Развитие речи. в жанре интервью. план-конспект по русскому языку (8 класс)

Сочинение

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 8 КЛАССЕ К КОНКУРСУ «УЧИТЕЛЬ ГОДА»

ПОДГОТОВИЛА УРОК И ПРОВЕЛА УЧИТЕЛЬ МБОУ «МГЛИНСКАЯ СОШ №2»

ЗАЙЦЕВА НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА

Тема урока : ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ В ЖАНРЕ ИНТЕРВЬЮ

Тип урока : развитие речи (1 час).

На уроке обучающиеся готовятся к написанию сочинения в жанре интервью. Домашнее задание: написать сочинение.

Цели урока :

1)повторить материал о публицистическом стиле речи, знаках препинания при оформлении диалога;

2)познакомить обучающихся с новым жанром публицистического стиля – интервью, его особенностями;

3)научить собирать материал для интервью, научить пользоваться диалогической речью;

4)формировать у обучающихся умение видеть, наблюдать, слышать живую речь;

5)развивать умение аналитически мыслить;

6)воспитывать культуру поведения и культуру речевого общения;

7)научить писать сочинение в жанре интервью и правильно его оформлять.

Источники информации, оборудование и оформление класса :

  1. Котельникова С.А. Сочинения нетрадиционных жанров: интервью и репортаж// Ж. «Русский язык в школе». №5, 1995 г. с. 23-25.
  2. Ладыженская Т.А. и Зепалова Т.С. Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров. 8-9 классы». Москва, «Просвещение», 1990 г., с. 45-49.
  3. Газеты и журналы с интервью.
  4. Сочинения-интервью учащихся.
  5. Раздаточный материал:
  1. Памятка «Как работать над сочинением в жанре интервью».
  2. Памятка «Слова вежливого обращения и правильного ведения интервью».
  1. Стенд, оформленный в соответствии с темой.
  2. Мультимедийный экран для показа презентаций, ноутбук, проектор.
  3. Школьная доска, оформленная в соответствии с темой.
  4. Словари: энциклопедический, толковый, словообразовательный, словарь иностранных слов.
  5. Интернет-ресурсы.

ХОД УРОКА

2 стр., 664 слов

«Интервью — жанр публицистики»

... Русская речь”. 5 – 7 класс). IV. Обобщение урока. Сегодня на уроке вы составляли свое интервью. Это ваш первый опыт, первые сочинения в жанре интервью. На следующем уроке русского языка мы продолжим ... благодарит за беседу. III. Знакомство с новым материалом. 1. Ролевое чтение интервью. (“Час мужества”., с.249, учебник “Литература – хрестоматия. 7 класс”. Выборочно: с. 249-250, 254-255). 2. Беседа ...

  1. Оргмомент. (Приветствие, отсутствующие в классе).
  2. Психологическая подготовка к восприятию.

— Ребята, сегодня у нас необычный урок развития речи. В чём его необычность, вы попробуете определить сами.

А начать его я бы хотела с небольшой беседы с вами.

С одной стороны, вы обычные ученики 8 класса обычной школы. Но, с другой стороны, у каждого из вас есть свои индивидуальные интересы, увлечения. Об этом я хочу с вами побеседовать.

Вопросы для беседы:

— Ксюша, чем ты занимаешься в свободное от учёбы время? (Игрой на гитаре).

— Юля, а у тебя есть хобби? (Вязание).

— Марина, тебе нравится спорт? Какую роль он играет в твоей жизни?

— Не удивляйтесь началу урока. Я просто побывала в роли журналиста и взяла у вас небольшое интервью. А моя беседа имеет прямое отношение к теме нашего сегодняшнего урока.

— Как вы думаете, в каком жанре мы будем учиться писать сочинение? (Конечно же, в жанре интервью).

3. Работа по теме.

— Давайте запишем в тетрадях сегодняшнее число и тему урока: «Подготовка к написанию сочинения в жанре интервью».

— А теперь я хочу предложить вашему вниманию несколько эпиграфов, которые помогут вам настроиться на позитивную творческую работу.

СЛАЙД 1

Чтение делает человека знающим, беседа – находчивым, а привычка

записывать – точным.

Френсис Бэкон

( Анализ высказывания).

СЛАЙД 2

— Что здесь происходит?

— Да ничего. Просто … сидят вместе и разговаривают. Сейчас это редкость, всё

равно как ходить пешком.

Рэй Брэдбери ( «451 градус по Фаренгейту», 1966 год )

( Анализ высказывания).

