Тема семьи в рассказах А. Платонова («Третий сын», «Возвращение», «Маленький солдат», «Цветок на земле»)

Дипломная работа

Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям.

Тема дома и семьи — одна из сквозных тем как в мировой литературе вообще, так и в русской в частности. Её отголоски слышны ещё в древнерусских художественных произведениях. В традиции русской классической литературы семья — это нравственная основа человеческого бытия. «Мысль семейная» пронизывает, например, такие произведения XVIII, XIX веков, как «Недоросль» Д.Фонвизина, «Капитанская дочка», «Евгений Онегин» А.Пушкина. Не исключение также и произведения А.Платонова.

Век XX — страшный и трагический — внёс свои коррективы в восприятие этой темы. Катаклизмы, разрушившие привычную систему нравственных координат, практически разрушили и семью.

В данной работе сделан анализ, рассмотрение темы, образа семьи в произведениях А.Платонова.

Планируемые результаты:

предметные

  • анализировать эпические произведения, сопоставляя их героев;
  • понимать авторскую позицию относительно семьи и формировать собственное отношение к ней;

Актуальность темы исследования:, Во вторых, В третьих

  • взаимоотношения между поколениями;
  • кризис семьи и брака;
  • взаимоотношения родителей;
  • отношение родителей к детям и наоборот.

Целью данной работы является исследование тематики семьи в произведениях А.Платонова «Возвращение», «Третий сын», «Цветок на земле».

Для реализации поставленной цели предполагается решить такие конкретные задачи:

1) дать определение понятия «образ семьи в России начала XX века» и в соответствии с этим отобрать фактический материал, необходимый для анализа;

2) классифицировать языковой материал и охарактеризовать его с точки зрения происхождения;

3) определить образ семьи в произведениях А. Платонова;

4) исследовать, насколько точно А Платонов сумел показать образ семьи в своих произведениях.

Кроме того настоящая работа направлена на историко-философское рассмотрение проблематики семьи в философско-художественном наследии А.П. Платонова.

Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:

1.Выявить статус и роль проблемы семьи в художественном мире А.П. Платонова.

2.Провести анализ философско-антропологических идей А.П. Платонова в творческой эволюции писателя.

3.Проанализировать отражение философских исканий серебряного века в контексте исторических реалий 20-30-х гг. XX века в творчестве А.П. Платонова.

31 стр., 15366 слов

Женщина мать в искусстве 20 века – Образ женщины –матери в искусстве разных эпох

... женщину-мать. Вот и наступил XX век. В искусстве XX века совершенно по-новому зазвучала извечная тема ... в произведениях, созданных в годы Великой Отечественной Войны. Слайд 15. Плакат И.М. Тоидзе “Родина мать зовёт”, Сообщение учащихся. Учитель. В ... Образ Родины-матери во многом обобщенный. Маме в 1941 году было 37 лет, но никто ей тогда не давал и 30. Отец состарил ее. В изображенной женщине ...

4.Раскрыть специфику “платоновского” понимания семьи через призму социальных связей.

5.Определить место творчества русского писателя в истории философии семьи в целом.

Для достижения этой цели в работе выполнены следующие задачи:

  • рассмотрены произведения А. Платонова «Возвращение», «Цветок на земле», «Третий сын»;
  • проанализированы структуры произведений в целом и отражение писателем образа семьи, проблемы семьи;
  • рассмотрен контекст времени в котором жил А. Платонов, общепринятые семейные ценности «платоновского периода».
  • сделан сравнительный анализ классиков русской литературы по тематике семьи.

Объект и предмет исследования, Новизна исследования, Теоретическую основу

Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.

Данная работа «Тема семьи в произведениях А. Платонова» должна способствовать укреплению и сохранению ячейки государства — семьи. На ее страницах рассматриваются насущные общечеловеческие проблемы с позиции и взгляда А. Платонова, позволяющие осмыслить изменяющуюся действительность, осознать и задуматься над тем, что нужно сделать сегодня, чтобы сохранить и укрепить семью.

В работе кроме анализа произведений А. Платонова представлены материалы об истории семьи и влиянии фактора времени на семейные отношения, о семейных традициях, существовавших на Руси; анализируется роль исторических событий и общественных преобразований в становлении семейных отношений, рассматриваются извечные проблемы отцов и детей многое другое, что касается самого главного человеческого объединения.

Особое место отведено внутрисемейным вопросам: любви и ревности, измене и верности, уделяется внимание сложным материальным и родственным взаимоотношениям, значительную часть занимают проблемы материнства и детства.

Глава 1. Образ семьи и мир детства Андрея Платонова

Андрей Платонович Платонов — прозаик, поэт, драматург, журналист, литературный критик, публицист — один из крупнейших писателей 20 века, отозвавшийся на драматические повороты в судьбе России и человека. Родился 16 августа (28 августа по новому стилю) 1899 г. в Воронеже и был старшим сыном в многодетной семье слесаря Воронежских железнодорожных мастерских Платона Фирсовича Климентова и Марии Васильевны Климентовой (в девичестве Лобочихиной).

С 1906 по 1914 г. будущий писатель учился в церковно-приходской школе при кафедральном Троицком соборе г. Воронежа, затем в мужском четырехклассном городском училище. В «Автобиографическом письме», датированном 1922 г., Платонов напишет: «Потом началась работа. Работал я во многих местах, у многих хозяев. У нас семья была одно время в десять человек, а я старший сын — один работник, кроме отца. Отец же, слесарь, не мог кормить такую орду (…) кроме поля, деревни, матери и колокольного звона я любил еще (и чем больше живу, тем больше люблю) паровозы, машину, ноющий гудок и потную работу. Я уже тогда понял, что все делается. А не само родится!». Подростком Платонов работал помощником машиниста, литейщиком на трубном заводе, в паровозоремонтных мастерских.

В 1918 г. Платонов поступает в железнодорожный политехникум, в 1921 г. Заканчивает электротехническое отделение политехникума и работает электриком, мелиоратором, строит электростанции.

7 стр., 3457 слов

Художественный мир рассказов Андрея Платоновича Платонова

... рассказов А. Платонова» Книги следует писать – каждую, как единственную, не оставляя надежды в читателе, что новую, будущую книгу автор напишет лучше! (А. Платонов) Андрей Платонов стремился материализовать в рассказах ... для писателя проблем – семья, домашний очаг, дети в семье. Когда в 1943 году Платонов вернулся в ... пепелище, Андрей Платонович думал о народе и Родине, которые начинаются с матери и ...

