«Жизнь и творчество Мусы Джалиля»

Эссе

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Веселовская средняя

общеобразовательная школа №1 Акбулакского района Оренбургской области»

Областной заочный конкурс литературно-краеведческих и исследовательских работ учащихся «Моабитская тетрадь», посвященная 105-летию со дня рождения Муссы Джалиля

Эссе на тему:

Муниципальное общеобразовательное учреждение веселовская средняя 1

Муниципальное общеобразовательное учреждение веселовская средняя 2

Автор: Шариязданов Рифат,

учащийся 9 класса

Руководитель: Искакова А.И.,

учитель английского языка

I квалификационной категории

с. Веселый – 1, 2011

Поэты не гибнут,, А гаснут, как солнца,

лучи их бегут

Сквозь столетья и дали., И полночной порою

К нам свет их несётся,

Который при жизни они

расплескали.

Юзеф Озга-Михальский, Как волшебный клубок из сказки,

Песни – на всём моём пути…

Идите по следу до самой последней,, Коль захотите меня найти!

Так писал Муса Джалиль в одном из последних своих стихотворении. Песни поэта – это страницы его жизни, тревожной и полной романтики в юности, наполненной радостью творчества, большой общественной работой в предвоенные годы, героической на фронте, в подполье, в мрачные часы ожидания смерти.

Вся биография Мусы Джалиля — это отражение того бурного и неповторимого времени, в котором ему довелось жить. Можно сказать, что судьба поэта была одновременно и типичной, и уникальной. Беспримерному подвигу Джалиля, героической борьбе поэта-патриота в подполье, его соратникам посвящены книги и спектакли, кинофильмы и музыкальные произведения на его родине.

Его стихи, поэмы, так реалистичны и поэтичны.

Прочитав его стихи «Родник», «Смерть девушки», «Лес» по совету моей бабушки (она у меня педагог) я понял, какие сильные чувства они во мне вызывают. Я сам живу рядом с Илеком (так называется наша река), можно сказать в таком месте, где находится наш основной местный родник, источник питьевой воды для всего нашего села Весёлый-1. Я хорошо понимаю значимость родника для путников и для местных жителей села. В своём же стихотворении «Родник», Джалиль сравнивает себя с льющимся родником, который журчит и поёт, и от которого, Земля вокруг цветёт и молодеет, что он и ночью, как родник, отражающий свет, дарил свет людям, живущим рядом. Мне становится понятным его сравнение себя с этим жизненно важным источником жизни. Свою же любимую, всегда занимавшую большое место в его судьбе, с большой любовью, в этом стихотворении, он сравнивает с соловьём, который приходит в час рассветный, и ей, он дарит свои самые нежные песни.

2 стр., 837 слов

Урок 85 Г. Тукай. Слово о татарском поэте. Стихотворения «Родная деревня»

... вкладывает поэт в название стихотворения? – Какие стихи о родной деревне у других поэтов вы знаете? Чем они схожи со стихотворением Габдуллы Тукая? 7. Выразительное чтение стихотворения «Книга». ... анализа (примерный) 1. Чем отличается настроение в этих стихотворениях? 2. Какие мысли и чувства передают авторы стихотворений через лирическое «Я»? 3. Какие образы запечатлелись для поэтов на всю жизнь? ...

Когда пройдёт, как песня,

жизнь моя,

Когда замолкну, близких покидая,, Не думайте, что умер я, друзья, –, В сердцах мильонов

буду жить всегда я.

Родник в земле похоронить нельзя,, Частицей станет он морской стихии., Я буду улыбаться вам, друзья,, И петь вам буду, люди дорогие! (1937)

В стихотворении «Смерть девушки» поэт рассказывает о героической смерти молодой медсестры, которая сто раненых спасла от смерти и вынесла из шквального огня, водою напоив и раны их забинтовав, но была сражена осколком вражеской мины, когда ползла в сто первый раз за сто первым раненым бойцом. Когда читаешь эти строки, сразу предстаёт картина боя, когда превосходящие силы врага, пытались напором и стремительным натиском завоевать нашу страну. Поэт говорит об этом подвиге молодой девушки:

Сто жизней молодая жизнь зажгла, И вдруг сама погасла в час

кровавый…

Но сто сердец на славные дела, Её посмертной вдохновятся славой, Погасла, не успев расцвесть,

весна.

