Развитие творческих способностей младших школьников на х ИЗО

Курсовая работа

творческий художественный способность изобразительный

Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации.

В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка.» На мой взгляд, этим требованиям отвечают уроки ИЗО и художественного труда. На этих уроках широко и многосторонне раскрываются основы художественного изображения, художественный образ вещи, слова, символика орнамента, связь художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно — творческой активности.

Актуальность опыта. Данная проблема актуальна, так как требования, предъявляемые к молодому поколению современным уровнем жизни, значительно возросли, задачи дальнейшего совершенствования эстетического воспитания приобретают огромное значение. В ходе работы выявлены следующие противоречия: между традиционным взглядом на изобразительное искусство и художественный труд как на предмет, доступный отдельным обучающимся, и реальной практикой педагогической деятельности, показывающей обратное; между восприятием уроков изобразительного искусства и художественного труда как второстепенного предмета и высоким требованием государства к современной личности (необходимостью развития творчески мыслящего и эстетически развитого человека).

Кроме определенной базы знаний современный человек должен обладать творческим мышлением для решения нестандартных задач, интерпретации материала. А отсутствие творческого начала становится непреодолимым

препятствием. Развитие творческих способностей младших школьников необходимо не только для искусства, но и для любой трудовой деятельности.

18 стр., 8534 слов

Особенности художественного восприятия произведений изобразительного ...

... активизации познавательной деятельности и нравственных представлений школьников. Наблюдаемые в школьной практике трудности и противоречия в художественном восприятии произведений изобразительного искусства обусловили выбор ... отражение человеком и животными предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств, в виде целостных чувственных образов”.* В понятии восприятия фиксируется ...

Ведущая идея опыта: развитие и совершенствование творческого потенциала, индивидуально выраженных способностей младших школьников через освоение различных художественных материалов и техник на уроках ИЗО и художественного труда.

Цель — развитие способностей детей через творческие задания, посещение выставок, музеев.

Достижение цели я осуществляю решением следующих задач:

  • овладение учащимися знаниями элементарных основ;
  • ознакомление с особенностями работы в области ИЗО и художественного труда «Рисование красками», «Техника разбрызгивания», «Аппликации», «Работа с бумагой», и др.;
  • развитие у детей художественного вкуса, изобразительных и творческих способностей, пространственного мышления;
  • воспитание интереса и любви к искусству.

    Глава1.

Творческая деятельность в начальных классах

1.1 О творчестве, творческой деятельности и творческих способностях

Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Деятельность может выступать как Т. в любой сфере: научной, производственно-технической, художественной, политической и т. д. — там, где создаётся, открывается, изобретается нечто новое.

Творчество — это эвристическая деятельность, суть которой состоит в быстром понимании, схватывании основной идеи, сущности понятия, во внезапной находке приема действия или образа. Такая деятельность характеризуется высокой эмоциональностью, большим интересом субъекта к объекту (вопросу, задаче, предмету я т. п.).

Творческая деятельность — по определению Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. «создание культурных ценностей и их интерпретация».

Творческая деятельность — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Творческая деятельность считается антиподом репродуктивной, она не терпит образца, шаблона. Одни авторы творческую деятельность мышления не отличают от продуктивной, другие отличают, выделяя специфические признаки первой: новые идеи, способы решения проблем, художественное отражение действительности возникают не только логическим путем, но и по догадке, интуиции, фантазии.

В педагогике она занимает особое место, т.к. эта деятельность связана непосредственно с высшим уровнем мышления учащихся — творческим.

Мышление творческое — один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. Признаком творческого мышления считается, например, и умение отойти от привычного, вовремя оторваться от него, преодолеть силу привычки думать так, а не иначе. Такое умение особенно необходимо при встрече с нетиповой задачей, с проблемным вопросом, с необычной формулировкой задания.

Любому педагогу следует уяснить, что ребёнок, мыслящий стереотипно, не сможет развиваться полноценно. Необходимо развивать у школьников гибкость, критичность и быстроту мышления, эти три составляющие означают, что необходимо развивать творческие способности учащихся.

15 стр., 7229 слов

Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в ...

... исследований по теории и методике познавательного развития дошкольников связано с разработкой программ (Л. Д. Бобылева, В.Н.Вересов, С.Н.Николаева, , Н. А. Рыжова и др.). Работы Л. И Божович, А. В. ...

Творческие способности — это в первую очередь способность человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи. Эта способность напрямую зависят от кругозора человека. Чем больше он знает, тем легче ему взглянуть на исследуемый вопрос с разных ракурсов.

Для ученика достичь творческого уровня мышления — не простая задача. Поэтому педагогу необходимо помочь ему справится с ней. И основной способ это — постановка проблемных задач.

Проблемное обучение [греч. problзma — задача, задание] — организованный педагогом способ активного взаимодействия субъектов образовательного процесса с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого они приобщаются к объективным противоречиям науки, социальной и профессиональной практики и способам их разрешения, учатся мыслить, вступать в отношения продуктивного общения, творчески усваивать знания.

Цель проблемного обучения — усвоение не только результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути, процесса получения этих результатов, формирование познавательной самостоятельности ученика и развитие его творческих способностей.

Стержневым понятием проблемного обучения (П.О.).

