Духовная культура человека

Сочинение

Культура и духовная жизнь общества

Сейчас уже является общепринятой классификация культуры на материальную и духовную.

Материальная культура – это все, созданные человеком вещи. Сюда входят техника, автомобили, одежда, книги и другие вещи. Духовная культура – это нормы, представление о красоте, религиозные, научные взгляды.

В целом духовная культура выражается в двух составляющих:

  • внутренний мир личности и его деятельность по созданию духовных ценностей;
  • продукты такой деятельности, то есть произведения искусства, научные теории, обычаи, законы.

Также она воплощается в религии, образовании, языке и составляется правилами, законами, ценностями, знаниями, обычаями, нормами морали.

Таким образом, духовная культура, как и материальная, появляется в результате деятельности людей, но создается не руками, а разумом. Объекты данной культуры нельзя увидеть и подержать в руках в чистом виде, так как они существуют лишь в сознании. Но они непременно воплощаются в материальных предметах: знания – в книгах, научные теории – в экспериментальных моделях и так далее.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

  • 1. Мораль
  • 2. Массовая культура
  • 3. Мораль и нравственность
  • 4. Духовная сфера общества

Сочинение на тему духовная культура человека

Общаясь с людьми, все мы, как правило, составляем о собеседнике или знакомом собственное мнение. Один человек представляется нам красивым, другой — умным, третий — веселым. Мы подсознательно выделяем в его облике главную черту и на основании этого делаем вывод: этот человек нам приятен, а тот — нет; с одним хочется продолжить знакомство, а другого стараемся избегать. Интересно, что чаще всего нам приятно общаться именно с симпатичными, красивыми людьми. Но не только внешняя красота привлекает нас. Здесь все дело во внутреннем свете. Ведь не секрет, что выражением духовной жизни человека, зеркалом его мыслей, стремлений, чувств являются глаза. Внутренняя красота всегда отражается во внешности. И чем выше уровень умственного, морального, эстетического развития человека, чем выше его культура, тем выразительнее, привлекательнее его внешний облик и ярче то впечатление, которое он производит на окружающих. Вот почему духовная культура практически всегда отождествляется у нас с красотой. Я думаю, во многом это происходит оттого, что культурный человек всегда внимателен и чуток к окружающему миру. Его открытое сердце впитывает в себя все прекрасное, что существует вокруг, и это прекрасное наполняет все его существо и отражается во внешнем облике.

14 стр., 6575 слов

Влияние культуры на человека

... «высокой» культурой как культурой элит и «массовой» культурой, подразумевающей товары и произведения, направленные на потребности простых людей. Следует ... всю область духовной культуры. В повседневной жизни слово «культура» выражает одобрения, понимается как наличие идеала ... культуре, культуре исполнения какой-то вещи. С тех же позиций оценивается поведение людей. Но когда оценивают человека как ...

И тут важна каждая деталь, любая мелочь, ведь красота души начинается с малого. Человека внимательного и чуткого к окружающему его миру восхищает и журчащий в тени деревьев прохладный ручеек, и маленькая птичка, которая в первых лучах весеннего солнца поет свою радостную песенку, и скрип чистого зимнего снега под ногами. Он никогда не сорвет бездумно цветок, не оставит в лесу варварских следов своего пребывания. Мы во многом сами воспитываем себя. И тот, в ком живет благородная чистая душа, всегда стремится к совершенствованию, расширяет свои знания, интересуется всем, что происходит вокруг. Такой человек создает внутри себя особый мир, который никогда не стоит на месте, а находится в постоянном движении вперед, в постоянном развитии. Человек высокой духовной культуры стремится принести как можно больше пользы. Благородство души проявляется в отношении к знакомым и незнакомым людям. Часто приходится видеть, как люди идут на поводу своих мимолетных желаний, руководствуясь одними только чувствами. Но, к сожалению, желания эти не всегда бывают достойными. Необдуманные поступки нередко приносят боль и разочарование, и, что еще хуже, зло и неприятности другим людям. Наверное, каждому случалось видеть, как одним словом люди могут больно ранить, как, поддавшись мгновенному чувству, могут разрушить что-то высокое, хрупкое, важное.

