Развитие речи детей раннего возраста средствами фольклора

Дипломная работа

Фольклор — это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость трудящихся масс и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы.

Фольклор имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Многое в нем создавалось специально для детей и было продиктовано великой народной заботой о молодежи — своем будущем. Фольклор сопровождает ребенка с самого его рождения. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, детские «пестушки», «потешки». Обязательными спутниками раннего детства являются сказки про курочку рябу, козу-дерезу, репку, серого козлика. От поколения к поколению переходят забавные считалки, дразнилки, скороговорки, шутки и прибаутки, традиционные народные игры «Кошки-мышки», «Гуси-лебеди», «Горелки» и т.п.

Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и что дурно, что красиво и что некрасиво.

Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии — детский фольклор. И теоретики-педагоги, и воспитатели-практики неоднократно подчеркивали высокие педагогические качества адресованных детям произведений фольклора: глубокое проникновение в психику ребенка, тонкий учет особенностей детского восприятия, отсутствие навязчивых поучений.

Но достоянием ребят является не только эта область народного творчества. Им принадлежит все лучшее в фольклоре, вся его классика. Почти целиком перешли в детскую аудиторию народные сказки. Преимущественно детским жанром стали загадки. Ребятам доступны многие «взрослые» песни, былины, пословицы.

Художественный метод фольклора характеризуется предельной обобщенностью образов и ситуаций. Основным принципом изображения жизни в нем является резкое противопоставление добра и зла, идеализация положительных явлений.

Благодаря резкому разграничению добра и зла образы фольклора всегда ясны и доступны детям, им легко определить свои симпатии и антипатии.

Близостью народного искусства детскому возрасту, великой эмоциональной силой и выразительностью его образов определяется важное моего произведений фольклора в воспитательно-образовательной работе дошкольных учреждений.

14 стр., 6985 слов

Ознакомление с произведениями фольклора детей младшего дошкольного ...

... Изучить научную литературу по устному народному творчеству (фольклору). Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по использованию карельского фольклора в педагогической работе с детьми. Определить методы и приемы работы по использованию карельского фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста. ГЛАВА 1. ...

В детском фольклоре находится ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов, детских творческих возможностей,

Но у данной проблемы есть еще ряд аспектов, без учета которых невозможно изучение функциональности детского фольклора, его содержания, художественной специфики.

Во-первых, большинство ученых к детскому фольклору относят не только то, что бытует в детской среде, но и поэзию пестования, то есть поэзию взрослых, предназначенную для детей, что существенным образом меняет специфику и объем понятия «детский фольклор».

Во-вторых, то, что бытует в детской среде, входит в устно-поэтический репертуар детей, далеко не всегда является собственно детским творчеством. Велика роль заимствований из фольклора взрослых, литературы и других видов искусства. Конечно, это не механический процесс. Все заимствованное приспосабливается к детской среде, перестраивается по законам детской эстетики и тем не менее не может быть без соответствующих оговорок названо собственно детским творчеством.

В-третьих, весь детский фольклор вызван к жизни «едва ли не исключительно педагогическими надобностями народа» (Г.С. Виноградов).

Если даже ограничить задачи только изучением художественной формы, следует помнить, что в детском фольклоре четко прослеживается формообразующая роль внеэстетических, в первую очередь педагогических функций. Следовательно, изучение детского фольклора вне связи с народной педагогикой непродуктивно и неправомерно.

Таким образом, детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.

Объектом исследования процесс развития речи детей раннего возраста.

Предмет исследования — жанры детского фольклора как средство развития речи детей раннего возраста.

Целью работы является изучение фольклора как средства развития речи детей раннего возраста для разработки конспектов.

Задачи исследования:

1.Выявить особенности развития речи детей раннего возраста;

2.Определить роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста;

3. Обосновать использование фольклора в различных режимных моментах в дошкольных образовательных учреждениях;

4.Проанализировать уровень развития активного и пассивного словаря детей первой младшей группы;

5.Разработать конспекты занятий направленных на развитие речи детей раннего возраста.

Для решения этих задач были использованы следующие методы исследования:

37 стр., 18074 слов

«РОЛЬ малого фольклора в развитие речи детей раннего возраста»

... - интеграции работы по развитию речи с различными видами деятельности детей; - специально созданной развивающей предметно-пространственной среды; Задачи исследования: 1.Охарактеризовать особенности развития речи детей раннего дошкольного возраста. 2. Определить роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста. 3. Выявить ...

1.Теоритические: анализ синтез обобщение;

2.Эмперические: эксперимент, тестирование, анкетирование;

3. Методы обработки и интерпретации результатов.

Структура работы:

— введение;

-основная часть;

-экспериментальная часть;

-библиография;

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/diplomnaya/razvitie-rechi-detey-rannego-vozrasta-sredstvami-folklora/

-приложение.

База исследования — детский сад №14 г.Коркино

1.1 Развитие речи детей раннего возраста

Раннее детство является сензитивным периодом к усвоению речи. Автономная речь ребенка довольно быстро (обычно в течение полугода) трансформируется и исчезает. Необычные и по звучанию, и по смыслу слова заменяются словами взрослой речи

Условия речевого развития. Переход на новый уровень речевого развития возможен только в благоприятных условиях — при полноценном общении ребенка со взрослыми. Если общение со взрослыми недостаточно или, наоборот, близкие исполняют все желания ребенка, ориентируясь на его автономную речь, освоение речи замедляется. Наблюдается задержка речевого развития и в тех случаях, когда растут близнецы, интенсивно общающиеся друг с другом на общем детском языке.

Эльконин Д.Б. указывал, что расширение социальных отношений ребенка, изменение его деятельности и возможностей общения с окружаюими взрослыми в раннем м возрасте приводит к постепенному росту словаря. [24, c.35]

В зарубежных исследованиях приведены средние цифры словарного состава речи детей в возрасте от 18 месяцев до 6 лет: к полутора годам у ребенка насчитывается около 100 слов, к 2 годам — 300-400, к 3 годам — 1000-1100, к 4 годам — 1600, к 5 годам — 2200 слов.

Отечественные исследователи отмечают что в 1 год ребенок активно владеет 10-12 словами, а к 6 годам его активный словарь увеличивается до 3-3,5 тысяч слов. По данным А.Н. Гвоздева, в словаре четырехлетнего ребенка наблюдается 50,2% существительных, 27,4% глаголов, 11,8% прилагательных, 5,8% наречий, 1,9% числительных, 1,2% союзов, 0,9% предлогов, 0,9% междометий и частиц [19, с. 44].

Анализ приведенных данных свидетельствует о том, что дети дошкольного возраста чаще всего употребляют существительные и глаголы. Это объясняется тем, что у них есть потребность в этих словах. Остальные части речи употребляются гораздо реже в связи с тем, что понятия о признаках предметов находится в стадии формирования, поскольку у них еще не сформировано ощущение признака.

56 стр., 27646 слов

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами ...

... основы развития речи детей старшего дошкольного возраста. 2. Определить основные методы, формы использования малых форм фольклора в процессе речевого развития детей и ... развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. ...

В становлении лексико- семантической системы у детей раннего возраста выделено три этапа развития системной организации детского словаря.

Лексический запас ребенка представляет собой неупорядоченный набор отдельных слов. На втором ситуационном этапев сознании ребенка формируется некоторая система слов относящаяся к одной ситуации. Третий этап характеризует объединение лексем в тематические группы.

Первый этап речевого развития приходится на возраст от одного до 1,5 лет и связан с формированием пассивной и активной речи.

Пассивная речь. В раннем возрасте быстро растет пассивный словарь — количество понимаемых слов. Речь взрослого, организующая действия ребенка, понимается им достаточно рано. К этому времени ребенок начинает понимать и инструкции взрослого относительно совместных действий. Тем не менее, примерно до 1,5 лет у ребенка развивается только понимание речи при еще весьма незначительном приросте активного словаря.

Прежде всего ребенок усваивает словесные обозначения окружающих его вещей, затем имена взрослых людей, названия игрушек и, наконец, частей тела и лица. Все это — имена существительные, и они обычно приобретаются в течение второго года жизни. К двум годам нормально развивающийся ребенок понимает значения практически всех слов, относящихся к окружающим его предметам.

Активная речь. Интенсивно развивается и активная речь: растет активный словарь, при этом количество произносимых слов намного меньше, чем понимаемых. Называть вещи своими словами ребенок начинает в возрасте около одного года. К этому времени дети обычно имеют уже представления об окружающем мире в виде образов. В этих условиях для начала освоения речи ребенку остается связать имеющиеся у него образы с сочетаниями звуков, произносимыми взрослыми в его присутствии при проверке сайтов предложения вначале ребенок пользуется односложными предложениями при наличии подражания соответствующей способности начальный этап речевого развития.

Грамматика речи. Первый период речевого развития, охватывающий возраст от 1 года до 1,5 лет, характеризуется слабым развитием грамматических структур и употреблением ребенком слов в основном в неизменном виде.