Но, как заря рождает день, сгорая,, Врагу погибель принеся, она, Бессмертною осталась, умирая. (Апрель 1942

Эти строки передают всё: и восхищение Джалиля подвигом девушки, которую не сломить врагам, и гордость за сынов и дочерей страны в её лице, не предавшим свою Родину, готовым сражаться за неё, не щадя своей головы.

Прочитав его стихи, посвящённые старому лесу, я почувствовал себя, будто нахожусь в берёзовой роще, где отдыхал летом в гостях у бабушки с дедушкой. Поэт обращается к лесу, как к другу, который, как добрая мать, охранял его с друзьями в летний зной и от ливней умело укрывал. Мне, особенно, понравились эти строки из стихотворения «Лес», которые так правдивы:

Пел ты песни с мальчишками вместе

На зелёном своём языке…

Сбережём эти бодрые песни,

Чтобы не было места тоске.

Оперились птенцы молодые,, Собираются в дальний полёт., Ведь нельзя же

в родительских гнёздах

Оставаться им из году в год., Сколько надо наук одолеть нам!, Сколько ждёт нас несделанных дел!, Для того ведь и созданы крылья,, Чтобы каждый из нас полетел.

Мне очень нравится всё творчество поэта. Я залпом прочитал его биографию, и хочется сказать, что не каждому человеку дано прожить такую нелёгкую, но очень интересную жизнь, какая была у Мусы Джалиля. Мне не забыть то ощущение, которое я почувствовал, услышав в великолепном прочтении наизусть одним из лучших учеников нашей школы Крючковым Вадимом его стихотворения «Варварство». Оно никого из присутствовавших людей на этом вечере в честь 100 летней годовщины со дня рождения Мусы Джалиля не оставило равнодушным. Я был тогда учеником 3 класса и пошёл на вечер для 5-11 классов с тётей (организатором школы).

6 стр., 2517 слов

«Отечественная война 1812 года в творчестве поэтов – воинов»

... война 1812 года породила много славных имен воинов-поэтов. Не будет преувеличением сказать, что одной из самых ярких была личность поэта, воина, партизана, военачальника – Дениса Давыдова. Выполненное в ... военная биография» поэта оставила глубокий след в его творчестве. Отечественная война, воспоминания о кампании 1812 года, оценка вклада в общие подвиги отдельных героев войны, славные победы ...

Муса Джалиль (Муса Залилов) родился в 1906 году 15 февраля в старинном татарском селе Мустафино Оренбургской губернии в бедной крестьянской семье. Отец поэта Мустафа-ага был добрым человеком. У поэта был брат Ибрагим и сестрёнка Зайнаб. Первые годы его жизни, как и у большинства сверстников, были трудными: голодное детство, ранняя смерть отца, очень быстрое взросление. Как обычный татарский мальчик того времени, он пошёл сначала в деревенскую школу, а потом учился в Оренбурге в медресе «Хусаиния». Но уже с юных лет будущий поэт страстно интересовался литературой. В восемь лет он начал сочинять стихи. Джалиль впоследствии вспоминал, что первые стихотворения, которые не сохранились, были написаны им в духе восточной классики под влиянием Омара Хайяма, Саади, Фазули, творчеством которых он тогда увлекался. Но наибольшее влияние на начинающего поэта оказал великий Габдулла Тукай, большинство стихов которого молодой Муса знал наизусть. С детства он был знаком и зачитывался лучшими творениями русской литературы — произведениями Пушкина, Лермонтова, Кольцова, Некрасова. Будучи человеком творческим, он создал в родном селе отряд юных коммунаров, который назвали «Кызыл чечек» («Красный цветок»), и с созданным им драмкружком участвовал в постановке драм.

В 20-30-е годы поэт много ездит по стране. Он знакомится с людьми, организует работу литературных объединений, налаживает выпуск татарских периодических изданий.

С особым чувством следил он за первыми шагами Татарской автономной республики, которая была образована в 1920 году. Это событие ускорило встречу молодого поэта с Казанью, о чем он давно мечтал. Позднее Джалиль вспоминал, что, несмотря на голод и лишения, а также на то, что в столице Татарстана у него не было ни родственников, ни друзей, он ехал в Казань окрылённый.

Осенью 1922 года он впервые вступил на казанскую землю и с того момента полюбил её, как свою вторую родину.

Муса Джалиль был глубоко национальным поэтом, отражал в стихах душу, образ мышления, особенности характера своего народа. Это он впитал с молоком матери, его мать Рахима-апа с юности считалась первой певуньей на селе, не только знала множество песен, сказок, но и сама их сочиняла. С другой стороны, произведения Джалиля проникнуты высоким пафосом гражданственности, по ним можно изучать и постараться понять то сложное революционное время.

