На лингвистическую тему по тексту В. Крапивина (пошаговая инструкция)

Сочинение

Сочинение на лингвистическую тему по тексту В. Крапивина (пошаговая инструкция)

(1)Алька любит сидеть верхом на изгибе ствола берёзы и пред­ставлять, будто это лошадь, и ему кажется, что он богатырь из сказки. (2)И лошадь у него волшебная, великанская, потому что высоко под об­лаками шумит её зелёная грива и выходит конь на простор и несёт Альку по сказочным странам.

(3)Было всё хорошо, но вдруг нависла над Зелёной Гривой беда.

(4)Подошёл как-то высоченный парень в клетчатой рубахе. (5)На плече он нёс длинную тяжёлую рейку с белыми и чёрными отметинами.

(6)Парень спросил:

(7)— Березу объезжаешь, значит?

(8)— Нет, — тихо сказал Алька. (9)— Это я играю.

(10)Парень закурил и лениво сообщил:

(11)— Ну, скоро твоей игре конец!

(12)— Почему? — спросил Алька, с беспокойством глядя на не­званого гостя.

(13)Тот охотно объяснил:

(14)— Здесь мост через овраг построят. (15)А берёзу твою — под корешок.

(16)— Дяденька, не надо, она же красивая! — крикнул Алька и прыгнул на землю.

(17)— Ха! (18)Не надо! (19)А мост?

(20)— А если в другом месте сделать мост? — попросил Аль­ка. (21)— Тут везде места много, чтобы его построить.

(22)Он двумя руками держал Зелёную Гриву за ствол, будто над ней уже занесли топор.

(23)Парень затоптал недокуренную папиросу и объяснил:

(24)— Новое место искать надо, а я, пацан, устал, и, конечно, не­когда мне. (25)Меня помощник ждёт на той стороне.

(26)Он поднял рейку и вдруг ухмыльнулся.

(27)— Слушай, малёк, давай заключать договор: ты хватай мою рейку и тащи, а я за это, может быть, завтра найду для моста другое ме­сто. (28)По рукам?

(29)Алька поспешно кивнул: не спорить же с человеком, от кото­рого зависит жизнь Зелёной Гривы!

(30)— Хватай и двигай вперед, — ухмыляясь, велел парень.

(31)Алька торопливо схватил тяжеленную рейку. (32)Он еле та­щил её и скоро совсем выбился из сил, а парень поднимался впереди и иногда оглядывался:

(33)— Ползёшь, пацан?

(34)Алька молча кивал и полз вверх по косогору. (35)Он боялся сказать, что очень устал. (36)Вдруг тогда этот парень разозлится и сру­бит Зелёную Гриву, несмотря на то что Алька выполнил его условие?

(37)Наверху стоял мужчина в серой кепке и парусиновом пиджаке.

8 стр., 3871 слов

Мосты Санкт-Петербурга

... мост Мало-Конюшенный мост (Тройной мост) Большой Конюшенный мост Певческий мост (бывший Жёлтый мост) Зелёный мост (бывший Полицейский мост, Народный мост) Красный мост Синий мост Фонарный мост Почтамтский мост Поцелуев мост Краснофлотский мост Храповицкий мост Корабельный мост 27. Мосты через Монастырку Мост Обуховской обороны Монастырский мост ...

(38)— Ты откуда, малец? — услышал он густой голос. (39)— Руку давай. (40)Ух и увозился! (41)Мать-то тебе задаст. (42)А рейку где взял?

(43)Алька оглянулся и кивнул на парня, который, ухмыляясь, подходил к ним.

(44)— А ну, Касюков, — негромко сказал мужчина, — отвечай, ты что это с ребёнком делаешь?

(45)— А что, Матвей Сергеевич, — всё ещё улыбаясь, без зазрения совести начал парень, — трудовое воспитание.

(46)На щеках Матвея Сергеевича заходили тугие узлы.

(47)— Вот возьму я эту рейку, — тихо сказал он, — и сломаю о твой хребет. (48)Ах ты дуб-бина! (49)Я тебя с практики к чёртовой ба­бушке отошлю и в техникум напишу! (50)Я тебе устрою баню! (51)А за­чем ты, малец, этого балбеса слушал?

(52)— Он сказал… берёзу срубят… если не понесу, — прошептал Алька.

(53)— Берёзу?

(54)—Ага. (55)Вон ту. (56)Потому что будет мост… (57)Дяденька, правда срубят?

(58)Матвей Сергеевич чуть улыбнулся.

(59)— Твоя, что ли, берёза-то? — поинтересовался он.

(60)— Моя… (61)То есть она ничья. (62)Я играю с ней. (63)Правда срубят? — снова со страхом спросил он.

(64)— Нет, — сказал Матвей Сергеевич. (65)— Чего же дерево гу­бить?

(66)Он обнял Альку и прижал к себе.

