Психолого-педагогические основы обучения младших школьников академическому пению

Курсовая работа

Открытие

Пение имеет важное значение для выражения человеческой природы и является средством передачи чувств, страстей, творческих идей и мыслей. Чтобы стать истинным артистом, необходимо обладать техническими знаниями и навыками, которые могут быть приобретены только через обучение. Школа пения позволяет создать музыкальный инструмент из голосовых органов, дыхательной системы и резонаторов, объединяя их в гармоничное целое, способное создавать музыкальный звук, соответствующий эстетическим и акустическим законам. Особое внимание следует уделять младшим школьникам в период формирования голосового аппарата, поскольку их будущее развитие зависит от работы преподавателя. В данном исследовании мы рассмотрим, каким образом учитываются возрастные особенности младших школьников при обучении академическому пению и какие методы могут применяться для их реализации.

Цель исследования

Целью данного исследования является изучение методов, которые могут быть использованы для учёта возрастных особенностей при обучении младших школьников академическому пению.

Объект исследования

Объектом исследования является процесс обучения академическому пению у младших школьников.

Предмет исследования

Предметом исследования является учет возрастных особенностей при обучении академическому пению младших школьников.

Гипотеза исследования

Гипотеза исследования заключается в том, что для учета возрастных особенностей при обучении младших школьников академическому пению можно использовать следующие методы:

  • … (указать первый метод)
  • … (указать второй метод)
  • … (указать третий метод)

В ходе исследования будут изучены и сравнены предлагаемые методы, чтобы определить наиболее эффективные способы учета возрастных особенностей для достижения наилучших результатов в обучении академическому пению младших школьников.

1.1 Понятие «Академическое Пение»

Академическое пение представляет собой старую классическую вокальную школу, ориентированную на выступления в различных музыкальных формах, таких как опера, академический хор, капелла, а также совместные выступления с симфоническим оркестром и в жанре камерной вокальной музыки. Основное отличие академического вокала от эстрадного заключается в его строго классической позиции, а также в том, что он исполняется без использования микрофона. Академическое пение утверждается определенными рамками, сформированными опытом и историей вокальной музыки, что, как правило, ограничивает возможности певца в экспериментировании с другими вокальными направлениями. С течением времени академический певец формирует уникальную вокальную позицию, придающую голосу силу и объем.

14 стр., 6834 слов

Формирование музыкальных спрособностей вокально-эстрадного пения

... школьников. Объект исследования: музыкальные способности вокально-эстрадного пения. Предмет исследования: процесс развития музыкальных способностей вокально-эстрадного пения. Цель исследования: изучить особенности музыкальных способностей вокально-эстрадного пения. ... способности к обучению, наблюдательность, ... вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано, начиная с самых младших ...

В древности пение имело народный и религиозный характер и не требовало специальной дидактической подготовки. Это было проявлением естественности и спонтанности, где исполнители в храмах пели простые и умиротворенные мелодии или хоровые молитвы, сопровождая себя примитивными музыкальными инструментами.

1.2 Процесс обучения младших школьников академическому пению

  • Уроки продолжительностью 20-25 минут с перерывами между упражнениями, учитывая быстрое утомление голосового аппарата;
  • Использование простых упражнений, фокусируясь на центральном диапазоне;
  • Применение метода концентрического развития голоса.

Задачи исследования включают:

— Раскрытие понятия «академическое пение»;

— Характеристика процесса обучения младших школьников академическому пению;

— Изучение способов учета возрастных особенностей обучения младших школьников академическому пению.

Для достижения поставленных задач был выбран метод анализа литературы по проблеме.

1.3 Роль Пения, Танцев и Музыки в Обучении в Древнем Китае

В Древнем Китае пение, танцы и музыка играли важную роль в воспитании и обучении. Считается, что через мелодии и стихи Ли-Бо, Конфуций нашел вдохновение и сформировал свое знаменитое учение. Путем исполнения предписаний на мотив этой мелодии, используя свой голос и пятиструнную гитару из слоновой кости, он распространял свои идеи. Пение, танцы и музыка вместе составляли основу гуманитарной части обучения в гимназиях, где они играли важную роль в формировании гармоничного развития личности.

История развития школ пения в музыкальной культуре

Позднее появились школы, где музыка стала центральным элементом искусства, в то время как другие искусства стремились достичь ее высот. Развитие вокальных упражнений и становление различных техник и стилей пения были вызваны необходимостью исполнения все более сложных музыкальных произведений. Певец оказался перед задачей разрешения новых проблем при исполнении разнообразных музыкальных жанров.

На ранних этапах христианства появилось новое вокализированное пение под названием «мелос». Это пение базировалось на вокальных вариациях и с ростом разнообразия требовало особой подготовки от певца для его исполнения.

Появление первой школы пения

Первая школа пения появилась в Риме в V веке н.э. при папе Иларии. Ее слава быстро распространилась на Западе, и в VIII веке появились школы в Меце и Сан Галло. Однако «школьное» пение и «народное» пение — это два различных течения, которые позднее слились вместе, оказывая значительное влияние друг на друга.

  • Солнечная жизнь монастырей и капелл влияла на литургическую музыку.
  • «Народное» пение внесло в школьное пение элементы полета, блеска звучания и смелости вариаций.

Богатый «орнаментальный» стиль, характерный для народного пения, затем повлиял на декоративные полифонические формы великой французской школы. Трубадуры, а также древние аэды и рапсоды, не нуждались в специальных технических методах для исполнения своих простых одноголосных песен, которые сопровождались аккордами лютни.

57 стр., 28441 слов

«Использование творческих заданий на х литературного чтения ...

... развития творческого воображения во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания младших школьников. Разработанные задания и упражнения, применяемые систематически, развивают творческое воображение учащихся на уроках литературного чтения. Используя метод иллюстрирования на уроках чтения, ... ученика. [17]. Полнее понимает творческую работу И.Т. Огородников, который усматривает элементы ...