В октябре 1918 г. Платонов подает заявление на физико-математический факультет Воронежского университета, но уже в начале ноября просит о переводе на историко-филологический, слушателем которого является до мая 1919 г.

С 1918 г. Платонов начинает участвовать в литературной жизни; на страницах воронежских газет и журналов публикуются его статьи, очерки, стихотворения, рассказы, заметки об искусстве, сообщения о литературных диспутах. Органичность творческого поведения, стремление «разметать опасности, тревоги, катастрофы», угрожающие жизни, жажда преобразовать родной край, страдающий от засухи, бездорожья, темноты, — все эти качества платоновской прозы присутствуют в статьях «Культура пролетариата»(1920), «Душа мира»(1922), «Равенство в страдании»(1922), «Человек и пустыня» (1924).

Умер А.П.Платонов 5 января 1951 г., похоронен на Армянском кладбище.

Одной их центральных тем прозы Платонова является тема семьи, дома. Именно в семье, по Платонову, формируется личность. Об этом он пишет в литературно-критической статье на повесть С.Т.Аксакова «Детские годы Багрова-внука», в статье «Душа мира». Семья, по Платонову, помогает человеку крепче стоять на ногах, ограничивает в человеке животное и освобождает человеческое. Лучшие человеческие качества закладываются в семье. Чувству Родины и любви к ней человек первоначально обучается через ощущение матери и отца, то есть в семье.

В статье «Детские годы Багрова-внука» появляется платоновское определение человека как «общественного существа»: «Именно в любви ребенка к своей матери и к своему отцу заложено его будущее чувство общественного человека; именно здесь он превращается силою привязанности к источникам жизни — матери и отцу — в общественное существо, потому что мать и отец в конце концов умрут, а потомок их останется, — и воспитанная в нем любовь, возженное, но уже не утоляемое чувство, обратится, должно обратиться, на других людей, на более широкий круг их, чем одно семейство».

Подтверждение этому мы находим в художественных произведениях писателя, в рассказах «Третий сын», «Маленький солдат», «Возвращение», «Цветок на земле», «Июльская гроза», «Еще мама» и других. В рассказе «Третий сын» шестеро братьев собираются в отчем доме на похороны матери. Все они взрослые, состоявшиеся люди, но «каждый ее сын почувствовал себя одиноко и страшно, как будто где-то в темном поле горела лампа на подоконнике старого дома, и она освещала ночь, летающих жуков, синюю траву, рой мошек в воздухе, — весь детский мир, окружающий старый дом, оставленный теми, кто в нем родился».

Понятие «Семья» в «Платоновский» период.

Главным в семье считался мужчина, в его функции входило материальное обеспечение семьи, защита ее от внешних неблагоприятных факторов, сохранение в ней здорового морального климата; мужчина-отец обязан был готовить себе смену, растить детей, достойных продолжателей рода, обучать сыновей тому ремеслу и делу, которым занимался он сам и его предки.

Женщина была хранительницей домашнего очага, продолжательницей рода, растила и воспитывала детей, учила домашнему хозяйству дочерей, готовила их выполнять предстоящую обязанность жены и матери. Несоблюдение этих традиций в обществе и в семье, как правило, к добру не приводило.

16 стр., 7808 слов

Формирование здорового образа жизни у ребенка в семье

... - формирование здорового образа жизни у ребенка. Предмет исследования - формирование здорового образа жизни у ребенка в семье. Цель исследования: раскрыть теоретические основы и выявить пути и способы воспитания здорового образа жизни в семье. Цель определила задачи исследования: 1.Формирование здорового образа жизни у ребенка в семье как ...

Оказавшись сегодня одной из многочисленных жертв реформ, вызванных глубочайшим общественным кризисом, семья перестает быть основным прибежищем для человека. Это может повлечь за собой тяжелые последствия, среди которых — снижение рождаемости, разрушение домашнего уклада, ослабление и разорение государства в целом.

Современное положение в организации семьи заставляет задуматься над модными, несвойственными нам нововведениями: заключением брачных контрактов, безбрачным образом жизни, гражданскими браками, отказом от родительских обязанностей.

В промежуточной семье, именуемой гражданским браком, в просторечии его называют просто сожительством, нелегко строить долгосрочные планы. Решение «просто пожить вместе» рождается в силу желания оградить себя от ответственности, подстраховаться удобной «подножкой», с которой можно при случае легко соскочить.

Непримиримые противоречия в семье ведут к разрушению внутреннего единства семейных отношений. Все это страшным бременем ложится на детей, лишая их возможности нормального существования и развития.

С незапамятных времен сложились народные традиции милосердного отношения к детям — сиротам. Обидеть сироту всегда было большим грехом, поскольку дети, лишенные родительской любви и внимания, страдали как обделенные судьбой.

В народе считали, что смерть отца или матери страшна не сама по себе, а последствиями для детей, ибо «в сиротстве жить — слезы лить». Участь «горькой сироты» отягощалось тем, что вместе с утратой семейной атмосферы, несущей ребенку радость, родительскую нежность, дети лишались возможности естественного формирования представления о счастливой семейной жизни и надежных способах ее построения. Такой пессимистический взгляд на сиротство отражен в народной мудрости «Кто без призора в колыбели, тот всю жизнь не при деле».

Появление огромного количества бездомных детей при живых родителях, детей сирот, распространение среди молодежи наркомании, алкоголизма, преступности есть показатели разрушения семьи. Такое направление может повлечь за собой и утрату природных функций быть женщиной-матерью и мужчиной-отцом.

Социально необходима семья, где устанавливаются брачные и родственные связи, возникают общие бытовые отношения, взаимная моральная ответственность. Ни в одном обществе семья не является только личным делом, ибо оно ожидает от семьи выполнения ее функций: воспроизведение и воспитание новых ее членов.

Семейное воспитание ориентировано на мирскую повседневную жизнь человека. Его основная цель — подготовить ребенка к этой жизни, чтобы она была ему не в тягость, а в радость.

