Человек и природа в русской литературе

Курсовая работа

Гармония человека и природы в современном мире

XX век принес с собой значительные изменения в жизнь человека. Развитие цивилизации достигло таких высоких темпов, что человек начал испытывать страх перед последствиями своих собственных творений. Природа также начала демонстрировать свою мощь через все более частые природные катаклизмы и бедствия. Все это привело к необходимости изучения природы и Вселенной в целом как единого организма.

Гармоничная система Вселенной не может существовать без слаженного взаимодействия всех ее частей, включая каждого человека и общество в целом. Поэтому, чтобы обеспечить существование Вселенной, необходимо обеспечить гармонию как в природном, так и в человеческом мире. Это означает, что люди на планете должны жить в мире не только с другими людьми, растениями и животными, но и со своими мыслями и желаниями.

Однако, человечество наивно полагает, что оно является царем природы. Фильм «Война миров» по книге Герберта Уэллса показывает, что не сила оружия или разум человека смогут победить природу, а незаметные бактерии. Эти бактерии ведут свою жизнь независимо от нас и не спрашивают наше разрешение.

Проблема взаимоотношений человека и природы никогда не стояла так остро, как в наше время. Потеря природы становится все более реальной угрозой, и поэтому необходимо изменить наш подход к ней. Родина для большинства из нас ассоциируется с природой — березками, сугробами, озерами. Природа влияет на нашу жизнь, настроение и вдохновляет нас. Поэтому мы должны любить и беречь природу, ведь она есть только одна для всех нас.

Последние десятилетия свидетельствуют о том, что человечество продолжает неумолимо разрушать окружающую природную среду. Разработка новых технологий, неумолимый прогресс науки и техники порой выходят за рамки дозволенного, что приводит к возникновению новых экологических проблем.

В настоящее время большинство людей уже осознало важность охраны окружающей среды. Существуют множество мер, направленных на ограничение производственной деятельности, разработку и использование экологичных технологий, утилизацию отходов.

Однако, потенциальной опасностью для окружающей среды и человека являются не только промышленные предприятия, но и личное потребление. Чрезмерное потребление и выбрасывание «одноразовых» товаров, например, пластиковых посуды и упаковки, является серьезной угрозой для окружающей среды.

Очень важно понимать, что каждый человек может внести свой вклад в охрану природы и окружающей среды. Ежедневно можно принимать небольшие меры, такие как раздельный сбор мусора, покупка экологичных товаров, использование общественного транспорта, а не личного автомобиля.

8 стр., 3837 слов

Влияния человека на окружающую среду

... пользование землями включает в себя ряд мероприятий, способных предотвратить истощение и загрязнение почвы; сохранить и повысить полезные качества и свойства. 2.2. Негативное влияние человека на природу. ... в мире составляют всего 0,3% земельных угодий, но при этом увеличивают речной сток на 27%. Однако, крупные водохранилища оказывают отрицательное воздействие на окружающую среду: изменяют ...

Также важно не забывать о культурном наследии, связанном с охраной и уважением к природе. Великие писатели и мыслители, вроде Льва Толстого и авторов «Слова о полку Игореве», уже в прошлом отмечали, что связь человека с природой неотъемлема и является ключевой составляющей жизни.

Традиция описания природы в русской литературе имеет долгую и богатую историю. Многие великие писатели, такие как А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой и И.С. Тургенев, использовали описания природы в своих произведениях. Они показывали, что природа не только является фоном для действия, но и активно влияет на героев и помогает формированию их мировоззрения.

В произведениях XIX века, таких как «Евгений Онегин», «Мертвые души», «Война и мир» и «Записки охотника», описания природы играют важную роль. Они позволяют читателю лучше понять эмоциональное состояние героев и создают атмосферу произведения.

Однако, в советскую эпоху, акцент сместился на экологические проблемы. Литература этого периода стала отражать проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды и уничтожением природных ресурсов. Это было особенно заметно в произведениях, написанных после Второй мировой войны.

Интересно, что еще в XIX веке А.П. Чехов предвидел проблемы, связанные с отношениями между человеком и природой. Он считал, что человеку необходимо не только материальное благополучие, но и единение с природой. Он писал о том, что человек должен иметь возможность проявить свой свободный дух во всей его полноте.

В литературе природа представлена различными способами. Это мифологические образы, олицетворения, эмоциональные высказывания, описания животных и растений, а также пейзажи — описания широких пространств.

Таким образом, описание природы в русской литературе является важным элементом, который помогает писателям передать эмоции, создать атмосферу и рассмотреть экологические проблемы. Эта традиция продолжается и в современной литературе, где авторы продолжают исследовать взаимосвязь между человеком и природой.

В фольклоре и на ранних этапах существования литературы преобладали внепейзажные образы природы: ее силы мифологизировались, олицетворялись, персонифицировались и в этом качестве нередко участвовали в жизни людей. Широко бытовали сравнения человеческого мира с предметами и явлениями природы: героя — с орлом, соколом, львом; войска — с тучей; блеска оружия — с молнией и т.п. А также наименования в сочетании с эпитетами, как правило, постоянными: «высокие дубравы», «чистые поля», «дивные звери». Наиболее яркий пример — «Сказание о Мамаевом побоище», где впервые в древнерусской литературе видится созерцательный и одновременно глубоко заинтересованный взгляд на природу.

Природа очень сильно влияет на человека: дает ему силы, приоткрывает тайны, отвечает на многие вопросы. Творческие люди черпают вдохновение, глядя на простые, и в то же время, идеальные картины природы. Писатели и поэты практически всегда обращаются к проблеме человека и природы, поскольку чувствуют связь с ней. Природа является неизменной частью почти каждого прозаического творения.

4 стр., 1759 слов

Вечные образы в русской литературе примеры. ««Вечные образы» ...

... которых невозможно существование ни одного человека. ВЕЧНЫЕ ТЕМЫ И ОБРАЗЫ В ЛИТЕРАТУРЕ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/vechnyie ... сестру. Ошибка главного героя заключается в том, что причину зла он видит в самой природе человека, а закон, ... вечных образов», так как давно вышли за пределы не только своих произведений, но и своего времени. Почему же, как и в ...

И неудивительно, что многие писатели уделяли теме природы так много внимания. Из писателей-прозаиков можно выделить П. Бажова, М. Пришвина, В. Бианки, К. Паустовского, Г. Скребицкого, И. Соколова-Микитова, Г. Троепольского, В. Астафьева, В. Белова, Ч. Айтматова, С. Залыгина, В. Распутина, В. Шукшина, В. Солоухина и других.

Многие поэты писали о красоте родной земли, о бережном отношении к матери-природе. Это Н. Заболоцкий, Д. Кедрин, С. Есенин, А. Яшин, В. Луговской, А.Т. Твардовский, Н. Рубцов, С. Евтушенко и другие стихотворцы.

Природа была и должна оставаться учителем человека и его нянькой, а не наоборот, как возомнили люди. Ничто не может заменить нам живой, переменчивой природы, значит, пора спохватиться, по-новому, гораздо бережнее, заботливее, чем прежде, относиться к ней. Ведь мы сами тоже ее частица, несмотря на то, что отгородились от нее каменными стенами городов. И если природе становится плохо, непременно будет плохо и нам.

Человек и природа – тема, затрагиваемая литературой уже не одно столетие. В современной научной литературе этой теме отведено достаточно места и много внимания уделено анализу как произведений древних греческих и римских авторов, так и более поздних произведений русских классиков.

1 Образы природы в литературе XVIII-XIX веков

Пейзажи в литературе XVIII века были скорее исключением, чем правилом. Писатели, описывающие природу, еще оставались под влиянием стереотипов и клише. Однако начиная с XIX века, образы природы начали все больше занимать свое место в литературе, и писатели обращались к природе не только для описания окружающего мира, но и для передачи настроений и эмоций героев.

Так, в произведениях Г.Н. Троепольского и А.С. Пушкина образы природы стали полноценными участниками сюжета, помогая писателям раскрыть внутренний мир героев и передать настроения. В «Белом Биме Черное Ухо» Троепольский использует образы природы для создания атмосферы и раскрытия внутреннего мира главного героя. А.С. Пушкин, например, уделял большое внимание описанию природы в своих сочинениях, используя ее, чтобы передать эмоции и переживания героев, а также чтобы создать фон для действия произведения.

2 Природа в произведениях Л.Н. Толстого

Л.Н. Толстой также не обошел стороной тему человека и природы. В своих произведениях, таких как «Анна Каренина» и «Война и мир», Толстой часто использовал образы природы для передачи настроений и эмоций героев. В этих произведениях природа не просто фон для действия, она становится совершенно самостоятельным персонажем, способным передавать настроение и переживания героев.

