Дипломная ивная работа «Особенности формирования дикционных навыков на занятиях младшего хора ДМШ»

Курсовая работа

Глава I. Теоретические основы детской вокальной дикции

§ 1.1 Особенности возрастной психологии и характеристика музыкальных возможностей детей младшего хора Д. М. Ш.

В первом параграфе данной главы «Особенности возрастной психологии и характеристика музыкальных возможностей детей младшего хора Д. М. Ш.» мы рассмотрим особенности младшего школьного возраста с точки зрения психологов и музыкантов. Будут рассмотрены характеристики, представленные различными педагогами и учеными.

§ 1.2 Теоретический анализ понятий дикция и артикуляция

Второй параграф «Теоретический анализ понятий дикция и артикуляция» посвящен анализу данных понятий, определению их значения и роли в детском хоровом пении.

Глава II. Специфика дикционных навыков

§ 2.1 Физиологические и акустические характеристики дикции

Первый параграф «Физиологические и акустические характеристики дикции» будет посвящен свойствам и недостаткам звучания различных фонем в пении. Мы также рассмотрим закономерности произнесения слов в пении.

§ 2.2 Приемы и методы работы над дикцией

Во втором параграфе «Приемы и методы работы над дикцией» предлагаются рекомендации для исправления артикуляционных ошибок и развития дикционных навыков.

Заключение

В рамках дипломной работы была рассмотрена теоретическая база детской вокальной дикции. Мы изучили особенности возрастной психологии и музыкальных возможностей детей младшего хора и проанализировали понятия дикции и артикуляции. Также были рассмотрены физиологические и акустические характеристики дикции, а также предложены методы и приемы для работы над дикцией.

Список литературы

  1. Стулова Г.П.
  2. Сергиев A. A.
  3. Виноградов К. П.
  4. Алфёрова Л. Д.

С точки зрения психологов — младший школьный возраст очень ответственный период детства, от которого в дальнейшем будет зависеть уровень интеллекта и личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах и способностях.

Младший школьник активно включен в разные виды деятельности — игровую, трудовую, занятия спортом и искусством. Однако ведущее занятие в младшем школьном возрасте приобретает учение.

В период обучения в начальных классах, у ребенка возникает множество позитивных изменений и преобразований. Это период для когда формируется познавательное отношения к миру, навыки учебной деятельности, организованности и саморегуляции, перестраиваются все сферы развития ребенка. В процессе обучения меняются познавательные процессы — внимание, восприятие, память.

6 стр., 2820 слов

Эпоха Серебряного века: характеристика, особенности и направления

... присутствуют в каждом течении. Писатели, представленные в период Серебряного века, объединены в группировки и школы с ... нравов, пессимизмом, психологическим изощрением, аномалией. эпоху разочарований Особенности направления: замена мистики мистификацией; трансформация религиозных ... использовал тему родины в качестве основы всего творческого процесса. Подобные примеры подтверждают факт разнородности ...

Познавательные интересы выражены у детей в весьма различной степени. Но как правило тяга к знаниям занимает ведущую роль у младшего школьника. Возникновение и поддержание познавательного интереса в младших классах связывается с игровыми и эмоциональными приемами организации занятия, приданием занимательности материалу, введение художественных образов в учебный материал.

Так же этот период характеризуется ускоренными процессами психического и физического развития на фоне продолжающихся перестроек организма. При этом темп и характер этих перестроек влияет на динамику индивидуального развития ребенка.

В этом возрасте дети уже в состоянии длительно, устойчиво поддерживать функциональную активность.

Созревание коры полушарий влияет на изменения процессов восприятия — мозговая система, ответственная за приём и обработку внешних сигналов переходит на другой уровень работы. Мозговая организация внимания претерпевает значительные изменения. Интенсивно формируются механизмы произвольного внимания.

Особая роль принадлежит развитию мозговых механизмов, обеспечивающих речевую деятельность. К этому возрасту происходят преобразования клеточных и волокнистых структур речевых зон ( области Брока и Вернике) и отделов лобной коры, отвечающих за речевую функцию.

Введение

Речь играет важную роль в формировании мышления детей, особенности речевой функции в младшем школьном возрасте влияют на их мыслительные процессы. В данном исследовании мы рассмотрим развитие речи у детей в младшем школьном возрасте и ее связь с формированием личности и психическими процессами.

Развитие речи в младшем школьном возрасте

В младшем школьном возрасте продолжается активное накопление словарного запаса, усвоение грамматического строя речи и морфологической системы языка. Дети начинают использовать все больше слов и сложных предложений, в том числе сложно подчиненных, что свидетельствует о развитии словесно-логического мышления.

Роль речи в формировании личности и психических процессов

Речь открывает детям доступ ко всем достижениям человеческой культуры. С развитием речи у ребенка формируется его личность в целом, а также развиваются все основные психические процессы, такие как восприятие и мышление.

Физиологические особенности голоса детей младшего школьного возраста

С точки зрения музыки, голоса детей младшего школьного возраста имеют ряд физиологических особенностей и звуковых качеств:

  • При пении колеблются только края связок, голосовые связки работают не полностью, что защищает детский голос от чрезмерной нагрузки.
  • У детей начальных классов четко выражена природа голоса, он может быть низким или высоким, более или менее плотным, большим или маленьким, но всегда имеет точную природу: сопрано, дискант или альт (как у девочек, так и у мальчиков).
  • Детские голосовые связки короткие и тонкие по сравнению со связками взрослых певцов, что придает детскому голосу высокое звучание, ограниченный диапазон, легкость и серебристость (особенно у мальчиков).
  • Голоса детского хора примерно соответствуют голосам женского хора, отличие заключается в широте диапазона (у детских голосов он несколько меньше) и характере звучания — детские голоса более звонкие и светлые.

Заключение

Развитие речи у детей в младшем школьном возрасте играет важную роль в формировании их мышления и личности. Накопление словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи и усвоение морфологической системы языка способствуют развитию словесно-логического мышления у детей. Кроме того, физиологические особенности голоса детей младшего школьного возраста определяют его звуковые качества и способности в музыкальной сфере.

