Тема Дома, семьи в рассказе «Судьба человека. : Любовь к семье в рассказе Судьба человека, Шолохов Семейные ценности в рассказе шолохова судьба человека

Сочинение

Писатель Михаил Шолохов считал своей задачей отдать долг народу-труженику и народу-герою через свои произведения. В одном из своих лучших рассказов, «Судьба человека», он отражает идею о трагическом жизненном пути русского человека.

В «Судьбе человека» Шолохов обращается к проблеме национального характера и критикует писателей «потерянного поколения», которые утверждали, что на войне невозможно сохранить «душу живой». Он же убежден в обратном.

Введение

Рассказ «Судьба человека» Михаила Шолохова поражает своим сочетанием высокой трагедийности и человечности. Главный герой, Андрей Соколов, переживает утрату семьи, потерю сына и муки в немецком плену, но не теряет своей «человечности». В его образе обозначена судьба целого поколения, и рассказ вызывает как грустные, так и радостные чувства.

Основанная на реальных событиях, история Андрея Соколова имеет своего реального прототипа, однако его имя осталось неизвестным для самого Шолохова. Встреча писателя с героем произошла в 1946 году, а рассказ был опубликован только спустя 10 лет. Это объясняется историческим контекстом, так как подобное произведение не могло быть написано при жизни Сталина.

Шолохов называет свое произведение рассказом, но оно скорее относится к жанру эпопеи, так как изображает судьбу народа в переломный момент. Андрей Соколов представляет от всего народа, и его история является сюжетным центром рассказа.

Композиция произведения достаточно традиционна и представляет собой рассказ в рассказе. Повествование ведется как голосом героя, так и голосом автора, причем повествователь становится слушателем. История Андрея Соколова позволяет осмыслить жизнь не только отдельного человека, но и целого поколения, а возможность создания такого произведения появилась только после смерти Сталина.

Основная часть

Главный герой, Андрей Соколов, родился в 1900 году, что является значимой деталью, указывающей на то, что перед нами история, отражающая судьбы современников. Его жизнь была обыкновенной, и он занимался тем, что Б. Пастернак называл «жизнестроительством» — созданием простого человеческого счастья.

Андрей Соколов прожил десять лет, не заметив, как они прошли. Его жизненный идеал заключается в том, чтобы у него и его семьи было все необходимое — крыша над головой, еда, одежда и обувь. Ирина, его жена, даже купила двух коз, что для Андрея стало символом благополучия.

2 стр., 557 слов

Подвиг человека на войне по рассказу Шолохова “Судьба человека”

А. Шолохов умудрился уместить его в небольшом рассказе. До войны Соколов жил такой же жизнью, как и все: учился, ... к приятелю в Урюпинск. Там Андрей встретил и подобрал маленького, беспризорного мальчишку-сироту по имени Ваня. Несмотря на все жизненные испытания, через которые ... войны в его душе, но он жил не ради себя и не ради славы, а ради других людей. И в этом смысле велик его подвиг! Подвиг ...

Заключение

Рассказ «Судьба человека» Михаила Шолохова является поразительным сочетанием трагедийности и человечности. В нем отражена судьба целого поколения через историю главного героя, Андрея Соколова. Рассказ вызывает как грустные, так и радостные чувства, показывая, что даже в самых тяжелых моментах жизни, душа человека может остаться непоколебимой благодаря силе воли и красоте человеческой души.

Военные мытарства Андрея Соколова в романе «Тихий Дон» Михаила Шолохова

Андрей Соколов – главный герой романа «Тихий Дон» великого писателя Михаила Шолохова. Его жизнь, представленная в романе, начинается с семейной жизни в деревне, где он рос и где происходили события, которые описаны автором. Первая часть романа знакомит нас с этим пятнистым миром, в котором все местные жители постепенно приближаются к войне. Для Андрея Соколова, который представляет собой русского человека в своей простоте и миролюбивости, семья является центром всего, что считается святым и дорогим в жизни. Он любит свою жену, детей, родителей, свою землю и любые проявления жизни в природе.

Однако, все меняется с началом Первой мировой войны, и жизнь героя скачкообразно изменяется. Война становится новой реальностью жизни для Соколова, и он становится неожиданным героем, о котором рассказывает автор. Шолохов «складывает» историю военных мытарств своего героя из ряда ярчайших эпизодов, в которых ему пришлось столкнуться с различными проблемами и вызовами.

Герой Андрей Соколов, допускает, что его представление о счастье — народное, близкое любому русскому человеку. Однако в это благополучие, врывается война. Именно здесь шолоховский герой меняет тон разговора и начинает выглядеть как герой предзназначенный обстоятельствами войны.

Вот Соколов везет снаряды для артиллеристов под угрозой смерти, вот он поднимается, не желая умирать лежа, отдает вместе с сапогами пор тянки берущему его в плен солдату, спасает лейтенанта, убив того, кто хотел выдать курносенького парнишку немцам, побеждает в поединке с комендантом лагеря и, наконец, совершает побег из плена.

