ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ , «Актуальность театра в современном мире»

Во все времена, в эпохи перемен и застоя, во времена революций и потрясений, когда культурные цивилизации и общественно-экономические формации одна за другой сменяла другую, меняли названия государства и страны, возникали новые империи, возводились великие архитектурные творения или погибали целые города — ничто и никогда не прерывало вечной жизни театра.

Владимир Иванович Немирович-Данченко писал: «Великое создание древнегреческой религиозной мысли, до нынешних времён сохраняет свою манящую силу, великую жизнестойкость, замечательный и чудодейственный эликсир молодости, тайну которого так и не открыли алхимики средних веков, маги Возрождения и учёные умы Просвещения».

Сколько бы ни проходило культурных эпох — всегда, — в человеке существовала вечная потребность в сценическом искусстве, которая родилась тысячелетия назад на древних празднествах виноградарей в честь мифического божества земного плодородия Дионисия. Театр всегда являлся частью жизни человека. Даже первобытные люди, поклоняясь духам и богам, во время исполнения ритуалов играли различные роли. А что уж говорить об античных государствах, когда десятки тысяч зрителей, превращаясь в огромные реки, стекались к огромным амфитеатрам, чтобы увидеть театральные представления, поставленные по произведениям древнегреческих драматургов. Эти амфитеатры — величественные полуразрушенные временем сооружения, и сейчас напоминают нам о той, бесконечно далёкой от нас эпохе. Нелёгкой и, подчас, драматичной была судьба и самого театра! Он испытывал, переживал беды и лишения, гонения и притеснения, пока здание со зрительным залом и сценической площадкой не стало его постоянным кровом. Где только не давались театральные представления — на городских и ярмарочных площадях, под сводами церквей и на папертях, в замках средневековых феодалов, в монастырях и царских дворцах, на постоялых дворах, в поместьях крепостников, в церковных школах, на сельских гуляниях…

В театральной судьбе смешались горе и радость, печаль и счастье. Многолика судьба его… Театр запрещали и проклинали, ненавидели и подвергали гонениям, людей актёрских профессий наказывали кнутами и виселицами, преследовали, отлучали от церкви, грозили, всеми небесными и земными карами. Но все его враги — невежественные цари и короли, властолюбивые монархи и государи, — терпели поражение в этой борьбе. И все испытания, беды и невзгоды не смогли сломить жизненной силы театра.

1 стр., 388 слов

Судьба русской женщины-крестьянки. (По поэме Некрасова <�Кому ...

... работа.Тяжело жить ей.И некогда крестьянке о счастье задумываться ,а если и будет время,то ... её на примере Матрёны Тимофеевны,героини поэмы Некрасова. Матрёна Тимофеевна -красивая ,осанистая женщина,широкая ... вернулся домой. Много было несчастья в жизни Матрёны Тимофеевны,но и счастье было.Все эти ... которого пострадала мать: Подпасла малолетнего. По младости,по глупости Простить:а бабу дерзкую ...

Предназначение театра – учить человечество добру, раскрывать истину!

Театр – это самая древняя и мощная образовательная система. Только театр из поколения в поколение удивительно и эмоционально, воодушевлённо и празднично передаёт художественный опыт предков грядущим поколениям. Ни одна образовательная система не способна так полно и мощно учить человечество вечным ценностям!

Вот что говорили великие о театральном искусстве: Сервантес: «Театр – это зеркало человеческой жизни, пример нравов, образец истины».

Белинский: «Театр — весь мир, вся вселенная со всем их разнообразием и великолепием. Театр — властелин чувств, способный потрясать все струны души, пробуждать сильное движение в умах и сердцах, освежать душу мощными впечатлениями».

Гоголь: «Театр – это кафедра добра». Вольтер: «Ничто не стягивает теснее узы дружбы, чем театр». Герцен: «Театр – это высшая инстанция для решения жизненных вопросов». Шиллер: «Театр располагает самой проторенной дорогой к уму и сердцу человека».

Проблема заключается в том, что

«Актуален ли, театр в современном мире?»

Второе, предметом моего исследования стал процесс рождения, формирования и развития театра и средств театральной выразительности, объектом – учащиеся и педагоги гимназии.

Цель исследования:

Исходя из цели, мы ставим перед собой следующие задачи:

  • изучить историю развития театрального искусства

  • определить средства театральной выразительности, влияющие на зрительское восприятие

  • создать театрализованное представление, показать его учащимся старшего звена гимназии

  • выявить влияние постановки на зрительскую аудиторию

    — сопоставить результат с данными предварительного опроса

Гипотеза исследования.

70%

60%

50%

литература

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/tvorcheskaya/sovremennyiy-teatr-rossii-kak-ekonomicheskiy-proekt/

40%

кино

30%

музыка

20%

ИЗО

10%

ТЕАТР

0%

литература

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/tvorcheskaya/sovremennyiy-teatr-rossii-kak-ekonomicheskiy-proekt/

кино

музыка

ИЗО

ТЕАТР

Рисунок 1. Предпочтение школьников к различным видам искусств

I. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

22 стр., 10704 слов

Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами ...

... задач художественного образования – это воспитание души ребенка средствами искусства, музыкой в частности, воздействие на процесс становления его нравственных качеств, нравственных идеалов. Найти основу духовно нравственного развития детей можно на уроках музыки. Главное, что должен сделать ...

  1. РОЛЬ ТЕАТРА В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА

Существует мнение, что театр не относится к числу самых популярных искусств у молодёжи. И мы вполне согласны с этим утверждением, так как данный факт нам удалось подтвердить с помощью, проведённого мною социологического исследования, в котором приняло участие школьники с 7-9 классов нашей гимназии №4, всего их было 50 респондентов.