Нравственная гарантия благополучия человеческой жизни — добросовестный труд, к которому приучают ребенка с малых лет. Об этом свидетельствует народная мудрость: «Без труда нет добра», «Человек рожден для труда», «Без хорошего труда нет доброго плода». В пословицах, поговорках, песнях, сказках содержится своеобразная программа «домостроения», в которой определены основы семейной жизни, правела ведения хозяйства, этика семейных отношений и др. В сказках герои добрые почитают и уважают своих родителей, родители заботятся о детях, дети между собой ладят, старшие опекают младших.

2 стр., 593 слов

«Жизнь замечательных людей» (Крысина К.)

... И теперь у него была собственная семья, в которой родились две замечательные дочери - Татьяна и Наталья. Желание ... рассказы, поэму и стихотворения. Основные темы его произведений - отношения между людьми, красота родной природы. Вдохновение к поэту ... на все руки. Занимались, в основном, в то время сельским хозяйством. Работали много, чтобы прокормить свою большую семью, ведь у них было восемь детей, ...

В домашнем обиходе выросли такие суждения «Легко дитятко нажить, нелегко вырастить», «Дитятко, что тесто: как замесил, так и выросло», «Дом вести, не вожжами трясти, а надо концы с концами свести», «Муж голова — жена шея, куда шея повернет, туда голова и поворачивается», «Ругай жену без детей, а детей — без людей» и т.п.

В русской литературе коренится нравственное начало народа, поклонение земле-кормилице, воздание чести дому, приобщение детей к истории семьи, сохранение традиций, обычаев, помогающих подрастающему поколению осознавать роль наследников. Предчувствуя беду, прогрессивные объединения стремятся привлечь к насущной семейной проблеме общество и молодежь, чтобы совместными усилиями защитить институт семьи, сохранить российский генофонд, способствовать укреплению национальной безопасности.

Настоящая работа призвана содействовать решению тех наболевших проблем, которыми занедужило современное общество, способствовать осознанию жизненно-важных вопросов, выделяющихся из круга извечных, непререкаемых ценностей на современном этапе развития человечества для того, «чтобы не порвалась цепь времен…».

Корень слова «род» в русском языке включает в себя главные взаимосвязанные понятия из жизни человека: родители, родня, родина, народ, природа, урожай, плодородие… Присоединение к слову «род» приставки со значением отторжения образует слова, которыми называют людей, исключаемых из рода: уроды, выродки — это те, кто оторвался от рода, откололся от народа, от его обычаев, кто стал безродным, выбрав для себя жизнь без любви, без родни, потеряв жизненные ориентиры. Почитание рода было важнейшей отличительной чертой русского человека: полагали, что неблаговидные поступки в личной жизни отдельного человека скажутся на репутации рода, на жизни потомков.

С незапамятных времен дошло до нас изречение: «Отцы терпкое поели, а у деток оскомина». Необдуманные поступки предков, противоречащие общепринятой морали, способны были испортить жизнь не одному поколению в будущем. Уважительное отношение к предкам было свойственным явлением для всех слоев населения: отцы, деды, прадеды считались ответственными перед Богом за свое потомство. На первом месте у славян стояла забота о сохранении чести рода, его продолжении («чтобы свеча не угасла»).

При первом знакомстве было принято спрашивать: «Чей ты, какого ты роду?». В устном народном творчестве, в русских сказках, былинах к молодцу обращались: «Ты скажись, молодец, родом-племенем». Считалось, что знание корней человека уже дает о нем представление.

Человек у Платонова является носителем личной ответственности за свою жизнь, носителем народного мироощущения, этического начала. Спрос, предъявляемый «сокровенным» платоновским героем к самому себе, к другому человеку выражен в максиме — «Действуй, радуйся и отвечай сам за добро и за лихо (…) ты на земле не посторонний прохожий!» («Афродита»).

Сложный процесс обретения человеком своего места в жизни, в духовной истории рода, общества, страны раскрываются в концентрированной форме в таких произведениях писателя как «Сокровенный человек», «Третий сын», «Возвращение». Первоначальное название повести «Сокровенный человек» — «Страна философов». Название повести почерпнуто из «Библии» («Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые украшения или наряды в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно перед Богом» — 1-е Петра, 3/3,4).

4 стр., 1547 слов

Каждый человек ищет смысл жизни (3 варианта)

... отношение к этому вопросу у Григория Печорина из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Он внимательно анализирует свою роль в жизни других людей и свои цели. Чтобы ... совсем примитивные и необразованные люди ищут смысл жизни и не только свой. В этом мы убеждаемся, читая рассказ А. Платонова «Юшка». В маленьком городке живет странный человек, который возбуждает любопытство ...

Таким «сокровенным человеком», много размышляющим над увиденным и услышанным является герой повести Фома Пухов, в авторской характеристике, «не верящий в организацию мысли».

Все сюжеты гениального русского писателя 20 века Андрея Платонова — это вдохновенные попытки перестроить, обновить жизнь, построить ее по закону разума и совести, того «нравственного императива», который живет внутри самого человека и побуждает его ко всему прикасаться «обнажившимся сердцем». За незамысловатыми сюжетами писателя скрыт глубокий философский смысл. При этом Платонова интересуют вполне реальные темы — семья, дети, дом, любовь, отношение человека к другому человеку, к природе, к своему труду; говоря словами самого писателя — «смысл отдельного и общего существования». Философемы Платонова вбирают в себя нравственные представления народа — «Все великое рождается из житейской нужды», «Я родня траве и зверю»,

С темой родительского дома, образами матери, отца в рассказе связано «открытие пространства будущего», преемственность поколений, «тайна народа, помогающая ему выжить» (слова Платонова).

Художественно исследуя тему дома, семьи, Платонов разрабатывает свой эстетический идеал «коллективного человека», «общественного существа» как единицы гармонического общества.

В финале рассказа сыновья молча оплакивают мать, «скрывая друг от друга свое отчаяние, свое воспоминание о детстве, о погибшем счастье любви, которое беспрерывно и безвозмездно рождалось в сердце матери и всегда — через тысячи верст — находило их, и они это постоянно, безотчетно чувствовали и были сильней от этого сознания и смелее делали успехи в жизни».

О страстном стремлении Платонова защитить детство от сиротства, «вечного горя», от бесприютности, «ржавчины войны», ломающей все перегородки между детством и взрослостью, повествует замечательный рассказ писателя «Возвращение». Мальчик Петруша побуждает отца, возвратившегося с фронта домой, мобилизовать все душевные ресурсы, чтобы стать опорой для детей, жены, «идти следом за сердцем», становится творцом переворота в душе отца. Мальчик зовет отца к миру в семье. «У нас дело есть, жить надо, а вы ругаетесь, как глупые какие…», — говорит ребенок отцу.