Становится совершенно ясно, что и в поединке с Мюллером, и с берущим его в плен немцем спасает героя не только его человеческое достоинство, но и достоинство национальное: «Я было из его рук и стакан взял и закуску, но как только услышал эти слова — меня будто огнем обожгло! Думаю про себя: „Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?! А кое-чего не хочешь, герр комендант? Один черт мне умирать, так провались ты пропадом со своей водкой“. Вероятно, автору важно подчеркнуть, что сам себя Андрей Соколов героем не считает.

Более того, в ряде эпизодов Шолохов отмечает, что его герой больше заботится о других, нежели о себе. Так, например, он беспокоится о своей семье и пишет домой, что „мол, все в порядке, помаленьку воюем“, но ни слова не говорит о том, как ему на войне трудно, и даже осуждает тех, кто „сопли по бумаге размазывает“. Он прекрасно понимает, что „этим разнесчастным бабенкам и детишкам не слаже нашего в тылу приходилось“.

Или когда везет артиллерийские снаряды, то думает (без тени пафоса) не о своей безопасности, а «о том, что там товарищи его, может, погибают» — вот она, „скрытая теплота патриотизма“. То же самое мы видим и в эпизоде убийства в церкви. Крыжнев хочет предать своего командира. И когда Соколов осознает, что „худенький, курносенький парнишка, и очень собою бледный“ не сможет справиться с этим „мордатым, толстым мерином“, он решает „сам его кончать“.

10 стр., 4824 слов

Портреты героев романа Толстого «Война и мир

... за объяснением П. в любви Наташе Ростовой. Во время войны герой, решив посмотреть на сражение и пока еще не очень ... взгляды мужа «на долг и присягу». Болконский Андрей — один из главных героев романа, князь, сын Н. А. Болконского, брат княжны ... Волконская, урожденная Трузсон, некоторые черты которой и были использованы Толстым. «Маленькая княгиня» пользовалась всеобщей любовью из-за своей всегдашней ...

Таким образом, автор раскрывает нам образ русского солдата великой войны изнутри, показывая героя, который не считает себя героем, но при этом делает невероятные подвиги и жертвуя собой, борется за честь своей страны. Михаил Шолохов, через персонажа Андрея Соколова, дает нам понять, что война — это не только личный опыт страха и сложностей, но и испытание национального достоинства и патриотизма.

Раскрытие темы исследования

В данном исследовании рассматривается вопрос о моральной оправданности убийства во время войны. Основная идея заключается в том, что народная мораль может допускать убийство, если оно совершается «за правое дело». Для подтверждения этой идеи проводится анализ рассказа Михаила Шолохова «Поднятая целина».

В рассказе автор описывает сцену убийства предателя, которая соседствует с эпизодом подвига военного врача. Это является знаком мастерства писателя, так как позволяет нам видеть столкновение двух жизненных позиций. Первая позиция, выражаемая словами героя Андрея Соколова, отражает идею национального единства: «Одному-то и курить, и помирать тошно». Вторая позиция, выражаемая словами героя Крыжнева, разрушает это единство: «Своя рубашка к телу ближе».

Однако, не менее важен эпизод с комендантом, который отражает неосознанное чувство собственного достоинства. Герой поступает так, потому что у него есть свое, русское достоинство и гордость. В этом контексте реакция коменданта является нормальной.

Далее в исследовании проводится анализ истоков мужества Андрея Соколова. Оказывается, что они связаны с его семьей, детьми и его женой Ириной. Близкие помогали ему выжить, и он защищал семью, дом и родину. Место уничтоженной семьи в сердце героя занимает маленький Ванюшка, что помогает ему снять чувство вины перед Ириной и Ванюшкой.

История Андрея Соколова становится обвинением войне, которая «искалечивает и исказывает человека». Описывая героя, автор использует метафору и гиперболу, чтобы передать его внутреннее состояние. Глаза героя отражают его душу, которая словно перегорела.

Таким образом, исследование позволяет увидеть, что война может оправдывать убийство в глазах народной морали, но одновременно и разрушать национальное единство. Оно также показывает, как семья и близкие люди могут влиять на мужество и поступки героя во время войны.

Гуманизм в литературе о войне

Гуманизм — это тема, которой писатели уделяют внимание в разное время. Одним из примеров работы с данной темой на примере Второй Мировой войны стал рассказ М. Шолохова «Судьба человека».

Война — это трагедия, которая приносит разрушения и жертвы. Миллионы людей остались без дома и оставались без семьи. В то же время, война требует от человека жесткости, зла, забывания о нравственных законах и божьих заповедях. Как сохранить человечность в такие времена?

2 стр., 637 слов

Мой любимый герой в романе Война и мир Толстого

... увидеть возлюбленного перед смертью. Теперь Андрей остался один с сыном на руках. Болконский решил начать новую жизнь без войны и крови.Время шло, и князь встретил красавицу по имени ... то, чего у него нет. Следующий поступок Андрея многим не понятен. Он оставляет беременную жену и ребёнка, отправляется на войну. Герой настойчиво ищет своё место в жизни. ...

Андрей Соколов, герой рассказа Шолохова, пережил ряд испытаний как рядовой солдат. Его глаза, как зеркало души, хоть «и присыпаны пеплом», но не обладали ни мстительного человеконенавистничества, ни ядовито-скетического отношения к жизни, ни циничного равнодушия. Погибла вся его семья, а затем и он сам получил ранения. Все эти встречи с несправедливостью и нещадностью мира могли испортить характер человека. Но не Андрея.