3 Заключение

Таким образом, тема человека и природы играет большую роль в литературе уже не одно столетие. Образы природы начали занимать более важное место в литературе в XIX веке, и они играют значительную роль в создании атмосферы произведения, передаче настроений и эмоций героев.

На протяжении XIX-XX веков в литературе наблюдалась эпоха индивидуально-авторского видения и воссоздания природы. Каждый крупный писатель этого времени в своих произведениях представлял уникальный природный мир, передаваемый в основном через пейзажи. В работах И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, И.А. Бунина, А.А. Блока, М.М. Пришвина и Б.Л. Пастернака природа осваивается в контексте ее значимости для авторов и их героев.

2 стр., 573 слов

Бог, природа, человек в поэзии Есенина

... в своей душе. Бог, природа, человек в поэзии Есенина Несколько интересных сочинений Сказка Ершова полна юмора, народной мудрости и чудес. На долю главных героев выпадают различные испытания и волшебные превращения Произведение ... прекрасных произведений литературы. Возможно, тема природы стала главной темой в творчестве поэта, потому что из нее вытекают все остальные. Природа в изображение Есенина ...

Основное внимание уделяется не универсальной сути природы и ее феноменам, а ее неповторимым проявлениям: тому, что видно, слышно, ощущается здесь и сейчас — то, что откликается на душевные движения и состояния человека или их порождает. При этом природа часто предстает как постоянно изменяющаяся, неоднородная, находящаяся в различных состояниях.

Приведу несколько фраз из очерка И.С. Тургенева «Лес и степь»: «Край неба алеет; в березах просыпаются, неловко перелетывают галки; воробьи чирикают около темных скирд. Светлеет воздух, видней дорога, яснеет небо, белеют тучки, зеленеют поля. В избах красным огнем горят лучины, за воротами слышны заспанные голоса. А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы протянулись по небу, в оврагах клубятся пары; жаворонки звонко поют, предрассветный ветер подул — и тихо всплывает багровое солнце. Свет так и хлынет потоком».

Также стоит упомянуть дуб из «Войны и мира» Л.Н. Толстого, который за несколько весенних дней претерпел радикальные изменения. Природа в произведениях М.М. Пришвина предстает как бесконечно подвижная: «Смотрю и все вижу разное; да, по-разному приходит и зима, и весна, и лето, и осень; и звезды и луна восходят всегда по-разному, а когда будет все одинаково, то все и кончится».

На протяжении последних двух столетий литература неоднократно обращалась к теме людей как преобразователей и покорителей природы. Эта тема представлена в трагическом освещении в финале «Фауста» И. В. Гете и в «Медном всаднике» А.С. Пушкина, где Нева, одетая в гранит, бунтует против воли самодержца — строителя Петербурга.

Та же тема, но в иных тонах, радостно-эйфорических, составила основу множества произведений советской литературы:

Человек сказал Днепру:

Я стеной тебя запру,

Чтобы, падая с вершины,

Побежденная вода

Быстро двигала машины

И толкала поезда.

2 Образы природы в лирике XX веков

В литературе XX в., особенно в лирической поэзии, субъективное видение природы нередко берет верх над ее предметностью, так конкретные ландшафты и определенность пространства нивелируются, а то и исчезают вовсе. Таковы многие стихотворения А. Блока, где пейзажная конкретика как бы растворяется в туманах и сумерках.

Нечто (в иной, «мажорной» тональности) ощутимо у Б. Пастернака 1910-1930-х годов. Так, в стихотворении «Волны» из «Второго рождения» дается каскад ярких и разнородных впечатлений от природы, которые не оформляются как пространственные картины (собственно пейзажи).

В подобных случаях эмоционально напряженное восприятие природы одерживает победу над ее пространственно-видовой, «ландшафтной» стороной. Субъективно значимые ситуации момента здесь выдвигаются на первый план, а само предметное заполнение пейзажа начинает играть как бы второстепенную роль. Опираясь на ставшую ныне привычной лексику, такие образы природы правомерно назвать «постпейзажными».

Для первых послереволюционных лет весьма характерно стихотворение В.В. Маяковского «Портсигар в траву ушел на треть» (1920), где продуктам человеческого труда придан статус несоизмеримо более высокий, нежели природной реальности. Здесь узором и полированным серебром восторгаются «муравьишки» и «травишка», а портсигар произносит презрительно: «Эх, ты природа!» Муравьишки и травишка, замечает поэт, не стоили «со своими морями и горами / перед делом человечьим/ ничего ровно».

4 стр., 1667 слов

Своеобразие жанров красноречия (ораторской прозы – риторической ...

... молитвах. В данном реферате будут рассмотрены основные жанры ораторской прозы древнерусской литературы: проповедь, слово и поучение, раскрыты их ... человеком, цитирует Псалтырь, сочинения Василия Великого, деяния апостолов. Владеет разными стилями, употребляет их в зависимости от жанра ... диалогов, наконец, элементы пейзажа. Без знакомства с этого рода образцами риторически украшенной проповеди было бы ...

Сергей Александрович Есенин — известное имя в мире русской поэзии. Есенин всю свою жизнь поклонялся природе своей родины. Он говорил, что чувство родины является основой его творчества. Для Есенина все живые существа, будь то люди, животные или растения, являются детьми одной матери — природы. В его стихотворении «Зеленая прическа» он уподобляет человека березке, а березку — человеку, создавая взаимопроникновение между ними. Такое стирание границ между человеком и природой можно увидеть и в других его стихотворениях, например, в «Песни, песни, о чем вы кричите?» и «Закружилась листва золотая». Однако, в его поэзии также есть произведения, которые говорят о дисгармонии между человеком и природой, например, «Песнь о собаке» и «Корова». В этих стихотворениях Есенин описывает жестокость человека, которая нарушает гармонию мира.

Иван Андреевич Бунин — еще один известный русский писатель, который начал свою литературную карьеру как поэт. Он писал о гармонии природы и выражал свой восторг перед ней. В его произведениях можно наблюдать искреннюю любовь к природе и желание воссоединиться с ней. Одним из самых ярких произведений Бунина является поэма «Листопад», которая занимает почетное место в мировой пейзажной лирике.

Образы природы в литературе имеют особую значимость и глубину. Человечество всегда придавало большое значение единению с природой и пониманию их неразрывной связи. Это представление нашло выражение в различных художественных произведениях. Мотив сада, как символ возделанной и созданной человеком природы, присутствует в литературе разных стран и эпох. Лихачев отмечает, что сад всегда выражает некую философию, представление о мире и отношении человека к природе.

Писатели XX века продолжили традиции своих предшественников. В своих произведениях они обращают внимание на то, как должны быть отношения человека к природе в условиях научно-технической революции. Из-за растущих потребностей человечества в природных ресурсах, возникает острая необходимость бережного отношения к окружающей среде, так как экологически неграмотное поведение человека может привести к серьезному ущербу для природы.

Неповторимая красота родной природы всегда вдохновляла писателей. Для них природа не только среда обитания, но и источник доброты и красоты. В своих произведениях они связывают природу с истинной человечностью, которая неотделима от осознания своей связи с природой. Необходимо задуматься о ценностях человечности, несмотря на неизбежный научно-технический прогресс.

Писатели, как ценители подлинной красоты, демонстрируют, что влияние человека на природу не должно быть разрушительным. Встреча с природой — это встреча с прекрасным и касание тайны. Любить и ценить природу означает не только наслаждаться ею, но и бережно относиться к ней.

3 стр., 1344 слов

Мерзости жизни в повести «Детство» (М. Горький)

... именует «свинцовыми мерзостями». Поражают искренность и великодушие Горького. Несмотря на то, что его жизнь была загублена в раннем возрасте, а ценности ... что ему самому не старались помочь в свое время. Детство Каширина не было для него отдушиной и прелестным периодом, ... к выпивке и была жертвой побоев супруга, но не обезумела от горя и не заставила страдать ни одного безгрешного человека, ...

Мир природы становится для писателя источником вдохновения и художественных замыслов. Некогда увиденные, прочувствованные, а затем преобразованные авторским воображением картины природы органично вписывались в ткань его произведений, служат основой многих сюжетов, участвуют в раскрытии характеров персонажей, вносят в его прозу жизненную достоверность и придают произведениям особый, неповторимо художественный и эмоциональный колорит.

Для художника слова природа и ее стихийные силы становятся воплощением Красоты, причем красота «божественная» и «земная» порой выступают как понятия тождественные.

Во второй половине XX века человечество было поставлено перед необходимостью пересмотреть сложившиеся взаимоотношения с природой. На смену романтизации противоборства человека и природы приходит осознание необходимости единения и поиск путей единения.