Именно поэтому красота человеческого духа заключается, прежде всего, в умении осмысливать свои поступки и желания, умении самому решать, дать волю своим чувствам, высказать свои желания. Духовная красота несовместима с невежеством, равнодушием, ленью. Она не может стоять рядом с несправедливостью и злом. Духовно богатый человек никогда не пройдет мимо чужого горя, он не оставит в беде своих близких, друзей, родных. Тонко чувствуя прекрасное, такой человек также остро ощущает неправду, безразличие, жестокость, он всегда обеспокоен происходящим и стремится внести свой посильный вклад в улучшение жизни. Мне хотелось бы в заключение привести слова известного педагога и психолога В. А. Сухомлинского о красоте: «Красота — это яркий свет, озаряющий мир, при этом свете тебе открывается истина, правда, добро; озаренный этим светом, ты испытываешь приверженность и непримиримость. Красота учит распознавать зло и бороться с ним. Я бы назвал красоту гимнастикой души — она выпрямляет наш дух, нашу совесть, наши чувства и убеждения. Красота — это зеркало, в котором ты видишь сам себя и благодаря которому так или иначе относишься к себе». Современный мир в целом не очень-то прельщает переход в иные миры, в иное бытие, включая и переход, предусмотренный Библией.

4 стр., 1781 слов

Массовая культура

... жизни и ростом интенсификации труда. В результате этого в искусстве компенсаторно-развлекательное начало стало преобладать над традиционными просветительскими установками. Появление массовой культуры ... высокая», «элитарная» культура развивается в основном по пути экспериментальных авангардистских поисков. Произведения массовой культуры строятся по совершенно иным законам. Массовой аудитории трудно ...

Человечеству скорее по душе лишь знакомство с этими мирами через художественные произведения, через средства массовой информации. Это вполне понятно: катастрофа на экране — совсем не то, что в собственном доме или собственной жизни, так же как и потрясающие изменения бытия. Мне кажется, истоки так называемой массовой культуры находятся в катастрофической истории человечества: две мировые войны, ядерные и экологические катаклизмы свежи в памяти людей. Поэтому с каждой новой мировой катастрофой крепнут стереотипы массовой культуры, потребительская ориентация средств массовой информации. Вспомним феноменальный успех у западного зрителя фильма «На следующий день», вышедшего в США в разгар ядерного противостояния с СССР. Фильм имитировал ядерную войну на планете: города превращены в руины, на землю опускается ядерная тьма, наступает ядерная зима и т.д. Когда смотришь подобные фильмы в домашней уютной обстановке, возникает ощущение того, что безысходные катастрофы существуют не в природе, а только в воображении художников. Особенно мощно ощущается наплыв массовой культуры в наши дни. Все эти горящие отели, теряющие управление авиалайнеры, победители герои-супермены так же словно помогают нам выстоять в мире реальных катастроф.

Кстати, если взять для примера прошедший 1996 год, то он по количеству реальных катастроф почти сравнялся с катастрофами, подаваемыми к нашему столу средствами массовой информации. Стало быть, массовая культура сегодня добилась небывалого расцвета: мы уже почти не различаем настоящих катаклизмов от их имитации. Герои-супермены, с руками по локоть в крови, как бы говорят нам: «Мы убиваем ради жизни».Сегодня массовой культуре уже тесно с рамках земного мира, она все больше обращается к изображению космической темы. На экранах возникают фильмы, в которых сюжетом уже является война миров. Но и здесь массовая культура оставляет потребителю спасительную лазейку: мы убеждаемся, что и космические катастрофы преодолимы, хотя и ценой титанических усилий и жертв. Итак, массовая культура, по-моему, принимает как должное гибель, распад, разрушение. Подача новостей средствами массовой информации тоже строится на обыгрывании этих трагических моментов нашей жизни. Они выносятся на первые полосы газет и журналов, показываются по телевидению в самое удобное для массового зрителя время суток. Массовая культура, как всегда, проявляет большую гибкость. Психика потребителя не в состоянии выдержать сплошной напор только катастрофического.

Поэтому с таким материалом начинает успешно как бы соперничать секс. Он создает ощущение стабильности жизни. Различные эротические шоу, групповой секс, цинизм и пренебрежение ценностями настоящей культуры подаются, по-моему, как разрядка подсветка огнями преисподней нашего серого существования в вечном страхе перед катастрофами. Массовая культура живуча. Она приносит большие барыши, экономически стабильна, в то время как настоящая то и дело оказывается «на панели». Стихи не печатают, картины не покупают, на спектакли духовного содержания спросу нет. Но самое удивительное, что сами деятели истинной культуры часто изменяют ей с массовой. В пример могу привести знаменитых артистов, рекламирующих ширпотреб и противозачаточные средства. Можно было бы расстроиться, если бы данные явления были присущи только нашему времени. Но мы не одиноки в истории. Известно, например, что великий русский духовный мыслитель Николай Бердяев писал в «Самопознании»: «Мне очень свойственно эсхатологическое чувство, чувство приближающейся опасности, катастрофы и конца света… Я исповедую активно-творческий эсхатологизм, который призывает к преображению мира…» Видимо, массовая культура прикрывается прежде всего стремлением к «преображению мира» от друга-унитаза на красочном плакате, наклеенном в вагоне метро, до высшего человеческого существа, побеждающего в борьбе миров. Итак, от массовой культуры человечеству никуда не деться, поэтому, я считаю, нам остается быть хотя бы не слепыми и бездумными ее потребителями, стараться осмыслить соблазны, которые она предлагает, и распознавать ложь, на которой она строится.