21 стр., 10146 слов

Методика работы с детским хором

... в детском хоре может расшириться: Сопрано до ля, си b II октавы. Альты до соль малой октавы Правильное понимание основных тонов или зоны основного звука, переходных звуков и звукового диапазона голоса ребенка ... распевание с этих тонов. Другие специалисты и педагоги считают, что он расположен довольно низко и связан с работой аппарата в процессе речи. оказалось, что эта зона изменяется в ...

Расширение голосового диапазона детей

Голосовые складки каждого ребёнка имеют свои пределы по частоте (нижний и верхний порог), в зависимости от анатомического строения голосового аппарата, эластичности тканей, свойств нервной системы, тренировки в пении и пр. В связи с ростом голосовых аппаратов детские голосовые диапазоны нельзя определить как постоянные. Даже для одного возраста они различны и зависят от систематических упражнений, а также от индивидуальных различий.

В различных методических трудах представлены следующие данные:

1. Данные Стуловой:

  • Для детей 10 лет, овладевших техникой звукообразования в различных регистрах, возможны следующие показатели:
    • Для сопрано: c1 — c3 или hм — b2
    • Для альтов: cм — с2 или eм — e2

2. Данные Венгруса:

  • Диапазон сопрановой партии детского хора: c1 — g2 октавы
  • Диапазон альтовой партии детского хора: aм — d2 октавы

3. Данные Сергиева:

  • У детей младшего школьного возраста, диапазон редко выходит за пределы октавы:
    • Для сопрано: c1-c2
    • Для альтов: d1-d2

4. Данные Соколова:

  • Диапазон сопрановой партии детского хора: c1 — g2 октавы
  • Диапазон альтовой партии детского хора: aм — d2 октавы

Примарная зона голосов детей начальных классов укладывается в диапазон септимы ля бемоль малой октавы — соль первой октавы. Диапазон отличается рассредоточенностью, то есть на каждом звуке поют не все, а только несколько человек. Диапазон сборный, то есть состоящий из ряда дробных диапазонов группирующих певческие возможности детей всего класса. Полный диапазон есть только у «поющих» детей, которые составляют лишь небольшой процент от всего хорового класса, остальные имеют только частичные диапазоны.

Характер звучания фальцетный (головной), нижние звуки диапазона до звучат напряженно и частого повторения этих звуков следует избегать.

Однако, несмотря на такие голосовые возможности, в учебный репертуар, особенно в начале, следует включать песни с относительно узким диапазоном (из 2-3 звуков) в пределах ре1 — до2, и лишь постепенно его расширять на последующих этапах работы.

1.2 Теоретический анализ понятий дикция и артикуляция.

Речь является функциональной системой, в основе которой лежит знаковая системы языка, являющаяся продуктом длительного общественно-исторического развития. Эта сложная система усваивается ребенком в сравнительно короткое время.

Речевая функция основывается на деятельности множества мозговых структур головного мозга, каждая из которых выполняет определенную операцию речевой деятельности.

3 стр., 1001 слов

Изобразительная деятельность детей с тяжелыми нарушениями речи

... работы по изобразительному искусству с детьми с нарушениями речи нарушение речь искусство дети Включение в процесс обучения детей с ОНР изобразительной деятельности нетрадиционных техник позволяет корректировать возникающие проблемы. Кроме того, нетрадиционные техники позволяют учитывать индивидуальные особенности развития детей. Так, ...

Детские легкие малы по своей емкости, отсюда — естественная ограниченность силы звука детского голоса. У детей преобладает высокое грудное или даже ключичное дыхание.

В начальных классах 29% детей обладают недостаточно сформированным чувством ритма,35% удовлетворительным его проявлением, а 36% хорошо выполняют ритмический рисунок и чувствуют ритм.

Приступая к занятиям с детьми младшего школьного возраста, необходимо взять в поле зрения не столько их голос, который лишь начинает оформляться, сколько их речь. На первых занятиях для начала необходимо проанализировать все положительные и отрицательные стороны артикуляционных навыков детей. У младших школьников в большинстве случаев механизмы речи ещё не закреплены в той мере, в какой этого требует вторая сигнальная система, а нередко даже закреплены неправильно что требует от педагога пристального внимания на культуру речи детей. Автоматизация певческих навыков постепенно освобождает детей в пении и позволяет осуществлять художественные задачи.

Введение

Великий русский физиолог И. М. Сеченов в своём труде “Рефлексы головного мозга” впервые высказал мысль, что речь — это рефлекс. В дальнейшем эта мысль была развита Павловым и его учениками и последователями, которые показали, что физиологической основой звуковой речи человека является образование системы условных рефлексов в коре головного мозга.

Целью данного исследования является исследование физиологических особенностей речи человека и ее связь с формированием условных рефлексов. Кроме того, будет рассмотрено влияние тренировки на формирование певческих навыков и их связь с движениями групп мышц.

Теоретическая основа:

Безусловными раздражителями здесь являются сами предметы внешнего мира, а условными — те слуховые, мышечные, зрительные и другие раздражители, которые возникают у человека в процессе образования и восприятия речи. Поэтому Павлов и назвал звуковую речь человека “сигналом сигналов” действительности и создал учение об особой присущей только человеку “второй сигнальной системе”, т.е. способности человека отражать все явления внешнего мира в словах.

Наша речь является членораздельной, с физиологической точки зрения. Для того чтобы произнести гласный или согласный звук, надо не только регулировать прохождение струи воздуха, но и пресекать её в определённый момент на определённом участке пути от гортани до губ. Все это требует большой подвижности и точной нервной координации самих “речевых” мышц, и порождает особо тонкие взаимоотношения процессов возбуждения и торможения, протекающих в высших нервных корковых центрах. Скорость осуществления речевых рефлексов характерна для второй сигнальной системы мозга человека. Рождение гласных звуков совершается благодаря сочетанию деятельности мышц надставной трубы, полости рта, носоглотки и т.д. Что касается согласных, то для формирования каждого согласного требуется комбинированное действие нескольких десятков мышц: губ, языка, мягкого неба, мышц гортани и др. Для выполнения всей совокупности столь непростых задач, мышцы должны обладать высокой чувствительностью и пластичностью и иметь богатую нервную организацию. Недаром голосовой аппарат представлен в коре головного мозга равноценно всему остальному телу человека.