(67)— Расти, сынок. (68)Из тебя настоящий человек выйдет.

Шаг 1. Прежде чем начать работу над сочинением, внимательно ознакомьтесь с заданием.

15.1 На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние, рас­кры­вая смысл вы­ска­зы­ва­ния из­вест­но­го лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Ар­гу­мен­ти­руя свой ответ, при­ве­ди­те 2 при­ме­ра из про­чи­тан­но­го тек­ста. При­во­дя при­ме­ры, ука­зы­вай­те но­ме­ра нуж­ных пред­ло­же­ний или при­ме­няй­те ци­ти­ро­ва­ние.

в на­уч­ном

не менее 70 слов

без опоры на про­чи­тан­ный текст

ак­ку­рат­но

Шаг 2. Обязательно обратите внимание на ключевые (выделенные жирным шрифтом) слова в формулировке задания и строго следуйте заданному алгоритму (плану):

  1. Тезис (можно сформулировать по словам автора представленной в задании цитаты)
  2. Комментарий тезиса.
  3. Аргумент 1 (по тексту).

  4. Аргумент 2 (по тексту).

  5. Вывод.

Шаг 3. Оформляем тезис и комментируем его.

Известный лингвист Г. Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Лингвист указывает на взаимодействие и связь между двумя обширными разделами языкознания: лексикой, изучающей словарь языка, и грамматикой, которая помогает правильно связать слова в словосочетании и предложении. Но оба раздела, взаимодействуя между собой, помогают людям передавать свои мысли и чувства посредством речи. Докажем справедливость этих слов текстом В. Крапивина.

Шаг 4. Работаем над осмысливанием аргументации.

При осмысливании основного содержания сочинения на лингвистическую тему нужно обязательно соотнести главную мысль цитаты с тем разделом языкознания, о котором говорится в ней, и вспомнить выразительные средства языка, связанные с указанным разделом лингвистики, потому что вам предстоит анализировать именно средства выразительности речи. Чаще всего в цитатах фигурируют следующие языковые средства:

6 стр., 2787 слов

Цитаты и сочинения о языке и речи

... языка мы можем не только общаться, но и представлять, что за человек перед нами. Глядя на то, как человек говорит, какие слова употребляет можно судить о ... о том, что по речи человека можно многое сказать о нем, ведь то, что и как говорит человек, рассказывает о ... прав. Точное использование языковых единиц делает и речь говорящего, и речь пишущего правильной, ... его окру­же­ние. От того, как че­ло­век го­ ...

  • лексические – это все тропы (то есть слова и выражения в переносном значении), а также другие понятия, связанные со словом и его значением (синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова, профессионализмы, диалектизмы, архаизмы, историзмы, неологизмы и т.д.);
  • синтаксические – ряды однородных членов, обращения, простые осложнённые предложения, вводные слова, парцелляция и т.д.;
  • морфологические – части речи;
  • грамматические – синтаксические, морфологические и словообразовательные (вместе взятые).

Словарь языка

Шаг 5. Работаем над написанием аргументов.

Аргумент 1., Аргумент 2.

Шаг 6. Делаем вывод.

Таким образом, лингвист Г. Степанов прав, так как лексические и грамматические явления в своей взаимосвязи могут многое сказать читателю о характере того или иного героя произведения.

Шаг 7. Проверяем и корректируем написанное сочинение (я тоже перепроверила и кое-что скорректировала).

И вот что получилось в результате.

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (в научном стиле)

Известный лингвист Г. Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Языковед указывает на связь между двумя обширными разделами языкознания: лексикой, изучающей словарь языка, и грамматикой, которая помогает правильно связать слова в словосочетании или предложении. Но оба раздела, взаимодействуя между собой, помогают людям передавать свои мысли и чувства посредством речи. Докажем справедливость этих слов текстом В. Крапивина.

Очень часто человек использует в речи слова в соответствии со своей воспитанностью, образованностью. Например, с точки зрения лексики, слова «пацан» (пр. 24, 33) и «малёк» (пр. 27) являются просторечно-фамильярными и являются речевой характеристикой малообразованного и грубого студента Касюкова. А слова «дяденька» (пр. 16, 57), «малец» (пр. 51) и «сынок» (пр. 67), имеющие к тому же уменьшительно-ласкательные суффиксы, принадлежат людям воспитанным и вежливым, типа Альки и Матвея Сергеевича. Так работают лексика и грамматика в своей взаимосвязи.

С точки зрения синтаксиса, который является одной из составных частей грамматики, все перечисленные слова в предложениях являются обращениями (словами, называющими того, к кому обращаются с речью).

Однако в устах разных людей все эти обращения имеют также и разные смысловые оттенки, опять же передающие отношение автора к своим персонажам и дающие характеристику каждому из них. В этом мы опять обнаруживаем тесную связь между грамматикой и лексикой.

