Рассуждение : зачем нужна морфема?

Сочинение

Классификация морфем русского языка

Все морфемы делятся на корневые и некорневые Некорневые морфемы делятся на словообразующие (приставка и словообразующий суффикс) и формообразующие (окончание и формообразующий суффикс).

Корень

Принципиальное отличие корня от остальных типов морфем состоит в том, что корень — единственная обязательная часть слова. Слов без корня нет, в то время как существует значительное количество слов без приставок, суффиксов (стол ) и без окончаний (кенгуру ).

Корень способен употребляться, в отличие от других морфем, вне сочетания с другими корнями.

но, над, если

Вопрос:

помогите написать сочинение рассуждение на тему морфема значимая часть слова

Ответы:

В начальной школе все мы изучали русский язык. Что такое морфема — вот один из вопросов, которые рассматривает языкознание. Термин «морфема» ввел в науку русско-польский лингвист Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ. Слово морфема образовано от греческого «morphe» — «форма». Что такое морфема? Морфема — это мельчайшая несамостоятельная единица языка.Морфема выполняет две основные функции: она служит для образования новых слов, а также для образования форм слова (например, падежные формы слова: стол, столУ, столА, на столЕ) Морфемы могут быть обязательными (корни) и необязательными (аффиксы).

Корень — это значимая часть слова.Без корня, за редким исключением, не существует и самого слова. Слово может состоять только из корня, или из корня и аффиксов. Например, слово НОС состоит из корня, слово НОС-ИК состоит из корня и суффикса.Аффикс — это вспомогательная часть слова. Аффиксы не могут самостоятельно образовывать новое слово (по крайней мере, в русском языке), они присоединяются к корню. Вместе с корнями они образуют новые слова или формы слов. Аффиксы могут уточнять или дополнять смысл корня, например, козлЕНОК — суффикс ЕНОК указывает на то, что это не козел, а его детеныш. Аффиксы делятся по их положению относительно корня слова.апример, они могут располагаться перед корнем — префиксы. В русском языке префиксы еще называются приставками: ПРИехал, НАкрыть, ПЕРЕкусить и т. д. Морфемы, стоящие после корня слова, называются постфиксами или суффиксами. Они выполняют различные функции в языке. Например, слова, образованные с помощью суффиксов: стульЧИК, каменьЩИК, весеННий и т. д. Существуют также флексии или окончания, в русском языке они являются постфиксами.Окончания являются словоизменяющими постфиксами и указывают на связь слова с другими членами предложения. Например, тебЕ, тебЯ, с тобОЙ и т. д. Флексии меняются в словосочетании, обеспечивая согласование всех членов предложения: на широкОЙ дорогЕ, на широкУЮ дорогУ, широкАЯ дорогА, широкИЕ дорогИ. Итак, как мы видим, морфема — это очень важная составляющая языка. Не только филологи и лингвисты, но и каждый, кто действительно любит родной язык, должен иметь представление о том, что такое морфема.

5 стр., 2431 слов

Мини значение морфем в словах русского языка

... приставки. Суффикс – морфема, занимающая в слове положение после корня, например человечный, береговой. Во многих русских словах не один, а несколько суффиксов: насильственно, американизированный. Запомни: Слово не может состоять только из суффикса. интерфикс Популярные сочинения Сочинение ...

Словообразующие морфемы: приставка, суффикс

Некорневые морфемы делятся на словообразующие (словообразовательные) и формообразующие (формообразовательные).

Словообразующие некорневые морфемы служат для образования новых слов, морфемами, формообразующие — для образования форм слова.

Словообразующие морфемы делятся на приставки и суффиксы., Приставка

Суффикс — словообразовательная морфема, стоящая после корня (стол-ик , красн-е- ть).

В лингвистике наряду с суффиксом выделяют также постфикс — словообразовательную морфему, стоящую после окончания или формообразующего суффикса (умы-ть-ся , к-ого-либо ).