Второй этап речевого развития приходится на возраст примерно от 1,5 до 2,5 лет. На втором году жизни резко возрастает активный словарь ребенка. До полутора лет ребенок в среднем усваивает от 30—40 до 100 слов и употребляет их крайне редко. После полутора лет наступает резкий скачок в развитии речи. К концу второго года жизни дети знают уже примерно 300, а к трехлетнему возрасту—1200—1500 слов. На этом же этапе речевого развития дети начинают использовать предложения в своей речи.

Растет интерес ребенка к окружающему его миру. Ребенок все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Особенно его интересуют названия предметов и явлений, и он то и дело задает взрослым вопрос: «Что это?» Получив ответ, ребенок самостоятельно повторяет его, причем, как правило, заучивает название сразу, без особого труда вспоминая и воспроизводя его. Пассивный словарь ребенка в этом возрасте не намного отличается от активного, и их соотношение в трехлетнем возрасте составляет примерно 1:1,3.

6 стр., 2553 слов

«Аппликация как вид продуктивной деятельности ребенка дошкольного ...

... планировать свою деятельность. Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфичными видами изобразительного творчества, в том числе и аппликацией. 1. Сущность аппликации и ее значение для развития ребенка. Виды аппликации. Аппликация (от ...

Предложения. Вначале ребенок пользуется однословными предложениями, выражающими какую-либо законченную мысль. Такие слова-предложения возникают в связи с некоторой конкретной, зрительно воспринимаемой ситуацией. . Затем появляются предложения, состоящие из двух слов, включающие как подлежащее, так и сказуемое. Смысл таких двухсловных предложений тот же самый: некоторая мысль или целостное высказывание. Это чаще всего субъект и его действие («мама идет»), действие и объект действия («дай булку», «хочу конфету»), или действие и место действия («книга там»).

В этом возрасте дети научаются комбинировать слова, объединяя их в небольшие двух-трехсловные фразы, причем от таких фраз до целостных предложений они прогрессируют довольно быстро. Вторая половина второго года жизни ребенка характеризуется переходом к активной самостоятельной речи, направленной на управление поведением окружающих людей и на овладение собственным поведением.

Грамматика речи. Второй период речевого развития представляет собой начало интенсивного формирования грамматической структуры предложения. Отдельные слова в это время становятся частями предложения, происходит согласование их окончаний.

К трем годам ребенок в основном правильно применяет падежи, строит многословные предложения, внутри которых обеспечивается грамматическое согласование всех слов. Примерно в это же время возникает и сознательный контроль за правильностью собственного речевого высказывания.

Третий этап речевого развития соответствует возрасту 3-х лет. К трем годам усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка. В речи ребенка встречаются почти все части речи, разные типы предложений, например: «Помнишь, как мы на речку ходили, папа и Нюра купались, а мама где была?» «Я папин и мамин сын, всех дядей племянник, бабушкин и дедушкин внук». «Ты — большая, а я маленький. Когда я буду длинный — до ковра… до лампы… тогда я буду большой.

Самое важное приобретение речи ребенка на третьем этапе речевого

развития — то, что слово приобретает для него предметное значение. Ребенок обозначает одним словом предметы, различные по своим внешним свойствам, но сходные по какому-то существенному признаку или способу действия с ними. С появлением предметных значений слов связаны первые обобщения.

Функции детской речи.

Коммуникативная функция детской речи связана с использованием речи как средства общения, управления поведением других людей и саморегуляцией.

В возрасте от года до трех лет расширяется круг общения ребенка — он уже может общаться с помощью речи не только с близкими людьми, но и с другими взрослыми, с детьми. Что проговаривает ребенок, общаясь со взрослыми? В основном, практические действия ребенка или ту наглядную ситуацию, в которой протекает общение. Ребенок отвечает на вопросы взрослого и сам задает вопросы о том, что они делают вместе. Когда же ребенок вступает в разговор со сверстником, он мало вникает в содержание реплик другого ребенка, поэтому такие диалоги бедны, и дети не всегда отвечают друг другу.

3 стр., 1193 слов

Сказка как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста

... эстетического, эмоционального развития малыша. Объектом нашего исследования является: развитие речи детей старшего дошкольного возраста. Предметом исследования: русские народные сказки как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста. Целью нашего исследования является: выявление влияния русских народных сказок на развитие речи старших дошкольников. ...

Семантическая функция детской речи связана с определением смысла слов и приобретением словами обобщенных значений.

Между одним и тремя годами жизни ребенка существует этап речевого развития, когда в речи ребенка появляются многозначные слова. Их количество относительно невелико, от 3 до 7% словарного запаса ребенка. Далее происходит распад многозначных слов, слова в речи ребенка приобретают устойчивые значения.

В возрасте от одного года до 1,5 лет в речи ребенка можно выделить ступени развития словесных обобщений. На первой ступени ребенок группирует предметы по внешним, наиболее ярким и бросающимся в глаза признакам. На второй ступени обобщение происходит по функциональным признакам, т. е. по той роли, в какой предметы используются в детской игре.Третья ступень характеризуется умением вычленять общие и устойчивые признаки предметов, отражающие их природу и независимые от ситуационного, функционального использования данных предметов.

Познавательная функция речи. Около трех лет ребенок начинает внимательно прислушиваться к тому, что говорят взрослые между собой. Ему особенно нравится слушать рассказы, сказки, стихи.

В 2-3 года, возникает понимание речи-рассказа. Легче понимаются рассказы, касающиеся окружающих ребенка вещей и явлений. Для того чтобы он понял рассказ или сказку, содержание которых выходит за пределы непосредственно воспринимаемой им ситуации, нужна дополнительная работа — взрослые должны этому специально научить.

Возникновение познавательной функции речи определяет важный момент в речевом развитии ребенка. Он свидетельствует о том, что ребенок уже в состоянии познавать действительность не только непосредственно через органы чувств, но и в ее идеальном, понятийном отражении в языке.

Психологические механизмы развития речи.

Как формируется речь ребенка с точки зрения психологических механизмов этого процесса? Выделяют три основных механизма усвоения языка:

-подражание,

-образование условнорефлекторных ассоциаций,

-постановка и опытная проверка эмпирических гипотез.

Подражание влияет на формирование всех аспектов речи, но особенно фонетики и грамматики. Этот механизм реализуется, когда у ребенка появляются первые признаки соответствующей способности. Но подражание — это только начальный этап речевого развития. Без следующих двух этапов он не в состоянии привести к большим успехам в усвоении языка.

Функция условнорефлекторного обусловливания в порождении речи выступает в том, что использование взрослыми людьми разнообразных поощрений ускоряет развитие детской речи. Нельзя, однако, сказать, что без этого речь формироваться у ребенка не будет вообще. Известно, что в домах ребенка дети лишены индивидуального внимания. И тем не менее в этих условиях к нужному сроку речь ребенка все же оформляется.

5 стр., 2288 слов

Развитие связной речи детей через сказки и их на новый лад

... .Речь помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Овладение речью - это способ познания действительности. Повышение уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста возможно через сказки и сочинение сказок ...

По-видимому, речевое развитие в раннем возрасте объясняется сочетанием всех трех рассмотренных механизмов научения.

В зарубежных исследованиях приведены средние цифры словарного состава речи детей в возрасте от 18 месяцев до 6 лет: к полутора годам у ребенка насчитывается около 100 слов, к 2 годам — 300-400, к 3 годам — 1000-1100, к 4 годам — 1600, к 5 годам — 2200 слов.

Отечественные исследователи отмечают что в 1 год ребенок активно владеет 10-12 словами, а к 6 годам его активный словарь увеличивается до 3-3,5 тысяч слов. По данным А.Н. Гвоздева, в словаре четырехлетнего ребенка наблюдается 50,2% существительных, 27,4% глаголов, 11,8% прилагательных, 5,8% наречий, 1,9% числительных, 1,2% союзов, 0,9% предлогов, 0,9% междометий и частиц [19, с. 44].

Анализ приведенных данных свидетельствует о том, что дети дошкольного возраста чаще всего употребляют существительные и глаголы. Это объясняется тем, что у них есть потребность в этих словах. Остальные части речи употребляются гораздо реже в связи с тем, что понятия о признаках предметов находится в стадии формирования, поскольку у них еще не сформировано само ощущение признака. Анализируя словарный запас речи детей в возрасте от шести до семи лет, можно выделить наиболее употребительные слова в речи детей: существительные – «мама», «мальчик», «девочка», «люди»; прилагательные – «маленький», «большой», «хороший», «плохой»; глаголы –«пойти», «говорить»; отмечается преобладание в словаре детей слов, обозначающих людей.

Ребенку в возрасте от 2 до 5-6 лет присуще особое «чувство языка», которое и позволяет ему разобраться в сложнейших языковых явлениях (К.Д. Ушинский, К.И. Чуковский, А.Н. Гвоздев и др.).

Единственной опорой для ребенка в ситуации словотворчества является речевой микросоциум, состоящий из знакомых слов.