является проблемная ситуация, с помощью которой моделируются условия исследовательской деятельности и развития мышления обучающихся. Особенности мыслительного взаимодействия субъекта учения с познаваемым объектом зависят от характеристик учебного материала и дидактических приемов организации познавательной деятельности, включающей диалогическое общение и взаимодействие педагога и обучающихся. Тем самым принцип проблемности реализуется в П. О. как в содержании учебного материала, так и в процессе его развертывания в учебной деятельности. Первое достигается разработкой системы учебных проблем (иногда их называют проблемными задачами, заданиями), отражающей реальные противоречия науки, практики и самой учебной деятельности; второе — построением П. О. по диалогическому типу, где и педагог, и обучающиеся проявляют личностную, интеллектуальную и социальную активность и инициативу, заинтересованы в суждениях друг друга, дискутируют по поводу предлагаемых вариантов решений. В П. О. осуществляется косвенное управление познавательной деятельностью, в котором участвуют и сами обучающиеся. Средством такого управления служат проблемные и информационные вопросы, заранее заготовленные педагогом или появляющиеся в ходе порождения, анализа и разрешения проблемных ситуаций. Проблемные вопросы как бы направлены в будущее, указывая на существо учебной проблемы и область поиска еще неизвестного учащимся знания, отношения, способа действия; информационные вопросы обращены к прошлому знанию, известному обучающимся и необходимому для понимания проблемной ситуации и включения в процесс ее разрешения.

При П.О. деятельность учителя состоит в том, что он, давая в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факты и организует их учебно-познавательную деятельность так, что на основе анализа фактов учащиеся к самостоятельно делают выводы и обобщения, формулируют (с помощью учителя) определения понятий, правила, теоремы, законы, или самостоятельно применяют известные знания в новой ситуации (изобретают, конструируют, планируют, мастерят), или же, наконец, художественно отражают действительность (пишут стихи, сочинения, рисуют, играют).

Следует заметить, что в совместной деятельности с педагогом и соучениками обучающийся не просто перерабатывает и усваивает сообщаемую информацию, он переживает процесс познания как субъективное открытие еще неизвестного ему знания, как постижение и понимание научных фактов, принципов, закономерностей и условий действия и поступка, как личностную ценность, обусловливающую развитие познавательной мотивации, интереса к содержанию учебного предмета. Поскольку проблемные ситуации могут создаваться не только на материале прошлых проблем, имевших место в истории науки и социальной практики, но и в контексте будущей для учащихся ПТУ, студентов техникума или вуза трудовой деятельности, П. О. способствует трансформации познавательной мотивации в профессиональную. Практика показала, что П. О. не оформилось в самостоятельный тип, охватывающий все виды и формы учебной работы, однако обусловило признание и реализацию принципа проблемности как одного из ведущих и необходимых в любом виде развивающего обучения.

24 стр., 11854 слов

Развитие творческого мышления в практике обучения

... мыслить? Каковы главные направления развития творческого мышления в практике обучения? Процесс обучения включает не только усвоение систему знаний, но и развитие мышления. Проведенные в последние годы разносторонние иссле ... деятельности. Поэтому мы вправе утверждать, что, прежде чем приступать к внедрению про умного обучения как оптимально организованной ди­дактической системы, надо научить учащихся ...

Проблемное обучение — это не метод, как считалось в 20-е годы и как считает кое-кто и теперь; это и не группа методов поискового характера, а целостный тип обучения, возникший именно потому, что научно-техническая революция на первый план выдвинула задачу развития творческих способностей и познавательной самостоятельности учащихся, превращения их знаний в убеждения в процессе усвоения системы знаний. В основе этого типа обучения лежит особый вид взаимодействия учителя и учащихся, характеризующийся систематической самостоятельной учебно-познавательной деятельностью учащихся по усвоению новых знаний и способов действия путем решения учебных проблем. Проблемное обучение трактуется нами не как непрерывная цепь самостоятельных открытий учащимися новых законов, правил, а как оптимальное сочетание их репродуктивной и творческой деятельности по усвоению системы научных понятий и приемов, способов логического мышления.

Поэтому педагог должен знать, как организовать проблемный урок не только внешне, но и внутренне. Поскольку показателем проблемности урока является наличие в его структуре этапов поисковой деятельности, то естественно, что они и представляют внутреннюю часть структуры проблемного урока:

  • возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы;
  • выдвижение предположений и обоснование гипотезы;
  • доказательство гипотезы;
  • проверка правильности решения проблемы.

Различными исследователями установлены условия, соблюдение которых обеспечивает успех подготовки проблемных уроков:

  • а) запланированные учителем понятия и способы действия для прочного усвоения учащимися должны возникнуть как результат самостоятельного обобщения;
  • б) необходимы определение учебного задания и оценка его качества (какие проблемные задания возможны на уроке, их связь с фактическим материалом, их повторяемость, доступность;
  • какие задания использовать на уроке, какие при проверке знаний или задать на дом);
  • в) необходима оценка подготовленности учащихся к выполнению задания (их умение рассматривать подобные вопросы, переносить известный способ действия в новую ситуацию, создавать логическую схему ответа) и определение состава мыслительной деятельности учащихся;
  • г) определение понятий для объяснения их сущности учителем.

Проблемное обучение дает возможность учителю варьировать учебный материал и приемы преподавания. Наличие различных типов учебных проблем обеспечивает поисковую, частично-поисковую, конструкторско-изобретательную, художественную учебно-познавательную деятельность ученика или их сочетание в ходе выполнения теоретических и практических самостоятельных работ репродуктивного и творческого характера (на уроке и внеурочных занятиях) или при изложении учебного материала учителем.

37 стр., 18319 слов

Основные виды музыкальной деятельности учащихся на х музыки как ...

... музыкального образования, то к видам музыкальной деятельности учащихся принято относить слушание музыки, хоровое пение, игру на музыкальных инструментах, движение под музыку, импровизацию и сочинение музыки детьми (детское музыкальное творчество). То ...

