Конспект «Развитие речи. Создание текста-миниатюры на заданную тему»

Сочинение

«Конспект урока «Развитие речи. Создание текста-миниатюры на заданную тему»»

Уроки 21-22: «Развитие речи. Создание текста-миниатюры на заданную тему», Дата проведения:

Цели:

  1. Повторить определения понятий “миниатюра” и “сочинение-миниатюра”, обратить внимание на особенности миниатюры.

  2. Вырабатывать умение анализировать тексты малого объема и создавать текст-миниатюру; развивать речь учащихся;

Эпиграф к уроку

Ход урока

I. Организация класса.

П. Беседа по ранее изученному материалу

  • Мы с вами уже знакомы с понятием “миниатюра”. Дайте определение этого жанра.

Миниатюра

  • Прослушайте музыкальный фрагмент из цикла “Времена года” А. Вивальди и поделитесь своими впечатлениями о прослушанном.

— Как (при помощи чего?) композитору удается создать в вашем воображении неповторимые образы, передать эмоции и чувства? Как вы думаете, а какими средствами пользуется писатель, чтобы передать свои переживания, волнения, чтобы заинтересовать своего слушателя (читателя)?

Ш. Анализ текстов .

  • Прочитайте тексты и ответьте на вопрос, какой из них вам больше понравился и почему?

Текст № 1.

Не так давно в один из зимних вечеров я возвращался домой. Подходя к подъезду, я обратил внимание на сине-фиолетовый свет фонаря. Я поднял голову и залюбовался им. В свете фонаря я увидел большие снежные хлопья, медленно опускающиеся на землю. “Какая красота! – подумал я. – А ведь когда-то таких ламп совсем не было. И такой красоте мы обязаны открытию Павла Николаевича Яблочкова, который первым изобрел электрическую лампочку. Именно благодаря ему в наших домах теперь комфорт и уют, улицы освещены удобными фонарями, магазины украшены разноцветной иллюминацией”.

Текст № 2

Вечером одинокий фонарь освещает дорогу к подъезду и снег, лежащий вокруг. Если в сумерки подойти к окну и посмотреть вниз, то можно представить себе вместо фонаря театральный прожектор, а вместо снега – большую белую сцену. Пушистые снежинки, как балерины в сверкающих пачках, танцуя в медленном вальсе, тихо опускаются на землю.

  • Что объединяет эти тексты? Можно ли и тот и другой текст отнести к жанру миниатюры? Почему?
  • Чем отличаются эти тексты? В каком из них более ярко выражено чувство автора? Какой из текстов содержит то, что рисуется, представляется внутреннему взору, воображению, отличается лиричностью?
  • Лирическая миниатюра – выразительное описание чего-нибудь или кого-нибудь с ярко выраженным чувством автора.

Мастером лирической миниатюры был М. М. Пришвин.

5 стр., 2069 слов

Конспект «Создание сочинений-миниатюр» 4 класс

... на основе анализа правило оформления текста., Сочинение-миниатюра. Текст Текст-повествование, текст- рассуждение, текст-описание. Выбирают тему сочинения и способ его называется маленькое написания. сочинение? Используют алгоритм порядка действий Что называется сочинением? при написании текста сочинения. ... и слышим? 2. Прослушивание записи Учитель включает запись И ... посмотрите на рисунки наших ребят и ...

IV. Анализ лирических миниатюр

  • Прочитайте текст. Подумайте, какие чувства автора выражены в миниатюре. Предайте их при чтении вслух.

Вот полянка, где я еще недавно собирал грибы. Теперь поляна вся белая: каждый пень накрыт белой скатертью и даже красная рябина напудрена морозом. (М.Пришвин)

  • Какую картину (какой образ) вы себе представили? Опишите ее.
  • Что помогает так ясно увидеть эту картину? Какие изобразительно-выразительные средства использует автор? С какой целью?
  • Проведем лингвистический эксперимент.

Запишите первую часть лирической зарисовки М.М.Пришвина и попробуйте дописать ее вторую часть.

Ночью выпал снег, и рано утром в темноте, лежа в постели, я радостно догадался о том …

  • По каким признакам писатель мог догадаться о том, что ночью выпал снег? (Анализ вариантов выполнения задания.)
  • Сравните ваши записанные варианты и авторский.

Ночью выпал снег, и рано утром в темноте, лежа в постели, я радостно догадался о том по скребкам дворников и в который раз уже подумал, что в крайнем случае не без удовольствия служил бы дворником. (М. Пришвин)

  • Сделайте вывод о том, что нужно сделать, чтобы написать лирическую миниатюру?

— Обратимся к тексту еще одного мастера лирической миниатюры – А.П. Чехова. Прочитайте текст и скажите, какое настроение создается у читателя. Какие средства художественной выразительности использует автор для передачи своего эмоционального состояния?

Недавно шел первый снег, и все в природе находилось под властью этого молодого снега. В воздухе пахло снегом, под ногами мягко хрустел снег. Земля, крыши, деревья – все было мягко, бело, молодо, и от этого дома выглядели иначе, чем вчера, воздух был прозрачней, экипажи стучали глуше, и в душу вместе со свежим, легким морозным воздухом просилось чувство, похожее на белый, молодой, пушистый снег. (А.П. Чехов)

V. Составление схемы “Порядок работы над текстом-миниатюрой”

Ночью выпал снег 1

  1. Подумайте, что вы хотите “нарисовать” словами.

  2. Какова будет основная мысль сочинения? Каков замысел автора? Какие чувства вы хотите вызвать у читателей?

  3. Какие выразительные средства языка вы используете в своей работе?

VI. Создание текста лирической миниатюры

20 стр., 9835 слов

Методика анализа лирического произведения на примере творчества А А

... рассмотреть принципы анализа лирического произведения в школе описать методику школьного анализа стихотворений А.А. Ахматовой. Научная новизна заключается в том, в исследовании изучались основы работы над лирическим произведением в ... лирике не существует как таковой, а вы­ступает лишь средством психологической выразительности. Итак, в лирическом произведении мы не анализируем ни сюже­та, ни ...

“Порядок работы над сочинением-миниатюрой”

Стояли зимние дни, хмурые, тоскливые: рассветает поздно, темнеет рано, света белого не видать. Будто тянутся сплошные, долгие сумерки…

И вдруг улыбнулась погодка:…

(Анализ получившихся вариантов.)

  • Обратимся к эпиграфу к нашему уроку. Как вы понимаете слова К.Г. Паустовского?