Повествование выражает авторское мнение о том, что только истинные герои и человеки, устойчивые к испытаниям на прочность, способны проявлять человечность, словно это приметы такого характера. Несмотря на трудности и испытания, Андрей Соколов остался настоящим мужчиной и не допустил, чтобы негативное влияние времени и мира изменили его.

Война и нравственность в произведении М.А. Шолохова «Тихий Дон»

Произведение М.А. Шолохова «Тихий Дон» является одним из ярких образцов военной литературы, где автор поднимает важные вопросы нравственности и гуманизма в условиях войны.

В своем произведении Шолохов специально не фокусируется на деталях фронтового быта и лагерных страданиях, а сконцентрирован на «кульминационных» моментах, когда характер героев и их гуманность проявляются наиболее сильно и ярко.

Один из таких моментов описан в произведении, когда главный герой Андрей Соколов с честью выдерживает «поединок» с лагерфюррером. В этой ситуации Андрею удается пробудить в гитлеровцах что-то человеческое, и Мюллер, в знак признания его солдатской доблести, сохраняет ему жизнь и дарит небольшой припас пищи.

Однако, Андрей осознает, что враг способен на любое коварство и жестокость. В момент опасности он думает не о своей жизни, а о судьбе товарищей. Подарок Мюллера они «делят без обиды», демонстрируя великодушие и способность действовать не задумываясь.

Автор поднимает вопрос о том, что война бесчеловечна и требует от людей принятия решений на грани жестокости и гуманизма. Герой Андрей Соколов оказывается в такой ситуации, когда ему приходится убить Крыжнева, чтобы спасти своего взводного. Удушение Крыжнева, предателя, имеет «гуманистическую правомерность» в сложившихся обстоятельствах.

Шолохов утверждает, что нравственная основа непримиримости и презрения к жестокости, предательству и лжи, проявляемая героем, является выражением его душевной отзывчивости и нежности, способности к активной любви. Герой переступает через нравственный закон — убивает, чтобы защитить своих близких и справедливость.

Таким образом, произведение М.А. Шолохова «Тихий Дон» поднимает важные вопросы о войне и нравственности. Автор показывает, что в условиях войны люди вынуждены принимать сложные решения, их действия могут быть на грани дозволенного и недозволенного, но в то же время эти решения могут быть обусловлены гуманизмом и стремлением защитить справедливость и своих близких.

Именно поэтому, пытаясь убедить читателя в гуманности поступка Андрея, Шолохов создае образ «товарища Крыжнева» как исключительно отрицательный, стараясь вызвать презрение, ненависть к предателю «мордастому», «толстому мерину». И после убийства Андрею «стало нехорошо», «страшно захотелось руки помыть», но только потому, что показалось ему, будто «какого-то гада ползучего душил», а не человека.

12 стр., 5785 слов

Михаил Шолохов. «Донские рассказы»

... социальный разлом в среде донского казачества. Формой выражения социального у Шолохова часто становится внутрисемейный конфликт. В "Донских рассказах" нет сомневающихся, рефлектирующих героев, нет героев, избирающих "третий путь" или позицию "над схваткой". ...

Но герой совершает и истинно гуманистический и гражданский подвиг. Он усыновляет «маленького оборвыша», малышку сироту: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать.» «Исказненный», «искалеченный жизнью» Андрей Соколов свое решение усыновить Ванюшку не пытается мотивировать философски, для него этот шаг не связан с проблемой нравственного долга. Для героя рассказа «защитить ребенка» — это естественное проявление души, желание, чтобы глаза мальчика оставались ясными, «как небушко», а хрупкая душа не потревоженной.

Всю свою неистраченную любовь и заботу дарит Андрей сынишке: «Пойди, милок, поиграйся возле воды… Только гляди, ноги не промочи!» С каким умилением он смотрит на его голубые «глазенки». И «сердце отходит», и «становится радостно на душе, что и словами не скажешь!»

Усыновив мальчика, который никому не нужен, но в чьей душе оставалась надежда на «добрую долю», Соколов сам становится олицетворением неуничтожимой человечности мира.

Таким образом, в рассказе «Судьба человека» автор показал, что несмотря на все тяготы войны, личные утраты, люди не зачерствели сердцем., они способны делать добро, стремятся к счастью, любви.

Рассказ написан о событиях военного времени, поэтому гуманистическая тема приобретает своеобразную окраску и звучание. Герой произведения – это русский солдат, ничем не отличающийся от миллионов людей его поколения. Шолохов не награждает Андрея Соколова ни исключительной биографией(«жизнь моя была обыкновенная»), ни качествами выдающейся личности. Тем самым автор подчеркивает величие всего русского народа, способного перенести любые трудности, не забыв о милосердии и гуманизме.

