Петербург в судьбе простого человека ( на свободную тему)

Петербург в судьбе простого человека ( на свободную тему) 1

И причиной этих трагических последствий зачастую являются внешние обстоятельства, и нередко город предстает как один из таких обстоятельств, плохо влияющих на судьбу «маленького человека».

«Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге», — писал Ф. М. Достоевский на страницах блистательного романа «Преступление и наказание», и я бесспорно разделяю его мнение. Невозможно не проследить влияние этого города на судьбы не просто обычных людей, но простых, «маленьких людей», мелких чиновников, задавленных историей, государственной машиной и абсолютной властью, которая была сосредоточена именно в сердце страны, в Петербуре. Я разделяю мнение о том, что жизнь в холодной, равнодушной, но в то же время величественной северной столице — жизнь не для простого человека. Петербург, с его широкими проспектами, «ленинградскими речными фонарями» и сосредоточением «власть имущих» всегда плохо влиял на жизни и судьбы простых «маленьких людей».

Об этом писали многие поэты и прозаики 19 и 20 веков, поднимая на страницах своих произведений тему влияния Петербурга, в котором сосредоточен государственный аппарат и абсолютная власть, на судьбы простых людей. Так, А. С. Пушкин в своей блистательной и в высшей степени новаторской «петербургской повести» «Медный всадник» показывает простую историю любви и горя бедного чиновника Евгения, на судьбе которого и отразилось это «мрачное» и «резкое» влияние Петербурга и абсолютная власть.

«Град Петров» в поэме — в первую очередь символ власти; искусственный город, город императора, задуманный одним человеком, стоящий на костях многих невинных людей и заложенный на болоте «назло надменному соседу». Катастрофическое наводнение — это результат столкновения цивилизации и природы. И Петербург описан Пушкиным как самая агрессивная цивилизация, побеждающая природу и берущая вверх над жизнями простых обитателей города.

2 стр., 920 слов

Про город Саратов

... утки, лебеди, очень много белок, которые не бояться людей. В городе есть городской пляж, который находится на острове Покровские ... духовная жизнь, которую они дают городу. Саратов сейчас епархиальный центр. Самый древний храм города «Утоли моя печали». Она очень красивая, аж ... оперы и балета. До революции, в городе открыли консерваторию и университет, а при советской власти в 1937 года — филармонию. В ...

Петербург в судьбе простого человека ( на свободную тему) 2

Именно так, должно быть, чувствует себя простой человек под давлением тирана и влиянием «мрачного» Петербурга.

Кроме того, тема неблагоприятного влияния Петербурга на жизнь и судьбу простого человека была традиционной для творчества Н. В. Гоголя. Так, например, подобная тема появляется в цикле «Петербургские повести», которые объединяет один образ — образ Петербурга. Гоголем дается лаконичное описание улиц столицы, жителей .В своей трактовке этого города Гоголь сближается с традицией Достоевского, обнажая все негативные стороны Петербурга.

Главный герой повести — Акакий Акакиевич Башмачкин, простой человек, принадлежащий к социально-социально-психологическому и литературному типу «маленького человека». Герой -титулярный советник, забитый и «зашуганный» начальством и сослуживцами. Образ Петербурга в повести «Шинель» является очень значимым не только для понимания самого произведения и его идейного хначения, но и для того, чтобы разобраться в замысле всего цикла «Петербургских повестей». Город на страницах повести неестественен; он напоминает город-призрак. В такой обстановке невозможна полноценная жизнь людей, возможно лишь бесцельное и бесполезное существование, какое и ведет Акакий Башмачкин, находясь «в окружении» этого города, под его влиянием.

С самого начала складывается ощущение того, что Петербург хочет выгнать людей. Однако важно отметить, что отторгает она не всех. Страдают в первую очередь простые, бессильные люди, мелкие чиновники, трясущиеся перед «власть имущими», подобные Акакию Акакиевичу. И «враждебный» Петербург, представая живым перед читателями, действительно «выгоняет» «бедного» Башмачкина; герой умирает, и после его смерти Петербург просто «остался без Акакиевича». Но что удивительно, в городе никто не заметил исчезновения Башмачкина; пропал человек, который никогда никому не был нужен. Таким образом, Гоголь доносит до читателя мысль и пагубном влиянии Петербурга на жизнь и судьбу простого человека.

Итак, тема «маленького человека» и губительного влияние Петербурга на его жизнь раскрывается во многих блистательных произведениях русской литературы. И действительно, столица Русской государственности 19 века плохо влияла на судьбы простых людей, и я согласен с тем, что Петербург, построенный «на костях» простых людей, вовсе не предназначен для жизни этого простого человека в нем, но для высшего света, для дворянской аристократии, ведущей вольную и праздную жизнь, для «власть имущих»…И в этой связи нельзя не согласиться с Ф. М. Достоевским, одним из первых указавшим на «мрачные, резкие и странные влияния на душу человека» Петербурга.