Урок русского языка «Подготовка к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту» 9 класс план-конспект по русскому языку (9 класс)

Сочинение

1 квалификационной категории

17 февраля 2015 г.

Цели

деятельностная:

формировать:

  • способность правильно понимать исходный текст, отбирать материал, необходимый для написания сочинения;

— умения и навыки в производстве правильной литературной речи в устной и письменной формах;

— развивать образное и логическое мышление, чувства языка, аналитические и творческие способности учащихся.

содержательная:

воспитание личности и нравственных качеств учащихся:

раскрыть на примере текста тему милосердия; формировать у учащихся чувство совестливости, ответственности за свои поступки, милосердия. Слайд 2.

Тип урока : урок развития речи.

Оборудование : компьютер, видеопроектор, таблица, печатные листы с текстом Ю. Яковлева для работы над сочинением, «Толковый словарь» Ожегова, презентация к уроку, песня «Дорогою добра».

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть.

2. Вступительное слово учителя.

Сегодня нам предстоит серьёзная и интересная работа – работа с текстом. Мы с вами будем не только совершенствовать свои навыки и умения по русскому языку, полученные на предыдущих уроках, но и будем готовиться к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту. Эта подготовка основывается на работе с текстом. Тексты, как правило, принадлежат к одному из функциональных или авторских стилей, содержат материал для раздумий и обсуждений.

Сегодня на уроке мы попробуем выработать алгоритмы работы и методические приемы, которые помогут вам справиться с сочинением.

26 стр., 12513 слов

Содержание и организация проектной и исследовательской деятельности ...

... должна получить проектная и исследовательская деятельность на уроках русского языка, поскольку правильно организованная, она способна активизировать и развивать познавательную деятельность учащихся. Однако проектная и исследовательская деятельность - это не одно и тоже. Е.Л. Ерохина в своей работе «Исследовательская и проектная деятельность школьника: ...

Слайд 3.

— Запишите число в тетрадях. Давайте вместе сформулируем тему нашего урока. Как я уже сказала, работать мы будем с текстом, и конечным результатом нашей работы должно стать что?(сочинение) И тема нашего урока…

— Сформулируйте тему нашего урока. Слайд 4.

  • Чему мы сегодня должны научиться? Поставьте себе задачи.

3. Этап актуализации знаний.

Словарная работа

— Вот какое толкование дает словарь Ожегова: Слайд 5.

Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Человек безупречной нравственности.

( Подбор синонимов. благородность, благородство, добродетельность, мораль, моральность, моральный кодекс, целомудрие, честность, этика, этические нормы).

— Какие качества характера человека отнёсем к нравственности? (опрос)

4. Чтение текста. Теперь мы с вами можем познакомиться с текстом, с которым будем работать. (Выразительное чтение текста).

(1)Девочку звали Алиса. (2)Ей было шесть лет, у неё был друг – театральный художник. (3)Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир. (4)Но она была не просто девочка, она – помощник художника.

(5)Однажды в театральном дворе Алиса увидела парня и сразу поняла, что он не артист.

– (6)Ты кто? – спросила она парня.

– (7)Шофёр, – ответил парень.

– (8)А что ты здесь делаешь?

– (9)Жду.

– (10)Кого?

– (11)Викторию Сергееву.

(12)Сергеева – артистка театра, молодая и красивая женщина. (13)И Алиса задала парню «взрослый» вопрос:

– (14)Ты её любишь?

– (15)Нет, – улыбнулся парень. – (16)Я однажды спас её. (17)В нашем городе, театр был тогда у нас на гастролях. (18)Это было весной, в конце марта. (19)Ребята катались на санках у реки. (20)Сергеева тоже захотела покататься. (21)Ребята дали ей санки. (22)Она села и поехала, сани случайно выехали на лёд, который был тонким и хрупким, и через минуту Сергеева оказалась в ледяной воде. (23)Ребята закричали, а я был недалеко и услышал.

– (24)И ты прыгнул в ледяную воду?

30 стр., 14609 слов

Развитие художественных навыков учащихся детских школ искусств ...

... дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения. 1. Теоретические основы развития художественных навыков учащихся детских школ искусств средствами пейзажной живописи 1 Проблема развития художественных навыков у учащихся ...

– (25)Прыгнул, – подтвердил парень.

– (26)Не испугался?

– (27)Не успел испугаться.

