Психолого-педагогические основы обучения младших школьников академическому пению

Курсовая работа

Как известно, пение является важнейшим проявлением человеческой натуры, так как представляет собой выражение чувств, страстей, работы воображения, мыслей, тесно связанное с анатомической и духовной структурой человека. Но артистическое пение, требует технических знаний, упражнений, метода и стиля, которые может дать только обучение. Недостаточно просто петь, нужно уметь петь, чтобы служить искусству и сохранить голос. Что дает школа? Она создает музыкальный инструмент, превращает гортань, дыхательную систему и резонаторы в гармоничное целое, которое может породить музыкальный звук, соответствующий эстетическим и акустическим законам. Акустическим же законам нет дела до различия школ, потому что они ведают лишь самой физической природой звука. Школа лишь исправляет недостатки и несовершенства, заполняет бреши. Но методы меняются, и каждая школа, каждый преподаватель, к сожалению, имеет свой собственный.»[8, с…]

Особое внимание, при обучении академическому пению, привлекает возраст младших школьников, т.к. в этот период жизни продолжает активно формироваться голосовой аппарат ребенка, и в зависимости от того, как этот аппарат настроит педагог, будет зависеть его дальнейшая судьба. На этом этапе, педагог должен обращать внимание на все: как ребенок стоит, какие он должен делать упражнения, как он дышит, и даже на то что он кушает, соблюдает ли гигиену голоса. Педагог должен учитывать следующие аспекты: технический (формирование певческого инструмента и умение им пользоваться) и стилистический (воспитание вкуса и чувства прекрасного, проявляющегося при исполнении музыки).

[8] Очень важно, при работе с детьми, учитывать их возрастные особенности.

Все вышесказанное определило тему исследования: «Учет возрастных особенностей младших школьников при обучении академическому пению».

Объект исследования: обучение академическому пению младших школьников.

Предмет исследования: учет возрастных особенностей при обучении младших школьников академическому пению.

Цель исследования: изучить способы реализации учета возрастных особенностей при обучении младших школьников академическому пению.

Гипотеза исследования: способами реализации учета возрастных особенностей при обучении младших школьников академическому пению являются:

  • уроки продолжительностью 20-25 минут с перерывами между упражнениями, т.к. голосовой аппарат быстро устает;
  • использование простых упражнений с учетом центрального диапазона;
  • использование метода концентрического развития голоса.

Задачи исследования:

4 стр., 2000 слов

Роль произведений В.Драгунского в формировании чувства юмора ...

... обучения у младших школьников все более и более развиваются высшие чувства. Яркий, красочный рассказ ... исследования, ... рассказе, окружении или ситуации. Выделяют также способность шутить. Это тенденция человека делать юмористические ... тем более трудно им осознать те разнообразные переживания, которые возникают по мере расширения их связей с окружающим миром [30, 74]. 1.4 Произведения Виктора Драгунского ... на ...

раскрыть понятие «академическое пение»,

охарактеризовать процесс обучения младших школьников академическому пению.

изучить способы реализации учета возрастных особенностей обучения младших школьников академическому пению.

Методы исследования: анализ литературы по проблеме.

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПЕНИЕ»

Как известно, академическое пение — старая классическая вокальная школа. Академические певцы поют в опере, в академическом хоре, капелле, с симфоническим оркестром, а так же в жанре камерной вокальной музыки. Такой вокал отличается от эстрадного своей строго классической позицией и представляет собой пение без микрофона. В академическом вокале существуют определенные рамки, наработанные опытом и историей вокальной музыки и они, как правило, не позволяют академическому певцу использовать свой голос в иных вокальных направлениях. С опытом у академического певца формируется определенная вокальная позиция, благодаря которой голос становится очень сильным и приобретает большой объем.

В древние времена пение носило народный и религиозный характер и не нуждалось в дидактической подготовке. Пели «естественно», спонтанно, пели простые и спокойные мелодии или хоровые молитвы в храмах под аккомпанемент примитивных инструментов.

Рассказывают, что Конфуций, случайно услышав песнопение, приписываемое Ли-Бо, древность которого исчисляется четырнадцатью столетиями, был до такой степени поражен, что, охваченный мистической экзальтацией, отказывался в течение семи дней от пищи, питья и сна. После этого он и сформулировал свое знаменитое учение, которое он распространял, напевая его предписания на мотив мелодии Ли-Бо. Своим голосом и своей пятиструнной гитарой из слоновой кости он обратил огромный Китай в свою веру. И он совершил это, не обучаясь пению ни в какой школе. Пение, танцы и музыка лежали в основе воспитания, составляли основу гуманитарной части обучения в гимназиях, где вокальные упражнения перемежались с атлетическими, имея целью добиться гармоничного развития личности. Школы возникли позже, когда музыка превзошла другие искусства, а те стали стараться достичь той высоты, какой достигла музыка. Скачки из регистра в регистр, тесситура, украшения, атака, легато, фразировка вызывали необходимость воспитывать голос, создавать метод, технику, стиль, соответствующие различным музыкальным жанрам и различному оркестровому и инструментальному сопровождению. Из простой лирической акцентуации слова пение постепенно превратилось в самостоятельную область искусства, и певец оказался перед необходимостью разрешать все новые насущные проблемы при исполнении все более сложных музыкальных произведений, требовавших физической дисциплины и гибкости ума.

На заре христианства появилось своеобразное вокализированное пение, «мелос», базирующийся на вокальных вариациях, наряду с гладким речитативом. Эти вариации со временем были значительно разработаны, так что без особой подготовки певец уже не смог бы с ними справляться.

Первая школа пения возникла в Риме в V веке н.э. при папе Иларии. Слава ее распространилась на Западе, и вслед за этим в VIII веке возникают школы в Меце и Сан Галло. Но не следует смешивать это «школьное» пение с пением трубадуров и с «народным» пением. «Школьное» пение и «народное» пение представляли собой два различных течения, которые позже оказали значительное влияние друг на друга и, наконец, слились вместе. Солнечная жизнь влилась в литургическую музыку монастырей и капелл. Народное пение внесло в школьное пение неожиданность полета, блеск звучания и смелость вариаций. Этот род «орнаментального пения» оказал затем влияние на декоративные полифонические формы великой французской школы.

20 стр., 9692 слов

ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ...

... знает особенности детского голоса, умеет организовать работу по освоению песенного материала. Мы решили исследовать проблему формирования вокально-хоровых навыков детей на уроках музыки и избрали тему курсовой работы: «Формирование вокально-хоровых ...

Трубадуры, как и древние аэды и рапсоды, не нуждались в специальных технических методах для исполнения своих простых одноголосных песен, использовавших звучание одного лишь среднего голосового регистра и сопровождавшихся аккордами лютни (вспомним лиру).