Творчество многих писателей XX века насыщено философией космической гармонии: человек слит с природой, каждое событие его жизни — рождение, смерть, любовь — так или иначе связаны с природой. В хлопотах повседневной суеты человек не всегда осознает свое единение с природным миром. И лишь приближение к так называемым пограничным ситуациям заставляет его по-новому взглянуть на мир, приблизиться к постижению вселенских тайн, понять смысл слияния с природой в единое целое и физически ощутить себя частью великого космического всеединства.

В этот период все более усиливается нравственно-философский аспект в раскрытии темы природы, выдвинувший на первый план в творчество Пришвина и Леонова. В этом отношении знаковым произведением явился роман Л. Леонова «Русский лес» (1953), ставший «точкой отсчета» в трансформации темы «человек и природа» в русской литературе середины XX века.

В художественной литературе актуализируется нравственно-философская и экологическая проблематика, особенно в «деревенской» прозе, что объясняется тем, что в прошлом крестьяне занимали центральное место в обществе и не были обременены экологическими проблемами.

Произведения 60-70-х годов можно разделить на три основных направления: философия природы, мифология природы и поэтика. Каждое из этих направлений имеет свои особенности и специфику.

В деревенской прозе акцент делается на тематическом подходе к осмыслению проблем. Это позволяет глубже проникнуть в суть нравственных и этических вопросов, которые становятся основой произведений.

Особое внимание уделяется вопросу об органичности развития общества и человека. Исследования, проведенные в литературе, показывают, что обращение к природным основам жизни не означает покидание общества, а наоборот, помогает его развитию.

В 60-х годах XX века появились произведения В. Астафьева, В. Белова, С. Залыгина, Е. Носова, В. Чивилихина, В. Бочарникова, Ю. Сбитнева, которые подчеркивают необходимость вернуть природе ее права и напомнить человеку о его первоистоке.

Понятие «натурфилософская поэзия и проза» имеет особое значение в литературоведческом обороте и было введено Ф. Кузнецовым в рецензии на произведение «Царь-рыба» В. Астафьева.

2 стр., 673 слов

«Природа и человек в современной отечественной прозе»

... рыбаком в округе, и «это никем не оспаривалось, законным считалось, и завидовать никто ему не завидовал», кроме брата младшего. Любознателен был Игнатьич не хуже ученого механика. И человеком он ... вырастает... на мормыше, на козявках и вьюнцах». И опять же задается вопросом: «Ну, не загадка ли природы?» Напряжение какое-то охватило Игнатьича и уже не отпускало, «редкостная рыба ...

Натурфилософская проза второй половины XX века стала обращаться к проблеме взаимоотношений человека и природы. Это направление занимает важное место в структуре и содержании художественного процесса.

Натурфилософская проза — это литературное направление, в котором герои интересуются не только общественными взаимоотношениями, но и стремятся к гармонии с природой. Они живут в соответствии с законами биоэтики и обретают свои специфические черты.

Основная идея натурфилософской прозы заключается в отражении мира через призму животворящего бытия всего существующего. Все подчинено мысли о неисчерпаемой и безграничной власти природы, и человек является ее частью. Центральным вопросом для этого литературного направления становится взаимодействие человека с природой и степень их родства.

Натурфилософская проза описывает человека как «творение природы, ее дитя», которое учится обретать единство с бытием. Чувство принадлежности к вселенскому космосу и осознание его витальности на Земле уравнивают личность с царством животных и растений. Это восприятие действительности объединяет натурфилософскую прозу с философской, но они отличаются направленностью. Философская проза рассматривает бытие человека с позиции антропоцентризма, а натурфилософская проза — с позиции природоцентризма, где человек становится одним из проявлений животворящей основы всего существующего.

Наиболее полно биоэтические идеалы отражаются в ряде произведений С.П. Залыгина («Тропы Алтая», «Комиссар», «После бури» и другие), чьё творчество также может быть рассмотрено в рамках исторической и деревенской прозы. У Ч.Т. Айтматова натурфилософские мотивы неотделимы от национального образа мира. В произведениях А.Г. Битова урбанистическое начало определило своеобразие творческого освоения им идей о physis. Художественное наследие указанных авторов представляет ядро прозы о животворящем бытии всего сущего. Отдельные натурфилософские черты проявились в творчестве Л.М. Леонова («Русский Лес», «Пирамида»); В.П. Астафьева (рассказы для детей и «Царь-рыба») и В.Г. Распутина (рассказы 80-90х годов), связанных с деревенским направлением в искусстве слова; Ю.П. Казакова, чьи рассказы анализируются литературоведами в рамках медитативной и лирической прозы; Б.Л. Васильева («Не стреляйте в белых лебедей»).

Близко к натурфилософскому направлению и творчество В.И. Белова. Созданные писателем образы отличает апперцептивное поведение, родовое сознание, слитность с природой и высокая духовность.

Русская проза о деревне 60-70-х годов представила читателю крестьянина, вписанного в природный миропорядок, унаследовавшего многовековую народную нравственность. Создала тип героя, с которым настала пора расстаться, как и с целым крестьянским миром, с которым ностальгически прощались В. Белов в «Привычном деле», В. Распутин в «Прощании с Матерой», В. Астафьев в «Последнем поклоне».

Обратившись к основам бытия человека, эта проза не могла не задуматься над «вечными» вопросами: о жизни и смерти, о смысле человеческого существования, о том, «кто, для чего все это выдумал» (В. Белов), и о том, что ожидает за последним пределом. На страницах прозы о деревне создавался целостный в своем единстве, уходящий своими истоками в глубокую древность, образ Природы как Космоса.

2 стр., 927 слов

Природа в повести Олеся Куприна

... этой повести человек и природа очень тесно соединены между собой, соединены настолько, что природа здесь продвигает сюжет дальше, к его логичному концу. ` Природа в повести Олеся Популярные сочинения Лес ... растения с человеком. В повести Александра Ивановича Куприна «Олеся» представлено разделение на людей цивилизованных, более близких к друг другу, чем к природе, и людей, живущих с природой в ...

«Природность» мироощущения таких писателей, как В. Белов и В. Распутин, выражается в том, что наиболее важные, в том числе и трагические, события совпадают с природным годовым циклом: пробуждение (весна), расцвет (лето) и увядание (осень) природы. Жизнь человека оказывается вписанной в этот цикл в своих наиболее важных проявлениях.

«…Ритмичностью объясняется стройность, гармонический миропорядок…» (В. Белов).

Ритмично — в соответствии с природным «порядком» — организована жизнь героев повести В. Белова «Привычное дело» (1966).

Не человеком заведен этот порядок, и не ему его менять. Главный герой повести Иван Африканович размышляет, наблюдая за восходом солнца: «Восходит — каждый день восходит, так все время. Никому не остановить, не осилить…». И удивляется, думая о скором пробуждении природы, о тетеревах, что «через недельку разойдутся, разгуляются… Вот ведь как природа устроена». И небо в своей необъятности и выси непонятно ему: «Иван Африканович всегда останавливал сам себя, когда думал об этой глубине…». Герой В. Белова сам часть и продолжение природного мира. Это онтогенетическое свойство, составляющее основу народного характера, является типологическим признаком, объединяющим героев «деревенской» прозы.

В повести Е. Носова «И уплывают пароходы, и остаются берега» воссоздается подобный тип героя. Савоня «не умел отделить себя от бытия земли и воды, дождей и лесов, туманов и солнца, ставил себя около и не возвышал над, а жил в простом, естественном и нераздельном слиянии с этим миром».

Ощущение «растворенности» в окружающем приносит Ивану Африкановичу счастье, позволяет почувствовать мир вокруг и себя в нем вечными («время остановилось для него», и «не было ни конца, ни начала»).

Критика иронизировала по поводу того, что Иван Африканович в своем мироощущении близок новорожденному сыну и корове Рогуле, не увидев того, что он не утратил способности «отождествлять» себя с природой, органической частью которой он себя ощущает.

Для Ивана Африкановича воробей, отогреваемый им, — брат, и чужой человек после пережитого горя — смерти Катерины — тоже брат («Миша — брат»).

Через природу, с которой человек ощущает «родственную» связь, можно ощутить и свое братство с другими людьми.

Эта мысль близка также В. Астафьеву и находит у него развернутое воплощение («Царь-рыба»), Лес знаком Ивану Африкановичу, как «деревенская улица» (это обжитое, родное пространство).

«За жизнь каждое дерево вызнато-перевызнато, каждый пень обкурен, обтоптана любая подсека». Это тоже свойство, характеризующее человека, вписанного в природный миропорядок.

Героиня рассказа Е. Носова «Шумит луговая овсяница» свой покос воспринимает как родной дом, осматривая его, как «горницу, в которой давно не была».

Таким образом, романтическое восприятие окружающего мира, близость к природе и умение ощущать родство с другими людьми через природу — это характерные черты героев рассказов Ивана Тургенева, В. Астафьева и Е. Носова. Эти авторы показывают, как человек может находить счастье и насыщенность жизни, переживая ее в гармонии с природой и взаимодействуя с ней, а также через эмоциональную связь с другими людьми, которая возникает благодаря природе. Такое понимание мира открывает новые горизонты для человека и позволяет ему по-настоящему ощутить свое место во вселенной.