«Ребенок конструирует формы, свободно оперирует значимыми элементами, исходя из их значений. Еще большая самостоятельность требуется при создании новых слов, так как в этом случае создается новое значение; для этого требуется разносторонняя наблюдательность, умение выделять известные предметы и явления, находить их характерные черты… Здесь имеет место настоящее творчество, свидетельствующее о языковой одаренности детей» А.Н. Гвоздев [19, с46].

Многие авторы механизм детского словотворчества связывают с формированием языковых обобщений, со становлением системы словообразования. Лексические средства из-за своей ограниченности не могут выразить новые представления ребенка об окружающем, поэтому он прибегает к словообразовательному уровню. С возрастом усвоение ребенком словарного состава родного языка изменяется количественно и качественно.

До определенного времени пути развития речи и мышления идут параллельно, независимо друг от друга. Развивающаяся речь оказывает влияние на формирующееся мышление ребенка, существенно преобразуя его. В дальнейшем процессы мышления и речи развиваются в непрерывном взаимодействии друг с другом.

3 стр., 1413 слов

Роль художественной литературы в развитии речи ребёнка

... Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки). Знакомство с художественной литературой детей разных ...

В становлении лексико-семантической системы у детей дошкольного возраста в отечественной литературе выделены четыре этапа развития системной организации детского словаря. На первом этапе лексический запас ребенка представляет собой неупорядоченный набор отдельных слов. На втором, «ситуационном» этапе в сознании ребенка формируется некоторая система слов, относящиеся к одной ситуации. Третий этап характеризует объединение лексем в тематические группы. На четвертом этапе возникает синонимия и системная организация словаря ребенка приближается по своему строению к лексико-семантической системе взрослых носителей языка.

Психологическими исследованиями установлено, что значение слова на всех этапах развития ребенка не остается неизменным, а напротив, претерпевает сложнейшее развитие. На самых ранних этапах развития слова не разграничиваются друг от друга. Слово выступает для ребенка как компонент целой ситуации, которая включает в себя ряд неязыковых явлений. В процессе совместной деятельности с взрослым ребенок узнает и запоминает названия отдельных предметов, их свойств, качеств, действий.

Несформированность высших психических процессов не дает возможности ребенку усвоить многочисленные понятия, названия предметов, признаков, действий и явлений окружающей жизни. Поэтому исследователи отмечают перенесение названия одного предмета на ряд других, ассоциативно связанных с исходным предметом. Ребенок использует слово для названия ряда предметов, которые имеют один или несколько общих признаков, а также общее функциональное назначение предметов.

По мере развития слово начинает обозначать отдельные признаки предмета или стороны явления. Слово постепенно приобретает функцию обобщения и начинает выступать в качестве средства формирования понятий. Значение слова развивается от конкретного к абстрактному, обобщенному.

М.М. Кольцова выделила четыре степени обобщения детьми дошкольного возраста непосредственных раздражителей словом:

1 степень — слово является эквивалентом комплекса непосредственных ощущений от предмета;

2 степень — слово обобщает ряд однородных предметов;

3 степень — слово объединяет многие разнородные объекты, относящиеся к одной категории;

степень — разные категории объектов обобщаются в одну, более широкую.

Также М.М. Кольцова отмечает, что «каждая последующая степень обобщения словом характеризуется все большим и большим удалением от конкретных чувственных образов, т.е. все более высоким уровнем абстрагирования» [15,с.28].

Л.П. Федоренко выделяет следующие степени обобщения слов по смыслу [16, с. 12]:

— нулевая степень обобщения — собственные имена и названия единичного предмета (от одного года до двух лет);

14 стр., 6589 слов

Влияние детского фольклора на речевое развитие ребенка третьего года жизни

... основные особенности речевого развития ребенка третьего года жизни. 2. Исследовать влияние произведений “материнского” фольклора на развитие речи ребенка третьего года жизни. 3. Разработать систему занятий по использованию “материнского” фольклора как средства речевого развития детей третьего ода жизни. ...

— первая степень обобщения — понимание обобщающего значения наименований однородных предметов, действий, качеств — имен нарицательных (в возрасте двух лет);

— вторая степень обобщения — усваивание родовых понятий, передающих обобщенно названия предметов, действий, признаков в форме имени существительного (в возрасте трех лет);

— третья степень обобщения — усваивание слов, обозначающих родовые понятия, которые являются более высоким уровнем обобщения для слов второй степени обобщения (к пяти-шести годам жизни);

— четвертая степень обобщения — такие слова, как «состояние», «признак», «предметность» и т.д. (подростковый возраст).

В ходе овладения активным словарем ребенок упражняется в связывании слов -образуются словесные связи, формируется словоизменение и словообразование. Усвоение грамматических норм идет по мере накопления словаря в практическом их применении. Ребенок не только слушает и слышит, но сам начинает использовать грамматические формы в высказываниях. К концу второго и началу третьего года жизни начинается усвоение грамматической структуры предложений.

Первый период — от 1 года 3 месяцев до 1 года 10 месяцев. Это период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые во всех случаях употребляются в одном неизменном виде. В этом периоде существуют две стадии: стадия однословного предложения (1 год 3 месяца — 1 год 8 месяцев).

Например: «Упала» или «Киса» — в этих высказываниях ребенок обозначает словом только главный для него член предложения (подлежащее или сказуемое), остальные члены того же предложения находятся в ситуации и могут быть поняты только из нее и других, невербальных средств ребенка (жестов, мимики и т.д.); стадия предложений, состоящих из нескольких слов, главным образом двухсловных предложений, включающих подлежащее и сказуемое («Киса ушла», «Ляля упала»).

Второй период — от 1 года 10 месяцев до трех лет. В этот период происходит интенсивное усвоение грамматической структуры предложения, связанное с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения. Слова связываются в предложения с помощью различных грамматических средств. В пределах этого периода намечаются три стадии:

— стадия формирования первых форм связи слов в предложения — рода, числа, некоторых падежей (1 год 10 месяцев — 2 года 1 месяц);

— стадия использования флексийной системы русского языка для выражения синтаксических связей: изменение окончаний существительных и глаголов, устанавливающее связь слов в предложении (2 года 1 месяц — 2 года 3 месяца);

— стадия усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений -союзов, предлогов, наречий (2 года 3 месяца — 3 года).

В этот период ребенок в основном овладевает употреблением большинства союзов (как, потому что, а, и, когда, только и т.д.) и предлогов (над, под, на, рядом и т.д.).

Овладение ребенком средствами языка протекает на протяжении всего дошкольного возраста. Потребность его в речевом общении стимулирует его к овладению языковыми средствами. Развитие грамматических и лексических особенностей речи ребенка связано с его коммуникативной деятельностью. Период раннего детства является решающим в речевом развитии ребенка. Ребенок проходит путь от отсутствия речи, появления первых лепетных слов до фразовой речи. В психолого-педагогической литературе названы три этапа генезиса речи как средства общения (М.И. Лисина).

I этап — довербальный.

Ребенок еще не понимает речи окружающих и не умеет говорить сам. Подготовительный этап охватывает первый год жизни детей и имеет исключительное значение в последующем развитии речи. Основное значение довербального этапа в развитии речи ребенка состоит в том, что в это время складываются условия для понимания речи. Оно подготовлено выделением ребенком среди всех звуков именно звуков человеческой речи, нарастанием чувствительности к тем характеристикам речевых звуков, которые помогают вычислить значение слова.

II этап — этап возникновения речи.

Ребенок начинает понимать речь взрослых и воспроизводит первые активные слова. Этот этап охватывает возраст от конца первого года до второй половины второго года и служит переходной ступенью между двумя стадиями в общении ребенка с окружающими — довербальной и вербальной. В случае замедленного речевого развития второй этап растягивается до полутора лет.

III этап — этап развития речевого общения.

Это период от появления первых слов до конца дошкольного возраста. Данный этап состоит в том, что дети овладевают понятийным наполнением слова, научаются применять его для передачи адресату все более сложной и абстрактной по содержанию информации. Одновременно дети научаются произвольно регулировать вербальную функцию, вследствие чего она превращается в самостоятельный вид деятельности.

Отечественная психологическая школа считает, что развитие речи ребенка имеет социально-историческую обусловленность,

Л.С. Выготский выдвинул и развил идею социального характера причин и особенностей развития речи, получившую подтверждение в исследованиях П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконина.

Успешное развитие речи ребенка обеспечивается многими факторами. Один из них — взаимодействие с носителем языка, являющимся для ребенка образцом для подражания. Общение с взрослым является одним из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Этот процесс складывается, по мнению М.И. Лисиной, из трех основных категорий средств общения:

1) экспрессивно-мимических

2) предметно-действенных

3) речевых операций.

В школьном возрасте процесс формирования речи интенсивно продолжается. Прежде всего совершенствуется обобщающая функция речи. На последующих этапах развития происходит отделение речи от практического опыта, формируется регулирующая и планирующая функция речи.

Развитие фонематического слуха. В современной педагогической, психологической и методической литературе используются разные термины для обозначения фонематического слуха: речевой слух, фонематический слух, фонематическое восприятие.