Они стремились не столько к акустическим эффектам, сколько к выражению чувств. Высокий и сверхвысокий регистр человеческого голоса является, таким образом, открытием новейших времен, когда голос, слово, идея постепенно сливаются вместе и приспосабливаются для создания непосредственного впечатления. Школы пения необходимы для того, чтобы человек мог владеть большим диапазоном голоса, который необходим при исполнении музыкальных произведений с самой различной тесситурой, часто противоестественной.

Певческие школы и капеллы заложили основы для школ пения полифонического периода, высветив фонические элементы, свойственные непосредственности выражения «репрезентативного», представленческого стиля. Одновременно народное пение породило школу «декоративного» стиля. В ней главное — те вокальные завитушки и ухищрения, то блестящее вокализирование, которое наводит на мысли о чудесном и порождает легенды о певце-герое. Среди первых школ следует особенно отметить основанную тосканцем Сан Филиппо Нери в римской церкви Кьеза Нова школу, названную Ораторио, в создании которой принимал участие первый сочинитель хоральной музыки — Палестрина.

Однако, формирование вокального инструмента и норм настоящей школы пения началось лишь с возникновением оперы. Преподаванием занимались сами композиторы (тоже прославленные певцы), стараясь сделать из своих учеников настоящие музыкальные инструменты из плоти и крови с помощью обучения технике дыхания, звукоподачи, развития звука и в соответствии со строго продуманной системой. Позже, властители Флоренции были поражены вышколенными голосами Франчески и Сеттимии Каччини, дочерей композитора, чью оперу «Эвридика» они исполняли в Палаццо Питти по случаю бракосочетания Марии Медичи с Генрихом IV, королем Франции. Хор и маленький оркестр (несколько лютен, флейт, арфа), оба состоявшие из знатных дам и господ, сопровождали великолепные голоса, без труда растекавшиеся по всей широкой гамме; эти голоса были воспитаны в духе тех принципов, которые позволили Джулио Каччини, знаменитому певцу и композитору, стать основателем итальянской «речитативной» школы. С этого времени в Италии начинают возникать различные школы, тяготеющие в основном все больше к декоративному стилю, к вокальной виртуозности. Виртуозность эта достигнет наивысшего выражения у сопранистов XVIII века, то есть с возникновением бельканто — «красивого пения», названного так, скорее всего из-за характерных для него «украшений», в которых слово и мысль исчезли, чтобы дать место чисто звуковым красотам, производившим на слушателей непосредственное впечатление. В Венеции открывается первый платный театр, где господствует пышная, эффектная, часто громоподобная музыка, которой прославился Франческо Кавалли.

14 стр., 6644 слов

Вокальная школа Варламова

... дома исполнение собственных сочинений. «В вокальной части мне помогал Варламов, он сам охотно пел басовые партии и искреннею готовностью ... театр и нередко присутствовал на репетициях спектаклей. Но французская музыка мало привлекала Варламова, лишь иногда он обращал ... творческого человека. «Полная школа пения» - первый в России труд по методике постановки голоса, в котором изложен многолетний ...

Постепенно опера из придворной превращается в народную, а поэзия становится объектом тирании со стороны музыки и декоративного пения.

Между итальянской школой бельканто и французской школой, после смерти Людовика XI, назначившего придворным маэстро флорентийца Люлли, разразилась «война шутов». Люлли двинул вперед французскую школу, особенностью которой являлся, стиль напевного разговора. Он первым ввел в кордебалет женщин, которые не могли, правда, выступать в качестве сопрано — их вокальные функции узурпировали «белые голоса» многочисленных фальцетистов, которым жестокая операция позволяла петь в двуполом диапазоне, отличавшемся как высотой и интенсивностью, так и нежностью звучания. Несчастные юноши, переодетые женщинами, утвердили школу, которая была прямо противоположна французской школе поэтического декламирования. Сопранист вокализирует, тогда как певец-экспрессионист извлекает максимум эмоций и проникновенности из слова и из мысли. Представителем французской школы во время «войны шутов» был знаменитый органист Филипп Рам. Итальянская школа выступила с комической оперой «Служанка-госпожа» Перголези. Король был сторонником французской оперы, а королева (полька Лещинская) — итальянской. Вслед за ними и вся французская интеллигенция разделилась на сторонников той или другой.

Немецкая школа стремилась соединить неудержимость и неестественную виртуозность итальянского бельканто и чрезмерную экспрессию французской школы: барокко и рококо должны были слиться вместе, чтобы эмоция и мысль заняли подобающее им место.

В период романтической школы и затем школы музыкальной драмы утвердился метод, позволивший человеческому голосу искать выражения в естественной тесситуре. Этот метод дал возможность вернуться на сцену (после векового отсутствия) женским сопрано, тенорам и баритонам и достичь неслыханной популярности. Произвол певцов, которые по своему капризу изобретали каденции и вставки, прекратил Джоаккино Россини. Маэстро сам устанавливал и записывал каденции и фиоритуры, согласовывая их с характером музыки. В «Вильгельме Телле», он достиг высочайших вершин вокальной музыки. Его наследником был Беллини, чья музыка по своей мелодической линии восходит к самым строгим классическим формам. Затем, через доницеттиевскую оперу путь ведет к зрелому и мощному вердиевскому романтизму, в мужественности и эпичности которого итальянская школа находит свое наивысшее выражение.

Вердиевские голоса и вердиевская школа отличаются от вагнеровских голосов и от немецкого декламационного стиля (ведущего свое происхождение от стиля Глюка) большим разнообразием, потому что исполнение вердиевской музыки требует владения всей вокальной гаммой и способности выражать любые оттенки в лирическом, героическом и драматическом плане. Это различие между двумя школами имеет существенный характер, и знание его необходимо учитывать при отборе и определении голосов.

В конце XIX и начале XX века возникла французская импрессионистская школа во главе с Дебюсси. По канонам этой школы пропетое слово должно незаметно переходить в шепот, в декламацию благодаря некой атмосфере сна или галлюцинации. В противоположность ей, существовавшая одновременно с нею итальянская веристская школа, которая вовсе не заботилась о сохранности голосовых связок певцов. Оркестр, который в музыкальной драме достиг грандиозных размеров, оставляя, однако, певцам возможность быть услышанными, а словам — возможность быть понятыми, теперь совершенно подавил и голос и слова из-за неумеренного звучания духовых инструментов. Густая оркестровка и тенденция заставить певцов состязаться с оркестром должны были побудить новые школы пения заняться развитием объема звука, а не обогащением его тембра.[7]

30 стр., 14644 слов

«Развитие певческих способностей детей старшего дошкольного ...

... звукоподражания. Пение как вид деятельности в детском саду ставит следующие задачи: -формировать у детей певческие умения ... в сольном и хоровом пении. В работе с детьми в обучении пению важно использовать упражнения на развитие музыкального слуха и голоса. ... в школу следует ввести песню: она несколько отдельных чувств сливает в одно сильное чувство и несколько сердец в одно сильно чувствующее сердце. В ...