Общие функции проблемного обучения:

  • усвоение учениками системы знаний и способов умет венной и практической деятельности;
  • развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся;
  • формирование диалектико-материалистического мышления школьников как основы их коммунистического мировоззрения.

Кроме того, проблемное обучение имеет специальные функции:

  • воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение логических приемов или отдельных способов творческой деятельности);
  • воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умения решать учебные проблемы;
  • формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решения практических проблем и художественного отображения действительности).

Из всех функций проблемного обучения необходимо выделить две важнейшие. Первая — повышение научного уровня обучения и вторая — повышение эффективности формирования научного мировоззрения.

Повышение научного уровня усвоения знаний учащимися обеспечивается двумя способами:

Первый способ — усиление объяснения учителя. Речь идет о переходе от описательного объяснения учебного материала при традиционном обучении к доказательному объяснению при проблемном.

Второй способ — повышения научного уровня усвоения — установление новых соотношений преподавания и учения, а именно: разумное ограничение объясняющей функции учителя и расширение деятельности учащихся по самостоятельному раскрытию и объяснению понятий путем решения учебных проблем.

1.2 Развитие творческих способностей на уроках ИЗО

Первый способ

Этот способ особенно хорош при объяснении ученикам понятий в живописи. Например, при объяснении понятия «рефлекс» перед учениками ставятся вопросы: «Какие оттенки желтого цвета приобретёт лимон, если я положу его на фоне синей ткани? А на красной? Как вы думаете, какие оттенки он будет приобретать в другой среде?»

Второй способ

При графическом построении куба учащиеся художественной школы не имеют права пользоваться линейкой. Однако рисунок должен быть выполнен по всем правилам построения с соблюдением всех прямых и параллельных линий. Поэтому для проверки прямолинейности и параллельности линий они придумывают способы самопроверки.

Третий способ

Задание изображение животного с натуры. Проблема: как изобразить животное, например кошку, которая не спит? (Без принуждения животного).

Учащиеся ищут пути решения:

  • Фотография;
  • Набросок поз;
  • Дожидаться пока кошка примет тоже положение и т.д.

Четвёртый способ

Вопросы терминологии. Противоречие — почему в быту люди не пользуются художественными определениями цвета?

37 стр., 18051 слов

«Развитие творческих способностей младших школьников в процессе ...

... внедрена система работы по развитию творческих способностей младших школьников; педагоги начальной школы будут заинтересованными руководителями процесса творческого развития школьников. Задачи исследования проанализировать подходы к пониманию творческих способностей в психолого-педагогической и методической литературе; рассмотреть опыт развития творческих способностей младших школьников ...

Пятый способ

Гипотеза: в разной цветовой среде предмет ведет себя по-разному. Учащиеся делают выводы. Пробуют помещать предмет на разные драпировки, проверяя свои выводы.

Шестой способ

Урок живописи: изображение теней. По правилам: если предмет освещен лампой накаливания — предмет будет в теплых тонах. Если предмет размещен на холодном фоне — он приобретает холодные тона.

Ситуация, вызывающая противоречие правил: предмет на синей драпировке, освещен лампой накаливания. Какие оттенки он приобретёт?

Седьмой способ

Учащиеся сравнивают живописные работы в акварельной (уже известной технике) и масляной (новой) технике. Делают выводы, что масляная живопись более плотная — «укрывистая». Возникает вопрос: как надо вести работу в масляной технике — от светлого к тёмному или наоборот? Учащиеся говорят, что работа ведётся, как в акварели — от светлого к тёмному. Учитель показывает, что получается в случает такого подхода. Учащиеся понимают, что работы выглядят блёкло. Делается вывод, что в масляной технике работа ведётся от темных цветов к светлым, т.к. акварель со временем светлеет, а масло — темнеет, а значит в масляной технике светлые цвета должны оставаться на верхнем слое.

Восьмой способ

Изображение теней. Дневной пейзаж. Зимой тени, чаще всего холодные-летом могут быть и теплые и холодные одновременно, могут быть только теплые или только холодные. Почему?

Девятый способ

Связь ИЗО с цветофизикой, с геометрией, литературой, биологией и т.д.

Для построения рисунка помидора ученик должен знать каким образом плодоножка крепится к плоду?

Десятый способ

Для отработки светотеневых представлений учащимся предлагают решить графическое изображение предметов не с помощью карандашей, а с помощью красок — черной и белой.

Почему дети приходят в художественную школу?

Опрос проводился в мае 2011г. В г. Челябинск, МОУ СОШ №152,в классе с художественным уклоном. Среди детей 7-13 лет. Опрошено 50 человек.

На мой вопрос интересно ли на уроке в художественной школе 48 ответили «да» и лишь 2 — «нет».

Наблюдая за уроком, я поняла, что урок преподаватель строит урок с созданием проблемных ситуаций. Ученики с интересом высказывают предположения, применяют свои имеющиеся знания и проявляют интерес. Дети этого педагога добиваются заметных результатов в течении года в отличии от детей других педагогов, что хорошо заметно на детских выставка.

1.3 Значение периода детства для развития творческих способностей

Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития.

Первые годы жизни ребенка — самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их. Точнее говоря, первые толчки к развитию творческих способностей.

Это можно объяснить тем, какое количество связей «задействовано» между клетками мозга. Каждый ребенок имеет при рождении богатейшую волокнистую сеть, соединяющую клетки мозга, но это только потенциальные, возможные связи. Реальными, действующими они становятся только тогда, когда запускаются в ход определенные нервные структуры, когда начинают функционировать те или иные способности и по «линиям связи» начинают проходить биотоки. И чем моложе ребенок, тем образование связей проходит легче, а с возрастом все труднее и труднее.