Разделы: Литература , Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 11

Презентация к уроку

Презентация к уроку 1

Презентация к уроку 2

Презентация к уроку 3

Презентация к уроку 4

Презентация к уроку 5

Презентация к уроку 6

Презентация к уроку 7

Презентация к уроку 8

Презентация к уроку 9

Презентация к уроку 10

Презентация к уроку 11

Презентация к уроку 12 Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

5 стр., 2388 слов

«Донские рассказы» Михаила Шолохова

... чья жизнь становится объектом его описаний. В этой статье мы рассмотрим особенности «Донских рассказов» Михаила Шолохова. Характеристика героев в «Донских рассказах» Герои «Донских рассказов» предстают перед нами как простые люди, ... сыном, к таким рассказам относятся: «Родинка», «Бахчевник», «Семейный человек», «Червоточина» и другие. Конфликт между братьями и сёстрами в двух рассказах: «Ветер» и ...

Цели:

  • рассмотреть тексты рассказов М.Шолохова “Родинка” и “Семейный человек” с целью формирования когнитивной компетенции учащихся;
  • закрепить навыки информационно-технологической и коммуникативной компетенций;
  • воспитывать компетенции социального взаимодействия и личностного саморазвития.

Тип урока:

Формы проведения:

Методы: проблемное изложение, частично-поисковый.

Оборудование:

План урока.

I этап. Введение в тему:

1.Организационный момент.

2. Постановка целей.

3. Осмысление эпиграфа к уроку.

II этап. Изучение темы.

1. Работа по схемам литературоведческого анализа произведения.

2. Составление кластеров по образам литературных героев.

III этап. Подведение итогов.

1. Выводы по проблеме урока.

2. Итоги урока.

3. Домашнее задание.

Подготовительная работа к уроку: подготовить сообщение “Отношение

М. Шолохова к казачеству”; прочитать “Донские рассказы” М. Шолохова; особое внимание обратить на рассказы “Родинка”, “Семейный человек”, составить кластеры по образам Николки Кошевого, атамана, Микишары. (В “слабом” классе эти задания можно дать индивидуально)

Оформление доски

Тема: Влияние гражданской войны на судьбы людей.

(Сопоставительный анализ рассказов М. А. Шолохова “Родинка” и “Семейный человек”)

Проблема:

Двадцатые годы в изображении

Шолохова – это время, необратимо

расколовшее русский мир; это

эпоха великого горя народного.

Т. Р. Гавриш

План.

1. Сюжет и композиция рассказов “Родинка”, “Семейный человек”.

2. Драматический раскол казачьего мира на основе образов Николки Кошевого, атамана и Микишары.

I этап. Введение в тему.

1. Оргмомент.

2. Постановка целей. В “сильном” классе учащиеся выводят цели урока с помощью учителя. В “слабом” классе учитель сам ставит цели:

  • Выявить шолоховскую концепцию на гражданскую войну;
  • Закрепить навыки анализа прозаического произведения;
  • Воспитывать чувство сострадания, доброго отношения и внимания к окружающим.

3. Осмысление эпиграфа. Постановка проблемного вопроса: как вы понимаете слова эпиграфа? О чём пишет Т. Р. Гавриш?

II этап. Изучение темы.

1. Сообщение “М. Шолохов о жизни казаков в “Донских рассказах”

Учитель — Искреннее переживание за судьбу казачества М. Шолохов изложил во многих своих произведениях, в том числе и в “Донских рассказах”. Эти чувства мы с вами рассмотрим, опираясь на рассказы “Родинка” и “Семейный человек”. Сопоставим сюжеты этих произведений. Изложите, пожалуйста, сюжет рассказа “Родинка”. (В рассказе использован временной

(хроникальный) принцип построения сюжета, с отступлениями в прошлое (ретроспективами).

Вначале мы видим Николку Кошевого, командира эскадрона, который мечтает об учёбе. Затем автор показывает небольшую ретроспективу детских лет Николки, из которой мы узнаём о его отце, пропавшем в германскую войну. Сюжетную линию продолжает приезд нарочного, который привёз пакет с просьбой председателя о помощи и защите от банды…и т.д. Повествование ведется от лица автора.)

9 стр., 4182 слов

Ванюшка в произведении Судьба человека Шолохова (харакутеристика и образ)

... и смысл жизни. Сочинение 2 Этот рассказ очень разнообразен трогательными и мужественными персонажами. Всё внимание автора обращено на главного героя Соколова Андрея. ... мужчину, целовал и искренне радовался. Мужчина полюбил мальчика как своего родного сына, заботился о нем. Андрей подстриг мальчика, ... «Коммуна» уже год как вспоминает и рассказ Михаила Шолохова, и одноимённый фильм Сергея Бондарчука. — ...

Почему рассказ назван “Родинка”?

Какова композиция рассказа? (линейная)

А теперь познакомьте нас с сюжетом рассказа “Семейный человек”.

(О событиях, произошедших в годы гражданской войны, рассказывает повествователь. Его образ играет большую роль в оценке образа Микишары. В основе построения сюжета лежит временной принцип, характеризующийся постоянными ретроспекциями в прошлое, а также прямой хронологической последовательностью событий. Мы видим героя рассказа, работающим на пароме, к нему подходит демобилизованный (повествователь), с которым Микишара разоткровенничался и рассказал о той боли, которая лежит на его душе…и т.д.) Композиция линейная.

Подведём итог нашей работе.