Термин «речевой слух» обозначает способность различать в речевом потоке отдельные звуки речи, обеспечивающие понимание слов и их значений. Без речевого слуха речевое общение невозможно. Речевой слух начинает формироваться у детей при восприятии речи окружающих и при собственном проговаривании. Речевой слух представляет собой составной элемент языкового чутья. В связи с обучением чтению и письму механизм речевого слуха изменяется, так как формируется умение звукобуквенного анализа с учетом правил графики родного языка. Все это связано с необходимостью ориентировки в морфемном составе слова и словообразовании. Приемы формирования речевого слуха различны: практика восприятия на слух и говорения; фонетический анализ и синтез и пр. Термин «речевой слух» употребляется в методической литературе по русскому языку и методике развития речи. В психологических исследованиях и логопедии речевой слух называют фонематическим слухом.

Формирование правильного произношения зависит от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определенного уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребенок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других.

Посредством аналитико-синтетической деятельности происходит сравнение ребенком своей несовершенной речи с речью старших и формирование звукопроизношения. Недостаточность анализа или синтеза сказывается на развитии произношения в целом. Однако, если наличия первичного фонематического слуха достаточно для повседневного общения, то его недостаточно для овладения чтением и письмом. А.Н. Гвоздев, В.И. Бельтюков, Н.Х. Швачкин, Г.М. Лямина доказали, что необходимо развитие более высоких форм фонематического слуха, при которых дети могли бы делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т.е. производить анализ звуковой структуры слова.

Д.Б. Эльконин назвал [13,с.39] эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием. В связи с обучением грамоте эти действия формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают средствам звукового анализа. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма.

  1. . Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста

Виноградов Г.С. писал: «У народа были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, цели и задачи их воспитания и обучения. Их совокупность и взаимосвязь и дают то, что следует назвать народной педагогикой»[17].

Знакомство с народными произведениями обогащает чувства малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Интерес представляет исследование Павловой Л.Н., кандидата психологических наук, ведущего научного сотрудника центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, где в частности показаны роль и место фольклора в современной педагогике раннего возраста. Автором отмечается, что фольклор – действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребёнка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учётом их возрастных возможностей[6].

К детскому фольклору не раз обращался великий знаток русского языка В.И.Даль при составлении знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка» (1863 – 1866).

А первым сборником детского фольклора, изданным в России, были «Детские песни» (1868), собранные П.А.Бессоновым. Интерес к народной культуре, возникший в начале XIX века и не угасавший на всем его протяжении, способствовал многочисленным публикациям фольклорных произведений, в том числе и детских [22].

Попевки, приговорки, потешки — первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

В русской народной сказке заключено богатое содержание и в отношении насыщенности художественной речи языковыми средствами выразительности (сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами и другими), например: красна девица; ясный сокол; конь — волчья сыть, травяной мешок; встань передо мной, как лист перед травой и тому подобное, которое дети используют в собственной речи, что способствует не только развитию её образности, её обогащению, но и развитию творчества самих дошкольников.

Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности слова — и украинского, и русского.

Простота и мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры во время кормления куклы или укладывания ее спать.

Очень большое значение имеют потешки для воспитания у детей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе кто-то из детей плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая: «Не плачь, не плачь, куплю калач».

Практика показывает: для всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста особое значение приобретают игры, забавы с использованием фольклора. Воспитатели стараются вводить в игры хорошо известные детям потешки, чтобы дать возможность проявить речевую активность. Например, в игре-забаве «Моя доченька» малыши слышат уже знакомые им «Баю-баюшки-баю», «Катя, Катя маленька… «

Вызывают у детей интерес народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и очень конкретно описываются их повадки. В таких потешках малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому:

Петушок, петушок, /Золотой гребешок,

Что так рано встаешь,/Деткам спать не даешь.

Наши уточки с утра:/Кря, кря, кря.

Наши гуси у пруда:/Га-га! Га-га! Га-га! ,

Наши курочки в окно: /Ко-ко, ко-ко, ко-ко…

На дубочке, на дубочке/Тут сидят два голубочка.

У них шейки голубые, /У них перья золотые.

Особое внимание следует обратить на эмоциональное чтение воспитателем произведений народного творчества. Ребенок должен чувствовать отношение взрослого к описываемым ситуациям.

Припевки, потешки дети слышат с самого раннего возраста. Родители используют их, чтобы успокоить малыша, развеселить, просто поговорить. Такие процессы в жизни маленького ребенка, как одевание, купание, укладывание спать, требуют сопровождения словом. И здесь русское народное творчество незаменимо. Оно способствует созданию положительного эмоционального настроения.

Уже в раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка, почаще привлекать его внимание к предметам, животным, людям. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора. Их звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

1.3 Использование фольклора в различных режимных моментах в дошкольных образовательных учреждениях

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в развитии речи дошкольника. И именно в дошкольном возрасте при овладении языком своего народа у детей возрастает интерес к истокам, корням, культуре.

Детство — то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Овладение детей русским языком средствами малых форм фольклора является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте, так как народный фольклор на сегодняшний день имеет особую значимость.

Фольклор — означает народная мудрость, поэзия и культура народов. Так повелось, что ещё совсем маленькому грудному ребёнку мама напевает колыбельную, рассказывает прибаутки, потешки, считалочки и сказки. Получается, что именно с фольклором малыш встречается раньше, чем с литературой, и именно фольклор является своеобразным проводником в прекрасный мир художественной литературы.

Задача педагога при изучении фольклора — прививать навыки и умения речи, опираясь на склонность к подражанию, быстрому запоминанию, воспитывать у детей самостоятельность, умение активно применять эти знания и формировать критическое мышление и целенаправленность. При обучении необходимо опираться на такие принципы работы:

  • тщательный, обусловленный возрастными возможностями детей при подборе материала.
  • интеграция работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей, развитие речи, коммуникативные способности, различные игры.
  • активное включение детей в повседневную деятельность.
  • максимальное использование развивающего потенциала малых форм Фольклора в создании речевой среды.

Для совершенствования дикции можно использовать специальные упражнения — заучивание скороговорок, чистоговорок, потешек. Эти упражнения развивают фонематический слух, формируют грамматический строй речи, развивают звуковую культуру речи, чувство ритма и рифмы.

Но самое главное — использовать материал ненавязчиво и увлекательно, например — имитируя действия, о которых идет речь.

При заучивании скороговорки сначала нужно произнести её в замедленном темпе, отчетливо выделяя звуки, стараясь научить сначала медленно, но четко, произнося с разной интонацией и силой голоса. А затем можно вызвать ребенка с хорошей артикуляцией и четкостью произношения. Можно повторить по одному, по группам и вместе.

Через пословицы и поговорки дошкольники учатся лаконично выражать свои мысли, развивать мастерство слова, использовать пословицы и поговорки в своей речи, понимать их смысл, иносказательную особенность и красоту фразы. А для этого необходимо знать и понимать пословицы и поговорки, ведь в них народная мудрость.

Особенно интересной формой фольклора является загадка, через неё дети учатся видеть признаки предметов, данных в особой предельно сжатой, образной форме. Цель разгадывания загадок — умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, четко выделять характерные, выразительные признаки предметов, явлений, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивать у детей поэтический взгляд на действительность. Через загадку дети узнают о предметах , уже знакомых им, много новых для них признаков, о том , как можно ещё сказать о предмете. Сам процесс разгадывания загадок учит детей рассуждать, сравнивать, находить поэтические описания , доказывать своё мнение. Таким образом, анализ загадки предполагает не только лучше понимать и быстро отгадывать, но и приучает внимательно относиться к слову, вызывает интерес к образным характеристикам, помогает запомнить и употреблять их в речи, создавая яркий точный образ.

Познание окружающего мира, правил жизни , в большей степени , дается в сказках. Сказка — это своего рода нравственный кодекс, пример истинного поведения человека.

Цель сказки заключена в словах : « в сказке — ложь, да в ней намек -добрым молодцам урок» — урок быть добрым, не сдающимся, смелым, находчивым, трудолюбивым. Через сказку ребята получают понятие о зле, добре, лжи, хитрости, узнают о том, что если стараться и верить, то добро обязательно победит зло, и всё закончится хорошо.

Сказка помогает детям в развитии связной речи , формируется способность пересказывать сказку, составлять рассказ о предмете, почувствовать себя героем этой сказки. Так, например, — в сказке «Теремок» дети младшего возраста отмечают героев плохими, хорошими. Дети старшего возраста в сказке «Зимовье» оценивают дружную работу животных.

Так через сказку дошкольники узнают о быте, о традициях народов. О традициях дают нам понятие и народные песенки, частушки, пестушки, колыбельные, заклички, колыбельные.

Например, колыбельные, которые поются мамой, бабушкой, ассоциируются с теплотой и уютом дома , своей кроватки, с нежностью и любовью мамы, бабушки. Через колыбельные дети узнают, что кроватка в разные времена называлась «люлька, зыбка». Дети вспоминают свою кроватку, рассказывают о ней. Дошкольники узнают, что в этих кроватках не просто качали малышей , но и напевали им песни.