Слияние различных течений

Они стремились не столько к акустическим эффектам, сколько к выражению чувств. Однако высокий и сверхвысокий регистры голоса были новыми открытиями времени, когда голос, слово и идея постепенно слились и создали непосредственное впечатление. Школы пения стали неотъемлемой частью обучения, чтобы певцы могли владеть большим диапазоном голоса, который требовался при исполнении музыкальных произведений с разнообразной тесситурой, часто противоестественной.

Певческие школы и капеллы положили основу для развития школ пения в эпоху полифонии, акцентируя фонические элементы, присущие непосредственности выражения в «репрезентативном» стиле. В то же время народное пение породило школу «декоративного» стиля, где акцент делался на вокальных завитушках и ухищрениях, создавая впечатление о чудесном и порождая легенды о певцах-героях. Одной из первых таких школ была основанная тосканцем Сан Филиппо Нери в римской церкви Кьеза Нова школа, названная Ораторио, в создании которой принимал участие Палестрина, первый сочинитель хоральной музыки.

Однако, формирование вокального инструмента и норм настоящей школы пения началось лишь с возникновением оперы. Преподаванием занимались сами композиторы (тоже прославленные певцы), стараясь сделать из своих учеников настоящие музыкальные инструменты из плоти и крови с помощью обучения технике дыхания, звукоподачи, развития звука и в соответствии со строго продуманной системой.

Позже, властители Флоренции были поражены вышколенными голосами Франчески и Сеттимии Каччини, дочерей композитора, чью оперу «Эвридика» они исполняли в Палаццо Питти по случаю бракосочетания Марии Медичи с Генрихом IV, королем Франции. Хор и маленький оркестр (несколько лютен, флейт, арфа), оба состоявшие из знатных дам и господ, сопровождали великолепные голоса, без труда растекавшиеся по всей широкой гамме; эти голоса были воспитаны в духе тех принципов, которые позволили Джулио Каччини, знаменитому певцу и композитору, стать основателем итальянской «речитативной» школы.

С этого времени в Италии начинают возникать различные школы, тяготеющие в основном все больше к декоративному стилю, к вокальной виртуозности. Виртуозность эта достигнет наивысшего выражения у сопранистов XVIII века, то есть с возникновением бельканто — «красивого пения», названного так, скорее всего из-за характерных для него «украшений», в которых слово и мысль исчезли, чтобы дать место чисто звуковым красотам, производившим на слушателей непосредственное впечатление. В Венеции открывается первый платный театр, где господствует пышная, эффектная, часто громоподобная музыка, которой прославился Франческо Кавалли.

Постепенно опера из придворной превращается в народную, а поэзия становится объектом тирании со стороны музыки и декоративного пения.

Развитие оперной музыки: итальянская школа

После смерти Людовика XI, назначившего придворным маэстро флорентийца Люлли, разразилась «война шутов» между итальянской школой бельканто и французской школой. Люлли возглавил французскую школу, привнося в нее стиль напевного разговора. Он также первым ввел в кордебалет женщин, которые, хотя и не могли выступать в качестве сопрано, занимали особое место во вокальном исполнении. Их вокальные функции узурпировали «белые голоса» многочисленных фальцетистов, способных петь в высоком диапазоне с нежностью и выразительностью.

12 стр., 5918 слов

Влияние школы на социализацию ребёнка

... в институтах социализации, важнейшим из которых является школа. Социализация личности ... школы, как единого составляющего в процессе социализации. Цель исследования: изучить проблему влияния школы на социализацию ребенка. Объект исследования: процесс воздействия образовательного учреждения на социализацию ребенка. Предмет исследования: социализация ребенка в ... роли среды в детерминации поведения личности ...

Французская школа поэтического декламирования была прямым противоположением итальянской школы. Во время «войны шутов» знаменитый органист Филипп Рам стал представителем французской школы. Король был сторонником французской оперы, в то время как королева (полька Лещинская) предпочитала итальянскую оперу. Вся французская интеллигенция разделилась на сторонников той или другой школы.

Немецкая школа стремилась соединить неудержимость и виртуозность итальянского бельканто с экспрессией французской школы. Барокко и рококо должны были слиться вместе, чтобы эмоция и мысль заняли подобающее им место.

В период романтической школы и школы музыкальной драмы утвердился метод, позволяющий человеческому голосу искать выражения в естественной тесситуре. Этот метод вернул на сцену женские сопрано, теноров и баритонов, которые достигли неслыханной популярности. Джоаккино Россини прекратил произвол певцов, устанавливая и записывая каденции и фиоритуры в соответствии с характером музыки. В своих произведениях, таких как «Вильгельм Телль», он достиг высочайших вершин вокальной музыки.

Наследником Россини стал Беллини, чья музыка восходит к строгим классическим формам. Затем через оперу Доницетти путь ведет к зрелому и мощному романтизму Верди, в котором итальянская школа находит свое наивысшее выражение в мужественности и эпичности.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ АКАДЕМИЧЕСКОМУ ПЕНИЮ

Вердиевские голоса и вердиевская школа отличаются от вагнеровских голосов и от немецкого декламационного стиля (ведущего свое происхождение от стиля Глюка) большим разнообразием, потому что исполнение вердиевской музыки требует владения всей вокальной гаммой и способности выражать любые оттенки в лирическом, героическом и драматическом плане. Это различие между двумя школами имеет существенный характер, и знание его необходимо учитывать при отборе и определении голосов.

В конце XIX и начале XX века возникла французская импрессионистская школа во главе с Дебюсси. По канонам этой школы пропетое слово должно незаметно переходить в шепот, в декламацию благодаря некой атмосфере сна или галлюцинации. В противоположность ей, существовавшая одновременно с нею итальянская веристская школа, которая вовсе не заботилась о сохранности голосовых связок певцов. Оркестр, который в музыкальной драме достиг грандиозных размеров, оставляя, однако, певцам возможность быть услышанными, а словам — возможность быть понятыми, теперь совершенно подавил и голос и слова из-за неумеренного звучания духовых инструментов. Густая оркестровка и тенденция заставить певцов состязаться с оркестром должны были побудить новые школы пения заняться развитием объема звука, а не обогащением его тембра.

