Жанр комедии в советском кинематографе

Курсовая работа

Кинематограф относительно новый вид искусства. Его история в сравнении с тысячелетней историей музыки, живописи, театра очень коротка. Но это не мешает кино оставаться уже на протяжении нескольких десятков лет самым массовым видом искусства.

Кино – одно из самых молодых и, в то же время, одно из самых массовых искусств. Мир кино занимает все большее и большее место в нашей жизни. При помощи кино мы познаем историю – далекую и близкую. Кино помогает нам постигать и сложный путь науки. Прежде всего, кино отличается от других видов искусства (в частности от театра) тем, что оно занимает гораздо больше социокультурного пространства, выходит далеко за пределы художественного круга.

Русский народ всегда воспитывался на добрых сказках, былинах в которых побеждали добрые герои. Эта мысль была подхвачена и как наследство естественным путем передано российскому кинематографу. Огромную роль оказывает кино на воспитание, становление личности человека. Многие фильмы, такие как: «Чапаев», «Броненосец Потемкин», «подвиг разведчика», «Живые и мертвые», «Пираты XX» и другие стали в прямом смысле учителями, проводниками жизни народа.

Целью курсовой работы является углубление знаний по данной теме, а актуальность данной темы заключается в том, что миллионы зрителей каждый день заполняют залы кинотеатров, и еще больше людей смотрят кинофильмы по телевидению, кино оказывает мощное воздействие на сердца и умы молодежи.

Задачи моей работы – краткий экскурс в историю возникновения комедий в советском союзе, определение их влияния на советского человека.

  1. СОВЕТСКАЯ КИНОКОМЕДИЯ: ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ
    1. Исторический обзор

После демонстрации «Прибытие поезда» братьев Люмьер в 1895 году российский кинематограф начал свое заметное и относительно быстрое развитие, определяясь в жанрах, темах, приемах и видах.

Великая Октябрьская социалистическая революция явилась рубежом в развитии нашего киноискусства. 27 августа 1919 г. В. И. Ленин подписал декрет о национализации кинопромышленности. С этой даты ведет счет своих лет советская кинематография. Свои первые шаги она сделала на фронтах гражданской войны. В воинских частях, в агитационных поездах, на пароходах работали кинооператоры, снимавшие боевые события и тут же показывавшие эту правдивую кинохронику бойцам. С хроники, с выпуска документальных фильмов о гражданской войне и началось советское кинопроизводство. Попутно выпускались коротенькие художественные картины — агитфильмы, в доходчивой форме рассказывавшие о целях и задачах Советской власти, о первых достижениях и успехах молодого Советского государства. Постепенно уровень советского кино поднимался, благодаря людям, которые осваивали, совершенствовали и оттачивали приемы съемки. На смену признанным мастерам приходили новички и, подхватывая накопленный опыт, работали и вели советское кино к новым вершинам, сами становясь мастерами.

6 стр., 2533 слов

Советское искусство как пропаганда идеологии

... и отрицательных. Таким образом, советское искусство становится орудием пропаганды власти. Инструментом этой пропаганды выступает соцреализм, который становится нормативной эстетикой. Первым по значимости искусством становится литература, вторым - кино. 2. Пропаганда идеологии ...

Драма — специфику жанра составляют сюжетность, конфликтность действия, обилие диалогов и монологов. Драмы изображают в основном частную жизнь человека и его острый конфликт с обществом. При этом акцент часто делается на общечеловеческих противоречиях, воплощённых в поведении и поступках конкретных героев фильма.

Трагедия — вероятно, театральную трагедию не следует рассматривать как отдельный случай драмы, но в кинематографе это в принципе верно. Основу трагедии также составляет столкновение личности с миром, обществом, судьбой, выраженные в борьбе сильных характеров и страстей. Но, в отличие от обычной драмы, трагическая коллизия обычно завершается гибелью главного героя.

Исторический фильм — фильмы этого жанра реконструируют реально происходившие исторические события или их сюжет вписан в такие события. Ещё такие фильмы называют «костюмированными», поскольку точные исторические костюмы и декорации являются важной частью фильмов этого жанра.