Колыбельная содержит в себе возможность формирования фонематического восприятия, напевание, выделение голосом гласных звуков, позволяет детям освоить лексическую сторону речи.

Пестушки, песенки, потешки — для того, чтобы потешить, развеселить, задобрить. Они отличаются особой добротой , произносятся нежно, ласково. Часто дети — совсем маленькие — играли с игрушками , и мамы забавляли детей песенками, потешками, чтобы им было интересно играть, умываться, засыпать , есть .

Пестушки, песенки — это игры с пальцами ,ручками, ножками . развивается не только речь, но и мелкая моторика .

Заклички, приговорки — дают возможность узнать о явлениях природы , через заклички и приговорки народ обращался к явлениям природы: «Дождик лей, лей, лей».

Народные песенки, частушки, пестушки, заклички представляют речевой материал при обучении и формировании грамматического строя речи, обучая детей образовывать однокоренные слова, формированию словесного творчества детей.

Игра является национальным богатством, содержащим фольклорный материал, способствующий овладению речью, умение передавать особенности действий персонажей.

Использование малых форм фольклора вносит ощущение «живинки» в занятие, они заставляют взглянуть на те или иные предметы по- новому, увидеть необычное, интересное. Значимость народного фольклора очень велика в адаптационный период . хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка, помогает установить контакт , вызвать положительные эмоции. А заклички приглашают детей поиграть в игры . использование колыбельных песен во время сна создает комфорт нахождения в детском саду, желание услышать, запомнить и использовать их во время игр с использованием в повседневной жизни. Чтение с имитацией движения, обыгрывание вызывает радостное настроение у детей, развивает дружелюбие, взаимопонимание.

Для более тесного контакта с родителями в начале года можно изготовить папки — передвижки, в которых записываются выражения народных мудростей (пословицы, поговорки, считалки, скороговорки, колыбельные песенки) для того, чтобы родители могли повторить, заучить.

Использование малых форм народного фольклора при обучении детей в самостоятельной деятельности при досуге, на занятиях, конкурсах, развлечениях, театрализации, обрядовых праздниках повышает интерес к устному народному творчеству.

Таким образом, использование малых форм фольклора вполне оправдывает себя, приобщение ребёнка начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передается из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка.

Фольклор является средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.

Таким образом, целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора в работе с детьми дошкольного возраста помогает им овладевать первоначальными навыками самостоятельной художественно-речевой работы.

Выводы по первой главе

Выделено три этапа развития системной организации детского словаря.

1 этап:

-лексический запас ребенка представляет собой неупорядоченный набор отдельных слов.

2 этап:

-в сознании ребенка формируется некоторая система слов относящаяся к одной ситуации.

3 этап:

-объединение лексем в тематические группы.

Первый этап речевого развития приходится на возраст от одного до 1,5 лет и связан с формированием пассивной и активной речи.

Пассивная речь. В раннем возрасте быстро растет пассивный словарь — количество понимаемых слов. До 1,5 лет у ребенка развивается только понимание речи при еще весьма незначительном приросте активного словаря.

Активная речь. Интенсивно развивается и активная речь: растет активный словарь, при этом количество произносимых слов намного меньше, чем понимаемых.

Грамматика речи. Первый период речевого развития, охватывающий возраст от 1 года до 1,5 лет, характеризуется слабым развитием грамматических структур и употреблением ребенком слов в основном в неизменном виде.

Второй этап речевого развития приходится на возраст примерно от 1,5 до 2,5 лет. На втором году жизни резко возрастает активный словарь ребенка. До полутора лет ребенок в среднем усваивает от 30—40 до 100 слов и употребляет их крайне редко. После полутора лет наступает резкий скачок в развитии речи. К концу второго года жизни дети знают уже примерно 300, а к трехлетнему возрасту—1200—1500 слов. На этом же этапе речевого развития дети начинают использовать предложения в своей речи.

Пассивный словарь ребенка в трехлетнем возрасте составляет примерно 1:1,3.

Предложения. Вначале ребенок пользуется однословными предложениями, выражающими какую-либо законченную мысль. Затем появляются предложения, состоящие из двух слов, включающие как подлежащее, так и сказуемое. Вторая половина второго года жизни ребенка характеризуется переходом к активной самостоятельной речи, направленной на управление поведением окружающих людей и на овладение собственным поведением.

Грамматика речи. Второй период речевого развития представляет собой начало интенсивного формирования грамматической структуры предложения. Отдельные слова в это время становятся частями предложения, происходит согласование их окончаний.

К трем годам ребенок в основном правильно применяет падежи, строит многословные предложения, внутри которых обеспечивается грамматическое согласование всех слов. Примерно в это же время возникает и сознательный контроль за правильностью собственного речевого высказывания.

Третий этап речевого развития соответствует возрасту 3-х лет. К трем годам усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка.

Самое важное приобретение речи ребенка на третьем этапе речевого

развития — то, что слово приобретает для него предметное значение.

Так же мы определили роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста. Уже в раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка, по чаще привлекать его внимание к предметам, животным, людям. Увеличить запас слов помогают малые формы фольклора. Их звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

Значимость народного фольклора очень велика в адаптационный период . хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка, помогает установить контакт , вызвать положительные эмоции. А заклички приглашают детей поиграть в игры . использование колыбельных песен во время сна создает комфорт нахождения в детском саду, желание услышать, запомнить и использовать их во время игр с использованием в повседневной жизни. Чтение с имитацией движения, обыгрывание вызывает радостное настроение у детей, развивает дружелюбие, взаимопонимание.

Глава 2. Экспериментальная работа по развитию речи детей раннего возраста средствами фольклора

2.1.Условия протекания эксперимента. Характеристика используемых методик

Целью экспериментальной части работы является: выявление уровня сформированности речи детей раннего возраста, средствами малых форм фольклора для разработки конспектов.

На практическом этапе работы последовательно решались следующие задачи:

1) подобрать методики для исследования уровеня сформированности словаря детей первой младшей группы

2)выявить уровень сформированности словаря детей первой младшей группы;

3)подобрать произведения детского фольклора, интересные и доступные для восприятия детей, разработать конспекты непосредственно-образовательной деятельности.

4) разработать конспекты занятий по развитию речи детей первой младшей группы с использованием фольклора.

Исследование проводилось на базе Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детского сада №14 города Коркино, базе прохождения преддипломной практики.

Поскольку для раннего возраста наиболее актуальной речевой задачей является обогащение словаря детей, нами было принято решение исследовать развитие речи именно на примере уровня сформированности активного и пассивного словаря воспитанников. На первоначальном этапе работы – при проведении диагностики – в исследовании принимало участие 7 детей первой младшей группы.

В соответствии с требованиями программы «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, на основании методики «Как выявить первые проблемы в развитии речи ребенка в раннем возрасте» Громовой О.Е. нами были подготовлены задания на выявление присутствия в активной и пассивной речи детей имён существительных – названий животных и птиц [12].

По совету воспитателя, работающего в данной группе, детям были предложены картинки с изображениями животных и птиц: кошки, собаки, коровы, мышки, петушка (приложение 1).Для определения уровня развития активного и пассивного словаря детей мы предложили малышам следующие задания:

  1. ответить на вопросы по поочерёдно выкладываемым перед ребёнком картинкам: «Кто это?» (Кошечка), «Кто это?» (Собачка) и т.д.;
  2. ответить на вопросы по указанной картинке: «Как кошечка говорит?» («Мяу»), «Как собачка говорит?»(«Гав», «Ав», «Тяв») и др.
  3. ответить на вопросы по всем перечисленным картинкам, выложенным перед ребёнком: «Покажи, где собачка?» и др.

4) из всех представленных картинок предлагали выбрать одну вопросом, типа: «Покажи, кто говорит «Мяу!» и д.т.

В целом каждый ребёнок должен был выполнить 20 выборов. Мы предположили, что высоким уровень развития активного и пассивного словаря можно считать при 16 — 20 верных ответах ребёнка; средний уровень:15 – 8; низкий: 7и меньше верных выборов.

Качественное развитие речи детей раннего возраста немыслимо без систематической индивидуальной речевой работы с ребёнком дома. Крайне важно способствовать формированию у малышей устойчивого интереса к произведениям устного народного творчества, как средству развития речи. Именно поэтомумы предложили родителям воспитанников первой младшей группы ответить на нижеследующие вопросы анкеты.

1.Фамилия, имя ребёнка; возраст (количество полных лет, месяцев).

2.Как в ваш дом в основном попадают книги для детского чтения?

– в семье есть домашняя библиотека;

– покупаем;

– приносят и дарят друзья и родные.

3.Как часто вы читаете ребёнку?

– стараемся каждый день;

– достаточно часто;

– к сожалению, редко.

4.Нравится ли ребёнку процесс общения с книгой?

– нравится, ребёнок слушает очень внимательно, заинтересованно;

– иногда нравится, но больше внимания привлекают иллюстрации;

– трудно сказать, ребёнок часто отвлекается, не сосредоточен.

5. Задаёт ли ребёнок вопросы, просит ли прочитать ещё?