Уязвленное самолюбие героя рассказа, капитана Иванова побуждает его уйти от семьи. Из тамбура поезда он увидит бегущих вдоль путей своих детей, спотыкающегося сына Петрушу и маленькую Настю, которую тот волочит за собой. Дети побуждают отца к подлинному «возвращению», побуждают справиться с бесчувственностью. Внутренний монолог героя с емким образом-понятием «обнажившегося сердца» позволяет проследить динамику его состояния: «… Прежде он чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем».

Война в своеобразном художественном мире Платонова — метафора «губительных страстей», метафора разрушения дома, семьи, связей между людьми, радости детства. Значение размышлений Платонова о семье, доме, как в художественном творчестве, так и в публицистике, актуально для всех людей, независимо от вероисповедания, национальной принадлежности, цвета кожи. «Семья, — по Платонову, — «теплый очаг, где впервые и на всю жизнь согревается человеческое существо».

14 стр., 6589 слов

Влияние детского фольклора на речевое развитие ребенка третьего года жизни

... ребенка третьего года жизни. 2. Исследовать влияние произведений “материнского” фольклора на развитие речи ребенка третьего года жизни. 3. Разработать систему занятий по использованию “материнского” фольклора как средства речевого развития детей третьего ода жизни. ... простоту и наивность русских людей, привлекает связанную с обрядом ... что в песнях матерей и нянюшек для детей “нет ничего остроумного ...

Назначение литературы в поисках истинного бытия А.Платонов видел в том, чтобы «сеять души в людях». Наш современник В.Распутин, наследовавший платоновскую установку на философское осмысление жизни, уподобляет Платонова как писателя «звезде, горящей долго и дающей добрый свет». «Андрей Платонов — смотритель изначальной русской души. Она у него неуютно чувствует себя в настоящем и все страдает в этом «прекрасном и яростном мире» от какой- то неродственности бытия (…) Очень хотелось бы, чтобы больше читали Платонова, лучше знали русского человека. Вообще знали человека. Потому что многие беды, — и он об этом писал, — как раз происходят из того, что мы не знаем друг друга, не понимаем друг друга», — так определит Валентин Распутин современность Андрея Платонова.

Одной из наиболее ярких отличительных черт платоновского творчества является его оригинальный, не имеющий аналогов в русской литературе язык, который часто называют «первобытным», «нескладным», «самодельным» и т. п. Платонов активно использует приём остранения, его проза изобилует лексическими и грамматическими «неправильностями», характерными для, например, детской речи.

Ю. И. Левин выделяет такие характерные для Платонова приёмы, как избыточность («Вощев… отворил дверь в пространство», «его тело отощало внутри одежды»), использование (синтаксически неправильных) конструкций типа «глагол + обстоятельство места» («думаешь в голову», «ответил… из своего высохшего рта», «узнал желанье жить в эту разгороженную даль»), употребление предельно обобщённой лексики («природа», «пространство», «погода») вместо конкретных пейзажных описаний («Прушевский осмотрел пустой район близлежащей природы», «старое дерево росло… среди светлой погоды»), активное использование придаточных причины («наступила пора питаться для дневного труда») и цели («Настя… топталась около мчавшихся мужиков, потому что ей хотелось»), по смыслу часто излишних или логически немотивированных. По мысли исследователя, с помощью этих оборотов Платонов формирует «пантелеологическое» пространство текста, где «всё связано со всем», а все события разворачиваются среди единой «природы». Отмечается также активное употребление типично советских бюрократизмов, часто в ироническом ключе («конфисковать её ласки»), но далеко не всегда[8].

В творчестве Андрея Платонова форма и содержание составляют единое, неразрывное целое, то есть сам язык платоновских произведений является их содержанием.

Историческая реальность, сложившаяся в России в результате событий 1917 года, привела к осознанию необходимости создания нового искусства в новой социалистической стране. Эта идея коснулась и детской литературы. Главной задачей писателя стало создание новой литературы для «пролетарского и крестьянского ребенка», литературы, которая помогала бы формированию нового, советского человека, активного строителя нового общества. Важнейшей воспитательной задачей детской литературы 20-30-х годов прошлого столетия было воспитание детей в обществе, воспитание их в соответствии с идеологическим и политическим строем Советской России. Детская литература обращается к темам победы революции, крушения капитализма, социального строительства; дети воспринимаются как активные участники революционных событий. Героем произведений становится идеальный образ передовика-коммуниста, идеей — следование своим идеологическим принципам до конца.

2 стр., 986 слов

Какова роль матери в жизни ребенка?

... к сочинению Какова роль матери в жизни ребенка? Популярные ... ее чадо, это говори о неугасаемом материнском инстинкте. ... о таких радетелях земли русской, как Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич. ... можно встретить достаточно много примеров искренней материнской любви. Писатели в своих романах описывали самые разные ситуации. В знаменитом произведении Льва Николаевича Толстого "Война и мир" мать ...

Значительно отличается от общей тематики и стилистики советской детской литературы творчество писателя, мало известного советским читателям — Андрея Платонова. Попытаемся выяснить черты своеобразия части творческого наследия писателя, посвященной детям, через анализ исследовательской литературы о творчестве А. Платонова и преимущественно через его рассказы, определить источники формирования особого мировоззрения А. Платонова и способы его отражения в творчестве писателя.

В большинстве случаев герои платоновских рассказов — дети, и мир вокруг них передается читателю через призму их восприятия и осмысления. «… путь духовного становления многих героев Платонова ведет назад, в детство, где все едино и целостно, где не порвалась еще связь маленького человека с космосом», — писал исследователь Чалмаев В. Андрей Платонов. К сокровенному человеку. — М., 1989.В.Чалмаев (1, С. 365).

В рассказах А. Платонова ребенок смотрит на мир и воспринимает его по-взрослому, ставя себе масштабные цели познания окружающего его пространства и вещей, наполняющих его, понимания природы жизни и смерти и их соотношения, места смерти в жизни, если так можно сказать. Понятия и представления ребенка порой даже мистически-философские. Так, Никита одушевляет предметы и явления, окружающие его, видя в них людей ему родных и знакомых: на солнце живет дедушка, а банька — бабушка. Так те, кто умер, кто не существует для обычных людей (на другой день отец рубит сухой пень — «голову человека»), входят в мир ребенка через предметы путем его воображения, путем особого восприятия реальности («Никита»); Афоня стремится «делать из смерти жизнь» («Цветок на земле»).

