Подготовка к сочинению – рассуждению по тексту Л. Андреева

Сочинение

«Подготовка к сочинению – рассуждению по тексту Л. Андреева»

Конспект урока русского языка в 10 классе, Учитель: Гусева В.А., Тема: «Подготовка к сочинению – рассуждению по тексту Л. Андреева»

Тип урока

Цели урока:

  • подготовка к написанию домашнего сочинения- рассуждения;
  • развитие речи и аналитических способностей учащихся;

воспитание чувства сопричастности и ответственности за мир вокруг нас, воспитание патриотизма.

Оборудование

Ход урока.

1.Оргмомент

  • Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас открытый урок, и мы приветствуем наших гостей и желаем всем плодотворной работы.

2.Вступительное слово учителя. Мотивация деятельности.

Однажды, просматривая страничку в интернете, прочитала:

«Кто сдавал ЕГЭ по русскому в прошлые годы, поделитесь шпаргалками к сочинению. Это работа творческая, за нее ставят самые высокие баллы».

«Еще бы не ставили! Дома над сочинением неделю сидишь, а тут надо за 3,5 часа и сделать части А и В, да еще успеть нарисовать что-то вразумительное в «С»! Какое тут творчество, если порой такой текст попадется, что невозможно понять, о чем писать!»

«Полгода до экзамена осталось, а я как собачка Павлова – текст понимаю, а написать сочинение по нему не могу!»

Вот такие проблемы волную ваших сверстников А вас?. …Да, ребята, часть «С» сложная. Она проверяет навыки вдумчивого, осмысленного чтения, зрелость ваших суждений при истолковании текста. Это часть, которая «подарит» вам хорошие баллы на экзамене (23б).

3. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, актуализация знаний. Определение темы урока

«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным», — сказал когда-то римский философ Сенека. Поэтому я хотела бы узнать, а «вы знаете куда держите путь?» Давайте вспомним задание части «С»? ( Слайд2)

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных

автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Напишите, согласны

или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения(учитываются первые два аргумента).

2 стр., 902 слов

Тема : "Редактирование текста сочинения "Скучен день до вечера, ...

... посветим ручкой, как солнышком, помашем. Презентация к открытому уроку для РМО учителей начальных классов на тему «Редактирование текста сочинения «Скучен день до вечера, коли делать нечего» ... ли вам раскрыть смысл пословицы? Почему? (Основная часть соответствует пословице.) Прочитайте мне, пожалуйста, свои сочинения. Спасибо. Понравилось ли тебе сочинение соседа по парте. Чем? (Написано понятно ...

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному

тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком

Обратите внимание на первую фразу: « Напишите по прочитанному тексту» и на последующую — « Работа, написанная без опоры на прочитанный текст, не оценивается». Отсюда следует, что важнейшим условием успешного написания сочинения является правильное понимание исходного текста. Если вы правильно поймете текст – это уже 50 % успеха на экзамене. А правильно понять текст – задача не из легких.

Подготовка к сочинению – рассуждению по тексту Л. Андреева»

4 .Формулирование учащимися цели урока.

(Цель урока – подготовка к написанию домашнего сочинения- рассуждения;

формирование умения анализировать содержание текста и создавать свой текст на основе прочитанного).

5.Чтение текста мальчиком (текст распечатан для каждого).

Ученик подготовлен ( или читает учитель).

(1)Я сидел в ванне с горячей водой, а брат беспокойно вертелся по маленькой комнате, хватая в руки мыло, простыню, близко поднося их к близоруким глазам и снова кладя обратно. (2)Потом стал лицом к стене и горячо продолжал:

– (3)Сам посуди. (4)Нас учили добру, уму, логике – давали сознание. (5)Главное – сознание. (6)Можно стать безжалостным, но как возможно, познавши истину, отбросить её? (7)С детства меня учили не мучить животных, быть жалостливым. (8)Тому же учили меня книги, какие я прочёл, и мне мучительно жаль тех, кто страдает на вашей проклятой войне. (9)Но вот проходит время, и я начинаю привыкать ко всем страданиям, я чувствую, что и в обыденной жизни я менее чувствителен, менее отзывчив и отвечаю только на самые сильные возбуждения. (10)Но к самому факту войны я не могу привыкнуть, мой ум отказывается понять и объяснить то, что в основе своей безумно. (11)Миллионы людей, собравшись в одно место и стараясь придать правильность своим действиям, убивают друг друга, и всем одинаково больно, и все одинаково несчастны – что же это такое, ведь это сумасшествие?