– да, довольно часто;

– иногда;

– очень редко, практически никогда.

6. Знаком ли ваш ребёнок с произведениями фольклора (устного народного творчества: сказками, потешками, прибаутками, колыбельными и другими)?

– да: мы используем их довольно часто;

– почти не знаком;

– нет, не знаком: мы их почти не используем.

7. Считаете ли вы, что детей необходимо знакомить с устным народным творчеством?

– да, это очень важно для развития ребёнка;

– наверное, не повредит;

– думаю, что это лишнее.

2.2 Анализ уровня развития активного и пассивного словаря детей первой младшей группы

Первым направлением в исследовании было выявление ровня развития речи по методике О.Е.Громовой.

Результаты выполнения заданий по методике О.Е.Громовой представлены нами в таблице, где указано количество верных выборов по вопросам:

Таблица 1

Результаты выполнения заданий по методике О.Е.Громовой.

Имя, фамилия ребёнка

активный

словарь

пассивный

словарь

уровень развития словаря

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

Даша К.

5

5

5

5

высокий

Лиза Х.

4

5

5

5

высокий

Юра П.

4

5

5

5

высокий

Север Е.

3

3

4

3

средний

Лиза М.

4

4

4

3

средний

Соня В.

4

4

4

4

высокий

Нина К.

4

4

4

3

средний

Исследование показало, что уровень развития активного и пассивного словаря четверых детей можно считать высоким, троих – средним.

Называя животных по предложенным картинкам, дети неверно определили корову (3 ребёнка: Лиза Х., Юра П., Север Е.) и петушка (4 ребёнка: Север Е., Лиза М., Соня В., Нина К.).

Полученные данные позволили нам спланировать дальнейшую работу по развитию речи.

Вторым направлением в исследовании было анкетирование родителей.

Анкеты родителей воспитанников и протокол результатов анкетирования представлены нами в приложении (приложение 2) Проанализировав результаты анкет, мы выяснили, что родители довольно часто покупают (59,4%) и читают (52,8%) своим малышам детские книги. Детям, как правило, нравится процесс общения с книгой, нобольше внимания привлекают красочные иллюстрации (66%).

Мы спросили родителей о том, задаёт ли ребёнок вопросы, просит ли прочитать ещё, и узнали, что это происходит довольно редко(85,8%), что вполне объясняется возрастом малышей.

На вопрос, знаком ли ребёнок с произведениями фольклора, самым популярным ответом было «почти не знаком» (52,8%), но родители считают, что знакомство малышей с устным народным творчеством очень важно для развития ребёнка (72,6%).

Основываясь на показателях исследования уровня развития словаря детей, результатах анкетирования, а также в соответствии с программными задачами, нами разработана система непосредственно-образовательной деятельности для детей первой младшей группы, предполагающая целенаправленную работу с произведениями детского фольклора в целях развития речи.

2.3. Конспекты занятий направленных на развитие речи детей раннего возраста посредством фольклорных произведений.

Индивидуальная работа с детьми по развитию речи посредством произведений устного народного творчества возможна в процессе проведения различных режимных моментов: приёма детей, самостоятельной деятельности, гигиенических процедур, на прогулке, при подготовке к завтраку, обеду, ужину, ко сну и, конечно, в процессе непосредственно-образовательной деятельности.

Предложенная нами система работы по развитию речи детей первой младшей группы предполагает организацию непосредственно-образовательной деятельности по семи представленным конспектам и может быть использована в практике образовательного учреждения с октября по апрель текущего года, с периодичностью один раз в месяц.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности № 1

по потешке «Петушок, петушок»

Программные задачи:

– познакомить детей с фольклорным произведением;

– приучать детей внимательно слушать и слышать рассказ воспитателя;

– учить соотносить текст потешки с движением рук или пальцев;

– обогащать активный словарь детей словами «петушок», «гребешок», «большой», «маленький»; пассивный словарь словами «подай», «покричи»;

– учить детей по словесному указанию педагога находить петушка, показывать гребешок, имитировать голос петушка звукоподражанием «Ку-ка-ре-ку».

Оборудование: ширма для кукольного театра, игровой персонаж петушок.

Ход работы

– Кто поёт «Ку-ка-ре-ку»? Рано встаёт, деткам спать не даёт?

–Петушок.

– Позовём его: «Петушок, петушок! Иди к нам!»

Воспитатель показывает игрушку петушка, дети рассматривают её.

–Какой петушок: большой или маленький?

– Петушок маленький.

–Что у него на голове?

–На голове у петушка гребешок.

–Какой у петушка хвост?

–Хвост у петушка большой, красивый.

Воспитатель читает потешку:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Ты подай свой голосок,

Покричи: «Ку-ка-ре-ку»!

– Как кричит петушок?

– Ку-ка-ре-ку!

Воспитатель предлагает детям попросить у петушка покричать; дети просят вместе с воспитателем, затем по очереди. Затем педагог вместе детьми показывает, как клюет зернышки петушок, как ходит, где у него гребешок. Воспитатель повторно читает потешку, просит детей произносить текст потешки вместе с ним:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Ты подай свой голосок,

Покричи: «Ку-ка-ре-ку»!

– Какие вы молодцы: хорошие получились у нас петушки! Мы поиграли, а теперь поведём их гулять!

Конспект непосредственно-образовательной деятельности № 2

по потешке «Сорока, сорока»

Программные задачи:

– приучать детей внимательно слушать и слышать рассказ воспитателя;

– учить слушать и понимать задаваемые вопросы, отвечать на них;

–во время игр-инсценировок по просьбе воспитателя повторять несложные фразы «Сорока-сорока! Где была?», «Кашу варила, деток кормила»;

– развивать понимание речи, активизировать пассивный словарь за счёт таких слов, как: клюв, длинный, сорока;

– обогащать активный словарь детей словами «сорока», «варила», «кормила», «дала»;

–воспитывать интерес к произведениям устного народного творчества.

Материал: игрушка сорока.

Ход работы

Дети сидят на стульчиках перед воспитателем.

Ой, ребята посмотрите, кто к нам сегодня в гости прилетел (воспитатель показывает игрушку сороки)?

Птичка. Сорока.

Посмотрите, у сороки есть крылышки – она может летать.

– Покажите, как она летает, машет крылышками.

А это что такое?

Клюв.

А что она может клювом делать?

Может клевать зернышки, пить водичку, чистить перышки (проговаривают и эмитируют движения).

– А покажите, где у сороки ножки?

Ножки, на которых сорока прыгает.

Красивая птичка – сорока?

– Красивая, сама черная, а живот и плечи белые.

Скажите, какой у сороки хвост?

– Х вост длинный.

Ребята, про сороку есть песенка, я вам её сейчас пропою (воспитатель,легко ведя своим пальцем по ладони каждого ребенка, ритмично, нараспев, с ласковой интонацией поет);

Сорока-сорока! Где была?

  • Далеко!
  • Что делала?
  • Кашу варила, деток кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала:

  • Ты дров не носил,

Ты печку не топил!

Далее воспитатель берет пальчики ребенка по очереди и приговаривает: «Этому дала, этому дала…». Беря последний, пятый пальчик, она произносит:

А этому не дала?

Нет.

А почему?

– « Он каши не варил, воды не носил, дров не рубил – нет ему ничего!»

Таким образом, она проигрывает потешку с каждым ребенком. Другие в это время слушают, следят за действиями воспитателя, подговаривают отдельные слова.

При повторении потешки воспитатель побуждает детей повторять:

Этому дала?

Дала.

А этому дала?

Дала.

В дальнейшем потешка повторяется с отдельными детьми.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности № 3

по потешке «Курочка-Рябушечка»

Программные задачи:

– приучать детей внимательно слушать и слышать рассказ воспитателя;

– учить отвечать на вопросы (1-2-ух словными предложениями);

– учить детей имитировать звуки: пи-пи-пи;

развивать понимание речи, активизировать пассивный словарь за счёт таких слов, как: рябушечка, рябая, пестренькая, серые;

– обогащать активный словарь детей словами курочка, водичка, носик, глазки, хвостик, ножки, крылышки;

Материал: игрушка курочки, картинки по потешке.

Ход работы

Ребята, смотрите, кто к нам пришел в гости – это курочка, а зовут ее Рябушечка, потому что она в пятнышках, рябая. Рассматриваю ее еще раз и задаю вопросы:

– Как зовут курочку и почему?

– Что есть у курочки?

– Какого цвета пятнышки у курочки?

Помогаю с определением цвета:

Серые точечки,

Пятнышки рядышком,

Курочка пестренькая,

Курочка-Рябушечка.

(С.Рещикова)

А сейчас я вам почитаю потешку, а вы послушайте:

– Курочка-Рябушечка,

Куда ты пошла?

– На речку.

– Курочка-Рябушечка,

Зачем ты пошла?

– За водичкой.

– Курочка-Рябушечка,

Зачем тебе водичка?

– Цыпляток поить.

– Курочка-Рябушечка,

Как цыплятки просят пить?

– Пи-пи-пи-пи-пи-пи.