4 стр., 1952 слов

«Формирование навыков пения»

... мышц. Иногда наблюдается другой недостаток – утрированная дикция, лишающая голос необходимой вокальности. При пении с текстом согласные надо сжимать, а гласные ... в сложности исполнения. ВОКАЛЬНЫЕ НАВЫКИ После освоение интонации - становится задача правильно спеть не только по высоте, но и ... как их делать дома. Расход звука при речи, а в пении особенно больше, чем при обычном жизненном дыхании. ...

Методология:

Для достижения поставленной цели было проведено исследование физиологических особенностей речи человека и их связь с формированием условных рефлексов. Был проведен анализ литературы и процесс речи был рассмотрен с позиции рефлексологии.

Кроме того, проведено исследование влияния тренировки на формирование певческих навыков. Были изучены движения групп мышц, участвующих в пении, и их взаимосвязь с формированием автоматизированных движений.

Результаты:

Исследование показало, что звуковая речь человека является рефлексом и основывается на формировании системы условных рефлексов в коре головного мозга. Рождение гласных и согласных звуков требует координации работы множества мышц и нервных центров. Было обнаружено, что певческие навыки основаны на законах формирования условных рефлексов и требуют регулярной и длительной тренировки.

Выводы:

Речь человека является результатом формирования системы условных рефлексов в коре головного мозга. Физиологическая основа звуковой речи заключается в сложной координации работы мышц и нервных центров. Тренировка и практика позволяют сформировать певческие навыки, основанные на автоматических движениях групп мышц. Данные результаты имеют важное значение для понимания физиологии речи и развития певческих навыков.

Формирование навыков

Навыки являются автоматизированными действиями, которые формируются в результате повторений. Процесс формирования навыка можно разделить на три основных этапа: аналитический, синтетический и автоматизация.

Аналитический этап

Первый этап формирования навыка связан с овладением элементами действия. На данном этапе осуществляется разбор и изучение отдельных компонентов действия.

Синтетический этап

На втором этапе формируется целостная структура действия. Знания и элементы, освоенные на аналитическом этапе, объединяются в рамках общей структуры действия.

Автоматизация

Третий этап предполагает закрепление и усовершенствование целостной структуры действия. В результате повторений и тренировки навык становится автоматическим и может выполняться без особого напряжения.

Формирование навыка связано с процессами, происходящими в головном мозге. Физиологические процессы, происходящие в коре больших полушарий, порождают сложную систему нервных связей. Эти связи формируются и закрепляются в процессе правильных и неправильных движений.

Важной задачей формирования певческих навыков у детей является правильная работа голосового аппарата. Чтобы голос звучал красиво и правильно, необходима координация всех его составляющих. В процессе пения должны формироваться правильные певческие навыки, которые позволяют использовать энергию мышц наиболее экономно и с максимальным эффектом.

Процесс формирования певческих навыков, а также любых других навыков, подчиняется определенным закономерностям и имеет определенную последовательность:

  1. Начальный этап предполагает освоение правильного звукообразования на отдельных гласных звуках в примарной части диапазона голоса
  2. На следующем этапе происходит перенос правильных голосообразующих движений на пение любых гласных и целых слов в различных участках диапазона голоса при средней силе звука
  3. Завершающий этап предполагает автоматизацию правильных певческих навыков в результате систематической работы и тренировок

В начале выполнения программы ученики могут допускать ошибки и неточности в интонации, однако с упорством и тренировкой происходит упрочнение интеллектуальных знаний и физиологических ощущений. Постепенно задания выполняются точно и четко, формируя навык пения.

8 стр., 3726 слов

Методики развития артикуляции и дикции в вокальном пении

... аппарата, формирующая звуки речи, а органы, входящие в его состав - артикуляционные органы. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных, согласных) называется артикуляцией. К артикуляционному ... много раз. Согласные в пении и в речи формируются почти одинаково, но в пении произносятся четче и легче. Произнесение певческих гласных отличается от речевых. В пении при максимально ...

Автоматизация певческих навыков постепенно освобождает детей от скованности и хаотичности мышечных движений, позволяя им выполнять творческие задачи.

Изучение артикуляционных навыков при пении

Пение является одним из наиболее распространенных видов музыкальной деятельности. В процессе пения важную роль играют артикуляционные навыки в формировании четкого и выразительного звука.

Основные вокальные навыки

К основным вокальным навыкам относятся звукообразование, певческое дыхание, артикуляция, слуховые навыки и навыки эмоциональной выразительности исполнения.

Процесс артикуляции осуществляется на основе сложной скоординированной работы мышц речевого аппарата. Создание препятствий, подвижных «затворов» сдерживающих дыхание, способствует рождению звуков речи. Артикуляция – это работа артикуляционных органов, направленная на образование звуков речи.

Различия в артикуляции при пении и речевом произношении

При речевом произношении большее участие принимают внешние органы: губы и нижняя челюсть, а при певческом – внутренние: язык, глотка и мягкое нёбо. Работа внутренних органов происходит замедленно за счёт протяжённых гласных звуков.

Выработка артикуляционных навыков при пении

Артикуляционные навыки вырабатываются в условиях активной работы мышц речевого аппарата, главным образом щёчных и губных, а также кончика языка. Нижняя челюсть играет немаловажную роль в выработке правильных навыков артикуляции, так как её подвижность в значительной мере влияет на произношение слов.

Выработка правильной артикуляции включает в себя:

  • чёткое и грамотное произношение;
  • округление звука, за счёт приема пения на скрытом зевке;
  • сохранение ровного, стабильного звука при пении различных гласных;
  • ощущение близкой вокальной позиции;
  • умение коротко и чётко произносить согласные при максимальной протяжении гласных.

Изучение вышеперечисленных артикуляционных навыков при пении поможет сформировать хорошую дикцию, что, в свою очередь, повысит выразительность и эмоциональность исполнения.

Глава II. Специфика дикционных навыков

Слово «дикция» в точном переводе значит «произношение» (по латыни dictio — произносить, dicere — произношение).

