ПЛАН КОНСПЕКТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 11 КЛАСС УРОК № 63 Тема. Развитие речи. Контрольное по творчеству А. А. Ахматовой, О. Э. Мандельштама

Сочинение

УРОК № 63

Тема. Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству

А. А. Ахматовой, О. Э. Мандельштама, М. И. Цветаевой

Цель: учить учащихся работать с выбранной темой: собирать

материал, продумывать план; вооружить учащихся необходимой информационной базой, опорной лексикой;

выявить уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей прочитанного художественного

произведения; воспитывать стремление к самопознанию

и самосовершенствованию.

Оборудование: черновые варианты сочинений, раздаточный материал,

запись на доске.

Тип урока: урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

Прогнозируемые

результаты: учащиеся показывают уровень понимания содержания,

идейно-художественных особенностей изученных произведений, уровень читательских умений и творческих способностей, умение сжато и логично излагать собственную

точку зрения.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа

  • Что нового вы узнали об акмеизме благодаря знакомству с творчеством

О. Э. Мандельштама?

  • «Чувства добрые я лирой пробуждал…». Характеризует ли эта строка

А. С. Пушкина поэзию М. И. Цветаевой?

  • Каковы, по мнению М. И. Цветаевой, «поэтов путь» и назначение поэзии?

Подтвердите свой ответ её стихотворными строками.

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

  • Вам уже известно, что в 1911 г. появилось объединение «Цех поэтов».

Состав «Цеха поэтов» менялся довольно сильно. Но там сформировалась

группа талантливых поэтов-единомышленников, которые выработали эстетическую программу, названную ими акмеизмом. Ядро акмеистов составляли

Н. С. Гумилёв, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам.

В автобиографии Ахматова писала о тех годах: «В 1910 г. явно обозначился кризис символизма, и начинающие поэты уже не примыкали к этому течению. Одни шли в футуризм, другие — в акмеизм. Вместе с моими товарищами

по Первому Цеху поэтов — Мандельштамом, Зенкевичем, Нарбутом — я сделалась акмеисткой». Особенно близкие отношения завязываются у А. А. Ахматовой с О. Э. Мандельштамом, для неё он, «конечно, наш первый поэт». В своём

творчестве Мандельштам опирается на богатые традиции мировой культуры,

включает в свои произведения идеи и образы художников разных эпох и разных

7 стр., 3220 слов

Поэт серебряного века. Анна Ахматова

... разных направлений. Вместе со своими товарищами - Мандельштамом, Зенкевичем, Нарбутом - Ахматова сделалась акмеисткой. Акмеисты поставили своей целью реформировать ... легко и естественно сливаются в поэтическом символе (Константин Бальмонт). Поэты стремились к ТУМАННОСТИ, неопределённости смысловой стороны поэтики, к созданию ... В начале XX века существовало множество литературных направлений. Это и ...

народов, события многовековой истории и нетленного искусства.

Среди блистательных имён поэтов «Серебряного века» выделяются два женских имени: Марина Цветаева и Анна Ахматова. За всю многовековую историю

русской литературы это, пожалуй, лишь два случая, когда женщина-поэт по

силе своего дарования ни в чём не уступила поэтам-мужчинам. Не случайно обе

они не жаловали слово «поэтесса» (и даже оскорблялись, если их так называли).

Они не желали никаких скидок на свою «женскую слабость», предъявляя самые

высокие требования к званию Поэт.

Что же позволило им стать в один ряд с крупнейшими лириками XX в. —

А. А. Блоком, С. А. Есениным, В. В. Маяковским, О. Э. Мандельштамом,

Н. С. Гумилёвым, Андреем Белым, Б. Л. Пастернаком? В первую очередь, это

предельная искренность, отношение к творчеству как к священному ремеслу,

теснейшая связь с родной землёй, её историей, культурой, виртуозное владение

словом, безукоризненное чувство родной речи.

