Величие простых сердец в прозе Платонова

Сочинение

Величие простых сердец в прозе А. П. Платонова Все возможно – и удается все, Но главное – сеять души в людях. А. Платонов К середине 30-х годов, переосмыслив свой опыт публицис­тики, достижения романтика и сатирика, А. Платонов заново открыл для себя Пушкина. Великому поэту посвящена ста­тья “Пушкин – наш товарищ” и самая крупная, ставшая известной читателю после смерти Платонова пьеса “Ученик лицея”. Над ней писатель работал вплоть до последнего мгно­вения жизни.

Открыв частицу Пушкина в себе, он создает классические новеллы:

“Фро”, “Река Потудань”, “ьская гроза” и “Возвращение”. Обогатился и художественный мир Платонова. Именно Пушкин научил его видеть великое зод­чество, идущее в глубинах быта, в пестром смешении “высо­кого” и “низкого”, научил найти свою “Ассоль из Моршанс-ка”, будущую героиню рассказа “Фро”.

Не преуменьшая роль сатиры, Платонов писал, что важно все же, бичуя недостатки, помнить о высшей тайне, которая есть в народе: “И голодно, и болезненно, и безнадежно, и уныло, но люди живут, обречен­ные не сдаются…

” Величие простых сердец… Величие людей, без

кото­рых “народ неполный…”, их способность преображать мир, побеждать невыносимое, жить и тогда, когда, кажется, невоз­можно жить – это истинно платоновская тема. Это сказалось уже в новелле “Таыр” о пленнице, сумев­шей принять все удары судьбы и как бы “сработать” их (любимое слово Платонова), истереть, освоить и победить “каменное горе”.

Новелла “Фро” – поэма о бессознательной красоте чувства любви, ожидании материнства. Не случайно ‘ в центре всей группы героев (муж – инженер, заворожен­ный некими таинственными машинами; отец Фро, старый машинист; сама героиня Фрося – Фро) оказывается жен­щина, мудрая естественностью чувств, верностью инстинк­там любви, обязанности продолжения рода человеческого. Прославить человечество, поразить его сенсацией открытия – важно, но кто подумает о том, как его, это победоносное человечество, продлить!

Подлинным шедевром мировой прозы является повесть “Джан”.

Такую веру в человека, такую силу исторического, оптимизма в художнике XX века трудно с чем-либо сопо­ставить. Человек среди песков… Среди особого пространства, где он стоит ровно столько, сколько “стоит” его мужество, его душа… Где нельзя быть иждивенцем, перекладывающим все трудности на других.

16 стр., 7715 слов

По рассказу Возвращение Платонова рассуждение

... Сочинение по произведению Платонова Возвращение Рассказ Андрея Платонова «Возращение» произвел на меня огромное впечатление. Не буду говорить о ... его к себе. Если бы сердце Иванова было полно любви к семье, не поступил ... о военном времени, рассказы о героях и патриотах нашей родины или повествование о трудном периоде в послевоенные годы. Именно это время описал Платонов в своем рассказе «Возвращение». ...

В пустыне надо видеть мир очень зорко – не физическим зрением, а с помощью памяти, воображения. Пустыня безмолвна, не “говорлива”, но сколь­ко неизреченных слов услышит здесь чуткое сердце, какие глубокие “вздохи” донесутся отсюда до него! Восток лишь дремал тысячелетиями, вздыхая среди солнечного изобилия, но сколько великих идей рождалось среди этих вздохов, в кажущейся его лени…

И в сущности, весь подвиг главного героя “Джан” коммуниста Чагатаева, выводящего народ “джан” – символический образ всех одиноких, брошенных, обездоленных – из плена бесплодной впадины в пустыне, был победой над этими “тормозами” покорности, разобще­ния, обессиливавшими людей.