Таким образом, анализ литературы позволил сделать вывод, что, академическое пение — это особый вид искусства, с помощью которого человек может передавать свои эмоции, чувства, мысли, переживания. Достичь красивого и полетного звучания, человек может благодаря совокупности знаний, умений и навыков, полученных путем усвоения полученной информации и ежедневных тренировок тела и голосового аппарата.

5 стр., 2390 слов

Проблемы обучения детей церковному пению

... обучения детей церковному пению как в их нравственном воспитании, так и в практической стороне будущего нашего православного богослужения и церковно-певческого искусства. В нынешнее время при многих храмах действуют воскресные школы для детей, ... предназначенное для пения на один из имеющихся "подобнов", по изложенному в нотах образцу разучивается хором как музыкальное сочинение, с голоса или ...

Издавна музыке обучали всех аристократов, что придавало особый шик, дамам и кавалерам, с ее помощью формировались нравственные, эстетические и математические особенности. Обучаясь музыке человек начинает пространственно мыслить, запоминая нотный текст. Играющие и поющие люди лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Музыкальные занятия актуальны и по сей день, для развития музыкальных способностей у детей существуют музыкальные школы.

Детская музыкальная школа играет важную роль в формировании музыкальной культуры детей и молодежи. Она предоставляет дополнительные знания и навыки в области музыки, что способствует развитию музыкального образования. Учащиеся получают возможность обучаться игре на музыкальных инструментах, усовершенствовать свое вокальное мастерство, изучать музыкальную теорию и историю.

Классы сольного пения направлены на развитие музыкального вкуса, формирование исполнительских навыков и умений учащихся. Они также способствуют раскрытию творческого потенциала и усвоению разнообразного жанрового репертуара. Индивидуальный подход к каждому ученику позволяет учитывать их начальные вокальные особенности и разрабатывать учебные планы, соответствующие их потребностям и потенциалу.

Не менее важной является работа с детьми, у которых уже развились голосовые недостатки. Преподаватели должны проявить терпение, деликатность и внимательное отношение к особенностям каждого ученика, чтобы помочь им в преодолении проблем в вокальной технике.

Составление индивидуальных учебных планов играет важную роль в достижении успеха учащихся. Они должны учитывать начальные вокальные особенности, физиологические особенности каждого ученика и их потенциальное развитие. Кроме того, следует оценить прогресс учеников в конце учебного года, чтобы увидеть их достижения в процессе обучения.

Развитие голоса у детей 7-8 лет

Репертуар является основой воспитания музыканта и формирования его вкуса. Поэтому подбор репертуара должен осуществляться из лучших произведений народной, классической и современной музыки, а также джазовых обработок, учитывая при этом вокальные данные ученика. При использовании вокальных произведений зарубежных авторов на уроках рекомендуется не сразу переходить к пению на языке оригинала, так как недостаточное понимание языка может сдерживать формирование музыкально-образного мышления.

Важно подчеркнуть, что овладение техникой академического пения также предусматривает приобретение навыков публичных выступлений. Желательно постепенно вовлекать детей в выступления, проводя контрольные прослушивания программы в классе с участием других учеников, родителей и гостей. Для большинства детей выступления служат стимулом их интересу и продвижению.

Учебная программа обычно рассчитана на пяти- или семилетний курс обучения детей, поступающих в Детскую музыкальную школу или Детскую школу искусств в возрасте 7-9 лет. Учащиеся должны обладать необходимыми вокальными и музыкальными данными, а также иметь здоровый голосовой аппарат и проявлять интерес к данной специальности.

11 стр., 5339 слов

О развитии навыков работы над полифонией

... На примере пьесы Бартока «Противоположное движение» видно, насколько важна игра полифонии для воспитания и развития слуха учащегося, особенно если это касается восприятия и исполнения произведений современной музыки. Здесь мелодия каждого голоса в ...

Работа над вокальной техникой ведется систематически на протяжении всего курса обучения, используя различные упражнения включающие дыхательные и физические упражнения, а также вокализы. Именно эти формы работы дают наибольший эффект, особенно на начальном этапе обучения.

Формы текущего и промежуточного контроля могут быть различными, в зависимости от возраста и исполнительского уровня учащегося: контрольный урок в классе или в зале, академический концерт, сольный концерт, зачет.

Характеристики голоса детей 7-8 лет

Голос детей 7-8 лет находится на первоначальной стадии развития. Обычно, он невысоко звучащий и окрашивается в верхнем резонаторе («фальцетное звучание»).

Голос и гортань в этом возрасте очень слабые и ещё не окончательно сформированы. При напряжении голос может стать сиплым и неполное смыкание связок станет ощущаться болезненно.

Однако, при правильном пении ребенок может легко и светло петь, соблюдая естественную манеру пения, которая способствует хорошему отмечанию головного резонирования и белой окраске связок. Таким образом, педагогу необходимо помочь ученику правильно использовать свой голос во время обучения пению.

Работа с голосом и слухом

Разработка правильной техники пения необходимо совместить с работой над слухом. Слуховые навыки приобретаются благодаря простым вокальным упражнениям, которые помогают учащимся развивать чувство лада и восприятие музыки. Чем больше дети практикуются в этих упражнениях, основанных на ладовой основе, тем быстрее развивается их музыкальный слух.

Общепринятые правила первых занятий

При первых занятиях педагог должен соблюдать общепринятые правила, проверенные практикой. Уроки не должны превышать 20-25 минут с перерывами между упражнениями, так как голосовой аппарат быстро устает, а вокально-технические упражнения требуют большого напряжения внимания. Для того чтобы ученики не уставали, на уроке следует закладывать несколько перерывов, чередуя виды деятельности.

Важно помнить, что нагрузку на голосовой аппарат нужно регулировать осторожно. Самостоятельные занятия следует запретить на длительный период времени. Ребенок не должен петь без контроля педагога, пока преподаватель не будет уверен, что ученик сохраняет и правильно использует выработанные навыки.