Мною было предложено школьникам перечислить виды искусства, которые им нравятся больше всего. Результаты опроса показали, что всего 10% (2 из 20 респондентов) учащихся с 7-9 класс являлись поклонниками театрального искусства.

Интересно, то, что самым популярным видом искусства у учащихся, принимавших участие в исследовании, является литература, именно её назвали 60% респондентов, на втором месте было кино, его назвали 53% школьников и третье место занимает музыка, её выбрали 36% учащихся.

Меня огорчил следующий факт: даже изобразительное искусство, которое является самым популярным видом искусства у учащихся, утрачивает свою популярность у школьников с 7-9 класс. Ему отдают предпочтение только 18% , т.е. 10 респондентов из 50.

Мое исследование констатировало очень интересный факт, что учащиеся любящие театр (их хоть и мало), являются самой «стойкой» группой. По результатам исследования я увидела, как растёт количество респондентов, которым особенно нравится литература и кино и всё меньше предпочтение отдают музыке и изобразительному искусству, но любителей именно театрального искусства остаются постоянным 10%.

Проводя, данное социологическое исследования и проанализировав его результаты, я решила провести беседы, по театральному искусству. Мною было проведено включённое наблюдение за тем, как школьники реагируют на рассказ о профессиях, связанных с театром, я увидела, что респондентов, которым действительно нравится — театр больше других видов искусства остаётся также не так много, но вообще театр интересен почти всем учащимся.

Таким образом, результаты исследования показали, что предпочитают театр другим видам искусства немногие, но интересуются им почти все респонденты, поэтому на мой взгляд, театр занимает пусть не лидирующие, но достаточно прочные позиции в общей структуре интересов современного школьника. Мне хорошо известно, что эмоциональная сфера школьника не ограничена определенными рамками, она пронизывает все стороны его жизни.

Исходя из этого, я вполне могу утверждать, для того, чтобы понять духовный мир современного школьника, почувствовать и прочувствовать его, нужно стараться приобщить школьника к культурному и духовному опыту человечества, а в этом сможет очень хорошо помочь, на наш взгляд, именно искусство театра, поэтому на него необходимо обратить особое внимание, как на источник обогащения культурной и духовной жизни современного школьника.

Анализируя данные исследования и научную литературу, я могу утверждать, что формирование у ребят интереса к театральному искусству – будет являться одной из главных целей художественного воспитания школьника. Очень важно для педагогов и семьи, сделать так, чтобы хоть малый, но возникший у школьника интерес к театральному искусству, мог стать фактором, побудительной силой его дальнейшего художественного развития.

21 стр., 10410 слов

( ) Развитие мелкой моторики у младших школьников средствами ...

... исследования задачи исследования: обосновать теоретико-методологический подход к изучению развития мелкой моторики детей младшего школьного возраста; описать способы развития мелкой моторики детей младшего школьного возраста нетрадиционными техниками изобразительного искусства; Определить значение нетрадиционных техник лепки в развитии мелкой моторики ...

Таким образом, говоря об интересах, современного школьника важно понять не только их направленность, но и роль в художественном развитии школьников, поэтому в своём исследовании, мы и попытались установить, как сказывается интерес к различным видам искусства на качестве предпочтений, насколько он эффективен. Проведя данное исследование и проанализировав его результаты, я пришла к выводу, что можно говорить о двух уровнях интереса к различным видам искусства.

Во-первых, — о преимущественном интересе к какому-то одному или нескольким видам, когда этим видом (или видами) школьник увлекается больше, чем остальными.

Во-вторых, — просто об интересе к тому или иному искусству, когда ученик не остается безразличным к нему, хотя оно и стоит для него на втором плане, т. к. предпочитает школьник другой вид искусства. Мною было проанализировано отдельно эффективность преимущественного интереса к тому или иному виду искусства и просто интереса к нему, ведь это факторы неодинаковой интенсивности. Данные исследования позволяли рассмотреть действенность обоих факторов только для школьников 7-9 классов.

Начнем с преимущественного интереса. До сих пор, выясняя, какие виды искусства предпочитают ребята, мы опирались на их прямые ответы о наиболее увлекающем виде искусства. И для характеристики предпочтений этого было достаточно. Но совершенно ясно, что предпочтения могут быть порой скорее потенциальными, чем реальными. Школьник, отметивший, допустим, театр как искусство, которое ему особенно интересно, на самом деле, только лишь собирается приобщиться к нему, но пока отнюдь этого не сделал, даже почти не бывал в театре.

Так что предпочтение к театру, хоть и имеется, но о преимущественном к нему интересе как факторе художественного развития говорить еще рано. Поэтому в группу ребят, характеризующихся преимущественным интересом к определенному виду искусства, я теперь относила лишь тех, кто называл это искусство наиболее предпочтительным среди других, либо отметил его как одно из любимых развлечений

И к тому же обнаружили некоторый запас впечатлений от общения с данным видом искусства, таких респондентов было 47% от числа опрошенных.

Очевидно, что преимущественный интерес к любому искусству всегда дает эффект, т. е. определённый процент ребят из числа увлекающихся им начинает читать научную литературу, тематические журналы и т.д., относящиеся именно к театру.

Забота о повышении роли театрального искусства в воспитании подрастающего поколения диктуется тем, что искусство театра действительно является существенным фактором, способствующим всестороннему развитию личности, проявлению и развитию ее творческих, интеллектуальных способностей.