Платонов писал: “Писать надо не талантом, а “человечно­стью” – прямым чувством жизни”, – и сам писал всей жизнью, вовлекая в любую картину самые далекие духовные и физические впечатления, раздумья многих лет. Пример то­му – чудесный рассказ “ьская гроза”. Вначале так легко идти по полевой тропке, среди хлебов вместе с двумя крестьянскими детьми Антошкой и Наташей к их бабушке.

Но постойте! Кто это? Откуда? Что за старичок-полевичок появился вдруг перед детьми?

Человек это или доб­рый дух, своего рода добрый домовой?

“Из глубины хлебов вышел к детям худой, с голым, незнакомым лицом старичок; ростом он был не больше Наташи, обут в лапти, а одет в старинные холщовые портки, заплатанные латками из военного сукна, и он нес за спиной плетеную кошелку. Старик также остановился против де­тей. Он поглядел на Наташу бледными, добрыми глазами, уже давно приглядевшимися ко всему на свете, снял шапку, свалянную из домашней шерсти, поклонился и прошел мимо”.

Возникает сомнение: а реальную ли тропку среди хлебов рисовал Платонов, не. условны ли и деревня, и гроза? Внешний мир творит, сплетая узы странных событий, си­ловое поле, оставляя в тени одни предметы, высвечивая другие. Старичок-полевичок поклонился детям. “Поклонился” – не просто поздоровался, а как бы преклонился перед цветени­ем юности, перед будущим, осознав по-пушкински мудро и возвышенно: Тебе я место уступаю, Мне время тлеть, тебе – цвести.

Старичок словно робеет перед высшим смыслом жизни, который несут, не осознавая этого, Дети.

И когда они ушли от бабушки – под грозу, испытав страх перед сиянием молний, освещавших “бугры могучего мрака на небе”, – этот стари­чок появляется вновь, появляется с весьма характерным воп­росом: “- Вы кто такой-то? – хрипло спросил их близкий чу­жой голос. Наташа подняла голову от Антошки. Склонившись на колени, возле них стоял худой старичок с незнакомым лицом, которого они встретили нынче, когда шли в гости к бабушке… – Нам боязно стало, – сказала Наташа”.

Казалось бы, при первой встрече старичка с ребятами следо­вало спросить: “Вы кто такой?

53 стр., 26024 слов

Русский музыкальный фольклор как средство развития творческих ...

... творческих способностей в процессе освоения учащимися русского музыкального фольклора. Проверить в процессе опытно-экспериментальной работы эффективность разработанной технологии. Методологической и теоретической основой ... более эффективно, чем в существующей практике, если: творческое освоение музыкального фольклора детьми будет рассматриваться в контексте их продуктивного постижения единого ...

” Но тогда ничего не угрожало детям, мир был добр и благодушен, а для беседы о грозе, о стра­хе нужна опасная обстановка, нужен прекрасный и яростный мир. Тогда читатель внимательнее относится к смыслу слов старичка: “Вы бойтесь, вам это надо”. Не боятся ничего лишь отжившие, омертвевшие или бесчувственные истуканы!

Писа­тель своеобразно “пугает” (если вообще пугает) своих героев, восхищаясь яростью природы: “Антошка увидел молнию, вы­шедшую из тьмы тучи и ужалившую землю. Сначала молния бросилась вниз далеко за деревней, подобралась обратно в вы­соту неба и оттуда сразу убила одинокое дерево…” Л. Н. Толстой однажды сказал о возможностях человека: “Я убежден, что в человека вложена бесконечная не только моральная, но и физическая сила, но вместе с тем на эту силу положен ужасный тормоз – любовь к себе, или, скорее всего, память о себе, которая производит бессилие. Но как только человек вырвется из этого тормоза, он получает всемогущество”.

Герои Платонова живут по этому принципу, это обыкно­венные люди со своими достоинствами и недостатками, но всех их объединяет величие простых сердец.

Величие простых сердец в прозе Платонова 1Величие простых сердец в прозе Платонова 2Величие простых сердец в прозе Платонова 3Величие простых сердец в прозе Платонова 4Величие простых сердец в прозе Платонова 5

(No Ratings Yet)