Урок развития речи в 7 классе «Подготовка к сочинению-описания действий на основе наблюдений» план-конспект по русскому языку (7 класс)

Сочинение

Здр., ребята!!! Садитесь!!! Сегодня на уроке мы должны подготовиться к сочинению-описания действий на основе наблюдений. Для этого мы должны познакомиться с чужим текстом описания действий, его структурой, должны проанализировать его, а на следующем уроке написать свое сочинение.

Но прежде чем приступить к этой работе, давайте напишем небольшую самостоятельную работу, связанную с речевыми понятиями и умениями. Достаньте небольшие листочки, подпишите их. Выполнять работу будем так. Вы должны ответить на поставленные вопросы. Где требуется привести пример, приводите пример.

Это всем понятно?

Ответ.

Тогда выполняем.

А сейчас прежде чем приступить к теме нашего урока давайте вспомним некоторые понятия.

Что такое текст?

Какие признаки текста вы знаете?

Что такое основная мысль текста?

Какие типы речи вы знаете? Какой вопрос можно задать к каждому из них?

Какие стили речи вам известны?

Какие жанры вам известны?

Какие средства связи предложений в тексте вам известны? (Желательно привести примеры)

А сейчас скажите, что такое текст?

Это группа предложений, расположенных в определенной последовательности, связанных между собой по смыслу и грамматически.

Какие типы речи вы знаете? Что такое повествование? Описание? Рассуждение? Мы говорим, что к тексту каждого типа можно поставить один общий вопрос. Какой вопрос мы поставим к тексту-повествованию? Тексту-описанию? Тексту-рассуждению?

Описание. Повествование. Рассуждение. Повествование – действия и события, вопрос- что произошло?. Описание – изображение кого-либо , чего-либо, вопрос – какой?. Рассуждение – причины явлений и событий, вопрос – почему?.

Итак, представьте, что вам нужно написать сочинения трех разных типов речи. Про что вы можно написать в каждом из них?

Ответы. Например, рассуждение, в тексте необходимо объяснить, почему подсолнух так называется.

2 стр., 769 слов

Развитие речи. Тип текста-рассуждение. 5-й класс

... она, акула? - длина тела, вес.. Второй текст отвечает на вопрос: ПОЧЕМУ акулу называют морским разбойником? Это принципиально два разных типа речи: описание и рассуждение. На этом уроке мы будем учиться ... как цвета светофора. Только вступление белого цвета. Но ведь такого цвета нет на светофоре. Что это значит? (Текст-рассуждение можно начать с тезиса.) Слайд 7, 8) III. Устная ...

Ответы. Например, описание, в тексте необходимо описать игрушку.

Ответы. Повествование, в тексте можно рассказать о том, что произошло на рыбалке.

Вернемся к типу речи, который называется описание. Что можно описать?

Предмет, человека или группу людей, животного, природу.

Сегодня мы будем говорить об описании действий человека.

Как вы думаете, что важно учитывать при создании текста-описания действий?

Кто производит действие; где, какие инструменты используются; как происходит действие; если их несколько, как они чередуются; что получилось.

Как вы думаете, почему данную тему – «Описание действий» – мы изучаем именно в разделе «Наречие»?

Действия мы описываем при помощи глаголов, а наречие обозначает признак действия. Для того чтобы чётко и наиболее полно и ярко описать действия, мы употребляем в речи наречия.

Итак, давайте составим схему-структуру текста-описания действий человека. Для этого обратимся к тексту, который лежит у вас на партах. Текст называется «Как я впервые сажала тюльпаны» сочинение ученицы 7класса. Давайте прочитаем вслух текст и подумаем, из каких композиционных частей состоит текст.

Читают.

Приводят свои доводы. Зачитывают.

Запись композиции описания действия в тетрадь.

Скажите, пожалуйста, какого типа речи данный текст?

Повествование с элементами описания.

Что об этом говорит?

Весь текст пронизан глаголами, но в тоже время эти действия подробно описываются.

Обратите внимание, с помощью чего ученица показала движение мысли, развитие действий?

С помощью наречий.

Зачитайте их.

Сперва, потом, затем, наконец.

Для чего автор использует не только какое-то одно из них?

Чтобы избежать повтора.

Совершенно верно.

Обратите внимание: наречия в тексте-описании действий могут выполнять разные функции, неслучайно мы сказали о наречиях, указывающих на последовательность действий. Как вы думаете, какова функция второй группы?

Характеристика действий.

Давайте приведем примеры из нашего текста.

Никогда, очень.

Давайте дополним этот список другими.

Медленно, быстро, неторопливо (торопливо), неспешно (спешно, незамедлительно, стремительно), медлительно, медленно (быстро, молниеносно, проворно), легко, нетрудно, несложно, свободно, просто, слегка (нелегко, трудно, тяжело)…

3 стр., 1486 слов

Конспект сочинения — повествования + описания/рассуждения ...

... Текст – повествование. Что? когда? где? произошло, случилось. Сообщается о последовательных действиях. Смена кадров фильма. 2 группа. Текст-описание. Какой? какая? какое? Описание ... их объясняешь по своему, как этот мальчик. Опираясь на текст Игоря, напиши текст о себе. ... свой ответ и отвечают на вопрос, какой получился текст - повествование, описание, рассуждение? (Должен получиться текст-рассуждение, ...

Очень хорошо!!!

Скажите мне, пожалуйста, композицию описания действий.

Ответ.

А сейчас нам нужно научиться правильно, без повторов употреблять наречия, указывающие на последовательность действий, т.е. будем устранять повторы. Для этого откройте учебники и давайте выполним Упр. 238. Нам нужно исправить ошибки. Подчеркнуть наречия.

Пополам

Потом,

Заменяем – затем,

Тщательно,

Приятно,

Ловко.

А сейчас давайте подведем итог нашего урока.

Что нового вы сегодня узнали?

Ответ.

Скажите, что представляет собой композиция описания действий?

Ответ.

Какие функции могут выполнять наречия при таком описании?

Ответ.

Итак, запишите Д.З.

На следующем уроке пишем сочинение-описание действий на основе наблюдений. Мальчикам понаблюдать за папой, когда он ремонтирует машину, последовательность его действий, составить небольшой рассказ.

Девочкам – как мама стряпает пирог, либо что-нибудь готовит. Также последовательность действий.

Спасибо за урок!!!

До свидания!!!