Формообразующие морфемы: окончание, формообразующий суффикс

Формообразующие морфемы служат для образования форм слова и делятся на окончания и формообразующие суффиксы. Окончания и формообразующие суффиксы различаются характером выражаемого ими грамматического значения

Окончание, Окончание

Окончания есть только у изменяемых слов. Нет окончаний у служебных слов, наречий, неизменяемых существительных и прилагательных. У изменяемых слов нет окончаний в тех их грамматических формах, в которых отсутствуют указанные грамматические значения (род, лицо, число, падеж), то есть у инфинитива и деепричастия.

У некоторых сложносоставных существительных и у сложных числительных несколько окончаний. Это можно легко увидеть при изменении этих слов: тр- и -ст-а , тр-ёх -сот- , диван -кровать- , диван-а -кроват-и .

Окончание может быть нулевым. Оно выделяется у изменяемого слова, если есть определенное грамматическое значение, но оно материально не выражено.

Нулевое окончание

Нельзя путать слова с нулевым окончанием и слова, в которых нет и не может быть окончаний, — неизменяемые слова. Нулевое окончание может быть только у изменяемых слов, то есть у слов, у которых в других формах представлены ненулевые окончания.

Формообразующий суффикс. Модификации глагольной основы

Другим видом формообразующих морфем является формообразующий суффикс — суффикс, служащий для образования форм слова. В основном все формообразующие суффиксы представлены в глаголе: это суффиксы инфинитива, прошедшего времени, повелительного наклонения, причастных и деепричастных форм. Не в глаголе формообразующие суффиксы представлены в степенях сравнения прилагательного и наречия.

У большинства глаголов — два разных вида основы: одна — основа настоящего / простого будущего, и другая — основа инфинитива, а также прошедшего времени: читаj— и чита— , рисуj— и рисова— , бег— и бежа— , говор— и говори— .

6 стр., 2878 слов

Сочинение на лингвистическую тему про морфемы

... флексий. Основа может состоять только из корня (пе-ть) или из корня и аффиксов (подпева-ть). Формообразующие морфемы (флексии) служат для образования форм слова и делятся на окончания и формообразующие суффиксы. Формообразующие морфемы ...

Существуют глаголы, у которых совпадают основы настоящего / простого будущего и инфинитива: ( ид -ут, ид -ти), и им противопоставлена основа прошедшего времени (ш -л-а).

Есть глаголы, у которых все три основы различны: тере— ть, тер- л-а, тр- ут; мокну- ть, мок- л-а, мокн- ут.

Есть глаголы, у которых все формы образуются от одной и той же основы: нес- ти, нес- л-а, нес- ут; вез- ти, вез- л-а, вез- ут.

Разные глагольные формы образуются от разных основ.

От основы инфинитива образуются, помимо неопределенной формы, личные и причастные формы прошедшего времени (если глагол не имеет иной основы прошедшего времени) и условного наклонения.

От основы настоящего / простого будущего времени образуются, помимо личных и причастных форм настоящего времени, формы повелительного наклонения.

Это хорошо видно у тех глаголов, в которых представлено чередование согласных: писа- ть — писа- л- (бы — писа- вш-ий пиш- у — пиш- ущ-ий — пиш- и- .

Основа

Все виды формообразующих морфем (окончание, формообразующий суффикс) не входят в основу слова.

Основа — это обязательный элемент морфемной структуры слова, выражающий лексическое значение слова. Формообразующие же морфемы, выражая грамматические значения, не изменяют лексического значения слова.

У неизменяемых слов всё слово составляет основу

Основа слова может быть прервана формообразующими морфемами. Таковы основы глагольных форм, содержащих словообразующий возвратный суффикс -ся/-сь ( учи- л-а-сь), основы неопределенных местоимений, содержащих суффиксы -то, -либо, -нибудь (к- ого-либо), основы некоторых сложно-составных существительных (диван- а-кроват- и) и сложных числительных (пят- и-десят- и).