Военный фильм — фильмы о войне.

Мелодрама — произведения этого жанра раскрывают духовный и чувственный мир героев в особенно ярких эмоциональных ситуациях, часто на основе контрастов: добро и зло, любовь и ненависть и т. п.

Согласно проведенному исследованию, жанр любовной истории является излюбленным большинством женщин по всему миру. В таких фильмах часто описывается красивая и глубокая любовь, которую не понимают окружающие, и которой мешают сложные обстоятельства.

Семейный фильм, направленный на аудиторию всей семьи, обычно лишен насилия, содержит множество элементов мелодрамы и комедии с простым юмором.

Музыкальный фильм, будь то мюзикл или оперетта, часто содержит много песен, танцев, красивые костюмы и декорации. Элементы мелодрамы присутствуют, и часто фильм оканчивается «счастливым концом». Насилие, если присутствует, имеет безобидную форму.

Кинокомедия, целью которой является вызвать улыбку и улучшить настроение зрителя, является одним из основных жанров кинематографа. Различают несколько видов кинокомедии: пародии, романтические комедии, буффонады, трагикомедии, комедии ужасов, криминальные комедии и музыкальные кинокомедии. Отличительной особенностью кинокомедии является изображение жизненных несоответствий, вызывающих смех у зрителей.

Периодизация кинокомедий в советской истории

  1. 1920-е гг. – «Золотой век» советской кинокомедии

    Принято считать, что советское кино 1920-хгг. — это поэтический эпос Сергея Эйзенштейна (пр. 1), Всеволода Пудовкина, Александра Довженко. Но и они, и многие другие художники — Григорий Козинцев и Леонид Трауберг, Абрам Роом, Фридрих Эрмлер, Сергей Юткевич, Марк Донской, Сергей Герасимов, Николай Экк, — дебютировали именно комедиями. Иные из этих лент — например, «Шахматная горячка» (реж. Пудовкин и Н. Шпиковский, 1925), — были истинными шедеврами. Комедий в те годы вообще снималось гораздо больше, чем монументальных эпопей. Режиссеры относились к этому жанру без всякого снобизма — комедии ставили едва ли не все мастера «первого ряда», от авангардиста Льва Кулешова до «традиционалиста» Якова Протазанова. 1920-е гг. стали истинным «Золотым веком» советской комедии, и это было вызвано счастливым соединением многих закономерностей.

    6 стр., 2900 слов

    Смех и слезы в комедии гоголя ревизор. Смех сквозь слезы в комедии ...

    ... комедии отражена вся Россия начала 19 века. С самых первых слов героев описывается Read More ...... Существует знаменитое высказывание, относящееся к творчеству Гоголя: “смех сквозь слезы”. Гоголевский смех ... настоящий ревизор, и можно сказать, что судьба всех справедливо рассудила. Другие сочинения: “В комедии ... подлинные открытия в области этого жанра литературы. В своих произведениях писатель ...

    Смех в СССР был сразу поставлен «на службу революции». Первой агиткомедией стала «Сказка о попе Панкрате» (реж. Н. Преображенский, 1918), снятая на скорую руку по поэме Демьяна Бедного, и рядом с ней фарсы про Митюху казались шедеврами. Комедии «Чудотворец» (реж. А. Пантелеев, 1922) и «Комбриг Иванов» (реж. А. Разумный, 1923) были отмечены Владимиром Лениным, причем вторая ему решительно не понравилась. Но именно она смешна, обаятельна и оригинальна — фильм воспроизводил лукавую интонацию добродушного народного лубка. Эта стилистическая изысканность не была распознана, да и к агиткам миролюбивый, исполненный идейной терпимости фильм отнесли по недоразумению. Из перипетий ухаживания статного комбрига за игривой и сдобной поповной невозможно было извлечь никакого «антирелигиозного» смысла, и немудрено, что в Америке картину прокатывали под «кассовым» названием «Красотка и большевик».