Таким образом, анализ литературы позволил сделать вывод, что, академическое пение — это особый вид искусства, с помощью которого человек может передавать свои эмоции, чувства, мысли, переживания. Достичь красивого и полетного звучания, человек может благодаря совокупности знаний, умений и навыков, полученных путем усвоения полученной информации и ежедневных тренировок тела и голосового аппарата.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ АКАДЕМИЧЕСКОМУ ПЕНИЮ

Издавна музыке обучали всех аристократов, что придавало особый шик, дамам и кавалерам, с ее помощью формировались нравственные, эстетические и математические особенности. Обучаясь музыке человек начинает пространственно мыслить, запоминая нотный текст. Играющие и поющие люди лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Музыкальные занятия актуальны и по сей день, для развития музыкальных способностей у детей существуют музыкальные школы.

Детская музыкальная школа является особым учебным заведением, в котором дети, учащиеся в обычных øêîëàõ, дополнительно получают музыкальные знания, умения и навыки. Учащиеся Детских музыкальных школ обучаются игре на музыкальных инструментах, а также пению, основным музыкально-теоретическим дисциплинам (сольфеджио и элементарной теории музыки), изучают историю музыки и музыкальную литературу. Детская музыкальная школа является первой ступенью музыкального образования, где воспитывают воспитывают культурных музыкантов-любителей, а профессионально одаренных учеников готовят для поступления.

Основная цель создания классов сольного (академического) пения — приобщение детей и молодежи к основам мировой музыкальной культуры, развитие их музыкального и эстетического вкуса, формирование у них исполнительских умений и навыков. Обучение по специальности, осуществляется на основе единства вокального, общего музыкального и художественного развития учащихся. В результате этого процесса у детей воспитывается осознанное, творческое отношение к музыке и вокальному искусству в частности, приобретаются устойчивые вокальные навыки в сочетании с элементами исполнительского мастерства, происходит освоение разнообразного жанрового репертуара.

Бывает так, что дети приходят в Музыкальную школу уже с развитыми голосовыми недостатками (осиплость, крикливость и т.д.) и не правильными физиологическими ощущениями. Их исправление требует особо пристального внимания, терпения, деликатности, как преподавателя, так и самого ученика. На первых уроках следует внимательно изучить природные данные учащегося, строение и особенности вокального аппарата, выявить недостатки и дефекты пения: гнусавость, сип, крикливость звука, зажим челюсти, нестабильность дыхания и т.д.

5 стр., 2390 слов

Проблемы обучения детей церковному пению

... и различные исполнительские традиции, выражающиеся в конечном результате в определенной манере пения церковного хора. Отсюда проистекает следующее: "репертуарный" подход к богослужению вызывает необходимость профессионального обучения детей церковному пению на основе западно-европейской музыкальной ...

Во время составления индивидуального учебного плана, необходимо учитывать начальные вокальные и физиологические особенности учащегося, их изменение и перспективу развития. В конце учебного года, в плане, следует отразить уровень освоения поставленных задач и степень продвижения учащегося, а так же его выступления. Репертуар составляет основу воспитания музыканта, его вкуса. Поэтому подбор репертуара должен осуществляться из лучших произведений народной, классической и современной музыки, джазовых обработок (при этом оно должен соответствовать вокальным данным ученика).

При использовании в учебной работе вокальных произведений зарубежных авторов не следует сразу прибегать к пению на языке оригинала, так как недостаточное понимание языка сдерживает формирование музыкально-образного мышления.

Следует учитывать, что овладение техникой академического пения так же предусматривает приобретение навыков публичных выступлений. Желательно, постепенно приобщать детей к выступлениям, проводя контрольные прослушивания программы в классе при других учащихся, родителях и гостях. Для большинства детей выступления стимулируют их интерес и продвижение.

Обычно учебная программа рассчитана на пяти или семилетний курс обучения детей, поступающих в ДМШ или ДШИ в возрасте 7 — 9 лет, обладающих необходимыми вокальными и музыкальными данными, имеющих здоровый голосовой аппарат и проявляющих интерес к данной специальности.

Работа над вокальной техникой ведется систематически, на протяжении всего курса обучения, на основе материала включающего разнообразные упражнения (дыхательные и физические) и вокализы, так как именно эти формы работы дают наибольший эффект, особенно на начальном этапе обучения.

Формы текущего и промежуточного контроля могут быть разнообразны, в зависимости от возраста, исполнительского уровня: контрольный урок (в классе или в зале), академический концерт, сольный концерт, зачет.

Последовательность и распределение учебного материала в программе может изменяться, в зависимости от стоящих задач в обучении, определяемых педагогом. Обычно, занятия по предмету носят практический характер и проходят в форме индивидуальных уроков, продолжительностью 45 минут 2 раза в неделю.

Так как голос детей 7-8 лет находится в первоначальной стадии развития то он не велик по силе и высоко звучащий («фальцетное звучание»), т.к. окрашивается в верхнем резонаторе. Из-за чрезмерного напряжения голос может стать сиплым и неполное смыкание связок станет ощущаться болезненно. Гортань и голосовые мышцы в этом возрасте очень слабые и окончательно не сформированы. При правильном пении ребенок поет светло и легко, естественной манерой, при которой хорошо отмечается головное резонирование, связки имеют белую окраску и такие дети не страдают расстройством голоса.

Работу над голосом необходимо совмещать с работой над слухом. Слуховые навыки приобретаются благодаря несложным вокальным упражнениям, прививающим детям чувство лада. Чем больше учащийся воспримет музыкальных упражнений, основанных на ладовой основе, тем прочнее и органичнее разовьется его музыкальный слух.

19 стр., 9081 слов

Развитие певческих навыков и умений у детей дошкольного возраста

... значение развития певческих навыков и умений у детей дошкольного возраста. Данная цель конкретизируется в следующих задачах: Рассмотреть пение как вид музыкальной деятельности дошкольников. Проанализировать характеристику певческой деятельности ребёнка. Изучить возрастные особенности слуха и голоса ребёнка. Рассмотреть ...

Самые первые занятия, вне зависимости от качества голоса ученика и метода преподавания педагога, следует придерживаться общепринятых правил, проверенных практикой. Уроки не должны превышать 20-25 минут с перерывами между упражнениями т.к. голосовой аппарат быстро устает, а вокально-технические упражнения требуют большого напряжения внимания. Что бы ребенок не уставал первое время, на уроке всегда, лучше делать несколько перерывов для отдыха ученика при этом чередуя виды деятельности. Осторожность в смысле нагрузки должна быть соблюдена. Самостоятельные занятия следует категорически запретить на достаточно долгое время, пока у педагога не появится уверенность, что без его контроля ученик будет петь сохраняя выработанные навыки, а не разрушая их другой манерой голосообразования.

Начинать работу во всех случаях необходимо с центрального диапазона, отталкиваясь от самых удачных звуков. Предельных верхних и нижних звуков следует избегать, т.к. может возникнуть потребность в дополнительных усилиях, в следствие которых может произойти форсация звука и срыв голоса. Развитие голоса надо начинать с простых упражнений, не захватывающих переходных нот. Самые хорошо звучащие нотки находятся в середине диапазона, именно с них можно начинать расширять диапазон вверх и вниз. При этом поющий, должен легко, переносить на соседние звуки незначительно измененную мышечную установку, характерную для зоны примарного звучания. Эта работа ведется осторожно и постепенно. Такой метод расширения диапазона определяют как метод концентрического развития голоса. Его основоположником был М.И. Глинка. «По моей методе надобно сперва усовершенствовать натуральные ноты (то есть без всякого усилия), ибо, усовершенствовать их, мало-помалу потом можно обработать и довести до возможного совершенства и остальные его звуки».[7]

Необходимо найти правильную сила звука потому что громкое пение, связано с перенапряжением голосового аппарата (не проявляется тембровые качествами плохо развивается диапазон, а тихое пение приводит к снятию звука с опоры, к «бездыханному пению». Хорошая работа голосовых мышц возможна тогда, когда присутствует дыхательная опора. Как показали научные исследования, дыхание является активизатором действия гортанного сфинктера и поэтому должно быть достаточно хорошо задержано, что и имеет место при звуке умеренной силы. Как сказал Глинка, начинать петь надо ни на forte, ни на piano,а «вольно» — так, как присуще данному голосу. [8] Упражнения для начинающих должны быть простыми, чтобы ученик мог сосредоточиться на технике голосообразования.

Нужно требовать точности атаки звука и чистоты интонации. Музыкальности выполнения упражнений так же следует добиваться с первых уроков. Желательно как можно скорее отойти от дублирования вокальной партии в упражнениях и давать их с хорошо продуманным аккомпанементом. Это будет способствовать развитию музыкальности, обострит слух ученика и поможет становлению элементарных навыков пения с аккомпанементом.

В добавок, ко всему выше перечисленному следует сразу обратить внимание на некоторые внешние моменты: на установку корпуса и головы. Об этом писали такие авторы как Вербов А., Левидов И, Голубев П., и многие другие. Вопрос о положении корпуса в пении следует рассматривать с разных сторон — с эстетической и с физиологической (принятая поза влияет на голосообразование).

5 стр., 2132 слов

Охрана и развитие голоса эстрадного вокалиста

... профилактики болезней голоса разработан ряд мер, которые необходимо выполнять всем, кто посвящает себя пению. Автор А. Е. Егоров указывает на тот факт, что «охрана голоса - уровень ... болезням голоса, сформулируем основные правила, способствующие охране голоса эстрадного певца. На этой основе в третьей части курсовой работы мы конкретизирует черты современной постановки голоса эстрадного вокалиста, ...

Нужно знать как правильно выйти на сцену, встать у инструмента, держаться во время исполнения — все это очень важную роль. Выработка навыков поведения на сцене так же является задачей педагога по классу сольного пения. Поза должна быть естественной, непринужденной, красивой, исключающей всякие зажимы внутри, сжатые кулаки, лишние сопутствующие движения. Свободное, но активное состояние корпуса, дает задачу мышцам на выполнение фонационного задания. Если поза вялая, пассивная — трудно рассчитывать на быстрое развитие нужных навыков.

Работа над вокальными навыками зачастую связана с решением о технических задач по этому, что бы эта работа не казалась тяжёлой и приносила удовольствие, нужно обязательно использовать игровые моменты. Восприятие информации через игру помогает поддерживать у детей интерес к занятиям музыкой.

Все выше перечисленные правила и рекомендации особо важно проводить в жизнь уже с первых занятий. С этими заданиями ребенок легко справится потому, что они выполняются до начала звучания, когда внимание свободно от фонационных задач. Важно, чтобы педагог внимательно следил за выполнением этих заданий и при не правильном их выполнении сообщал об этом ученику, показывая как их исправить.

Таким образом, анализ литературы позволил сделать вывод, что процесс обучения младших школьников академическому пению — это совокупность определенных правил, упражнений и рекомендаций, которые ученик должен выполнять под чутким руководством педагога

. СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕТА ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ АКАДЕМИЧЕСКОМУ ПЕНИЮ

Изучая различные источники литературы по теме своей курсовой работы, стало понятно, что все авторы, независимо от эпохи и вокальной школы, склонны придерживаться схожих позиций при учете возрастных особенностей во время обучения младших школьников академическому вокалу.

Как нам известно, уже в средние века в Италии и Франции существовали церковные школы. Из дошедших до нас сведений в Древней Руси (11-13 вв.) детей, начиная с 6-7 лет, обучали пению в монастырских и церковных школах. Уже в то время отмечалось, что пение должно быть светлым и нежным. Следствием активно развивающегося музыкального образования, является появление переписанных духовных сочинений, открытие частных школы, где пение было основным предметом. В 13 в., собор поручает церковное пение «специально обученным людям» и увеличивает число певческих школ. При Иване Грозном появляются училища при церквях, профессиональные хоры (хор государевых певчих дьяков).

Главная обязанность хора — пение во время богослужений. В повседневной жизни певчие дьяки обучали пению царских детей. Так же в 16 в. был создается профессиональный хор «патриарших певчих дьяков», который позже получает название «Синодальный хор». Так как звучание женских голосов в то время в смешанном хоре не использовалось, то в связи с развитием светского многоголосного пения в мужские профессиональные хоры вводились голоса мальчиков (альты и дисканты).

15 стр., 7290 слов

Пение как основной вид музыкальной деятельности дошкольников

... детей. Охрана детского голоса. Музыкальный руководитель и воспитатель должны не только знать репертуар детских песен, владеть методикой пения, но и беречь голос детей, следить за тем, чтобы дети пели естественным голосом, не форсируя звука, ...

В 17 веке в Россию проникает западный стиль «концертного пения», под влиянием которого постепенно утверждается многоголосное пение, а голоса получают название — бас, тенор, альт, дискант. Исполнители в профессиональных хорах обладали прекрасными голосами. Лучшие детские и взрослые голоса набирались по всей России. Симеоном Полоцким (воспитанником академии Киево-Могилянской академии) создана система обучения, в которой уделяется большое внимание эстетическому воспитанию. Музыкант и педагог Н. Дилецкий впервые на русском языке изложил правила певческого обучения детей. Он требовал понимания содержания песни, выразительного исполнения, применял наглядный метод используя пальцы руки для уяснения расположения нот на нотном стане.

Уже в те далекие времена была установлена взаимосвязь развития речевой и певческой функции голосового аппарата человека. В первом учебнике по правилам чтения «Псалтыря» сформулированы по сути дела основы певческого обучения, хотя речь там идет о грамоте. Она воспитывалась с детских лет и была национальной особенностью речи. В учебнике по чтению говорится о высоком и звонком детском звучании, среднем по силе голоса, о ровности звука и плавности дыхания. Все это переносилось на пение. Таким образом, обучение грамоте содействовало воспитанию определенных певческих навыков.

Когда хоровое исполнительство вышло за рамки церкви, появилась полудуховная-полусветская музыка получившая название канты, в которых нашло отражение влияние народной песни. Параллельно так же под влиянием народной музыки складывается детский репертуар. До нас дошли такие песни, как: «Ай, во поле липенька», «А мы просо сеяли», «Посеяли девки лен» и другие. «Детей подготавливали не только в хоры, но и в театры, где играли крепостные. Первую русскую театральную школу языковед С. Булич назвал первой русской консерваторией, разумея, очевидно, высокие требования к обучению.»[1]

В начале 18 века продолжается расширение хоровой исполнительской деятельности. Собирались особые хоры из специально обученных исполнению особо сложных хоровых произведений мальчиков, юношей и мужчин, обладавших прекрасными голосами. В 1740 году в городе Глухове Черниговской губернии была основана специальная детская певческая школа, где обучались мальчики со всей Украины, обладавшие лучшими голосами. Кроме школы в Глухове при Дворе была создана специальная певческая школа на 20 человек, из которых готовили певчих для Придворной певческой капеллы, где дети достигали высокого исполнительского мастерства и имели серьезную вокальную и музыкальную подготовку. Необходимо отметить, что с развитием хорового пения складывались и основы вокального воспитания. С детства певцы обучались правильному, свободному звучанию, чего требовал стиль церковного пения. Несмотря на принципы обеспечения щадящего режима голосообразования, которые были изложены уже в первых методических рекомендациях, в певческой практике имело место нарушение певческих норм, что приводило к порче голосового аппарата детей. Требования к исполняемым произведениям были зачастую непосильны для еще неокрепших детских голосов. Большая концертная нагрузка и ранняя исполнительская деятельность растрачивали нервные силы и надрывали голоса маленьких певцов.

«Сведениями о развившемся «вундеркизме» и рабской купле-продаже детей- музыкантов испещрены газеты того времени. Для привлечения публики выпускали в концертах даже дошкольников, наиболее одаренных в вокальном отношении, не говоря уже о детях 10-14 лет, считавшихся зрелыми артистами. «…Будет выступать певица — трехлетняя девица…», «… 11-летний мальчик Николай Матвеев будет петь самые трудные и приятные арии… « (из «Петербургских» и «Московских ведомостей»).»[2]

Во второй половине 18 века огромное влияние на музыкальную культуру оказывала народная песня. К этому времени уже практиковалась запись народных мелодий. Народная песня исполнялась не только в «низших» кругах общества, но и среди дворян. Она была основой музыкальной культуры. Росло количество провинциальных хоров. Много детей пело в частных хорах, набиравшихся из крепостных. В Петербурге были прекрасные хоры — шляхетского корпуса и университета, славились хор графа Шереметьева, хор князя Голицына.

К 19 веку появляется самостоятельная русская школа, которую связывают с именем М.И. Глинки, который написал упражнения для развития голоса, отличающиеся своей универсальностью и использовались для всех голосов. Принципы, заложенные в этих упражнениях, легли в основу обучения пению и детей. Сам М.И. Глинка использовал их при обучении пению детей в придворной певческой капелле и театральном училище, где обучал пению девочек. М.И. Глинка сначала укреплял средние звуки общего диапазона голоса, а затем уже верхние и нижние. Поэтому его метод был назван «концентрическим». Наилучшим условием для развития детского голоса Глинка считал формирование звонкого, серебристого и нежного его звучания при свободном голосообразовании, средней силе голоса, ровного по тембру по всему диапазону. Даже альты у него обязательно легкие. Созданная позже «Полная школа пения» А. Е. Варламова и вокально- методические указания М. И. Глинки являются целой эпохой русской вокальной педагогики. Здесь нашли отражение все принципы, на которых основано пение, учтены особенности развития детского голоса. Варламов, как и Глинка, придавал особое значение слуху, напевности, не допуская форсирования звука.

Последователем и горячим сторонником вокальной методики Глинки был В.Ф. Одоевский. Проявляя внимание к менее способным ученикам, он указывал на взаимосвязь слуха, зрения и голоса. В обучении Одоевский стремился к последовательности.

В конце 19 века усиливается борьба за массовое обучение детей пению и в методических разработках все чаще высказывается мысль о возможности и необходимости обучения пению всех детей. Пение признается основой формирования музыкальной культуры, что явилось весьма прогрессивной идеей для того времени.

Однако на практике в большинстве школ ситуация оставляла желать лучшего. Отсутствовала система, не учитывались возрастные особенности учащихся, не было надлежащего внимания к задачам эстетического воспитания средствами вокального искусства.

На страницах печати все чаще поднимается вопрос о понимании певческого процесса, о вокальном слухе и о сознательном слуховом контроле учащихся. С 90-х годов 19 века произошло разделение светского и церковного пения на уроках в учебных заведениях. Однако прогрессивные идеи о массовом обучении пению не могли еще осуществиться, так как в школах того времени не было для этого условий. И в целом в дореволюционной России образование не могло быть массовым. Настоящие знания были доступны лишь детям буржуазии. Народное образование в России оставалось неудовлетворительным. Пение в большинстве школ преподавалось бессистемно, недооценивались важнейшие педагогические требования.

В конце 19 — начале 20 века в литературе критикуются эксплуататорские методы хорового обучения в школе. Появляются протесты против пения детей в церковных хорах, так как во время репетиций и слишком продолжительных служб дети уставали. Пытаясь решить проблему детского репертуара, крупные музыканты — А.К. Лядов, А.Т. Гречанинов, П.Г. Чесноков, В.С. Калинников — создают сборники детских песен.

В начале 20в. появляется перевод методического пособия Д. Бетса, в котором основными принципами воспитания детского голоса автор считает: отказ от крикливости в пении, ограничение использования крайних звуков диапазона, формирование звонкого головного звучания. Особое внимание в работе Бетса занимает вопрос о выполнении режима и правилах гигиены голоса. Специальный раздел книги отведен вопросу мутации. Таким образом, в дореволюционный период стиль духовного пения определил основные качественные характеристики звучания детских голосов: легкость и звонкость тембра; умеренность по силе в удобной, в основном средней, тесситуре. Все это настраивает детский голос на фальцетное или близкое к фальцетному звучание, что было социально обусловлено.

Чтобы добиться основных качественных характеристик перечисленных выше, необходимо тщательно подбирать дыхательные, физические и вокальные упражнения которые необходимы для развития вокальных умений и навыков. Необходимо помнить, что при обучении младших школьников пению приходится учитывать их возрастные особенности. Характеризуя голос ребенка младшего школьного возраста, Е. М. Малинина пишет о необходимости помнить следующие моменты: голос должен быть легким, светлым, «свирельным», серебристым, сила небольшая; колебательная манера голосовых связок лишь их краями; атака звука «мягкая»; гортань в высоком положении… [7]

Думаю первым, на что обратит внимание ученика педагог, является дыхание, так как его роль в пении, как отмечает в своей книге А. Вербов, аналогично роли смычка при игре на скрипке и совершенно идентичны с ролью меха в органе. Назначение меха органа заключается в том, чтобы поддерживать достаточное и равномерное давление воздуха в трубах под их язычками, что достигается равномерным давлением ноги на педаль при отсутствии утечки воздуха в самом мехе.

Можно отметить, что весь дыхательный аппарат певца (грудная клетка, легкие, брюшные стенки) должен быть использован таким образом, чтобы сначала обеспечить достаточный запас рабочего воздуха, а затем под равномерным давлением пропустить его через напряженные голосовые связки (голосовые струны).

Обучение правильному певческому дыханию является одним из самых сложных процессов при обучении пению. В процессе пения не следует строго ограничивать типы дыхания по этому деление дыхания на ключичное, грудное или диафрагматическое можно считать чисто условным, таким образом, можно сделать вывод, что мы имеем дело со смешанным типом дыхания. Поверхностное дыхание (ключичное) является неприемлемым для пения.

Принципы работы над певческим дыханием при работе с детьми в основном те же что и со взрослыми. Но обучая детей пению, необходимо учитывать их возрастные особенности, по этому пражнения должны быть простыми и понятными, терминология при объяснении должна быть доступная для понимания. Ребенку необходимо показывать наглядно практические приемы правильного и неправильного дыхания. Поверхностное дыхание у детей — следствие слабого развития диафрагмы, а также межреберных и грудных мышц.

Способами для развития дыхания в этом возрасте является дыхательная гимнастика и вокальные упражнения, развивающие длительность выдоха. Учащийся должен знать, что сначала осуществляется плавный вдох, при этом воздух забирается в не большом количестве, за тем — задержка дыхания и равномерный выдох. Вдох должен быть тихим, дыхание рекомендуется брать через нос.

Важным, при развитии навыков певческого дыхания, является правильная певческая постановка — ребенок должен стоять прямо, плечи должны быть расслаблены и опущены вниз, положение головы прямое, без напряжения, плечи расправлены; руки свободно опущены вниз.

Формирование гласных поможет создать спокойное, естественное, устойчивое положение гортани и дыхания. Критерием оценки правильности дыхания служат слуховые и мышечные ощущения. Красивый полетный звук, есть результат естественной координации систем, участвующих в голосообразовании.

Вырабатывать навыки глубокого дыхания помогают такие образные сравнения: «вдохни так, чтобы воздух дошёл до живота». Длительный выдох, умение экономно расходовать выдыхаемый воздух, распределить его на целую фразу в пении — важная задача в выработке навыков певческого дыхания.

Итак, первоначальном этапе обучения в основном следует обращать внимание на то, чтобы ребенок дышал спокойно, бесшумно, не поднимая плеч, чтобы распределял выдох до конца небольшой фразы и не брал дыхание в середине слова. Следует говорить ребенку о том, что он делает правильно, а что нет. Дыхательные упражнения обычно проводятся в начале урока в течение 2-3 минут.

Следующим, на что должен обратить свое внимание педагог — звукообразование, обусловленое сложной работой голосового аппарата. Важным вопросом певческого звукообразования является атака звука, связанная со способом его возникновения в гортани, с характером работы голосовых складок.

А. Вербов, под атакой звука понимает момент начинания звука, точнее — характер истепень сближения голосовых связок в начале тона. Таких способов, как известно, считается три: твердая, придыхательная, мягкая атака.

Твердая атака: связки смыкаются плотно, звук получается энергичный, твердый. Мягкая атака: связки смыкаются менее плотно, звук получается мягкий. Придыхательная атака: связки смыкаются не полностью. Чаще всего придыхательная атака свидетельствует о болезни горла, возможных узелках на связках, общей вялости связок, слабом вдохе и выдохе и т.д.

В детском пении применяется и мягкая, и твердая атаки. Как известно, при мягкой атаке звук воспроизводится без толчка, по этому требуется точность в становлении звука, и появляется необходимость работать над преодолением расплывчатости его возникновения. При твердой атаке звука надо обязательно следить, чтобы он не был крикливым, форсированным. В работе над качеством звука часто применяется принцип контрастного сопоставления: гнусавому, глухому, крикливому, pезкому звуку противопоставляется звук красивый, нежный, мягкий округлый, звонкий, тембристый.

Условиями грамотного звукообразования являются правильно открытый рот; свободно опускающаяся челюсть; активные, но при этом свободные губы; четкая артикуляция каждого звука. Баранова О.В., в своей методической работе описывает несколько требований к звукообразованию: Первое требование — воспитание напевного, протяжного звучания голоса. Детям необходимо объяснить, что петь — значит тянуть звук, то есть протяжно исполнять каждый гласный звук. Можно вкючить образное мышление усеника сказав: «Представь, что каждая буква -это бусинка, которую ты одеваешь на веревочку». Педагог обращает внимание учащихся на особенности звучания гласных звуков в пении: для того чтобы пение было красивым и правильным, необходимо округленно и мягко исполнять все гласные звуки: да — дэ — ди — до — ду. При пении на заданной высоте разных гласных следить, чтобы звук тянулся ровно, без толчков. Вокальная методика отводит вопросу формирования гласных большое место еще и потому, что вокальные качества голоса ищутся и совершенствуются на пении того или иного гласного звука или сочетании согласного и гласного. При обучении пению не следует исходить из предвзятого мнения о необходимости держать губы, язык в определенном положении. Педагог должен идти от качества звука, чистоты произношения на этом звуке той или иной гласной, так как отличное звукоизвлечение можно наблюдать при самых разнообразных положениях языка и губ (необходимо учитывать индивидуальность ученика).

Гласный «у» помогает выработке пения на «зевке», так как при его формировании мягкое небо находит правильное положение. Использование в упражнениях гласного звука «у» ведет к образованию четкого, фиксирующего высоту звука. Пропев эту секвенцию закрытым ртом в нескольких тональностях, можно перейти на слог «лё». Здесь важно сохранить ту же ровность звука, которая была достигнута при пении с закрытым ртом.