Цветаева и Ахматова — это целый поэтический мир, вселенная, совершенно

особенная, своя. Объединение этих двух имён имеет под собой достаточно оснований. Если вглядеться, вдуматься в их судьбы, внимательно перечитать стихи,

то можно убедиться, сколь многое их сближает. Чем же завоевала нас эта поэзия? Что именно покорило в их стихах? Ответы на эти вопросы не слишком-то

просты и требуют размышлений.

IV. Работа над темой урока

1. Ознакомление с предложенными учителем темами сочинений

Запись на доске

1. «Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черёд» (Лирика

М. И. Цветаевой и современность).

2. «Это двух голосов перекличка…» (А. А. Ахматова и М. И. Цветаева друг

о друге).

3. «Мне дали имя при крещенье — Анна» (Загадка, недосказанность, тайна

стихов А. А. Ахматовой).

4. «Многозначность слова и образа в стихотворениях О. Э. Мандельштама».

5. «Я получил блаженное наследство — чужих певцов блуждающие сны…»

(Мотивы и образы мировой поэзии в творчестве О. Э. Мандельштама).

Комментарий. Темы записывают на доске и обсуждают. Учитель предлагает учащимся возможные пути раскрытия той или иной темы.

2. Консультация-объяснение учителя

— Для успешного написания сочинения необходимы навыки анализа литературного произведения и умение разбираться в таких понятиях, как тема, проблема, идея, конфликт, сюжет, жанр, система образов, композиционные приёмы и способы организации текста и т. п.

Восприятие лирики читателем предельно субъективно, глубокий же анализ

стихотворения сродни искусству. Не случайно М. И. Цветаева, говоря о беззащитности художественного слова, замечает: «Меня нужно понять — либо меня нет».

Каждое стихотворение по-своему уникально: в одном случае размер стиха имеет содержательный смысл, в другом — лирический сюжет свёрнут настолько, что почти

15 стр., 7353 слов

Тема любви в лирике цветаевой

... Копылова О любви в лирике М. Цветаевой и А. Ахматовой: сравнительный анализ Тема любви вечна и всегда нова. Лирика великих поэтов хранит то ... какой из них проглянет в следующем стихотворении. Образ лирической героини в творчестве Цветаевой двоится. С одной стороны ... совершает много ошибок: веде Центральным образом романтических произведений М. Горького раннего периода является образ героического ...

полностью уходит в подтекст стихотворения. Главные задачи поэта в конкретном

стихотворении могут быть самыми разными: передача внутреннего состояния героя, воплощение в образной форме философской мысли, создание музыки стиха.

Задача формирования читательской культуры предполагает знание о наиболее общих возможных аспектах анализа стихотворения, умение его интерпретировать. Предложенная в схеме (см. раздаточный материал) последовательность анализа стихотворения условна, хотя и обладает определённой логикой,

сложившейся в практике анализа. Создание свободного (в жанре эссе) комментария стихотворения или строго исследовательского текста о нём можно начинать

с любого из предложенных в схеме направлений анализа. При этом отправной

пункт анализа, как и логику дальнейших рассуждений, следует искать в самом

художественном тексте.

3. Самостоятельная работа с раздаточным материалом:

ознакомление с памяткой (работа в парах)

Карточка

Последовательность анализа стихотворения

1. Историко-биографический материал. Глубокое понимание стихотворения

порой требует знания времени его написания, истории публикации, фактов

биографии автора, которые связаны с лирическим сюжетом или имеют отношение к истории создания стихотворения.

2. Место стихотворения в творчестве поэта. При определении места стихотворения в творчестве автора требуется отнести произведение к тому или

иному периоду творчества поэта, понять контекст, в котором оно создавалось, что невозможно без знания творческого пути поэта хотя бы в общих

чертах. При анализе произведения важно выявить, насколько характерно

стихотворение для творчества поэта или в какой мере оно нетипично для его

поэтической манеры.