13 стр., 6313 слов

Фольклор как средство развития детей младшего дошкольного возраста

... изучить методики по работе с детьми, направленными на развитие памяти, мышления; - определить роль воспитателя ДОУ - провести исследование с детьми младшего дошкольного возраста с целью выявление у них положительной динамики в развитии памяти, после ...

Лишая ребенка, в силу незнания и традиций, своевременно и полноценного развития в младенческом и дошкольном детстве, мы тем самым обрекали его на низкие темпы развития, на громадные затраты сил и времени и на низкий конечный результат. И считаем такое развитие нормальным!

Третье, чрезвычайно важное, условие успешного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил.

Парадоксально, но это условие легче всего осуществляется тогда, когда ребенок уже ползает, но еще не начал говорить.

Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно. И в это время малыш больше, чем когда-либо, вынужден заниматься творчеством, решать многие, для него совершенно новые задачи.

Вот почему надо начинать развитие как можно раньше, вот почему первые годы жизни — самое благодатное время, когда наши радужные заботы дадут самые богатые плоды, плоды, которые останутся на всю жизнь.

Чем наблюдательней ребёнок, чем он пытливее, тем убедительней будет его рисунок, даже при технической беспомощности автора. Рисуя, ребёнок не просто изображает другие предметы или явления, но и выражает посильными ему средствами своё отношение к изображаемому. Поэтому процесс рисования у ребёнка связан с оценкой того, что он изображает, и в этой оценке всегда большую роль играют чувства ребёнка, в том числе эстетические. Стремясь передать это отношение” ребёнок ищет средства выражения, овладевая карандашом и красками.

Среди рисующих детей можно встретить два типа рисовальщиков: наблюдателя и мечтателя. Для творчества наблюдателя характерны образы и сюжеты, увиденные в жизни, для мечтателя — образы сказок, образы воображения. Одни рисуют машины, дома, события из своей жизни, другие — пальмы, жирафов, ледяные горы и северных оленей, космические полёты и сказочные сценки.

Ребенок, рисуя, часто мысленно действует среди изображаемых им предметов, он только постепенно становится по отношению к своему рисунку посторонним зрителем, находящимся вне рисунка и смотрящим на него с определенной точки зрения, как смотрим мы.

У детей сфера образного мышления очень сильна. Каждую сказку, рассказанную нами, они не просто слушают, они проживают вместе с ее героями. С помощью проигрывания, переосмысления сказочных сюжетов наши дети постигают законы мира, человеческих взаимоотношений, учатся жить в ладу с собой и окружающими. Одна и та же сказка разными детьми и в разном возрасте может восприниматься по-разному.

Законы, по которым построена сказка, имеют терапевтическое воздействие на ребенка. Поэтичная речь, повторяющиеся обороты, припевы — все это очень важно Дети быстро запоминают их, радуются каждому слову любимой сказки. Поэтому нужно стараться избегать упрощенных и укороченных текстов. Чем старше ребенок, тем длиннее и сложнее может быть сказка.

Итальянский психолог К.Риччи выделяет два этапа эволюции детского рисунка: доизобразительный и изобразительный. Этапы, в свою очередь, делятся на несколько стадий.

Первая стадия доизобразительного этапа — стадия каракулей , которая начинается в возрасте двух лет.

Примерно в возрасте 3-5 лет начинается изобразительный период, первая стадия которого — стадия предметного рисования (схематичного изображения).

14 стр., 6911 слов

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста ...

... новом подходе в занятиях обучении детей изобразительному искусству. Структура исследования: моя курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. дошкольник творческий способность рисование Глава 1. Теоретические аспекты развития творческих способностей старших ...

Следующая стадия развития рисунка — стадия правдоподобных изображений — характеризуется постепенным отказом от схемы и попытками воспроизвести действительный вид предметов.

В возрасте 5-7 лет освоение образного мира в рисунке также происходит — от человека к его окружению . Пропорции первыми устанавливаются именно в человеческой фигуре. Характерный рисунок этого периода: высокий большой человек рядом с маленьким многоэтажным домом и маленькой легковой машиной. Пятилетний автор не понимает нашего недоумения: «Да, этот человек приехал на своей машине, он живет в этом доме, да, на третьем этаже, видишь, вот его окошко и балкон». А нам кажется несуразной несоотносимость размеров изображаемого человека и его мира: «Как же он в дом-то войдет и в машину сядет?» На самом деле это нормальный этап развития детского рисунка. Через него проходят все дети, и со временем в рисунке все «уравновесится», а правильные пропорции установятся и в окружающем мире.

Любопытно отметить, что школьные методисты простодушно рассказывали о своих наблюдениях за младшими школьниками, которые, получив задание нарисовать с натуры кувшин, могли не обратить внимания на то, что учитель вынес кувшин из класса, и продолжали рисовать, думая о чем-то своем, не слишком заботясь о внешнем сходстве с натурой.

Не только педагоги, но и родители, если они внимательно относятся к процессу творчества младших школьников, убеждаются, что детей в этом возрасте гораздо больше интересует изображение действий, событий, чем рисование с натуры статичных постановок.

Специалисты в области художественного воспитания детей объясняют эти особенности младших школьников «двигательной» установкой психики (А. В. Бакушинский), «действенным» отношением к действительности (Б. П. Юсов).

В подростковом возрасте на смену «двигательной» придет «зрительная» установка психики (А. В. Бакушинский), наступит период «предметной отнесенности» изобразительной деятельности (Б. П. Юсов).