Отсылки к американскому кино пропитывают советскую комедию 20-х годов. Одним из первых шедевров советского кино стала картина «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» (реж. Л. Кулешов, 1924).

Московские мошенники дурачили в ней заезжего американца, изображая для него «ужасы большевизма» в красках и с явным знанием предмета. Острый российский гротеск сочетался здесь с приемами американской «комической». Фильм приглашал в СССР гостей из-за рубежа и выражал иллюзии краткой эпохи НЕПа о «мирном сосуществовании» двух систем.

Отечественная культура не жаловала «смех ради смеха» — он должен быть непременно гражданственным и «полезным» для общества. Потому советская сатирическая комедия была вполне самобытной — увлекаясь всеми художественными новациями, режиссеры продолжали высокие традиции социального гротеска Николая Гоголя, Михаила Салтыкова-Щедрина, Александра Сухово-Кобылина. Цензура строго следила за тем, чтобы в сатире фильмов не было и оттенка высмеивания строя и, установленных им порядков – такие мысли приравнивались к контрреволюционным.

С началом первой пятилетки киносатиру все сильнее деформирует политическая конъюнктура. Михаил Чиаурели (пр. 2) в комедии «Хабарда!» (1931) изображает национальную интеллигенцию как агентуру буржуазной идеологии, а ее хлопоты по спасению памятников культуры, планомерно разрушаемых режимом, — как возню «пятой колонны» внутри советского государства. Тем удивительнее, что эта доносительская лента, открывающаяся огромной цитатой из Сталина, хранит здоровую закваску авангардизма. Так, гомерически смешной эпизод «Сон Луарсаба» — фантастический гротеск, явно созданный под влиянием дадаистской ленты Рене Клера Антракт (1924).

7 стр., 3039 слов

Жанры советской комедии

... смехом, песней, хорошим настроением победить все жизненные невзгоды ради того, чтобы быть счастливым. Именно поэтому жанр комедии дал основу и жизнь новому жанру - музыкальной кинокомедии. Этот период советского ... этом жанре, кинематографисты легко находили контакт со зрителем. Музыкальный фильм сразу сосредоточил свое внимание на современности, вполне отдав ей предпочтение. Характерным было то, что ...

Первой звуковой комедией стал «Механический предатель» (реж. А. Дмитриев, 1931).

Фильм высмеивал обывателя, в эпоху первой пятилетки судорожно запасающегося продуктами, и призывал не болтаться по магазинам, а проявлять сознательность и смиренно получать паек в казенном распределителе. Лента поневоле бросала тень на «успехи» коллективизации, вызвавшей продовольственный кризис, и сами пустоватые, неуютные интерьеры фильма вызывали ощущение нищенской скудости советского быта.

Выбор актуальной модели комедии в начале 30-х годов привел к расхождению творческих путей Сергея Эйзенштейна и Григория Александрова. Несмотря на то, что они казались единомышленниками, их предпочтения в этом вопросе разошлись. Эйзенштейн планировал поставить звуковую комедию о советском вельможе в дворце Ивана Грозного. Однако киноруководство опасалось, что эйзенштейновские «обобщения» могут вызвать негативную реакцию у новых царедворцев, и поэтому комедия «МММ» не была поставлена. Мотивы этой комедии напоминали пьесу Булгакова «Иван Васильевич».

Совершенно иначе складывалась судьба музыкальной комедии «Веселые ребята» (1934) с участием Любови Орловой и Леонида Утесова. Александров включил в нее пародийные и стилевые отсылки к американской комедии, фильмам с братьями Маркс, а также к «Золотому веку» Луиса Бунюэля и фильмам Эйзенштейна. Успех этой ленты был массовым не только благодаря тому, что советский зритель получил представление о недоступных ему сферах культуры, где в 1934 году он мог оценить американский джаз или бродвейское ревю. Действие ленты было настолько условным, что порой становилось неясно, какая страна изображалась на экране — фильм напоминал вполне «беспартийный» американский мюзикл, которыми увлекался сам Александров. В условиях того времени свобода от явных установок пропаганды неизбежно воспринималась как декларация «просто» свободы.