Исследователи творчества А. Платонова отмечают постоянство мотивов в его произведениях, целостность его художественного мира: «Художественный мир Платонова обнаруживает единство и целостность благодаря некоторым своим постоянным…», — утверждает В.Чалмаев Там же. (5, С. 234).

«В них (детских рассказах. — прим. авт.) развернута целая система образов… в ее основе лежат «постоянные» платоновские мотивы». Полностью раскрывает и объясняет суть «постоянного» Е.И.Колесникова Творчество Андрея Платонова. Исследования и материалы. Кн.4 [Текст] / отв. ред. Е.И. Колесникова. — СПб, 2008: «Платонов на редкость однообразный писатель. «Однообразный» в прямом смысле слова: он настойчиво воспроизводит один и тот же набор исходных мотивов-образов, которые то просматриваются вполне отчетливо, то требуют специальной расшифровки. Эти смыслы и есть «постоянное» у Платонова» (3, с. 9).

По мнению Е.И.Колесниковой, Там же эти «постоянные смыслы» объединяют все тексты А. Платонова в один текст, характеризующийся «целокупным мирочувствием и столь же целостным художественным видением» (3, с. 9).

Но что явилось довлеющим фактором формирования такого «мирочувствия»? Безусловно, автор, отражая подобное видение мира в своих рассказах, сам обладал им.

9 стр., 4447 слов

«Отношение отцов и детей», конфликт отцов и детей по роману «Отцы ...

... в современном обществе. Он считает себя духовно выше матери и отца, но прощает им их «недалекость». Таблица «Отцы и дети» — отношение: основной, вечный конфликт поколений Вечный конфликт поколений «Отцы и дети» Герой Представители старшего поколения Базаров Мать Отец ...

Сегодня мы можем утверждать, что такое серьезное, «взрослое» восприятие мира сложилось в детстве самого Платонова путем стечения ряда весомых обстоятельств, совокупность которых формировала картину мира будущего писателя.

В многодетной семье железнодорожного слесаря Андрей Платонов был старшим из одиннадцати детей. Мать его рожала почти каждый год, отец практически не бывал дома, приходя только ночевать. На старшего сына легла забота о прокормлении и воспитании своих братьев и сестер; в 14 лет, оставив учебу, он вынужден был пойти работать. «Жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека, лишая юности», — писал позже о своем детстве Платонов (4, С. 9) Андрей Платонов. Записные книжки. Материалы к биографии. [Текст] / Платонов Андрей. — М., 2006. Жизнь с малых лет учила его моральным правилам существования в коллективе, терпению, выдержке; воспитывала в нем сочувствие, сострадание, умение помочь другому в ущерб себе. Очень трогательны произведения Платонова о Семье. Эти нравственные категории получили отражение в рассказе «Семен», где семилетний мальчик после смерти матери говорит отцу о младших: «Давай я им буду матерью, больше некому». Эта формула наиболее точно отражает характер детства Платонова, его позицию и роль в семье.

Отец Платонова, работая слесарем на железной дороге, практически не бывал дома. Оттого самым близким ребенку человеком у Платонова становится мать. Мать — это женское начало, родина, душа; отец же выступает как дух, сознание. Через мать ребенок постигает мир чувств и переживаний, мать он чувствует на биологическом уровне: «И пахло от нее, как от матери», — идентифицирует Артем учительницу в рассказе «Еще мама». Отец же несет в себе сознательное начало: «Тех ты выдумал, Никита, их нету, они непрочные», — говорит он сыну об одушевленных тем предметах. И с вхождением отца в мир Никиты все меняется: «Никита так же, как вчера, смотрел в лицо каждому существу во дворе, но нынче он ни в одном не увидел тайного человека; ни в ком не было ни глаз, ни носа, ни рта, ни злой жизни».

Чувственное начало матери — душа — порождает сердечность; дух, символизируемый отцом, несет сознательное начало. Союз матери и отца порождает семью; совокупность духа и души порождает платоновского «одухотворенного» человека. Семья становится отправной точкой в жизнь для каждого ребенка и в дальнейшем продолжает быть его опорой на жизненном пути. Так Артем, отрываясь от матери, уходя в социум, отождествляет учительницу с матерью, находя меж ними общие черты («Еще мама»); Тимоша всю жизнь тратит на возвращение домой, в семью, непрестанно вспоминая и зовя мать в пещере («Разноцветная бабочка»).

Семья есть мир воспитания, формирования и созревания личности; без семьи обществу невозможно получить полноценного человека. «Семья» — основная символическая константа писателя, потому что объединение народа с пастырем, идеологом должно по логике порождать большую семью — государство, которой на метафизическом уровне соответствует гармоническое объединение естественного и социального, реального и идеального», — утверждает исследователь Н.Г. Малыгина Малыгина Н.М. Художественный мир Андрея Платонова. — М., 1995 (4, С. 58-59).

Оттого, идя вразрез с общественной идеологией, Платонов остается верен своей теме преодоления сиротства как главной катастрофы ХХ века, возвращения ребенка домой, в семью, обретения им родного отца, воссоздания полноценной, гармоничной семьи.

Очевидно, что тяжелое детство писателя получило отражение в его произведениях, в данном случае в детских рассказах; переживания, полученные в детстве, повлияли на формирование определенных мотивов в них. Основными темами рассказов Платонова являются тема семьи, тема взаимоотношения ребенка и матери, ребенка и общества, в которых можно выделить мотив сиротства (в большинстве рассказов ребенок лишен отца, а в некоторых — и отца, и матери), мотив познания (все герои «мучительно томимы жаждой правды»), мотив возвращения после странствий в семью или на «малую родину», место рождения.

Некоторые из этих тем были рассмотрены в литературоведческих работах Н.Н. Брагиной, В.Ю. Вьюгина, Л.В. Карасева, Малыгиной. Однако в целом на сегодняшний день можно утверждать, что произведения Андрея Платонова, посвященные детям, не получили еще научного исследования в той степени, в которой они его заслуживают.