– (28)И не заболел?

– (29)Заболел немножко.

(30)Алиса и незнакомый парень разговаривали и не заметили, как во двор вошли Сергеева и знакомый художник. (31)Парень первым увидел её и сказал:

– (32)Здравствуйте, Виктория! (33)Вы, наверное, не помните меня? (34)Я Назаров.

(35)Сергеева внимательно посмотрела на парня: она не могла вспомнить его.

– (36)Ну помните, как Вы катались на санках, а я… (37)Вы ещё пригласили меня в Москву.

– (38)Ах, да, – вспомнила Сергеева. – (39)Сейчас я организую Вам билеты.

– (40)Спасибо, – сказал Назаров, – но я не за этим приехал. (41)У меня болен отец. (42)Мы приехали в Москву, но в Москве я знаю только Вас, и я хотел спросить, можем ли мы остановиться у Вас на неделю?

– (43)Нет, нет, – поспешно сказала Сергеева. – (44)Это неудобно, потому что у меня совсем маленькая квартира.

– (45)Что же делать? – спросил парень.

– (46)Не знаю.

(47)И тут Алиса взяла парня за руку. (48)«Пойдём», – сказала она. – (49)«Куда?» – удивился парень. – (50)«К нам», – сказала Алиса.

(51)Она не думала, что скажут дома. (52)Она спасала парня, спасала его от позора и неблагодарности. (53)А когда спасают, то долго не думают, а раз – и в холодную воду!

– (54)Нехорошо как, – сказал художник, когда Алиса и шофёр вышли вместе со двора. – (55)Ведь он вам жизнь спас.

– (56)Что же, я теперь памятник ему должна поставить? – ответила Сергеева.

(57)И тут старый сторож вдруг закричал: (58)«Вон! (59)Вон отсюда!» (60)Он делал вид, что кричит на мальчишек, которые тихонько пробрались в театральный двор. (61)Но кричал-то он на Сергееву.(По Ю. Яковлеву)*

* Яковлев Юрий Яковлевич (1923–1996) – писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества.

Кластер (работа в группах) Слайд 6.

— Какие ассоциации возникают у вас?

1 группа – Алиса

2 группа – Виктория

— Все ассоциации, возникшие у вас, запишите в кластере.

Кластер: глаз, реснички-ассоциации

3 группа штрихи

  • 1-я строка. 1 существительное.
  • 2-я строка. 2 прилагательных.
  • 3-я строка. 3 причастия.
  • 4-я строка. 4 глагола.
  • 5-я строка. 5 наречий или деепричастий
  • 6-я строка. Сложносочинённое или сложноподчинённое предложения по теме.

Беседа

13 стр., 6240 слов

Школьница написала о милосердии

... войне начинают принимать участие дети. К сожалению, многие народы были вынуждены участвовать в битвах и у всех имелись различные причины. Самые страшные войны Сочинение ... беде или о бездомной собаке. В наше время многие разучились искренне сострадать, однако милосердие — это не то, чего можно лишиться, ... к ним все ближе. В конечном счете, Кусака во второй раз решила довериться людям, несмотря на все ...

— О чем этот текст? (О милосердии) Какую проблему поднимает Ю.Яковлев? Об отсутствии какого нравственного начала в человеке тревожится? (отсутствие такого чувства, как милосердие, наличие чёрствости души. Предложения №43,44,46)

— Как вы понимаете значение этого слова? (несколько ответов)

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Проявить милосердие.

— Синонимы к слову «милосердие»: жалость, сострадание, гуманность, благостыня, сердобольность, сострадательность, сердоболие, благоутробие, благосердие.

— А сейчас я попрошу вас подобрать антонимы к слову «милосердие».

Антонимы: равнодушие, эгоизм, черствость, бездушие, злость, зависть, высокомерие, жадность, жестокость, безжалостность, жестокосердие, бесчеловечность.

-Почему актриса отказалась помочь человеку, спасшему ей жизнь?

Как бы вы поступили в этом случае?

Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

(Стараемся помочь, позвать взрослых, вызвать скорую помощь.)

— В чем причины людского равнодушия и невнимания?

( Возможно, в современном обществе забыли, что такое милосердие. 90-е годы, времена перестройки, многие люди были обмануты ваучерами, денежной реформой и т.д. В связи с этим народ стал менее доверчивым и более безжалостным, тем самым изжив милосердие в своих сердцах. В дальнейшем это отразилось на воспитании будущего поколения. Но, по моему мнению, немало людей, склонных к состраданию и проявляющих милосердие.)