(Русская народная потешка)

Проговариваю эмоционально потешку несколько раз, побуждая детей повторять слова вместе со мной.

Ребята, вы все такие молодцы, так хорошо отвечали и помогали мне. Сегодня мы с вами узнали, почему курочку зовут рябушечкой и проговаривали потешку «Курочка-Рябушечка».

Конспект непосредственно-образовательной деятельности № 4

по колыбельной песенке «Баю-бай»

Программные задачи:

– приучать детей внимательно слушать и слышать рассказ воспитателя;

– учить понимать содержание, повторять за воспитателем фразы: «Баю-бай», «Гав-гав-гав»;

– учить отвечать на вопросы (1–2-ух словными предложениями);

– развивать понимание речи, активизировать пассивный словарь за счёт таких слов, как: «не скули», «не буди»;

– обогащать активный словарь детей словами «собачка», «не лай».

Материал: игрушка собака и кукла.

Ход работы

– Ребята, посмотрите, кто пришел к нам сегодня в группу. Воспитатель показывает игрушечную собаку и куклу.

– Кто это?

– Собачка и кукла Таня.

Воспитатель предлагает детям подержать их в руках: погладить собачку, рассмотреть лапки, хвостик, ушки собачки, (побуждать речевую активность детей вопросами «что это?»).

– Как собачка лает? Гав-гав-гав.

– Таня, ты, где была? Гуляла?

– Гуляла.

– Ты долго гуляла, Таня?

– Долго, я устала.

– Ты спать хочешь?

– Да, я хочу спать.

– Ребятки, Таня хочет спать. Воспитатель кладет её спать.

– А чтобы наша Таня скорее уснула и громко не плакала, мы ей споём: (собачку оставляет на столе, а куклу берет на руки, покачивает ее и ритмично, не спеша читает):

Баю-бай, баю-бай,

Ты, собачка, не лай.

Белолапа не скули,

Мою Таню не буди.

Чтение повторяется 2-3 раза. Потом воспитатель дает куклу детям, снова повторяет текст, побуждает детей покачивать куклу и повторять вместе с нею слова «бай», «собачка, не лай».

Конспект непосредственно-образовательной деятельности № 5

по песенке «Наши уточки с утра»

Программные задачи:

– учить понимать содержание, повторять за воспитателем фразы песенки;

– учить детей по словесному указанию педагога узнавать уточку;

– имитировать действия животных, воспроизводить звуки животных: «Кря-кря-кря», «Га-га-га», «Бал-бал-бал», «Ко-ко-ко», «Ку-ка-ре-ку»;

– развивать понимание речи, активизировать пассивный словарь за счёт таких слов, как: «Петя», «индюк», «у пруда»;

– обогащать активный словарь детей словами «уточки», «гуси», «курочки».

Материал: платочек, игрушки: утка, гусь, индюк, курочка, петушок.

Ход работы

На столе под платочком – игрушечная утка.

Воспитатель: сегодня к нам пришла гостья, только она спряталась, наверное, хочет, чтобы вы её угадали. Кто же это? Я вам сейчас подскажу. Она любит плавать, нырять на пруду. А ещё, наша гостья любит крякать. Угадали! Конечно это уточка (снимает платок).

Ведь только уточки умеют крякать. Как крякают уточки? (Дети отвечают).

Воспитатель: На нашем дворике живут не только уточки. Кто же ещё? Послушайте:

Наши уточки с утра – кря-кря-кря (2р)

Наши гуси у пруда – га-га-га (2р)

А индюк среди двора – бал-бал-бал – балды – балда.

Наши курочки в окно – ко-ко-ко (2р)

А как Петя поутру нам споет ку-ка-ре-ку.

В процессе чтения воспитатель показывает игрушки.

Вот какие животные живут у нас! А вы запомнили? (Показывает игрушки, и дети их называют).

Как они кричат? (Ответы детей).

Кто из этих животных любит плавать?

Теперь я покажу, как ходит уточка.

Воспитатель изображает маму утку, а дети утят: шагают друг за другом, переваливаясь. По желанию педагога можно прочитать песенку ещё раз.

Воспитатель хвалит детей. Какие замечательные из вас получились утята!

Конспект непосредственно-образовательной деятельности № 6

по песенке «Коровушка и ее детушки»

Программные задачи:

– приучать детей внимательно слушать и слышать рассказ воспитателя;

– учить говорить в разной высоте голоса;

упражнять в отчетливом, правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложной фразы: «Я гуляю на лугу»;

– развивать понимание речи, активизировать пассивный словарь за счёт таких слов, как: «гуляю», «жую», «даю», «травушка»;

– обогащать активный словарь детей словами «теленок – телята», «рога», «корова», «большая», «маленькая».

Материал: игрушка – корова, картинки с разными детенышами животных, картинки животных с рогами.

Ход работы

Воспитатель показывает детям игрушку корову и просит назвать животное. Затем вместе с детьми «вспоминает», как корова мычит и спрашивает об этом детей индивидуально. Далее педагог исполняет «Песенку коровушки»:

Му-му-му,

Му-му-му,

Я гуляю на лугу,

Там я травушку жую,

Молочко потом даю.

(С. Рещикова)

Затем педагог показывает картинку с разными детенышами животных и просит отыскать деток коровушки. Вместе с ними четко проговаривает слова: «Теленок – телята». Важно подчеркнуть, что корова большая, а теленок маленький; попросить ребенка изобразить эти звуки то громким, то тихим голосом. Ответы ребенка можно сопровождать рассматриванием картинок с названными животными.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности № 7

Программные задачи:

– приучать детей слушать народную сказку;

– учить договаривать слова и фразы;

– развивать понимание речи, активизировать пассивный словарь за счёт таких слов, как: «снесла», «махнула», «кудахчет»;

– обогащать активный словарь детей словами «баба», «Ряба», «яичко», «простое», «золотое», «плачет»,

Материалы: иллюстрации к сказке «Курочка Ряба», картинки с изображением героев сказки, сборно-разборные плоские игрушки «яйцо» из двух и трех частей и медальоны с изображением цыплят по количеству детей.

Ход работы

– Ребята, посмотрите, какие картинки я Вам принесла. Кто нарисован на этой картинке? (Воспитатель поочередно показывает детям картинки с изображением героев сказки, дети рассматривают картинки, называют героев: дед, баба, курочка ряба, мышка).

– Сейчас я расскажу Вам сказку «Курочка Ряба» (воспитатель эмоционально рассказывает сказку, показывая картинки с изображением героев сказки).

Дидактическая игра «Собери целое»

– Смотрите, ребята, какое яичко, ой, упало и разбилось, вот другое яичко и это разбилось (воспитатель показывает игрушечное целое «яичко» состоящее из двух частей, затем как будто его роняет, дает по игрушечному яичку каждому ребенку).

– Ой, ой – все яички разбились, ребятки, соберите яички (дети собирают яички, воспитатель радуется, показывает собранные яйца, хвалит детей, тем детям кто очень быстро справился с заданием, дает яичко из трех частей).

– Какие у нас детки молодцы, все яички собрали и появились у нас цыплятки (воспитатель одевает на детей, медальоны с изображением цыплят).

Подвижная игра «Вышла курочка гулять»

Вышла курочка гулять , с вежей травки пощипать (педагог изображает маму – курицу, идёт, высоко поднимая колени, машет «крыльями»).

А за ней ребятки. Жёлтые цыплятки (дети идут за мамой-курицей, и повторяет движения).

Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко («грозит» пальчиком)! Лапками гребите, з ёрнышки ищите (присесть и «грести» лапками)! Съели толстого жука, (показываем, какого жука съели),

дождевого червяка, (разводим руки в стороны), выпили водицы

полное корытце (наклоняемся, руки отводим назад).

– Ребята, вы поможете мне рассказать сказку «Курочка Ряба»? (Воспитатель показывает картинки и рассказывает сказку, выдерживая паузы, чтобы дети могли их заполнить).

Жили – были дед и … баба, и была у них … Курочка Ряба.

Снесла курочка … яичко: яичко не простое,золотое.

Дед бил, бил – … не разбил. Баба била, била – … не разбила.

Мышка бежала, хвостикоммахнула: яичко упало и … разбилось.

Дед … плачет, баба … плачет. А курочкакудахчет: «Не плачь, дед, … не плачь, баба, я снесу вам яичко другое, не золотое – простое».

– Молодцы ребята, хорошо рассказали сказку, а теперь пойдем гулять.

Материалы для проведения непосредственно-образовательной деятельности представлены в приложении 3.

Выводы по второй главе

Провели исследования на основании методики «Как выявить первые проблемы в развитии речи ребенка в раннем возрасте» Громовой О.Е. Провели анкетирование родителей.

Основываясь на показателях исследования уровня развития словаря детей, результатах анкетирования, а также в соответствии с программными задачами, нами разработана система непосредственно-образовательной деятельности для детей первой младшей группы, предполагающая целенаправленную работу с произведениями детского фольклора в целях развития речи.