В конце 1946 года был напечатан рассказ Платонова «Возвращение» («Семья Иванова»), за который писатель в 1947 году подвергся нападкам и был обвинён в «гнуснейшей клевете на советских людей, на советскую семью, на воинов-победителей, возвращавшихся домой».

Сложное мировоззрение Андрея Платонова сочетает в себе элементы коммунизма, христианства и экзистенциализма, и не поддаётся однозначному определению.

1.1 Ребенок и мать в произведениях Андрея Платонова

«… жалобный и внимательный взгляд ребенка означал его постоянный страх; он словно говорил: мама, живи всегда со мной, не умирай никогда»

(Рассказ «Цветок на земле»)

По Платонову одухотворённый, то есть полноценный человек является результатом слияния двух начал — духа и души, отца и матери. Отец является воплощением сознательного начала, разума, мать — чувств и переживаний, сердечности. Именно это второе начало для писателя гораздо важнее и значимее, поэтому одной из основных тем детских рассказов А. Платонова становится тема взаимоотношения ребенка и матери, которая раскрывает место и значение матери в мире ребенка.

Это значение, несомненно, очень велико. В центре мира, создаваемого писателем в рассказах, находится образ, ассоциирующийся с иконным образом богоматери. О том, что существование матери в мире ребенка необходимо и обязательно, свидетельствует факт отсутствия (почти всегда) в детских рассказах Платонова отца. Он либо на фронте, либо на работах; то есть он жив, и семья знает о его существовании, но напрямую он не присутствует в жизни ребенка: «Каждый день мать ожидала, что отец вернется, а его все не было и нет». При этом важно, что отца ожидает мать, а не ребенок; для ребенка достаточно того, что мать находится рядом. Таким образом, семья состоит из ребенка и матери, и в первые годы жизни (часто до 6-7 лет) именно она становится главным для него человеком, хотя, впрочем, и остается им на всю жизнь. Так, уже взрослый парень Григорий Хромов не уходит в город, потому что «привык к колхозу и боится соскучиться по матери» («Великий человек»).

Внутреннее единство матери и ребенка проявляется и в схожести их жизненных позиций: «Мать Григория, хоть и была слабой от возраста и давней болезни, но днем никогда не прикладывалась к постели для отдыха и с утра до ночи работала…», а Григорий «работает для всех». Сама мать четко определяет их позицию: «Чем мне в мыслях жить, когда я бы только от людей брала, а им ничего не давала?» («Великий человек»).

Но при всей этой внутренней и внешней связи уход от матери, разрыв с нею ребенка неизбежен. Ребенок, уходящий от матери в новый ему мир — в социум, ищет опору на своем пути, близкую по образу матери.

Платоновского героя не принимает социум, он даже в некоем смысле оказывается противопоставлен герою: «Все ребята пошли в школу, один Артем остался во дворе». Но герой не стремится внедряться в него, желая сперва найти себе жизненные точки опоры: знаниям незнакомых ребят — «жирному шрифту», «хоботковым насекомым», «птицам до кишок» Артем может противопоставить только свое умение «маму любить», которое, по сути, есть главное в его жизни.

Ребенок существует в большом мире, но не существует в нем вне связи с матерью; связь с ней осуществляется посредством запахов («тихий и добрый запах»), чувств («глаза … были несердитые, точно давно знакомые»), и даже символов: «Так пишется слово «мама». … — Это про мою маму? — спросил Артем? — Про твою».

При внезапно возникшей опасности («Артем увидел в окне черную голову быка») Артем выкрикивает слово «мама», уже ставшее каким-то символическим, сакральным; и снова в рассказе возникает образ богоматери, спасающей младенца: «Учительница схватила мальчика и прижала его к своей груди. — Не бойся! — сказала она. — Не бойся, маленький мой. Я тебя не дам ему, он тебя не тронет. … Сейчас я тебе мама! … Я еще. Я тебе еще мама!» В этом эпизоде ощущается вера Платонова в некое общеженское материнское начало, призванное не оставить, направить ребенка, защитить его, «видеть его тревогу» и помочь ему.

Мужское начало появляется лишь в конце рассказа в образе старика-погонщика, да и то мельком: «Старик пастух напился из бака кипяченой воды, — он полбака выпил, — вынул из своей сумки красное яблочко, дал его Артему. «Ешь, — сказал, — точи зубы», — и ушел»; оно еще не столь значимо в жизни ребенка, как материнское, женское. В рассказе символичен и возраст ребенка — семь лет — возраст первого выхода в большой незнакомый мир, первого расставания с матерью, время начала взросления.

Ребенок может физически уйти от матери, противопоставив разлуке память о ней, которая растворена во всем его существе; душевный же разрыв с матерью обрекает ребенка на вечную боль. Значимость этой особой, внутренней связи матери и ребенка раскрывается Платоновым в легенде «Разноцветная бабочка», герой которой, Тимоша, в стремлении достать и присвоить себе красоту этого мира, воплощенную для него в образе бабочки, забывает о матери, обрекая себя на существование, подобное бабочкам, которых он ловил: «не умирает и не живет».

Важнейшим в жизни человека является сохранение этой связи: на протяжении всей жизни Тимоша, возвращаясь к матери сквозь каменную стену, «ни разу … не поймал более ни одной бабочки, и когда бабочка нечаянно садилась на него, он снимал ее и бросал прочь».

Уход от матери происходит в состоянии азарта погони, в некоем забвении: «Я только одну бабочку поймаю, самую хорошую, последнюю», — отвечает Тимоша на призыв матери. Тимоша идет по следам «неизвестного человека», который «был бездетный, никого не любил на земле, земля ему была не мила, и все его забыли», которого ничего не держало в этом мире. Забыв о матери, изгнав ее образ из своего сердца, отделив его от своей сущности, Тимоша становится жестоким человеком, способным идти по головам для достижения своей цели: «Он бежал за бабочкой по тропинке в горах, и ночь уже темнела над ним. … Мертвый воробей колотился у Тимоши за пазухой; он вынул и бросил, не жалея его. … он боялся, что бабочка улетит от него».

Возможно, что ребенок сможет внутренне оторваться от матери, забудет о ней, увлекаясь прекрасным, неизведанным; но никогда невозможно наоборот. Смысл жизни матери — жить ради ребенка; для женщины смысл жизни — стать матерью. Материнство, взятое на себя женщиной единый раз, взято ею на всю жизнь: мать, забывшая своего ребенка, уже не мать. И как бы далеко ни ушел ребенок, связь с матерью наделяет его душой, а без души человек — животное; то есть человек, утративший душу, умирает, остается жить и ходить по земле лишь его физическая оболочка. Поэтому полная утрата этой внутренней душевной связи ребенка и матери связи возможна лишь в случае потери обеими сторонами своих человеческих обликов, то есть, по Платонову, совершенно невозможна.

