«Зачем нужна культура речи?»

Зачем нужна культура речи?

Величайший англоязычный писатель, один из лучших драматургов мира Вильям Шекспир с присущей ему мудростью советует нам: «Следите за своей речью, от неё зависит ваше будущее». Я полностью согласна с мнением английского поэта и считаю, что высокая речевая культура способствует достижению поставленных человеком коммуникативных задач, предполагает высокий уровень развития его общей культуры.

Действительно, зная законы общения в целом, и законы, нормы, правила использования средств языка в частности, человек способен добиться многого. Он ощущает себя значительнее, что придаёт ему уверенности в своих силах, помогает влиять на мысли и чувства других людей. Приятный собеседник пользуется вниманием и почётом у окружающих, ему верят, за ним идут, он легко налаживает контакт с разными людьми.

Культура речи, по моему мнению, занимает высшую ступень коммуникации. Джон Морлей, английский учёный и политический деятель, большую эрудицию которого отмечали многие, говорит: «В речи имеют значение три вещи – кто говорит, как говорит, что говорит. И из этих трёх вещей наименьшее значение имеет третья». Таким образом, историк убеждает нас в том, что умение говорить — «как говорит» — имеет огромное значение. Не сам предмет разговора, а именно ораторское искусство, речевая культура влияют на умы и души слушателей.

Следовательно, переоценить значение правильности речи невозможно. Тогда почему проблема культуры речи остро стоит во все времена? Особенно актуальна она в наше время, поскольку халатность современного общества по отношению к языку, речи вызывает серьёзные опасения. Ни для кого не секрет, что бахвальство развязностью в языке, манерах, одежде – весьма распространённое явление 21 века. Молодёжь, люди среднего возраста не придерживаются норм культуры речи, так как не видят в этом необходимости, ведь их «и так понимают». Мы, конечно, знаем, что зачастую за показной бравадой, грубостью скрывается обычный человеческий страх, боязнь быть не понятым и не принятым обществом. О них немецкий философ Готхольд Лессинг сказал: «Разговаривая, редко выказывают качества, которыми обладают, скорее, выдают те, которых недостаёт». Таким людям невдомёк, что подобным поведением ничего не добиться, что так они только отталкивают от себя других. Значит, долг каждого культурного человека – разъяснять данным представителям общественности недопустимость такого стиля общения, на своём примере показывать, как с помощью речевой этики достигнуть желаемого. Воспитывать в других любовь к родному языку, стремление к самосовершенствованию, в первую очередь, в отношении своей речи.

4 стр., 1729 слов

Понятие связной речи и её значение для развития детей

... ЗНАЧЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи, способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических тесная связь речевого и умственного воспитания ( «Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, ...

Я считаю, что наша речь – важнейшая часть нашего общего хода жизни. По тому, как человек говорит, мы можем определить не только уровень его образованности, культуры, мышления, но и степень его психологического самообладания. Тут невольно приходит на ум изречение великого древнегреческого философа Сократа, которое я часто привожу на уроках своим ученикам: «Заговори, чтобы я тебя увидел!»

Доказательством того, что речь человека – отражение его внутреннего мира являются и произведения русской литературы. Вспомним главного героя повести Н.В.Гоголя «Шинель». Бедная речь Акакия Акакиевича – знак скудности его духовного мира. На основе речевых характеристик героев повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» мы можем раскрыть личности профессора Преображенского и Шарикова, показать противоречивость, сложность, неоднозначность характеров этих героев. Преображенский – интеллигентный человек, речь которого правильна, образна, логична. Шариков – его антипод, необразованный грубиян, в речи которого встречаются слова разных стилей: канцеляризмы, просторечия, даже слово высокого стиля «благоволите» . Выходит, манера говорить позволяет судить о психологическом типе личности.

«Наша речь,- по мнению Д.С.Лихачева, – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она затягивает». В своих «Письмах о добром и прекрасном» публицист поднимает важнейшие нравственные проблемы. Не оставляет он без внимания и вопрос о культуре речи. Письмо девятнадцатое «Как говорить?» посвящено именно лингвоэтике. Российский филолог убеждает читателя: «Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно – это надо, надо».

Эти слова профессора должны стать девизом современного общества. И взрослым, и детям необходимо каждый день, каждую минуту своей живой речи уделять внимание искусству говорения, чувствовать сопричастность с культурой родного языка и своего народа. Доказано, что по-настоящему сильный, выдержанный человек никогда не станет ругаться, употреблять жаргонизмы, повышать голос, потому что он знает: его слово и без этого весомо.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод: культура речи – необходимое условие успешного общения. Владение нормами литературного языка открывает для человека широкие перспективы, характеризует его как образованную, развитую, духовно богатую личность. Однако хорошая речь не может появиться сама по себе. Она является результатом упорного труда, получения знаний, умений и навыков. Значит, необходимо быть требовательным не только к речи других, но прежде всего к своей собственной. А начинать учиться правильности речи нужно, конечно, со школьной скамьи. Как сказал педагог-новатор В.А.Сухомлинский: «В школе должна быть прежде всего высокая речевая культура, должна царить атмосфера большой чуткости к слову: сказанное или написанное неправильно должно звучать не только для учителя, но и для школьника таким же диссонансом, как фальшивая нота для человека, обладающего высоким музыкальным слухом».

7 стр., 3136 слов

Развитие речи. Зачем учиться говорить красиво?

... ситуации) с особой силой сказываются на ее синтаксическом строе. К основным синтаксическим особенностям разговорного стиля речи относятся: 1) преобладание простых предложений; 2) широкое использование ... оно употребляется. Приведем примеры речевых ошибок, которые препятствуют культуре речи: Употребление слова в ошибочном значении. Пример: «Рок-группа выпустила очередной дебютный альбом». Пояснение: ...