Как показывают данные нашего исследования и исследования других учёных – социологов, что и не только школа, но и семья- является важным фактором приобщения детей к театральному искусству. Наше исследование зафиксировало, что во многих семьях считают не особо важным развивать у ребят интерес к театру. Только 15% родителей ходят в театр со своими детьми, хотя бы два раза в год, поэтому и сами школьники с 7-9 класс, участвующие в исследовании, никто часто не ходит в театр.

10 стр., 4576 слов

Античные театры и музыка

... искусство было синкретичным, театр был связан с литературой, танцем, архитектурой и другими искусствами. Велика была связь античного театра с музыкой. Спектакли были отчасти музыкальными: ... маски и театральные костюмы. ... театру такое мощное начало. Греческие трагедии, составляя часть «политической жизни ... и выступил Феспид со своей драмой. Весна именно этого года считается рождением театра. ...

Респонденты, чаще всего, посещающие учреждения культуры, это люди в возрасте 30 – 39 лет (31,5%).

Конечно, это плохо, что молодое поколение города до 20

лет практически не посещает театр, так как формирование ориентаций на театральную культуру с детских лет помогает учреждениям культуры создать в будущем подготовленную, грамотную публику, а так же это говорит о том, что необходимо учить молодое поколение воспринимать театральное искусство. С одной стороны, такое положение можно объяснить рядом причин: во-первых, самоустранением семьи и школы от приобщения детей к театральной культуре.

Во- вторых, недостаточной работой театра с подрастающим поколением. Все это свидетельствует о противоречии между необходимостью со стороны семьи, школы формирования ориентаций личности на сценическое искусство и отсутствием работы по данному направлению, поэтому совместное хождение в театр — обстоятельство весьма существенное.

Таким образом, повышение роли театра в художественном развитии молодого поколения ставит целый комплекс вопросов, связанных с деятельностью культурно-просветительных учреждений, работой школы, воспитанием в семье. Конечно, решение этих задач упирается во множество проблем, — от сугубо творческих до чисто хозяйственных, но так или иначе только после их решения мы сможем говорить, что театр по-настоящему вошел в жизнь современного школьника и помог ему в становлении его самореализации и социальном развитии в обществе.

    1. РОЖДЕНИЕ ТЕАТРА КАК ВИДА ИСКУССТВА

Очень трудно, практически невозможно установить точную дату рождения театра. Ни один философ или историк не предположил, какой год можно считать годом отсчёта существования театрального искусства. Вероятнее всего сделать это теперь невозможно.

История жизни театра неотделима от истории жизни всего человечества. Сколько живёт на нашей планете «человек разумный», — столько существует и театр. Где-то там, в глубине тысячелетий, за громадой может быть пятисот или тысячи веков, в глубине древности, из религиозных обрядов поклонения духам природы и охоты берёт своё начало великое искусство. Уже тогда, с копьём и каменным топором в руках, человек, становясь человеком, делал первые шаги на театральной сцене жизни. Он становился поэтом, сочиняя хвалебные песни богам, актёром, совершая магические действия вокруг божественных костров, и открывал в своей душе удивительные эстетические грани.

Затем были «Великие Дионисии» Древней Греции – (как писал М.М.Бахтин) «пышные празднества античной цивилизации в честь бога виноделия и плодородия, сопровождающиеся карнавальными шествиями и многочасовыми театральными действами».

Тогда, на заре человеческой цивилизации, возвысились и навсегда вписали свои имена в историю театра великие греческие поэты-трагики Еврипид, Эсхил и Софокл. Они пробудили великое искусство к жизни, они – его добрые гении. Эти греческие поэты как бы сбросили с театра религиозно-ритуальные оковы и обратили его к служению людям, сделали акцент на прославление духовного могущества человека, нравственной чистоты и энергии героических подвигов.

5 стр., 2126 слов

Українська драматургія і театр 70-90 років XIX століття

... і, прижившись на її національному ґрунті, повною мірою слугує нашому народові, так і своє, національне, своєрідне, витворене в процесі його історичного розвитку. Упродовж XIX століття українська ... років, так само, як і трупи Клокоцького з міста Чернігова чи Змієвського і Зелінського з Правобережжя, характеризується як «страшний і жахливий», на відміну від «співочого і комедійного» напрямку театру ...

Много страниц перелистала история человечества с тех пор, но до сих пор гордо и громко звучит имя одного из первых героев театрального искусства – Прометея. Эсхил создал образ человека, противопоставившего себя могучему Зевсугромовержцу.

Прометей добыл огонь и подарил его людям, научил их наукам и ремёслам, за что был навечно прикован к скале и обречен на страдания. Но, несмотря на смертельные муки, он славил человека, человеческую свободу и человеческое достоинство, говоря о том, что «…лучше быть прикованным к скале, чем верным быть — прислужником у Зевса…».

По сей день Прометея считают самым благородным героем и святым мучеником. Великий Софокл, младший современник Эсхила так же прославлял силу человеческого духа: Много в природе дивных сил, Но сильней человека нет.

Следующим был Еврипид — великий трагик античного мира. Этот бесстрашный певец человеческого духа, отойдя от канонов мифологических сюжетов, показывал реальные характеры людей, которые жили нешуточными страстями, сильными чувствами, глубокими мыслями, страстными переживаниями.

Три титана античной мысли — Эсхил, Софокл и Еврипид, как доказала история, открыли миру театр, положили ему начало, подарили человечеству вечное искусство! Век за веком, тысячелетие за тысячелетием, преодолевая пороги и течения жизни человека, театр жил и развивался вместе с человеческим обществом, давая каждому поколению пищу для ума и сердца.