Под хорошей дикцией подразумевается чёткое и ясное произношение, чистота и безукоризненность звучания каждой гласной и согласной в отдельности, а также слов и фраз в целом. (Е. Саричева «Сценическая речь» М., изд. Искусство 1955 год, стр. 103)

Поскольку мелодия в хоровом произведении неразрывно связана с текстом, дикция играет большую роль в пении хора. Дикционные навыки имеют следующие особенности:

  • напевность гласных;
  • способ произнесения гласных в разных регистрах;
  • чистое, редко измеряемое звучание гласных;
  • быстрое выговаривается согласных на высоте последующих за ними гласных;
  • согласные в конце слога, выговаривается в начале следующего слога.

Назначением хоровой дикции является донесение до слушателей содержания произведения. Плохое, неясное произношение слов участниками хора препятствует восприятию поэтического текста, а значит, становится невозможным понимание идеи композиторского замысла. С уверенностью можно сказать, что даже самая красивая и хорошо исполненная хоровая музыка, при условии плохой дикции, не может удовлетворить слушателя. Умение хора ясно и четко произносить слова при пении, то есть хорошая дикция, позволит слушателям не только разобрать смысл каждого отдельного слова, но и понять глубинное содержание исполняемого произведения.

11 стр., 5397 слов

Садовников В.И. Орфоэпия в пении. Введение Понятие об орфоэпии

... в пении необходима артикуляция глот­ки, которая дает возможность как гласным, так и согласным звукам ... в пении ограничи­вается теми вокально-техническими условиями, без которых невозможна выработка собственно певческого звучания. В речи все разновидности произношения ударяемых глас­ных, находящихся в том или ином окружении согласных, ... гласным в слове. Наименьшей редукции подвергается гласный в первом ...

Вывод:

Дети младшего школьного возраста стремительно развиваются и обучаются. Созревание коры головного мозга ребенка в этот период влияет на мыслительные и речевые процессы. Поскольку речевые функции являются одними из ведущих в жизни и познании окружающего мира ребёнком, для их продуктивного развития необходимо пристальное и внимательное участие педагога. Педагог в свою очередь должен четко понимать смысл терминов дикция и артикуляция и в работе последовательно работать артикуляцией, являющейся лишь частью более обширных и всеобъемлющих навыков дикции.

2.1 Физиологические и акустические характеристики дикции

Навыки правильной речи формируются в раннем детстве и во многом зависят от окружения ребенка. Если речевая среда, в которой рос ребенок, была неблагоприятной, то в дальнейшем ребёнок может приобрести психологические зажимы, напрямую связанные с его дикционными недостатками речи.

При пении голосообразующий аппарат певца справляется с двумя, подчас нелёгкими задачами, выполняя речевые и вокальные функции одновременно. В безукоризненном выполнении этих двух задач и кроется один из важнейших секретов певческого мастерства.

Одной из главных задач пения является воспроизведение гласных звуков в чистом виде, поскольку их смысловая нагрузка возрастает, и малейшая неточность может исказить содержание исполняемого произведения.

Если согласные в пении формируются так же, как и в речи, но произносятся более активно и чётко, то с гласными дело обстоит иначе. Они округляются, приближаясь по своему звучанию к гласному о.

Гласных букв в русском языке десять, шесть из них простые — и, э, а, о, у, ы, четыре сложные — я (йа), ё (йо), ю (йу), е (йэ).

Каждая из них, определённым образом, влияет на физиологические функции голосового аппарата.

Например, звуки и, э способны простимулировать работу гортани, высветлить звук и приблизить вокальную позицию, а гласные о, у напротив ослабить её работу, (что будет способствовать смыканию голосовых складок лишь краями) и затемнить звук, но снимая при этом форсировку; гласный ы помогает округлить звук и стимулировать активность мягкого нёба; нейтральное положение занимает гласный а; сложные гласные я, ё, ю, е благодаря скользящему артикуляционному укладу поются мягче и легче чем простые.

4 стр., 1774 слов

Органы речи. Образование гласных и согласных звуков

... а соответствующие им характеристики звуков — артикуляционными характеристиками. Гласные звуки Ударные гласные: классификационные признаки В основу классификации гласных звуков положены признаки, описывающие работу органов речи: 1) движение языка вперед — назад ... óк,ш[ъ]рокá: шире, широк, широка. 4. [и´] // [ы´] // [и] // [ы] [и´]гры, с[ы´]гран, [и]грать, с[ы]грать: игры, сыгран, играть, сыграть. ...

Также гласные отличаются друг от друга в зависимости от места их образования: в передней части рта, как например, гласные и, э, в середине рта как ы, и в глубине рта как гласные а, о (по Ушакову).

При образовании гласных различные части языка поднимаются к соответствующей части неба. Например, при верхнем подъёме языка образуются гласные “и-ы-у”, среднем — о. При лежачем положении языка образуется гласная а.

Гласные звуки и их акустические свойства

Гласные звуки имеют некоторые индивидуальные акустические свойства. Например, звуки у и ы формируются и звучат достаточно глубоко. Они также имеют постоянное произношение и не искажаются, в отличие от других гласных звуков. Использование этих звуков в вокальных упражнениях способствует выравниванию тембра и устранению открытого и «пёстрого звука» у хора. Гласные звуки о обладают теми же свойствами, но в меньшей степени. Гласный звук а является одним из самых сложных в исполнении, так как у всех певцов он может звучать по-разному. Поэтому рекомендуется использовать его с осторожностью в упражнениях на начальных этапах обучения.

Согласные звуки и их роль в русском языке

В русском языке существует двадцать согласных букв, которые делятся на звонкие (б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р) и глухие (к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ).

Распределение звуков зависит от степени участия голоса в их образовании. Формирование согласных звуков связано с преодолением преград в потоке воздуха с помощью артикуляционного аппарата. Отсутствие точных согласных звуков делает речь непонятной и бесформенной. Как сказал К. С. Станиславский: «Гласные – река, согласные – берега».

Почти все согласные звуки могут быть произнесены твердо и мягко, за исключением звука ц, который всегда звучит твердо, и звуков ч и щ, которые всегда произносятся мягко.

Согласные звуки в речи и пении звучат короче и требуют меньшей энергетической затраты по сравнению с гласными звуками. Они требуют более тщательной работы над чёткостью и правильностью произношения. Именно вялая артикуляция согласных звуков отвечает за низкое качество дикции.

