Сочинения | Сочинения 9 класс. «Бесценных слов транжир и мот». Образ поэта в лирике В. В. Маяковского

Сочинение

Сочинение 9 класс. «Бесценных слов транжир и мот». Образ поэта в лирике В. В. Маяковского

Слова, вынесенные в заглавие сочинения — строка из стихотворения «Нате!» В нем мы видим восприятие Маяковским себя, как поэта. Поэт — «транжир и мот» не потому, что тратит впустую драгоценные слова, а потому что часто бросает их в непонимающую толпу. Но творческая личность никогда не будет подчиняться законам толпы, не будет кривляться перед ней. Поэт — свободен:

  • .. я захохочу и радостно плюну,

плюну в лицо вам

я — бесценных слов транжир и мот.

Никогда Маяковский не «транжирил» и не «проматывал» слова. Он как раз один из самых скупых в этом отношении поэтов: у него каждое слово стоит на своем месте, нет ничего лишнего, ни одна фраза не тратится даром, впустую. Четкость — это, пожалуй, главная характеристика стихотворений Маяковского. Каждое слово у Маяковского рождается в результате огромного творческого напряжения и труда:

Поэзия — та же добыча радия,

В грамм добыча, в год труды…

Поэт — это рабочий, который кропотливо, скрупулезно, день за днем добывает из руды слов драгоценные крупицы рифм и образов. И все это — для людей, которые готовы принять сердце поэта. А он, в свою очередь, готов разделить с ними их боль и страдание:

Поэт всегда должник вселенной,

платящий на горе проценты и пени.

Маяковский свой гений отдал на служение революции. Надо признать, что, может быть, никто лучше Маяковского не умел выразить красоту революции. Да, у поэта революция красива, потому это истинна, потому что в ней он видит правду жизни. Глупо сейчас ставить в вину Маяковскому, что он растратил свои силы на поддержание безнадежного дела. Мы сейчас так рассуждаем с бессознательным превосходством потомков, увидевших плоды революции. Но для Маяковского в ней был смысл и свою миссию он видел в том, чтобы открыть этот смысл читателю.

Надо сказать (и даже поставить это автору в заслугу), что Маяковский не только лишь себя как поэта оценивал в своем творчестве. Особенно интересно в этом смысле стихотворение «Юбилейное», где Маяковский «разговаривает» с Пушкиным. Причем важно, что он с самолюбием, которое свойственно только гениальным художникам, ставит себя на одну «полку» с первым русским поэтом, тем самым отдавая ему дань уважения и объективно оценивая свое собственное творчество:

4 стр., 1747 слов

Изображение революции в творчестве маяковского. : Революция у Маяковского

... самых интимных, самых личных чувств и переживаний. Возьмем, к примеру, стихотворение «Атлантический океан», в котором Маяковский обращается как будто к одной из традиционных поэтических тем — ... пропитало собой «слова-бичи» и «нежность слов» поэта, художественно преломилось в его творчестве, сделав его своеобразной лирико-героической летописью революции. Конечно же, лирика Маяковского не была ...

После смерти нам стоять почти что рядом:

вы на Пе, а я на эМ.

Они оба — поэты мирового уровня. Некрасову Маяковский «благосклонно» позволяет остаться между ним и Пушкиным, зато предлагает безжалостно выбросить Надсона, Дорогойченко, Герасимова, Кириллова, Родова. Действительно, кто из них, исключая Надсона, известен сейчас широкой публике? Никто. Маяковский с литературным чутьем угадал, кому жить в веках, а кому покрываться пылью забвения.

Удивительно, что в стихотворении «Юбилейное» фамилия Есенина хоть и не стоит в ряду безвестных имен, а чуть позже, отдельно, но все же причисляется к «хору», к общей массе. Более того, Маяковский употребляет по отношению к Есенину довольно язвительное определение «балалаечник». Известно, как часто происходили столкновения между Есениным и Маяковским. Однако это еще не значит, что Маяковский со своим уже упомянутым художественным чутьем не умел ценить талантливого собрата по перу.

В стихотворении «Сергею Есенину» дается уже совершенно иная оценка его творчества. Может быть, автор употребляет чуть грубоватые, простонародные слова, но за ними чувствуется уважение:

Вы ж такое загибать умели,

что другой на свете не умел.

Правда, затем снова встречается в тексте странный эпитет «звонкий забулдыга подмастерье». Но все-таки, нужно полагать, что Маяковский, произнося «подмастерье», видел мастера. Иначе зачем было посвящать целое стихотворение ничего не значащему «забулдыге»?

В поэте Маяковский, прежде всего, ценил силу слова. И сам он, не умевший кидать слова на ветер, создал из своих стихов неповторимый шедевр. Этого не произошло бы, не умей он так виртуозно владеть русским языком. Недаром в одном из неоконченных стихотворений он писал:

Я знаю силу слов я знаю слов набат

Они не те которым рукоплещут ложи

От слов таких срываются гроба

шагать четверкою своих дубовых ножен…