    1. . ПОЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕАТРА В РОССИИ

Русский театр зародился в глубокой древности. Его истоки уходят в народное творчество – обряды, праздники, связанные с земледелием и скотоводством. Со временем обряды потеряли свое магическое значение и превратились в игры-представления.

В них зарождались элементы театра – драматическое действие, ряженье, диалог. В дальнейшем простейшие игрища превратились в народные драмы; они создавались в процессе коллективного творчества и хранились в народной памяти, переходя из поколения в поколение, и все они отражали действительность и пользовались сходными приемами выразительности – диалогом, песней, пляской, музыкой, маскированием, ряженьем, лицедейством.

А.Ф.Некрылова, исследователь русских народных празднеств и зрелищ, пишет: «В 957 году великая княгиня Ольга знакомится с театром в Константинополе. На фресках Киево-Софийского собора последней трети XI века изображены ипподромные представления. В 1068 году впервые упоминаются в летописях скоморохи. Со скоморошескими игрищами связано появление на Руси кукольного театра. Первые летописные сведения о скоморохах совпадают по времени с появлением на стенах Киево-Софийского собора фресок, изображавших скоморошьи представления. Монах-летописец называет скоморохов служителями дьяволов, а художник, расписывавший стены собора, счел возможным включить их изображение в церковные украшения наряду с иконами. Скоморохи были связаны с массами, и одним из видов их искусства был «глум», т. е. сатира. Скоморохов именуют «глумцами», т. е. насмешниками. Глум, издевка, сатира и в дальнейшем будут прочно связаны со скоморохами». Мирское искусство скоморохов было враждебно церкви и в XI-XII веках его объявляют грехом. Особенно сильному преследованию скоморохи подвергались в годы татарского ига, когда церковь стала усиленно проповедовать аскетический образ жизни. Никакие преследования не искоренили в народе скоморошье искусство. Наоборот, оно успешно развивалось, а сатирическое жало его становилось все острее. Уже в те времена были известны ремесла, связанные с театральным искусством: иконопись, ювелирное дело, резьба по дереву и кости, шитьё и вышивка, роспись по ткани и штукатурке. А сами скоморохи являлись «мастерами» пения, музыки, пляски, поэзии и драмы. Они высмеивали власть имущих, духовенство, богачей, сочувственно показывали простых людей.

4 стр., 1972 слов

Музыка балет театр кинематограф серебряного века

«Серебряный век» занимает совершенно особое место в российской культуре. Это противоречивое время духовных поисков и блужданий, значительно обогатило все виды искусств и философию и породило целую плеяду ... сказать о вечерах современной музыки - музыкальный филиал «Мира искусства», они были популярны и проходили на многих площадках Петербургу. Если говорить о кинематографе, конечно, это явление ...

Я выяснила, что «представления народного театра строились на импровизации, включали пантомиму, музыку, пение, танцы, церковные номера; исполнители использовали маски, грим, костюмы, бутафорию». Христианская церковь противопоставила народным игрищам и искусству скоморохов искусство обрядовое, насыщенное религиозно-мистическими элементами. Против скоморохов церковью были направлены Жалованная грамота Троице-Сергиевскому монастырю XV века, Уставная грамота начала XVI века. Церковь настойчиво ставила скоморохов в один ряд с носителями языческого мировоззрения (волхвами, колдунами).

И все же продолжали жить скоморошеские представления, народный театр развивался. По велению Петра I в 1702 году был создан Публичный театр, рассчитанный на массовую публику. Специально для него не Красной площади в Москве было выстроено здание – “Комедиальная храмина”. Там давала спектакли немецкая труппа И. Х. Кунста. В репертуаре были иностранные пьесы, которые успеха у публики не имели, а театр прекратил свое существование в 1706 году, так как прекратились субсидии Петра I. Затем ещё одну страницу в истории сценического искусства народов нашей страны открывали крепостной и любительские театры.

В крепостных труппах, существовавших с конца XVIII века, ставились водевили, комические оперы, балеты. На основе крепостных театров в ряде городов возникли частные антрепризы. В труппы первых профессиональных театров входили талантливые любители – представители демократической интеллигенции.

Правительственным указом от 30 августа 1756 года в Петербурге был учрежден Русский публичный театр для представления трагедий и комедий. Директором его был назначен Александр Сумароков. В отличие от ранее существовавших государственных театров, этот театр был платным и общедоступным. Однако у широких слоев городского населения по-прежнему большой популярностью пользовался театр «охочих комедиантов». Такие театры функционировали не только в столицах, но и вдали от них.

Одним из самых крупных был театр, созданный Федором Григорьевичем Волковым (1728 — 1763).

Волков был первым профессиональным актером Русского публичного театра. Его ярославские сподвижники также вошли в качестве ведущих актеров в труппу государственного театра в Петербурге.

7 стр., 3486 слов

Виды современного искусства

Основные виды искусства: живопись, графика, скульптура, архитектура, литература, кино, театр. Рассмотрим основные понятия некоторых видов, направлений и приемов современного изобразительного искусства. Живопись как вид искусства Живопись очень древнее искусство, прошедшее на протяжении многих веков эволюцию от ...