Заключение

В процессе обучения пения детей 7-8 лет необходимо учитывать характеристики голоса и гортани на данной стадии развития. Работа над техникой пения должна быть правильной и осторожной, с совмещением работы над слухом. Соблюдая общепринятые правила и правильно распределяя нагрузку на голосовой аппарат в процессе первых занятий, педагог сможет оказать важную помощь детям в развитии и формировании их голосового аппарата.

При изучении голоса и развитии вокальной техники важно начинать с центрального диапазона, используя самые удачные звуки в качестве отправной точки. От предельных верхних и нижних звуков следует воздерживаться, чтобы избежать форсации звука и срыва голоса, который может возникнуть из-за излишних усилий. Развитие голоса начинается с простых упражнений, охватывающих непереходные ноты. Середина диапазона содержит лучшие звуки, с которых можно расширять диапазон вверх и вниз. Важно, чтобы певец легко мог переходить от одного звука к другому, сохраняя установку, характерную для зоны примарного звучания. Этот метод расширения диапазона известен как метод концентрического развития голоса, который был предложен М.И. Глинкой. Он отмечал, что необходимо усовершенствовать натуральные ноты прежде всего, а затем работать над остальными звуками.

37 стр., 18197 слов

Методика вокального обучения участников ансамбля

... для успешной организации детского коллектива и осуществления музыкально-певческого развития детей в процессе вокального обучения необходимо решить ... ребенка. Обучение пению - это не только приобретение определенных навыков. В процессе обучения пению у ребенка развивается голос и решаются учебные задачи, связанные с формированием личности ребенка. В настоящее время вокальное образование детей ...

Правильная сила звука играет важную роль, поскольку громкое пение приводит к перенапряжению голосового аппарата, а тихое пение может привести к потере опоры и «бездыханному пению». Хорошая работа голосовых мышц возможна при наличии дыхательной опоры. Научные исследования подтверждают, что дыхание активизирует действие гортанного сфинктера, поэтому важно контролировать силу звука. Как отмечал М.И. Глинка, начинать петь нужно с умеренной силы звука, соответствующей данному голосу. Упражнения для начинающих должны быть простыми, чтобы ученик мог сконцентрироваться на технике пения.

При выполнении упражнений необходимо обращать внимание на точность атаки звука и чистоту интонации. Музыкальность выполнения упражнений следует развивать с первых уроков. Желательно как можно скорее отойти от дублирования вокальной партии в упражнениях и давать их с хорошо продуманным аккомпанементом. Это способствует развитию музыкальности, развитию слуха ученика и поможет освоить навыки пения с аккомпанементом.

В добавок, ко всему выше перечисленному следует сразу обратить внимание на некоторые внешние моменты: на установку корпуса и головы. Об этом писали такие авторы как Вербов А., Левидов И, Голубев П., и многие другие. Вопрос о положении корпуса в пении следует рассматривать с разных сторон — с эстетической и с физиологической (принятая поза влияет на голосообразование).

Нужно знать как правильно выйти на сцену, встать у инструмента, держаться во время исполнения — все это очень важную роль. Выработка навыков поведения на сцене так же является задачей педагога по классу сольного пения. Поза должна быть естественной, непринужденной, красивой, исключающей всякие зажимы внутри, сжатые кулаки, лишние сопутствующие движения. Свободное, но активное состояние корпуса, дает задачу мышцам на выполнение фонационного задания. Если поза вялая, пассивная — трудно рассчитывать на быстрое развитие нужных навыков.

Работа над вокальными навыками зачастую связана с решением о технических задач по этому, что бы эта работа не казалась тяжёлой и приносила удовольствие, нужно обязательно использовать игровые моменты. Восприятие информации через игру помогает поддерживать у детей интерес к занятиям музыкой.

Все выше перечисленные правила и рекомендации особо важно проводить в жизнь уже с первых занятий. С этими заданиями ребенок легко справится потому, что они выполняются до начала звучания, когда внимание свободно от фонационных задач. Важно, чтобы педагог внимательно следил за выполнением этих заданий и при не правильном их выполнении сообщал об этом ученику, показывая как их исправить.

Таким образом, анализ литературы позволил сделать вывод, что процесс обучения младших школьников академическому пению — это совокупность определенных правил, упражнений и рекомендаций, которые ученик должен выполнять под чутким руководством педагога.

СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕТА ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ АКАДЕМИЧЕСКОМУ ПЕНИЮ

Подробности изучения истории развития профессиональных хоров в России и обучения детей академическому вокалу

Исследование указывает, что средневековье отметило начало церковных школ в Италии и Франции, что привело к развитию музыкального образования. В Руси в монастырских и церковных школах дети начинали обучение пению в 6-7 лет. Этот период ознаменовал определение стиля пения, который был светлым и нежным.

20 стр., 9692 слов

ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ...

... обостряется умственная работа. Карасев ставит ряд целей при обучении детей пению: 1. Развитие присущих детям музыкальных способностей, ... навыков детей на уроках музыки и избрали тему курсовой работы: «Формирование вокально-хоровых навыков детей младшего ... Карасев выдвигает буквенный способ обозначения: названия нот заменяются звуками, звуки изображаются буквами, стоимость ноты – цифрой поставленной ...

Переписанные духовные сочинения и частные певческие школы стали появляться в развитии музыкального образования. В XIII веке было поручено специально обученным людям церковное пение, а во времена Ивана Грозного появились церковные училища, государственные и монастырские профессиональные хоры. Были созданы профессиональные хоры «патриарших певчих дьяков» и «Синодальный хор», который не использовал женские голоса, а вместо этого вводил голоса мальчиков (альты и дисканты).

Западный стиль «концертного пения» пришел в Россию в XVII веке, что повлекло за собой утверждение многоголосного пения и новых названий голосов — бас, тенор, альт и дискант. Симеон Полоцкий, воспитанник Киево-Могилянской академии, создал систему обучения, уделяя большое внимание эстетическому воспитанию детей. Первые правила певческого обучения на русском языке возникли благодаря Н. Дилецкому, который требовал понимания содержания песни, выразительного исполнения и использования наглядных методов обучения.