Согласные звуки несут основную смысловую нагрузку в речи, отделяя слоги друг от друга и обеспечивая их разборчивость. Их роль в разговоре о причинах плохой дикции возрастает, учитывая, что их количество значительно превышает количество гласных звуков.

Функции голосового аппарата

Голосовой аппарат выполняет ряд важных функций, включая производство звуков и образование речи. Одной из ключевых функций является артикуляция звуков, которая включает в себя движение голосовых складок, языка, губ и других артикуляционных органов.

Наиболее важными функциями голосового аппарата являются производство гласных и согласных звуков. Гласные звуки являются основой речи и образуются благодаря свободному прохождению воздуха через голосовые складки. Они могут иметь различные высоту, длительность и интенсивность.

5 стр., 2227 слов

Особенности голосообразования и образования звуков речи

... для всех гласных звуков признаком, отличающим их артикуляцию от артикуляции всех согласных звуков, является отсутствие ... А — при дыхании; Б — при голосообразовании; В — при фальцете (стрелки указывают направление ... пушинка возле рта остается совершенно неподвижной. Механизм шепота Есливо время звукопроизнесения смыкание ... для исполнения детьми на уроках пения и во время детских самодеятельных ...

По отношению к функции голосового аппарата второе место после гласных занимают полугласные, или сонорные звуки, к которым относятся плавные сонорные р, л, и носовые — н, м. Они имеют такое название потому, что подобно гласным звукам могут иметь протяжённое звучание.

Далее идут звонкие согласные б, г, в, ж, з, д, которые образуются при участии голосовых складок и ротовых шумов; глухие п, к, ф, с, т образующиеся уже без участия голоса и состоящие из одних шумов; шипящие х, ц, ч, ш, щ также состоящие из одних шумов.

По тому как согласные звуки воспринимаются на слух их можно разделить на:

  • шипящие — ж, ш, ч, щ
  • свистящие — с, з, ц
  • сонорные — л, м, н, р.

По месту образования остальные согласные можно определить так:

  • губные — п, б
  • губно-зубные — в, ф
  • заднеязычные — к, г, х
  • переднеязычные — т, д

Дефекты дикции

Дефекты дикции могут быть связаны с недостатками строения органов артикуляционного аппарата. К ним относятся:

  • Недостатки языка:

-слишком большой, неповоротливый или наоборот слишком узкий, маленький;

-укороченная уздечка языка (подъязычная связка).

Недостатки строения органов речи

Существуют определенные недостатки строения органов речи, которые влияют на произношение звуков, исказяя их и влияя на качество вокальных навыков.

  • Недостатки, связанные со строением челюстей и зубов, включают:
    • Неправильный прикус;
    • Большие расщелины между зубами.
  • Недостатки, связанные с неправильным строением нёба;
  • Недостатки губ: например, толстые губы, часто с отвислой нижней губой, укороченная или удлиненная верхняя губа.

Все эти недостатки крайне затрудняют правильную работу речевого аппарата и, соответственно, влияют на выполнение вокальных практик.

Особенности русского языка в вокале

Дополнительное усложнение в процесс пения вводит сам русский язык, по количеству гласных относящийся к одним из наиболее “певучих”, но в то же время имеющий свои специфические особенности. Произношение многих слов отличается от их написания, а следование речевым нормам изменения гласных в разных частях слова часто неуместно при вокальном исполнении.

Учет этого особенно важен для детей, которые зачастую меняют звучание гласных под влиянием речевых тенденций. Так, гласная “е” может быть перепета как “о”, или “у” как “о”, что создает искажения как в дикции, так и в пении, и может даже привести к изменению значения выражаемых слов.

Важность чистоты гласных в вокале

Отсюда вытекает значимость чистого произношения гласных при вокальном пении. Их некорректное звучание не только может изменить тембр исполняемого произведения, но и исказить значения слов, составляющих его текст. Гласная в свою очередь и окрашивает звучание близлежащих согласных, внося свой вклад в общую тембровую картину пения.

Введение

В данной работе рассматривается вопрос о чёткости и разборчивости согласных и гласных в русской речи. Эти элементы основаны на грамотном литературном произношении, которое должно соответствовать законам орфоэпии. Орфоэпия является важной составляющей русской речи и представляет собой совокупность правил, обеспечивающих образцовое произношение.

Орфоэпические нормы произношения согласных и гласных играют ключевую роль в хоровой дикции. Она включает в себя не только чёткое соблюдение этих норм, но также правильные ударения и соблюдение законов и правил логики речи.

Редукция гласных в пении

Согласно правилам орфоэпии, редукция гласных в пении обладает некоторыми закономерностями:

  • Безударные гласные а и э динамически ослабляются и произносятся менее ясно, чем другие гласные.
  • Безударное о в большинстве случаев произносится как а, за исключением иностранных слов.
  • Безударное я произносится как я или е, но не подвергается изменениям в окончании слов.
  • Редукция гласного е в пении также решается с помощью ослабления динамики.

Сочетание двух гласных

Сочетание двух гласных требует особой фонетической ясности. Если два гласных звука внутри слова или на стыке предлога или частицы со словом произносятся слитно, то два гласных на стыке различных слов должны разделяться цезурой. В таких случаях второе слово необходимо произносить с новой атакой, не возобновляя дыхание, чтобы избежать искажения смысла словосочетания.

Произношение согласных

При произношении согласных также существуют некоторые закономерности, которые влияют на их чёткость и разборчивость.

Дальнейшее исследование будет посвящено анализу данных закономерностей и их влиянию на качество произношения согласных и гласных в русской речи.

  • Звонкие согласные (одиночные и парные) в конце слова произносятся как соответствующие им глухие.
  • Зубные согласные
    д, з, с, т
    перед мягкими согласными смягчаются.
  • Звук
    н
    перед мягкими согласными произносится мягко.
  • Звуки
    ж, ш
    перед мягкими согласными произносятся твёрдо.
  • Возвратные частицы «ся» и «сь» на конце слов произносятся твёрдо.
  • В ряде слов сочетание «чн», «чт» произносятся как «шн», «шт».
  • В сочетаниях «стн», «здн» согласные т, д не произносятся.
  • Сочетания «сш», «зш» в середине слова и на стыке слова с предлогом произносятся как твёрдое
    ш
    , а на стыке двух слов как написано.
  • Сочетания «зч», «сч» уподобляются долгому
    щ
    .
  • Сонорный
    р
    в большинстве случаев произносится утрированно.