Заметную роль в театральной жизни Петербурга играл созданный в 1779 году театр на Царицыном лугу (ныне Марсово поле), принадлежавший Карлу Книпперу. Труппу этого частного театра составляли молодые актеры, обученные в школе при московском воспитательном доме. В воспитательный дом брали «незаконнорожденных» детей и детей бедноты. Обучали их ремеслам и художествам. В начале 70-х годов в школе ввели драматические и танцевальные классы. В 1756 году в культурной жизни Москвы произошло важное событие — начал функционировать Университетский театр. Вскоре при нем были открыты классы, в которых обучали драматическому искусству. Вчерашние любители-студенты превратились в профессиональных актеров. Эта первая московская профессиональная труппа была создана в 1759 году и стала называться Русским театром. Но особенно значительную роль в развитии московского театрального дела сыграл Петровский театр (названный так по месту расположения — на улице Петровке, там, где сейчас находится Большой театр).

Открылся он в 1780 году. Создателем и антрепренером его был англичанин Меккол Медокс. Зал этого общедоступного театра вмещал около тысячи зрителей. Посещали театр все слои населения Москвы.

Во второй половине XVIII века получают развитие провинциальные и крепостные театры. Провинциальный театр способствовал широкой профессионализации актерского творчества. Из среды провинциальных актеров вышло много одаренных мастеров сцены, в том числе великий М. С. Щепкин.

Русские магнаты — владельцы сотен тысяч крепостных душ — не желали отставать от императорского двора. При своих усадьбах они воздвигали роскошные театры, картинные галереи, пиршественные залы. Столичному дворянству в свою очередь подражало провинциальное дворянство. Были крепостные театры, которые по широте репертуара, одаренности актеров, сценической технике, роскоши костюмов соперничали с императорской сценой. Такими были театры Шереметевых, Юсупова. При них содержались огромные драматические, оперные и балетные труппы, оркестры, штат декораторов и учителей актерского искусства. Из среды крепостной интеллигенции вышло много одаренных мастеров — художников, архитекторов, композиторов, актеров. Трагична была их судьба. талант и мастерство не спасали их от телесных наказаний, унижений, угрозы быть проданными, разлученными с семьей.

Во второй половине XVIII начинает формироваться национальная исполнительская школа, намечается самобытная манера актерской игры, сценического поведения. Русское исполнительское искусство с первых шагов было отмечено самобытными чертами. Его представители стремились вносить новое в сложившиеся театрально-художественные системы, по-своему истолковывать пьесы и образы.

Конец XIX — начало XX века — время небывалого подъема революционного движения и вместе с тем время духовного кризиса интеллигенции. Русская культура переживала критический момент. То был объективный ход развития искусства — менялось время, появлялись новые проблемы, новые веяния современности, осуществить которые надлежало следующему поколению. Началом нового этапа в развитии русского и мирового сценического искусства явился 1898 год. В этот год начал свою деятельность Московский Художественно-Общедоступный театр. С весны 1901 года он стал именоваться Московским Художественным театром (МХТ).

В настоящее время он носит название Московский Художественный Академический театр (МХАТ) имени М. Горького.

8 стр., 3859 слов

Представьте себе что вы стоите перед зеркалом в фойе театра

... Сочинение – «Первый раз в драматическом театре» Каждый из нас был в театре: кукольном, драматическом или оперном. Сначала — в кукольном, потому что в ... в гардероб. Затем можно привести себя в порядок у огромного, в полстены зеркала — места хватит всем. Мы в театре. Богатый торжественный интерьер поселяет в ... Театр начинается с вешалки, то есть с гардероба. В храме искусства не принято разгуливать в ... жизни ...

Начало существованию Художественного театра положила историческая встреча двух его будущих руководителей — К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, состоявшаяся 21 июня 1897 года. На этой встрече была намечена труппа, которую должны были войти наиболее одаренные ученики В. И. Немировича-Данченко (он в течение ряда лет вел класс драматического искусства в Музыкально-драматическом училище при Московском филармоническом обществе) и наиболее талантливые участники Общества искусства и литературы. Из училища это были: В. Э. Мейерхольд, О. Л. Книппер, М. Г. Савицкая, И. М. Москвин, М. Л. Роксанова, Е. П. Муратова, Е. М. Мунт, Н. Н. Литовцева. Из Общества искусства и литературы — М. П. Лилина, М. Ф. Андреева, А. А. Санин, А. Р. Артем, А. В. Лужский, М. А. Самарова, Е. М. Раевская, Г.С. Бурджалов.

Мир искусства — это самое драгоценное, что есть в нашем мире. Искусство не знает поры и времени. И искусство всегда актуально для его ценителей.

Даже не смотря на свою многовековую историю, театр вовсе не боится времени. Наоборот же, сегодня посещать театры весьма престижно. А список лучших театров, являются посещаемыми местами для любой элиты. Такие вещи как искусство всегда притягивают их ценителей.

Но, даже несмотря на это, в нашей жизни возникает рад факторов, препятствующих посещению театра.

Во-первых, это кинематограф, различные средства массовой информации (интернет, домашнее телевиденье и так далее).

Эти факторы влияют на развитие театра не настолько сильно, как это хотелось бы, а чаще приводят лишь к его деградации. Хотя все выше перечисленное и даже в небольшой степени не являются достойной заменой театра, но все, же некоторые люди предпочитают именно такие развлечения. Возможно, потому что это менее расточительно и занимает меньше времени и хлопот, ведь посмотреть желаемое возможно даже не выходя из дома.

Во-вторых, это театры становятся более адаптированы к современности, поэтому нам даже там будет возможно услышать ненормативную лексику, глупости и отсутствие культурного поведения. Все чаще театры предоставляют зрителям легкие, несмышленые постановки, а это все сказывается на посещаемости настоящих ценителей искусства, лишь, поэтому театр может потерять публику, которая разбирается в хороших театральных постановках.