К сожалению, эти важнейшие психофизиологические особенности развития младших школьников и подростков не принимались во внимание при разработке старых программ по рисованию. В определенном кругу методистов считается чуть ли не аксиомой, что задача обучения рисованию состоит в усвоении школьниками определенного набора правил изображения, а творческое развитие равносильно отказу от обучения. Причем выделяемый в таких случаях набор правил скорее можно отнести к «техническому рисованию», чем к искусству.

Между тем особенности художественного языка определяются спецификой искусства, о чем известный ученый П. В. Симонов говорит так: «Самое главное в моделях науки — это информация о том, что собой представляет моделируемое явление. Самое главное в моделях искусства — это информация о том, чем является моделируемое явление для нас. Искусство воплощает отношение человека к воспроизводимым явлениям, но категория отношения возможна только в координатах желательного или нежелательного. Вне этих координат психологический факт отношения невозможен, его просто-напросто нет».

Для дошкольников и младших школьников очень характерно активное отношение к изображаемым событиям. Можно наблюдать даже, как некоторые ребята, рисуя, «озвучивают» изображаемые действия. Увлеченность младших учащихся содержанием своих рисунков, активное проявление личного отношения к изображаемым персонажам — все это усиливает выразительность детских работ. Не случайно многие художники обращаются к детскому творчеству как к неиссякаемому источнику искренности, непосредственности, художественной выразительности.

12 стр., 5978 слов

Развитие творческих способностей детей в дошкольном возрасте

... данной теме. 2. Диагностика творческих способностей детей. 3. Изучение и обобщение педагогического опыта по развитию творче-ских способностей детей. Курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе рассматри-вается проблема компонентов творческого потенциала человека, и на ...

Главный признак искусства — художественный образ. Именно в нем таинственным образом соединяются «портрет» самой жизни и «портрет» художника-творца. Образность рисунков дошкольников и младших школьников отмечали не только художники. Лев Толстой, Януш Корчак, Василий Сухомлинский и многие другие обращали внимание на особую образность детского творчества вообще и рисунков в частности.

Именно в младшем школьном возрасте происходит первое знакомство детей с любимыми сказками, со сказками, которые запомнятся им на всю жизнь, со сказками, которые они будут рассказывать своим детям. В возрасте 6-8 лет ребёнок ещё не так много значения уделяет самому содержанию сказки, для него важнее образы, вызванные сказкой. Часто младший школьник воспринимает текстовую часть сказки именно через иллюстрации, которые помогают закрепить содержание сказки.

Социологические исследования показывают: чем более в раннем возрасте формируется интерес ребят к изобразительному искусству, тем более стойким он оказывается на протяжении всей жизни человека. Поэтому так важно именно в школе сформировать у младших школьников увлеченное отношение к миру изобразительного искусства. Тогда возрастет и число детей, посещающих в свободное время изостудии и художественные школы.

Эриксоновская модель развития представляет зрелость как серию из 8 стадий, включающих кризисы развития, которые должны быть успешно разрешены.

Стадия 4 — трудолюбие — неполноценность — длится с 6 до 11 лет, она как раз затрагивает возрастную категорию младших школьников.

Если ребенка поощряют мастерить, рукодельничать, готовить, разрешают довести начатое дело до конца, хвалят за результаты, тогда у него формируется чувство компетентности, «умелости», уверенность в том, что он может освоить новое дело, развиваются способности к техническому творчеству.

Если же родители или учителя видят в трудовой деятельности ребенка одно баловство и помеху для «серьезных занятий», есть опасность выработки у него чувства неполноценности и неадекватности.

2. Распределение материала по годам обучения в начальной школе (темы):

1 класс — «Искусство видеть» (учимся изображать видимое);

2 класс — «Ты и искусство» (учимся видеть и понимать изображенное, украшенное и построенное);

3 класс — «Искусство вокруг тебя» (учимся видеть искусство в окружающей жизни);

— Задачей 1 класса является связь ребенка с окружающей жизнью через формирование к ней художественного интереса. Здесь начинается закладывание основной развиваемой искусством способности: видеть жизнь, с интересом в нее всматриваться. Эта линия должна стать фундаментом развития всех других линий в последующих классах. Далее развитие представлений строиться от личных эмоциональных связей каждого человека с искусством (2 класс)

Необходимо сделать одно замечание о технике работы красками, принятой в программе начальной школы. Обыкновенно работа красками строится от контурного рисунка карандашом и закрашивания плоскости внутри контура. Так изображается и флажок, и человек, и дерево. По-мнению Б.Неменского и его соавторов, этот метод мало способствует художественному развитию. Край пятна — это и есть контур изображения, поэтому и линия и пятно наносятся кистью. Кисть дает богатые возможности. У нее есть плоскость, есть тонкий край, или уголок, ею можно закрашивать плоскость разными приемами и можно проводить тонкие линии. Основным живописным материалом становится гуашь. Гуашью можно работать на любой бумаге, можно работать щетинной кистью, можно перекрывать, а значит и исправлять то, что не получилось. Работа гуашью не требует столь длительного времени, чтобы появился зримый результат, а это важно в воспитательных целях.

Глава2. Исследовательская значимость творческих способностей младших классов на уроках ИЗО

2.1 Теоретические аспекты исследований уроков ИЗО в младших классах

Теоретическая значимость нашего исследования состоит в том, что уточнено основное понятие исследования «творческие способности», которое понимается нами как высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Систематизированы и обобщены взгляды ученых на проблему развития творческих способностей; создана классификация методов исследования; описана система работы с использованием нетрадиционных техник рисования, направленная на развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста.

Практическая значимость нашего исследования заключается в разработке критериально — диагностической базы исследования и выявлении с её помощью уровня развития творческих способностей; в разработке и практическом внедрении программы или комплекса заданий направленных на развитие творческих способностей; получены результаты доказывающие эффективность развития творческих способностей посредством введения нетрадиционных техник рисования в занятия.