Для соединения или разъединения двух согласных также существует правило: если одно слово кончается, а следующее за ним начинается одинаковыми или приблизительно одинаковыми (парными) согласными звуками (д-т, б-п, в-ф и другие), то при медленном темпе их необходимо подчёркнуто разделять, а при быстром, когда подобные звуки приходятся на мелкие ритмические доли, их нужно подчёркнуто соединять.

Также следует обратить особое внимание на согласные звуки «р», «л» и «н»,которые обладают долгим и продолжительным звучанием. Их произнесение требует особое настраивание и длительность, чтобы не вызывать искажения в общей идеи и смысле фразы. Чрезмерное удлинение этих согласных может исказить пение, разрывая его гладкость и целостность.

Более того, каждый звук в слове или фразе имеет определенную степень заметности в общем контексте пения. Определённые согласные, особенно при переходе от одного слова к другому, могут потребовать более жесткого и явного произнесения для поддержания ясности и выразительности текста.

Невероятно важно также внешне выражать и визуализировать исполняемый текст. Эмоциональная интерпретация и вовлеченность в переданное содержание могут существенно повлиять на качество дикции, делая звуки более живыми и насыщенными.

Чтобы достичь этого эффекта, хор должен заблаговременно подготовиться, выполнить следующие задачи:

  • установить тон сокращений и длин согласных визуально и аудиально;
  • адаптировать скорость пения к характеру и темпу произведения;
  • отработать общую дикцию и четкость произношения текста в коллективе.

Жанр и темп произведения могут влиять на дикцию в существенной степени. Например, в быстрых и веселых песнях текст может произноситься более живо и энергично, в то время как в медленных и задумчивых произведениях — более мягко и плавно.

2.2 Приемы и методы работы над дикцией

С самого начала работы с детским коллективом, хормейстер должен добиваться чёткости произношения согласных звуков, допуская некоторую утрированность, но при этом, активные согласные не должны влиять на звучание гласных, которые могут стать излишне зажатыми. Развивая навыки голосообразования и выразительности следует помнить об огромном значении культуры слова в пении. Механическое пропевание одних гласных или слогов, без осмысления исполняемого может привести к безразличному, равнодушному исполнению, а значит чуждо и вредно для детей. Поэтому работая над формированием гласных, не следует слишком долго задерживаться на пении изолированных звуков. Пение комбинаций гласных с предшествующей им согласной и пение слогов, фраз быстрее приведёт учащихся к живой, художественной вокальной речи.

Активизация органов артикуляции у детей имеет большое значение и в пении и в речи. С первых же уроков хормейстеру необходимо обращать внимание на выработку ясного и чёткого произношения. Отчетливая дикция, выразительная декламация и фразировка являются непременным условием художественного пения.

В процессе занятий с хором можно использовать разные формы работы над дикцией:

  • Выполнение упражнений на артикуляцию и голосообразование.
  • Работа над правильным произношением звуков и сочетаний звуков.
  • Пение слогов, слов, фраз с акцентом на чёткость и выразительность.
  • Разбор текстов по фонетическим и интонационным особенностям.
  • Выполнение диктантов и упражнений на различение звуков.
  • Использование специальных упражнений для развития артикуляционного аппарата.

Регулярная практика и использование разнообразных методов помогут улучшить дикцию хора и сделать исполнение более выразительным и понятным для слушателей.

а)работа над произношением слов разучиваемого произведения;

б)специальные занятия по дикции;

в)исполнение небольших упражнений перед началом пения, включаемых в распевание.

Одним из условий хорошей дикции в хоре является ритмический ансамбль. Даже хорошая дикция каждого певца хора при неодновременном произношении слогов не обеспечивает ясности дикции в хоре в целом. Данному вопросу хормейстер должен уделять внимание постоянно с самых занятий. Необходим контроль со стороны самих хористов за одномоментной сменой фонем при соблюдении точного ритма исполняемого произведения.

Главная задача хормейстера состоит в том, чтобы сделать работу над дикцией осмысленной, внести в пение элементы художественных образов через них воспитать в детях интерес к вокальным упражнениям и работой над ними. Активное пение детей, в большинстве случаев является в результатом заинтересованности, эмоционального отношения к исполняемому ими музыкальному произведению.

Вялость и неразвитость артикуляционного аппарата у детей сказывается на их дикции в пении. Напряжённая нижняя челюсть (особенно у мальчиков) очень часто является проблемой с которой необходимо бороться. Мягкое и свободное движение нижней челюсти играет большую роль в процессе артикуляции. Если рот хорошо открывается, то улучшается звучание голоса и повышается разборчивость речи. Если челюсти зажаты, ребёнок говорит и поет сквозь зубы. А поскольку мышцы которые прикрепляют нижнюю челюсть находятся около ушей, их работу можно контролировать с помощью указательных пальцев рук во время пения. Также сделать работу нижней челюсти свободной помогают специальные упражнения.

Вялые губы, малоподвижный язык, плохо или неправильно открывающийся рот оказывают крайне негативное влияние на звук. При пении также, очень часто наблюдается напряжённое состояние лицевых мускулов, и как следствие невыразительное лицо. Эти и многие другие недостатки детской дикции искажают звучание их звонких голосов, лишают их пение выразительности и отрицательно влияют на разговорную речь ребёнка:

  • Излишнее округление губ способны сделать звук «глухим» и «тёмным».
  • Стремление петь на полном зевке делает звук позиционно далёким и глубоким, пропадает » полётность» звучания.
  • Вялая работа артикуляционных мышц делают звук вялым, тусклым, безжизненным, низко интонируемым, а дикцию неопределенной (особенно в окончаниях слов).
  • Мышечные зажимы, чаще всего в нижней челюсти способствуют напряжённому, крикливому звучанию голоса, делают звук открытым.