Так истина и любовь к людям, заложенные в ребенке матерью, развиваясь в нем, дают ему уверенность в своем деле, дают ему силы, которые помогают на нелегком жизненном пути; и внутренняя сила, живущая в нем, заставляет уважать его и склоняет на его сторону самых несогласных, делая его поистине великим человеком.

Вышедший во «взрослый» мир ребенок всегда хранит образ матери в себе, в своем существе как самую крепкую опору для преодоления жизненных трудностей; лишенный этой опоры обречен на гибель. Образ матери всю жизнь следует за человеком, вместе с ним, в нем самом; уйти от матери навсегда, безвозвратно невозможно.

В рассказах Платонова очевиден мотив возвращения ушедшего в детстве человека обратно. Рассмотрим некоторые определения. Слово «возвращение», определяемое современными толковыми словарями как путь, движение назад, обратно куда-либо, к чему- или к кому-либо, оказывается близко этимологически словам «вращать», «вертеть», обозначающими движение по кругу (2, С. 119; 21, С. 170).

«Возвращение, — пишет Ф.Ф.Сучков Сучков Ф.Ф. Каравай черного хлеба. // Андрей Платонов: Воспоминания современников. — М.: Современный писатель. 1994, с. 147., — предполагает двоякое движение: удаление и следующее за ним приближение, а сюжет возвращения в классическом варианте — обретение утраченного, восстановление некоей изначальной ценности» (4, С. 237).

И далее читаем в статье того же исследователя: «Платоновское возвращение — это нерезультат, а процесс, результат которого … является труднодостижимым» (4, С. 236) Там же. Следовательно, возвращение — это поиск некогда утраченных ценностей; в его основе лежит желание снова обрести нечто. Герои рассказов Платонова стремятся вновь обрести утраченное в детстве — семью, мать (именно в детском понимании), материнское тепло и любовь. Процесс возвращения есть жизненный процесс: из пятидесяти лет жизни Аким «каждый день хотел уйти домой»; и это внутреннее стремление завершается его физическим и душевным возвращением.

Тема взаимоотношения ребенка и матери является одной из основных тем детских рассказов А. Платонова. Образ матери ассоциируется с иконным образом богоматери, что прямо определяет ее миссию — защитница, наставница. Мать — душевное, чувственное начало — становится первостепенным в жизни ребенка. Образ матери всю жизнь следует за человеком, вместе с ним, в нем самом; уйти от матери навсегда невозможно. Память о матери становится душевной основой личности, почвой для ее развития и совершенствования.

1.2 Проблема сиротства в произведениях А. Платонова

«Сиротства человек не терпит, и оно — величайшее горе».

А. Платонов

Во второй половине 1930-х гг. одной из важнейших в творчестве А. Платонова становится тема семьи. Содержание платоновских рассказов, в том числе и детских, вступало в напряженный диалог с эпохой, ограничивавшей семью функцией воспроизводства. Внимательный читатель сразу обратит внимание на двусмысленность, возникающую, когда А. Платонов говорит о месте и роли семьи в современном ему обществе: “… В социлиазме оно, семейство, обрекается не на гибель, но на прогресс и развитие” [1, с. 512; курсив в цитатах здесь и далее Торопчина Л.В. Тема дома и семьи в русской литературе XX века. -ж-л «Литература»,,2007 г..]. А. Платонов высказывает мысль, очень важную для понимания: “И ребенок принимает этот мир с доверием и нежностью, потому что он введен в него рукой отца”. И, напротив, ребенок, лишенный по тем или иным причинам родительских любви и заботы, находящийся в состоянии “сиротства”, будет воспринимать мир чужим и враждебным.

обратимся к краткому анализу произведения Платонова.

Размышления о характере главного героя и особенностях его мировосприятия целесообразно подкреплять элементами лингвистического анализа, так как стиль А. Платонова в известной степени сложен, и детские рассказы не являются исключением.

Приведем тезисно вопросы, определяющие логику анализа платоновского рассказа.

1. Что можно узнать о семье Никиты?

Никите пять лет, у него нет братьев и сестер (“В избе и на всем дворе оставался хозяином один Никита, пяти лет отроду”.

Мать Никиты работает с раннего утра и до вечера (“Рано утром мать уходила в поле со двора на работу”. Отец ушел на войну и “не вернулся оттуда”? по всей видимости, погиб. По крайней мере, А. Платонов неоднократно подчеркивает тщетность ожидания матери, что отец вернется: “его все не было и нет”.

Дедушка и бабушка Никиты уже умерли. Дедушка любил внука, и мальчик представляет, что дедушка теперь — это солнце (“Доброе солнце по-прежнему светило на небе и глядело на него в ответ теплым лицом. Никита увидел, что солнце было похоже на умершего дедушку, который всегда был ласков к нему и улыбался, когда был живой и смотрел на него”. Умершую бабушку мальчик отождествляет со старой баней во дворе.

Когда мать уходит на работу, Никита остается за хозяина. Мать поручает ему следить за домом и двором: “Не балуй, Никитушка, отца у тебя нету,? говорила мать. — Ты умный теперь… ” . Но Никите тяжело принять на себя роль хозяина, и он просит мать прийти поскорей. Ответ матери очень показателен: “…Ты не бойся, ты живи смирно один”. Учащимся можно предложить найти синоним глагола “жить” в этой фразе и проанализировать разницу в значении. Очевидно, что фразы “побудь один” (“посиди один дома”, “подожди меня”) и “живи смирно один” соотносятся как временное и неизменное состояния. Мать как бы говорит сыну: “Ты уже вырос. Ты теперь за хозяина. Привыкай к тому, что ты один”. В ходе анализа рассказа целесообразно предложить учащимся вести “платоновский словарик”, в который они запишут это и подобные выражения с расшифровкой их значения.

2. Как начинается день Никиты?