В-третьих, это то, что для похода в театр нужен особый настрой. Но при этих действиях, существуют такие неблагоприятные обстоятельства как нехватка времени, нежелания задумываться о серьезных вещах, небольшой уровень просвещения и тому подобное. Все это сильнейшим образом сказывается на просмотре постановки и в худшем случае она может быть не понята, а те эмоции, которые желают донести до зрителя артист и режиссер не коснуться струн его души. Поэтому такого рода поход должен осуществляться обдуманно, а не с целью развлечений. Потому как во всех иных случаях, никакого смысла в просмотре не будет.

В целом популярность и значимость театра для большинства не угасает. Иногда даже, казалось бы, в таком культурном месте, как театр можно столкнуться с такими проблемами мусором, шумом, нарушением правил этикета и другими не весьма приятными факторами. Естественно это может оттолкнуть любого человека, даже не смотря на постановку, которая будет проходить.

Не в каждом театре актеры блещут своим талантов, в театре, как и в любом другом месте можно встретить бездарностей.

Хороший театр и хорошую постановку почитает и воспринимает просвещенная публика. Так как искусство всегда находит своих поклонников. Качественный театр актуален, но не для всех, массы не всегда способны понять его понять.

Водевиль — вид комедии положении с песнями-куплетами и танцами. Возник во Франции; с начала XIX в. получил общеевропейское распространение. Лучшим произведениям присуши задорное веселье, злободневное отображение действительности.

Драма — один из ведущих жанров драматургии, начиная с эпохи Просвещения, в котором изображается мир реального человека в его остроконфликтных, но не безысходных отношениях с обществом или собой. В XX в. драма отличалась серьезным содержанием, отражала различные аспекты жизни человека и общества, исследовала человеческую психологию.

Комедия — вид драмы, в котором действие и характеры трактованы в формах комического. Как и трагедия, родилась в Древней Греции из обрядов, сопровождавших шествия в честь бога Диониса. Комедия, трезво исследуя человеческую природу, высмеивала пороки и заблуждения людей. Лучшие образцы этого жанра отличаются бескомпромиссность» анализа, остротой и смелостью в высмеивании пороков общества. В разных странах возникали свои варианты комедии. Известны «ученая» комедия итальянских гуманистов и испанская комедия Лопе де Вега и Кальдерона, английская комедия эпохи Возрождения, французская классическая комедия эпохи Просвещения, русская реалистическая комедия. По принципу организации действия различают комедию характеров, положений, идей. По типу Сюжетов комедии могут быть бытовыми и лирическими, по характеру комического — юмористическими, сатирическими.

Мелодрама — пьеса с острой интригой, преувеличенной эмоциональностью, резким противопоставлением добра и зла, морально-поучительной тенденцией. Возникла в конце XVII в. во Франции, в России — в 20-е гг. XIX в.

Мим — комедийный жанр в античном народном театре, короткие импровизационные сценки сатирического и развлекательного характера.

Мистерия — жанр средневекового западноевропейского религиозного театра. Мистерии представлялись на площадях городов. Религиозные сцены в них чередовались с интермедиями.

Монодрама — драматическое произведение, исполняемое одним актером.

Моралите — жанр западноевропейского театра XV-XVI вв., назидательная аллегорическая драма, персонажи которой олицетворяли различные добродетели и пороки.

Мюзикл — музыкально-сценическое произведение, главным образом комедийного характера, в котором используются средства эстрадной и бытовой музыки, драматического, хореографического и оперного искусств, жанр сформировался в США в конце XIX в.

Пародия — 1) жанр в театре, на эстраде, сознательная имитация в сатирических, иронических и юмористических целях индивидуальной манеры, стиля, стереотипов речи и поведения; 2) искаженное подобие чего-либо.

Пастораль — опера, пантомима или балет, сюжет которых связан с идеализированным изображением пастушеской жизни.

Соти — комедийно-сатирический жанр французского театра XV-XVII вв., разновидность фарса.

Трагедия (в переводе с греческого — «песнь козлов») — вид драмы, проникнутый пафосом трагического. В античности отображал непосредственную жизнь персонажей трагических событий, действие преобладало над рассказом. В эпоху Возрождения в пьесах было отброшено считавшееся обязательным единство действия, трагическое часто соединялось с комическим. В дальнейшем трагедия строго регламентируется: опять преобладает единство действия, места и времени; наблюдается размежевание комического и трагического. В современном театре трагедия в чистом виде встречается редко. Основу трагедии составляют острые общественные конфликты, коренные проблемы бытия, столкновения личности с судьбой и обществом. Трагическая коллизия обычно разрешается гибелью героя.

Трагикомедия

Фарс — 1) вид средневекового западноевропейского народного театра бытового комедий но-сатирического характера, существовавший в XIV-XVI вв. Близок немецкому фастнахтшпилю, итальянской комедии дель арте и др.; 2) в театре XIX-XX вв. комедия-водевиль легкого содержания с чисто внешними комическими приемами.

Феерия — жанр театральных спектаклей, в которых для фантастических сцен применяются постановочные эффекты. Возник в Италии в XVII вв.

Флиаки — народные театральные представления в Древней Греции, особенно распространенные в III-IV вв. до н.э. в греческих колониях: короткие импровизационные шутки-сценки из повседневной жизни о веселых похождениях богов и героев.