Материалы и результаты исследования могут представлять интерес учителей начальных классов, специалистов, занимающихся этой проблемой, методистов, студентов.

Констатирующее исследование

Проводя наше исследование, мы опросили 63 (шестьдесят три) респондентов в целях выявления уровня интересов к изобразительному искусству у младших школьников. Это как раз дети, которые обучались по программе В.С.Кузина, целью которой является практическое овладение элементарными основами реалистического рисунка, выработка определенной системы художественно-графических умений и навыков . Но, как известно, в начальной школе уроки ИЗО чаще всего проводят сами учителя начальных классов. И, как известно, они больше внимания уделяют урокам математики, русского языка, чем уроку рисования. В итоге, в методике обучения рисованию получается несоответствие ни одной из трех вышеуказанных теорий. К примеру, в теории свободного воспитания Г. Кершенштейнера говорится о том, что детей в общеобразовательной школе не следует обучать изобразительной и графической грамоте; нужно содействовать только общему эстетическому развитию ребенка. Но в нашей начальной школе творчество опять же не является абсолютно свободным, так как уроки даются в соответствии с программой. Получается, что дети, необученные правилам и законам изобразительного искусства, занимаются на уроках самостоятельным творчеством в рамках программы, что приводит к неэффективному обучению, не преследующему никаких конкретных целей и зачастую, такая ситуация остается и при дальнейшем обучении, средних и старших классах. Так какого же отношение детей к изобразительному искусству, к своему уровню художественных умений и навыков в целом? Довольны ли они своими творческими возможностями в рисовании и есть ли у них потребность и интерес к изобразительному искусству?

Чтобы ответить на эти вопросы, мы провели анкетирование среди учащихся 1-3 классов. При наличии анкет мы пришли к таким результатам.

На вопрос «Любите ли вы рисовать?» положительно ответили 43 (сорок три) человека, что составляет 68,3% . Из 31,7% детей большинство (25%) объясняют причину своего нежелания рисовать тем, что либо они не умеют рисовать, либо у них это плохо получается. Интересно отметить , что больше всех желают рисовать учащиеся седьмых классов (77,3% от числа всех учащихся класса) . мы считаем, что это наблюдается в силу возрастных психологических особенностей детей этого возраста.

Желание передавать свои мысли и чувства, особенно красоту природы в картинках проявляют 60% опрошенных, 56% респондентов считают, что у них недостаточный уровень художественных и графических умений и навыков для того, чтобы передавать в картинках свои впечатления.

И, наконец, 84% информантов хотели бы повысить свой уровень умений и навыков, чтобы научиться рисовать лучше. Дале мы привели графический анализ этих же анкет. График к первому вопросу показывает, что интерес к рисованию у детей в разном возрасте проявляется по-разному. В старших классах по графику он снижается.

Второй график показывает, что если почти все дети 8-10 летнего возраста (78%) любят выражать свои впечатления о красоте природы, чувства и мысли в картинках, то в старших классах это число резко снижается до 39%. Во-первых, это объясняется тем, что у детей в подростковом возрасте появляются другие интересы, они становятся более скрытными в своих впечатлениях, возникают другие способы для передачи своих переживаний (дружеское общение, поэзия, музыка и пр.).

Но другая сторона состоит в том, что если дети раньше рисовали все что хочется и были довольными своими рисунками, то теперь у них появляется в воображении более серьезные, сложные образы, которые полностью передать в картинках труднее. Для этого уже требуется владение какими-то конкретными умениями и навыками. Вот как объясняет это девочка пятнадцатилетнего возраста: «Иногда от грусти или, наоборот, восхищения чем-либо, в голове возникает красивый образ, картина в руки, то начинает получаться совсем не то, что хотелось. И когда понимаешь, что все равно ничего не получится — все бросаешь. Все-таки плохо, когда не умеешь рисовать…» это, действительно, так. Для подростка его возраст — период самоутверждения, становления собственного «Я», и они в этом возрасте предпочитают заниматься тем видом деятельности, в котором они имеют наибольшие успехи. И даже это занятие их привлекает, они все равно его отвергают, если терпят в ней неудачу.

Далее, если в третьем графике показано, что учащиеся 1-3 классов вполне удовлетворены своими умениями и навыками в области изобразительного искусства (55%), то, чем они старше, тем больше проявляется их неудовлетворенность своими способностями (седьмые классы — 40,9%, девятые — 39%).

Рассмотрим схему последнего графика. Здесь на вопрос «Хотели бы вы научиться рисовать лучше ?», многие информанты девятилетнего возраста отвечает , что итак умеют . Тем не менее, число желающих составляет 78%. Учащиеся же тринадцатилетнего и пятнадцатилетнего возраста в большинстве своем (86,4% и 87%) дали положительный ответ.

Из проведенного исследования можно констатировать тот факт, что дети подросткового возраста любят рисовать, у них есть интерес к изобразительному искусству и желание совершенствовать свой уровень изобразительной грамотности. Но чем они старше, тем больше у них осознание того, насколько несовершенны их умения в этой области творческой деятельности. Именно это становится причиной постепенного спада интереса к изобразительному искусству у подростков и старших школьников.

Формирующее исследование

Перед исследованием провели анализ детских работ, предыдущих уроков как и на констатирующем этапе исследования проводился с целью выявления уровня развития творческих способностей, т.е. с каким процентов развития творческих способностей дети подошли к нашему исследованию. Уровень развития каждого умения оценивался по следующим критериям:

  • «высокий уровень» (воображение и творчество сформированы на отличном или хорошем уровне);
  • «средний уровень» (воображение творчество сформированы частично);

«низкий уровень» (воображение и творчество не сформированы)

Общее количество всех работ (29) было принято за 100%.