(12)Брат обернулся и вопросительно уставился на меня своими близорукими глазами.

– (13)Я скажу тебе правду. – (14)Брат доверчиво положил холодную руку на моё плечо. – (15)Я не могу понять, что это такое происходит. (16)Я не могу понять, и это ужасно. (17)Если бы кто-нибудь мог объяснить мне, но никто не может. (18)Ты был на войне, ты видел – объясни мне.

  • (19)Какой ты, брат, чудак! (20)Пусти-ка ещё горячей водицы.

(21)Мне так хорошо было сидеть в ванне, как прежде, и слушать знакомый голос, не вдумываясь в слова, и видеть всё знакомое, простое, обыкновенное: медный, слегка позеленевший кран, стены со знакомым рисунком, принадлежности к фотографии, в порядке разложенные на полках. (22)Я снова буду заниматься фотографией, снимать простые и тихие виды и сына: как он ходит, как он смеётся и шалит. (23)И снова буду писать – об умных книгах, о новых успехах человеческой мысли, о красоте и мире. (24)А то, что он сказал, было участью всех тех, кто в безумии своём становится близок безумию войны. (25)Я как будто забыл в этот момент, плескаясь в горячей воде, всё то, что я видел там.

14 стр., 6889 слов

Особенности работы на этапе подготовки к сочинению как средству ...

... работы на этапе подготовки к сочинению как средству самовыражения личности. Цель данной курсовой работы: определить особенности работы на этапе подготовки к сочинению как средству самовыражения личности. Объектом курсовой работы является сочинение как ... предложений и текста приближает автора к самораскрытию, самовыражению личности [12, с. 405]. Сочинение придает смысл всем урокам родного языка: ...

( По Л.Н. Андрееву)

6. Подготовка к сочинению- рассуждению. Работа с текстом. Отработка умений и навыков работы с исходным текстом. Усвоение способов деятельности путем воспроизведения информации и выполнения упражнений.

. Повторение теоретических знаний о тексте .Общий анализ текста.Фронтальная работа

Перед тем, как разбираться в прочитанном, напомните:

  • Что такое текст?.

Если вы сумеете научиться «вычитывать» эту информацию, то правильно поймете текст.

художественный)

размышления героев о войне и радостях мирной жизни);

  • Кто главные герои в тексте?( два брата)

2. Повторение структуры сочинения- рассуждения .(слайд 3)

Чтение информации. 1) Вступление (может быть).

Сформулировать проблему.

2) Прокомментировать проблему.

3) Определить позицию автора исходного текста по данной проблеме.

4) Высказать собственное мнение, согласившись или не согласившись с автором.

приведя не менее двух аргументов

  • первый аргумент — из русской или зарубежной литературной классики;
  • второй аргумент — из собственного жизненного опыта или жизненного опыта других людей.

6) Итоговый вывод (заключение)

3.Работа над композицией и содержанием сочинения

1)Формулировка проблемы( К1-1б)

: «Кто знает, какая проблема рассматривается в тесте. Автор ее часто так замаскирует!»

Проблема — вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья)

Чаще всего в тексте поднимается несколько проблем. Чтобы их определить, задайте себе вопрос : над какими вопросами размышляет автор? Обратимся снова к тексту.

Групповая работа, Задание группам

  1. Подумайте в группе над проблемами текста, сформулируйте их. Определите самую главную, на ваш взгляд..

  2. Чтение проблем текста. Определение главной проблемы. Формулирование проблемы (слайд4,5)

4 Назывные предложения.(вступление) В виде вопроса

(проблема и есть вопрос)- 1 группа .2. Сочетанием слова проблема с именем существительным в Р.п. ( проблема чего?) — 2 группа

  • 5 Клише: В своем тексте публицист (писатель) NN рассматривает (поднимает, выдвигает на всеобщее обсуждение, затрагивает, обращает внимание читателей на проблему (чего?);

    19 стр., 9035 слов

    Формулируем проблему Можно (и это выигрышнее) начать с риторического ...

    ... согласна с мнением автора текста: благородного человека отличает искренняя любовь к людям, желание помогать им, способность сочувствовать, ... так как они стеснительны и пассивны, не проявляют интереса к играм и забавам, не имеют увлечений. И очевидно, поднятая автором проблема ... духовной составляющей человека. Сочинение №2 (по тексту Ю. Цетлина о благородстве) В наши дни благородный человек – большая ...

