Семья как фактор социализации человека на различных возрастных этапах

Эссе

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

В семье растет ребенок, и с первых дней своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях.

Став взрослыми, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье его родителей.

Семья – модель межгендерных отношений, важнейший источник и фильтр социального опыта.

Социализироваться, Социальное становление личности

Человек не только воспринимает социальный опыт и овладевает им, но и активно преобразует его в собственные ценности, установки, позиции, ориентации, в собственное видение общественных отношений. При этом личность субъективно включается в разнообразные социальные связи, в исполнение различных ролевых функций, тем самым, преобразуя и окружающий ее социальный мир, и себя.

Социальный опыт включает в себя много составляющих, среди которых выделяются две основные:

  • а) нормы, правила, ценности, отношения и т.п. социальной среды;
  • б) культура труда, производственной и других видов деятельности.

Социализация не завершается, когда человек становится взрослым. Она, образно говоря, относится по типу к процессам «с неопределённым концом», хотя и с определенной целью. И продолжается этот процесс непрерывно на протяжении всего онтогенеза человека. Из этого следует, что социализация не только никогда не завершается, но и никогда не бывает полной [2].

3. Влияние семьи на становление личности.

Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. В семье ребенок учится выполнять свои первые родственные роли (сына или дочери, внука, правнука, племянника и т. п.), уже в раннем детстве он учится быть другом и товарищем для других детей, хозяином для своего котенка или собаки, родители должны научить его бережному отношению к вещам, к природе, ко всему живому. Они учат его любить свой дом, семью, с которой для него начинается Родина. Чем старше становится ребенок, тем более интенсивным становится процесс социализации. В жизнь ребенка включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья остается одним из важнейших, а иногда и наиболее важным, факторов социализации личности. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности [1].

2 стр., 987 слов

Тема семьи в одном из произведений русской литературы

... из художественной литературы. Семья в становлении человека играет решающую роль. Личность человека создается в семье, в атмосфере, в которой он растет. ... опыт общения, основанный на гуманных чувствах – любви, привязанности, заботливости, доброте, сочувствии. Научить детей проявлять чуткость, сердечность, внимание невозможно без пробуждения в них беспокойства о близких людях. Гуманность становится ...

В семье закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

Детско-родительские отношения отличаются от всех других видов межличностных отношений. Как считают многие исследователи, во-первых, детско-родительские отношения характеризуются сильной эмоциональной значимостью, как для ребенка, так и для родителя. Во-вторых, в отношениях родителя и ребенка – с одной стороны родитель должен уберечь ребенка от опасности, а с другой стороны, дать ребенку опыт самостоятельности во взаимодействии с внешним миром. С одной стороны, родитель должен позаботиться о ребенке, а с другой — научить его заботиться о себе самому. В-третьих, особенность родительского отношения к ребенку заключается в том, что оно меняется в зависимости от возраста ребенка.

Социальные функции семьи:

  • воспитательная – социализация молодого поколения;

  • хозяйственно-бытовая – поддержание физического состояния семьи, уход за детьми и престарелыми;

    27 стр., 13242 слов

    Социальная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей

    ... отношении детей, оставшимися без попечения родителей; -Рассмотреть социальную адаптацию как форму социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей; -Рассмотреть трудовую адаптацию детей, оставшихся без попечения родителей; Глава 1. Теоретико-методологические основы анализа социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей. ...

  • экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, материальная поддержка несовершеннолетних и престарелых;

  • социальный контроль – ответственность членов семьи за по ведение ее членов в обществе, в различных сферах деятельности, это обязанность между супругами, родителями и детьми, старшего поколения за младшее;

  • духовное общение – духовное обогащение каждого члена семьи;

  • социально-статусная – предоставление членам семьи определенного

  • социального положения в обществе;

  • досуговая – организация рационального досуга, развитие взаимного обогащения интересов каждого члена семьи;

  • эмоциональная – осуществление психологической защиты каждого члена семьи, организация эмоциональной стабильности личности, психологической терапии.

В настоящее время все большее внимание уделяется фактору психологической деформации семьи. Психологическая деформация семьи, нарушение системы межличностных отношений и ценностей в ней оказывают мощнейшее влияние на негативное развитие личности ребенка, подростка, приводя к различным личностным деформациям – от социального инфантилизма до асоциального и делинквентного поведения. Дисгармоничное развитие некоторых черт характера ребенка может быть обусловлено особенностями семейных взаимоотношений. Недооценка родителями особенностей характера детей может способствовать не только усилению конфликтности семейных отношений, но и приводить к развитию неврозов, формированию психопатических развитий на базе акцентуированных черт.

