы стенописи. Составляя теоретическую часть, я многое узнала из истории развития стенописи, о материалах для выполнения работ, и познакомилась с различными технологиями и техниками росписи и декоративного оформления стен. Это искусство было незаменимо во все времена, начиная с самых древних и заканчивая нашим временем, оно формировало эстетический вкус, идейную направленность и восприятие окружающих.

Стенная роспись в наше время имеет самое актуальное место в современном искусстве, ведь именно с применением современных материалов, и знаний я могу творить воистину безграничные и творческие работы, в моих руках сосредоточены огромные возможности.

При выполнении практической части, я уделила много времени цветовому решению моей работы, ее индивидуальности и значимости среди других работ. Это картина мира, увиденная в прорыве стены.

Сложности возникли в выборе колорита, а так же в его соотношении с другими работами учащихся, необходимо было учесть то, что все работы должны выглядеть на одном уровне. Учитывая особенности моей цветовой гаммы (осень) с работой я справилась, объединив мою работу с остальными используя один типовой колер, а так же вмешивая его в остальные краски. Мне необходимо было создать осеннюю цветовую атмосферу, используя более приглушенные и мягкие цвета, с добавлением большого количества охристого.

Выполняя диплом, и изучая его я поняла особую значимость и большую роль стенописи в современном мире. Роспись стен внесла огромный вклад в советское и современное монументальное искусство. Стенопись и по сей день несет дух идейно оформительского искусства.


Список использованной литературы, Наскальное изображение в пещере Ласко., Фреска Древнего Египта, Античная фреска, Итальянская фреска, Андрей Рублев. Ангел., Поп-арт в интерьере, Граффити в интерьере, Граффити в интерьере, Граффити в интерьере, Витраж в интерьере, Мозаика в интерьере, Учебники, учебные пособия:, Бергер Э. «История развития техники масляной живописи» 1961;

Бетин Л. В. «К вопросу об организации работ древнерусских живописцев // Средневековая Русь». М., 1976;

Валериус «Монументальная живопись. Современные проблемы»;

Виннер А. В. «Материалы и техника монументально-декоративной живописи: Стенная, плафонная и декоративная живопись». М.: Искусство, 1953;

Виннер А. В. «Фресковая и темперная живопись. Вып. 2: Материалы и техника древнерусской стенной живописи XI—XVII веков». М.; Л.: Искусство, 1948;

Иванова А. В., Марготьева А. Р., Назарова И. В. «Полимерные материалы в реставрации (применение полимерных материалов в реставрации художественных произведений)»;

Киплик Д. И. «Техника живописи. II: Аква-рель, темпера, пастель и рисунок»;, Комаров «Технология материалов стенописи»;, Крестов М.А «Техника Фрески»;, Лазарев В. Н. «Древнерусские мозаики и фрески XI-XV вв. М.,» 1973;, Мовчан Ф. Ф. «Справочник молодого маляра. Изд. 6-е, перераб. и доп. М.: Высшая школа,» 1978;, Прейс П. В. «Отделочные и монументально-декоративные работы.» Л.; М.: Госстройиздат, 1939;, Толмачев И. А., Верхоланцев В. В. Новые воднодисперсионные краски. Л.: Химия, 1979.

Чернышев H.M. «Искусство фрески в Древней Руси. Материалы к изучению древнерусских фресок.» М., 1954;

ШавинскийВ. А. «Очерки по истории техники живописи и технологии красок в Древней Руси. » М.; Л., 1935;

Е.Н. Шелкова «Технология стенописи Диониссия (Пояс полотенец)»., Экспресс информация Ленинградского научно-производственного объединения (НПО) «Пигмент».

Сайты:

ДЕТАЛИ ФАЙЛА:

Имя прикрепленного файла:, Размер файла:, Скачиваний: