Развитие творческих способностей учащихся детской художественной школы на занятиях по живописи (на примере натюрморта)

Курсовая работа

Введение, Актуальность выбранной темы

Формирование и развитие творческих способностей у учащихся детской художественной школы является основополагающим фактором овладения ими профессиональными практическими живописными умениями.

Решение задач развития творческих способностей у учащихся детской художественной школы играет большую роль как начального художественного образования, предопределяющего профессиональную деятельность учащихся. В настоящее время в системе художественной подготовки развития творческих способностей осуществляется учебными дисциплинами, однако на сегодняшний день в школьной практике развитию творческих способностей уделяется мало внимания. Просмотры учебно-творческих работ учащихся детской художественной школы редко показывают их высокий уровень. Методические подходы к развитию творческих способностей имеют различный уровень эффективности. Актуальной становится проблема развития творческих способностей, которая в большей степени состоит в поиске вариантов эффективных методов, и способов развития творческих способностей. Поэтому стало необходимым рассмотреть, как с помощью последовательных, грамотных методических действий развить творческие способности учащихся, являющиеся основой профессионального обучения живописи.

Цель курсовой работы:

Задачи:

1. Проанализировать психологические возрастные особенности развития творческих способностей учащихся детской художественной школы на занятиях по живописи.

2. Выявить педагогические условия развития творческих способностей учащихся детской художественной школы на занятиях по живописи.

3. Разработать критерии оценки уровня развития творческих способностей учащихся детской художественной школы (на примере живописи натюрморта).

4. Выявить типичные ошибки учащихся детской художественной школы на занятиях по живописи (на примере натюрморта).

5. Разработать методические рекомендации, способствующие эффективному развитию творческих способностей учащихся детской художественной школы на занятиях по живописи (на примере натюрморта).

6. Разработать планы-конспекты уроков по живописи (на примере натюрморта).

Методологическую основу курсовой работы

  • теоретические труды по возрастной психологии, психологии художественного творчества (Д.Б. Богоявленская,Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, В.С. Кузин, Н.С. Лейтес, К.К. Платонов,. Я.А. Пономарев, Л.С. Рубинштейн. Б. М. Теплов, В.Д. Шадриков,);
  • труды по педагогике (В.И.

Андреев, Г.И. Верглес, П.Г Василенко, Н.В Чекалева, О.С Михайлова, Л.Г. Медведев);

7 стр., 3284 слов

Роль кабинета изобразительного искусства в формировании творческих ...

... достичь этого? ролевые функции кабинета изобразительного искусства в формировании творческих способностей учащихся, а именно: 1. Кабинет искусства – это учебно - развивающий центр, который активно формирует эстетическую потребность общения учащихся с искусством; 2. Кабинет –это комфортная образовательная среда, ...

  • теоретические труды по методике обучения изобразительному искусству (Т.Г. Казакова, Л.Б. Рылова);
  • теоретические труды по композиции, цветоведению, живописи (Н.Н.

Волков, З.Н. Новлянская, А.А. МеликПашаев );

  • научные статьи и диссертационные исследования по научной специальности 13.00.02 (Ж.Р. Нестерова, С.А. Мочалова, Т.Л. Журикова, Е.И. Коротеева).

методы исследований:

1. Теоретический: анализ психолого-педагогической, методической литературы.

2. Эмпирический (педагогический эксперимент): практическая работа с учащимися детских художественных школ, педагогические наблюдения за учебно-творческой деятельностью на занятиях по живописи, анализ учебно-творческих работ учащихся.

Практическая значимость., Внедрение курсовой работы., Структура курсовой работы.

1. Психолого-педагогические особенности развития творческих способностей учащихся детской художественной школы на занятиях по живописи (на примере натюрморта)

1.1 Возрастные психологические особенности развития творческих способностей учащихся детской художественной школы на занятиях по живописи (на примере натюрморта)

Одной из основных задач, стоящих перед педагогической психологией на современном этапе развития общества, является наиболее полное раскрытие творческого потенциала подрастающего поколения, поскольку без творчества невозможна эволюция общества, движение к прогрессу. Именно поэтому в современной педагогике и психологии подходам к определению творческих способностей, творческого потенциала, а также поиску оптимальных и эффективных условий и методик для развития этих способностей уделяется столь пристальное внимание. Подготовка педагогических условий для успешного овладения опытом предшествующих поколений и максимального раскрытия индивидуальных творческих способностей — актуальная задача современной педагогической психологии. Без этого невозможно движение вперед.

Проблема способностей не только одна из актуальных, но и одна из самых дискуссионных тем в современной педагогике и психологии.

В зависимости от степени и характера новизны продукта, получаемого в разнообразных видах деятельности, реализующих и формирующих разные способности, способности делятся на репродуктивные и творческие.

Репродуктивные способности определяют успешность воспроизведения человеком накопленного опыта поколений. Но наиболее актуально и востребовано развитие творческих способностей.

«Творческие способности — это синтез свойств и особенностей личности, ее уровневая характеристика, предполагающая наличие определенного свойства, обеспечивающего новизну и оригинальность продукта совершаемой деятельности, уровень ее результативности» [50, с. 124]. Творческие способности определяют успешность в творческих видах деятельности, в которых создаются новые культурные ценности, генерируются новые идеи, делаются открытия и изобретения. Как только в созданном продукте деятельности появляется новизна и оригинальность, можно говорить о проявлении и реализации творческой способности.

5 стр., 2145 слов

Статья » как одно из средств раскрытия творческих способностей ...

... больше возможности для развития творческих способностей учащегося. Сочинение – одно из действенных средств формирования мировоззрения и воспитания личности ученика, раскрытия его творческого потенциала. Школьное сочинение- это особый род творческой деятельности. Это литературное произведение, ...

Творческие способности в зависимости от диапазона видов деятельности, в которых они реализуются, можно разделить на общие и специальные.

Общие творческие способности охватывают достаточно широкий спектр видов деятельности и обеспечивают успешность в самых разнообразных областях (вариативность, способность к гипотетичности в процессе решения задач, способность к импровизации в различных ситуациях, способность к переносу и др.).

Специальные творческие способности определяют успех в конкретных видах творческой деятельности — музыке, живописи, хореографии, литературе, науке и др. Специальные способности опираются на определенные специфические задатки и требуют развития. Наиболее ярко специальные творческие способности проявляются в склонностях человека, то есть в предпочтении именно тех видов творческой деятельности, к которым имеются задатки, в получении удовольствия от выполнения именно этой деятельности, в наиболее полной самореализации личности в ней.

Для успешного освоения художественно-творческой деятельности необходимо развитие творческого воображения, эмоционального и эстетического восприятия, а также исполнительской техники (умений и навыков художественно-творческой деятельности).

Творческие способности в изобразительной деятельности — это яркое проявление совокупности следующих свойств: нестереотипное художественно-творческое воображение и мышление, способность порождать оригинальные идеи; свойства зрительной памяти; эмоциональное отношение к изображаемому явлению. Изобразительная деятельность формирует особое пристальное внимание к выразительности формы, цвета, краски, линии, развивает художественное воображение.

Одной из основных составляющих понятия творческих способностей в изобразительной деятельности являются колористические способности, то есть способности владения цветом. Художественный цветовой образ — форма отражения цветового богатства, способ колористического преобразования окружающей действительности. Он составляет специфику искусства цвета. Художественный цветовой образ — результатом творческой деятельности в живописи. Именно живопись является основным видом деятельности, направленным на развитие колористических способностей.

Второй составляющей творческих способностей в изобразительной деятельности являются композиционные способности. Композиция в наиболее общем смысле определяется как построение целостного произведения, все элементы которого находятся в гармоническом единстве. В изобразительном искусстве композиция — это строение художественного произведения, структурная взаимосвязь его элементов, обусловленная содержанием, характером и назначением художественного произведения и во многом определяющая целостность его восприятия. Композиционные способности можно определить как художественно-изобразительные способности, определяющие создание целостной структуры художественного произведения, единство которой обеспечивается установлением пространственно-смысловых связей между ее элементами [Сачкова Е.С. Психолого-педагогический аспект проблемы формирования композиционных способностей у студентов кафедры декоративно-прикладного творчества, 2015].

14 стр., 6911 слов

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста ...

... подходе в занятиях обучении детей изобразительному искусству. Структура исследования: моя курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. дошкольник творческий способность рисование Глава 1. Теоретические аспекты развития творческих способностей старших ...

Творческие способности детей на занятиях по живописи раскрываются наиболее эффективно, если в процессе обучения учитываются возрастные особенности учеников.

Еще в начале XX века многими педагогами — исследователями детского изобразительного творчества были выявлены этапы развития детских изобразительных возможностей. Так А. В. Бакушинский [6, с. 66] развитие изобразительного творчества делил на три основных возрастных периода:

1. от рождения до 6-7 лет, для которого характерны активность, отсутствие созерцания, отсутствие интереса к результату работы, преобладание интереса к элементам художественной формы в их первичной физиологической значимости для восприятия (к краске, линии, объему, поверхности, тяжести и т. д.).

2. от 6-7 до 10-12 лет, когда появляется способность к созерцанию, но она еще недлительна и эмоциональна. Именно в этом возрасте, начинается художественное творчество ребенка. Появляется особый интерес к технике обработки материала и поверхности, к декоративности, украшению окружающего пространства. Это период господства активности над созерцанием, творчества над восприятием, эмоции и воли над познавательными процессами.

3. от 10-12 до 14-15 лет (подростковый период) характеризуется усилением внимания к внешнему миру, понижением конструктивных способностей, индивидуализацией впечатлений. При этом в изображении господствует натурализм, притупляется чувство цвета, понижается творческая активность.

Другие исследования психологии и физиологии детского изобразительного творчества в целом подтверждают эту качественную периодизацию творческого развития детей в процессе изобразительной деятельности.

Таким образом возраст 10-12 лет благоприятен для развития изобразительных способностей и формирования соответствующих навыков. В соответствии с федеральными государственными требованиями именно эта возрастная категория соответствует начальной ступени освоения программы «Живопись» детских художественных школ [41, пп.1.5. пункта 1].

Какие же возрастные психофизиологические особенности детей данной возрастной категории необходимо учитывать для правильной организации процессов образования и воспитания.

В этом возрасте происходит интенсивное накопление представлений об окружающем мире. Изучая предметы и явления, сравнивая и анализируя, учащиеся познают их сущность. Наряду с конкретными представлениями у детей формируются и обобщенные понятия. Все это является хорошей предпосылкой для развития творческих способностей детей на занятиях по изобразительному искусству, живописи.

Возраст 10-12-лет характеризуется большой впечатлительностью, эмоциональной отзывчивостью на всё яркое, выразительное, красочное [55, с.105]. В основе этого качества лежит не только сложившаяся привычка к получению такого типа информации, но и возрастные особенности нервной системы. Нервная система детей этого возраста отличается слабостью как процесса возбуждения, так и торможения. Обладая такими свойствами — яркостью, эмоциональностью цвета и всей цветовой палитры произведения, многообразием живописной фактуры, живопись становится наиболее любимым видом изобразительного искусства младших школьников.

Поскольку в этом возрасте эмоция преобладает над сознанием, она служит своеобразной энергетической поддержкой, помогающей усваивать новую информацию, новый материал, познавать мир. Ребенок, руководствуясь инстинктом, стремится к получению информации через эмоции. И ничто так не активизирует эмоции, как живопись и цвет. В свою очередь живопись, цвет являются наиболее доступным и простым средством и способом передачи эмоций и чувств. Занятия искусством «открывают» канал для самореализации ребенка с учетом его личностных потребностей в эмоциональной разрядке.

12 стр., 5961 слов

Театрализованная деятельность как средство развития творческих ...

... на отдельных этапах исследований. театрализованный педагогический творческий дошкольник 1. Театральная деятельность как средство развития творческих способностей 1.1 Понятие «творчество» и «творческие способности» Анализ проблемы развития творческих способностей определяется содержанием, которое вкладывается в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности ...

Чувствительность младших школьников ко всему новому, необычному обусловливает интерес детей и их обращение к эмоционально выразительному языку живописи, познание которого способствует формированию эстетического отношения к окружающей действительности, углубляет эмоциональные переживания. Благодаря пережитым эмоциональным состояниям «чувствам школьника раскрывается не только возможность испытать соответствующие переживания, но и открываются некоторые стороны самого себя» [55, с.77].

В изобразительной деятельности, в живописи наиболее полно реализуется стремление ребенка к эксперименту, его склонность к фантазированию, когда первостепенным становится собственный авторский замысел. Работа с разнообразными художественными материалами и техниками предоставляет ребенку возможность экспериментировать. Живопись и композиция предполагает некоторую свободу выбора ребенком средств решения творческой задачи, освобождают скрытые возможности фантазии и художественной реализации тех сторон личностных потребностей, которые не могут быть реализованы в обыденной повседневной жизни. При этом законы изобразительной деятельности подчинены строгой логике и помогают детям не просто образно реализовать «несбыточное», но и вплетать получаемые результаты в канву собственных, уникальных ценностных представлений.

Только искусство создает условия для реализации ребенка в чувственно-эмоциональной сфере. В процессе собственного художественного творчества у детей появляется возможность реализовать свои потребности при помощи собственных фантазий.

Следует отметить, что для творческих способностей характерно наличие инварианта, и, развивая творческие способности на одном материале, например, живописи, цвете, мы развиваем творческий потенциал личности в целом, что дает ей возможность проявить себя в любой деятельности.

Факторами развития творческих способностей являются специфика самой творческой способности, вид творческой деятельности, в которой данные способности проявляются, возраст и пол учащихся, их отдельные личностные характеристики, условия их обучения.

Установление взаимосвязи этих факторов позволит обосновать пути оптимизации процесса развития творческих способностей у подрастающего поколения. Это, в свою очередь, будет способствовать решению актуальных задач, стоящих перед педагогической психологией.

1.2 Педагогические условия для развития творческих способностей учащихся

Основной вопрос педагогической психологии — вопрос соотношения обучения и развития. Развитие творческих способностей без прямого воздействия на детей взрослого, а значит без обучения — невозможно. «В каждом занятии обучающего характера должна быть отдушина для творчества, а в каждом творческом занятии — элементы обучения» [52, с. 84].

3 стр., 1457 слов

На х русского языка как один из способов развития основных компетенций учащихся

... ё не справляется с предложенным творческим заданием. Обратимся к примеру – заданию, которое было предложено учащимся восьмого класса на обобщающем уроке по теме «Односоставные предложения». Задание Напишите сочинение-миниатюру (8 – 10 предложений) ...

Значение образования в формировании творческой личности велико. В связи с этим перед системой образования встает вопрос о создании условий реализации творческого потенциала личности, ее физических, интеллектуальных способностей и возможностей. В соответствии со ст. 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ педагогические работники обязаны «…развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности», т.е. создавать условия для развития творческих способностей учащихся.

Решение комплекса задач по формированию творческой личности, художественного, колористического образования школьника усиливает роль детских художественных школ (ДХШ) и школ искусств как начального художественного образования, предопределяющего профессиональную деятельность учащихся.

В настоящее время в системе художественной подготовки развитие колористических способностей осуществляется учебными дисциплинами, связанными с решением цветовых задач. И ведущим предметом является «Живопись».

Какие же педагогические условия могут максимально полно раскрыть творческий потенциал подростка на занятиях живописью?

Исследователи детского изобразительного творчества утверждают, что художественное творчество формируется в условиях специально организованного педагогического процесса. Так Е.Г. Казакова отмечает: «Чтобы ребенок проявил активность, творчество, самостоятельность, инициативу, необходимо применять методы, способствующие этому» [25, с. 14].

Эти условия специально организованного педагогического процесса и есть педагогические условия, т.е. это взаимодействующий комплекс мер, в которых протекает образовательный процесс и которые оказывают существенное влияние на его реализацию и результаты.

Под педагогическими условиями развития творческих способностей учащихся к изобразительной деятельности исследователи понимают совокупность внешних и внутренних обстоятельств образовательного процесса, от реализации которых зависит сам процесс развития творческих способностей учащихся к изобразительной деятельности и его результаты.

Современная система детского художественного образования, связанная с гуманизацией и индивидуализацией учебно-воспитательного процесса, предполагает необходимость создания таких педагогических условий, которые способны обеспечить развитие творческих способностей каждого ученика [12].

Приказом Министерства культуры РФ от 12.03.2012 № 156 определены базовые требования к условиям реализации программы «Живопись»: «С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей … и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности образовательное учреждение должно создать комфортную развивающую образовательную среду, обеспечивающую возможность:

  • выявления и развития одаренных детей в области изобразительного искусства;
  • организации творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий (выставок, конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.);
  • организации посещений обучающимися учреждений культуры и организаций (выставочных залов, музеев, театров, филармоний и др.);
  • организации творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств, ОУ среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства;
  • использования в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития изобразительного искусства и образования;
  • эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся;
  • построения содержания программы «Живопись» с учетом индивидуального развития детей, а также тех или иных особенностей субъекта Российской Федерации» [41].

С введением федеральных государственных требований (ФГТ) в художественных школах возникает необходимость в новых подходах к преподаванию живописи, способных успешно решать современные задачи художественного образования, эстетического воспитания и творческого развития школьников средствами живописи. ФГТ учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлены на выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем детском возрасте. ФГТ предусматривают создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей; приобретение учащимися знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ и накопление опыта творческой деятельности; овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира.

14 стр., 6707 слов

Развитие творческих способностей младших школьников на х ИЗО

... Ведущая идея опыта: развитие и совершенствование творческого потенциала, индивидуально выраженных способностей младших школьников через освоение различных художественных материалов и техник на уроках ИЗО и художественного труда. Цель - развитие способностей детей через творческие задания, посещение выставок, ...

Реализация образовательных стандартов по искусству не влечет за собой жесткие рамки, предоставляя возможность и необходимость выбора тем и заданий, которые были бы личностно значимы для каждого учащегося.

По мнению Т. С. Комаровой: «Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности» [26, с. 56].

В то же время педагогические условия сами по себе не могут гарантировать обязательное достижение педагогического результата. Они могут только способствовать этому.

В детской художественной школе занятия живописью направлены на развитие творческих способностей учащихся. При проведении занятий с детьми педагог учитывает возрастные особенности детей, создает благоприятный эмоциональный настрой, основанный на знании индивидуальных психологических особенностей ребенка, учитывает психологическую совместимости обучающихся [18].

По мнению исследователя Нестеровой Ж.Р. [38] для успешного и эффективного развития творческих способностей школьников средствами живописи необходимы следующие педагогические условия:

  • проведение диагностики уровня творческого развития учащихся;
  • обеспечение включения школьников в занятия изобразительной деятельностью, создание атмосферы свободной творческой реализации;
  • реализация личностно-ориентированного и средо-ориентированного подходов с учетом уровня развития творческих способностей учащихся;
  • разработка и внедрение экспериментальной программы, отвечающей концепции исследователя.

В соответствии с первым условием проводится диагностика творческих способностей в изобразительной деятельности, в процессе которой учитываются эстетическая потребность, интерес, наблюдательность, способность к новаторству, вдохновение, ясность цели, инициативность, эмоциональность, оригинальность, способность к интерпретации, темп работы, коммуникативность, опыт творческой деятельности.

22 стр., 10629 слов

«Творческое развитие младших школьников» проект

... работы : «Творческое развитие младших школьников». Цель исследования: теоретически обосновать и определить возможности изобразительной деятельности в развитии творческих способностей младших школьников. Объектом исследования развитие творческих способностей младших школьников. Предметом исследования являются возможности изобразительной деятельности в развитии творческих способностей ...

Реализация второго условия предполагает подготовку школьников к работе, создание атмосферы свободной творческой реализации: учитель раскрывает тему занятия, ставит творческую задачу, а учащийся разрабатывает выбранную тему с помощью изобразительных приемов.

В реализации третьего условия определяющее значение имеет личностная направленность образовательного процесса — создание ситуации, где дети могут проявить в рисунке свое индивидуальное восприятие окружающей действительности. При этом акценты смещаются в область организации «развивающей среды» [38].

Исследователь детского творчества С. А. Мочалова предлагает для эффективного развития творческих способностей детей создание следующих педагогических условий: «… создание ситуации успеха, сочетание индивидуальных и коллективных видов работы, выстраивание на занятии игрового сюжета, создание ситуации творческого поиска, стимулирование детского творчества занимательным содержанием, применение разнообразных художественных материалов и техник, наличие творческих заданий, проведение наблюдений перед рисованием с натуры, ознакомление с творчеством художников, интеграция различных видов искусства, обеспечение позитивного отношения семьи к творчеству ребенка.» [36].

Где создание ситуации успеха — создание условий для достижения хороших результатов каждым учеником, педагог формулирует задание так, чтобы каждый ребенок смог с ним справиться. Результат — устойчивый интерес к изобразительной деятельности вне зависимости от уровня подготовки учащегося.

Сочетание индивидуальных и коллективных видов работы — коллективная работа, общие усилия, направленные на достижение цели, являются источниками радости, творческая деятельность активизируется, расширяются ее границы.

Выстраивание игрового сюжета — игровые моменты в изобразительной деятельности формируют ситуацию творческого поиска, усиливают внимание детей к поставленной задаче, стимулируют творческое мышление, воображение, фантазию.

Создание ситуации творческого поиска вызывает сильный познавательный интерес, формирует навыки принятия необычных решений в трактовке замысла, применении художественных материалов, способов компоновки изображения.

Стимулирование занимательным содержанием — это подбор образного, яркого, занимательного материала и добавление его к ряду заданий.

Применение разнообразных художественных материалов и техник в при выполнении заданий, что активизирует интерес к изобразительной деятельности.

Творческое задание представляет собой задание, содержащее творческий компонент, для решения которого ребенку необходимо использовать знания, приемы или способы решения, никогда им ранее в рисовании не применяемые.

Рисование с натуры тренирует наблюдательность, организует целенаправленные наблюдения окружающей действительности, совершенствуют глаза ребенка, развивают способность замечать различные цветовые оттенки предметов.

37 стр., 18280 слов

Педагогические условия развития изобразительного творчества детей ...

... работы по декоративному искусству, связанный с созданием композиции, свободно заполняющей плоскость листа. декоративное творчество старший школьник Именно поэтому мы выбрали тему "Педагогические условия развития изобразительного ... формах деятельности, связана с развитием чувства композиции, чувства материала - освоением его декоративно-пластических возможностей. К специфическим изобразительным видам ...

Знакомство с творчеством художников — развитие способности воспринимать художественное произведение необходимо начинать с развития внимания, наблюдательности, чуткости к художественному образу без сложившихся штампов восприятия.

Интеграция различных видов искусства одним тематическим содержанием создает возможности для расширения ассоциативных связей, творческого осмысления темы, обеспечивает глубокое познание и эмоциональное переживание художественных образов.

Позитивное отношение родителей к изобразительному творчеству — необходимое условие развития творческих способностей ребенка. Оно выражается в поддержке добровольного выбора ребенком вида деятельности, обеспечении необходимыми материалами для нее, эмоциональной поддержке его успехов [36].

Исследователь детского изобразительного творчества Василенко П.Г. считает, что для успешного развития творческих способностей учащихся к изобразительной деятельности необходимо создание следующих педагогических условий: системный подход к процессу обучения изобразительному искусству; создание проблемно-поисковых ситуаций на занятиях; овладение учащимися знаниями и технологиями ментального переключения мозга; применение биоадекватных методов обучения изобразительному искусству; создание потребностей учащихся к изобразительной деятельности [12].

К важнейшим педагогическим условиям самореализации личности ребенка в процессе изобразительной деятельности исследователь Михайлова О.С. относит сочетание индивидуальной и коллективной организации обучения на уроках изобразительного искусства и широкое использование проблемного метода обучения [35].

По мнению исследователя Титова А.А. развитие творческой активности учащихся невозможно без создания следующих педагогических условий: смена видов, способов художественного творчества на занятиях и их разнообразие, что снимет преждевременную утомляемость учащихся, обеспечит более продуктивную деятельность, например, сочетание индивидуальной изобразительной деятельности с коллективными просмотрами и обсуждениями. Еще одним условием может стать введение игровой компоненты, например, тематической игры-беседа, что позволит ученику более точно определить художественный образ, выделить его характерные черты. Очень важна, по мнению Титова А.А. и дифференциация обучения в соответствии со способностями и интересами учащихся. Учитель должен помочь придумать, направить ход мысли на составление сюжета, который нашел бы отклик в душе ребенка и являлся бы отражением заданной темы [49].

В процессе изучения работ исследователей детского творчества очень интересным и применимым для изобразительной деятельности показался подход Миловановой К.В. [34], которая в качестве основного условия для развития творческих способностей учащихся предлагает дифференцированное обучение. Поскольку творческие способности проявляются у учащихся в разной степени, необходим поиск индивидуального подхода к каждому, обеспечивающий возможность понимания учебного материала всеми учащимися. Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания могут предлагаться ученикам на выбор. Возможны следующие варианты реализации дифференцированного обучения:

  • дифференциация учебных заданий по уровню творчества;
  • дифференциация учебных заданий по уровню трудности;
  • дифференциация заданий по объему учебного материала — отдельные учащиеся кроме основного задания выполняют еще и дополнительное, аналогичное основному, однотипное с ним;
  • дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся: все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно;
  • дифференциация работы по характеру помощи учащимся: все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе, но тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь [34].

Подводя итог анализа разнообразных исследовательских концепций «педагогических условий» можно сделать следующий вывод: от созданных педагогических условий зависит эффективность педагогического процесса, направленного на развитие творческих способностей детей на уроках изобразительной деятельности. Концепции «педагогических условий» разных исследователей пересекаются по большинству своих положений. Все эти условия дают устойчивый результат в развитии творческой активности учеников, вызывают б о льшой интерес к изобразительной деятельности, способствуют более быстрому развитию творческого мышления и воображения на занятиях изобразительным искусство.

1.3 Критерии оценки уровня развития творческих способностей учащихся детской художественной школы на занятиях по живописи (на примере натюрморта)

Исследователь детского творчества Василенко П.Г. в своей авторской методике предлагает следующие основные критерии (параметры) оценки творческих работ учащихся детской художественной школы [11]:

1. Степень выразительности работы, как основной показатель развития художественно-творческих способностей учащихся ДХШ: степень передачи эмоционально-эстетической культуры юного художника; степень гармоничности изображения; степень интерпретации и стилизации формы; степень соблюдения законов доминанты, цельности и др. в композиции изобразительной работы.

2. Создание художественного образа, как результат гармоничного взаимодействия образно-ассоциативного мышления, образно-ассоциативного воображения и эмоционально-ассоциативного восприятия учащегося.

3. Целостность и гармоничность работ, оригинальность их композиционного решения.

4. Степень завершенности работы, её высокий художественно-творческий уровень плоскостного или объемно-пластического исполнения.

5. Соблюдение определенной методической последовательности ведения работы согласно технологическим особенностям художественного материала.

6. Закрепление умений и навыков, учащегося в сфере изобразительного искусства как показатель степени и динамики развития его художественно-творческих способностей. [11]

В процессе практики были сформулированы основные направления оценки творческих способностей учащихся 1-2-ого класса детской художественной школы: восприятие, представление, изображение. На основе этого определены три группы критериев оценки.

Первая группа — критерии на уровне восприятия, подразумевающие работу цветовыми и тональными отношениями, передачу локального цвета, формы предметов цветом и материальности изображения, передачу динамики цвета и соблюдение пропорциональных цветовых отношений, построение колористического единства. Восприятие, осуществляется через усвоение и творческое применение колористических знаний, умений и навыков в решении живописных изобразительных задач:

  • постановка конкретной цели и задач на занятиях по живописи;
  • целенаправленное обучение восприятию цветовых характеристик натурной постановки и владение основами композиционной, изобразительной и живописной грамоты;
  • взаимодействие учебных и творческих задач на занятиях по живописи;
  • формирование у учащихся знаний научных основ живописи и специальных умений работы изобразительными и выразительными средствами и художественными живописными материалами.

Таким образом, эффективность живописной подготовки учащихся понимается как развитие у них профессиональных способностей к целостному цветовосприятию,

Вторая группа — критерии на уровне представления, подразумевают грамотные композиционные решения: композиционное равновесие на изобразительной плоскости, правильное живописно-пространственное решение, выделение главного и обобщение второстепенного, ритмичность цветовых пятен.

Третья группа — критерии на уровне технического исполнения, подразумевает владение основными техниками и приемами работы акварелью и гуашью, работу материалами и инструментами, традиционно соответствующими этим техникам и приемам, а также их оригинальное использование, владение навыками ведения последовательной работы над натюрмортом. Также в эту группу критериев входит изобразительная грамотность и качество изображения, степень законченности и итоговое обобщение.

Эти три группы критериев оценки работ учащихся 1-2-го класса детской художественной школы позволяющие достаточно адекватно определить уровень cформированности живописных умений.

2. Методические особенности развития творческих способностей учащихся 1-2 классов ДХШ

2.1 Типичные ошибки учащихся 1-2 классов ДХШ

Исследование проводилось на базе ДХШ п. Краснообск. В результате прохождения практики в ДХШ при работе с детьми первых классов по дисциплине «Живопись» были проведены наблюдения и выявлены три группы ошибок: на уровне восприятия, представления и технического исполнения.

1. Ошибки на уровне восприятия:

Типичные ошибки на уровне восприятия — проблема передачи тональных и цветовых отношений, локального цвета, предметов формы цветом и предание изображению материальности.

В своих работах учащихся не всегда используют принцип теплохолодности, грамотное слияния цветов. Еще одной из самых распространённых ошибок на уровне восприятия это — неумение учащихся обобщать цвет и тон, что создает трудности при передаче колористического единства, в результате чего в работах видна дробность цвета.

Так как в первом классе ученики только начинают получать знания, умения и навыки, и на эту ошибку можно закрыть глаза (Рисунок Г.1).

2. Ошибки на уровне представления:

Распространенной ошибкой на уровне представления: у учащихся является в композиционном решении. Это сказывается в отсутствии композиционного центра, грамотного размещения цветовых пятен на изобразительной плоскости. Учащиеся иногда располагают предметы слишком низко или высоко на листе, смещают предметы влево или вправо нарушая равновесие, это создает ощущение пустоты в одной части плоскости и перегруженности в другой. Так же ошибками являются: отсутствие воздушной перспективы, выделение главного и обобщение второстепенного в работах, задний план прописан также как и передний, блики на второстепенных предметах также ярко обозначены, как и на главных (Рисунок Г.2).

3. Ошибки на уровне технического исполнения.

Неправильное использование материалов и инструментов. Перед началом работы над каждым новым заданием в первом классе крайне необходимо объяснять учащимся свойства материалов и инструментов, в противном случае возникают такие типичные ошибки как несоответствие художественной технике. К примеру, использование для работы акварелью бумаги для черчения, или для работы гуашью рельефной акварельной бумаги приводит к тому, что в первом случае акварель слишком растекается по гладкой поверхности и смешивается с другими цветами, создавая потеки и грязь, а во втором гуашь плохо проникает в рельефную поверхность, оставляя небольшие пробелы. Далее, использование для работы с акварелью плоских или круглых кистей из натуральной или синтетической щетины, а над работой с гуашью мягких кистей из волоса белки. Это прямым образом влияет на качество работы, так как кисть из волоса белки вбирает много воды и этюд гуашью получается прозрачным и тусклым, в то время как он должен выполняться пастозно, для чего и служит жесткая щетина. Кроме того, неправильная работа беличьей кистью влияет на последующее состояние инструмента, который со временем под воздействием густой гуашевой краски начнет портиться и оставлять волоски на работе. Работа щетиной при выполнении акварельного этюда наоборот приводит к тому, что краска не растекается по бумаге и не создает характерный акварельный эффект. Работа одной и той же кистью, как правило, тонкой на протяжении всей работы также является распространенной вредной привычкой многих детей, которая приводит к более длительному выполнению работы и ее однообразию.

Злоупотребление карандашом и ластиком на занятиях по живописи также отражается на работе. При выполнении этюда акварельными красками учащиеся часто делают конструктивный рисунок мягким карандашом, который прозрачная акварель не перекрывает. Чрезмерное стирание карандашных линий ластиком портит структуру бумаги, особенно акварельной, из-за чего краска плохо ложится и впитывается. Таким образом, работа выглядит неаккуратной, затертой.

2.2 Методические рекомендации по развитию творческих способностей учащихся 1-2 классов ДХШ

В процессе написания курсовой работы было проанализированы авторские методики следующих авторов — Нестеровой Ж.Р., Мочаловой С.А., Журиковой Т.Л., Коротеевой Е.И., содержащие наиболее интересные и важные с моей точки зрения методические рекомендации по развитию творческих способностей учащихся 1-2 классов ДХШ.

Методические рекомендации Нестеровой Ж.Р. [38] основываются на личностно-ориентированном и средо-ориентированном подходах. По мнению автора, именно личностная направленность образовательного процесса — включение ребенка в ситуацию, где он может проявить в художественной работе собственное индивидуальное восприятие окружающего мира — наиболее важное звено образовательного процесса. Подчеркивается и необходимость постепенного смещения акцентов с активного педагогического воздействия на личность ребенка в область «развивающей среды» — самообучения и саморазвития.

Для получения хороших результатов творческого развития школьников, по мнению Нестеровой Ж.Р. необходимы: установка на творчество, внутрипредметные и межпредметные связи, упражнения, использование наглядности, использование элементов игры, использование способов и приёмов работы, оценка. Определена последовательность усвоения знаний и умений в работе красками: подготовительный уровень — объяснение нового материала во взаимосвязи с предыдущим; текущий уровень — сопутствующий практической работе; итоговый уровень — завершающийся закреплением.

Даны следующие рекомендации: эффективность урока зависит от активности педагога, его умения правильно поставить творческую задачу и методически верно помочь детям в ее решении; вовремя оказанная помощь вселяет уверенность в творческих силах и вызывает желание довести работу до конца; эмоциональные акценты, эстетическая среда и позитивный настрой создают благоприятные условия для результативной творческой работы; объективная справедливая оценка стимулирует творческую активность [38].

В методике Мочаловой С. А. наибольший интерес представляют следующие подходы к организации педагогического процесса [36].

Создание ситуации успеха — педагог дополнительного образования ставит задачу так, чтобы каждый учащийся смог с ней справиться, независимо от того, на каком уровне подготовки он находится (личностно-ориентированный подход).

Например, при выполнении натюрморта детям предлагаются разные варианты изображения, разнообразные возможности в трактовке образов. Ребенок сам выбирает степень детализации изображения и уровень сложности, соответствующий его замыслу и уровню развития способностей. Результат — растет уверенность в собственные силы и способности, интерес к изобразительной деятельности.

Исследователь предлагает сочетать индивидуальные и коллективные виды работы. Это расширяет рамки творчества, активизирует творческую деятельность.

Метод создания ситуации творческого поиска вызывает сильный познавательный интерес. Основной принцип подбора заданий — стимулирование творческой инициативы, дающей возможность каждому ребенку проявить индивидуальность в трактовке темы. Например, в красочных монотипиях увидеть различные образы (один отпечаток — множество решений), дорисовывая которые (красками), дети получают неповторимые, оригинальные композиции.

Метод стимулирования занимательным содержанием — это подбор образного, яркого, занимательного материала и добавление его к ряду заданий. Например, создание ситуации занимательности через сообщение интересных фактов из истории предметов или явлений, которые будут изображены. Занимательность может быть построена через создание ситуации эмоционального переживания, а также через чувство удивления от необычности и эффектности применения художественных материалов.

В процесс обучения изобразительной деятельности необходимо включать рисование с натуры. Систематические упражнения по наблюдению с натуры приводят к тому, что дети начинают замечать тончайшие изменения в природе, видеть едва заметные оттенки цвета и цветового тона. «Эстетическое наслаждение от созерцания окружающего мира — психологическая первооснова всякого художественного творчества» [32, c. 33].