  • Текст публициста (писателя) NN заставил меня задуматься над проблемой (чего?);

Чтение вариантов. Обсуждение лучшего.

2.Составление комментария проблемы.(К2-2б)

  • «Комментарий проблемы… Перескажи своими словами часть текста — и все!» — снова реплика из чата. Если вы последуете этому совету, то за К2 вы получите 0 баллов. Давайте вспомним, что такое комментарий?

вопросов.

(политическая, нравственная , философская ,экологическая …)

  • Актуальная ли эта проблема в наши дни? Что делает ее актуальной? (Актуальна, потому что война в мире в последнее время является одной из центральных проблем, все чаще дает о себе знать в СМИ и телевидении)
  • Почему эта проблема привлекла внимание автора?
  • Кого и почему особенно интересует эта проблема?
  • На каком материале автор рассматривает проблему?
  • Для чего он это делает?
  • Каково авторское отношение к проблеме?

Задание группам

1) Текстуальный — объяснение структуры

1-2группа

2) Концепционный — интерпретация пишущим проблемы исходного текста (рассмотрение ее актуальности и сопоставление различных точек зрения по данному вопросу) .

Слайды 7,8)

7Текстуальный:, Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу, NN рассказывает историю о

/повествует о … / приводит факты…, говорит о взаимоотношениях…

NN показывает, что ….

Чтобы лучше разобраться в этом злободневном вопросе, NN повествует о …. Особенно грустно / страшно, по мнению автора, что

8 Концепционный:, Эта проблема актуальна сегодня, как никогда, и известный писатель не обошел ее вниманием.

Действительно, проблема … очень серьезна и затрагивает каждого из нас. Этот вопрос довольно часто поднимается в средствах массовой информации. ..

Актуальность этого вопроса не подлежит сомнению. Психологами давно доказано: …

Вот почему обозначенная выше проблема так часто обсуждается в средствах массовой информации. Участники дискуссий уверены в одном: …..

Задание группам

Чтение вариантов групп.

  • Все! Мы проблему прокомментировали достаточно подробно и можем получить по К2 – 2 балла! И делаем следующий шаг –…

3-4).

Формулировка авторской позиции и своего мнения .(К3-1б)

Слово учителя: «Хорошо, когда автор свою позицию в каком-нибудь предложении объясняет! А то так закрутит, что не найдешь!» ( Реплика из чата) Очередная проблема, с которой, как видите, сложно бывает справиться». Давайте вспомним, что такое позиция автора?

Справка : Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы

  • Какие способы используются в нашем тексте? (риторические вопросы, оценочная лексика)

-Какова же авторская позиция? (« Миллионы людей, собравшись в одно место и стараясь придать правильность своим действиям, убивают друг друга, и всем одинаково больно, и все одинаково несчастны – что же это такое, ведь это сумасшествие?» )

4 стр., 1988 слов

Позиция автора исходного текста по заявленной проблеме. Аргументация ...

... … (По И. А. Бунину) Сочинение. В данном для анализа тексте И. ... благословенной – Богом стране. (7) Они шли и пели среди её вечной ... душу своей страны. Именно проблема беспредельной любви к своей ... наших отцов и дедов. Автор передаёт ощущение тепла, которое ... полный прозрений мир юности, где приоткрывшиеся уму ценности стали ... открытием новых мыслей, вытекающих из этого убеждения, и составлением ...

(слайды 9,10,11,12)Задание: написать вариант выражения авторской позиции, используя клише и свой вариант.

9 Позиция автора — это отношение автора текста к проблеме, о которой он размышляет.

Для того чтобы выявить позицию автора, нужно ответить на следующие вопросы :

1) Что хотел сказать автор своим читателям, создавая данный текст?- 1 группа

2) Как сам автор оценивает описываемую в тексте жизненную ситуацию и поступки героев.- 2 группа

10 Авторская позиция выражена через:1) рассмотрение содержания проблемы и предложенных автором способов ее решения (Позиция автора текста довольно ясна и раскрывается в следующем предложении: (далее идет цитата из текста))-

1 группа

  • 2) разъяснение авторского эмоционального отношения к тому, о чем он говорит…(Автор озабочен (встревожен, обеспокоен) тем, что…).

