Вечные образы в русской литературе примеры. ««Вечные образы» в мировой литературе. Смотреть что такое «вечные образы» в других словарях

Сочинение

«Вечные темы» в творчестве русских писателей 19 века — вариант 2

Русская классическая литература 19 века – это литература «вечных тем». Русские писатели стремились ответить на сложные вопросы бытия: о смысле жизни, о счастье, о Родине, о природе человека, о законах жизни и Вселенной, о Боге… Но, как люди с активной жизненной и общественной позицией, русские классики не могли стоять в стороне от актуальных проблем своего времени. В связи с этим «вечные темы» в русской литературе выражались, как мне кажется, через поиск «героя времени». Так, «Горе от ума» А.С. Грибоедова отражает извечную проблему «отцов» и «детей». Александр Андреевич Чацкий протестует против старых порядков, укоренившихся в российском дворянстве. Герой комедии борется за «новые» законы: свободу, ум, культуру, патриотизм. Прибыв в дом Фамусова, Чацкий мечтает о дочери этого богатого барина — Софье. Но здесь героя поджидают лишь разочарования и удары. Во-первых, выясняется, что дочь Фамусова любит другого. Во-вторых, что люди в доме этого барина – чужие для героя. Он не может согласиться с их взглядами на жизнь. Положение Чацкого в комедии незавидно. Его борьба трудна и упорна, но победа нового, по мнению Грибоедова, неминуема. Слова Чацкого разнесутся, будут повторяться всюду и произведут свою бурю.

Они уже имеют огромное значение среди «новых», прогрессивных людей. Таким образом, писатель решает вопрос «отцов» и «детей» в пользу детей. Другой русский писатель, творивший во второй половине 19 века – И.С. Тургенев – также затрагивал этот вечный вопрос. Его роман «Отцы и дети» несколько по-другому решает проблему взаимоотношений поколений. С точки зрения Тургенева, только преемственность поколений, преемственность культуры, традиций и взглядов, разумное сочетание старого и нового, может привести к позитивному развитию. На примере главного героя – Евгения Васильевича Базарова – писатель показывает, что одно лишь отрицание, без желания построить что-то новое, приводит лишь к разрушению и смерти. Это неплодотворный путь. А отрицание своей человеческой природы – это вообще абсурд. Базаров, мнящий себя сверхчеловеком и презирающий «благородные бредни» о любви, чувствах, вдруг влюбляется. Для него это становится настоящим испытанием, которое герой, увы, не выдерживает; в финале романа он умирает. Тем самым Тургенев показывает и несостоятельность нигилистической теории Базарова, и еще раз подчеркивает необходимость преемственности поколений, ценность культуры предков, необходимость гармонии и постепенности во всем.

11 стр., 5385 слов

Особенность изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века

... в литературе 19 века преобладал образ «маленького человека». Писатели хотели показать, что и простой человек может сопереживать, испытывать глубокие чувства. Сочинение Особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века Вообще, литература этой эпохи как раз и характеризуется тем, что стали писатели ...

Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» также затрагивает многие «вечные темы»: любви, счастья, свободы выбора, смысла жизни, роли нравственных ценностей в жизни человека. Почти с самого начала романа Пушкин показывает «поверхностность» своего героя. Онегин – поклонник моды, делает и читает только то, чем можно блеснуть в высшем свете. Герой рано научился лицемерить, притворяться, обманывать, чтобы добиться своей цели. Но душа его всегда при этом оставалась пуста, потому что натура Онегина гораздо глубже, интереснее, богаче, чем того требовал свет. Начинаются поиски смысла жизни, которые дали свой результат лишь после страшной трагедии – убийства Онегиным на дуэли молодого поэта Ленского. Это событие перевернуло все в душе героя, и началось его нравственное перерождение. О том, что герой изменился, свидетельствует восьмая глава романа. Онегин стал независим от мнения света, он превратился в самостоятельную сильную личность, способную жить так, как хочется ему, а не высшему свету Петербурга, способную любить и страдать. В лице же Татьяны Лариной Пушкин показывает нам образец нравственной чистоты, благородства, искренности, непосредственности, независимости, способности на сильные чувства.