1 стр., 386 слов

Образ маленького человека в повести Достоевского “Бедные люди”

... достоинства. Что­бы еще резче подчеркнуть драму маленького человека, Досто­евский делает его влюбленным в бедную же девушку Варень­ку. Повесть Достоевского написана в виде переписки этих двух героев, что ... и жалоба, и заглушенный внутренний протест против такой жизни. Достоевский по- своему продолжает мысль Гоголя о том, что маленький чело­век добрее и отзывчивее “большого”: тот, ...

Со смертью «горячо» любимой жены Катерины, утративший жизненные ориентиры, «равнодушный к себе и всему миру», Иван Африканович размышляет о жизни и смерти: «Надо идти. Идти надо, а куда бы, для чего теперь и идти? Кажись, и некуда больше идти, все пройдено, все прожито, и некуда ему без нее идти, да и непошто… Все осталось, ее одной нет, и ничего нет без нее…». И ответ на вопрос, стоит ли жить дальше, приходит к нему именно в лесу, когда он сам заглянул в лицо смерти. Таинственный лес выступает как некая высшая сила, что ведет Ивана Африкановича в его блуждании и «выводит» его. Ночной лес символизирует и природную тайну, вечную и загадочную, проникнуть в которую человеку не дано. «…Через минуту вдруг опять ощущается вдали неясная смятенная пустота. Медленно, долго нарождается глухая тревога, она понемногу переходит во всесветный и еще призрачный шум, но вот шум нарастает, ширится, потом катится ближе, и топит все на свете темный потоп, и хочется крикнуть, остановить его, и сейчас он поглотит весь мир…».

С этого момента начинается борьба Ивана Африкановича за жизнь. Единственная звездочка, просвечивающая «сквозь мглу из темных вершин», ставшая затем «деталью его сна», оставившая след в подсознании, словно душа Катерины, напоминает ему о жизни и о спасении. Не боявшийся раньше смерти, Иван Африканович испытывает страх перед нею, впервые задумывается о ней. «…Нет, ничего, наверно, там нету… А кто, для чего все это выдумал? Жись-то эту… С чего началось, чем кончится, пошто все это?».

Герой В. Белова поднимается до философского осмысления жизни, понимая, что как до рождения его не было, также не будет после смерти, что «ни туда, ни сюда нету конца-края», оказываясь созвучным в своих размышлениях повествователю в «Других берегах» В. Набокова: «…Здравый смысл говорит нам, что жизнь — только щель слабого света между двумя идеально черными вечностями. Разницы в их черноте нет никакой, но в бездну преджизненную нам свойственно вглядываться с меньшим смятением, чем в ту, к которой летим со скоростью четырех тысяч пятисот ударов сердца в час».

Исследование, охватывающее повести Ивана Африкановича и Валентина Распутина, позволяет глубже понять тему бесконечного круговорота жизни и связанные с ней философские аспекты. В произведениях обоих авторов прослеживается идея цикличности процессов и круговорота жизни, что придает им особый философский смысл.

В повести «Иван Африканович» мы видим, как автор выражает эту идею через жизнь семьи Дрыновых. Рождение девятого ребенка, названного в честь отца Иваном, и смерть Катерины, а также жизнь и смерть коровы Рогули, все это вписывается в круг природы и демонстрирует общий закон движения и преемственности. Мир Дрыновых оказывается целостным, преемственным и бессмертным, что подчеркивает философский аспект произведения.

Также важно отметить, что название повести, «Привычное дело», приобретает в контексте бесконечного круговорота жизни дополнительный философский смысл.

В повестях Валентина Распутина, таких как «Матера», мы также наблюдаем своеобразное художественное пространство, которое замкнуто и отделено от внешнего мира. Матера, остров, окруженный водами Ангары, имеет свой уклад жизни, свою память и свое течение времени. Герои ощущают, что время здесь смыкается с ними, и каждое возвращение в Матеру приносит ощущение непрерывности.

Противопоставление Матеры другим местам подчеркивается тем, что она живет по своим нравственным законам, которые блюстит мудрая Дарья. Ее размышления над совестью, смыслом жизни и нравственностью глубоко вкладываются в философский контекст повести.

Итак, как видно из анализа повестей Ивана Африкановича и Валентина Распутина, оба автора исследуют философские аспекты бесконечного круговорота жизни через характерные образы и события в своих произведениях, что придает им глубокий философский смысл.

Описание образа Дарьи в повести «Матерь и дети»

У Дарьи есть своя философия, которая помогает ей жить, свои представления о мироустройстве: подземном, земном и небесном уровнях, о связи времен, у нее свой взгляд на смысл человеческого существования.

На многие вопросы она находит ответы, хотя и страдает от того, что не понимает происходящего: «…Ниче не пойму: куды, зачем?» Дарья — это совесть Матеры. «Дарья — абсолютно цельный завершенный тип сознания, где слово и поступок равновелики совести».

Всю тяжесть прощального обряда с землей, с домом, в котором ее род прожил триста с лишним лет, она взяла на себя. И состарившаяся, она следует «тятькиному» наказу: много не брать на себя, а взять самое первое: «чтоб совесть иметь и от совести терпеть».

В происходящем на Матере Дарья винит себя, мучаясь тем, что именно она — старшая из рода — должна предотвратить затопление родительских могил.

Для понимания образа Дарьи важны слова из повести о том, что в каждом есть «истинный человек», который «выказывается едва ли не только в минуты прощания и страдания». Такая минута наступила для Матеры и Дарьи, на протяжении повествования героиня и раскрывается как истинный человек.

Прощание с Матерой

Повесть начинается торжественным прологом: «И опять наступила весна, своя в своем нескончаемом ряду, но последняя для Матеры, для острова и деревни, носящих одно название. Опять с грохотом и страстью пронесло лед, нагромоздив на берега торосы… Опять на верхнем мысу бойко зашумела вода, скатываясь по релке на две стороны, опять запылала по земле и деревьям зелень, пролились первые дожди, прилетели стрижи и ласточки и любовно к жизни заквакали по вечерам в болотце проснувшиеся лягушки».

Эта картина пробуждения природы с повторяющимися «опять» призвана, с одной стороны, подчеркнуть извечность происходящих в ней процессов, с другой, контрастно оттенить противоестественность того, что для Матеры эта весна — последняя.

В человеческое же существование в связи с предстоящим затоплением острова внесен разлад: «…Повяла деревня, видно, что повяла, как подрубленное дерево, откоренилась, сошла с привычного хода. Все на месте, да не все так…».

В повести «Пожар» голос Распутина звучит гневно и обличающе против людишек, которые не помнят родства своего, своих корней, истока жизни. Пожар как возмездие, обличение, как сжигающий огонь, уничтожающий на скорую руку построенное жилье: Горят леспромхозовские склады в деревне Сосновка. Повесть, по замыслу писателя, созданная как продолжение Прощания с Матерой, говорит о судьбе тех, кто предал свою землю, природу, самую человеческую суть.

Природа беспощадна, она нуждается в нашей защите. Но как порой обидно за человека, который отворачивается, забывает о ней, обо всем добром и светлом, что только есть в ее недрах, и ищет свое счастье в ложном и пустом. Как часто мы не прислушиваемся, не хотим слышать сигналы, которые она без устали посылает нам.

Тональность темы человека и природы в литературе резко изменяется: из проблемы духовного обнищания она превращается в проблему физического уничтожения природы и человека.

русский натурфилософский проза лирика

2.3 Пулатов Т.

Среди произведений натурфилософской прозы повесть Т. Пулатова «Владения» (1974) занимает особое место. Небольшая по объему, она дает целостную картину жизни природы, предстающей как нечто единое и упорядоченное в своей взаимосвязи. С. Семенова, характеризуя ее, подчеркнула мастерство автора именно в создании образа природы как Целого: «Сутки в пустыне, подвижное бытие материальных сил, игра стихий, микроцикл жизни целой пирамиды существ — и нам твердой рукой удивительного мастера, какого-то всевидящего, всеслышащего, всечувствующего медиатора природной жизни, очерчен ее порядок бытия, окольцованный законом Судьбы, предназначенности всякой твари — равноудивительной и равнозначной — природному Целому».

Пространство и время в повести четко очерчены, пространство ограничено пределами владений «нашего коршуна», время замкнуто в круг суток: ночь полнолуния с «неестественно красной» луной и день, когда коршун раз в месяц облетает свою территорию «до самого высохшего озера с одиноким деревцем на сыпучем берегу».