СЛАЙД 3

24 стр., 11682 слов

История официально-делового стиля и жанры деловой речи

... и организации речи, которые относятся к характерным чертам делового стиля. Это высокая терминологичность, преобладание сочинения над подчинением в сложных предложениях, наличие сложных конструкций ... экономике, в управленческой и дипломатической деятельности. К периферии делового стиля относят информативную рекламу, патентный стиль и обиходно-деловую речь (заявления, объяснительные записки, расписки и ...

Прежде чем писать, я задаю себе три вопроса : что писать, как писать и для

чего писать.

Максим Горький

Анализ высказывания и запись этого эпиграфа в тетрадь.

— Понятие жанра интервью с научной точки зрения вам ещё не знакомо, но в роли журналистов вы уже успели побывать.

— Кто скажет, у кого вы брали интервью?

(Ответ: У наших писателей-современников: Людмилы Станиславовны Ашеко, Виктора Васильевича Володина, Александра Венедиктовича Ронжина, побывавших в нашем городе в гостях.) .

  1. Проверка домашнего задания .

— Ребята, прежде, чем познакомить вас со структурой интервью, его особенностями, я бы хотела вспомнить с вами особенности публицистического стиля, так как интервью принадлежит именно к этому стилю.

Вопросы:

  1. От какого латинского слова произошло название этого стиля?

(Ответ: публика – «народ», «люди»).

— Верно. Поэтому публицистический стиль используется для обращения к массе людей, к народу.

  1. Каковы цели текста публицистического стиля?

(Ответ: сообщение информации, воздействие на читателей или слушателей).

  1. Каковы его стилевые черты?

( Ответ: Эмоциональность, актуальность, призывность, доходчивость).

  1. Перечислите основные языковые средства, присущие публицистике.

(Ответ: Лексические: … , синтаксические…) .

  1. Где употребляются публицистические тексты (сфера употребления) ?

(Ответ: в устной речи…, в письменной…).

  1. Объяснение нового материала.

— А сейчас, ребята, я познакомлю вас с разными жанрами, относящимися к публицистическому стилю. А подробно мы остановимся, конечно же, на жанре интервью.

СЛАЙД 4

Жанры публицистического стиля:

  1. заметка
  2. статья
  3. очерк
  4. репортаж
  5. отзыв
  6. рецензия
  7. фельетон
  8. интервью

— Что же такое интервью ? Дословно в переводе с английского это слово обозначает «обмен взглядами», общепринятое толкование этого слова – «беседа». Слово интервью не склоняется и относится к среднему роду.

2 стр., 558 слов

Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов. Вопросы по теме занятия

... персона 3) самость 4) тень   Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов. 1. Проанализируйте отрывок и определите автора. «Сверх-Я, Я и Оно – вот три ...

— Давайте запишем ряд однокоренных слов, образованных от слова интервью, а также выясним их значения:

Интервью, интервьюер, интервьюировать, интервьюируемый.

— Выделим у всех этих слов корень, поставим ударение. Каково же их лексическое значение?

Давайте запишем в тетради определение термина «интервью»:

СЛАЙД 5

Интервью – это предназначенная для распространения в печати, по радио и телевидению беседа в форме вопросов и ответов с каким-либо человеком по актуальным вопросам.

— А теперь, ребята, давайте послушаем два сообщения, которые помогут нам подробнее узнать, что же и представляет из себя этот жанр.

Первое сообщение:

«Общие сведения о жанре» (Никита Ермошин)

Интервью — жанр публицистического стиля.

Интервью (англ.) — беседа (или её изложение), представляющая общественный интерес, предназначенная для печати, радио или телевидения.

Интервью — это совместное творчество журналиста (группы журналистов) и человека (или группы лиц), дающего информацию. Им может быть политический, общественный деятель, учёный, руководитель, писатель, артист, спортсмен или какой-нибудь другой интересный человек.

Интервью передаются по радио и телевидению, печатаются в газетах и журналах, берутся у прохожих или пишутся в стенгазетах с разной целью: сообщить об очередных политических, производственных или иных задачах;

рассказать о достижениях человека, производства, науки, культуры, искусства, спорта, творческих достижениях;

информировать о предстоящем событии или сообщить подробности уже состоявшегося;

разъяснить( прокомментировать) тот или иной факт;

выяснить мнение компетентного лица по какому — либо вопросу(группе вопросов).

