Садовников В.И. Орфоэпия в пении. Введение Понятие об орфоэпии

Курсовая работа

§ 1. Понятие об орфоэпии

Орфоэпия в пении (от греческих слов: orthos — правильный и ероs — речь), то есть правильное произношение текста в пе­нии, играет значительную культурно-воспитательную роль в словесно-музыкальном искусстве. Надо помнить, что певческая орфоэпия отличается от речевой. Отличие это определяется ус­ловиями певческого образования гласных, спецификой музы­кальной нотации и, наконец, особенностями певческой редук­ции, о чем будет сказано ниже.

Под орфоэпией надо понимать единообразное , присущее русскому литературному языку произношение. Практическое изучение орфоэпии имеет целью усовершенствовать произноси­тельную культуру русского языка, на котором написано мно­жество великих литературных произведений как в прозе, так и в поэзии. Эти произведения послужили сюжетами для создания музыкальных сочинений в оперной и романсной литературе. А так как эта музыкальная литература звучит с оперной сцены и с концертной эстрады, то необходимость правильного произношения слова в пении является прямой обязанностью всех исполнителей.

Русские литературные произносительные нормы меняются

во времени (хотя и очень медленно) и потому произношение

многих слов, принятое, например, в XIX веке, теперь становит-­

ся несколько архаичным.

Русская орфоэпия в основном опирается на так называемые

московские произносительные нормы, которые образовались

благодаря взаимному влиянию севернорусского и южнорусского наречий, сталкивавшихся у стен Москвы.

Академик А. Шахматов так говорит об этом: «В результа­те Москва образовала свое особенное наречие, соединившее звуковые черты тех наречий, которые сталкивались у ее стен: заимствовав из среднерусского наречия «вокализм» (гласные), московское наречие получило свой «консонатизм»

(согласные) от севернорусского наречия: в Москве «акают», но г произносят твердо, как латинское g , изменяют г в в в родительном падеже единственного числа местоимений и прилагательных, не смешивают у и в (например, в слове «правда» —В. С.), имеют твердое т в 3-м лице единственного и множественного числа (например, в слове «идут» —В. С.) и т. д. Это говор великорусского наречия, главный и типич­ный его представитель».

Северно-великорусские элементы в составе звукового строя в середине XVI века постепенно все более оттесняются и отчасти даже вытесняются элементами южно-великорус­ских говоров.

10 стр., 4537 слов

Орфоэпия певческая редукция в пении реферат скачать

... произношение, в речи могут встретиться произносительные черты, свойственные местному говору, который он усвоил в детстве. Например, ... [ч'н]о . Орфоэпия включает также нормы ... В основе русского литературного языка, а значит и литературного произношения, лежит московское наречие. ... редукции двух видов (количественной и качественной), всех случаях ассимиляции и диссимиляции согласных, оглушении согласных в ...

Еще Ломоносов писал: «Московское наречие не токмо для важности столичного города, но для своей отменной красо­ты прочим справедливо предпочитается, а особливо выговор буквы о, без ударения, как а — много приятнее».

В послеоктябрьский период в силу изменения правописа­ния и массового распространения грамотности обозначился медленно протекающий процесс, где произносительные нор­мы стали приближаться к буквенным или написательным (орфографическим).

В связи с итогами происходившей в свое время дискус­сии по вопросам языкознания надо заметить, что подобно тому, как русский язык совершенствуется, шлифуется, стре­мясь к единству, очищается от диалектов, так и русская орфоэпия, пройдя через искус времени, освободившись от разных наслоений, связанных с диалектами и другими влия­ниями, должна прийти к единству произносительных норм которые станут обязательными для всех.

§ 2. Закономерности русского литературного произношения

Важные закономерности, лежащие в основе русского лите­ратурного произношения, выражаются:

  • По отношению к согласным — 1) в противопоставлении звонких согласных глухим, твердых — мягким, 2) в оглушении звонких и озвончении глухих, 3) в смягчении твердых и 4) в уподоблении (ассимиляции) одних согласных другим;
  • по от­ношению к гласным — в ударяемости и безударности.

Ввиду того, что читателям этой работы придется иметь де­ло со специальной терминологией языковедения, мы считаем необходимым привести здесь некоторые элементарные све­дения из фонетики (цитируем по книжке проф. А. А. Ре Реформатского «Современный русский язык», Изд. Литератур­ного ин-та им. Горького при ССП СССР, Москва, 1950 год): «В русском литературном языке 34 согласные фонемы и 5 гласных.