— Можно ли воспитать милосердие в себе?

— Каких людей больше в нашей жизни, по вашему мнению, отзывчивых или равнодушных?

Практикум.

-Начертите таблицу в своих тетрадях, заполните графы примерами . Слайд 7

-Дополните таблицу именами героев текста Ю.Яковлева

-В какую колонку таблицы мы запишем сторожа театрального двора? Ответ обоснуйте.

Великомученица княгиня Елизавета Фёдоровна( православная подвижница) Свои драгоценности она отдает в казну и родственникам, а на оставшиеся средства, купив в Москве усадьбу, создает Марфо-Мариинскую обитель сестер милосердия. При обители работала воскресная школа, библиотека, бесплатная столовая для бедных, приют для девочек сирот.

6 стр., 2714 слов

Как проявляется человечность (по тексту Е.И. Чарушина)

... милосердием, добротой, человечностью лирического героя и вместе с ним осуждаем равнодушие прохожих, не проявивших ни капли сострадания при виде упавшей лошади. Сочинение про человечность ... чуткость. Человечность нужно проявлять не только друг к другу, но и животным. Особенно к тем, которые выброшены на ... вместе с тремя детьми. Старшая девочка заканчивала 11 классов, младшей было 5 лет, а сыну – ...

Императрица Александра Фёдоровна и четыре великие княжны . Императрица Александра Фёдоровна и четыре великие княжны стали сёстрами милосердия во время первой мировой войны, а Зимний дворец превратился в госпиталь.

Мать Тереза. В возрасте 12 лет девочка решила стать монахиней, в 18 вступила в конгрегацию лоретских сестер, ирландский католический орден, осуществлявший миссионерскую деятельность в Индии. Сначала она работала в школе для девочек в Дарджилинге, городе к северу от Калькутты, в течение 20 лет преподавала географию в школе св. Марии неподалеку от Калькутты, несколько лет была директором этой школы. В возрасте 36 лет почувствовала призыв оставить монастырь и служить бедным, живя среди них. В 1948 основала Орден милосердия и посвятила себя служению обездоленным жителям калькуттских трущоб. В год, когда ее конгрегация была официально признана церковью, приняла индийское гражданство (1950).

К моменту, когда мать Тереза получила Нобелевскую премию, сестры ордена работали уже во многих странах.

Доктор Леонид Михайлович Рошаль. В участвовал в спасении детей, пострадавших во время . В Рошаль стал председателем Международного комитета помощи детям при катастрофах и войнах. В этот комитет вошли известные специалисты-медики со всего мира. Тогда же он возглавил Международный благотворительный фонд помощи детям при катастрофах и войнах, созданный для того, чтобы обеспечивать транспортировку, покупку оборудования и питание врачей, входящих в международную бригаду неотложной помощи.

Кроме этого, помогал детям, пострадавшим во время революции в , войн в ( ), , , , а также во время землетрясений в , , ( ), ( ) и ( ).

Вёл переговоры с террористами во время террористического акта на ( ): благодаря участию Рошаля из здания Театрального центра были выведены восемь детей, а заложникам были переданы вода и медикаменты. Также вёл переговоры с террористами во время . Рошаль выступал против войны в Чечне.

Трагедия в Беслане 1 сентября 2004 года. 18 учителей погибли от пуль озверевших террористов, спасая школьников. 74 летний учитель физкультуры Иван Константинович Канидзе спас 30 детей, но сам получил 3 пули в спину и трагически погиб.

Знаменитые артисты Гоша Куценко, Сергей и Ирина Безруковы, Ольга Будина, известные писатели Олег Рой, Наталья Толстая является участниками благотворительного проекта, Чулпан Хаматова – соучредитель фонда «Подари жизнь».

6 стр., 2568 слов

Подготовка к сочинению-рассуждению. Анализ текста. 11-й класс

... аргументы; не пересказывайте фрагменты текста; не пытайтесь развить авторскую мысль. I. Слово учителя. Объявление темы, целей урока. II. Работа с текстом. Чтение текста. Беседа. Расскажите об авторе текста В. ... прочитанный текст для автора сочинения. ... угождения первому встречному, мы признаём дрянным, ... аргумента, подтверждающих ваше мнение. Мир — добродетель цивилизации, война — её преступление. (В. ...