Проблема  1

Вывод : Хотя рассказы в структурном построении и имеют небольшие отличия, однако они подчинены общей теме: изображение человека на гражданской войне, влияние войны на отношения между близкими людьми.

А теперь обратимся к рассказу “Родинка” и составим кластеры по образам Николки и атамана.

Проблема  2

При составлении кластеров используются вопросы:

Что общего между Николкой и отцом?

Можем ли мы назвать их “сильными личностями”? Почему?

Что происходит при столкновении сильных личностей?

  • Николка = атаман
  • при столкновении равнозначные натуры
  • разрушают друг друга

Могло ли случится по-другому у Николки и атамана? Найдём эпизод их столкновения. (Повернул атаман коня… с седла перевесившись, шашкой махнул, на миг ощутил, как обмякло под ударом тело и послушно сползло наземь) Отец, как и сын, не привык отступать.

А если бы атаман узнал сына? (Он не убил бы Николку.) Докажите.(- Сынок!.. Николушка!.. Родной!.. Кровинушка моя…

Чернея, крикнул:

Да скажи же хоть слово! Как же это, а?

Упал, заглядывая в меркнущие глаза; веки, кровью залитые, приподымая, тряс безвольное, податливое тело… Но накрепко закусил Николка посинелый кончик языка, будто боялся проговориться о чем-то неизмеримо большом и важном.

К груди прижимая, поцеловал атаман стынущие руки сына и, стиснув зубами

запотевшую сталь маузера, выстрелил себе в рот…)

Почему же Микишара, в отличие от атамана, убивает своих любимых сыновей? Чтобы ответить на этот вопрос, составим кластер по образу Микишары.

Проблема  3

Почему же Микишара открыл душу незнакомому человеку? (Ты человек не свойский, посторонний)

Как оказался Микишара на фронте? (Отказался идти с сыновьями, но не мог противостоять чужим людям на сходе)

Почему он убивает Данилку? Жалко ему сына? (Да. Рассказывая, переживает. Многоточие – знак неспокойствия души. Но переживает больше за себя. Ведь “Понял я тут: ежели не вдарю его, то убьют меня свои же хуторные, останутся малые дети горькими сиротами…”)

2 стр., 993 слов

Образ Андрея Болконского в романе-эпопее «Война и мир» (Л.Н. Толстой)

... в Бородинском сражении он находит свою смерть. Но на смертном одре Андрей Болконский переосмысливает свою жизнь и понимает, что прожил свои года достойно, ведь он познал любовь. ... чувствами, а Андрей – разумом. Ростова была еще совсем ребенком, её легко увлекало все новое и непознанное, а Болконский уже прошел суровую школу жизни, побывав на войне, потеряв жену ...

Какую награду получил Микишара за убийство своего сына? (Меня за энто дело в старшие урядники произвели)

Какие чувства вызвало у Микишары убийство второго сына? (…косые глаза глядели жестко и нераскаянно… Ежели б пустил я тебя — меня б убили казаки, дети по миру пошли бы христарадничать…)

Как к его жертве относятся другие? (“Гребостно с вами, батя, за одним столом исть!”- говорит дочь Наташа)

Как относится повествователь к Микишаре? (Повествователь отвергает “арифметику” Микишары. “Свесив голову, глядит на меня паромщик Микишара тяжким, стоячим взглядом; за спиной его кучерявится мутный рассвет.” У Микишары нет раскаяния, ибо нет осознания греха. Герой делает свой выбор, опираясь на рассудок, подходя к человеческим жизням с количественными измерениями, отринув Бога, презрев христианскую заповедь любви к ближнему, заглушив голос своего сердца.)

Что общего и в чём отличие между атаманом из рассказа “Родинка” и Микишарой? (Оба сильные, мужественные. Попадая в круговерть гражданской войны, убивают своих детей. Но если атаман убивает своего сына по незнанию, убивает его как врага на поле боя, то Микишара убивает своих сыновей целенаправленно, придумав себе оправдательную “арифметику” — “А у меня семеро по лавкам”. Атаман, узнав в убитом им человеке сына, раскаивается и выносит себе приговор – смерть. Микишара же, убив сыновей, живёт, работает, слегка переживает, вспоминая прошлое, но не раскаивается в содеянном)

III этап. Подведение итогов.

А если бы не было гражданской войны, как сложилась бы судьба героев?

Изучение творчества Михаила Шолохова в рамках урока литературы

На сегодняшнем уроке мы продолжаем изучать творчество Михаила Шолохова.

Гражданская война в творчестве Михаила Шолохова

Одной из центральных тем в творчестве Михаила Шолохова является гражданская война и ее влияние на жизнь обычных людей. В его произведениях «Тихий Дон», «Поднятая целина» и «Донские рассказы» мы можем увидеть, как эта война разрушает жизнь казачества и других народов России.

Многие герои произведений Михаила Шолохова оказываются втянутыми в вихрь событий, не желая участвовать в гражданской войне. Для них это прежде всего нечто совершенно лишнее и непонятное, не поддающееся объяснению. Тем не менее, они все же вынуждены выбирать сторону конфликта, поддерживая своих близких и друзей.