Духовные ценности

Многообразие духовных ценностей легче представить, если разделить их на группы.

Рассмотрим классификацию духовных ценностей:

  • Мировоззренческие (связанные с понятиями жизни и смерти – время, судьба, прошлое, соотношением человека и природы).

    Данная группа отражает понимание человеком своего места в мире;

  • Нравственные (Связанные с категориями добра и зла – долг, ответственность, верность, честь, любовь, дружба).

    Иными словами, они отражают способность человека соотносить свои желания и потребности других людей;

  • Эстетические (Красота, высокие ценности);
  • Религиозные (Любовь, вера, смирение).

Типы культуры:

  • народная

Чаще всего автор продуктов данной культуры неизвестен. Это могут быть литературные произведения устного творчества, которые передаются из поколения в поколение, например, сказки, мифы, песни.

Народная культура отражает особенности жизни общества, действующие в нем нормы, характерные ценности.

  • элитарная

Произведения создаются отдельной группой населения, как правило, самой образованной для привилегированных слоев. Это такие виды искусства, доступ к которым имеет меньшинство. Это может быть, к примеру, классическая музыка и литература.

  • массовая

Появилась в 20 веке как отражение потребности больших групп населения в досуге. Продукты массовой культуры характеризуются простотой форм, понятностью для большинства людей независимо от возраста, образования и профессии.

Формирование духовной культуры личности в современном обществе происходит под влиянием разных факторов. Особую роль в этом процессе играют средства массовой информации, интернет, телевидение, газеты, которые оказывают сильное влияние на мировоззрение людей, навязывают ценности.

Что такое духовная культура?

Рейтинг

( 2 оценки, среднее 4 из 5 )

Толковый словарь русского языка под редакцией С. И. Ожегова понятие «духовность» трактует как «свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных инте­ресов над материальными».

Если коротко, то духовная культура — это стремление и процесс становления образцовой личности. И чтобы стать подобной лич­ностью, необходимо прежде всего найти себя. Конфуций говорил: «Чтобы познать моральный дух, нужно относиться к людям с осно­ванными на праведности верой и искренностью, совершенно изба­виться от грешных мыслей».

На протяжении всей истории человечества принципы духов­ной культуры всегда были одинаковы у всех цивилизаций. С уверенностью можно сказать, что низкая цивилизация, перво­бытный образ жизни никак не могли помешать развитию очень тонкой душевной организации. Человек неотделим от духов­ного, он всегда стоит на каких-то определенных нравственных позициях.

У реальности всегда две стороны: одна — видимая, другая — невидимая. Видимая — физическое вопрошение человека, его ме­сто в обществе, социальное «я» личности. Невидимая — духовная сущность, которая формирует гармонию между телом и духом.

Найдется ли хоть один человек, который бы не слышал о йогах и об их поистине фантастических способностях управлять своим физическим телом, абсолютно не доступных простому смертному. По крайней мере, о хождении по огню, возлежании на гвоздях и прочих чудесах слышали все. А гипноз? Когда видишь его результа­ты, то понимаешь, какую силу может иметь дух человека и какими колоссальными потенциальными возможностями мы обладаем. Недаром же говорят, что даже самый гениальный человек исполь­зует только шесть процентов своих возможностей. Вот она — неви­димая сторона нашего бытия.

И, пожалуй, в корне не правы материалисты, утверждающие наличие только одного аспекта — видимого. Наука — вещь пре­красная сама по себе, но она не способна сделать человечество сча­стливым, потому что наука — только одна из сторон нашей реаль­ности.

Одна моя знакомая, выросшая в эпоху другой, тоталитарной, системы, рассказывала, что в юности читала хорошие серьезные книги и считала себя духовно развитым человеком. Но спустя мно­гие годы, когда железный занавес был приоткрыт и преследование инакомыслящих кануло в Лету, когда стали доступны религиозные откровения, она поняла, что самая большая неправда в ее жизни — это то, что раньше она не знала, что есть Бог.

Очевидно, что формированием духовной культуры каждый че­ловек занимается сам, наедине с собственными взглядами на мир. Ибо без согласия с самим собой невозможно вообще спокойно жить.

Беру это сочинение!