1. Согласные

Различительными признаками (дифференциалами) рус­ских согласных служат:

1) Звонкость (наличие голоса) или глухость (от­-

сутствие голоса); по этому признаку имеется 11 пар протии-­

вопоставленных фонем:

б, б’, д, д’, г, в, в’, з, з’, ж, ж

п, п’, т, т’, к, ф, ф’, с, с’, ш, щ=11

(запятые сверху справа означают мягкость; запятая около ж

снизу означает тоже мягкость, но необычную для всегда

твердого шипящего ж).

Остальные 12 согласных не имеют соответствий по этому признаку.

ц, ч, х — только глухие = 3

м, м’, н, н, л, л’, р

2) Твердость (отсутствие палатализации 1 и большее

или меньшее наличие веларизации 2 ) и мягкость (отсутствие

веларизации и наличие палатализации)—по этому признаку

имеется 12 пар противопоставленных фонем:

п, б, м, ф, в, т, д, н, с, з, л, р=12

п’, б’, м’, ф’, в’, т’, д’, н’, с’, з’, л’,

Остальные 10 согласных не имеют соответствий по этому признаку.

ц, ш, ж — только твердые = 3

ч, щ, ж , й

Что касается к, г, х, то хотя и имеются к’, г’, х’, мягкие палатализованные только в сочетаниях ки, ги, хи и ке, ге, хе внутри слов, но они не являются отдельными фонемами, а лишь вариациями фонем к, г, х, так как нет двух слов, мор­фемы 4 которых различались бы только твердостью или мяг­костью к, г, х, а различаются гласные (при к, г, ха, о, у, а при к’, г’, х’—и, э); на конце слов могут быть только к, г, х — твердые.

2 стр., 893 слов

Произношение речи на телевидении или радио.

... будучи воспринята только в слух.     Произношение речи на телевидении или радио. Не нужно говорить только ... полезны и для не журналистов.   Стремясь овладеть техникой речи по микрофону, первоначально требуется добиться непринуждённого тона, характерного для ... к таким согласным как: «т», «п», «с», «ш» и «ч». Вышеуказанные недостатки можно предолеть используя: 1. Снижение темпа речи 2. ...

2. Гласные

Все русские гласные — открытого типа и образуют гамму в 5 ступеней по высоте тона:

самая высокая и самая низкая — у

переходная от и к аэ переходная от а к уо средняя по высоте — а».

1 Палатализация — мягкость (В. С.).

2 Веларизация — твердость (В. С.).

3 От слова dorsum— спина (спинка языка).

4 Морфема—значимая часть слова.

ГЛАСНЫЕ

§ 3. О гласных в пении

о, у, э, и.

Но пусть певцы не думают, что они должны на протяну­том звуке искусственно переводить гласный ы в гласный и. Например, в слове мечты (ария Онегина «Когда бы жизнь домашним кругом» из оп. «Евгений Онегин» Чайковского) не следует петь тыи… Если в речи гласный ы звучит только одно мгновенье, то в пении он фиксируется протяженностью звука и потому имеет право на самостоятельность. Таким об­разом, в вокальном употреблении имеется шесть гласных зву­ков. Четырем из них соответствуют йотированные гласные, то есть: а соответствует я, оё, ую, эе.

§ 4. Ударяемые гласные

Каждое слово имеет один ударяемый слог, в котором глас­ный, звуча наиболее длительно, произносится фонетически чи­сто. Правда, понятие фонетической чистоты в пении ограничи­вается теми вокально-техническими условиями, без которых невозможна выработка собственно певческого звучания.

В речи все разновидности произношения ударяемых глас­ных, находящихся в том или ином окружении согласных, име­ют свои оттенки звучания, например, различаются два е: от­крытое в слове «свет» и закрытое в слове «светит» (см. Р. И. Аванесов «Русское литературное произношение», стр. 23, раз­дел «Ударяемые гласные»).

Если внимательно вслушаться в произношение этих е в указанных словах, то, действительно, разница между ними есть. Но когда эти слова поются, то в вокализации разница исчезает. Также гласные а, о, у, имея свои различные оттенки произношения в речи после мягких

взгляд, мёд, люд,

Примечание: Конечно, строго говоря, соседство того или иного согласного кладет свой отпечаток на произнесение гласного, но он зву­чит только одно мгновение и молниеносно покрывается протяженно­стью тона.

Здесь значительную роль играет так называемая нейтрали­зация гласных, связанная с техникой певческого голосообразования.

Хорошие певцы знают, что звучание голоса в те­атральных условиях является их главной заботой. Оно обе­спечивается единством места образования гласных: гортань производит звук, а резонаторные полости, находясь над гор­танью, то есть над источником звука, формируют фонетиче­скую характерность гласных (форманты).