Ночь полнолуния в повести — это некий временной знак, «точка отсчета», фиксирующая начало нового микроцикла. В свете полной луны отчетливы те изменения, которые произошли в пустыне за месяц. Полнолуние — это и «сигнал» для коршуна, подчиняющегося природному «зову» («негласному закону птиц»): «Инстинкт повелевает коршуну лететь именно в этот день…». Природные часы, отсчитавшие месяц, в ночь полнолуния «оповещают» об этом, не зря она не похожа на другие ночи. Жизнь в пустыне замирает, «нет роста и приобретений, зато много потерь» в эту ночь, подводящую итог природному микроциклу. Полнолуние для коршуна — это ночь накануне испытания его силы, выносливости, права владеть территорией. Он не может нарушить этот «негласный закон птиц» и облетает свои владения в положенный для этого день. Жизнь на территории коршуна, как и во всей пустыне, подчинена определенному порядку, который не может быть изменен или нарушен даже коршуном, хозяином владений. Он сам «вписан» в этот порядок и подчиняется ему.

Итак, природный мир в изображении Т. Пулатова упорядочен, цикличен и гармоничен. Все в нем взаимосвязано и взаимообусловлено, находится в движении. Это движение — основа жизни, благодаря ему происходят изменения в биосфере, а время — та мера, которая позволяет не только фиксировать преображение пространства, но и выявлять закономерность, природную целесообразность этого движения. Взаимосвязаны не только живые существа пустыни, не только ее растительный и животный миры, но космические и земные процессы. Если «полынь — это связной между людьми и зверьем» (человеческий мир лишь «предполагается» в повести, во владениях коршуна ему нет места), то «роса, чистая и прозрачная», пахнет «высотами мироздания, где летает звездная пыль». Свет приносит запах полыни. Т. Пулатов в поэтической форме запечатлевает картину круговорота воды в природе (безупречную с научной точки зрения), чтобы лишний раз подчеркнуть взаимосвязь земного и космического. «Весной, а нередко и летом, в такое время, как сейчас, льет короткий, но обильный дождь, вмиг наполняет озера, быстро всасывается в песок, проникая в норы и выгоняя зверье из жилья. И так же быстро потом дождь проходит, вода испаряется, поднимаясь тяжелым облаком над пустыней, облаком не плотным, а из слоев, между которыми просвечивает воздух в лучах солнца; слои облаков спускаются друг к другу, нагретый воздух между ними лопается — звук глухой и нестрашный, — облака разрываются и бросают на прощание на землю несколько крупных капель уже не дождя, а воды, но вода эта, не дойдя до песка, испаряется».

Общее «движение» в природе осуществляется общими усилиями. В основе движения — преобразование, «превращение». В повести есть описание наступления утра в пустыне, запечатлевшее это движение и «согласованность» усилий. Т. Пулатов создает целостную картину происходящих в биосфере Земли процессов, основанных на взаимодействии природных явлений, на взаимосвязи земного и космического, проявляющейся, в частности, в геологическом преобразовании лика Земли. В.И. Вернадский подчеркивал эту взаимосвязь: «Лик Земли… не есть только отражение нашей планеты, проявление ее вещества и ее энергии — он одновременно является и созданием внешних сил космоса».

А.Л. Чижевский

Автор «Владений» описывает, как формируют облик скал ветер, с одной стороны, и дождь и соляные пары, противодействуя ему, с другой; как загадочным образом полнолуние воздействует на земную жизнь.

В повести Т. Пулатова выявляется взаимосвязь между запечатленным мгновением из жизни пустыни (один день) и всем предшествующим ходом времени, который не поддается измерению и вбирает в себя эволюционный процесс живого вещества. Обращает на себя внимание в повести описание некоторых природных явлений. Так, о мхе говорится: «В нем, пожалуй, в равной доле столько же от камней, от растений и от животных, ибо мох — это основа сущего в пустыне. От него и развились потом, отделившись, три ветки — песок, травы и кустарники, а также птицы и зверье».

2.4 Пришвин М.М.

Творчество Михаила Михайловича Пришвина от начала до конца полно глубокой любви к родной природе. Пришвин был одним из первых, кто заговорил о необходимости сохранения равновесия сил в природе, о том, к чему может привести расточительное отношение к природным ресурсам.

Не зря Михаила Пришвина называют «певцом природы». Этот мастер художественного слова был тонким знатоком природы, прекрасно понимал и высоко ценил ее красоту и богатства. В своих произведениях он учит любить и понимать природу, нести ответственность перед ней за ее использование, причем не всегда разумное. С разных сторон освещена проблема отношений между человеком и природой.

Еще в первом произведении «В краю непуганых птиц» Пришвин тревожится отношением человека к лесам «…Только и слышишь слово «лес», но с прилагательным: пиленый, строевой, жаровой, дровяной и т.д.». Но это полбеды. Вырубаются лучшие деревья, используются только равные части ствола, а остальное «… бросается в лесу и гниет. Гниет также и пропадает даром весь сухолистный или поваленный лес …»

Об этой же проблеме идет речь в книге очерков «Северный лес» и в «Корабельной чаще» . Бездумная вырубка леса по берегам рек приводит к нарушениям во всем большом организме реки: размываются берега, исчезают растения, служившие пищей для рыб.

В «Лесной капели » Пришвин пишет о черемухе, которую во время цветения так неразумно ломают горожане, унося охапки белых душистых цветов. Ветки черемухи в домах простоят день — два и отправятся в мусорные бачки, а черемуха погибла и больше не порадует своим цветением будущие поколения.

А иногда, казалось бы, совсем безобидным способом, невежественный охотник может привести дерево к гибели. Такой пример приводит Пришвин: «Вот охотник, желая взбудить белку, стучит топором по стволу и, достав зверька, уходит. А могучая ель губится от этих ударов, и вдоль сердца начинается гниль».

Много книг Пришвина посвящены животному миру. Это и сборник очерков «Дорогие звери «, рассказывающий о хищниках, пушных зверях, пернатых и рыбах. Писатель во всех подробностях хочет рассказать читателю о живой природе, чтобы показать тесную связь всех звеньев, ее составляющих, и предупредить, что исчезновение хотя бы одного из этих звеньев обернется необратимыми нежелательными изменениями во всей биосфере.

В повести «Неодетая весна » Пришвин рассказывает о спасении людьми зверей во время весеннего половодья. И тут же приводит удивительный пример взаимовыручки среди зверей: охотничьи утки стали островками суши для насекомых, оказавшихся в воде из-за бурного разлива. Таких примеров помощи животных друг другу у Пришвина много. Через них он учит читателя быть внимательным и подмечать сложные взаимоотношения в мире природы. Понимание природы, чувство прекрасного неразрывно связано с правильным подходом человечества к использованию щедрых даров природы.

На протяжении всей своей литературной деятельности М.М. Пришвин пропагандировал идею сохранения флоры и фауны. В любом произведении писателя звучит высокая любовь к природе: «Пишу — значит люблю», — говорил Пришвин.

2.5 Бунин И.А.

Широкой известности Бунин достиг благодаря прозе. Рассказ «Антоновские яблоки» — это гимн природе, наполненный неудержимой радостью. В рассказе «Эпитафия » Бунин с горечью пишет об опустевшей деревне. Перестала жить лежащая вокруг степь, замерла вся природа.

В рассказе «Новая дорога » столкнулись две силы: природа и грохочущий по рельсам поезд. Природа отступает перед изобретением человечества: «Иди, иди, мы расступаемся перед тобою», — говорят вечные деревья. — «Но неужели ты снова только и сделаешь, что к нищете людей прибавишь нищету природы?». Тревожные мысли о том, к чему может привести завоевание природы, мучают Бунина, и произносит он их от имени природы. Молчаливые деревья обрели возможность заговорить с человечеством на страницах произведений И.А. Бунина.

В повести «Суходол » Бунин рассказал о процессе возникновения оврагов. От описаний картин XYIII века, когда вокруг речки Каменки стояли густые леса, писатель переходит к тому, что наблюдалось после вырубки леса: появились «каменистые овраги за избами с белизной голышей и щебня по их днищам», давно пересохла речка Каменка, и «мужики суходольские копали пруды в каменистом ложе». Эта повесть дает прекрасный пример того, что все взаимосвязано в мире природы. Стоило лишить почву защитного слоя лесов, и создались условия для возникновения оврагов, бороться с которыми гораздо сложнее, чем вырубать лес.

2.6 Паустовский К.Г.

Одним из продолжателей пришвинских традиций в литературе стал Константин Георгиевич Паустовский. Рассказ Паустовского «Телеграмма» начинается так: «Октябрь был на редкость холодный, ненасытный. Тесовые крыши почернели. Спутанная трава в саду полегла. и все доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора. Над лугами тащились из-за речки, цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи. Из них назойливо сыпался дождь. По дорогам уже нельзя было ни пройти, ни проехать, и пастухи перестали гонять в луга стадо».