Все работы оценивались по каждому виду умения отдельно.

Результаты анализа работ были занесены в таблицу.

Результаты анализа детских работ показали, что и в 1 «а» классе и в 1 «б» классе обучаются вполне творческие дети, с довольно сформированным интересом к урокам рисования и высоким уровнем воображения, с хорошим творческим потенциалом.

После проведения констатирующего эксперимента мы провели несколько уроков изобразительного искусства в начальной школе с использованием нетрадиционных техник рисования, в целях выявления интереса, воображения и творчества у детей младшего школьного возраста. Это были как раз дети, которые обучались по программе Неменского Б.М., согласно его теории в преподавании изобразительного искусства нужно сочетать эвристическое воспитание и развитие творческих способностей, а также обучение изобразительной грамоте. Но в современной начальной школе творчество опять же не является абсолютно свободным, так как уроки проводятся в соответствии с программой. Дети привыкли рисовать так, как их этому научил учитель, руководствующийся той или иной готовой программой. Рисуют они кистями и карандашами уже сложившиеся в и головках сюжеты. Нетрадиционные техники рисования рекомендуется использовать каждому учителю, но очень часто времени на уроке недостаточно для подобных занятий.

Так, когда же детям развивать в себе творческие способности? Ответом на этот вопрос становятся занятия именно с использованием нетрадиционных техник рисования. Эти техники вводятся в практику уже в дошкольных заведениях. Их технология проста и доступна всем. Такой вид практической работы можно реализовать на обобщающих уроках рисования, а также на уроках закрепления и повторения знаний, умений и навыков.

Мы разработали и провели несколько внеклассных занятий с использованием подобных техник рисования. Выяснилось, что первое занятие настолько завлекло ребят, что они уже с нетерпением ждали следующих.

Задачи формирующего этапа исследования были следующие:

Выявить уровень творческих способностей детей после использования на уроках изобразительного нетрадиционных техник рисования.

Определить насколько детям интересны нетрадиционные уроки.

Проверить эффективность методики экспериментальной работы.

Формирующее исследование проводилось в двух 1-х классах на базе Новоорловской средней общеобразовательной школы.

После этого провели серию уроков в обоих классах.

В 1 «а» классе на формирующем этапе исследования было проведено несколько уроков рисования по программе Неменского Б.М., на которых использовались нетрадиционные техники рисования.

В 1 «б» классе проводились традиционные уроки по программе Неменского Б.М. без применения нетрадиционных техник рисования.

Темы экспериментальных уроков в 1 «а» классе:

Прижми и отпечатай.

Весёлые кляксы.

Купаем картинку.

Светлые линии на тёмном фоне.

Темы циклов уроков в 1 «б» классе:

Изображать можно пятном.

Изображать можно линией.

Изображать можно и то, что невидимо (настроение).

Наши краски в жизни.

В 1 «а» классе на первом занятии мы использовали технику печати. Мы сначала познакомились со способом получения печати, а затем пробовали применение этого способа на практике.

Второе занятие «Веселые кляксы» — научило ребят рассматривать в обычной кляксе причудливый рисунок. Воображению и фантазии детей не было границ. Ребята настолько были поглощены творческим процессом, что почти не замечали присутствия учителя в классе. Работы получились более чем интересные. Они были своеобразными, новыми.

Третий урок «Купаем картинку» — рассказал ребятам, как можно получить рисунок на темном фоне с слегка размытыми границами.

Последнее занятие «Светлые линии на темном фоне» показало детям как использовать такую технику как граттаж.

В 1 «б» классе уроки прошли в обычной творческой обстановке.

Таким образом, мы провели определенное количество уроков изобразительного искусства в двух экспериментальных классах. В одном классе это были уроки, проведенные в соответствии с программой М.Б.Неменского и учебным планом школы, а в другом — уроки, проведенные в нетрадиционном режиме. В ходе наблюдений за деятельностью детей и ее оценивания было установлено: если на констатирующем этапе эксперимента новизна и оригинальность работ была низкой, характеризовалась репродуктивными методами и формами, то в ходе формирующего этапа эксперимента проявилась тенденция к усложнению композиции, появлению продуктивных форм, методов, характеризующихся оригинальностью, необычным оформлением, использованием незнакомых сюжетов. При выполнении творческих работ степень самостоятельности возросла. Дети с увлечением и азартом создавали, проектировали новые изделия.

Повышение уровня творческой активности подтверждает мысль о том, что этому можно и нужно учить. Это особенно важный вывод, поскольку это необходимо не только в сфере художественной дизайнерской деятельности, но и является одной из составных частей общей культуры человека.

Контрольное исследование

После проведения ряда уроков мы снова провели анализ детских работ. Результаты повторного анализа говорили о том, что у детей 1 «а» класса, в котором проводились уроки с использованием нетрадиционных техник рисования, повысился интерес к урокам изобразительного искусства. Более того, у детей улучшилось качество поведения на уроке рисования — они и увлечением слушали задание учителя и практически воплощали его в своих альбомах. А у детей, обучающихся в 1 «б» классе уровень интереса сохранился на прежнем уровне.

Интерес же учащихся 1 «а» класса проходящий от первого урока к четвертому мы можем наблюдать на диаграмме 1 (приложение 6).

Интерес и воображение после первого занятия примерно равны 88%, а творчество — 94%, после проведения четвертого занятия в процессе нашей совместной работы интерес возрос до 98%, воображение и творчество выросло до 96%. Детей заинтересовали такие занятия и это мы видим из следующей диаграммы. Здесь уже показатели интереса, воображения и творчества соответственно выше предшествующих. Это же мы можем проследить и из следующих показателей.