Слово учителя

  • Милосердие – это положительное качество, которым должен обладать каждый человек на планете Земля. Такой человек всегда окажет помощь тому, кто в ней нуждается. В голод люди делились последним куском хлеба. И в наше время есть место человечности. Люди сдают кровь, чтобы помочь больным в тяжёлую минуту;
  • делятся кровом с оставшимися без жилья. Вот это настоящее милосердие.

— Я предлагаю вам подумать над словом человечность. Что такое человечность ? То же, что и милосердие?

Слайд 8 Человечность – гуманность, человеческое отношение к окружающим.(Толковый словарь русского языка Ушакова)

Человечность – моральное качество, выражающее принцип гуманизма применительно к повседневным взаимоотношениям людей. Включает ряд более частных качеств — благожелательность, уважение к людям, сочувствие и доверие к ним, великодушие, самопожертвование ради интересов др., а также предполагает скромность, честность, искренность.(Философский словарь)

— Это сухой, точный, прямой язык научного стиля речи. А вот как сказали об этом качестве художники слова: М.Горький, Е.Евтушенко, С.Есенин, Ф.Тютчев.

Человечность — это фильтр, который не позволяет распространяться злу среди людей. Злым помыслам, словам, эмоциям, поступкам. Он задерживает их в себе, копит и растворяет, не позволяя распространяться вирусной злой инфекцией.(М. Горький)

Тревожьтесь обо мне

Пристрастно и глубоко.

Не стойте в стороне,

Когда мне одиноко.

Желайте мне добра

И рядом и не рядом…

Е.Евтушенко

Разберёмся во всем, что видели,

Что случилось, что сталось в стране,

И простим, где нас горько обидели

По чужой и по нашей вине.

С.Есенин

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовётся,-

И нам сочувствие даётся,

Как нам даётся благодать…

Ф.И.Тютчев

5. Сообщение задания 15 на ГИА по русскому языку. СЛАЙД 9, 10, 11.

Используя прочитанный текст, выполните на бланке ответов № 2 ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

9 стр., 4047 слов

Подготовка к сочинению – рассуждению по тексту Л. Андреева

... аргумента). Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение ... по русскому в прошлые годы, поделитесь шпаргалками к сочинению. ... теоретических знаний о тексте .Общий анализ текста.Фронтальная работа Перед ... текста (рассмотрение ее актуальности и сопоставление различных точек зрения по данному вопросу) . Слайды ...

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами К.Г. Паустовского.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения текста: «А когда спасают, то долго не думают , а раз – и в холодную воду! ..»

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3. Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое человечность», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

6. Работа над планом сочинения — рассуждения. СЛАЙД 12

Формулировка тезиса. Запись тезиса.

Формулировка 1 аргумента. Запись 1 аргумента. Пример 1.

Формулировка 2 аргумента. Запись 2 аргумента. Пример2.

Формулировка вывода. Запись вывода.

7. Выставление оценок.

8. Домашнее задание. СЛАЙД 13

— Дома вы, пользуясь подготовленными материалами, должны написать сочинение- рассуждение по данному тексту, выбрав один из вариантов.

3 стр., 1226 слов

Подготовка к сочинению. Работа над комментарием

... хоть какое-то отношение к сочинению. Это и опыт С.В.Драбкиной, и рекомендации Цыбулько и Егораевой, и многих учителей-практиков. Что же я применяю в своей работе, в частности в работе над комментарием? Давайте вспомним: Поэтому ... описание портрета, речи героя, пейзаж, интерьер и т.д. Какие же языковые средства помогают нам увидеть авторское отношение к тому, о чем он пишет? Давайте найдем их в ...

9. Рефлексия.

Ребята, скажите, чем запомнился вам урок? (ответы).

Чему вы научились?

10. Пожелание учителя. СЛАЙД 14. Песня «Дорогою добра».

11 . Поведение итого урока

Вот мы и закончили подготовительную работу. Я думаю, что наш сегодняшний разговор поможет вам в написании сочинения.

12. Заключительное слово

А закончить урок мне хотелось бы словами древнегреческого комедиографа Менандра: «Я зык, который умудрён знаниями, не будет запинаться ». Я думаю, что сегодняшний наш урок стал еще одним этапом в освоении вами секретов написания сочинения, секретов совершенствования языка и речи.