Подсолнечник в этом эпизоде символизирует одиночество Катерины Петровны. Умерли все ее сверстники, а она, как маленький подсолнечник у забора, пережила всех. Из последних сил пишет Катерина Петровна письмо любимой дочери: «Ненаглядная моя! Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день … Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень». Через весь рассказ проходит параллель — человек и родная природа, Катерина Петровна «остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную мокрую ветку и узнала: это был клен. Его она посадила давно …, а сейчас он стал облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой беспристрастной ветреной ночи».

Другой рассказ Паустовского «Дождливый рассвет » переполнен гордостью, восхищением красотой родной земли, вниманием к людям, влюбленным в эту красоту, тонко и сильно чувствующим ее прелесть.

Паустовский прекрасно знал природу, его пейзажи всегда глубоко лиричны. Особенностью писателя является его манера недоговаривать, недорисовывать, он предоставляет читателю завершить в своем воображении ту или иную картину. Паустовский прекрасно владел словом, являясь подлинным знатоком русского языка. Одним из источников этих знаний он считал природу: «Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того, чтобы не потерять чувства этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но также общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает из-под куста лещины».

Паустовский рассказывает о сокровенной прелести природы людям, еще не понявшим, что «родная земля — самое великолепное, что нам дано для жизни. Ее мы должны возделывать, беречь и охранять всеми силами своего существа».

Сейчас, когда проблема охраны природы находится в центре внимания всего человечества, мысли и образы Паустовского имеют особую ценность и значимость.

2.7 Васильев Б.

Нельзя не отметить произведение Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей», в котором каждая страница, каждая строка проникнута великой любовью к родной природе. Главный герой Егор Полушкин — лесник, нашел свое призвание, именно став стражем природы. Будучи человеком простым, незатейливым, всю красоту и богатство своей души он проявляет в своей работе. Любовь к своему делу помогает Полушкину раскрыться, проявить инициативу, показать свою индивидуальность. Так, например, правила поведения для туристов Егор вместе с сыном Колей написали в стихах:

Стой турист, ты в лес вошел,

Не шути в лесу с огнем,

Лес — наш дом,

Если будет в нем беда,

Где мы будем жить тогда?

Как много мог бы сделать этот человек для своей земли, если бы не его трагическая гибель. Егор до последнего вздоха защищает природу в неравном бою с браконьерами.

Незадолго до своей гибели Полушкин говорит замечательные слова: «Природа, она все покуда терпит. Она молчком умирает домолетно. И никакой человек не царь ей, природе-то… Сын он ее, старший сыночек. Так разумным же будь, не вгоняй в гроб маменьку».

2.8 Астафьев В.П.

Виктор Астафьев, мысль которого постоянно сосредоточена на «болевых точках» времени, обратился к проблеме взаимоотношений человека и природы уже на раннем этапе своей творческой деятельности, задолго до создания «Царь-рыбы», которая является, по сути, натурфилософским манифестом писателя, подытожившим его размышления о месте человека в природе . Любимые астафьевские герои живут в мире природы, близком и понятном им. Это их колыбель и дом, источник радости, вдохновения и счастья. В русле классической традиции писатель развивает свои взгляды на гармоническое единство человека и природы, на врачующее и обновляющее воздействие ее. Его герои не вне природы, а «внутри» происходящих в ней процессов, являясь ее естественной частицей и продолжением. Астафьев продолжает гуманистические традиции русской классики циклом рассказов «Конь с розовой гривой» .

Рассказ «Зачем я убил коростеля ?» автобиографичен. Это признание взрослого человека в давнем детском проступке: глупой и жестокой мальчишеской забаве — охоте на живое с палкой, рогаткой, хлыстом. Должно быть, игра эта передается мальчишкам с кровью далеких предков, бесчисленные поколения которых добывали пищу, охотясь на зверя и птицу. Инстинкт, когда-то спасительный для человеческого рода, утратил ныне свой смысл, сделался врагом природы и самого человека. Подчинившись ему, герой рассказа однажды в детстве догнал и захлестал насмерть подраненную, плохо бегающую птицу, которую даже не принято употреблять в пищу. Но его сердца хватило, чтобы понять всю бессмысленную жестокость своего поступка, пусть и с опозданием, ужаснуться себе, азартно бьющему сыромятной плетью по беззащитному крохотному живому тельцу. Этот запоздалый ужас и преследует его всю дальнейшую жизнь мучительным вопросом, вынесенным в заглавие рассказа. В устах человека, прошедшего всю великую войну, много раз бывшего на краю гибели и стрелявшего по врагам, этот вопрос звучит особенно взыскующе. Потому что нравственность именно в ответе на вопрос: зачем насильственная смерть?

Настоящий охотник никогда не поднимет руку на глухариную самку, если та кормит и согревает своих еще не оперившихся птенцов и живот у нее выщипан догола, потому что, высиживая яйца, она должна дать им больше тепла, а перья этому мешают («Капалуха »).

Не против добычи куньего меха, а против глупого равнодушия к природе обращен и рассказ «Белогрудка» — как ребятишки сгубили выводок белогрудой куницы, и она, обезумев от горя, мстит всему окружающему свету, изничтожая домашнюю птицу в двух соседних деревнях, пока не погибает сама от ружейного за — ряда.

«Стрижонок Скрип » — по форме, по жанру — натуралистическая сказка. Но, читая, как папу стрижонка убили из рогатки озорные мальчишки, мы невольно вспомним то место из рассказа «Конь с розовой гривой», где говорится, как Санька с Витькой подбили камнем стрижа и он, захлебываясь кровью, умер у них на руках.

3. Мужское и женское начало в натурфилософской прозе

Природа, с натурфилософской точки зрения, наделила особей разного пола специфическими формами восприятия и мотивацией поступков. При определённом сходстве особенностей постижения космоса и существования в биосе мужское и женское начало отличаются моделями поведения, заложенными в них physis.

Мужское начало в натурфилософской прозе второй половины XX века представлено несколькими основными образами (охотник, странник, мудрец, художник, праведник и богоискатель) . Каждый из них наделяется специфическими личностными чертами и склонностью к определённому роду деятельности.

Мужчину-охотника

Другим воплощением мужского начала в натурфилософской прозе второй половины XX века является странник . Герой проводит свою жизнь в постоянной близости к природе. Однако он не покоряет её, а сливается с ней в своём движении. Так происходит, например, с героем рассказа Ю.П. Казакова «Странник». Его путь, иногда вынужденный, а не добровольный, пролегает в бесконечность. Не зная итоговой точки своего прибытия, мужчина-странник научается в дороге тонкому чувствованию природы, обретает смысл жизни. При этом он иногда застревает в некой промежуточной форме бытия многомерной личности (герои Ю.П. Казакова), не достигнув формы Сфайроса.

Вынужденное скитальчество (герои A.A. Кима, Л.M. Леонова и других авторов-натурфилософов), напротив, помогает человеку в обретении данного статуса.

Постижение бытия всего существующего через призму разума реализуется в натурфилософской прозе второй половины XX века в архетипе мудреца . Если для охотника важно покорение природы, пусть и в его созидательной основе, а для странника слияние с physis в движении на пути к бесконечности, то для мыслителя; основным способом достижения формы Сфайроса становится познание мира флоры и фауны. Единство и многообразие всего сущего открывается ему в ходе напряжённой рефлексии. Подобным качеством (доминирующим над остальными личностными свойствами) отличается главный герой повести А.Г. Битова «Птицы, или новые сведения о человеке». В сознании натурфилософского мудреца заключается вся разумность мира, которая гарантирует сохранение витальности. Познавая действительность, атомарная личность мыслителя наделяется всепроникаемостью. Иными словами, он постигает суть явлений и ход вещей на уровне биологизированного разума. Следовательно, образ натурфилософского мыслителя воссоздаёт архетип мудреца К.Г. Юнга, с преобладанием в онтологическом аспекте бытия органической категории постижения мира.

Для, мужчины-художника доминантным становится эстетическое преобразование (точнее, отображение) действительности. Культ разума уступает своё первенство творчеству. В данном, случае многомерность человека созидает уже искусство. Акт творчества приобщает личность к космической — жизни. Об этом говорит, например, герой романа Б.Л. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» Егор Полушкин. Искусство через любование и познание красоты природы приводит человека к постижению идеи вечности и беспредельности Вселенной. Акт творческого преображения реальности превращает натурфилософского художника в Сфайрос.

Религиозный аспект бытия в прозе, отражающей устройство мира по законам логоса, воплощается в облике мужчины праведника и/или богоискателя . В данном случае способ взаимодействия с природой основывается на факте этического совершенствования самой личности, но не посредством разума, творчества, динамики, властвования, а в одухотворении естества бытия всего существующего. Праведник и богоискатель усматривает, точнее, чувствует моральные основы в организации мира. Он понимает под истоком жизни божественное начало, явленное человеку в природе. От блаженного созерцания мира герои обращаются к глубинным граням своей личности, преображаясь при этом духовно.