Некоторые типы акцентуаций наиболее чувствительно реагируют или особенно уязвимы в отношении определенных типов семейных отношений. В этом плане можно выделить несколько типов неправильного воспитания.

Типы семейных отношений., Гипопротекция, Доминирующая гиперпротекция, Потворствующая гиперпротекция, Воспитание «в культе болезни», Эмоциональное отвержение, Условия жестких взаимоотношений –, Условия повышенной эмоциональной ответственности, Противоречивое воспитание

Отношение к семье в ходе взросления меняется. В процессе социализации группа ровесников в значительной степени замещает родителей. Перенос центра социализации из семьи в группу ровесников приводит к ослаблению эмоциональных связей с родителями. Необходимо заметить, что замечания относительно «обесценивания» родителей в подростковом и юношеском возрасте являются очень распространенными и даже, можно сказать, стали общим местом. Сделаны даже попытки объяснить ее с эволюционно-биологической точки зрения. Все это верно, как общее направление возрастного развития личности. Однако глобализация этих представлений, гиперболизация идеи о «замещении родителей» группой сверстников мало соответствует реальной психологической картине.

Семья играет большую роль в процессе социального развития человека в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях. Ценности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она становится средой саморазвития и ареной самореализации ее членов, возможные аспекты и способы того и другого. Авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает – на смену ему должен приходить авторитет личности родителей.

24 стр., 11989 слов

Работа педагога — музыканта с родителями по эстетическому воспитанию

... семья оказывает значительную помощь школе в воспитании у ребёнка увлечения музыкой и подготавливает почву для его формирования. Поэтому возникает вопрос о музыкальном воспитании и самих родителей. Как организовать работу с родителями по обучению в ...

От состояния семьи зависит состояние государства. В семье родители и дети связаны духовной общностью. От уровня духовной культуры в семье зависит и уровень духовной культуры общества. Экономическое состояние семьи зависит от экономического состояния государства. От того, как ребенок приучен к труду и как подросток выберет профессию и будет готов к самостоятельному труду.

В любой семье человек проходит стихийную социализацию, характер и результаты которой определяются ее объективными характеристиками (составом, уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями и пр.), ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными), стилем жизни и взаимоотношений членов семьи.

Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.

Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

1) Принимать активное участие в жизни семьи;

2) Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;

3) Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

4) Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

5) Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;

6) Уважать право ребенка на собственное мнение;

7) Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;

8) С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

4.Заключение.

Рождение, смерть… между ними — целая жизнь. Каждый проживает свою жизнь по-своему, но дорогу в жизнь ему дает семья. Сколько семей, столько и вариантов воспитания. В зависимости от этого происходит и становление личности.

Семья не только дарит человеку жизнь. В семье человек получает свой первый социальный опыт, делает первые шаги, говорит первые слова. На становление личности человека влияют не только мать и отец, но и другие члены семьи. Очень важно, чтобы маленький человечек воспитывался в доброжелательной атмосфере, чтобы в процессе воспитания у родителей не было разногласий по поводу методов его воспитания, чтобы ребенок не был свидетелем конфликтов. В противном случае он может вырасти в асоциальную личность, наносящую вред не только окружающим, но и себе.

2 стр., 831 слов

Сочинение дети цветы жизни 6 класс

... семья. «Развитие личности ребенка совместно с семьей» - методическая тема в воспитательной работе. Сведения о ребенке получаю через анкетирование и индивидуальные беседы с родителями, посещение семьи. На ... жизнь без самообразования, курсов повышения квалификации, которые не только отвечают на возникающие в процессе обучения и воспитания ... цветы ... классов – найти ключик к каждому секрету души ребенка, ...

Литература.

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/esse/semya-nezamenimyiy-faktor-razvitiya-cheloveka/

1. Л.А.Кулик, Н.И.Берестов «Семейное воспитание» М.: Просвещение, 1990г. – 278

2.Игебаева Ф.А Роль семьи в системе воспитания подрастающего поколения. //Социально-политические науки. Международный межвузовский научный рецензируемый журнал. Москва, Издательский дом «Юр-ВАК», 2016, № 1 – С.47 – 49.

3. Игебаева Ф.А. Семья как базовый агент социализации личности. //Инновационная наука. Международный научный журнал, 2016. №1. – С.170 –171.