Для устранения этих недостатков в звукообразовании необходимо чаще возвращаться к пению упражнений, слогов, слов, отрывков произведений, в которых встречались неправильно спетые гласные или неправильно произнесённые согласные. То или иное сочетание гласных с согласными в словах или слогах имеет огромное значение для вокальной педагогики. Например при глубоком звучании голоса используются гласные и, е, приближающие вокальную позицию, в сочетании с губными или зубными согласными; гласные в сочетании с сонорными звуками легче округляются, смягчают работу гортани, позиционно приближают звук; при гнусавости целесообразно применять гласные а, э, и в сочетании с губными согласными. При пассивном пении или глухом тембре — звонкие согласные в сочетании с гласными а, и, е. Крикливый, напряжённый или открытый «белый» звук устраняется при пении гласных у, о в сочетании с сонорными м, л, а горловой призвук — при помощи гласных о, у в сочетании с глухими согласными.

Открытый звук исправляется за счёт округления гласных, которое осуществляется за счёт определённого положения гортани. Любой гласный звук можно спеть округло или плоско при одинаковом положении губ. Округление и выравнивание гласных при пении происходит за счёт понижения и стабилизации положения гортани. Гласные в сочетании с сонорными звуками легче округляются, смягчают работу гортани, позиционно приближают звук.

Глухие согласные на конце слов часто при пении часто выпадают совсем, поэтому требуют к себе особого внимания со стороны как дирижёра, так и певцов хора. Эти согласные должны произноситься подчёркнуто твёрдо. Если глухому согласному на конце слова предшествует долго тянущийся звук, то возникает проблема произнесения последнего согласного всеми певцами хора одновременно. Это может быть обеспечено мысленным повторением предшествующего тянущегося гласного перед снятием звука.

Особое внимание следует обращать на свободно и хорошо открывающийся рот у детей. Мягкое и свободное движение нижней челюсти играет большую роль в процессе артикуляции. Если рот хорошо открывается, то улучшается звучание голоса и повышается разборчивость речи. Если челюсти зажаты, ребёнок говорит и поет «сквозь зубы». Рот должен открываться в вертикальном направлении, путём опускания нижней челюсти которая обычно очень напряжена. Ощутить ее свободное движение можно при помощи распевания слов “май, дай, бай” и др. А поскольку мышцы которые прикрепляют нижнюю челюсть находятся около ушей, их работу можно контролировать с помощью указательных пальцев рук во время пения. Также сделать работу нижней челюсти свободной помогают специальные упражнения.

Очертания губ и открытие рта при пении отдельных слов должны соответствовать произносимой гласной, а положение губ должно быть очень четким, чтобы по их движению можно было понять слова. Губы играют чрезвычайно важную роль и в голосообразовании и в дикции. Активная работа губ способствует внятности произношения и в пении и в речи, так как большое количество согласных и гласных формируется при помощи участия губ. Например вытянутые в разной степени вперёд губы формируют произношение гласных о и у , согласные м, ф, в, б , так же формируются при помощи губ.

Язык играет немаловажную роль в вопросе дикции и звукообразования. Высоко поднимающийся корень языка, который способен закрыть своей массой большую часть пространства в глотке, и при этом его пассивное и вялое состояние, крайне вредят звукообразованию. Язык должен свободно (но не вяло) лежать на дне рта, образуя в середине незначительную ложбинку, двигаться больше своими краями чем серединой, касаясь кончиком корней нижних передних зубов. Корень языка при пении должен быть опущен как в момент легкого позевывания (зевка).

Необходимо обращать внимание учащихся на положение мягкого неба и форму ротового резонатора при произнесении разных гласных и согласных. В качестве тренировки движений губ и кончика языка можно использовать разные скороговорки. Слова всех упражнений должны произноситься твёрдыми губами при активной работе кончика языка. Заниматься следует начинать в медленном темпе с утрированной артикуляцией всех звуков, при средней динамике и в средней тесситуре. Затем условия произношения постепенно усложняются в отношении темпа, динамики и тесситуры.

Очень важно на уроках объяснить и лично демонстрировать учащимся все артикуляционные движения и упражнения. Задачей хормейстера в работе над дикцией, является укрепление мускулатуры губ поющих, и прежде всего — путем личного показа формирования гласных, слогов и целых слов при помощи активно работающих губ. Например при пении учителем гласных а, э, у, о, и : дети видят, что губы и рот постепенно меняют свою форму от открытого рта при пении на гласную а, до самого узкого отверстия рта при пении гласной у, и пробуют его повторять.

Нужно помнить, что поются только гласные, а согласные произносятся. Причем произносить их нужно быстро, стремительно, так как долгое протяжение согласных, даже сонорных, вредит качеству звучания хора и может быть применено лишь в особых случаях, определяемых характером песни, замыслом автора или исполнителя. Вместе с тем произношение согласных должно быть четким и ясным, чтобы смысл слов был понятен слушателям. Гласные, являющиеся основой пения, наоборот, должны тянуться как можно дольше. Умение хора распевать гласные при четком произношении согласных определяет степень вокального мастерства и является важнейшим достоинством xopoвoгo коллектива.

Чтобы добиться хорошей дикции, полезно делать следующее упражнение выразительно читать текст хоровогo сочинения в ритме музыки. Но недостаточно только четко и выразительно прочесть текст нужно выделить в нем особо трудные для произношения слова или сочетания слов и учиться произносить их твердо, скандированно, выделяя «трудные» согласные. При произношении текста без музыки, как и при пении, необходимо придерживаться принципа отнесения согласных букв к последующему слогу.

В работе с детьми, одним из способов настройки голоса на тот или иной тип тембрового звучания является фонетический метод (подробно описанный в книге Г. П. Стуловой «Теория и практика работы с детским хором»), который в большей или меньшей степени используется почти всеми педагогами на уроках хора.

Методом обучения называется, совокупность приемов и способов, с помощью которых педагог, опираясь на сознательность ученика, вооружает его знаниями и способствует его воспитанию и развитию. Методы вокального воспитания детей многообразны, они объединяют познавательные процессы с практическими умениями. На сегодня известно большое количество методов и приёмов и вокального воспитания, которые являются итогом многолетнего теоретического и практического опыта педагогов.