В процессе обретения статуса Сфайроса они проходят испытания (искушаются), делают выбор между Добром и Злом и, наконец, инициируются в сакральное знание. Все эти ступени преодолевает, например, горбун Алёша — герой романа Л.М. Леонова «Пирамида». Иными словами, в натурфилософской прозе личность, ищущая благочестия и соблюдающая высшие духовные заветы бытия (природы — Бога), совершает выбор между абсолютом истины и хаосом социальной жизни, в результате которого она преображается биосом в Сфайрос. Герои попадают в ситуации, где необходимо перейти либо на сторону одухотворённости, либо на сторону уничтожающего витальность социума. Доминантной чертой многомерной личности в подобном воплощении становится этическое подвижничество посредством природного воздействия.

Женское начало в натурфилософской прозе второй половины XX века вбирает в себя образы, наделённые не только ощущением родства с природой, но и ещё стремлением к дальнейшему совершенству мира . В любом своём воплощении (праматерь Ева, Спасительница, «нереально-реальная» Прекрасная Дама) они отличаются бесконечным желанием слиться, с мировой гармонией, космосом — дифференцируются только способы их взаимодействия с биосом. При этом все героини натурфилософской прозы второй половины XX века уже отмечены знамениями мировой души, Вселенной. Они — не только частица природы, а благое и совершенное её проявление. Иными словами, в данных образах натурфилософской прозы воссоздан идеал «вечно-женственного» на органических основаниях.

Праматерь Ева

Уже в данном воплощении женского начала прозы о physis проявляется культ чувствования. В образах мужчин преобладал некий рационализм. Отсюда наибольшая близость женщин природе, разумность которой поддаётся логическому объяснению с позиций ценности биоса. Целесообразность в natura не результат длительной, эволюции, а источник бытия, следовательно, загадка.

Появляется природное воплощение «нереально-реальной» Прекрасной Дамы , в образе которой выражается преклонение перед совершенством physis, эстетическая ценность бытия человека-Сфайроса. Гармоничность вдохновляющей женщины проистекает не столько из этики, сколько из законов устройства органического мира. Героиня обладает тайным знанием, но оно непостижимо в силу её недоступности. Ей в столь прекрасном телесном облике можно только любоваться, как шаманкой из повествования в рассказах В.П. Астафьева «Царь-рыба». Возникнув однажды в воображении мужчины, «нереально-реальная» Прекрасная Дама научает его чувствованию природы, приобщает своим совершенством к одухотворённому пониманию явлений бытия всего существующего, вдохновляет на поиск благого начала в органике, направляет на преклонение перед ним.

Роль Спасительницы этого мира берут на себя уже другие героини натурфилософской прозы второй половины XX века. Они предстают в двух воплощениях женского начала в зависимости от способа взаимодействия с природой. Праведница приходит к спасению мира через свою святость. Благо, заключённое в законах сохранения витальности, помогает Вечной Деве обрести Бога в утверждении жизни. Сохранение и продолжение бытия сближает её с материнской сутью природы. Такова героиня романа Ч.Т. Айтматова «И дольше века длится день» Алтун.

В отличие от праведницы мудрая женщина дарует миру спасение посредством разума. Однако от Вечной Девы она наследует безграничную жертвенность. Как и благое начало мира для праведницы, так и его разумность для мудрой женщины проистекают из биоса. Только вот к сохранению жизни вторую приводит глубинное её понимание. Отталкиваясь, как и праведница, от любви, мудрая женщина утверждает в ней свою духовность, но уже потом реализует роль Спасительницы, обретая единство с миром.

Сохранение бытия всего существующего проистекает из этико-биологического чувствования (святости) и осознания действительности (мудрости) героинями натурфилософской прозы второй половины. XX века-праведницы и мудрой женщины. В этих двух воплощениях раскрывается роль Спасительницы.

Заключение

О том, что человек и природа связаны неразрывными нитями, писали и говорили в прошлом веке все наши классики, а философы конца XIX — начала XX века даже установили связь между национальным характером и образом жизни русского человека, природой, среди которой он живет.

Евгений Базаров

А в модернистской и, в особенности, постмодернистской литературе происходит отчуждение от природы, оно принимает радикальный характер: «природа уже не природа, а «язык», система моделирующих категорий, сохраняющих только внешнее подобие природных явлений».

Ослабление связей литературы XX в. с «живой природой», правомерно объяснить не столько «культом языка» в писательской среде, сколько изолированностью нынешнего литературного сознания от большого человеческого мира, его замкнутостью в узком круге профессиональном, корпоративно-кружковом, сугубо городском. Но эта ветвь литературной жизни нашего времени далеко не исчерпывает того, что сделано и делается писателями и поэтами второй половины XX столетия: образы природы — неустранимая, вечно насущная грань литературы и искусства, исполненная глубочайшего смысла.

В основе художественной реальности натурфилософской прозы лежит единство и многообразие бытия всего существующего. Мир социума как порождение искусственного, неестественного и хаотичного чужд той среде, которая сформировалась природно. Здесь всё подчиняется биосу, организованному логично; и гармонично. Каждый его элемент, даже в мельчайшей модификации, несёт в себе черты вселенского единства. Все сегменты действительности, отражающие устройство мироздания, при этом направлены на созидание бытия. Планетарный масштаб биоса поглощает техносоциум, уничтожающий порождённую экосистему, вносящий хаос в жизнь флоры и фауны, а также человека как её представителя.

И возникают в русской литературе зловещие образы архаровцев, браконьеришек, туристов-транзисторщиков, которым сделались подвластны необъятные просторы. На просторах они так резвятся, что за ними, как после Мамаева войска, — сожженные леса, загаженный берег, дохлая от взрывчатки и отравы рыба. Люди эти потеряли связь с землей, на которой они родились и выросли.

Вобрав в себя бесконечные метаморфозы бытия, их разумность и целесообразность, реальность, в натурфилософской прозе второй половины XX века стала пониматься в качестве природной. Творчество Ч.Т. Айтматова, В.П. Астафьева, А.Г. Битова, Б.Л. Васильева, С.П. Залыгина, Ю.П. Казакова, А.А. Кима, Л.М. Леонова, В.Г. Распутина отражает естественный, порядок: сосуществования Вселенной и личности, где последняя вынуждена подчиняться законам логоса, иначе может погибнуть.

В своих произведениях авторы-натурфилософы создают образ многомерного человека, восходящий к античным истокам. Взяв за основу учение о всеобщей гармонии Вселенной и полезной (унифицированной) красоте бытия всего существующего, они изобразили личность, достигающую совершенного единства с природой.

Такое состояние древнегреческий философ Эмпедокл в своём труде «О природе» определил как Сфайрос (Сферос).

В свою очередь, человек в качестве частицы бытия также обрёл его черты. Следовательно, апогеем существования личности стало достижение формы Сфайроса. Натурфилософское понимание действительности определило путь развития природного человека и наделило его особыми чертами. Отсюда его биологическая разумность, повышенная способность к рефлексии на планетарном уровне, чувство родства с вселенским МЫ, ощущение бесконечности круговорота вещей и событий, через которое постигается бессмертие. Шаровидная форма Сфайроса позволяет личности осязать природу и наделяет её всепроникаемостью, помогающей в пределах собственной телесности обнаружить своё атомарное устройство — частицу космоса.

Ещё одной отличительной особенностью многомерного человека является его взаимоотношение с другими представителями флоры и фауны. От любования совершенством всего живущего личность приходит к осознанию равных прав между проявлениями бытия. Таким образом, утверждается ряд ценностных аспектов действительности, в согласии с которыми пребывает человек. Они касаются онтологической, религиозной, нравственной и эстетической сущностей реальности многомерной личности.

Человек-Сфайрос пытается постигнуть, загадку природы и определить целесообразность своего существования. Осмысливая закономерное развитие бытия всего живого, он создаёт личную концепцию миропонимания; например, Вадим из романа Л.М. Леонова «Пирамида».

Культ разума становится для многомерного человека движущей силой витальности. Отприродная мысль выступает как конструктивный элемент в сознании натурфилософской личности. В ней видится и суть бытия человека, итог его жизни. Далёкие по своему содержанию от гамлетовских размышления гомеомерической личности приобретают онтологическую ценность. Об этом прямо говорится в произведениях авторов-натурфилософов, например, в рассказе В.Г. Распутина «Век живи — век люби». Онтологическая ценность становится одной из ведущих на пути реализации человеком своей идеи — атома. Планетарный масштаб размышлений позволяет личности выйти на уровень Сфайроса, осознав себя как микрокосм Вселенной.