Такие основы называются прерывистыми.

Сочинение рассуждение на тему: зачем нужна морфема?

В начальной школе все мы изучали русский язык. Что такое морфема — вот один из вопросов, которые рассматривает языкознание. Термин «морфема» ввел в науку русско-польский лингвист Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ. Слово морфема образовано от греческого «morphe» — «форма». Что такое морфема? Морфема — это мельчайшая несамостоятельная единица языка.

Морфема выполняет две основные функции: она служит для образования новых слов, а также для образования форм слова (например, падежные формы слова: стол, столУ, столА, на столЕ) Морфемы могут быть обязательными (корни) и необязательными (аффиксы).

Корень — это значимая часть слова.

Без корня, за редким исключением, не существует и самого слова. Слово может состоять только из корня, или из корня и аффиксов. Например, слово НОС состоит из корня, слово НОС-ИК состоит из корня и суффикса.

Аффикс — это вспомогательная часть слова. Аффиксы не могут самостоятельно образовывать новое слово (по крайней мере, в русском языке), они присоединяются к корню. Вместе с корнями они образуют новые слова или формы слов. Аффиксы могут уточнять или дополнять смысл корня, например, козлЕНОК — суффикс ЕНОК указывает на то, что это не козел, а его детеныш. Аффиксы делятся по их положению относительно корня слова.

37 стр., 18264 слов

Слово способно не просто назвать предмет действие качество

... слово может не только назвать предмет или действие, но и передать любое состояние человека. Об этом писал поэт Я. Козловский: СЛОВО Напишите сочинение ... девочки. В этом тексте он используется в качестве изобразительного средства языка. Таким образом, могу ... Попробую подтвердить верность слов Короленко , обращаясь к тексту другого русского писателя - В.П.Астафьева. Например, предложение 16 интересно ...

Например, они могут располагаться перед корнем — префиксы. В русском языке префиксы еще называются приставками: ПРИехал, НАкрыть, ПЕРЕкусить и т. д. Морфемы, стоящие после корня слова, называются постфиксами или суффиксами. Они выполняют различные функции в языке. Например, слова, образованные с помощью суффиксов: стульЧИК, каменьЩИК, весеННий и т. д. Существуют также флексии или окончания, в русском языке они являются постфиксами.

Окончания являются словоизменяющими постфиксами и указывают на связь слова с другими членами предложения. Например, тебЕ, тебЯ, с тобОЙ и т. д. Флексии меняются в словосочетании, обеспечивая согласование всех членов предложения: на широкОЙ дорогЕ, на широкУЮ дорогУ, широкАЯ дорогА, широкИЕ дорогИ. Итак, как мы видим, морфема — это очень важная составляющая языка. Не только филологи и лингвисты, но и каждый, кто действительно любит родной язык, должен иметь представление о том, что такое морфема.

Доклад на тему: «Морфемика» , Морфемика

  • раздел языкознания, в котором изучаются морфемы (значимые части слова: корень, приставка, суффикс, окончание, соединительные гласные – интерфикс, постфикс).

    Основа не считается морфемой, это все слово без окончания.

Корень

– это морфема, которая содержит в себе лексическое значение всех родственных слов. Чтобы выделить корень в слове следует подобрать как можно больше родственных слов. Подбирая родственные слова, следует учитывать возможность чередования звуков в корнях.

Приставка

  • значимая часть слова, стоящая перед корнем (или перед дугой приставкой) и служащая для образования новых слов.

Суффикс

  • значимая часть слова, которая стоит после корня (или после другого суффикса).

Окончание

  • это изменяемая значимая часть слова, служащая для образования форм одно и того же слова.

Продолжая воспитывать языковое чутье, учитель активно формирует выше названные лингвистические понятия при помощи таких мыслительных операций, как:

Анализ слова, выделение его структурных элементов (морфем), значение которых расширяет возможности понимания речевых высказываний.