Знакомство с творчеством художников — одна из форм работы в структуре методической системы. Формировать способности воспринимать художественное произведение необходимо начинать с развития внимания, наблюдательности, чуткости к художественному образу. Эти качества развиваются специальными заданиями, которые настраивают детей на рассматривание картины, пробуждают творческий подход к интерпретации увиденного. Например, в качестве первого опыта детям предлагается выбрать картину, созвучную с их настроением. При всей простоте этого задания ребятам приходится проделывать огромную умственную и духовную работу, которая происходит благодаря нестандартной установке на восприятие (рассмотрите и оцените картину с точки зрения настроения, соотнесите ее со своим состоянием).

Ученики приводят простые аргументы в пользу выбранного решения, но они показывают очень тонкое чувство живописи при соответствующей установке на восприятие.

Интеграция различных видов искусства, объединение разных видов деятельности одним тематическим содержанием создает возможности для расширения ассоциативных связей, творческого осмысления темы, обеспечивает глубокое познание и эмоциональное переживание ребенком образов, созданных в изобразительной деятельности, музыке, литературе. Задание «Изобрази в рисунке то, что ты увидел и почувствовал в музыке» — пример такой интеграции. Во время прослушивания музыкального произведения Л. Бетховена «Весело — грустно» дети старались увидеть в музыкальном произведении какие-то жизненные явления, почувствовать смену настроений и подумать, как это можно изобразить в рисунке. При выполнении задания отмечалась активность, увлеченность, эмоциональность детей. [36].

В своей методике развития колористических способностей учащихся на занятиях по живописи Журикова Т.Л. [21] исходит из того, что для формирование личности художника-колориста необходимы специальные знания, умения и навыки в колористической деятельности, при помощи которых создается художественный цветовой образ. Для овладения этими знаниями, умениями и навыками в достаточном объеме надо развивать органы чувств, цветовое зрение и те познавательные психические процессы, которые формируются на их основе.

Методика развития колористических способностей Журиковой Т.Л. включает систему заданий и упражнений, направленных на поэтапное изучение и проработку колористических понятий. В основе методики концепция «творческости» [56], которая предполагает развитие творческого потенциала через эмоциональное содержание. Работа с цветом развивает колористические способности, даёт огромную возможность для накопления опыта эмоциональных переживаний, для практического выражения эмоциональных состояний через художественный цветовой образ.

«Система заданий и упражнений для учащихся основана на постепенном усложнении колористических задач и включает поэтапное усвоение следующих колористических понятий: цветового спектра, основных, составных, теплых, холодных, хроматических, ахроматических цветов, основных характеристик цвета, цветовой гаммы и ее видов, контраста и видов, декоративности, цветовой гармонии и ее видов, видов освещения, колорита и его видов, психологии и символики цвета. Изучение теоретических понятий и их практическая проработка позволяет учащимся приобрести навыки практического применения цвета как средства выражения, воплощения своего видения, создания художественного образа на основе ассоциаций.

На начальном репродуктивноориентирующем этапе учащиеся осваивают теоретические сведения о понятии, определяют границы цветов и воспроизводят их в цветовой шкале. Следующий этап овладения-отработки помогает реализовать освоенное понятие в формальной или ассоциативной композиции. На заключительном творческопреобразующем этапе учащиеся создают художественный цветовой образ в предметной композиции» [21].

Эти этапы пронизывают три аспекта художественного обучения и развития: когнитивный (развитие познавательных способностей); аффективный (развитие чувственно-эмоциональных способностей); деятельностно-творческий (развитие изобразительных и выразительных способностей владения цветом).

Когнитивный компонент — способности ощущения и восприятия цвета, способности цветовой памяти и представления цвета, способности колористического мышления, воображения цвета. Аффективный компонент — эмоциональная реакция на цвет, переживание цвета, чувство цвета. Деятельностно-творческий компонент — изобразительные умения и навыки работы с цветом, владение способами и приемами цветовоспроизведения, умения и навыки выражения мысли, чувства, состояния цветом.

Каждое выполненное задание завершается просмотром работы. Учащиеся анализируют результат, соотносят его с поставленными задачами, сравнивают, оценивают, обобщают, дают названия по ассоциации цветовым оттенкам и формальной композиции.

На основе методики развития колористических способностей учащихся исследователем разработана образовательная программа «Основы изобразительного искусства» по предмету «Живопись», основанная на принципах целостности (единство обучения, развития, воспитания); системности (объединение общей целью, направлением и наличием взаимосвязи отдельных тем урока); гуманизации (личностно-ориентированный подход, учёт возрастных и индивидуальных особенностей); деятельностного подхода (любые знания приобретаются учащимися но время активной творческой деятельности); интеграции (совмещение различных видов деятельности); наглядности (соответствие наглядного материала тематике заданий); научности (научная основа теоретического материала); единство теории и практики (освоение теоретических положений в процессе практических занятий — самостоятельной работы по заданиям); целостного развития (гармоничное развитие личности); доступности изложения учебного материала; систематичности и последовательности (непрерывность и поэтапность в обучении, переход от простых заданий к сложным): результативности (определение наличия качества результатов деятельности).