Театр нашего времени представляет собой довольно пеструю картину. Наиболее успешно положение театров в столице, где наряду со старыми, известными театрами, как грибы после дождя, возникают новые — коммерческие, муниципальные, театры-студии. Столь же разнообразны и художественные методы. Но многие провинциальные театры поставлены на грань выживания.

«Ла Скала»

К числу лидирующих сцен относится итальянское театральное искусство. В Италии, по праву, считающейся «колыбелью театров» лидером является «Ла Скала», который сооружен в Милане. Помимо, таланта актеров этой сцены, он также имеет свою древнюю историю. Воздвигнут он был в семидесятых годах, семнадцатого века, а своим названием он обязан храму, который существовал на том же самом месте, до появления

«Гранд Опера»

К дарованиям Франции относится театр «Гранд Опера», следует отметить, что официальным его названием является «Национальная академия музыки и танца». Этот театр, находящийся в Париже, прежде чем предстать перед современным зрителем, во всей своей красе потерпел множество изменений, сменил большое количество названий и пережил разного рода политические реформы.

«Венская опера»

Австрия знаменита своей «Венской оперой», потому как эта страна издревле славилась своими композиторами. Следует сказать, что к особым мероприятиям этого прославленного места, по традиции относится «Оперный бал», который влечет к себе богачей со всех частей света.

«Ковент-Гарден»

Сцена, которая славится лучшими актерами, принадлежит Великобритании, театру Лондона — «Ковент-Гарден».

«Метрополитен Опера»

Самым известным театром Америки является «Метрополитен Опера», по сравнению со всеми вышеперечисленными театрами, он является самым молодым. Побывать на сцене этого Нью-Йоркского театра очень престижно, даже несмотря на то, что его актеры, но отличаются высокими гонорарами

«Большой театр»

Россия знаменита, своим «Большим театром», выступления в котором являются престижными для гостей из заграницы.

«Сиднейская опера»

Первенство по своей прекрасной архитектуре занимает «Сиднейская опера», находящаяся на континенте Австралия. Шоу, представленные в этом театре, не имеют своих аналогов. Открыла этот театр сама Елизавета, тридцать семь лет назад.

«Арена ди Верона»

Театр, который ранее служил местом для проведения гладиаторских игр, именуется «Арена ди Верона».

«Бродвейский театр»

«Бродвейский театр», расположений на Бродвее в Нью-Йорке, на сегодняшний день пользуется невероятной славой, удивительно, что ранее он не имел таких успехов. В двадцать первом веке его особенностями, считаются сезонные выступления, однако постоянных трупп он не имеет, а так же специально, учитывая мнения зрителей, выступления там проводятся, ровно тот промежуток времени, сколько пользуются спросом.

«Театр Колон»

Буэнос-Айрес, знаменит тем, что в этом театре Южной Америке, «Театре Колон», использовано газовое освещение и специальные спецэффекты.

Глава II . РАЗВИТИЕ ЗРЕЛИЩНЫХ ВИДОВ ИСКУССТВ.

2.1. РАСЦВЕТ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ. ГЛОБАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Кино оказывает мощное воздействие на сердца и умы человечества. Естественно, что к нему привлечено внимание социологов, эстетиков, искусствоведов, теоретиков культуры — всех, кого интересуют проблемы художественного творчества и восприятия, средств массовой коммуникации, динамики общественных настроений и так далее.

Прежде всего, кино отличается от других видов искусства (в частности, от театра) тем, что оно занимает гораздо больше социокультурного пространства, выходит далеко за пределы художественного круга. Если театр, условно говоря, держит себя в узких рамках искусства, то «кино охватывает своим влиянием буквально всё, от духовных идеалов до этикета и моды».

Активное участие кинематографа в процессе массовой коммуникации повышает потенциал его социального воздействия.

Массовая коммуникация — это процесс распространения информации (знания, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т. д.) с помощью средств печати, радио, кино и телевидения на большие рассредоточенные аудитории. При этом массовая коммуникация – это социально-ориентированный опосредованный вид общения, причем его главной функцией является не просто информирование, но и соединение рассредоточенных индивидов в социальной среде. Проще говоря, массовая коммуникация выступает как средство, с помощью которого человек ощущает себя членом широкой общности, т. е. социума, и активно включается в его жизнь.

Современный театр таким средством не назовёшь. Сколько зрителей вмещает зрительный зал театра: 500, 1000? Кино и телевидение смотрят миллионы!

Кино и телевидение более доступны и понятны обывателю. Зритель, захваченный экранными образами, так же как когда-то зритель театральный, переживает судьбу героя, как свою собственную. Он как бы входит в мир фильма (как когда-то театра).

Человек перестает быть простым наблюдателем событий, происходящих на экране. Он их активный участник. Более того, сюжетные перипетии фильма рождают у зрителя ассоциации, связывающие художественную ткань картины с той действительностью, которая его окружает.

В силу своего статуса как средства массовой коммуникации, кино обладает огромным потенциалом воздействия на общество. Как бы ни относился зритель к показанному на экране, «мир» фильма, хотя бы одной из своих многочисленных сторон, затрагивает его. Особенно тогда, когда этот «мир» организован по законам зрелища.

ГЛАВА

Я решила выяснить, актуальна ли данная тема для учеников нашей гимназии с помощью анкетирования. Опрос проводился у учеников средних классов.

С помощью данных вопросов можно узнать непосредственно об отношении ребят к театру, о том было ли какое-то влияние с его стороны, об их проблемах, связанных с общением.

Вот что показали результаты опроса:

  1. Большинство ребят посещают театр один раз в несколько месяцев и относятся к нему положительно.

