Комплекс заданий по подготовке к сочинению

Сочинение
  • повествовательные сочинения по серии сюжетных картинок или по картинному плану;
  • повествовательные сочинения по одной картине, где даётся один момент сюжета;
  • описание картины.

    сочинение на основе прочитанного;

  • сочинение по просмотренному фильму, спектаклю;

3) на материале разных источников – книжные сведения и материал собственного опыта, собственных наблюдений;

4) на основе творческого воображения – по данному началу или концу, импровизация сказок и т.п. (при этом собственный опыт и книжные сведения творчески перерабатываются).

Работа над сочинением делится на 3 этапа:

    1. Накопление материала.

Наблюдения, экскурсии, походы, прогулки, рассматривание картин, просмотр фильмов, спектаклей, чтение литературы.

    1. Отбор и систематизация материала.

Беседа, обсуждение, выделение существенного, составление плана, отдельные записи, подготовка лексики и т.д.

    1. Словесное, речевое оформление сочинения.

Составление самого текста, его запись, совершенствование, исправление ошибок самими учащимися, проверка.

Таким образом, урок написания сочинения – своего рода итог проделанной работы. Первый и второй этапы выходят за рамки написания сочинения. Подготовка к сочинению начинается за несколько дней (недель) до написания и может проводиться во внеурочное время или на других уроках. Наблюдения на экскурсии организуется за несколько дней, наблюдения в природе – за неделю или месяц. Картина рассматривается непосредственно перед сочинением. Возможно предварительное составление плана сочинения. Подготовительная работа до написания сочинения даёт возможность на уроке организовать более глубокую работу над текстом, его совершенствование.

На уроке письма сочинения обычно соблюдаются следующие этапы: во-первых, сообщение (или восстановление в памяти) темы и задач предстоящего сочинения и обсуждение их с учащимися; во-вторых, беседа с целью упорядочения материала, если он накоплен заранее – в ходе наблюдений, или для его накопления (например, рассматривание картин); в-третьих, составление плана или его уточнение, если план был составлен ранее; в-четвертых, речевая подготовка текста: запись слов, если нужно; составление отдельных словосочетаний, предложений или фрагментов связного текста; орфографическая подготовка к написанию трудных слов.

7 стр., 3291 слов

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ «ПОДГОТОВКА ...

... особенностями описаний природы; научить определять роль описания природы в художественном тексте; подготовить к написанию сочинения-описания природы; повторить план работы над сочинением и приёмы его совершенствования; ввести учащихся в «технику» наблюдений и составления рабочих материалов к сочинению; ...

При подготовке к написанию сочинения-описания у детей формируются следующие речевые умения:

  • связно выражать мысли в письменной форме;
  • находить для выражения своих мыслей наиболее точные и выразительные слова;
  • раскрывать тему и основную мысль в сочинении;
  • строить описание (последовательно и связно описывать) и отбирать материал в соответствии с темой сочинения.

Наиболее элементарными в системе обучающих упражнений являются устные ответы на вопросы, объеденные темой. Эта работа творческая, поскольку от учащихся требуется излагать собственные мысли на заданную тему. Порядок высказывания определяет учитель вопросами. Учащиеся же должны понять вопросы и правильно составить на них ответы в соответствии с темой высказывания. В качестве дидактического материала для этого вида упражнений можно взять демонстрационные картины по развитию речи и учебные диафильмы и диапозитивы.

Комплекс заданий.

Комплекс заданий по подготовке к сочинению-описанию «В чем красота русской зимы?».

  1. Для формирования умений связно выражать мысли в письменной форме.

Задание 1.

Какой вчера была погода? Какой сегодня день? Что вы видите за окном? Как вы определяете, что наступает зима? Назовите признаки наступления зимы. Как изменился наряд деревьев с приходом зимы?

Задание 2.

Наступила … зима. На земле и на деревьях лежит … снег. По лесу бродит … волк. Мало корма … снегирям. Для ребят зима – самая … пора года.

Тихо в зимнем лесу. Ветви елей покрыты … снегом. Под тяжестью снега пригнулись к земле … березы. Тихо шуршат по … снегу лыжи. Дети любят … зиму.

В декабре … снег покрыл землю. Наступила … зима. От мороза спряталась в гнездо … белочка. Деревья покрылись … . Река оделась … панцирем. Весело кружатся … снежинки и падают на … землю.

Задание 3.

Зима, долгожданная, наступила, холодная.

Земля, белый, покрыта, пушистый, одеяло.

Падают, снежинки, хлопья, на землю.

Белоснежные, деревья, укутались, наряды.

Покрыл, ветки, деревья, иней, серебристый.

  1. Умения раскрывать тему и основную мысль в сочинении.

Задание 4.

Картинки в приложении.

  1. Умения находить для выражения своих мыслей наиболее точные и выразительные слова.

Задание 5.

  • Прочитайте текст. (Пришла зима. Летят снежинки. Снег покрыл землю. Деревья стоят в снегу. Мороз рисует узоры.)
  • Интересен ли текст? Полностью ли раскрывает он красоту русской зимы?
  • Нарисована картина, но как будто простым карандашом.

Не видно цвета, красок, не хватает слов, которые помогают увидеть это.

7 стр., 3426 слов

Методика подготовки к государственной итоговой аттестации по ...

... одну историческую оценку значимости периода; исторические термины, понятия в ходе изложения, их корректное использование. ПОДГОТОВКА К ИСТОРИЧЕСКОМУ СОЧИНЕНИЮ. При подготовке выпускников к выполнению 25 задания – историческому сочинению, начиная ... полноценно подготовиться к 25 заданию, начиная с сентября 2016 года, ученикам было предложено продолжить составление тетради самостоятельно. При изучении ...

Сейчас мы распространим каждое предложение. Сначала добавим пояснительные слова к подлежащему и сказуемому. При выполнении этого задания нам помогут схемы предложений. (Вывешивается плакат со схемами предложений.)

  • Значит, для того, чтобы составить полное предложение, надо уточнить, где происходит действие, в какое время, каким образом.

Задание 6.

(Опорные слова записаны на экране).

  • Чем красива зима?
  • С чем сравнивается снег по цвету? По тому, как он укрывает землю?
  • Что такое снег?
  • А сейчас подумайте и скажите.

Я загадала “снежное” слово, которое состоит из трех слогов. Что это? (Снежинки).

  • Какими прилагательными можно описать снежинки?