Если в финале «Евгения Онегина» есть надежда на счастье героя, то основной персонаж романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» не находит своего места, счастья в этой жизни. Печорин разочарован в современном ему мире и в своем поколении: «Мы неспособны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья». Такие мысли приводят Григория Александровича к скуке, равнодушию и даже отчаянию. Именно состояние апатии и хандры делают Печорина одиноким. От этого чувства ему некуда скрыться, оно полностью поглощает героя. Печорин потерял веру в человека, в его значимость в этом мире. Неизбежная скука порождает в герое неверие в любовь и дружбу. Эти чувства, возможно, и появлялись в определенный момент его жизни, но все же не приносили Печорину счастья. Этот человек чувствует себя «лишним» в своем обществе, вообще, «лишним» в жизни. В итоге Печорин погибает. Лермонтов показывает нам, что в мире дисгармонии нет места человеку, который всей своей душой, хоть и неосознанно, стремится к гармонии. Стремление к гармонии с собой и миром отличает и еще одного героя русской литературы 19 века – Родиона Раскольникова. В поисках этой гармонии он проводит над собой эксперимент – преступает нравственный закон, убивая старуху-процентщицу и ее сестру.

Ошибка главного героя заключается в том, что причину зла он видит в самой природе человека, а закон, дающий право сильным мира сего творить зло, считает извечным. Вместо того чтобы бороться против безнравственного строя и его законов, Раскольников следует им. За нарушение нравственного закона внутри себя герой несет неизбежное наказание. Оно заключается, прежде всего, в муках его собственной совести. Постепенно Родион приходит к пониманию своей страшной ошибки, к осознанию и раскаянию. Но окончательное преображение героя происходит тоже за рамками романа. В поисках себя, своего пути, гармонии находятся и герои эпопеи Толстого «Война и мир». Так, Пьер Безухов, преодолев процесс мучительных разочарований и ошибок, в итоге находит смысл жизни. Герой всеми силами стремится к свету, к правде. Именно это случайно приводит его в масонскую ложу. Кроме того, деятельность Пьера обращается к крестьянам: он предполагает завести для них больницы, школы. Но самый важный этап жизни героя начинается с вторжением войск Наполеона. Пьер не мог оставаться в стороне, когда его отечеству грозила такая страшная опасность. Именно здесь, на войне, Пьер сближается с простым народом, осознает его мудрость, ценность его образа жизни, его философии.

3 стр., 1299 слов

Тема смысла жизни и назначения человека в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

... герою романа, молодому петербуржскому аристократу Евгению Онегину. Считается, что именно Онегин явился родоначальником образа «лишнего человека» в русской литературе. Этот герой прошел долгий самосознания. Нашел ли он свой смысл жизни? ... 0 человек просмотрели эту страницу. или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. Смотрите также по произведению "Евгений Онегин":

Знакомство с Платоном Каратаевым во французском плену помогло ему глубже проникнуть в мировоззрение патриархального крестьянства. Пьер осознал главное: человеку не так уж много надо для счастья. Причина страданий и мучений человеческого духа чаще всего кроется в стяжательстве, непомерном корыстолюбии. Таким образом, всю русскую литературу 19 века можно назвать литературой поиска Героя. Писатели стремились увидеть в нем человека, способного служить отчизне, приносить ей пользу своими делами и мыслями, а также просто способного быть счастливым и гармоничным, развиваться и идти вперед. В процессе поиска «героя времени» русские писатели стремились решить «вечные вопросы» бытия: смысла жизни, природы человека, законов Вселенной, существования Бога и так далее. Каждый из классиков по-своему решает эти проблемы. Но неизменным в целом для русской классической литературы остается постоянное стремление найти ответы на основополагающие вопросы, без решения которых невозможно существование ни одного человека.

ВЕЧНЫЕ ТЕМЫ И ОБРАЗЫ В ЛИТЕРАТУРЕ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/vechnyie-motivyi-v-literature/

…Врезанные в память письмена

Бегущие столетья не сотрут.

В. Шекспир

1. Что вы знаете об эпохе Возрождения, с которой знакомились на уроках истории в 7 классе? Какое время она охватывает?

2. Почему эта эпоха имеет такое название? Какими культурными достижениями отмечен этот период истории?

3. Кто такие гуманисты? С какими новыми явлениями в жизни того времени связано их появление?

4. Какие вам известны имена выдающихся художников, скульпторов, писателей эпохи Возрождения?

Примите участие в подготовке проектов «Великие культурные достижения эпохи Возрождения» (подготовьте краткие сообщения о выдающихся представителях этого времени: Томасе Море, Эразме Роттердамском, Иоганне Гутенберге, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэле и др. Организуйте выставку иллюстраций картин художников и подготовьте видеоматериалы произведений искусства эпохи Возрождения).

Ромео и Джульетта, Гамлет, Дон Кихот — литературные герои, созданные гением ярчайших писателей разных стран Европы в эпоху Возрождения. Их образы, символизирующие силу всепобеждающей любви, стремление противостоять несправедливости и злу, защищать бедных и обездоленных, продолжают вот уже на протяжении четырехсот лет волновать сердца людей в разных уголках мира. Ставшие необходимыми спутниками множества поколений читателей, зрителей, они получили название «вечных образов», так как давно вышли за пределы не только своих произведений, но и своего времени. Почему же, как и в давние времена, так и сегодня, они не перестают вдохновлять и наших современников на создание новых фильмов, спектаклей, произведений изобразительного и музыкального искусства?