Суть бытия для героя натурфилософской прозы второй половины XX века заключается не только в попытке постичь разум природы, но и в благоговейном преклонении перед ней. Оно не сводится к фанатичному любованию, а вызывает в личности трепетное отношение к нетленному. Вечность, отличающая особенность бытия всего существующего, понимается многомерным человеком как божественное начало мира. Природа и зиждительный источник витальности отождествляются. Так, человек обретает бессмертие не только в мысли, но и в бытии всего существующего. Это происходит, например, с героями романа A.A. Кима «Онлирия».

Религия, воплощение добра и вера в него становится мерилом ценности жизни человека по отношению к природе. Бытие всего существующего в облике Вседержителя заключает в многомерной личности некий благой потенциал, направленный на совершенствование бессмертной души Вселенной, многообразного единства МЫ.

Через отношение к природе выражаются и критерии биоэтики в понимании человека-Сфайроса. Экологические ценности утверждают связь моральных аспектов бытия человека с его отношением к биосу. Природа становится беззащитной перед проявлениями социума. Технически вооружённый человек, рождённый в искусственном общественном сознании, уничтожает бытие всего существующего.

Природные ресурсы, воспринимаются людьми как материальное богатство, например, в произведении С.П. Залыгина «Экологический роман». Такое отношение к биосу ведёт к гибели самого человека, влекомого социальной реальностью.

Герой повествования в рассказах «Царь-рыба» В.П. Астафьева осознаёт витальную направленность биоса, придуманный социумом промысел становится чужд Акиму по его биологической природе. Действующее лицо произведения автора-натурфилософа растёт нравственно. Через отношение к природе выражаются экологические ценности личности. Моральный аспект бытия — биоэтика, обозначенный как дилемма между биосом и социумом, становится ещё одним сегментом действительности, способствующим достижению человеком формы Сфайроса.

В натурфилософской прозе второй половины XX века появляется антипод человека-Сфайроса. Главной их противоположностью является выбор жизненного пути. В одном из своих рассказов Ю.П. Казаков обозначил подобного героя как человека, стремящегося к «лёгкой жизни». Образ отличается принятием такой модели поведения, которая сводится к простоте бытия, бесхитростному обращению к окружающим. Герой является закономерным порождением социума, позволяющего легковесность в чувствах и отношениях. Например, Гога Герцев («Царь-рыба» В.П. Астафьева ) меняет медаль у Киряги-деревяги ради собственной выгоды.

Натурфилософская проза второй половины XX века оттеняет подобную простоту восприятия реальности безразличным и даже потребительским отношением героя к природе. Бытие всего существующего становится для человека «лёгкой жизни» способом обретения материальных благ. Поверхностное восприятие действительности уничтожает природу. Следовательно, глубинность чувств по отношению к биологизированной реальности, частицей которой является сам человек, становится ещё одним нравственным критерием, отличающим сущность Сфайроса.

В то же время натурфилософская проза второй половины XX века создаёт образы детей, чьё моральное развитие в раннем возрасте повлияло на дальнейший рост гомеомерической личности. Ребёнок-совершенство, выполняющий функции Спасителя, появляется в произведениях A.A. Кима, Ю.П. Казакова и других авторов-натурфилософов. Пора детства изображается как период наибольшей близости человека к природе. В ощущении своего родства с ней ребёнок познаёт основные нравственные ориентиры существования не просто в мире людей, но и во вселенском единстве МЫ, как это делает Арина в одноимённой роман-сказке A.A. Кима . Дитя в натурфилософской прозе черпает моральную чистоту в природе и с таким багажом отправляется во взрослую жизнь. При этом важно, что ребёнок-совершенство уже достиг формы Сфайроса.

Познание, чувствование, нравственное переживание событий в природной действительности, преклонение перед её совершенством превращаются для многомерной личности в акт эстетического любования. Прекрасное в биосе становится неотъемлемой частью сознания человека при обретении им статуса Сфайроса. Красота мира наполняется для героя натурфилософской прозы второй половины XX века глубинным смыслом: она отражает совершенную устроенность органики и полезность всего существующего. В ней наблюдается единство формы и содержания, гармония, которой так не хватает человеку в социуме.

Эстетизм в видении реального мира является необходимой составляющей в совершенствовании личности, с натурфилософской точки зрения. Тайна природы понимается многомерной личностью как загадка красоты. Даже телесная привлекательность человека становится, проявлением совершенства и гармоничности биоса. Поэтому в эстетическом любовании прослеживается путь постижения органического мира, рождается ощущение родства, с ним, как это происходит с главным героем повести A.A. Кима «Утопия Турина». Вселенная невозможна без гармонии и красоты. Следовательно, в становлении человека-Сфайроса большая роль отводится эстетическим ценностям.

Натурфилософская проза второй половины XX века создаёт неповторимый образ многомерного человека, созидающего своё бытие в природе. Он не только близок ей, но и ощущает себя её частицей — атомом. Типологические особенности модели поведения человека — Сфайроса позволяют отнести его к той или иной характерологической группе в зависимости от его ценностных сущностей с учётом проявлений мужского и женского начала. Созданная в творчестве авторов второй половины XX века (Ч.Т. Айтматова, В.П. Астафьева, А.Г. Битова, Б.Л. Васильева, С.П. Залыгина, Ю.П. Казакова, A.A. Кима, Л.М. Леонова, В.Г. Распутина ) концепция личности даёт возможность рассматривать натурфилософскую прозу как самостоятельное направление в русской литературе, отличающее ее, например, от деревенской прозы.

ЛИТЕРАТУРА

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/na-temu-chelovek-i-priroda-v-russkoy-literature-veka/

1.Белая, Г.А. Художественная мир современной прозы Текст. — М.: Издательство «Наука», 1983 — 192с.

.Васильева, Т. Философия и поэзия, перед загадкой природы. О природе вещей. М.: Издательство «Художественная литература», 1983.

.Великанов А., Скоропанова, И.С. Русская постмодернистская литература: Учебное пособие. М: Издательство «Наука», 1999.

.Гапон Е.С. Художественная концепция личности в творчестве В.Г. Распутина 1990-х 2000-х. — Армавир, 2005 — 167 с.

.Гончаров, П.А. Творчество В.П. Астафьева в контексте русской прозы 1950 1990 годов. — М.: Издательство «Высшая школа», 2003-385 с.

.Грознова H.A. Творчество Леонида Леонова и традиции русской классической литературы: Очерки. — Л.: Издательство «Наука», 1982-312 с.

.Залыгин С.П. Литература и природа.// Новый мир. 1991. №1. с. 10-17

.Кузнецов Ф.Ф. «Истинная земля» Виктора Астафьева. Очерки; статьи, портреты — М: Издательство «Советская, Россия», 1980.

.Кузнецова, A.A. Проза Ю.П. Казакова (Проблематика и поэтика).

— Тверь, 2001-185 с.

.Липин, С.А. Человек глазами природы: Монография — М.: Издательство «Советский писатель», 1985- 232 с.

.Панкеев, И.А. Валентин Распутин: По страницам произведений. — М.: Издательство «Просвещение», 1990-144 с.

.Петишев А. Человек и природа в романе «Русский лес». К 80-летию со дня рождения Л.М. Леонова // Литература в школе. 1979. №2. с. 56-57

.Пискунова С., Пискунов В. В пространствах новых. Миры и антимиры натурфилософской прозы. С. Пискунова, В. Пискунов // Литературное обозрение. 1986. №11. с. 13-19

.Розанов, В.В. О писательстве и писателях. В.В. Розанов. М.: Издательство «Республика», 1995 — 734с.

.Розанов В.В. О понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания Текст. / В.В. Розанов. СПб.: Издательство «Наука», 1994-540с.

.Ростовцева, И.И. «Здесь со своею болью обитаю я» Текст./ И.И. Ростовцева // Леонид Леонов в воспоминаниях, дневниках, интервью.- М: Издательство «Голос». 1999, с. 558-568

.Смирнова, А.И. Актуальные вопросы изучения современной натурфилософской прозы. // Природа и человек в художественной литературе: Материалы Всероссийской научной конференции. Волгоград: Издательство ВолГУ, 2001, с. 5-13

.Спивак P.C. Русская философская лирика. 1910-е годы. И.Бунин, А. Блок, В. Маяковский: Учебное пособие. — М.: Издательство «Флинта»; «Наука», 2005 — 408 с.

.А. И. Смирнова Русская натурфилософская проза второй половины ХХ века: Учебное пособие — электронный ресурс.

.Трефилова Г. Время выбора (Художественное осмысление взаимоотношений человека и природы в советской литературе).// Вопросы литературы. 1981. №12. с. 7-49

.Эпштейн М.Н. «Природа, мир, тайник вселенной»: Система пейзажных образов в русской поэзии. — М.: Издательство «Высшая школа», 1990. 303 с.