Интервью — один из живых и впечатляющих газетных жанров. Это информационный жанр, а, значит, оно должно быть и оперативным, и в меру кратким, и содержательным, т. е. сообщать новость, либо комментировать её, либо раскрывать внутренний мир человека, его планы, надежды, пожелания, указывать, с кем ведётся беседа, её цель.

Второе сообщение:

«Разновидности интервью» (Марина Дорохова)

«Разновидности интервью» :

Первый вид интервью — это монолог (рассказ). Задаётся один широкий вопрос, на который отвечают рассказом, монологом. Изложение чаще всего ведётся от первого лица..

Второй вид интервью — это диалог (беседа). Содержание беседы передаётся в виде вопросов корреспондента и ответов интервьюируемого лица. (Возможно изложение от первого или третьего лица).

14 стр., 6645 слов

Жанр интервью в газете «Красное знамя»

... монолог» . В газете диалог отражается, прежде всего, в жанре интервью . Интервью – диалогический жанр. К таковым Л. Майданова [6] и С. М. Гуревич[7] относят также беседу и анкету: ... Ворошилов рассматривает жанр интервью как представляющие общественный интерес ответы конкретного лица (группы лиц) на вопросы журналиста или беседа, когда журналист не ограничивается лаконичными вопросами, а спорит ...

Это наиболее простой и самый распространенный вид интервью.

Третий вид интервью — это самая различная форма беседы . Корреспондент обрисовывает и место встречи, и время, и своего собеседника, излагает свои впечатления, суждения вплоть до лирических отступлений, связанных с темой, комментирует, высказывает своё мнение.

Четвёртый вид интервью – это коллективное интервью-совещание за круглым столом .

Даёт коллективный ответ на вопрос, информацию – мнение нескольких людей по одному вопросу или теме.

Пятый вид интервью – анкета. Краткий ответ на вопросы, социологические исследования, рейтинг.

И последний, шестой, вид интервью – это самоинтервью (риторический вопрос и собственный ответ).

Интервью с самим собой.

Интервью может иметь и юмористический характер.

— Вот вы и познакомились с этим интереснейшим жанром. Оказывается, он не так уж и прост. Теперь, ребята, вы можете со знанием дела ответить на некоторые мои вопросы:

1) Кто обязательно должен участвовать в интервью?

(Ответ: журналист, который задаёт вопросы, и человек, который на них отвечает).

2) Кто может быть собеседником журналиста?

(Ответ: представители любой профессии, известные личности…).

3) Как вы думаете, что будет входить в содержание интервью?

(Ответ: Ответы собеседника на вопросы корреспондента составляют содержание интервью. )

4) Но роль журналиста не сводится к простому записыванию ответов на вопросы. Успех интервью зависит от подготовки корреспондента к беседе. Как к ней подготовиться?

(Ответ: Журналист должен предварительно познакомиться с будущим собеседником и , если это необходимо, с событием, о котором пойдёт речь, обязательно продумать вопросы и чётко их сформулировать в соответствии с темой и задачей интервью.).

— По своей композиции интервью похоже на обычное сочинение . Какие 3 части мы всегда выделяем в сочинении?

— А теперь давайте запишем в тетради структуру интервью :

  1. Вступление. Журналист представляет собеседника.
  2. Основная часть. Беседа.
  3. Заключение. Благодарность. Пожелания.

-А сейчас я прокомментирую записанное, а вы внимательно послушайте!

1 часть. Вступление.

В начале интервью журналист представляет собеседника или же собеседник по просьбе журналиста представляется сам.

2 стр., 908 слов

Загадки с ответами собственного сочинения

... В этом помогает то, что в процессе сочинения задействуется образное мышление, а, значит, запоминание проходит эффективнее. Способ сочинять загадку для детей от 7 лет (от А.В. ... и оригинальные описания, объединить их в небольшой рассказ или стихотворение. Мы с ребятами придумывали загадку про неисправную лампочку, которая мигала у нас над головой. Конечно, сам ...

Вступление – это реплики, которые служат для установки речевого контакта с собеседником, для того, чтобы подготовить его к общению, к обсуждению темы предстоящей беседы. Для вступительной части характерны краткость, лаконичность.

2 часть. Основная.

В основной части интервью нужно определить тему (или темы), на которые вы будете беседовать, продумать вопросы. Вопросы должны быть такими, чтобы на них не было односложных ответов (да или нет).

3 часть. Заключение.

В этой части журналист просит своего собеседника рассказать о планах на будущее, высказывает добрые пожелания, благодарит за интервью.