31 стр., 15366 слов

Женщина мать в искусстве 20 века – Образ женщины –матери в искусстве разных эпох

... произведений на эту тему предшествовало знакомство с полотнами итальянских мастеров эпохи Возрождения, и в особенности с шедеврами древнерусской иконописи. Истинно русские, национальные традиции находят отражение в таких картинах, как «Мать» ... XX столетия, запечатлевших женщину-мать. Вот и наступил XX век. В искусстве XX века совершенно по-новому зазвучала извечная тема материнства, прославляющая ...

Эпоха Возрождения, или Ренессанса (от франц. renaissance), — это время расцвета культуры стран Европы после долгого застоя. Оно охватывает XIV—XVI века и знаменует собой переход от Средневековья к новому времени.

В этот период в европейских странах происходит освобождение людей от феодально-крепостнической зависимости, стремительно растут города, развиваются мировая торговля и книгопечатание, совершаются великие географические открытия. Люди все больше начинают верить в свои силы и все меньше боятся средневековых запретов. Ослабевает влияние церкви на жизнь общества. Возрождается интерес к античным временам, когда главное внимание уделялось личности человека и его возможностям совершенствования. В искусстве и науке провозглашаются вера в силу и красоту человека, уважение к его разуму, воспеваются его отважные дела и смелые мысли. Таких поэтов, художников, скульпторов, ученых современники стали называть гуманистами (латинское слово humanus означает «человеческий»).

Самые первые гуманисты появились на итальянской земле в XIV веке. Для этого было много причин. Крепостное право в Италии отжило свой век раньше, чем в других странах; здесь раньше, чем на севере, начали развиваться торговля и промышленность, выросли большие города, появились первые наемные рабочие. Именно в Италии раньше, чем в других странах, под натиском нового отступали старые порядки, а вместе с ними и старые взгляды Средневековья.

На земле Италии сохранилось много памятников культуры древнего Рима. Из древней Греции сюда еще во времена античности было вывезено много замечательных произведений искусства. В памятниках искусства и литературы римской и греческой древности гуманисты увидели изображение прекрасного, сильного, гармонически развитого человека. Благодаря деятельности гуманистов были найдены, сохранены, изучены, возрождены произведения искусства и идеи античной древности. Отсюда и происходит название — Возрождение. Вскоре это понятие приобрело более широкий смысл: оно стало означать не только возрождение старых, но порождение Новых культурных ценностей.

Эпоха Возрождения стала временем нового, невиданного расцвета литературы и искусства.

Гуманисты были людьми необыкновенной широты интересов. Замечательный пример этому — Леонардо да Винчи. Гениальный скульптор, художник и теоретик искусства, он был также выдающимся механиком и математиком, проектировал плотины и крепости, размышлял над устройством летательных аппаратов, сочинял притчи и басни, высказывал догадки о происхождении гор, изобретал станки и машины. Эпоха Возрождения знала и других людей, которые совмещали в себе поэта и зодчего, или скульптора и философа, или дипломата и врача.

Итальянские гуманисты: Петрарка, Данте, Джотто, Боккаччо, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Тициан — создали непревзойденные по красоте и гармонии художественные творения.

32 стр., 15613 слов

Искусство Возрождения в Италии

... Италии проторенессансное искусство существовало только в Тоскане и Риме. В итальянской культуре переплетались черты старого и нового. «Пос­ледний поэт Средневековья» и первый поэт новой эпохи ... богатых се­мейств) — крупнейших покровителей и заказчиков произведений живописи, скульптуры и архитектуры. Главными центрами культуры Возрождения сначала были города Флоренция, Сиена, Пиза, затем — Падуя, ...

Вечными литературными памятниками стали произведения таких выдающихся поэтов и писателей эпохи Возрождения, как Данте Алигьери и Франческо Петрарка (Италия), Вильям Шекспир (Англия), Франсуа Рабле (Франция), Мигель Сервантес (Испания), Эразм Роттердамский (Германия) и др. Их произведения, посвященные вечным темам любви, свободы, торжества правды и справедливости, утверждают высшие человеческие ценности и поэтому до сих пор волнует читателей всех стран и народов.

?

1. Почему обращение к временам античности способствовало становлению эпохи Возрождения?

2. Какие духовные ценности провозгласили гуманисты?

3. Какие произведения Шекспира, Сервантеса вам известны? Расскажите, каким образом состоялось ваше знакомство с ними.