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... аккуратно ведет себя за столом. В период от года до трех лет у малыша закладываются ос­новы культуры поведения. ... губами. Рассмотрим, как протекает освоение бытовых процессов на первом году жизни малыша (по данным Н.М.Аксариной, Н.М.Щелованова, К.Л.Пантюхиной). В ... как организо­ванность, опрятность, аккуратность. Именно на первом году жиз­ни малыш осваивает некоторые культурно-гигиенические навы­ки, ...

Будучи настоящим патриотом, Джалиль пронёс через всю свою жизнь трепетное отношение к своему народу.

В 1925 году, окончив рабфак, Джалиль вернулся в Оренбург, а уже в 1927 году переехал в Москву. Московский период его жизни занял более десяти лет. Именно здесь Джалиль стал зрелым поэтом, приобрёл широкую известность. Юношеский революционный максимализм постепенно отходит на второй план. К середине тридцатых годов мир поэзии Джалиля становится глубже, многообразнее, лиричнее.

В годы учебы и работы в Москве Муса знакомится со многими видными советскими поэтами — Жаровым, Безыменским, Светловым. Слушает в Политехническом музее выступления Маяковского. Знакомится с Багрицким, который переводит одно из его стихотворений.

По-прежнему он занимался образованием — окончил литературный факультет Московского государственного университета. Много и плодотворно работал в печати — был ответственным редактором детских журналов «Маленькие товарищи», «Октябрь баласы» («Октябрёнок»),являлся членом редколлегии журнала «Яшь эшче» («Молодой рабочий»), заведовал отделом литературы и искусства центральной татарской газеты «Коммунист». То была для него большая школа. Он сам писал: «Комсомольская работа обогатила мой жизненный опыт, закалила меня, воспитала новый взгляд на жизнь». У него были все основания, чтобы сказать в одном из стихотворений:

Комсомол меня сделал поэтом,

И я

Каждой песней отчитываюсь

перед страной.

Эти песни, как лозунг,, Военный пароль,

Как путёвка,

которая вечно со мной!

Муса не прерывает связи с родным Оренбуржьем. По просьбе земляка, товарища детских лет Мусы Курбанова, он шлёт пьесы для мустафинского драмкружка, большую посылку с книгами. А в Оренбург, в губком комсомола, посылает репертуарные сборники на татарском языке.

В Москве оребуржцы часто собирались вместе, совершали прогулки по столице, вели разговоры о прочитанных книгах и новых кинофильмах, о первых новостройках и мировых проблемах. Душою землячества были студенты МГУ Абдулла Давлетшин и Муса Джалиль.

Будучи сам очень молодым, Джалиль много делал для творческого становления новых поколений писателей и поэтов. Кто и когда бы ни обращался к нему за поддержкой, он всегда откликался и помогал. И символично, что одна из престижных республиканских премий в современном Татарстане носит имя Мусы Джалиля. Эта премия вручается молодым людям за особые успехи в области литературы, искусства, науки, журналистики и общественной деятельности.

Любовь к искусству подвигла его стать одним из родоначальников татарского музыкального театра. Поэт с увлечением работал над большой лирической поэмой и одновременно дописывал либретто оперы «Алтынчеч» («Златокудрая»).

3 стр., 1222 слов

Татарский академический государственный театр оперы и балета имени Мусы Джалиля

... всех постановок театра и избежать их деления на событийные и рядовые. В настоящее время солистами Татарского академического государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля являются: Борисенко ... театра проводятся ежегодные литературные праздники на открытом воздухе: у памятника Тукаю - в день рождения поэта, у памятника Пушкину - в день славянской письменности. Примечания Данный реферат ...

В либретто поэту удалось, исходя из духа татарского фольклора, тесно увязать мотивы преданий и социально-исторической действительности. В этом кроется секрет того, что либретто оперы «Алтынчеч» и сегодня сохраняет художественную ценность литературного произведения.

С конца тридцатых годов деятельность Джалиля вновь связана с Татарстаном. В 1939 году литераторы Татарии доверили ему руководить республиканской писательской организацией и литературной частью построенного Татарского оперного театра. У поэта немало творческих замыслов — он задумывает роман по истории комсомола, поэму о жизни современного села, либретто оперы о каспийских рыбаках…

Однако война перечеркнула планы поэта… Джалиль неоднократно обращается в Главное Политическое управление Красной Армии и в Союз писателей с просьбой отправить его в Действующую армию. С её началом наступил последний, очень краткий, но самый яркий и славный период его жизни. В апреле 1942 года Муса Джалиль попал на Волховский фронт, в редакцию армейской газеты «Отвага».