Синтез частей слова, морфем по определенным законам словообразования.

Словообразование рассматривается в связи с изучением частей речи. Кроме выше названных понятий в программу средней школы введены новые понятия по этому разделу: словообразовательная модель, словообразовательная цепочка, исходная часть слова.

Методическая система изучения данного раздела:, Цели изучения морфемики и словообразования.

дать представление

о морфеме, как об основной единице раздела, о словообразовательной системе русского языка (составе слова, словообразовательных моделях, способах словообразования)

сформировать

основные словообразовательные

понятия

, умение выделять морфем в слове, умение определять их значение, умение различать основу и окончание, умение пользоваться словообразовательными и этимологически словарям.

3 стр., 1420 слов

Рассуждение по пословице «Корень учения горек, да плод его сладок»

... ухищрений.… В новом понимании многие понятия приобретают иное, углубленное значение.… Корень учения горек, но плоды его сладки.… Да! Да! Верно считать себя можешь представителем нашей семьи ... слова «учение». Каждому из нас предназначено свое задание, индивидуальный курс наук, который мы интуитивно постигая во всех жизненных проявлениях, движемся в правильном направлении, получая плоды сладкие. Но ...

выработать навык

: использовать знания о составе слова и его словообразования в речевой практике, расширять индивидуальный словарь морфем.

Содержание материала:

Класс

Знания

Умения

5

основа и окончание;

  • корень, суффикс, приставка;
  • различать назначения основы слова, не путая ее с отдельными морфемами;
  • различать значения суффиксов в именах существительных (увеличительное, пренебрежительное, уменьшительно-ласкательное);
  • различать значение суффиксов в именах прилагательных (уменьшительно-ласкательное, неполноты качества (красноватый));

различать значение приставок в глаголах

6

способы образования новых слов (приставочный, суф-фиксальный, безаффиксный, приставочно-суффиксаль-ный, сложение основ)

определять от какой основы и с по-мощью чего образованы данные слова;

употреблять в устной и письменной речи слова с определенными типами морфем, учитывая их смысловые особенности

7

формообразующие пристав-ки и суффиксы;

  • неморфологические спосо-бы образования новых слов.

определять, от какой основы и с помощью каких формообразующих аффиксов образуются данные части речи.

употреблять в устной и письменной речи слова с определенными типами морфем, учитывая их смысловые и стилистические особенности

Принципы работы:, Структурно-семантический

принцип

  • диктует необходимость в процессе анализа слова сопоставлять структуру слова и способ его образования.

лексико-семантический

способ связан с соотношением лексического и грамматического значений словообразовательной модели;

деятельностный принцип

  • проявляется в осуществлении на уроке активности самостоятельности учащихся при разборе слов с точки зрения морфемного и словообразовательного подходов.

коммуникативный принцип

  • указывает на то, что на уроках следует использовать диалоговые формы организации урока.

Примечание. Не следует путать морфемный и словообразовательный анализы слов с этимологическим. В некоторых случаях на уроках прибегают к историческим комментариям (этимологии), если в этом есть необходимость для объяснения правописания, например, словарных слов. В этом проявляется исторический принцип изучения словообразования.

Методы и приемы работы:

а) Наблюдение над фактами языка:

определение значений каждой морфемы в однокоренных словах для уточнения их значения.

Например, водитель. От слова водить. Суффикс -тель- указывает на носителя действия, а корень -вод- на род занятий.

определение значения каждой морфемы в слове для уточнения значения конкретной лексемы (слова).

Например, суффикс -тель- используется для обозначения лица определенного рода занятий, профессий (любитель, строитель, учитель), а для названия неодушевленного предмета в основе вместе суффиксов прибавляется приставка (проигрыватель, выключатель);

  • определения значения каждой морфемы для понимания роли аффикса в однотипных словообразовательных моделях.

Например, суффикс -ист- у существительных обозначает лиц определенно рода занятий или профессий (футболист, тракторист, журналист, таксист); одновременно этот суффикс встречается в прилагательных (волнистый, серебристый – обозначает неполноту действий);

4 стр., 1951 слов

«Добро должно быть с кулаками»: автор слов, аргументы для сочинения,

... 26.11.2019 итоговое сочинение Просмотры: 0 Версия для печати Выражение «Добро должно быть с кулаками»: смысл, значение, почему так говорят? «Добро должно быть с кулаками..» В чем смысл слов, значение и почему ... простые темы, требующие однозначных выводов. Например, недавно в нескольких московских школах одиннадцатиклассники писали сочинение на тему: «Может ли в одном человеке сочетаться добро и ...

  • б) для понимания роли аффиксов в однокоренных словах. Например, паронимы болотистый, болотный.

сравнение слов и наблюдение над многозначностью морфем. Например. Перелеты (пере – повторяемость), перелесок. (пере – пространство между чем-нибудь), передозировка. (пере – чрезмерность);

  • в) над омонимией морфем. Например: Пошире, погромче, почитать – значение смягчения меры признака. Побежать, полететь – начало действия;
  • г) над словообразовательной синонимией. Например: Вымазать, обмазать, измазать, перемазать;
  • д) словообразовательно антонимией.

распределение слов: по словообразовательным гнездам; по словообразовательным моделям;

  • сопоставление лексем одной словообразовательной модели. Например: Елка-подснежница в доме растаяла, плечи расправила, ветки расставила.

Система средств активизации учения школьников будет обеспечивать организацию учения как мотивированного, целенаправленного, самоуправляемого процесса, лишь при соблюдении ряда психолого-педагогических условий, важнейшими из которых являются: формирование положительных мотивов учения, формирования системы знания на основе самоуправления процессом учения, включение каждого школьника в процесс активного учения.

§1. Морфема

Морфема – это минимальная значимая часть слова. Она не делится на более мелкие значимые части. Слова строятся из морфем, значения морфем при этом являются компонентами общего значения слова.

Морфемы разделяют на словообразовательные и словоизменительные (формообразующие).

Словообразовательные морфемы, Словоизменительные (формообразующие) морфемы

Морфемика как раздел языкознания

Раздел языкознания морфемика — это и совокупность, система морфем, и наука о них. Наиболее тесно она связана со словообразованием, т.к. именно по наличию тех или иных морфем становится понятным способ, при помощи которого было образовано слово. К тому же, с учётом некоторых факторов, морфема помогает определить словообразовательное значение слова и, как следствие — словообразовательные типы слов.

Если принимать термин морфема как родовой, то есть и видовые термины, или виды морфем (префикс, суффикс, корень и т.д.).

11 стр., 5254 слов

Все народы меняются словами белинский

... других языков происходило, происходит и будет происходить во все времена и в языках всех народов. Занимаясь подсчетом заимствованных слов, ученые смогли получить интересные данные. Так, в немецком ... Есть языки, которые просто кишат иноязычными словами; например, в персидском и языке урду масса арабских слов. В других языках заимствований меньше, например в русском, немецком, французском. Есть языки ...

Специалисты по морфемике занимаются:

  • определением цельного описания морфем;
  • типологизацией их по различным признакам;
  • изучением таких отрезков слова, которые не имеют значения (как постфикс, например);
  • изучением основ слова, их типов и взаимосвязью с морфологией (наукой о частях речи);
  • изучением взаимоотношений основ со служебными частями слова, а также проблемой сочетаемости морфем друг с другом — морфотактикой, синтагматикой.

Морфемы могут быть корневыми и служебными. К служебным относятся все аффиксы, кроме окончаний.