4 стр., 1774 слов

Органы речи. Образование гласных и согласных звуков

... звука. При произношении гласных голосовые связки колеблются, а для воздушной струи обеспечен свободный, беспрепятственный проход через ротовую полость. Поэтому гласный звук характеризуется наличием тона и ... звуков — артикуляционными характеристиками. Гласные звуки Ударные гласные: классификационные признаки В основу классификации гласных звуков положены признаки, описывающие работу органов речи: 1) ...

В силу этого пев­ческие гласные отличаются от речевых. если в речи для созда­ния фонетической характерности гласных достаточно участия главным образом полости рта с его необычайно подвижной частью — языком, то в пении необходима артикуляция глот­ки, которая дает возможность как гласным, так и согласным звукам побеждать расстояние, сопровождение, ансамбль и т. п. Это та самая особенность, без которой нет певца в обстановке, например, оперного спектакля.

§ 5. Безударные гласные

Как мы уже сказали, каждое слово имеет один ударяемый слог с ударяемым гласным. В остальных слогах гласные бу­дут безударными.

Слоги, стоящие впереди ударяемого слога, называются предударными; стоящие позади — з а у д а р н ы м и.

Слог, стоящий непосредственно впереди ударяемого слога, называется первым предударным ; следующий за ним вле­во— вторым предударным. В зависимости от количества слогов в слове, может быть третий, четвертый и другие пред­ударные слоги (счет, следовательно, идет справа налево).

Вслед за ударяемым слогом вправо идут заударные слоги с нормальным порядковым счетом: первый, второй и т. д. за­ударные. Гласные в предударных и заударных слогах реду­цируются 1 в той или иной степени.

Редуцирование предударных и заударных гласных зависит и от окружения согласных, и от положения слога с безудар­ным гласным в слове.

В связи со степенью краткости произношения безударного: гласного происходит изменение его характера. Отсюда возни-

1 Редуцировать—это значит произносить кратко, ослабленно

кает понятие о качественной и количественной редукциях. Ка­чественная редукция меняет фонетическое качество гласного, количественная — время его звучания. Эти два понятия вза­имно связаны, то есть чем короче гласный, тем более возмож­но изменение его качества, и наоборот: чем длительнее глас­ный, тем менее возможно его качественное изменение. Каче­ственному редуцированию подлежат не все безударные глас­ные: гласные у и и редуцируются только количественно, не меняя своего фонетического характера (мы сюда же относим гласный ы как шестой условно-певческий гласный); гласные а и э редуцируются и количественно. и качественно (гласный о в безударных слогах всегда произносится как а).

Измене­ние качества гласных в момент редуцирования зависит от сте­пени краткости произнесения, а краткость, как мы уже гово­рили,— от положения слога с редуцируемым гласным в слове. Наименьшей редукции подвергается гласный в первом пред-ударном слоге, наибольшей — во втором, третьем и прочих предударных а также заударных. Рассмотрим слово с безударным

а, например, головоломка, которое орфоэпически изображает­ся гълъвΛломкъ, (в фонетике твердый знак обозначает а, реду­цированный качественно и количественно; знак Λ—только количественно).

Из этого произношения следует, что в первом предударном слоге (ва) гласный а редуцируется только количественно, со­храняя свою фонетическую природу. Во втором и третьем пред­ударных (ла и га), а также в заударном (ка) гласный а ре­дуцируется сильно и количественно, и качественно, вплоть до исчезновения гласного (ъ).

11 стр., 5254 слов

Все народы меняются словами белинский

... других языков происходило, происходит и будет происходить во все времена и в языках всех народов. Занимаясь подсчетом заимствованных слов, ученые смогли получить интересные данные. Так, в немецком ... Есть языки, которые просто кишат иноязычными словами; например, в персидском и языке урду масса арабских слов. В других языках заимствований меньше, например в русском, немецком, французском. Есть языки ...

§ 6. Певческая редукция

По поводу редуцирования безударных гласных в пенни мы должны сказать следующее.

Пение — не речь, и потому нельзя все речевые орфоэпиче­ские нормы целиком переносить в пение. Например, в пении долгота звучания гласных, определяемая длительностью нот, составляющих тот или иной мелодический рисунок, совершен­но исключает указанные выше случаи исчезновения гласного. В пении любая краткая протяженность гласного звука длиннее самого длинного гласного звука в речи. Поэтому качественная редукция в пении не может сравниться с речевой. Но это со­всем не значит, что предударные и заударные гласные надо произносить подобно ударяемым: здесь также есть степени ре­дуцирования, определяемые большей или меньшей длительно­стью, ясностью гласного и силой его звучания.