Следующее упражнение построено на интонировании нисходящего мажорного и минорного трезвучия. Важным методом воспитания правильного певческого звукообразования является показ педагогом, демонстрация правильного звучания и ошибок. Основная задача первоначального этапа обучения — воспитание у ребенка умения слушать самого себя, контролировать воспроизводимый звук, сосредоточиться на звучании. Если педагог постоянно aкцентирует внимание на анализе качества пения, то тем самым добивается и активизации слуха. Слух совершенствуется, если обучение поставлено правильно. Дети знакомятся с первоначальными звуковысотными и ритмическими понятиями, которые складываются в ходе постоянных упражнений, развивающих мелодический слух, определяют движение мелодии, сравнивают звуки разной высоты, длительности.

Так как в этом возрасте голосовой аппарат еще не сформирован и укрепляется вместе с общим развитием организма, он требует к себе бережного отношения. Певческое звучание из-за неполного смыкания голосовых связок и колебания только их краев характеризуется легкостью, недостаточной звонкостью и поэтому необходимо постоянно следить, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения. Важным в работе педагога является общение не только с детьми, но и с их родителями, которым необходимо разъяснять о вредности крикливого пения, а также пения на улице в сырую и холодную погоду.

В работе над звукообразованием важно укреплять и развивать певческий диапазон детей. Однако делать это нужно крайне осторожно, пользуясь главным правилом педагога «не навреди». Расширению диапазона способствуют небольшие упражнения, которые каждый раз поются в более высокой тональности.

Главным требованием звукообразования является — правильный, красивый певческий звук.

Так же важным моментом при обучении детей академическому вокалу является дикция, т.к. музыка органически связана со словом. В образовании музыкальной речи, как и в обычной речи, принимают участие органы надставной трубы. Эта часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, называется артикуляционным аппаратом, а органы, входящие в его состав — артикуляционными органами. К ним относятся: ротовая полость с языком, мягким небом, нижней челюстью, глотка, гортань. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных и согласных), называется артикуляцией. [12]

Часто у юных певцов артикуляционный аппарат работает слабо, он скован, зажат. Этот недостаток необходимо сразу же устранять путем мягкого опускания челюсти при полном спокойствии лицевых мышц. Серьезным тормозом в работе над артикуляцией являются напряженные движения языка. Выправить этот недостаток помогают слоги с зубными язычными согласными: д, з, т, р, л, н, а также губными: б, п, в, м, оставляющими заднюю часть языка в пассивном состоянии.

Баранова О.В. Отмечает, что основу вокальной дикции составляет звучание определенного певческого тона, которое остается неизменным при произношении различных гласных, а также их комбинации. Таким образом, в пении происходит округление гласных, связанное с техникой певческого голосообразования. Округление (в какой-то степени «нейтрализация» гласных) обусловливается также относительно устойчивым положением гортани в пении. При этом, а приближается к о, и — к ю, е — к э.

Вокальная дикция требует повышенной активности артикуляционного аппарата. Причиной плохой дикции в пении является вялость артикуляции — гласные и согласные не имеют необходимой четкости и устойчивости, звук приобретает невыразительный характер. Особое значение для качества вокальных гласных имеет активность не только передней части артикуляционного аппарата, но и заднего отдела — глотки, непосредственно связанной с гортанью (активностью мягкого неба и корня языка).

Однако эта активность не должна приводить к перенапряжению, форсированию работы глотки, т.к. это приведет к искажению гласных. Согласные следует произносить кратко, четко, многие из них для своего образования требуют значительного выдоха или активного движения языка. Часть согласных произносится с участием голосовых связок, часть без него (при помощи пропускания струи воздуха в щель между языком и небом, языком и зубами).

Согласные, которые произносятся с участием голосовых связок (б, в, г, д ), благоприятны в вокальном отношении. Поэтому тексты песен, содержащие большое количество таких согласных, в пении наиболее удобны. Важное значение в работе над дикцией и звучанием детского голоса имеет применение слогов, состоящих из различных сочетаний гласных и согласных, ибо согласный звук придает большую ясность, четкость артикуляционной оформленности гласного. Сочетание гласных у, о с согласными, произносящимися с участием заднего отдела артикуляционного аппарата, например, слоги ку, гу, наиболее эффективно в борьбе с «белым», «плоским», «открытым» звучанием. Выработать звонкий, светлый звук у детей поющих глухим звуком можно благодаря применению гласных и, е с согласными, произносящимися с участием переднего отдела артикуляционного аппарата (ди, ле, зи ).

Артикуляционный аппарат способен в значительной степени к дифференцированным движениям его отдельных частей. Он доступен непосредственному наблюдению и контролю, как со стороны педагога, так и самого учащегося. Поэтому работа над дикцией — одно из средств, косвенно регулирующих работу тех частей голосового аппарата, которые функционируют непроизвольно.

Характерным недостатком дикции детей обычно бывает вялость артикуляции (малоподвижные губы, язык, нижняя челюсть, плохо открывающийся рот).

Иногда наблюдается и другой недостаток — утрированная дикция, лишающая голос необходимой вокальности.

Педагогу необходимо помнить и довести до сведения ученика следующие важные правила:

  1. согласные, которыми заканчиваются слог или слово, должны относиться к следующему слогу или слову;
  2. одинаковые гласные, встречающиеся в конце одного и начале другого слова поются раздельно, например: «Там где » поётся «та — мгде »…
  3. с детьми младшего возраста необходимо усиленно работать над согласными, которые вырабатываются у них постепенно, так как четкость фонем сильно зависит от артикуляционной подвижности языка.

В возрасте 7 лет при целенаправленной работе и внимательном отношении к речи ребенка в семье и в школе подвижность языка становится достаточно хорошей. Очень часто у детей встречаются дефекты произношения согласных «С» и «Р», из которых скорее исправляется «С». Для ее быстрого исправления необходимо отобрать несколько слов, начинающихся с согласной «С», и произносить их ежедневно, прижимая кончик языка к верхним зубам. При частых упражнениях недостаток постепенно исчезает. С большей трудностью исправляется согласный «Р», особенно если он носит характер картавости. Выправлять эту фонему следует при помощи перестройки движения языка, т. е. освобождения от напряжения его задней стенки. Такое освобождение приносят зубные согласные. Работать над исправлением необходимо в следующих сочетаниях: ДТ, ДРРР, ТРР . При постоянных занятиях недостаток может исправиться во внеклассной работе, но при его стойкости ученика следует направить для его к специалистам-логопедам. Так как пение, связанное со словом, обогащает детские представления, не следует долго задерживаться на упражнениях только со слогами, а переходить к однотактным упражнениям с трёхсложными словами, имеющими ударения на последнем слоге: ти-ши-на, у-ра-ган, гром гре-мит . Такой подбор слов необходим в целях единого и грамотного сочетания слова с музыкальным временем.

Для усовершенствования певческого слова в занятия можно включить скороговорки, улучшающие не только артикуляционную подвижность речевых органов, но и развивающие зрительное внимание учеников, необходимое для запоминания нотных знаков.