-А сейчас я хочу предоставить вашему вниманию в качестве образца видео-интервью с известным актёром Михаилом Пореченковым.

(Видео, 3 минуты).

— Интересно ли вам было смотреть это интервью? Почему? Что нового вы узнали об известном актёре?

— Ребята, домашним заданием для вас и станет составление интервью с известной личностью (или написание сочинения в жанре интервью).

-Чтобы облегчить вашу задачу, я подготовила стенд «К уроку», подобрала примеры интервью, напечатанные в газетах, журналах. Всё это вы сможете внимательно изучить на переменах.

— А также я распечатала для каждого из вас памятки «Как работать над сочинением в жанре интервью» , а также приготовила образцы сочинений в жанре интервью: со спасателем, с пожарным, с учителем.

— Давайте ознакомимся с памятками, прочитаем внимательно каждый пункт.

Памятки

1.Как работать над сочинением в жанре интервью

(памятка для учащихся).

— Любое сочинение всегда пишут сначала на черновике!!!

I. Решите, у кого и почему вы будете брать интервью.

II. 1.Наметьте тему беседы. В соответствии с ней составьте вопросы, продумайте их последовательность.

2.Проведите беседу, запишите ее основное содержание.

3.Прочитайте запись. Определите основную мысль интервью. Озаглавьте его.

III. Напишите вступление и заключительную часть.

IV. Прочитайте всё написанное вслух, отредактируйте, то есть внесите

добавления, изменения.

V. Проверьте черновик, обратите особое внимание на знаки препинания при обращении и диалоге, а также на слова благодарю, до свидания, здравствуйте.

VI. Аккуратно перепишите сочинение.

2.Слова вежливого обращения и правильного

ведения интервью.

5 стр., 2138 слов

Интервью. подготовка к сочинению-интервью

... вопросы для беседы с Эдисоном (Чеховым или c кем-то другим). VII. Выполнение творческих заданий 2-Ой урок. РАБОТА НАД КОЛЛЕКТИВНЫМ СОЧИНЕНИЕМ – ИНТЕРВЬЮ. Урок – игра «Журналист». I. Вступительное слово ... группах. V. Домашнее задание. Закончить сочинение – интервью или написать новое по своему усмотрению. Приложение 1. Интервью - жанр публицистического стиля., Интервью (англ.) Интервью - это ...

Здравствуйте, благодарю, до свидания, как вы думаете, каково ваше мнение, какова ваша точка зрения, как вы считаете, спасибо большое.

3. Повторяем термины.

1. Диалог – разговор между двумя или нескольким лицами.

2. Монолог – речь, в отличии от диалога, обращение к самому себе, слушателям.

3. Беседа – разговор, обмен мнениями.

4. Обращение – слово или группа слов, которыми называют того, к кому обращаются с речью.

5. Реплика- это ответ, выражение, замечание на слова собеседника, говорящего.

Особое внимание хочу обратить на 5 пункт, в котором говорится о знаках препинания при обращении и диалоге .

— Что такое ОБРАЩЕНИЕ и как оно выделяется на письме? (Подсказка в памятке)

Ответ: Обращение – это слово или группа слов, которыми называют того, к кому обращаются с речью.

Обращение на письме выделяется запятыми.

— Запишем примеры предложений с обращениями ( 3 примера, 3 человека по очереди записывают их на доске):

Здравствуйте, Анна Васильевна!

Дорогой Иван Степанович, я очень тому, что Вы согласились со мной побеседовать!

Всего Вам доброго, Елена Сергеевна!

— А теперь вспомним, что такое диалог и как правильно он оформляется на письме.

Диалог –это разговор двух или нескольких лиц .

— Слова каждого лица в диалоге пишутся с новой строки. Перед ними ставится тире. И называются они репликами.

— Давайте прочитаем определение термина «реплика» в ваших памятках ( Саша А.).

Реплика – это …

— Какой знак ставится перед каждой репликой?

Тире.

— Верно. Я хочу напомнить вам, что если реплика сопровождается словами автора, то ставятся те же знаки препинания, что и при прямой речи, но без кавычек.

СЛАЙД 6

  • Гей, добрый человек!- закричал ему ямщик.- Скажи, не знаешь ли, где дорога?
  • Дорога-то здесь; я стою на твёрдой полосе,- отвечал дорожный,- да что толку?
  • Послушай, мужичок,- сказал я ему, — знаешь ли ты эту сторону? Возьмёшься ли ты довести меня до ночлега?