3. Ведущая тема. Темы составляют основу любого произведения (в том числе

и лирического).

Существует тематическая классификация лирики, которая

в наиболее общем виде обозначает традиционные для лирики темы: интимная (любовная) лирика, пейзажная лирика, лирика дружбы, гражданская

и патриотическая лирика, философская (медитативная) лирика, тема поэта и поэзии. Выделение этих групп в большой степени условно, однако позволяет начать разговор о стихотворении, то есть может служить отправной

точкой анализа произведения. Как правило, в стихотворении можно выделить

ведущую (или основную) тему. При её определении следует ориентироваться

на тематическую классификацию стихотворений, соотнося её с вечными для

поэзии темами любви, красоты, смерти, рока и др. Однако важно помнить, что

поэтический текст представляет собой сложное сплетение тем и мотивов.

4. Лирический сюжет. Сюжет всегда связан с каким-то событием. Воспоминание или случайная встреча, сюжетная сценка или созерцание природы,

жизненные перипетии или посетившая поэта мысль становятся импульсом

к лирическому переживанию, порождают особое эмоциональное состояние

героя. Наличие в стихотворении развёрнутого сюжета переводит произведение в лироэпический жанр.

5. Проблемы. Проблематика стихотворения определяется постановкой вопросов в тексте или подтексте произведения. Проблематика стихотворного

2 стр., 897 слов

Анализ рассказа Грамматика любви Бунина

... почерпнуть отсюда много полезного о человеческих взаимоотношениях. Также читают: Картинка к сочинению Анализ рассказа Грамматика любви Популярные сегодня темы Хлестаков Иван Александрович, 23-ёх лет, – главное лицо комедии Н.В. ... Иногда рисуются сюжеты полностью фантастические, такие о которых трудно и вообразить. На самом деле отношения между крепостными и помещиками не были чем-то удивительным. ...

произведения не имеет принципиального отличия от проблематики других

родов литературы: поэты задаются этическими и социальными вопросами,

дают свой отклик на вечные философские проблемы.

6. Композиция. Деление стихотворения на смысловые части позволяет проследить развитие темы, увидеть смену настроения, вычленить поэтическую

мысль, отметить композиционную стройность стихотворения, гармоничную

соотнесённость всех его частей. В ряде случаев деление на смысловые части

невозможно в силу особой содержательной цельности стихотворения или его

миниатюрности. Принцип композиционного членения подскажут строфы.

7. Лирический герой. Содержание и границы понятия «лирический герой»

спорны, но понятие это необходимо, так как оно ведёт к постижению образа

поэта. При анализе стихотворения необходимо учитывать проблему соотнесённости лирического героя и автора. Эти отношения могут быть различными. Лирический герой может выступать поэтическим двойником автора.

В этом случае можно говорить о лирическом «я» как о способе раскрытия

авторского сознания. Иногда в стихотворении мир предстаёт сквозь призму

вымышленного «я». Речь идёт не о лирическом герое, а о лирическом субъекте, который порождён авторской фантазией и является способом раскрытия чужого сознания. Таковы многие стихотворения А. А. Ахматовой.

8. Преобладающее настроение, его изменение. В стихотворении конкретный

план может совмещаться с символическим и аллегорическим, но главным

для лирического рода литературы является эмоциональное содержание,

которое связано с переживаниями лирического героя. Восприятие поэтического текста предполагает подключение к настроению, которым проникнуто произведение, умение чувствовать переливы душевных состояний героя,

объяснять их мотивы.

9. Жанр. Основным жанром лирики является лирическое стихотворение. Понятие «стихотворение» стало универсальным и обозначает произведение

любого жанра лирики. Однако в ряде случаев поэты предпочитают конкретизировать жанр своих стихотворений.

10. Лексика. Анализ лексики стихотворения поможет проникнуть в своеобразие

поэтического языка конкретного текста и раскрыть особенности поэтиче ской

манеры художника. Следует помнить, что слово в стихотворении всегда приобретает дополнительный смысл, особую эмоциональную окраску.