Так как голос детей 7-8 лет находится в первоначальной стадии развития то он не велик по силе и высоко звучащий («фальцетное звучание»), т.к. окрашивается в верхнем резонаторе. Из-за чрезмерного напряжения голос может стать сиплым и неполное смыкание связок станет ощущаться болезненно. Гортань и голосовые мышцы в этом возрасте очень слабые и окончательно не сформированы. При правильном пении ребенок поет светло и легко, естественной манерой, при которой хорошо отмечается головное резонирование, связки имеют белую окраску и такие дети не страдают расстройством голоса.

Работу над голосом необходимо совмещать с работой над слухом. Слуховые навыки приобретаются благодаря несложным вокальным упражнениям, прививающим детям чувство лада. Чем больше учащийся воспримет музыкальных упражнений, основанных на ладовой основе, тем прочнее и органичнее разовьется его музыкальный слух.

Самые первые занятия, вне зависимости от качества голоса ученика и метода преподавания педагога, следует придерживаться общепринятых правил, проверенных практикой. Уроки не должны превышать 20-25 минут с перерывами между упражнениями т.к. голосовой аппарат быстро устает, а вокально-технические упражнения требуют большого напряжения внимания. Что бы ребенок не уставал первое время, на уроке всегда, лучше делать несколько перерывов для отдыха ученика при этом чередуя виды деятельности. Осторожность в смысле нагрузки должна быть соблюдена. Самостоятельные занятия следует категорически запретить на достаточно долгое время, пока у педагога не появится уверенность, что без его контроля ученик будет петь сохраняя выработанные навыки, а не разрушая их другой манерой голосообразования.

Начинать работу во всех случаях необходимо с центрального диапазона, отталкиваясь от самых удачных звуков. Предельных верхних и нижних звуков следует избегать, т.к. может возникнуть потребность в дополнительных усилиях, в следствие которых может произойти форсация звука и срыв голоса. Развитие голоса надо начинать с простых упражнений, не захватывающих переходных нот. Самые хорошо звучащие нотки находятся в середине диапазона, именно с них можно начинать расширять диапазон вверх и вниз. При этом поющий, должен легко, переносить на соседние звуки незначительно измененную мышечную установку, характерную для зоны примарного звучания. Эта работа ведется осторожно и постепенно. Такой метод расширения диапазона определяют как метод концентрического развития голоса. Его основоположником был М.И. Глинка. «По моей методе надобно сперва усовершенствовать натуральные ноты (то есть без всякого усилия), ибо, усовершенствовать их, мало-помалу потом можно обработать и довести до возможного совершенства и остальные его звуки».[8]

Необходимо найти правильную сила звука потому что громкое пение, связано с перенапряжением голосового аппарата (не проявляется тембровые качествами плохо развивается диапазон, а тихое пение приводит к снятию звука с опоры, к «бездыханному пению». Хорошая работа голосовых мышц возможна тогда, когда присутствует дыхательная опора. Как показали научные исследования, дыхание является активизатором действия гортанного сфинктера и поэтому должно быть достаточно хорошо задержано, что и имеет место при звуке умеренной силы. Как сказал Глинка, начинать петь надо ни на forte, ни на piano,а «вольно» — так, как присуще данному голосу. [7] Упражнения для начинающих должны быть простыми, чтобы ученик мог сосредоточиться на технике голосообразования.

Таким образом, в результате анализа литературы мы пришли к выводу, что способами реализации учета возрастных особенностей при обучении младших школьников академическому пению являются:

уроки продолжительностью 20-25 минут с перерывами между упражнениями, т.к. голосовой аппарат быстро устает;

использование простых упражнений с учетом центрального диапазона;

использование метода концентрического развития голоса.

академическое пение младший школьник

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Занятия академическим пением затрагивает такие важнейшие сферы жизнедеятельности как здоровье и интеллектуальное развитие. С помощью пения ребенок, гармонично и разносторонне развивается, учится передавать свои эмоции, чувства, мысли, переживания. Важно знать, что оптимальный период для занятий искусством — детство, когда человек открыт для диалога и восприятия информации. Процесс обучения пению требует от ребенка большой активности и умственного напряжения. Он учится сравнивать свое пение с пением других, прислушиваться к исполняемой мелодии на фортепиано, сопоставлять характер музыкальных фраз, оценивать качество исполнения. Благодаря совокупности знаний, умений и навыков, полученных путем усвоения полученной информации и ежедневных тренировок тела и голосового аппарата ученик может достичь красивого и полетного звучания.

Занятие пением выполняет сразу несколько важных функций: развивает ребенка физически и эмоционально. Пение благотворно влияет на детский организм, формирует правильную систему дыхания, помогает развитию речи, укреплению голосового аппарата. В процессе обучения особенно активно развиваются основные музыкальные способности ребенка: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма. Таким образом, анализ литературы позволил сделать вывод, что процесс обучения младших школьников академическому пению это совокупность определенных правил, упражнений и рекомендаций, которые ученик должен выполнять под чутким руководством педагога.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что если педагог будет правильно учитывать возрастные особенности своего ученика, а именно: определять продолжительность уроков, подбирать удобные для голоса упражнения, вести наблюдение за физическим состоянием ученика (чтобы он не был зажат или излишне расслаблен), то ему удастся заложить основу тех знаний, умений и навыков, которые тот в свою очередь, идя по жизни будет приумножать.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/akademicheskiy-vokal/

  1. Багадуров В. Вокальное воспитание детей. М.: Музыка, 1952. — 96с.
  2. Блинова М.П. Некоторые вопросы музыкального воспитания школьников в свете учения о высшей нервной деятельности: Пособие для учителей пения. М.-Л.: Просвещение, 1964. — 104 с.
  3. Венгрус Л.А. Пение и «фундамент музыкальности». Великий Новгород.: 2000. — 204 с.
  4. Вербов А. Техника постановки голоса, Л.: Тритон 1931.-51с.
  5. Глинка М.И. Упражнения для усовершенствования голоса: соч. в 11 т. Михаил Глинка; [ Полное собр. подгот. Н.Н. Загорный]. — Л.: Госмузиздат, 1963. — 113с.
  6. Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. М.: Госмузиздат, 1956 — 62 с.
  7. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики.-М.: Москва, 2000.- 306с.
  8. Добровольская Н.Н. Вокально хоровые упражнения в детском хоре. М.: Музыка, 1987. — 5с.
  9. Лаури-Вольпи Дж. Вокальные параллели. Пер. с ит. Ю.Н. Ильина. -Л.: Музыка, 1972. — 303с.
  10. Левидов И.И. Вокальное воспитание детей. Л.: Тритон, 1936. — 53с.
  11. Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.: Прометей, 1992. — 270с.
  12. Черкасова Т. П. Методическая работа на тему: «Роль дикции в пении» М.: 2009.