Певческая редукция может выражаться в ослаблении си­лы звука и заглушении его фонетической ясности; иными сло­вами, редуцированные звуки следует произносить несколько

прикрыто, вокально не ярко. В качестве музыкального приме­ра возьмем фразу Каленика из оп. «Майская ночь» Римского-Корсакова «Сам себе я голова». Слово голова в речи мы про­износим так: гълΛва, то есть с тремя а, из которых два пред­ударных редуцируются в разной степени.

В пении степень редукции а, может быть и остается, но в менее резкой и заметной форме, то есть в ударяемом сло­ге ва г ласный а будет ясным, в первом предударном ла он будет отличаться от ударяемого только динамикой , во вто­ром предударном га гласный а будет несколько менее ясным фонетически.

Условимся обозначать степени редукции а в пении так: в ударяемом стоге—а с ударением (á), в первом предударном — а без ударения (а), в прочих предударных и заударных— орфоэпическим знаком л; следовательно, слово голова будет писаться так; гΛлавá.

О безударном э (также об йотированном э, то есть е) на­до сказать следующее: при речевой редукции этот гласный как бы смешивается с и и обозначается или перевернутым е (э), или двойной буквой и е . Во всех безударных слогах он произносится одинаково, а первый предударный слог, по словам проф. Р. И. Аванесова, отличается от прочих безударных слогов только в количественном отношении, то есть он не­сколько длиннее прочих. В пении же, где длительность опре­делена композитором, редукция е сводится к ослаблению динамики, и только в очень кратких длительностях (напри­мер, речитативах) возможна некоторая фонетическая неяс­ность е с примесью и, то есть приближение к речевым нор­мам. Условные обозначения установим следующие: ударяе­мые еé, безударные — е, безударные на очень кратких дли­тельностях— двойней буквой е и . Примеры из музыкальной литературы: фраза Татьяны из первой картины оп. «Евгений Онегин» Чайковского «Ах, скорее убегу» — в слове убегу (ше­стнадцатые в быстром темпе) возможна качественная редук­ция, то есть убе и гý. Во фразе Онегина из той же оперы «мечта­ми легкие мечты» в слоге ме (мечты) возможно только дина­мическое ослабление е, так как на этот слог композитором дана затактовая четверть.

16 стр., 7592 слов

Психолого-педагогические основы обучения младших школьников академическому пению

... от эстрадного своей строго классической позицией и представляет собой пение без микрофона. В академическом вокале существуют определенные рамки, наработанные опытом и историей вокальной музыки и они, как ...

Теперь осталось сказать об йотированном гласном а, то есть об я. В речи на месте я произносится звук, смешанный из и и е, то есть такой же, как на месте безударного с (и е ). В пе нии в данном случае тоже нельзя обойтись без смешения, но мы предлагаем смешение а и е, как более подходящее для протяженного звучания (речевой и е , будучи протянутым, ис­кажает слово).

Будем изображать этот редуцированный звук двойной буквой я е . Например, слово гряда в пении будет про­износиться гря е да.

Такой же редукции подвергается безударный я в начале

слова. Например, слово явись в пении произносится я е вись. Но для произнесения я , на конце слова, например, лобзáнья, можно пользоваться только ослаблением динамики. Обозна­чим такую редукцию буквой я без ударения.

Если мы обратимся к практике некоторых композиторов-классиков и посмотрим, как они в нотации считались с вопро­сами орфоэпии, то увидим, что, например, такой композитор, как Мусоргский, шел по пути приближения музыкальных ин­тонаций к речевым в противоположность Чайковскому, у ко­торого, по-видимому, музыкальная структура преобладала над речевой. А. Даргомыжский, следуя своему лозунгу «Хочу, чтобы музыка прямо выражала слово», во фразе Мельника (оп. «Русалка») «Говорят тебе, я ворон» в слове говорят на второй предударный слог го поставил длительность—восьмую с точкой; этим он сделал самый краткий слог самым длинным, чем и нарушил свой же принцип.

Подобных случаев в музыкальной литературе встречается немало. Чтобы избежать лишних ударенных гласных в слове, не­обходимо овладеть особенностями певческой редукции, кото­рая, в зависимости от формы нотации, колеблется то в сторону речевых, то певческих норм.