Корень слова, его разновидности

Корневая морфема или корень слова — это основная его стержневая часть. Именно здесь содержится главная содержательная сторона слова. К примеру: корень слова «жёлтый» — жёлт, обозначает цвет. Поэтому в словах «желток, желтеть» человеком сразу прослеживается семантика цвета.

В русском языке нет слов без корня. К примеру, в слове «обуть» корень состоит всего из одной буквы: у.

При помощи корня образуется словообразовательное гнездо: во всех родственных словах корень повторяется. В слове его место не закреплено, он может быть в абсолютном начале или в середине, морфемика уделяет пристальное внимание этим частям слова.

Такие морфемы подразделяются на:

  • свободные — подавляющее большинство корневых морфем применяется только в свободном виде, без сочетания с другими частями слова. Безусловно, исключением является флексия (вода, лес и т.д.);
  • связанные — такие корни не употребляются самостоятельно, всегда сочетается со служебными морфемами (приставками, суффиксами или их совокупностью).

Аффиксы: определение, их типы. Флексии

Аффиксы выделяются на основе признаков по положению в слове. Учёными аффикс определяется как факультативная морфема, которая включается в себя:

  • приставки или префиксы;
  • суффиксы;
  • постфиксы;
  • конфиксы;
  • интерфиксы.

Положение префикса в слове строго закреплено: он всегда предшествует корню, приставка присоединяется к целому слову. Следует отметить, что в слове может быть две-три приставки (приналечь, понавыкапывать).

Это вид морфем выполняет следующие функции:

  • меняют вид глагола. Следует уточнить, что глагол имеет 2 вида: совершенный и несовершенный. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос «что делать?», совершенного — «что сделать?» (читать — прочитать);
  • могут превратить непереходный глагол в переходный (зевать — прозевать поезд, например);
  • приставки обладают большей автономностью, нежели суффиксы и постфиксы;
  • преимущественно приставки не оказывают существенного влияния на звучание корня.

Суффиксы всегда находятся после корня и присоединяются к основе. В слове может быть несколько суффиксов. Например, в слове чертёжник их два: суффикс -ёж- и -ник-. Отличительная особенность суффиксальной морфемы в том, что она способна изменить часть речи, превратив существительное в прилагательное: сталь — стальной.

2 стр., 618 слов

В стране слов «Корни с чередованием»

... посуда …А это запЕреть в сундук надо». Слезла старушка-побИрушка с печи, улОжила все вещи в сундук и запела: «ПрибИраю я ... я спрячу под замок». А молодец-удалец стоит под порогом перемИнается с ноги на ногу, пожИмает плечами, что сказать не знает. Увидела его ... 1 вершок примерно равен 31 сантиметру рА ст // рА щ // рО с . Искл: Ростов, Ростислав, росток, отрасль. зАр// зОр лОж//лАг А клОн//клАн – ...

Такая часть слова, как постфикс, имеет место в самом конце слова и становится выразителем грамматического и словообразовательного значения. К таким частям слова относятся морфемы -ка, -те, -ся, -сь (скажи-ка, наряжается и т.д.).

В строгом смысле, флексия или окончание не относятся к служебным аффиксам, а как бы противопоставлено им. Они располагаются в конце или конечной части слова.

Важно отметить, что у несклоняемых слов и их форм (наречий, например) нет флексий. Окончания вводятся с целью выражения грамматического значения слов и свойств синтаксического порядка. Помимо прочего, с помощью флексий выражается отношение грамматического изменения слова к другим словам в предложении, другим языком — они помогают словам согласовываться, образуя смысловое единство.

Основа слова

Помимо морфемы в качестве отдельного элемента строения слова выделяются основа. Например, в слове стена основой является стен-, кино — кино, около — около.

Основа выражает главное значение слова и является его семантическим ядром. Она не изменяется и морфологически не оформлена. С точки зрения звукового состава основа может видоизменяться, как и другие значимые части слова. Иногда основы могут усекаться и наращиваться.

