Конспект по литературе М.Джалиль «Варварство»

Эссе

Тема урока: § 84-86

М. Джалиль. «Варварство»

Школа

Дата:

ФИО учителя Зарипова Н.Н.

КЛАСС 7

Количество

присутствующих

Количество отсутствующих

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке

С 7.1.4.1 – определять основную мысль текста, опираясь на содержание текста;

Г 7.2.1.1 — владеть словарным запасом, включающим эмоционально-окрашенную лексику, термины;

Ч 7.3.3.1 — формулировать проблемные вопросы по тексту, позволяющие выдвигать идеи, предположения, и отвечать на вопросы, приводя аргументы, связывать информацию текста с другими фактами из реальной жизни;

7.3.4.1 — использовать виды чтения, включая поисковое;

7.3.6.1 — анализировать содержание художественных произведений (поэтических, прозаических), определяя жанровые особенности и художественно-изобразительные средства .

П 7.4.2.1 — излагать сжато содержание текста на основе прослушанного, прочитанного и/или аудиовизуального материала;

7.4.5.1 — писать эссе (объем 100-120 слов) на основе цитат, пословиц, поговорок, крылатых выражений, соблюдая особенности текста рассуждения, рассуждения с элементами повествования/ описания .

ИЯЕ 7.5.1.2 — выбирать и использовать соответствующий ситуации общения глагол совершенного и несовершенного вида в условном, изъявительном и повелительном наклонении;

Ожидаемый результат

Все учащиеся смогут:

Определять наклонений глаголов;

Выделять грамматические основы в предложениях;

Сформулир овать «тонкие» и «толстые» вопросы, используя глаголы.

Большинство учащихся будут уметь:

образовать условное наклонение глагола;

представлять информацию в виде таблицы, схемы ;

составлять тематическую группу на заданную тему;

Некоторые учащиеся смогут:

Заполнит ь таблицу и запишите примеры художественно-изобразительных средств из стихотворения М. Джалиля «Варварство».

Языковая цель

Учащиеся могут:

— строить речь логично и последовательно, демонстрируя нормы устной и письменной речи .

Ключевые слова и фразы : варвар, варварство, варвар – айуан мінезді, қатал (адам), варварство – айуандық, дөрекілік, рақымсыздық , кучка – шоғыр, топ, бездна – түпсіз, түбі жоқ, тұңғиық, хмельной – масайған, окинул обречённых – здесь: ажалдың құрбандарын көзбен шолып шығу, скорбный – қайғылы, мұңды , мгла – қараңғылық, түнек, подол – киімнің етегі, проклятье – қарғыс, палач – жендет, қанішер ;

Используемый язык для диалога/письма на уроке:

русский.

Вопросы для обсуждения : Что мы узнаем о Мусе Джалиле??

Предыдущее обучение

Этот раздел построен на знаниях и навыках, приобретенных в предыдущих классах, в том числе на тех, которые направлены на восприятие и оценку аудио материалов, на анализ текста, на формирование грамотности речи.

План

Планируемые сроки

Планируемые действия

Ресурсы

0–2 мин

I . Организационный момент.

Учебник.

Начало урока

Проверка домашнего задания. Выучить стихотворение «Журавли»

Стратегия «Письмо за дверью», класс делится на группы и каждая группа пишет на флипчартах строки стихотворений.

II . Актуализация знаний.

В этом и заключается смысл жизни:

жить так, чтобы и после смерти не умирать.

М. Джалиль

Прочитайте эпиграф. Как вы думаете, какой смысл заложен автором в эти строки?