«Я сейчас в подлинно боевой обстановке, — писал Джалиль лучшему другу, татарскому писателю Гази Кашшафу в последнем своём письме 3 июня 1942 года. – Часто бываю на передовых линиях. С автоматом в руках прохожу через опасные леса, болота и ущелья чуть ли не у самых огневых точек врага. Военкор – это далеко не мирное и спокойное занятие, приходится одновременно воевать и писать».

Армии, в которой служил поэт, выпала очень трудная судьба.

К лету 1942 года между Новгородом и Чудово развернулось одно из самых драматических сражений Великой Отечественной войны. Плотно окруженная фашистами, собрав последние силы, наша армия пошла на прорыв. Сквозь бешенный огонь врагов по непролазным чащобам и болотистым топям пытались вырваться из окружения советские бойцы. Чтобы открыть дорогу товарищам, раненые и больные шли на минные поля. Одну из групп вёл на прорыв старший политрук Муса Джалиль. Десятки тысяч советских солдат и офицеров погибли, многие попали в плен. Среди пленных оказался и старший политрук Залилов.

Кто посмеет сказать, что я предал?, Кто хоть в чём-нибудь бросит упрёк?, Волхов – свидетель, я не струсил,, Пылинку жизни моей не берёг…

Не только Волхов был свидетелем. Много лет спустя оставшиеся в живых соратники поэта из газеты «Отвага», бывшие узники фашистских лагерей смерти, товарищи по подполью поведали миру о бессмертном подвиге Джалиля.

Летом 1942 года, испытав горечь своего поражения под Москвой, фашисты отчасти пересмотрели своё отношение к отдельным категориям военнопленных. В частности, активизировались их попытки создать национальные военные формирования, как вспомогательные части вермахта. Гитлеровская пропаганда рисовала для оказавшихся в плену советских людей самые радужные перспективы создания после победы Германии на обломках Советского Союза новых «государств». Это был циничный обман. Джалиль и его соратники с самого начала знали реальную цену этим обещаниям. Однако очень важно было разъяснять истинные цели фашистов другим — тем, кто под угрозой пыток, голодной смерти, по причине политической наивности попался на удочку нацистской пропаганды.

22 стр., 10695 слов

Вера любовь ненависть в лирике военных лет. Поэты великой отечественной войны

... на описании конкретных фактов бесчеловечности, жестокости войны. Поэт стремится к передаче собственных ощущений, тонких душевных переживаний. Полна трагизма лирика военных лет Юлии Друниной. Поэтесса не принимает и ... на примере творчества нескольких поэтов военных лет осветить тему Великой Отечественной войны. В поэзии с первых дней войны прежде всего проявила себя лирика. В военное время она стала ...

Так возникла подпольная группа советских патриотов в легионе «Идель-Урал», которая ставила цель — сорвать коварные замыслы врага, повернуть оружие против самих же фашистов.

Подпольщики внедрились в редакцию газеты «Идель-Урал», издаваемой германским командованием, распространяли среди легионеров (в польском местечке Едлино, в ста километрах к югу от Варшавы, гитлеровцы создавали легион из военнопленных) антифашистские листовки, создавали тайные боевые группы. Подпольная группа, которой руководил Джалиль, была связана с несколькими лагерями военнопленных и с действовавшим в Берлине подпольным комитетом ВКП(б).

И эта работа давала свои добрые плоды. В результате первый же брошенный на Восточный фронт батальон Волго-Татарского легиона поднял восстание и, истребив немецких офицеров, влился в белорусский партизанский отряд.

Деятельность группы продолжалась около года. Только в августе 1943 года Джалиль и его соратники по Сопротивлению были схвачены гестапо. В течение года герои томились в фашистских застенках, мужественно перенося пытки и издевательства палачей. Наверное, нам очень сложно понять, как в этих нечеловеческих условиях Муса Джалиль продолжал писать свои патриотические стихи.

Хабиб Файзуллаев, парень из Узбекистана, бывший с Джалилем в лагере Вустрау вспоминал, что они поддерживали друг друга, что Джалиль арабским шрифтом писал стихи в маленький блокнотик и читал их ему, а когда перевели его в другой лагерь, то он дал наставление своему названному братишке, что всегда и везде, в каком бы положении не находился, надо быть верным Родине.