Особенно ярко в гражданской войне проявляются различия во взглядах, приближенных к красным или белым. Многие герои Михаила Шолохова оказываются в сложной ситуации, когда те, кого они ценят, находятся на противоположной стороне баррикад.

В своих произведениях Михаил Шолохов показывает, как гражданская война приводит к разрушению традиционного образа жизни, братоубийству и беспощадной борьбе за власть. Он ставит в центре внимания не политику и идеологию, а человеческие жизни и судьбы, страдания и радости.

«Донские рассказы»

«Донские рассказы» — это одно из наиболее значимых произведений Михаила Шолохова. Несмотря на то, что они были написаны в разное время, с 1923 по 1935 годы, они образуют единый цикл, в котором автор отображает жизнь казаков Дона до революции и во время гражданской войны.

В «Донских рассказах» Михаил Шолохов создает неповторимый образ казачества, сохранив яркость их речи, образность, традиции, мудрость народа. В рассказах мы узнаем о знатных казаках, о тех, кто сражался за Россию в разных войнах, о жизни казачьих родов и о судьбах простого народа.

2 стр., 616 слов

Путь нравственных исканий Андрея Болконского по роману эпопее ...

... герой любил и был любимым, Андрей понял, что его жизнь не окончена, а когда Болконский вновь встречает свой дуб, ... и навсегда сойти со своего прежнего жизненного пути. Под Аустерлицем Андрей воспользовавшись представившейся возможностью, совершает подвиг, когда он ... Андрей показывает, что осознал роль рядового солдата на войне, его важность, которую герой теперь ставит выше стратегии. Болконский ...

«Донские рассказы» — это не только портрет обычных людей, но и острая социальная критика общества тех лет, описывающая отставание и трагедию казачьего народа в свете того времени.

Это литературное наследие Михаила Шолохова поможет нам лучше понять жизнь и общество России XX века, а также продолжать наслаждаться прекрасными произведениями его пенса.

Итоги урока

На сегодняшнем уроке мы изучили творчество Михаила Шолохова, особенно обратив внимание на гражданскую войну и «Донские рассказы». Мы узнали, как эта война повлияла на жизни обычных людей и как ответственный писатель изображал эту трагедию в своих произведениях.

Домашнее задание

  • Ученики 3-4 уровня пишут мини-сочинение на тему «Если б не было войны в жизни Николки Кошевого»;
  • Ученики 1-2 уровня описывают понравившийся образ из «Донских рассказов».

Напоминаем всем ученикам прочесть выбранные произведения Михаила Шолохова, чтобы лучше понимать отдельные моменты и события, а также ощутить атмосферу времени и места, о которых автор пишет в своих произведениях.

Анализ романа «Донские рассказы» М.Шолохова

В романе «Донские рассказы» М.Шолохова отсутствует поэтизация смерти, характерная для романтических поэм о героях революции. Шолохов описывает смерть безобразно просто, без возвышенных раздумий и героического пафоса. Герои его рассказов говорят о своей жизни, которая порой является будничной и непоэтичной. Однако, именно такая жизнь прекрасна для Шолохова, потому что она правдива и отражает реальность.

Первый рассказ «Родинка» был опубликован в 1924 году и стал своего рода эпиграфом ко всему циклу рассказов. В своих произведениях Шолохов пытается показать довоенную жизнь донского казачества и познакомить читателей с особыми привычками, нормами поведения и психологией этих людей.

«Донские рассказы» рассказывают о драматической судьбе донского казачества в годы Первой мировой и Гражданской войны. Все события разворачиваются на просторах Дона. Страницы произведений пропитаны кровью, а конфликты между героями часто разворачиваются внутри семейных отношений. Шолохов гиперболизирует события, представляя смерть, кровь, муки, голод и пытки в исключительно натуралистическом образе.

В романе Шолохов очень точно и социологически рисует два основных типа людей, на которые разделялось казачество того времени. Первый тип представляет большинство и является отцами, укорененными в традициях и скудном хозяйстве, которые служат для благосостояния своей семьи и продолжения рода. Это ядреные и коренные казаки, которые готовы защищать свои ценности и традиции кровью.

Анализ традиций и противостояние поколений в «Донских рассказах»

В романе «Донские рассказы» Михаила Шолохова ярко выражены противостояние поколений и борьба между старшими и молодыми. Старшие поколения, представленные героями, придерживаются своих традиций и уклада жизни, который сформировался за века. Они ценят свою родословную и религиозные обряды, такие как посещение церкви и креститься на иконы перед едой.

Однако молодые герои романа выступают против этих традиций и стремятся разрушить уклад старших поколений. Они отказываются ходить в церковь и заменяют религиозные обряды посещением клубов и комсомольских собраний. Примером такого молодого героя является двадцатилетний Фёдор, который мечтает о всеобщем равенстве и поддерживает большевиков.

Автор романа подчеркивает, что борьба с молодым и непослушным поколением возможна только через применение жестких мер. Он использует выразительное выражение «Больную ветку рубить не жалетючи», которое символизирует насилие и кровавые преступления, совершаемые над молодыми героями.