III . Изучение нового материала

В 1941 году был призван в Красную Армию, окончил шестимесячные курсы политработников и был направлен на фронт. До 1942 года М. Джалиль работал военным корреспондентом армейской газеты. В одном из боев у деревни Мясной Бор поэт был тяжело ранен, взят в плен, попал в лагерь, где возглавил подпольную организацию военнопленных, выпускал листовки, писал стихи, призывающие к борьбе с фашистами. Однако деятельность поэта вскоре была раскрыта, его арестовали и отправили в берлинскую тюрьму Моабит. В тюрьме на обрывках бумаги он писал стихи, проникнутые жаждой свободы и горячим призывом к борьбе с фашизмом. 25 августа 1944 года поэт был казнен на гильотине в тюрьме в Берлине. «Моабитские тетради» предельно искренни, в них отразились раздумья поэта о себе и родном народе, о своем месте в борьбе. Одно из произведений, входящих в этот цикл, — стихотворение «Варварство». Оно было написано М. Джалилем в 1943 году.

505. Прочитайте отрывок из стихотворения М. Джалиля «Варварство» (перевод с татарского Сергея Липкина) Какое впечатление произвело оно на вас? Что особенно поразило? Как надо читать стихотворение вслух: печально, весело, бодро, торжественно.

507. Ознакомьтесь с презентацией по теме «М. Джалиль «Варварство» на сайте.

Учебник

Сайт

http://lusana.ru/presentation/5849

Середина урока

IV. Освоение изученного материа ла.

Сюжет стихотворения

Сюжет стихотворения представляет собой карательную операцию, расстрел фашистами мирных жителей, включая женщин и детей. Поэт отражает свое отношение к происходящему уже в самом названии стихотворения — «Варварство». Он также использует эпитеты, такие как «кучка дикарей», чтобы описать действия фашистов, и олицетворение, чтобы показать, что все происходящее непостижимо и противно человеческому разуму.

Отношение поэта к происходящему

Поэт считает, что происходящее немыслимо и противно человеческому разуму. Он отмечает, что сама природа восстает против этого варварства, показывая, что на землю опустились тучи, реки плакали, мать-Земля рыдала, а солнце скорбное в последний раз поцеловало детей. Все эти образы показывают, что даже сама природа не может вынести этого ужаса.

Страшная картинка

Далее поэт создает страшную картину, обнажая чувства матери, разделяющей страдания и страх своего ребенка. Он показывает, что мать и ее ребенок обречены на смерть. Они находятся вместе последние минуты и оба осознают это. Поэт задает вопрос: «Что же может быть страшнее этого состояния?» Мать утешает сына в последние мгновения жизни, даря ему свою нежность и любовь.

Символы матери и ребенка

Поэт считает, что мать и ребенок — это святое и незыблемое. Мать — символ природы и жизни, а детям принадлежит будущее. Враги стремятся уничтожить и будущее, и саму природу. Земля не в силах вынести этот позор, «варварство такое».

Использование изобразительно-художественных средств

Поэт использует различные изобразительно-художественные средства, чтобы передать свои мысли и эмоции. Он использует эпитеты, такие как «бессильных женщин», «мутный дождь», «солнце скорбное», «мощный дуб». Он также использует олицетворение, чтобы описать, как реки плачут и мать-Земля рыдает. Поэт использует инверсию, сравнение и анафору, чтобы усилить эффект своих слов.

Упр. 508. Литературный диктант.

1. В стихотворении «Варварство» рассказывается о … .

2. Основную мысль стихотворения можно сформулировать так: … .

3. Ключевые слова стихотворения: … .

4. Стихотворение было написано в … году.

5. В этом стихотворении поэт утверждает мысль о … .

Работа в группах.

Упр. 446. Составьте синквейн к слову победа ..

Учебник

Конец урока

(И) Прием «Верные и неверные утверждения» выявляет уровень усвоения полученной информации на данном уроке.

Домашнее задание . Напишите эссе на тему «Эхо войны в моей семье».

2. Подготовьтесь к диспуту по произведениям о Великой Отечественной войне.

Рефлексия

Приём «Три М»

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

Дополнительная информация

Дифференциация

Как вы планируете поддерживать учащихся

Оценивание

Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся

Межпредметные связи

Соблюдение СанПиН

ИКТ компетентность

Связи с ценностями