Конечно же, не следует применять нетрадиционные техники в рисовании на каждом уроке рисования и необходимо соответствовать программным требованиям изобразительного искусства. Но если хотя бы изредка применять другие методы и приёмы в рисовании, то это только улучшит состояние учебного процесса на уроке рисования и повысит интерес к нему.

Исходя из вышеизложенного, мы можем сделать вывод о том, что применять нетрадиционные техники рисования на занятиях по изобразительному искусству не только полезно для развития творческих способностей и возможностей детей, но и для их общего развития. Значит, если в деятельности младших школьников использовать различные методы и приемы развития творческих способностей на уроках изобразительного искусства, в частности, это использование различных приемов и методов обучения, различных видов художественной деятельности, техник рисования, а также различных материалов, то это способствует эффективному и успешному развитию творческих способностей детей.

Развитие творческих способностей — важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Отсутствие же творческого начала становится в старших классах препятствием, когда требуется решение нестандартных задач. Художественные и графические умения и навыки, полученные в младшем школьном возрасте, играют немаловажную роль в будущем ребенка.

Также известен тот факт, что в настоящее время из-за углубленного внимания к экстренной стороне воспитания, изобразительной грамоте стали уделять меньше внимания.

Далее, результаты проведенных исследований дали возможность сделать вывод о том, что применение на уроках изобразительного искусства нетрадиционных техник рисования ведет к более эффективному развитию творческих возможностей и способностей младшего школьника. Под руководством учителя творчество ребенка приобретает еще одну особенность: овладев самыми элементарными изобразительными умениями, он выражает желание выполнить рисунок для кого-то (в подарок маме, папе, бабушке к празднику), сделать что-то полезное другим. Цель каждого занятия, предлагаемого детям, — развивать их творческие потенциальные возможности.

Вариативность и художественное разнообразие нетрадиционных техник рисования предоставляют возможность творчески подойти к их отбору применительно к решению учебной задачи конкретного урока изобразительного искусства, учитывая особенности тематической, содержательной, технической сторон художественно — творческой деятельности, а также спектр интересов класса желанным, интересным, познавательным.

С другой стороны, учащиеся получают неограниченные возможности выразить в рисунке свои чувства, мысли, переживания, эмоции, настроения, учатся видеть в неожиданных сочетаниях цветовых пятен и линий образы, оформлять их до узнаваемых и погрузиться в удивительный мир творчества.

Изучив теоретическую основу проблемы исследования и обобщив передовой опыт, основываясь на результаты проведенных исследований, мы можем сделать вывод, что если в деятельности младших школьников использовать различные методы и приемы развития творческих способностей на уроках ИЗО (сюда же относим использование различных техник рисования, разнообразие при использовании материалов, смену видов деятельности) то это, действительно будет способствовать эффективному и успешному развитию творческих способностей младших школьников.

Иногда говорят, что школа не призвана готовить художников и что подобные знания, умения и навыки им не нужны, что достаточно использовать уроки изобразительного искусства лишь для воспитания у детей чувства прекрасного, умение разбираться в различных видах искусства. Все это правильно, но конкретная изобразительная деятельность и заложенные в нее основы изобразительной грамоты помогают детям глубже проникнуть в сложный мир окружающей действительности, понять его. Хотелось бы добавить, что внедрение в школьную программу нетрадиционных техник рисования еще лучше и грамотнее поможет детям познавать окружающий мир, развивая и совершенствуя свои внутренние потенциалы и возможности.

В нашем исследовании мы осуществили теоретический анализ литературных источников и обобщили передовой опыт в развитии творческих способностей младших школьников. Дали характеристику творческим способностям и выявили особенности содержания и условия организации учебно-теоретического процесса по проблеме исследования.

Мы так же выявили методы и приемы развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста посредством нетрадиционных техник рисования и, осуществив исследовательскую работу по предмету исследования пришли к выводу о том, что дети подросткового возраста любят рисовать, у них есть интерес к изобразительному искусству и желание совершенствовать свой уровень изобразительной грамотности. Но чем они старше, тем больше у них осознание того, насколько несовершенны их умения в этой области творческой деятельности. Именно это становится причиной постепенного спада интереса к изобразительном искусству у подростков и старших школьников. Мы выяснили следующий факт о том, что применять нетрадиционные техники рисования на занятиях по изобразительному искусству не только полезно для развития творческих способностей и возможностей детей, для их общего развития, но и росту интереса к изобразительному искусству и желание научиться рисовать лучше. Значит, если в деятельности младших школьников использовать различные методы и приемы развития творческих способностей на уроках изобразительного искусства, в частности, это использование различных приемов и методов обучения, различных видов художественной деятельности, техник рисования, а также различных материалов, то это способствует эффективному и успешному развитию творческих способностей детей.

2.2Методы развития творческих способностей у детей

Есть великая формула «дедушки» космонавтики К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные».

Видимо, это и есть путь становления творческих способностей, путь развития изобретательского и исследовательского таланта.

Наша обязанность — помочь ребенку встать на этот путь.

Методы — это приемы и средства, с помощью которых осуществляется развитие творческих способностей.

Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии творческих способностей.

В процессе организации обучения развитию творческих способностей большое значение придается общедидактическим принципам:

  • научности
  • систематичности
  • последовательности
  • доступности
  • наглядности
  • активности
  • прочности
  • индивидуального подхода

Все занятия по развитию творческих способностей проводятся в игре. Для этого нужны игры нового типа: творческие, развивающие игры, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все исходят из общей идеи и обладают характерными творческими способностями.