Не оправдавший надежд гитлеровцев легион был расформирован. Джалиля и его товарищей бросили в мрачные, узкие, как каменные гробы, камеры Моабитской тюрьмы. Днём и ночью их вызывали на допросы, устраивали очные ставки, разного рода провокации, пытали.

Жестокие пытки не сломили поэта. Одно за другим появляются в его маленьком блокноте новые стихотворения.

Пускай мои минуты сочтены,, Пусть ждёт меня палач и вырыта могила.

Я ко всему готов, Но мне ещё нужны

Бумага белая и чёрные чернила! –, Лишь тот побеждает в бою до конца,, Чья воля к победе упрямее стали.

7 февраля 1944 года в Дрездене начался военно-полевой суд над Джалилем и его товарищами. От имени всех на суде выступал Муса Джалиль, который заявил, что они не признают свою вину, что преступления никакого перед народом не совершали. Все были приговорены к смертной казни.

На рассвете, в 6 часов утра, 25 августа 1944 года Джалиля и десять его соратников вывезли из тюрьмы Шпандау. В тот же день все они были гильотинированы в кирпичном сарае на территории военной тюрьмы Плетцензее.

В 1946 году в Союз писателей Татарии пришёл бывший военнопленный Нигмат Терегулов, который принёс блокнотик со стихами поэта, написанными в фашистском застенке. Позднее, в 1947 году, оставшийся в живых сосед Джалиля по камере и друг, белгийский партизан Андре Тиммерманс, передал в советское консульство в Брюсселе вынесенный им из тюрьмы и бережно сохранённый блокнот, сшитый из клочков бумаги. Их передал ему, уходя на суд, Джалиль.

15 стр., 7034 слов

Трагизм судьбы поэтов “серебряного века”. Трагедия страны

... — все эти поэты имели очень тяжелую судьбу полную потерь и лишений. Цветаева Марина Ивановна (1892—1941) Марина Цветаева родилась в Москве 26 октября 1892 года в высококультурной семье, преданной ... Э. Мандельштам, М. А. Зенкевич, и В. И. Нарбут. Главное значение в поэзии акмеизма приобретает художественное освоение многообразного и яркого мира. Акмеисты ценили такие элементы формы, как ...

Стихи, дошедшие до нас в двух маленьких блокнотиках, были изданы отдельной книгой. Названная «Моабитской тетрадью», она в короткий срок стала известна всему миру.»Моабитские тетради» навсегда останутся бессмертным примером верности Отчизне, образцом отваги и мужества. В этом своём цикле Джалиль, оставшись с глазу на глаз с фашизмом, раскрывает его бесчеловечность.

В суровую годину испытаний творчество Джалиля достигло невиданных высот. Его стихи пронизаны неиссякаемой верой в грядущую победу над врагом, в торжество добра над злом. На первом плане в стихах поэта — верность воинскому долгу, для Джалиля превыше всего — совесть, достоинство человека как личности.

38 лет было поэту, когда он был убит фашистами. Жизнь его была не долгой, но героической. Она останется на века в памяти человеческой. Жизнь поэта оборвалась в самом расцвете его творчества, которое с годами открывается перед нами все новыми гранями, которое и сейчас шагает с нами в ногу. Джалиль и сегодня наш современник, его поэзия, публицистика вдохновляют нас на плодотворный труд во благо Отчизны, учат любви и гордости за родную землю.

Муса Джалиль — это немеркнущая гордость нашего народа, синоним национального духа, он будет жить в сердцах новых и новых поколений.

Я очень горжусь тем, что такой поэт, как Муса Джалиль – мой земляк, что такой великий патриот родился на нашей оренбургской земле.

Библиография:

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/esse/o-muse-djalile-na-russkom-yazyike/

  1. В.Г.Альтов. Муса Джалиль. Том 1. Сердце поэта. Челябинск. Южно-Уральское издательство, 1981

  2. В.Г.Альтов. Муса Джалиль. Том 2. В пути. Стихотворения (1919 -1942).

    Челябинск. Южно-Уральское издательство, 1981

  3. В.Г.Альтов. Муса Джалиль. Том 3. Моабитские тетради. Челябинск. Южно-Уральское издательство, 1981

  4. М.Шаймиев. Муса Джалиль. Из Интернета.2006