Уже в те давние времена было установлено взаимосвязь между развитием речевой и певческой функции голосового аппарата человека. В первом учебнике по правилам чтения «Псалтыря» сформулированы основы певческого обучения, хотя основной упор делается на грамоту. Речь в учебнике идет о высоком и чистом детском звучании, ровном звуке и плавном дыхании, что в дальнейшем помогало в развитии навыков пения.

С появлением полудуховной-полусветской музыки, такой как канты, хоровая деятельность расширилась за пределы церкви. Влияние народной песни также отразилось на формировании детского репертуара. Также сохраняются песни такие, как «Ай, во поле липенька», «А мы просо сеяли», «Посеяли девки лен» и другие.

В начале XVIII века происходит дальнейшее расширение хоровой деятельности. Формируются специальные хоры, состоящие из специально обученных мальчиков, юношей и мужчин, с прекрасными голосами для исполнения сложных хоровых произведений. В 1740 году в Глухове Черниговской губернии была основана специальная детская певческая школа, где обучались мальчики со всех уголков Украины с лучшими голосами.

Помимо этой школы, при Дворе в Глухове была создана дополнительная певческая школа, где 20 человек готовили певцов для Придворной певческой капеллы. Дети здесь достигали высокого исполнительского мастерства и получали серьезную вокальную и музыкальную подготовку.

Вместе с развитием хорового пения в 18 веке, также формировались основы вокального воспитания. Особенно важным было правильное и свободное звучание, так как стиль церковного пения требовал этого. Однако, в практике часто нарушались певческие нормы, что приводило к повреждению голосов у детей.

Требования к исполняемым произведениям зачастую были слишком тяжелыми для еще неокрепших детских голосов, вызывая физическую и эмоциональную перегрузку у маленьких певцов.

19 стр., 9081 слов

Развитие певческих навыков и умений у детей дошкольного возраста

... развития певческих навыков и умений у детей дошкольного возраста. Данная цель конкретизируется в следующих задачах: Рассмотреть пение как вид музыкальной деятельности дошкольников. Проанализировать характеристику певческой деятельности ребёнка. Изучить возрастные особенности слуха и голоса ...

В то время на концерты часто привлекали не только дошкольников, но и самых одаренных вокально детей, которым приходилось исполнять сложные арии, что негативно влияло на их здоровье.

Во второй половине 18 века народная песня начала оказывать огромное влияние на музыкальную культуру. Народные мелодии записывались и исполнялись как в народных слоях общества, так и среди дворян.

К 19 веку появилась самостоятельная русская школа, и ее открытие связывают с именем М.И. Глинки. Он разработал упражнения для развития голоса, которые использовались для всех голосов и легли в основу обучения музыке и пению детей.

Глинка придавал особое значение слуху, напевности и важности свободного голосообразования, что сыграло важную роль в развитии русской музыкальной культуры.

Развитие вокальной педагогики в дореволюционной России шло через неоднозначные этапы, начиная с «Полной школы пения» А.Е. Варламова, которая стала эпохой в русской вокальной педагогике и учла особенности развития детского голоса. Однако, несмотря на это, вокальное образование не получало должного внимания в большинстве школ и недостаточно систематически проводилось.

Подчеркивается важность внимательного отношения к возрастным особенностям учащихся и проведение систематических задач по эстетическому воспитанию через вокальное искусство. Вопрос о понимании певческого процесса, вокальном слухе и сознательном слуховом контроле учащихся стал актуален для тех времен.

Критикуется недостаточное массовое обучение детей пению, а также разделение светского и церковного пения на уроках в учебных заведениях. Отмечается, что массовое применение этой методики в школах было затруднено из-за отсутствия необходимых условий, что отражает недоступность образования для масс населения.

В данном контексте становится ясным, что пение преподавалось несистематически, не учитывая важнейшие педагогические требования, и в конце 19 — начале 20 века возникли протесты против эксплуататорских методов хорового обучения в школе. Крупные музыканты создали сборники детских песен, чтобы решить проблемы с детским репертуаром, вызванные усталостью детей во время репетиций и длительных служб в церковных хорах.

Изучение пения является важным аспектом музыкального образования и развития детей на младших школьных классах. Качественные характеристики голоса, такие как легкость, светлость и серебристость, а также умение дышать правильно, играют существенную роль в формировании вокальных навыков у детей. Поэтому важно выбирать соответствующие упражнения и учитывать особенности возраста при обучении вокалу.

Теоретический обзор

Для развития вокальных навыков необходимо уделять внимание дыхательным, физическим и вокальным упражнениям. Дыхание играет важную роль в пении, аналогичную роли смычка при игре на скрипке. Певческое дыхание требует определенной техники и использования дыхательного аппарата, чтобы обеспечить равномерное давление воздуха в голосовых связках.

Существует различные типы дыхания, такие как ключичное, грудное и диафрагматическое. Однако при обучении пению рекомендуется использовать смешанный тип дыхания, исключая поверхностное дыхание (ключичное).

Правильное певческое дыхание является одним из сложных процессов в обучении вокалу.

Методика

Для достижения основных качественных характеристик голоса предлагается составить комплекс упражнений, включающий дыхательные, физические и вокальные аспекты. В ходе обучения необходимо учитывать возрастные особенности младших школьников и их способности к развитию голосовых умений и навыков.

Важно обратить внимание, что обучение пении на младших школьных классах требует комплексного подхода, включающего в себя работу с дыхательным, физическим и вокальным аспектами. Согласно исследованиям Е. М. Малининой, голос ребенка младшего школьного возраста должен обладать легкостью, светлостью и серебристостью, за что отвечает правильное положение гортани и работа голосовых связок.

Принципы работы над певческим дыханием при работе с детьми подчеркивают необходимость использования понятной терминологии и визуальных примеров, чтобы дети могли лучше понять, как правильно дышать при пении. Важно также учитывать слабое развитие диафрагмы, межреберных и грудных мышц у детей, и поэтому основное внимание уделяется развитию дыхательной системы через дыхательную гимнастику.