Мать уходит на работу рано утром, а Никита остается в доме за хозяина. Уходя, мать дает сыну поручения. Интересно понаблюдать за тем, при помощи каких языковых средств А. Платонов описывает начало дня в этой маленькой семье (первые два абзаца рассказа): “рано утром мать уходила”, “каждый день мать ожидала”, “оставался хозяином один Никита”, “мать ему наказывала”, “говорила мать”, “отвечал Никита”. Глаголы несовершенного вида, употребленные автором, подчеркивают повторяемость этих действий и очерчивают своеобразный круг одиночества ребенка.

3. С помощью каких глаголов А. Платонов описывает действия мальчика? проза рассказ платонов сиротство

В третьем абзаце, открывающем повествование о том, как Никита провел день, несовершенный вид глагола сменяется совершенным. Пятиклассники обратят внимание, что в тексте рассказа очень много глаголов. Это связано с тем, что Никита активно познает окружающий мир. После того, как мать ушла, ребенок обошел дом и пошел во двор (то есть в большой мир), так как “он хотел теперь узнать то, чего он не знал” . При этом мальчик проявляет известные смелость и настойчивость. Никита наделен живым воображением: он не только сразу представляет, как выглядят фантастические существа, но и сочиняет о них целые истории (например, о человеке, живущем в бочке, или о водяных людях).

4. Кто или что окружает Никиту? Фантастические или реальные события происходят в рассказе?

Живое воображение Никиты одухотворяет все, что его окружает. Все предметы в доме и во дворе представляются мальчику “тайными людьми”. Эти “тайные люди” умеют говорить, слушать и живут своей потаенной, непостижимой жизнью. Этот прием называется олицетворением. Мир, созданный воображением Никиты, фантастичен. В мальчике есть активное исследовательское начало, у Никиты богатая внутренняя жизнь.

Однако “открытый” им мир трагичен: он враждебен по отношению к мальчику. Все, что окружает Никиту, несет в себе скрытую угрозу.

5. Как вы думаете, почему фантастические существа в начале рассказа такие злые и опасные?

Никита очень одинок и не чувствует себя защищенным. Именно одиночество мальчика в большом мире наполняет мир вокруг него трагизмом. Ребенок все время ищет заступничества у взрослого близкого человека: сначала у солнца, которое представляется ему дедушкой, а потом у “далёкой” матери. Однако солнце скрывается за облаком, а мать, работающая в поле, не слышит сына. Страх и одиночество побуждают Никиту бежать от таинственного и опасного мира, в котором он оказался, к матери, в поисках защиты.

6. Когда Никита начинает иначе воспринимать окружающий мир?

Когда домой возвращается его отец. Сначала окружающие Никиту фантастические существа перестают вести себя враждебно по отношению к мальчику: “Во дворе все молчали: видно, всем стало боязно отца-солдата, и под землей было тихо, никто не колебался оттуда наружу, на свет”. Потом мир вокруг ребенка становится обыкновенным: “Никита так же, как и вчера, смотрел в лицо каждому существу во дворе, но ныне он ни в одном не увидел тайного человека; ни в ком не было ни глаз, ни носа, ни рта, ни злой жизни”. Затем мальчик снова одухотворяет предметы, окружающие его, но теперь этот мир фантастических существ добр по отношению к Никите: “Когда он выпрямил первый гвоздь, он увидел в нем маленького доброго человечка, улыбавшегося ему из-под своей железной шапки”.

7. Как объяснил отец, почему Никита всех хочет “сделать живыми”?

Отец считает, что у Никиты “доброе сердце”.

8. Согласны ли вы с отцом мальчика?

Да, потому что в характере ребенка есть и сострадание, и сочувствие, и доброта. Однако Никита нуждается в защите и родительской любви, чтобы проявилось все то хорошее, что заложено в нем.

9. Почему отец считает, что Никита “останется добрым на весь свой долгий век?”.

Теперь мальчик защищен любовью родителей, их вниманием и заботой, и его смелость, находчивость, живое воображение служат во благо мира, а не во зло. Никита предлагает отцу: “Давай все трудом работать, и все живые будут”.

Природные качества Никиты могут послужить как во зло, так и во благо мира. Одухотворение мира, совершаемое ребенком, может быть, как со знаком “плюс”, так и со знаком “минус”. Все зависит от того, насколько мир взрослых окажется способным защитить неокрепшую душу ребенка, избавить маленького человека от “сиротства”.

Выводы по 1 главе

У писателя, очевидно, нет уверенности в том, что эти прогресс и развитие будут достигнуты. Точнее говоря, сама возможность прогресса и развития ставится им под сомнение. Однако А. Платонову важно высказать собственное отношение к проблеме семьи.

Семья “освобождает” в человеке человеческое, пишет он, “питает, как источник, и другие, более широкие и высшие сферы жизни человека”. Это чувство родины и патриотизм. Именно любовь ребенка к родителям, любовь мужа к жене по мнению писателя, является залогом его будущей любви к родине, доверия людям, позитивного восприятия окружающего мира.

Глава 2. Проблемы семьи в произведениях А. Платонова «Возвращение», «Цветок на земле», «Третий сын»

Прослужив всю войну, гвардии капитан Алексей Алексеевич Иванов убывает из армии по демобилизации. На станции, долго дожидаясь поезда, он знакомится с девушкой Машей, дочерью пространщика, которая служила в столовой их части. Двое суток они едут вместе, и ещё на двое суток Иванов задерживается в городе, где Маша родилась двадцать лет назад. На прощание Иванов целует Машу, запоминая навсегда, что её волосы пахнут, «как осенние павшие листья в лесу».

Через день на вокзале родного города Иванова встречает сын Петрушка. Ему уже пошёл двенадцатый год, и отец не сразу узнает своего ребёнка в серьёзном подростке. Жена Любовь Васильевна ждёт их на крыльце дома. Иванов обнимает жену, чувствуя забытое и знакомое тепло любимого человека. Дочь, маленькая Настя, не помнит отца и плачет. Петрушка одёргивает ее: «Это отец наш, он нам родня!» Семья начинает готовить праздничное угощение. Всеми командует Петрушка — Иванов удивляется, какой взрослый и по-стариковски мудрый у него сын. Но ему больше нравится маленькая кроткая Настя. Иванов спрашивает жену, как они здесь жили без него. Любовь Васильевна стесняется мужа, как невеста: она отвыкла от него. Иванов со стыдом чувствует, что ему что-то мешает всем сердцем радоваться возвращению, — после долгих лет разлуки он не может сразу понять даже самых родных людей.