Герои «Донских рассказов» не занимаются возвышенными мечтаниями, их язык простой и не поэтический. Они не сомневаются и не выбирают «третий путь», а остаются верными своим убеждениям и принципам. Писатель изображает свои картины только в чёрно-белых тонах, пропитанных красной кровью, отсутствуя междутонов.

Примером традиционных ценностей и противостояния поколений в романе может служить история героя, который описывает свою семейную жизнь. Он женился на девушке, которая выросла в детском доме и была сироткой. Однако она оказалась хорошей и умной женой, которая всегда поддерживала своего мужа, даже в трудные моменты. Ее смирность, веселость и умница влияли на его характер и помогали ему справляться с трудностями на работе.

Таким образом, роман «Донские рассказы» является ярким примером противостояния поколений и борьбы между традициями старших и стремлениями молодых. Автор изображает эти противоречия через ярких героев и использует жесткие методы борьбы, чтобы подчеркнуть серьезность ситуации.

Введение

В данной работе рассматривается влияние алкоголя на семейные отношения и психологическое состояние человека. Автором представлены личные наблюдения и рассуждения, основанные на собственном опыте.

Алкоголь и его влияние на поведение

Автор отмечает, что после получки и употребления алкоголя с товарищами, он иногда оказывался в состоянии, когда его движения становились неуклюжими и непредсказуемыми. Улицы и переулки казались ему тесными, а сам он ощущал себя сильным и здоровым. Однако, несмотря на это, автор всегда добирался домой на своих ногах, хотя и иногда на четвереньках.

Важно отметить, что автору никогда не было сделано упреков или скандалов со стороны его супруги Иринки. Напротив, она всегда смотрела на это с пониманием и лаской. Она помогала автору справиться с похмельем, поднимая его на ноги и предлагая легкую пищу и небольшое количество водки. Это доверие и забота Иринки вдохновляли автора на ответную любовь и уважение.

Семейная жизнь и дети

Со временем у автора и Иринки появились дети. Рождение детей стало поворотным моментом в жизни автора, и он отказался от частых посиделок с товарищами. Теперь его целью было обеспечить семью и создать благоприятные условия для детей. Автор с гордостью отмечает, что все его дети отлично учатся, а старший сын проявил особый талант в математике, о чем даже писали в газетах.

Заключение

Данная работа представляет собой рассуждения автора о влиянии алкоголя на его семейную жизнь и отношения с Иринкой. Он отмечает, что благодаря заботе и пониманию супруги, он смог изменить свои привычки и посвятить себя семье. Рождение детей стало для автора поворотным моментом, и он с гордостью отмечает успехи своих детей. Данная история служит примером того, как поддержка и понимание в семье могут помочь человеку измениться и стать лучше.

Андрей Соколов: обычная жизнь до войны

Андрей Соколов – обычный русский человек своего времени. Он живет со своей семьей небольшим домиком в пригороде, занимается производственной деятельностью, зарабатывает на жизнь. Несмотря на то, что он и его жена Ирина имеют небольшой доход, они довольны своей жизнью. У них есть дом, они могут купить всю необходимую еду, и даже приобрели пару коз, чтобы иметь свежее молоко и сыр.

Семья для Андрея – это его крепость. Он всегда может рассчитывать на поддержку жены, которая не только заботится о доме и воспитывает детей, но и понимает и любит его, даже когда он приходит домой пьяным. Из всего вышесказанного можно заключить, что от ранней жизни Андрей может считаться довольно-таки обычным человеком, который старается обеспечить хорошую жизнь своей семье и сделать их счастливыми.

Пересечение жизней Соколовых и Второй мировой войны

Однако, в один момент всё изменилось — война. Как известно, Вторая мировая война стала катастрофой для многих миллионов людей. И Андрей Соколов не стал исключением. Его дом, работа и семья видимо уже показыали, что он был сплочен семьёй, чтобы своевременно обеспечивать их всем, что можно обеспечить. Когда он ушел на войну, его жена понимала, что он попал в зону риска, но он ни разу не думал, что конфликт настолько смертоносен.

Андрей Соколов прошел через все ипостаси войны: был дважды ранен, попал в плен, провел более двух лет без своей семьи в плену, где он не только боролся за свою жизнь, но и старался поддерживать дух жены и детей. Опередив своего времени, он решил бежать из плена, и благополучно вернулся домой. Война оставила на Соколове свой след, и похоже, только благодаря жизни на земле он смог во всём разобраться и обрести счастье вновь.

Развитие событий

Андрей Соколов, получив письмо от соседа о разрушении своего дома во время бомбардировки, оказывается в состоянии шока и отчаяния. Все, что он строил и любил, рухнуло в один миг. Все его близкие — жена, дочери и сын — исчезли без вести. Единственное, что осталось у Андрея, это место, где когда-то был его дом.

Но внезапно Андрей узнает, что его сын Анатолий жив и стал капитаном-артиллеристом. Это становится источником новой надежды и мотивацией для Андрея. Он начинает строить планы на будущее — как вернуться к мирной жизни, женить сына и самому наслаждаться молодостью, заниматься плотничеством и заботиться о внуках.

Однако, Андрей оказывается одиноким и без семьи. Он решает отправиться к друзьям и устраивается у них на квартире. Там он находит маленького мальчика Ванюшу, сироту, покрытого грязью и пылью. Андрей полюбил этого малыша и решает взять его к себе, обещая, что они не будут больше разлучаться.