§ 7. О безударных гласных о и а после твердых согласных (кроме шипящих)

Касаясь произнесения гласных о и а в безударных слогах, напомним, что в первом предударном слоге эти гласные произносятся как а динамически ослабленный, в остальных же безударных слогах как а фонетически неясный. Но в тех и других случаях гласный о приравнивается гласному а. Вот, например, фраза Алеко из одноименной оперы Рахма­нинова: «в минуту разогнать сумела». В слове разогнать есть два предударных слога: ра и за. В первом предударном сло­ге (за) гласный а только динамически ослабляется, тогда как во втором предударном (ра), кроме динамического ослаб­ления, должна быть несколько приглушена его фонетическая ясность (ркзагнать). Примером на редукцию гласных в за­ударных слогах может служить фраза Гремина из оп. «Ев­гений Онегин» Чайковского «и жизнь, и молодость, и сча­стье» — в слове молодость в обоих заударных слогах глас­ный а редуцируется одинаково (мóлΛдΛсть).

37 стр., 18264 слов

Слово способно не просто назвать предмет действие качество

... вывод, что слово может не только назвать предмет или действие, но и ... тексте он используется в качестве изобразительного средства языка. Таким ... подтвердить верность слов В.Г.Короленко, приведенных в начале сочинения. Воистину велик ... словом».(145 слов) Сочинение-рассуждение- 5 Эту фразу я понимаю так: слово – ... слов Короленко , обращаясь к тексту другого русского писателя - В.П.Астафьева. Например, ...

Также в словах с одним заударным слогом, например, во фразе Левко «Как тихо, тихо» («Майская ночь» Римского-Корсакова) слог ха произносится с фонетически неясным а, то есть — тйхΛ, тихΛ. С такой же редукцией поется гласный а в заударных слогах, например, во фразе Берендея — «сказы­вай, слушаю» (оп. «Снегурочка» Римского-Корсакова) —ска­зывΛй, слушΛю.

Надо сказать, что все редуцируемые гласные долж­ны петься с несколько меньшим раскрытием рта. Но в то же время певец должен следить за тем , чтобы этим не нарушались певческие установки, то есть, чтобы голос не те­рял своей певческой устойчивости и звучности.

мо­лодость

Для художественного воспроизведения таких вольностей, допущенных композитором в угоду музыкальному тексту, тре­буется некоторое вокально-орфоэпическое искусство. Надо петь так, чтобы и голос в полной мере хорошо звучал, и не страдал бы редуцированный гласный. Здесь многое может сделать умелое распределение динамики между ударяемым гласным и редуцированным.

§ 8. О безударных гласных а и е после шипящих и ц в предударных слогах

Гораздо более трудно решить вопрос о правильном про­изношении а и е после шипящих и ц в предударных слогах, так как новые нарождающиеся произносительные нормы еще недостаточно крепко вошли в жизнь, а старые еще не совсем умерли. Но все же, если бы в тексте оперной арии, романса или песни встретилось слово жаровня или слово шагать, то, принимая во внимание ранее высказанные мысли о большей протяженности гласных в пении, чем в речи и связанной с этим большей фонетической ясности их,—вопрос о том, как произносить в пении жыровня или жаровня, шы-гать или шагать надо решить в пользу достаточно ясного произношения а. Современные исследователи произноситель­ных норм в речи также решают этот вопрос в пользу а. Например, проф. Р. И. Аванесов в своей книге «Русское ли­тературное произношение» прямо говорит: «В настоящее время в большей части примеров, в особенности перед твер­дым согласным, произносится а, причем произношение с а следует считать вполне литературным».

жалеть, сожаление, пожалей, шаловливый (жылеть, шыловливый).

ша в слове шаловлив нельзя произносить по-речевому, как шы, так как на этот слог композитором дана длительность, равная ударяемому слогу, да и тонально этот безударный слог стоит выше ударяемого.

Гласный а в предударных слогах после ц качествен­но не редуцируется. Во фразе «Кабы я была царица» (Ми-литриса, оп. «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова) в слове царица в предударном слоге ца гласный а сохраняет свой фонетический характер.

двадцать, тридцать,

Но в предыдущем примере, в слове царица в заудар­ном слоге ца, в связи с длительностью, данной композито­ром, гласный а отличается от того же а в предударном слоге только динамикой.