По количеству входящих в них элементов основы бывают одноморфемные (корневые), их называют непроизводными; а также многоморфемные основы (производные), иначе именуемые членимыми. Членимые основы содержат распространённый корень.

Также существуют такие основы, которые не находят производных слов. Они являются непроизводными, но членимыми. Например, в слове «вежливый» нет производящей основы, т.е. слова, от которого оно произошло. Но само слово имеет суффикс -лив-, а значит, является членимым.

Интерфиксы, их трактование и роль в структуре слова

Соединительная гласная или интерфикс — такая морфема, которая не имеет самостоятельного значения и выполняет соединительную функцию. Располагается между основой и суффиксом. Неслучайно «интер» переводится как «между». Чаще всего интерфиксы употребляются в составе суффиксов производных слов: существительных и прилагательных. Реже в других частях речи, у глаголов, например, однако такое встречается нечасто.

Также интерфиксом называют соединительные гласные. Выделяются они только в составе сложных слов:

  • О: пар-о-ход;
  • Е: пеш-е-ход.

В слове может быть несколько соединительных гласных. Как, например, в слове вод-о-свет-о-лечение; гряз-е-вод-о-свет-о-лечение.

Некоторые учёные к списку соединительных гласных относят ещё и У в словах пол-у-тьма, пол-у-мгла; Я в слове сем-я-почка, сорок-а-летний. Однако такой подход не является официальным и не находит подтверждения в основных научных трудах и грамматиках.

§3. Виды формообразующих морфем

К формообразующим морфемам относят, прежде всего, окончания и суффиксы.

Окончание

Слушаю, слушаешь, слушает, слушаем, слушаете, слушают

гл. наст. времени 1-го спр., формы 1-го, 2-го и 3-го лица ед. и множ. ч.

дача, дачи, даче, дачу, дачей, о даче

сущ. 1-го скл., ж.р., ед. ч., им., род., дат., вин., тв., п. пад.

Нулевое окончание

Запомни:

В этих словах и этих формах бывают нулевые окончания:

5 стр., 2090 слов

Сонатная форма в эволюционном развитии

... сочинении. В заключении курсовой работы на основе проанализированного произведения, представлены выводы, касающиеся типичных классических черт в сонатной форме Шуберта, а также характерных особенностей ... производности в тематическом процессе» [13]. Рассмотрим краткое историческое развитие сонатной формы. Постепенная кристаллизация сонатной формы происходила в течение XVII - начала XVIII века и ...

  • у существительных 2-го и 3-го скл. в форме И.п. и В.п. в ед.ч., если их формы совпадают, как у неодушевленных существительных: дом , конь , мать , ночь
  • у существительных всех склонений в форме Р.п. во мн.ч.: машин , окон , солдат , армий
  • у кратких прилагательных в форме ед.ч. м.р.: здоров , рад , счастлив
  • у глаголов в форме изъявительного наклонения, прошед. времени, ед.ч., м.р.: читал , писал , считал
  • у глаголов в форме условного наклонения, ед.ч., м.р.: прочитал бы, написал бы, сосчитал бы
  • у глаголов в форм повелительного наклонения единственного числа: пиши , читай , считай
  • у кратких страдательных причастий в форме ед.ч. м.р.: написан , прочитан

Не путай:

Нулевое окончание и отсутствие окончания у неизменяемых слов. Это грубая ошибка, распространённая при разборах.

Формообразующие суффиксы

Обсуждаем проблему толкования.

Формообразующие суффиксы или окончания?

Есть авторы, которые занимают позиции непоследовательно. Так -л они считают суффиксом, а -ть, -ти — окончаниями. Объяснить их точку зрения труднее всего.

Рекомендую ребятам не удивляться, встретив новую для себя интерпретацию. Ничего не поделаешь, есть вопросы, относительно которых исследователи еще не пришли к согласию. Главное — быть последовательными и всегда комментировать спорные явления одинаково.