Фонетический метод (фонема — языковая единица, представленная в виде ряда звуков) имеет некоторые особенности. В упражнениях, выполняемых с целью выравнивания гласных, один гласный звук в другие — без толчка должен плавно без перерыва в звучании переходить в следующий. Более сложными считаются упражнения в которых между фонемами присутствуют паузы, поскольку ученики должены зафиксировать расположение артикуляционных органов при пении звука и суметь сохранить его во время паузы. Таким образом формируется навык пения гласных в одной позиции.

Для тембра голоса большое значение имеет манера артикуляции. От того насколько широко при пении открывается рот, от активности работы артикуляционных органов, фонетической чистоты произношения, расположения губ, стабильного положения гортани, единой манеры артикуляции может зависеть красота и богатство звучания.

Достижение звонкости тембрового звучания голосов детей связано с полноценной озвученностью головных резонаторов, что также зависит от способа артикуляции в пении. При оценке на слух, резонирующее звучание голосов характеризуется как пение в близкой вокальной позиции. Её нахождению способствует ряд факторов:

  • произношении слов в пении с единым артикуляционным укладом губ: «на улыбке»;
  • пение с закрытым ртом на согласных м или н ;
  • упражнения на слоги с использованием согласных: л, р, м, н, з.

Фонетический метод помогает при исправления различных недостатков, для чего используется различное сочетание гласных звуков с согласными. При этом необходимо учитывать степень трудности произнесения согласных, которая зависит от места их образования. По мере удаления места их образования от губ к гортани они выстраиваются в такую последовательность:

звонкие — м, б, в, д, з, н ,л, р, ж, г;

глухие — п, ф, т, с, ц, ш, к, х.

Легче всего артикулируются крайние согласные м, г, п, х. Чем дальше от них к середине ряда, тем сложнее становится работа. Поэтому дефекты артикуляции как правило связаны с произношением всех согласных кроме м, п, г, х. Исправлять недостатки следует по принципу последовательного введения в вокальные упражнения соседних звуков.

Особого внимания требуют глухие согласные, где голос не используется, потому что приближают голосовой аппарат к речевой, а не певческой установке. Поэтому рекомендуется произносить их в пении очень быстро, чтобы гортань не успела отклониться от певческой позиции. Это будет экономить расход дыхания и способствовать выработке кантилены. При вялой артикуляции, произношение глухих согласных замедляется. Голосовые складки при этом задерживаются в разомкнутом состоянии и пропускают воздух, в результате чего появляется сип. Поэтому с самого начала вокальной работы нужно заострять внимание на скорость произнесения согласных. Для этого нужна активность артикуляции в пении, но без излишних форсировки звучания.

Фонетический метод может применяется не только в вокальных упражнениях, но и дальнейшей работе над произведениями. Для этого используется вокализация мелодии песни на разные гласные с целью выработки кантилены и ровного тембрового и унисонного звучания голосов. После пропевания мелодии произведений, например на слоги «лю», «ду», или «ды», последующее исполнение со словами приобретает большую ровность, слитность, округлость звучания, если внимание детей при пении со словами будет направлено на сохранение одинаковой установки артикуляционных органов.

Необходимо систематически заниматься над сочетаниями наиболее трудных фонем, чтобы ни одна из них не тормозилась, не уподоблялась другой. Это станет возможным в случае выполнения дикционных навыков на уровне рефлекса. Добиться этого можно с помощью метода постепенного наращивания трудностей, а в хоре — специальным подбором упражнений и музыкальных произведений. Каждый новый певческий или речевой условный рефлекс, включаемый в систему ранее сложившихся знаний, вызывает её временное нарушение, по при систематическом обучении все становится на свои места.

Борьба с дикционными недостатками должна продолжаться на протяжении всего дальнейшего обучения, и быть направлена не только на достижение вокальной, но и речевой культуры, ясной и правильной речи.

Вывод: Дикционные навыки должны формироваться и при необходимости исправляться под чутким наблюдением педагога. Культура речи и правильное произношение являются неотьемлемой частью дикции. Задача педагога на уроках хора состоит в том чтобы выявлять и исправлять недостатки артикуляции детей при пении, используя определенные методы и приемы.

Заключение.

Искусство хорового пения, всегда было есть и будет неотъемлемой частью мировой культуры. Хоровое пение с его многовековые традициями, глубоким духовным содержанием, могучим воздействием на эмоциональный, нравственный и интеллектуальный настрой как исполнителей, так и слушателей, было и остаётся щитом певческой и музыкальной культуры, надёжным и испытанным средством музыкального воспитания, образования и повышения общей культуры подрастающего поколения. Поэтому в нашей современности просто необходимо насаждать и пропагандировать хороое искусство с юного возраста, которое способно сплотить и сформировать моральный облик маленького человека.

Список используемой литературы.

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/po-dirijirovaniyu/

1 Вл. Соколов Работа с хором издательство Музыка Москва 1967

2 Г.П. Стулова «Теория и практика работы с детским хором» Москва Владос 2002.

3 К. П. Виноградов » Работа над дикцией в хоре» Издательство Музыка Москва 1967

4 В. Краснощёков. «Вопросы хороведения.» изд. Музыка, Москва 1969.

5 В. Живов. «Исполнительский анализ хорового произведения» Москва, «Музыка», 1987

6 Д. Е. Огороднов «Методика комплексного музыкально-певческого воспитания.»

7 Логопедия под редакцией профессора П. С. Волковой. Москва, Просвещение 1989

8 Венгрус Л. А. Начальное интенсивное хоровое пение. Санкт-Петербург, Музыка 2000

9 В. П. Морозов Тайны вокальной речи. Ленинград 1967

10 Ю. Фролов Пение и речь в свете учения Павлова. Музыка 1966

11 А. А. Сергиев воспитание детского голоса Москва 1950 год

12 Е. Малинина “Вокальное воспитание детей” Музыка. Ленинград 1967

13 Психология и педагогика. Н. В. Боровская, С. И. Розум. Питер 2013

14 Педагогическая физиология. Под редакцией М. М. Безруких. Москва 2013

15 Психология и педагогика. Под общей редакцией В. А. Сластенина, В. П. Каширина. Москва 2013.

16 Л. Д. Алфёрова. Речевой тренинг: дикция и произношение. Пособие для самостоятельной работы.

17

8 http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/10118/%D0%94%D0%98%D0%9A%D0%A6%D0%98%D0%AF