Гласный э в предударных слогах после ц поется и чисто и смешанно, в зависимости от длительности, данной компо­зитором на этот слог. Например, во фразе Томского из бал­лады о трех картах («Пиковая дама» Чайковского) — «но какою ценой», в слоге це надо произносить фонетически ясный э, так как ritепиtо, обозначенное на этой фразе компо­зитором, обязывает певца увеличить длительность восьмых, а с нею и фонетическую ясность гласных. А в конце романса Глинки «К ней», в слове целовать можно петь смешанный звук э ы 1 потому, что слог це приходится на одну из затакто­вых восьмых в скором темпе мазурки — цэ ы лавать. Если же на предударный слог це приходится группа в две, три, четы­ре и больше слигованных нот, то, конечно, надо петь фонети­чески чистый э. Например, во фразе Оксаны из оп. «Ночь пе­ред Рождеством» Римского-Корсакова «зацелует меня» — зацэлует.

27 стр., 13301 слов

Сочинение как красиво работает слово в художественном тексте

... В текстах научного стиля, например, в лингвистических исследованиях, цитаты играют роль иллюстративного материала, а в словарях, справочниках и других научных трудах приводятся как образцы литературной речи. В художественном тексте, как ... Ведь они, по словам К. Паустовского, «существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание». ...

Указанные певческие произносительные нормы следует распространять на все подобные случаи.

Еще следует упомянуть, что по старомосковской произно­сительной норме гласный а в безударных слогах после со­гласных ч и щ произносится как е и . Мы думаем, что это пра­вило имеет отношение только к речи; в пении же так редуци­ровать гласный а не следует, тем более, что в последнее вре­мя и в речи происходят изменения в сторону произношения а, если не ясного, то смешанного. На этом основании мы пред­лагаем в таких случаях смешение а и е. Например, во фразе «В часы одинокие» (романс Чайковского «Средь шумного ба-

1 Буквы е и и после твердых согласных имеют дальнее образование и обозначаются буквами э и ы. Так как ц является твердым согласным, то редуцируемый е, стоящий после ц, изображается э ы .

ла») в слове часы, слог ча произносится со смешанным глас­ным ча е . Но надо сказать что и такое произношение возможно только в тех случаях, когда композитором дана такая краткая длительность, как в этом романсе (затактовая восьмая).

На больших длительностях следует опять-таки редуцировать глас­ный а больше динамическим ослаблением.

§ 9. О сочетаниях безударных гласных

ао, оо, ео, еа, еи, ее

При сочетании одного и того же гласного нужно обязательно его удваивать, то есть произносить за-акном , а не закном. Правда, это относится к речи, так как в пе­нии, где каждый гласный имеет свою нотационную длитель­ность, удвоение исчезнуть не может. Вопрос возникает толь­ко такой: как произносить удвоенный гласный — слитно или раздельно.

Слитное произношение обязательно в случаях удвоения одного и того же гласного внутри слова или на стыке слова с предлогами или частицами, которые не имеют собственного ударения и произносятся всегда слитно. Таким образом, в романсе Чайковского «За окном в тени мелькает» первые два слова надо петь слитно: за-акном (знак дефис слу­жит знаком слитного произношения).

Раздельным произношением следует пользоваться только в случаях удвоения гласного на стыке двух слов, имеющих самостоятельное ударение (сюда относятся имена суще­ствительные, прилагательные, числительные, глаголы, место­имения, наречия), и при наличии одной тональной высоты. Например, во фразе Ярославны» из оперы «Князь Игорь» Бородина

17 стр., 8259 слов

Журналистика — искусство слова

... Журналистика - искусство слова” я не сомневалась, что, говоря о слове как о главном инструменте языка, имела ввиду однозначные понятия: язык - слово. ... как разряд словесности, лишена индивидуального авторства. Это продукт синтетической деятельности разных специалистов- литераторов ... хлеба. Даже любимое русскими слово куролесить произошло, страшно представить, от фразы из церковного богослужения, что ...

Садовников В.И. Орфоэпия в пении. Введение Понятие об орфоэпии 1

слова адна и апять надо разделять, так как оба а находятся на одной тональной высоте (соль#), слова же я-адна должны быть слеты слитно, так как в этом случае тональная высота я и а различна (ре#—фа#). (Раз­деление гласных мы будем обозначать вертикальной чертой).

Приведем еще примеры с разделением гласных: «Поди, оставь меня одну», «я тверда останусь» (фразы Тать­яны из оп. «Евгений Онегин» Чайковского) —меня | адну, тверда | астанусь, или на гласный у —мою | утраченную младость (романс Ратмира из оп. «Руслан и Людмила» Глинки).

СОГЛАСНЫЕ

§ 10. О согласных в пении

Если, как мы уже говорили, между речевой и певческой редукциями гласных имеется существенная разница, то меж­ду согласными в речи и пении нет никакого различия. Но у них есть свои трудности, заключающиеся в оглушении, озвон­чении, смягчении, уподоблении.