Любовь к Ванюше становится для Андрея источником новой жизни и счастья. Спать вместе с ним, видеть, как он спокойно посапывает рядом, приносит Андрею радость и умиротворение. Он ощущает, что снова нашел связь с миром и чувствует себя счастливым.

Два осиротевших человека, Андрей и Ванюша, оказались заброшенными в чужой мир военными событиями. Однако, перед ними открывается новая надежда и возможность на счастливое будущее. Что ждет их впереди, они не знают, но они готовы преодолеть все трудности и найти свое место в мире.

Введение

Семья – это самое главное в жизни каждого человека, это его опора и то, что называют «личным счастьем». Но и эта неопровержимая истина была опровергнута Великой Отечественной войной. Зачастую, выбирая между личным счастьем и счастьем всей страны, русские люди выбирали второе. Отцы и матери теряли детей, дети лишались родителей. Но именно этой дорогой ценой была оплачена Победа над фашистами – жизнями родных и близких, братьев, сестер, отцов и матерей.

Рассказ «Судьба человека» — это не повествование о конкретном человеке. Андрей Соколов – обобщенный образ. Таких, как он, во время войны были тысячи. Потеряв все, лишившись близких людей, оставшись один на свете, он не стал черствым и бездушным. Герой нашел смысл жизни в Ванюше, он вновь обрел родного человека. Так же было и на самом деле: пережив войну, бывшие солдаты вновь становились заботливыми родителями. С одной лишь разницей – для них семья становилась еще ценней, еще дороже.

Война для многих открыла новую истину. Родная страна – единая большая семья, за честь и свободу которой иногда требуется пожертвовать многим, но эти жертвы будут оправданы и достойно оценены будущими поколениями.

Теоретическая основа

Литературу преобразили большое количество талантливых и оригинальных поэтов и писателей, среди таких прекрасных людей особого места заслуживает Михаил Александрович Шолохов, который внёс неоценимый вклад в развитие литературы. Его незабываемое произведение под названием «Судьба человека» поднимает множество проблем, над которыми следует задуматься.

Анализ произведения

Главный персонаж данной книги является Андрей Соколов, который посвятил свою жизнь защите Родины, человеческих судеб от такого страшного явления, как фашизм. Во время боевых действий герой пережил многое: он терял не только своих товарищей, друзей, но и родных, которых любил всем сердцем. Каково же это осознавать: что твоего дома больше нет, ты никогда не услышишь ласковый голосок жены, не увидишь, как бегают твои два сына, не узришь, какой красивой станет твоя дочь в будущем? Очень больно принимать тот факт, что ты остался одинок. Война забрала своё. В чём же справедливость? Ты жертвуешь собой, помогаешь другим выжить, стоишь за родину, а в результате оказываешься ни с чем… У разбитого корыта. Одно объяснение: это война. И с этим ничего не поделаешь.

Заключение

Великая Отечественная война принесла множество потерь и страданий для русского народа. Однако, в этой трагедии можно увидеть истинную силу и духовное величие. Воины, такие как Андрей Соколов, несмотря на свои личные потери, продолжали бороться и оставались верными своей Родине. Они становились примером мужества и самоотверженности.

Выводящая часть

Введение

В данном исследовании будет рассмотрена проблема нравственности и семьи в произведении «Шолохова». Основным фокусом будет являться главный герой Андрей Соколов и его поступки, которые позволяют ему сохранить веру в лучшее, несмотря на трудности и опасности.

Глава 1: Новый взгляд на жизнь

Андрей Соколов, герой произведения, не потерял себя в пучине отчаяния после ужасов войны. Напротив, он обретает новый взгляд на жизнь, который отличается от его предыдущего. Вместо того, чтобы замкнуться на себе, он решает помочь другим, особенно подрастающему поколению. В результате этого нравственного поступка, Андрей Соколов усыновляет мальчика, который остался без семьи, подобно ему самому. Этот поступок заставляет задуматься над своей жизнью и пересмотреть свои действия и отношение к людям.

Глава 2: Проблема семьи

В произведении «Шолохова» одной из наиболее важных проблем является проблема семьи. Для главного героя, семья была превыше всего. Она служила ему опорой и стержнем, на которые он мог положиться и довериться. Война беспощадно забрала у него его прекрасную жену, но Андрей Соколов не сломался под гнетом невзгод. Он нашел в себе силы идти дальше и принял решение усыновить мальчика Ваню. Вместе они создали крепкую семью, которая стала их новым стимулом для жизни.

Глава 3: Важные вопросы и впечатления

Произведение «Шолохова» превосходно по своему содержанию. Оно затрагивает множество важных проблем и поднимает важные вопросы, которые не могут оставить читателя равнодушным. Герой Андрей Соколов, созданный Шолоховым, является примером труженика, которому автор относится с заботой и пониманием. Андрей Соколов дает надежду и новый смысл жизни главному герою, несмотря на трудности и опасности. Автору нравятся такие люди, которые не сдаются и не ломаются под гнетом невзгод, а стойко противостоят им, сохраняя в своей душе веру в лучшее.