  2. Большинству опрашиваемых просмотренная когда-либо постановка помогла в жизненной ситуации.

  3. Все ученики пробовали себя в роли актера, более 80% остались довольны данным опытом.

  4. Всем опрашиваемым нравится общение с людьми.

  5. Большая часть ребят, ответивших на вопросы анкеты, считает, что имеет проблемы с общением с окружающими. Примерно 20% ответили, что проблем не имеют.

Результаты анкетирования показали:

1. Большинство подростков испытывают серьезные трудности в межличностном общении:

  • не всегда могут наладить контакт с другими людьми;
  • не умеют контролировать свои эмоции и поведение (особенно, в конфликтной ситуации);
  • не хотят понять и выслушать точку зрения другого человека;
  • часто неадекватно воспринимают окружающих;
  • часто не проявляют интереса к другому человеку, как к личности.

2. Участие в театральной деятельности дает подросткам:

— развитие, совершенствование, психологическую и социальную коррекцию способностей через адекватное общение;

— эмоциональную и ролевую саморегуляцию, связанную с умением находить наиболее оптимальное решение различного рода задач;

— определение будущего успеха через учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности;

— продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми через умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группы;

— инициативное сотрудничество в поиске, сборе и использовании информации; разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.

3. Участие подростка в театральной деятельности дает родителям:

— обеспечение условий для развития духовного, интеллектуального и физического потенциала подростка;

  • сохранение сложивших семейных традиций и формирование новых, наиболее востребованных в социуме;

— определение взаимоотношений с обществом, государством и окружением – через сформированность коммуникативной культуры, умение договориться – через формат общественного договора;

— получить результаты в обучении и воспитании личности подростка, способной к сознательному выбору жизненной и профессиональной позиции, готовой к ответственному сотрудничеству, ориентированному на нравственную и оценку и самооценку.

Таким образом, театр способен положительно повлиять на развитие коммуникативной культуры подростков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Рассмотрев в своей работе историю рождения и развития мирового и в частности русского театрального искусства, мы, действительно, понимаем, что на протяжении всей истории человечества и до ХХ века театр являлся центром просвещения, центром культуры и развития общества.

Проанализировав эту работу и результаты первоначальных практических исследований, мы, казалось, пришли к неутешительному выводу о том, что театр начала ХХI века утратил позиции центра духовного развития человека.

Однако, осуществив постановку «И помнить страшно, и забыть нельзя!», изучив мнение её зрителей и участников, мы можем смело говорить, что театр остаётся тем храмом, где исцеляются души человеческие, где сохраняются вечные ценности, где незыблемыми остаются идеи Добра, Любви, Веры, Надежды и высокой нравственности.

Кинокартина, снятая 30,40,50 лет назад может нам нравиться, но она далека от реальности нашей жизни. Кино всегда было и остаётся искусством реалистическим…

Мы не умаляем достоинств самого массового вида искусства – кино. Это часть нашей жизни, это великие имена актёров и режиссёров, это замечательные сюжеты и ставшие родными герои и истории… Но театр – нечто другое, возможно более глубокое и более вечное.

А древние поэмы могут ожить в устах молодых актёров, приобретая актуальность и современность сегодняшнему дню. Пьесы, как ни подвластны они времени, иногда могут пережить актеров, впервые вдохнувших в них жизнь. Но кинематографическое произведение, связанное со своей эпохой, как ракушка, прилепившаяся к скале, не подчиняется закону времени, которому оно бросает вызов: неизменное в меняющемся мире, с течением времени лишь удаляется от нас.

Итак, наша гипотеза не подтвердилась. Театр — явление уникальное, особенно театр русский. Недаром русскую театральную школу с таким рвением осваивают актеры других стран. И не могут до конца понять. Театр всегда занимал особое место в сердцах русских людей. На протяжении многих веков он был предметом гордости, отдушиной, утешителем, богатой и глубокой школой жизни… Таковым он остаётся и сейчас. И пусть сегодня театр не является искусством массовым, искусством просветительским, но он вечен!

Чего не скажешь о киноплёнке. И главное (причём, не входившее в задачи работы) достижение, — мы пробудили интерес своих ровесников к судьбе своего города, своей страны, своего народа, достучались до их душ и сердец и подвигли их обратить свои взоры на самое древнее и самое вечное искусство – ТЕАТР!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/tvorcheskaya/sovremennyiy-teatr-rossii-kak-ekonomicheskiy-proekt/

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте М., 1967. – С. 27

  1. Искусство как фактор интеллектуально — творческого развития школьников// сборник тезисов IV Всероссийской научно- практической конференции. М., 2006-С. 124

  1. Грунт Е.В., Юрьева А.В. Факторы формирования театральной потребности населения малого уральского города / Е.В. Грунт А.В. Юрьева // Социум и власть. — 2012. -№1 С.11-20

  1. Рабинович Р.Г. Фохт-Бабушкин Ю.У., Чулкова К.П. Театр и школьник//Сборник статей конференции «Социология и экономика искусства», М. «Научное наследие»., 2007.С- 548.

ПРИЛОЖЕНИЕ., Анкета, предложенная учащимся гимназии, в рамках данного исследования:

1. В свободный вечер вы предпочтёте:

а) Выход в театр б) Домашний кино- и телепросмотр.

2. Собираетесь ли вы посетить Казанский театр драмы в ближайшее время ?

а) Да. б) Нет.

3. Что, на ваш взгляд, из нижеперечисленного, может называться «целителем душ человеческих»?

а) Кино и TV б) Театр в) Интернет