§ 11. Произношение отдельных согласных

Необходимо обратить особое внимание на качество от­дельных согласных. Возьмем согласный г. В севернорусских говорах принят г взрывной, который не тянется, а произно­сится мгновенно. В южнорусских говорах произносят г фри­кативный (от слова фрикация — трение), который наоборот, тянется. Фрикативный г образуется из х, озвонченного через голос.

В русской речи фрикативный г употребляется только в междометиях — ага, ого, эге, гой, гоп, гей и др. Из оперной литературы в качестве примеров можно привести речитатив­ную фразу Марфы из оп. «Царская невеста» Римского-Кор-сакова—«Ага, ну не догнал»; фразу Владимира Галицкого из оп. «Князь Игорь» Бородина — «гой, гуляй!» (но в слове гуляй г — взрывной); речитативную фразу Левко из оп. «Майская ночь» Римского-Корсакова—«Гей, хлопцы! Я уве­щевал вас идти спать…»; речитативную фразу Головы из той же оперы — «Эге, влезла свинья в хату…»; фразы Каленика из сцены «Гопак» — «гоп — тра-ла» и т. д. Во всех приведен­ных фразах и подобных им следует произносить фрикатив­ный г.

Обратим внимание также на произношение буквы щ. На­до иметь в виду, что в фонетике этой буквой обозначается двойной мягкий согласный ш (ш ь ш ъ ). В практике певческого исполнительства иногда наблюдается неверное произноше­ние щ, например, мы иногда слышим, как Алеко (одноимен-

2 В. Садовников 17

ная оп. Рахманинова) в своей арии поет — «Что ж сердце бедное трепещет», произнося щ или по ленинградской мане­ре, то есть как сочетание двух мягких согласных ш ь ч ь или же, что совершенно недопустимо, как сочетание двух твер­дых согласных шч (трепешчет).

По московской норме рекомендуется данный согласный произносить как долгий , мягкий ш, то есть как однородный звук— (трепеш ь ш ь ет). Несколько замечаний о произношении ц и ч.

Согласные звуки ц и ч являются так называемыми слит­ными звуками (аффрикаты): ц —из твердых т и с, а ч — из мягких т и ш. В зависимости от этого ц произносится всегда твердо, а ч — всегда мягко. Как отклонение от этого правила иногда приходится слышать мягкое произношение согласного ц в таких, например, словах, как станция, Фран­ция; причем мягкий ц влечет смягчение и предшествующего ему н: стан ь ция, Фран ь ция. Чтобы избежать такой непра­вильности в произношении этих слов, следует помнить, что после согласного и вместо инадо произносить ы. Кроме того, твердое произношение ц исключает смягчение стоящего пе­ред ним н. Во фразе «…и Франция тот их пароль» («Ночной смотр» Глинки) слово Франция должно произноситься— Францыя.

В языках некоторых народов согласные ш и ж представ­лены как мягкие согласные, тогда как в русском произноше­нии они должны звучать всегда твердо, поэтому после них, также как и после ц, вместо и произносится ы, напри-мео, в словах жирный, широкий, цирк (жырный, шырокий, цырк). Из музыкальной литературы можно указать на сле­дующие примеры: фразу Германа из оп. Пиковая дама» Чайковского — «Что наша жизнь», фразу из песни Дунаевско­го — «Широка страна моя родная», где в словах жизнь и рока, после ж и ш надо произносить ы, а не и.

§ 12. Звонкие и глухие согласные на конце слова

б, в, г, д, ж, з

носятся как соответствующие им глухие, то есть вместо б

произносится п, вместо вф, вместо г — к, вместо дт,

вместо ж — ш, вместо зс. Эта произносительная норма

называется оглушением.

Во фразе Князя из оп. «Русалка» Даргомыжского — «А вот и дуб заветный» на конце слова дуб надо произносить п. «Как с облаков единым взором ты можешь обозреть все цар­ство» (оп. «Борис Годунов» Мусоргского) — в слове облаков вместо в надо произносить ф. На конце слова ворог из фразы в арии Шакловитого (оп. «Хованщина» Мусоргского) «во­рог не дремлет» вместо г исполнитель должен произносить к.