— А теперь давайте прочитаем по ролям образец интервью ученицы 8 класса, Анны Астаховой, с её бабушкой . (Юля и Настя Х.)

5 стр., 2022 слов

Какой предмет мне нравится в школе. Cочинение «Какие школьные ...

... Мне очень нравится изучать историю Сочинение Рисование мой любимый школьный предмет Меня часто спрашивают: «Какой твой любимый урок в школе?», и я с гордостью отвечаю – урок рисования! Вы можете подумать, ... трудности при изучении некоторых тем, но я стараюсь. Значение английского языка (и почему именно английский) Изучать иностранные языки (особенно английский) несмотря на всю сложность этого ...

Интервью с бабушкой, которая всю жизнь проработала учителем

Интервью взяла Астахова Анна, ученица 8 класса

В мире существует множество различных профессий. В моей семье профессии у всех разные, и работа у каждого интересная. Но больше всего мне нравится профессия моей бабушки, она трудится в школе преподавателем математики. Я очень люблю, когда бабушка рассказывает о своей работе. И поэтому, выполняя школьное задание, я решила задать несколько вопросов именно ей:

  • Бабушка, сколько лет ты работаешь в школе?
  • В этом году будет уже сорок!
  • Нравится ли тебе твоя работа?
  • Трудновато, но все равно нравится. Я уже семь лет на пенсии, но не могу покинуть школу, потому что она мой второй дом.
  • Расскажи, почему тебе нравится работать в школе.
  • Во-первых, с молодым поколением всегда молод душой, всегда весело. Во-вторых, чувствую себя ответственной за их будущее. Главное в нашей работе – привить с молодых лет в детях стремление к знаниям, интерес ко всему новому, неизвестному, сформировать уже с детства личность человека.
  • Трудно тебе расставаться с выпускниками?
  • Конечно, ведь я их учу с пятого класса. На выпускном вечере я не могу сказать и слова, слёзы катятся из глаз. Ученики становятся для меня родными.
  • Что трудного в твоей работе?
  • Трудно учить, готовить учеников к экзаменам, потому что очень переживаешь за них.

В школе я с восьми утра до восьми вечера. А потом ещё бегу в вечернюю школу. Домой прихожу часов в десять. Все нормальные люди после работы дома отдыхают, а я проверяю тетради, составляю планы работы на завтрашний день. Конечно, мне трудно!

  • Почему же ты выбрала профессию учителя?
  • Потому, что школа – это моё призвание.

Я очень горжусь своей бабушкой и благодарна ей за её Великий Труд!

— Проанализируем коротко данный образец сочинения-интервью. Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы:

  1. Есть ли у него название?
  2. Указывается ли, кто и у кого берёт интервью?
  3. Есть ли в сочинении вступление? О чём в нём говорится?
  4. Есть ли заключение, о чём в нём говорится?

— Ребята, при написании домашнего сочинения некоторые из вас могут взять это интервью за основу.

2 стр., 797 слов

Задание 25 сочинение по тексту д а гранина

... веры в будущее?.. (По Д.А. Гранину) Даниил Александрович Гранин - современный русский писатель, Задание №25 (сочинение) Что помогает людям сохранить ... влияния детских воспоминаний рассуждает Д.А.Гранин в данном тексте. Автор, когда-то пренебрегавший словами Алеши Карамазова, однажды ... не просто в воспоминание о чем-то приятном, а в нравственно-сформулированное, определенное напоминание: вот каким ты ...

5. Рефлексия.

-Ребята, многие из вас читали интервью с интересными людьми в газетах. Журналах или смотрели по телевидению. Чем интересен этот жанр?

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

  1. Домашнее задание.

— Выберите из трёх заданий одно (третье задание для слабых учеников), то, которое вам больше нравится, и напишите сочинение в жанре интервью, соблюдая все правила, с которыми мы сегодня познакомились и которые повторили.

Задание 1: Представьте себе, что вам нужно взять интервью у какой-либо известной личности, продумайте вопросы и ответы и напишите сочинение.

Задание 2: Попробуйте взять интервью у человека, которого хорошо знаете. (Это могут быть учителя и ученики нашей школы).

Задание 3 (для слабых учеников) : Используя образец сочинения из раздаточного материала, возьмите интервью у родителей или бабушек с дедушками и напишите сочинение.

6. Урок закончен. Спасибо за работу.

К следующему уроку приносите готовые сочинения интервью.