  • 11 3) )обращение к авторским аргументам. (Писатель (публицист) через слова героя приводит весьма убедительные доводы в пользу того, что…)- 1 группа

  • 4) обращение к выводам, к формулировке основной авторской идеи ( Писатель словами героя завершает свои рассуждения вполне закономерным выводом о том, что

12.Рекомендации

  • при определении авторской позиции нельзя ставить знак равенства между автором текста и героем-рассказчиком. Следует разграничивать понятия «автор » и «рассказчик »

  • (слайд14)

13. 1) Нельзя не согласиться с автором текста в том, что … (далее идет формулировка важного тезиса).

2) Я согласен с автором данного текста в том, что (далее идет формулировка важного тезиса).

Несогласие с автором, Уважая автора текста, позволю себе не согласиться с его точкой зрения по данной

проблеме. Я сомневаюсь в том, что … (далее идет мысль автора + свой аргумент).

Чтение вариантов текста . Обсуждение лучшего.

  • Итак, мы выполнили еще одно требование к сочинению – сформулировали авторскую позицию. И выразили свое мнение по проблеме? И получаем по К3-1 балл

5).

Аргументация собственного мнения.(К4-3б)

Слово учителя

Это, действительно, самая трудная часть работы. На этом этапе написания сочинения ваша задача состоит в следующем: одобрить позицию автора, выразить солидарность, понимание, принятие позиции и сформулировать собственную позицию, подобрав 2 аргумента, доказывающих справедливость мнения автора и вашего мнения.

Давайте вспомним, что такое аргументы, какие аргументы можно считать жизненным опытом, а какие – читательским?

(слайды15,16,17

3 стр., 1210 слов

Учимся писать — рассуждение, связанное с анализом текста (задание 15.2)

... (6)После каждого такого упражнения он бессильно падал на подушку с мыслью: сумеет ли он снова возобновить их? (7)Но приходило положенное время, и он принимался за свое. (8)Он ... написания сочинения - рассуждения Тезис Аргумент 1 из текста Аргумент 2 из текста Вывод Работа с текстом Обратимся ко 2-му заданию теста: «В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на ...

14 .Аргумент — суждение, довод, приводимый пишущим в доказательство высказанной мысли, своей точки зрения.

Аргументы приводятся на основе

жизненного опыта,

2.читательского опыта

А) Задание группам: привести литературны

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/analiz-sochineniya-po-russkomu-yazyiku-klass-2/

й аргумент, используя клише или свою формулировку.

15 Литературный аргумент

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/analiz-sochineniya-po-russkomu-yazyiku-klass-2/

…-2 группа

Реализация индивидуального домашнего задания

Тетради с домашним упражнением сдают на проверку.

Задание по карточкам, Карточка№1, Карточка №2

Выступление ученика- аргументация.

Обсуждение и добавление аргументов.(А.С.Пушкин «Капитанская дочка», М. Шолохов «Судьба человека», А.Некрасов – стихи, Л. Толстой «Севастопольские рассказы», «Война и мир» и т .п.)

Б) Составление аргументов из жизни в группе, используем клише :

  • 16.Аргумент из жизни : Хочу рассказать об одном случае из моей жизни, который, как мне кажется, является дополнительным аргументом в пользу того, что …-1 группа

  • У каждого из нас, наверное, есть немало примеров из собственного жизненного опыта, которые доказывают необходимость / важность ..-2 группа

Чтение вариантов, созданных в группах, Проблемная ситуация, Анализ цитат из фильма, Своих бьют! Им приказали – они и бьют»

«-Навоевались. По домам. Эта война всем поперек горла встала!

-Так немец к тебе домой и придет!»

«Вы стреляете друг друга, а кто землю пахать будет?!»

Выводы о жестокости войны. Оформление аргумента .

Слайд №17 .Учитель : « Следует помнить…1.Указание лишь на название художественного произведения без отсылки к его автору не дает основания считать ваш аргумент литературным. Согласно критериям оценивания части «С» эксперты засчитывают его как аргумент, основанный на жизненном опыте.

не должно быть

Учитель : Верная аргументация добавит вам 3 балла. Отсутствие аргумента из жизни-2 балла, аргумент из жизненного опыта даст 1 балл. Об этом помним!

Заключение

Задание группам

18 . (В заключение всего вышесказанного еще раз подчеркну …)

мнение (Все вышесказанное позволяет сделать вывод:…) — 1группа

3)сделать прогноз каких-то событий или

(Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, затронутой в тексте …)

(В заключение хочется сказать, что каждый из нас должен…)—2 группа.