Принципы певческого дыхания для детей включают последовательность действий: плавный вдох через нос, задержка дыхания, равномерный выдох, и важность тихого вдоха. При этом правильная певческая постановка также имеет значительное значение для формирования навыков певческого дыхания.

Таким образом, развитие правильного певческого дыхания у детей требует учета их возрастных особенностей и компетентного подбора упражнений, направленных на развитие дыхательной системы и формирование правильных вокальных навыков.

В процессе обучения дыханию у ребенка, необходимо обратить внимание на развитие навыков глубокого дыхания. Для этого могут быть использованы образные сравнения, например, призыв «вдохни так, чтобы воздух достиг до живота». Отдельное внимание также следует уделить развитию умения длительного выдоха и экономного расходования выдыхаемого воздуха на всю фразу в пении.

На начальных этапах обучения основное внимание стоит уделять тому, чтобы ребенок дышал спокойно и бесшумно, не поднимая плеч, чтобы выдох доходил до конца небольшой фразы и чтобы ребенок не брал дыхание посреди слова. Важно похвалить ребенка за правильные действия и указать на то, что нужно исправить.

Дыхательные упражнения рекомендуется проводить в начале урока в течение ограниченного времени, например, 2-3 минуты.

Следующим, на что должен обратить свое внимание педагог — звукообразование, обусловленое сложной работой голосового аппарата. Важным вопросом певческого звукообразования является атака звука, связанная со способом его возникновения в гортани, с характером работы голосовых складок.

А. Вербов, под атакой звука понимает момент начинания звука, точнее — характер истепень сближения голосовых связок в начале тона. Таких способов, как известно, считается три: твердая, придыхательная, мягкая атака.

Твердая атака: связки смыкаются плотно, звук получается энергичный, твердый. Мягкая атака: связки смыкаются менее плотно, звук получается мягкий. Придыхательная атака: связки смыкаются не полностью. Чаще всего придыхательная атака свидетельствует о болезни горла, возможных узелках на связках, общей вялости связок, слабом вдохе и выдохе и т.д.

В детском пении применяется и мягкая, и твердая атаки. Как известно, при мягкой атаке звук воспроизводится без толчка, по этому требуется точность в становлении звука, и появляется необходимость работать над преодолением расплывчатости его возникновения. При твердой атаке звука надо обязательно следить, чтобы он не был крикливым, форсированным. В работе над качеством звука часто применяется принцип контрастного сопоставления: гнусавому, глухому, крикливому, pезкому звуку противопоставляется звук красивый, нежный, мягкий округлый, звонкий, тембристый.

Условиями грамотного звукообразования являются правильно открытый рот; свободно опускающаяся челюсть; активные, но при этом свободные губы; четкая артикуляция каждого звука. Баранова О.В., в своей методической работе описывает несколько требований к звукообразованию: Первое требование — воспитание напевного, протяжного звучания голоса. Детям необходимо объяснить, что петь — значит тянуть звук, то есть протяжно исполнять каждый гласный звук. Можно вкючить образное мышление усеника сказав: «Представь, что каждая буква -это бусинка, которую ты одеваешь на веревочку». Педагог обращает внимание учащихся на особенности звучания гласных звуков в пении: для того чтобы пение было красивым и правильным, необходимо округленно и мягко исполнять все гласные звуки: да — дэ — ди — до — ду. При пении на заданной высоте разных гласных следить, чтобы звук тянулся ровно, без толчков. Вокальная методика отводит вопросу формирования гласных большое место еще и потому, что вокальные качества голоса ищутся и совершенствуются на пении того или иного гласного звука или сочетании согласного и гласного. При обучении пению не следует исходить из предвзятого мнения о необходимости держать губы, язык в определенном положении. Педагог должен идти от качества звука, чистоты произношения на этом звуке той или иной гласной, так как отличное звукоизвлечение можно наблюдать при самых разнообразных положениях языка и губ (необходимо учитывать индивидуальность ученика).

Гласный «у» помогает выработке пения на «зевке», так как при его формировании мягкое небо находит правильное положение. Использование в упражнениях гласного звука «у» ведет к образованию четкого, фиксирующего высоту звука. Пропев эту секвенцию закрытым ртом в нескольких тональностях, можно перейти на слог «лё». Здесь важно сохранить ту же ровность звука, которая была достигнута при пении с закрытым ртом.

Следующее упражнение построено на интонировании нисходящего мажорного и минорного трезвучия. Важным методом воспитания правильного певческого звукообразования является показ педагогом, демонстрация правильного звучания и ошибок. Основная задача первоначального этапа обучения — воспитание у ребенка умения слушать самого себя, контролировать воспроизводимый звук, сосредоточиться на звучании. Если педагог постоянно aкцентирует внимание на анализе качества пения, то тем самым добивается и активизации слуха. Слух совершенствуется, если обучение поставлено правильно. Дети знакомятся с первоначальными звуковысотными и ритмическими понятиями, которые складываются в ходе постоянных упражнений, развивающих мелодический слух, определяют движение мелодии, сравнивают звуки разной высоты, длительности.

Так как в этом возрасте голосовой аппарат еще не сформирован и укрепляется вместе с общим развитием организма, он требует к себе бережного отношения. Певческое звучание из-за неполного смыкания голосовых связок и колебания только их краев характеризуется легкостью, недостаточной звонкостью и поэтому необходимо постоянно следить, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения. Важным в работе педагога является общение не только с детьми, но и с их родителями, которым необходимо разъяснять о вредности крикливого пения, а также пения на улице в сырую и холодную погоду.

В работе над звукообразованием важно укреплять и развивать певческий диапазон детей. Однако делать это нужно крайне осторожно, пользуясь главным правилом педагога «не навреди». Расширению диапазона способствуют небольшие упражнения, которые каждый раз поются в более высокой тональности.

Главным требованием звукообразования является — правильный, красивый певческий звук.