Единственным исключением является слово бог, в котором согласный г произносится не как к, а как х, то есть бох Пример: романс Рахманинова «Здесь хорошо»—«здесь только бох, да я». Во фразе из монолога Кочубея (оп. «Мазепа» Чай­ковского) «Мазепа этот клад украл» согласный д на конце слова клад оглушается в согласный т. Во фразе из арии Купавы (оп. «Снегурочка» Римского-Корсакова) «…что маков цвет хорош, пригож…» в словах маков, пригож согласные в и ж при произношении оглушаются в ф и ш. В речитатив­ной фразе Княгини из оп. «Русалка» Даргомыжского «Узнай, не воротился ль князь…» в слове князь на конце надо произ­носить не зь, а сь.

дуб, облаков, ворог, маков, клад, пригож, князь

Следует заметить, что орфоэпическая норма оглушения относится не только к тем случаям, когда после слова со звонким согласным на конце следует пауза или вдох, но также к случаям слияния его с последующим словом. Для примера возьмем у Мусоргского фразу Пимена из оп. «Бо- рис Годунов» — «и пыль веков от хартий отряхнув». Здесь имеются оба случая оглушения звонкого в: в словах веков и отряхнув. После слова веков у композитора нет паузы и звонкий согласный в оглушается, сливаясь с гласным о (в произношении а); в результате в орфоэпической транскрип­ции получается «векоф-ат-харттий атряхнуф».

р, л, м, н,

Таким образом, фраза «Дуб растет зеленый» (из русской песни) по орфоэпической транскрипции в пении должна быть

произнесена так: «дуп растет». В речитативной фразе перед романсом Владимира Дубровского (в одноименной опере На­правника) «…еще вчера имел я хлеб и кров родимый» на ме­сте звонкого в в слове кров перед последующим согласным р надо произнести оглушенный согласный ф: «кроф родимый».

Фраза Снегурочки из одноименной оперы Римского-Кор-

сакова, где звонкий согласный в в .конце слова оглушается

в ф, орфоэпически произносится — «Хочу любить, но слоф

любви не знаю». Неверно поступят те исполнители, которые,

например, во фразе Кочубея из оп. Чайковского «Мазепа»

«готов я лечь во гроб кровавый» на конце слова готов не

оглушат звонкий твердый согласный в в твердый ф (готоф я)

перед йотированным гласным я.

Необходимо еще упомянуть о двух в: на конце предыдуще­го слова и в начале следующего. Возьмем для примера дру­гую фразу Кочубея из оп. «Мазепа» Чайковского — «Я вновь воскрес измученной душою». На конце слова вновь согласный в оглушается, а в начале слова воскрес — остается звонким. Орфоэпически надо произнести — «Я внофь воскрес».

Следующая орфоэпическая транскрипция из фразы Старо­го цыгана (оп. «Алеко» Рахманинова) может служить приме­ром оглушения звонкого согласного д в глухой согласный т на конце слова год перед согласным м следующего слова — «толь­ко гот меня любила Мариула».

Примером оглушения звонкого согласного г на конце пре­дыдущего слова перед начальным согласным м следующего слова может служить фраза Марфы из квартета второго дей­ствия оп. «Царская невеста» Римского-Корсакова: «Друк мой, Ванюшка, ненаглядный свет». Фраза Бориса Годунова из про­лога одноименной оперы Мусоргского «А там сзывать народ на пир» служит примером оглушения звонкого согласного д в конце слова перед начальным согласным к следующего слова: «нарот на пир».

Довольно часто наблюдаемые ошибки в произнесении со­гласного д на конце слова перед начальным согласным м следующего слова заставляют напоминать, что звонкий д дол­жен непременно оглушаться в т и потому во фразе Князя из первого действия оп. «Русалка» Даргомыжского исполнителю надо произносить — «Спокойна буть, мой друг», а не «спо­койна будь, мой друг».

(р, л, м, н),

1 По указанию проф. Р. И. Аванесова в предлоге близ согласный з не только оглушается, но и смягчается (блись), хотя в смягчении мы не видим необходимости.

Так, например, во фразе Мельника из оп. «Русалка» Дар­гомыжского — «ведь вы своим умом богаты» надо петь веть, а не ведь. В этой же арии есть фраза: «если уж на свадьбу надежды вовсе нет…», в которой часто можно услышать ясно произнесенный перед предлогом на согласный ж, вместо дол­женствующего здесь звучать ш: «…если уш на свадьбу…» Тому же правилу оглушения подчиняется звонкий согласный б во фразе Владимира Галицкого (оп. «Князь Игорь» Боро­дина) — «Только б мне дождаться чести» (только-п-мне).

Нам кажется, что нет нужды увеличивать число примеров до бесконечности, так как и по приведенным примерам чита­тель может ориентироваться относительно того или другого случая в произношении.

Теперь обратимся к изучению произношения звонких и глухих согласных перед согласными.