Чтение заключений

7.Поведение итогов урока

Вот мы и закончили работу над сочинением. Я думаю, что наш сегодняшний разговор поможет вам в написании сочинения .

Рефлексия :

8.Оценивание:

9.Заключительное слово

Я думаю, что сегодняшний наш урок стал еще одним этапом в освоении вами секретов написания сочинения. И мне очень хотелось бы, чтобы эксперт, проверяющий вашу работу, увидел вас как человека эрудированного, мыслящего, умеющего вступить в диалог с автором, владеющего владеть речью, и поставил вам высокую оценку, которая может стать входным билетом в вуз .

9 стр., 4173 слов

Рассуждение что такое совесть с аргументами из жизни

... Примеры совести из жизни человека Если школьник не помнит второй аргумент из литературы на экзамене, то он всегда может привести жизненный пример. Это может быть любой момент из его или жизни его близких или друзей. ... у ровесника нет даже крыши над головой. Сочинение на тему Совесть Что такое совесть? Многие люди задаются этим вопросом. Но ведь ответ на него прост и не должен вызывать сложности. ...

10. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по тексту Л. Андреева., Приложение №1, Индивидуальное домашнее задание по карточке:, Л.Н.Толстой «Одумайтесь!» ( Статья напечатана в 1904г.)

всеобщее оду­рение, озверение людей.

как дикие звери

Что же это такое? Во сне это или наяву? Совершается что-то такое, чего не должно, не может быть,— хочется верить, что это сон, и проснуться.

ужасная действительность

Совершается что-то непонятное и невозможное по сво­ей жестокости, лживости и глупости.

Богачи жертвуют ничтожные доли своих безнравственно нажитых богатств на дело убийства или на устройство помощи в деле убийства, и бедняки, с которых правительство собирает ежегодно два миллиарда, считают нужным делать то же самое, отдавая правительству и свои гроши. Правительство возбуждает и поощряет толпы праздных гуляк, которые, расхаживая с портретом царя по улицам, поют, кричат «ура» и под видом патриотизма делают всякого рода бесчинства. И по всей России, от дворца до последнего села, пастыри церкви, называющей себя христианской, призывают того Бога, который велел любить врагов, Бога – Любовь на помощь делу дьявола, на помощь человекоубийству.

Точно как будто не было ни Вольтера, ни Монтеня, ни Паскаля, ни Свифта, ни Канта, ни Спинозы, ни сотен других писателей, с большой силой обличавших бессмысленность, безнравственность, дикость, и, главное, точно как будто не было Христа и его проповеди о братстве людей и любви к Богу и людям.

Вспомнишь все это и посмотришь вокруг себя на то, что делается теперь, и испытываешь ужас уже не перед ужасами войны, а перед тем, что ужаснее всех ужасов, — перед сознанием бессилия человеческого разума.

это одурение и озверение

Пропасть, к которой мы идем, уже становится видна нам, и самые простые, не философствующие, неученые люди не могут не видеть того, что все больше и больше вооружаясь друг против друга и истребляя друг друга на войнах, мы, как пауки в банке, ни к чему не можем прийти, как только к уничтожению друг друга.

Мы разогнались к пропасти и не можем остановиться и летим в нее.

…война ведется теми, которые затеяли ее, так дурно, так небрежно: все так не предвидено, не приготовлено, что, как и говорит одна газета, главный шанс успеха

России в том, что у нее неистощимый человеческий материал. На это и рассчитывают те, которые посылают на смерть десятки тысяч русских людей.

Пешая саранча переходит реки так, что нижние слои тонут до тех пор, пока из потонувших образуется мост, по которому пройдут верхние. Так распоряжаются теперь и с русским народом.

И вот первый нижний слой уж начинает топиться, показывая путь другим тысячам, которые все так же погибнут.

Ведь так естественно, зная все это, сказать: « Да идите вы, те, кто затеял это дело, все вы, кому нужна война и кто оправдывает ее, идите вы под японские пули и мины, а мы не пойдем, потому что нам не только не нужно этого, но мы не можем понять, зачем это кому-нибудь может быть нужно».

1 стр., 399 слов

«Как понять другого человека?»

... понять. Возможно, этот человек ему абсолютно безразличен или он просто не хочет тратить своё время на то, чтобы углубиться в его проблемы и чувства. Вместе со статьёй «Итоговое сочинение «Как понять другого человека?» ... в семье были проблемы с деньгами. Отец пил, пасека была смертельно больна, братья голодали. Чтобы помочь своей семье, Соня Мармеладова пошла по «жёлтому билету». Когда ...