Так же важным моментом при обучении детей академическому вокалу является дикция, т.к. музыка органически связана со словом. В образовании музыкальной речи, как и в обычной речи, принимают участие органы надставной трубы. Эта часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, называется артикуляционным аппаратом, а органы, входящие в его состав — артикуляционными органами. К ним относятся: ротовая полость с языком, мягким небом, нижней челюстью, глотка, гортань. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных и согласных), называется артикуляцией. [12]

Часто у юных певцов артикуляционный аппарат работает слабо, он скован, зажат. Этот недостаток необходимо сразу же устранять путем мягкого опускания челюсти при полном спокойствии лицевых мышц. Серьезным тормозом в работе над артикуляцией являются напряженные движения языка. Выправить этот недостаток помогают слоги с зубными язычными согласными: д, з, т, р, л, н, а также губными: б, п, в, м, оставляющими заднюю часть языка в пассивном состоянии.

Баранова О.В. Отмечает, что основу вокальной дикции составляет звучание определенного певческого тона, которое остается неизменным при произношении различных гласных, а также их комбинации. Таким образом, в пении происходит округление гласных, связанное с техникой певческого голосообразования. Округление (в какой-то степени «нейтрализация» гласных) обусловливается также относительно устойчивым положением гортани в пении. При этом, а приближается к о, и — к ю, е — к э.

Вокальная дикция требует повышенной активности артикуляционного аппарата. Причиной плохой дикции в пении является вялость артикуляции — гласные и согласные не имеют необходимой четкости и устойчивости, звук приобретает невыразительный характер. Особое значение для качества вокальных гласных имеет активность не только передней части артикуляционного аппарата, но и заднего отдела — глотки, непосредственно связанной с гортанью (активностью мягкого неба и корня языка).

Однако эта активность не должна приводить к перенапряжению, форсированию работы глотки, т.к. это приведет к искажению гласных. Согласные следует произносить кратко, четко, многие из них для своего образования требуют значительного выдоха или активного движения языка. Часть согласных произносится с участием голосовых связок, часть без него (при помощи пропускания струи воздуха в щель между языком и небом, языком и зубами).

Согласные, которые произносятся с участием голосовых связок (б, в, г, д ), благоприятны в вокальном отношении. Поэтому тексты песен, содержащие большое количество таких согласных, в пении наиболее удобны. Важное значение в работе над дикцией и звучанием детского голоса имеет применение слогов, состоящих из различных сочетаний гласных и согласных, ибо согласный звук придает большую ясность, четкость артикуляционной оформленности гласного. Сочетание гласных у, о с согласными, произносящимися с участием заднего отдела артикуляционного аппарата, например, слоги ку, гу, наиболее эффективно в борьбе с «белым», «плоским», «открытым» звучанием. Выработать звонкий, светлый звук у детей поющих глухим звуком можно благодаря применению гласных и, е с согласными, произносящимися с участием переднего отдела артикуляционного аппарата (ди, ле, зи ).

Артикуляционный аппарат способен в значительной степени к дифференцированным движениям его отдельных частей. Он доступен непосредственному наблюдению и контролю, как со стороны педагога, так и самого учащегося. Поэтому работа над дикцией — одно из средств, косвенно регулирующих работу тех частей голосового аппарата, которые функционируют непроизвольно.

Характерным недостатком дикции детей обычно бывает вялость артикуляции (малоподвижные губы, язык, нижняя челюсть, плохо открывающийся рот).

Иногда наблюдается и другой недостаток — утрированная дикция, лишающая голос необходимой вокальности.

Педагогу необходимо помнить и довести до сведения ученика следующие важные правила:

  1. согласные, которыми заканчиваются слог или слово, должны относиться к следующему слогу или слову;
  2. одинаковые гласные, встречающиеся в конце одного и начале другого слова поются раздельно, например: «Там где » поётся «та — мгде »…
  3. с детьми младшего возраста необходимо усиленно работать над согласными, которые вырабатываются у них постепенно, так как четкость фонем сильно зависит от артикуляционной подвижности языка.

В возрасте 7 лет при целенаправленной работе и внимательном отношении к речи ребенка в семье и в школе подвижность языка становится достаточно хорошей. Очень часто у детей встречаются дефекты произношения согласных «С» и «Р», из которых скорее исправляется «С». Для ее быстрого исправления необходимо отобрать несколько слов, начинающихся с согласной «С», и произносить их ежедневно, прижимая кончик языка к верхним зубам. При частых упражнениях недостаток постепенно исчезает. С большей трудностью исправляется согласный «Р», особенно если он носит характер картавости. Выправлять эту фонему следует при помощи перестройки движения языка, т. е. освобождения от напряжения его задней стенки. Такое освобождение приносят зубные согласные. Работать над исправлением необходимо в следующих сочетаниях: ДТ, ДРРР, ТРР . При постоянных занятиях недостаток может исправиться во внеклассной работе, но при его стойкости ученика следует направить для его к специалистам-логопедам. Так как пение, связанное со словом, обогащает детские представления, не следует долго задерживаться на упражнениях только со слогами, а переходить к однотактным упражнениям с трёхсложными словами, имеющими ударения на последнем слоге: ти-ши-на, у-ра-ган, гром гре-мит . Такой подбор слов необходим в целях единого и грамотного сочетания слова с музыкальным временем.

Для усовершенствования певческого слова в занятия можно включить скороговорки, улучшающие не только артикуляционную подвижность речевых органов, но и развивающие зрительное внимание учеников, необходимое для запоминания нотных знаков.

Так как голос детей 7-8 лет находится в первоначальной стадии развития то он не велик по силе и высоко звучащий («фальцетное звучание»), т.к. окрашивается в верхнем резонаторе. Из-за чрезмерного напряжения голос может стать сиплым и неполное смыкание связок станет ощущаться болезненно. Гортань и голосовые мышцы в этом возрасте очень слабые и окончательно не сформированы. При правильном пении ребенок поет светло и легко, естественной манерой, при которой хорошо отмечается головное резонирование, связки имеют белую окраску и такие дети не страдают расстройством голоса.

Работу над голосом необходимо совмещать с работой над слухом. Слуховые навыки приобретаются благодаря несложным вокальным упражнениям, прививающим детям чувство лада. Чем больше учащийся воспримет музыкальных упражнений, основанных на ладовой основе, тем прочнее и органичнее разовьется его музыкальный слух.