2 стр., 790 слов

Критерии оценивания итогового сочинения в выпускных классах

... ошибок (фактических, речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных) разного типа. Шкала перевода баллов за сочинения, проверенных в 2019 году и ранее Если сочинение как индивидуальное достижение было заявлено в ... существенных ошибок (фактических, речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных) разного типа. 5 баллов работу отличает нешаблонность мысли, оправданная смелость ...

Таким образом, лингвист Г. Степанов абсолютно прав в том, что лексические и грамматические явления в своей взаимосвязи могут многое сказать читателю о характере того или иного героя произведения и о авторском отношении к этим героям.

Шаг 8. Оформляем собственный вариант сочинения на лингвистическую тему.

Успехов!

Делитесь с друзьями в соцсетях полезной информацией!

Поделиться ссылкой:

9.3. Что такое смелость? (по тексту В.П. Крапивина)

Смелость – качество, основанное на готовности прийти человеку, оказавшемуся в сложной и даже критической ситуации, на помощь. Смелость – это не столько внутреннее качество, сколько проявление данного качества в реальной жизни. Смелый человек не будет выражать находящемуся в трудной ситуации человеку сочувствие словами, он поможет человеку делом. Понятие «смелость» тесно связано с таким понятием, как «риск». Смелый человек будет жертвовать своим здоровьем и даже своей жизнью, чтобы помочь человеку, который не может справиться с критической ситуацией, в которой оказался, самостоятельно. Смелый человек отличается тем, что, когда происходит какая-то непредвиденная ситуация, которая может повлечь за собой трагические последствия, он долго не думает, а отправляется на устранение трудной ситуации, не подаваясь панике и страху.

Проблема смелости находит отражение в тексте В.П. Крапивина, где говорится о героическом поступке Максима, ставшего свидетелем того, как женщина утверждала, что у нее нет ключей от квартиры, где остался включенным утюг. Окружающие выдвинули такой вариант: «Если бы кто залез да выключил…». Тогда Максим не стал долго думать и гадать, кто же из прохожих совершит данный поступок. Главный герой принял решение лезть по водосточной трубе. Подчеркивается, что Максиму было страшно, но он старался не паниковать и держать себя в руках: «Снова стало жутковато, и, чтобы не дрожать, Максим уговаривал себя: все это не страшно, до земли всего два этажа, а если точнее – то полтора». Несмотря на страх и боязнь причинить вред собственной жизни, Максиму все же удалось благополучно добраться до нужной квартиры и остановить распространение огня. В. П. Крапивин показывает, что смелый поступок Максима, который рисковал собственной жизнью ради блага другого человека, – настоящий подвиг.

Василий Теркин

думает прежде всего не о собственном существовании, а о судьбе своей Родины. Главному герою важно защитить Отчизну от врага, поэтому он рискует здоровьем и даже жизнью. Когда солдаты оказываются в трудных ситуациях, Василий Теркин не раздумывает, а смело идет на борьбу против врага. Так, главный герой не боится начать перестрелку с вражеским самолетом, хотя все остальные солдаты бросились в «окопчик». Василий Теркин не боится переплыть ледяную воду, чтобы сказать о том, что его взвод нуждается в подмоге. Василий Теркин не страшится вступить в поединок с немцем. А.Т. Твардовский подчеркивается смелость, храбрость и отвагу главного героя, который готов пожертвовать всем, что у него есть, только для того, чтобы Родина была защищена.

Таким образом, смелость – это готовность человека оказать помощь тому, кому она действительно необходима, кто не может самостоятельно справиться с проблемами. Смелый человек преодолевает собственный страх, рискует собственной жизнью, чтобы принести благо окружающим.

5 стр., 2302 слов

Литературные аргументы к итоговому сочинению СМЕЛОСТЬ И ТРУСОСТЬ

... поступки. Итак, смелый человек это не тот, который не знает страха, а тот который может реально оценивать опасность. Сочинение про Смелость Любой человек способен на проявление смелости. Ее самый ближний синоним – храбрость. Смелость идет ...

С полным текстом В.П. Крапивина можно ознакомиться по ссылке

Вариант 28 — сочинения 9.1. и 9.2.:

  • 9.1. «Одним из важнейших признаков сравнения является элемент неожиданности, новизны, изобретательности» — А.И. Ефимов
  • 9.2. «Он был сдержан, а душа у него ликовала» (по тексту В.П. Крапивина)

Сочинение рассуждение по тексту, Вариант 1, Вариант 2

joomla 3.5

Похожие материалы:

  • «Это случилось давно, осенью 1988…» Сочинение ОГЭ
  • ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему ВЕЛИКОДУШИЕ. По В. Астафьеву
  • ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему ГЕРОИЗМ. По А. Приставкину
  • ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему ДЕТСТВО. По Г. Горину
  • ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему ДЕТСТВО. По О. Павловой
  • ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему ДОБРОТА. По А. Лиханову