Приложение №2, Индивидуальное задание на дом:, Справочный материал для учителя:, Пацифизм- политика отказа от всяких войн (по толковому словарю С.Ожегова), Пацифист- сторонник пацифизма (по толковому словарю С.Ожегова)

Пацифист -приверженец или представитель пацифизма; тот, кто осуждает любые войны и выступает за их прекращение и предотвращение (Викисловарь)

Пацифи́зм (от лат. pacificus — миротворческий, от pax — мир и facio — делаю) — идеология сопротивления насилию ради его исчезновения.

Пацифистское движение, Известные пацифисты:

  • Берта фон Зуттнер

  • Лев Толстой — писатель

  • Боб Марли

  • Джон Леннон — певец

  • Альфред Нобель — ученый

  • Махатма Ганди — политик

  • Альберт Эйнштейн — ученый

  • Саманта Смит

  • Роджер Уотерс

  • Ларри Флинт

  • Эрих Мария Ремарк

  • Али, Мохаммед

  • Майкл Джексон -певец

Приложение№3

Памятка

Текстуальный комментарий

— Как, на каком материале автор раскрывает проблему?

— На чем заостряет внимание?

— Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте?

— Как выражено отношение автора к изображаемому?

— Какие эмоции автора выражены в тексте?

— Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме?

Приложение №4, Текст для учеников

(1)Я сидел в ванне с горячей водой, а брат беспокойно вертелся по маленькой комнате, хватая в руки мыло, простыню, близко поднося их к близоруким глазам и снова кладя обратно. (2)Потом стал лицом к стене и горячо продолжал:

– (3)Сам посуди. (4)Нас учили добру, уму, логике – давали сознание. (5)Главное – сознание. (6)Можно стать безжалостным, но как возможно, познавши истину, отбросить её? (7)С детства меня учили не мучить животных, быть жалостливым. (8)Тому же учили меня книги, какие я прочёл, и мне мучительно жаль тех, кто страдает на вашей проклятой войне. (9)Но вот проходит время, и я начинаю привыкать ко всем страданиям, я чувствую, что и в обыденной жизни я менее чувствителен, менее отзывчив и отвечаю только на самые сильные возбуждения. (10)Но к самому факту войны я не могу привыкнуть, мой ум отказывается понять и объяснить то, что в основе своей безумно. (11)Миллионы людей, собравшись в одно место и стараясь придать правильность своим действиям, убивают друг друга, и всем одинаково больно, и все одинаково несчастны – что же это такое, ведь это сумасшествие?

(12)Брат обернулся и вопросительно уставился на меня своими близорукими глазами.

– (13)Я скажу тебе правду. – (14)Брат доверчиво положил холодную руку на моё плечо. – (15)Я не могу понять, что это такое происходит. (16)Я не могу понять, и это ужасно. (17)Если бы кто-нибудь мог объяснить мне, но никто не может. (18)Ты был на войне, ты видел – объясни мне.

39 стр., 19083 слов

Эпос войны в произведениях Шолохова «Судьба человека» ...

... работе материала исследования формулируются выводы о различных аспектах решения темы войны в произведениях Шолохова «Судьба человека» и «Они сражались за Родину». В качестве приложения ... из интимной сферы: на короткую побывку приезжает брат Николая Стрельцова. В его судьбе, в его ... из проблем воспитания - учат молодое поколение любви к Родине, стойкости в испытаниях, учат высокой нравственности на ...

— (19)Какой ты, брат, чудак! (20)Пусти-ка ещё горячей водицы.

(21)Мне так хорошо было сидеть в ванне, как прежде, и слушать знакомый голос, не вдумываясь в слова, и видеть всё знакомое, простое, обыкновенное: медный, слегка позеленевший кран, стены со знакомым рисунком, принадлежности к фотографии, в порядке разложенные на полках. (22)Я снова буду заниматься фотографией, снимать простые и тихие виды и сына: как он ходит, как он смеётся и шалит. (23)И снова буду писать – об умных книгах, о новых успехах человеческой мысли, о красоте и мире. (24)А то, что он сказал, было участью всех тех, кто в безумии своём становится близок безумию войны. (25)Я как будто забыл в этот момент, плескаясь в горячей воде, всё то, что я видел там.

( По Л.Н. Андрееву)