Заключение

Речь является одним из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Речевое развитие ребенка в первые годы жизни оказывает значение на всю его последующую жизнь, поэтому речевое развитие необходимо начинать с первых дней жизни ребенка.

Одним из средств, способствующих развитию речи детей, является фольклор. Эта область народного творчества представляет собой одно из средств народной педагогики.

В ходе выполнения выпускной квалификационной работы нами была изучена и проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература по данной теме. Анализ литературы показал, что проблема формирования речи детей раннего возраста актуальна и освещена достаточно полно. Педагоги не раз обращались к детскому фольклору как средству развития речи.

Необходимость проведения специальной работы по развитию речи посредством произведений детского фольклора была подтверждена результатами исследования уровня развития словаря детей, а также данными анкетирования родителей первой младшей группы.

Таким образом, можно утверждать, что цель нашей работы достигнута, задачи, поставленные в начале исследования, решены.

Дальнейшим направлением исследования может стать разработка программы развития речи детей раннего возраста и проверка ее эффективности.

Библиография

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/diplomnaya/razvitie-rechi-detey-rannego-vozrasta-sredstvami-folklora/

Алексеева, М.М., Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. [Текст] / М.М. Алексеева, В.И.Яшина– М.: Академия, 2006. с.

Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста//учебное пособие. [Текст] / Архипова Е.Ф. М.: АСТ: Астрель, 2006.

Асташина, М. Фольклор в воспитании дошкольников//Дошкольное воспитание, –2007. № 3.

Бахвалова, Н.И. Педагогический поиск новых форм работы по развитию речи через русский народный фольклор// Дошкольная педагогика, [Текст] / Бахвалова, Н.И. – 2008. № 8.

Большакова, М. Фольклор в познавательном развитии// Дошкольное воспитание, – 2004. №9.

Борисенко, М.Г., Начинаем говорить (Развитие речи).

[Текст] / Борисенко, М.Г., Лукина, Н.А.– СПб.: Паритет, 2005.

Бородич, А.М. Методика развития речи детей. [Текст] / Бородич А.М. – М.: Просвещение, 2005.

Винникова, Г.И. Занятия с детьми 2-3 лет. [Текст] / Винникова, Г.И. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

Галигузова, Л.Н. Воспитание и развитие детей от 2 до 3 лет: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. [Текст] / Галигузова, Л.Н. – М.: Просвещение, 2007.

Генералова, Н. Русские народные потешки в жизни малышей // Дошкольное воспитание. – 2009. №11.

Громова, О.Е. статья «Как выявить первые проблемы в развитии речи ребенка в раннем возрасте» //[Текст] / Громова, О.Е. Логопед. 2007. №4.

Доронова, Т.Н., Воспитание, образование и развитие детей 2-3 лет в детском саду: методическое руководство для работающих по программе «Радуга». [Текст] / Доронова, Т.Н., Соловьева, Е.В. – М.: Просвещение, 2005.

Дунаева Н. О значении художественной литературы вформировании личности ребенка // Дошкольное воспитание. – 2007. №6.

Елецкая О.В., День за днем говорим и растем пособие по развитию детей раннего возраста. [Текст] / Елецкая О.В., Вареница Е.Ю. – М.: Сфера, 2010.

Загрутдинова, М., Использование малых фольклорных форм// Дошкольное воспитание. – 2006. №9.

Кулагин, И.Ю. Возрастная психология: от рождения до 17 лет. [Текст] / Кулагин, И.Ю. М.: Академия, 2003.

Куприна, Л.С. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно — обрядовых праздников. [Текст] / Куприна Л.С. — СПб: Детство-пресс, 2001.

Лямина, Г.М., Развитие речи ребенка раннего возраста. [Текст] / Лямина, Г.М. – М.: Айрис-Дидактика, 2005.

Марусяк, В. Учим ребенка читать. Как? Когда? Зачем? [Текст] / Марусяк, В. – М.: Лабиринт Пресс, 2009

Мацкевич, А.Я. Малые формы фольклора – дошкольникам. [Текст] / Мацкевич, А.Я. – М.: Просвещение, 2007.

Мельников, М.Н., Русский детский фольклор. [Текст] / Мельников, М.Н. – М.: Просвещение, 2007.

Павлова, Л.Н., Раннее детство: развитие речи и мышления. Методическое пособие. [Текст] / Павлова, Л.Н., – М., 2005.

Попова, С.В., Воспитание и развитие детей раннего возраста. [Текст] / Попова, С.В- М.: Мозаика-синтез, 2007.

Развитие речи детей дошкольного возраста /под ред. Ф.А. Сохина – М.: Просвещение, 2004.

Сиротюк А.Л., Современная методика развития детей от рождения до 9 лет. [Текст] / Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. – М.: Сфера, 2009.

Смирнова, Е.О. Воспитание малыша в семье от рождения до трех лет: Советы психолога . [Текст] / Смирнова, Е.О. , Авдеева, Н.Н. , Галигузова, Л.Н. -М.: АРКТИ, 2004.

Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология. – 5-е изд., [Текст] / Урунтаева, Г.А. – М.: Академия, 2001.

Шинкарь, Г. Использование фольклора в работе с детьми младшего возраста // Дошкольное воспитание., [Текст] / – Шинкарь Г., Новикова И. – 2007.

Эльконин, Б.Д. Психология развития. – 4-е изд., [Текст] / Эльконин Б.Д. – М.: Академия, 2008.

Янушко, Е. помогите малышу заговорить!: развитие речи детей 1,5-3 лет. – 3-е изд., [Текст] / Янушко, Е. – М.: Теревинф, 2008.

Приложение

Приложение 1

Иллюстрации животных

Приложение 2

Протокол результатов анкетирования родителей воспитанников первой младшей группы от 18января 2015 года

1.Фамилия, имя ребёнка; возраст (лет, месяцев).

___________________________________________________

2.Как в ваш дом в основном попадают книги для детского чтения?

– в семье есть домашняя библиотека;

– покупаем;

– приносят и дарят друзья и родные.

3.Как часто вы читаете ребёнку?

– стараемся каждый день;

– достаточно часто;

– к сожалению, редко.

4.Нравится ли ребёнку процесс общения с книгой?

– нравится, ребёнок слушает очень внимательно, заинтересованно;

– иногда нравится, но больше внимания привлекают иллюстрации;

– трудно сказать, ребёнок часто отвлекается, не сосредоточен.

5. Задаёт ли ребёнок вопросы, просит ли прочитать ещё?

– да, довольно часто;

– иногда;

– очень редко, практически никогда.

6. Знаком ли ваш ребёнок с произведениями фольклора (устного народного творчества: сказками, потешками, прибаутками, колыбельными и другими)?

– да: мы используем их довольно часто;

– почти не знаком;

– нет, не знаком: мы их почти не используем.

7. Считаете ли вы, что детей необходимо знакомить с устным народным творчеством?

– да, это очень важно для развития ребёнка;

– наверное, не повредит;

– думаю, что это лишнее.

Приложение 3

Протокол непосредственно-образовательной деятельности № 1

«Петушок, петушок»

Протокол результатов непосредственно-образовательной деятельности «Петушок, петушок» детей первой младшей группы от 18 января 2015г.

Протокол непосредственно-образовательной деятельности № 1

«Петушок, петушок»

Программные задачи:

– познакомить детей с фольклорным произведением;

– приучать детей внимательно слушать и слышать рассказ воспитателя;

– учить соотносить текст потешки с движением рук или пальцев;

– обогащать активный словарь детей словами «петушок», «гребешок», «большой», «маленький»; пассивный словарь словами «подай», «покричи»;

– учить детей по словесному указанию педагога находить петушка, показывать гребешок, имитировать голос петушка звукоподражанием «Ку-ка-ре-ку».

Оборудование: ширма для кукольного театра, игровой персонаж петушок.

Я: Кто поёт «Ку-ка-ре-ку»? Рано встаёт, деткам спать не даёт?

Все: Этушок

Юра П.: Петушок

Леня А.: Этушок

Я: Позовём его: «Петушок, петушок! Иди к нам!»

Юра П.: Петушок, петушок (задумался, дальше говорил с моей помощью) иди нам.

Соня В.: Этушок, этушок (замолчала, дальше говорила я)

Показываю игрушку петушка, дети рассматривают её.

Я: Какой петушок: большой или маленький?

Все: Маненький.

– Что у него на голове?

Лиза М.: Бешок

Женя Л.: Гибешок

Я: Гребешок

Все: Гебешок.

– Какой у петушка хвост?

Все:басёй, касивый.

Я читаю потешку:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Ты подай свой голосок,

Покричи: «Ку-ка-ре-ку»!

– Как кричит петушок?

– Ку-ка-ре-ку!

А давайте попросим петушка покричать нам:

Все: покичи етушок.

Покажите мне, как клюет зернышки петушок (показывают).

А как ходит важно он (показываю вместе с ними).

Покажите гребешок, как у петушка (показываю вместе с ними).

А теперь ходим и показываем гребешок (делаю вместе с ними)

– Какие вы молодцы: хорошие получились у нас петушки! Мы поиграли, а теперь поведём их гулять!