4. Составление планов (самостоятельно),

написание черновых вариантов сочинений

Комментарий. Для учащихся с низким и средним уровнем усвоения знаний

учитель может предложить готовый вариант плана сочинения или ознакомить

учащихся с образцом-сочинением на предложенную тему (см. приложение).

5. Чтение учащимися нескольких черновых вариантов сочинений,

обсуждение, редактирование, рецензирование учителем

6. Написание творческих работ (чистовой вариант)

V. Домашнее задание

1. Знать содержание рассказов М. А. Шолохова «Родинка», «Чужая кровь»,

«Продкомиссар» (из сборника «Донские рассказы»).

2. Опережающие задания. Подготовить «Литературные визитки» о жизни

и творчестве М. А. Шолохова (2 учащихся), сообщения о творческой истории

3 стр., 1295 слов

Поэтическое мастерство Ахматовой в цикле Библейские стихи

... Ахматову интересует не необычность их цвета, а переполняющее их взгляд «исступление». Все три стихотворения библейского цикла учитывали художественный опыт вечной книги: лаконизм, суровую сдержанность чувств, значимость поэтической ... и уничтожающая характеристика, данная ею Давиду: «Бродяга! Разбойник! Пастух!». Борьба любви с уязвленным самолюбием — так можно было бы определить художественный ...

создания «Донских рассказов» (2 учащихся).

Приложение

Образец сочинения

«МНЕ ДАЛИ ИМЯ ПРИ КРЕЩЕНЬЕ — АННА…»

(ЗАГАДКА, НЕДОСКАЗАННОСТЬ, ТАЙНА СТИХОВ А. А. АХМАТОВОЙ)

На рубеже XIX и XX вв., накануне Октябрьской революции, в эпоху, потрясённую двумя мировыми войнами, в России возникла и сложилась одна из

самых значительных во всей современной мировой литературе «женская» поэзия — поэзия Анны Ахматовой. Она «вылила в искусстве» сложную историю

женского характера, оказалась открывателем обширнейшей и неведомой до

того в поэзии области. При этом Ахматова всегда оставалась поэтом традиционным, поставившим себя под знамя русской классики, прежде всего Пушкина.

«Великая земная любовь» — вот движущее начало всей её лирики. Стихи

Ахматовой — не просто размышления о любви, не фрагментарные зарисовки;

острота поэтического видения сопряжена с остротой мысли:

Я на солнечном восходе

Про любовь пою,

На коленях в огороде

Лебеду полю.

Но любовь в стихах Ахматовой не только счастье, очень часто это страдание,

пытка, мучительный, болезненный излом души. Чувство, само по себе острое

и необычайное, получает дополнительную трагическую наполненность.

Уже в самых первых стихах Ахматовой живёт не только любовь-обожание.

Она часто переходит в любовь-жалость:

О нет, я не тебя любила,

Палима сладостным огнём,

Так объясни, какая сила

В печальном имени твоём.

Это сочувствие, сопереживание, сострадание делают стихи Ахматовой подлинно народными, эпическими. Кроме того, в её стихах живёт ещё одна любовь — к родной земле, к Родине, к России:

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам,

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам…

Любовь к Родине у Ахматовой — не предмет анализа, размышлений или

расчётов. Будет она — будут жизнь, дети, стихи.

Анна Ахматова прожила долгую и счастливую жизнь. Хотя можно ли говорить так о женщине, муж которой был расстрелян, а сын переходил из тюрьмы

в ссылку и обратно? О женщине, которая почти всегда жила в бедности и в бедности умерла, познав все лишения, кроме лишения Родины?

Я думаю, что можно, потому что она была поэт: «Я не переставала писать

стихи. Для меня в них — связь моя с временем, с новой жизнью моего народа… Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было

равных…».