Самые первые занятия, вне зависимости от качества голоса ученика и метода преподавания педагога, следует придерживаться общепринятых правил, проверенных практикой. Уроки не должны превышать 20-25 минут с перерывами между упражнениями т.к. голосовой аппарат быстро устает, а вокально-технические упражнения требуют большого напряжения внимания. Что бы ребенок не уставал первое время, на уроке всегда, лучше делать несколько перерывов для отдыха ученика при этом чередуя виды деятельности. Осторожность в смысле нагрузки должна быть соблюдена. Самостоятельные занятия следует категорически запретить на достаточно долгое время, пока у педагога не появится уверенность, что без его контроля ученик будет петь сохраняя выработанные навыки, а не разрушая их другой манерой голосообразования.

Начинать работу во всех случаях необходимо с центрального диапазона, отталкиваясь от самых удачных звуков. Предельных верхних и нижних звуков следует избегать, т.к. может возникнуть потребность в дополнительных усилиях, в следствие которых может произойти форсация звука и срыв голоса. Развитие голоса надо начинать с простых упражнений, не захватывающих переходных нот. Самые хорошо звучащие нотки находятся в середине диапазона, именно с них можно начинать расширять диапазон вверх и вниз. При этом поющий, должен легко, переносить на соседние звуки незначительно измененную мышечную установку, характерную для зоны примарного звучания. Эта работа ведется осторожно и постепенно. Такой метод расширения диапазона определяют как метод концентрического развития голоса. Его основоположником был М.И. Глинка. «По моей методе надобно сперва усовершенствовать натуральные ноты (то есть без всякого усилия), ибо, усовершенствовать их, мало-помалу потом можно обработать и довести до возможного совершенства и остальные его звуки».[8]

Необходимо найти правильную сила звука потому что громкое пение, связано с перенапряжением голосового аппарата (не проявляется тембровые качествами плохо развивается диапазон, а тихое пение приводит к снятию звука с опоры, к «бездыханному пению». Хорошая работа голосовых мышц возможна тогда, когда присутствует дыхательная опора. Как показали научные исследования, дыхание является активизатором действия гортанного сфинктера и поэтому должно быть достаточно хорошо задержано, что и имеет место при звуке умеренной силы. Как сказал Глинка, начинать петь надо ни на forte, ни на piano,а «вольно» — так, как присуще данному голосу. [7] Упражнения для начинающих должны быть простыми, чтобы ученик мог сосредоточиться на технике голосообразования.

Таким образом, в результате анализа литературы мы пришли к выводу, что способами реализации учета возрастных особенностей при обучении младших школьников академическому пению являются:

уроки продолжительностью 20-25 минут с перерывами между упражнениями, т.к. голосовой аппарат быстро устает;

использование простых упражнений с учетом центрального диапазона;

использование метода концентрического развития голоса.

академическое пение младший школьник

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Занятия академическим пением затрагивает такие важнейшие сферы жизнедеятельности как здоровье и интеллектуальное развитие. С помощью пения ребенок, гармонично и разносторонне развивается, учится передавать свои эмоции, чувства, мысли, переживания. Важно знать, что оптимальный период для занятий искусством — детство, когда человек открыт для диалога и восприятия информации. Процесс обучения пению требует от ребенка большой активности и умственного напряжения. Он учится сравнивать свое пение с пением других, прислушиваться к исполняемой мелодии на фортепиано, сопоставлять характер музыкальных фраз, оценивать качество исполнения. Благодаря совокупности знаний, умений и навыков, полученных путем усвоения полученной информации и ежедневных тренировок тела и голосового аппарата ученик может достичь красивого и полетного звучания.

Занятие пением выполняет сразу несколько важных функций: развивает ребенка физически и эмоционально. Пение благотворно влияет на детский организм, формирует правильную систему дыхания, помогает развитию речи, укреплению голосового аппарата. В процессе обучения особенно активно развиваются основные музыкальные способности ребенка: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма. Таким образом, анализ литературы позволил сделать вывод, что процесс обучения младших школьников академическому пению это совокупность определенных правил, упражнений и рекомендаций, которые ученик должен выполнять под чутким руководством педагога.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что если педагог будет правильно учитывать возрастные особенности своего ученика, а именно: определять продолжительность уроков, подбирать удобные для голоса упражнения, вести наблюдение за физическим состоянием ученика (чтобы он не был зажат или излишне расслаблен), то ему удастся заложить основу тех знаний, умений и навыков, которые тот в свою очередь, идя по жизни будет приумножать.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/akademicheskiy-vokal/

  1. Багадуров В. Вокальное воспитание детей. М.: Музыка, 1952. — 96с.
  2. Блинова М.П. Некоторые вопросы музыкального воспитания школьников в свете учения о высшей нервной деятельности: Пособие для учителей пения. М.-Л.: Просвещение, 1964. — 104 с.
  3. Венгрус Л.А. Пение и «фундамент музыкальности». Великий Новгород.: 2000. — 204 с.
  4. Вербов А. Техника постановки голоса, Л.: Тритон 1931.-51с.
  5. Глинка М.И. Упражнения для усовершенствования голоса: соч. в 11 т. Михаил Глинка; [ Полное собр. подгот. Н.Н. Загорный]. — Л.: Госмузиздат, 1963. — 113с.
  6. Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. М.: Госмузиздат, 1956 — 62 с.
  7. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики.-М.: Москва, 2000.- 306с.
  8. Добровольская Н.Н. Вокально хоровые упражнения в детском хоре. М.: Музыка, 1987. — 5с.
  9. Лаури-Вольпи Дж. Вокальные параллели. Пер. с ит. Ю.Н. Ильина. -Л.: Музыка, 1972. — 303с.
  10. Левидов И.И. Вокальное воспитание детей. Л.: Тритон, 1936. — 53с.
  11. Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.: Прометей, 1992. — 270с.
  12. Черкасова Т. П. Методическая работа на тему: «Роль дикции в пении» М.: 2009.