Конспект по литературе

Сочинение

Тема: Классное сочинение по повести Л.Н. Толстого «Детство».

Уроки любви, доброты и сострадания в жизни Николеньки Иртеньева.

Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства!

Цели урока:

1) помочь семиклассникам понять сложный мир взрослых; прочесть книгу так, чтобы она заставила заглянуть в себя;

2) учить школьников чувствовать настроение в подтексте;

3) заставить учащихся задуматься над вопросами: что такое любовь в жизни человека, что есть добро? Что есть зло? Неизбежно ли оно в жизни человека? Что есть страдание и можно ли прожить без страдания? Что есть счастье?

Тип урока:

Оборудование:

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Закончено чтение повести. Перед нами прошли несколько дней из жизни 10-летнего мальчика.

Что такое любовь в жизни человека? Что есть добро? Что есть зло? Неизбежно ли оно в жизни? Каким должен быть человек, чтобы прожить жизнь счастливо и достойно?

Все эти сложнейшие вопросы ставит перед собой (и нами) в повести 24-летний Л.Н. Толстой.

II. Беседа. Комментированное чтение. Реализация индивидуальных и групповых заданий.

Уже в 1 главе мы узнаём о Николеньке, что он живой, наблюдательный ребёнок, чуткий ко всякому проявлению несправедливости, ранимый, может легко обидеться, но и отходит быстро, не помнит зла.

  • В какой атмосфере жил Николенька, как к нему относились окружающие?

Это атмосфера любви, радости, счастья. Николеньку любили все: мать, отец, Карл Иванович, Наталья Савишна.

  • Дома в качестве домашнего задания вы составили распорядок дня Николеньки. Прочитайте его.

Мальчик окружён любовью, живёт в доброй, хорошей семье. ( Все сложности взрослой жизни откроются ему через годы)

Оборудование  1

Утро в семье Иртеньевых

— Какие события больше интересуют Толстого: внешние, те, что происходят в окружающем мире, или отзвук на них в душе человека?

Внимание автора направлено на мысли, сомнения, переживания героя.

  • Какие события происходят в главе «Маман»?

Их почти нет: дети утром здороваются с матерью и идут с этим к отцу.

  • Но как много сказано о матери! Какой мы её видим здесь? (Она грустна и задумчива. Вода льётся из самовара, а она этого не замечает. Не замечает и детей, погружённая в свои мысли)
  • Почему?
  • Какой её видит Николенька? (Зачитать в тексте)

А какая чуткость: сразу увидела, что Николенька плакал (поцелуй в глаза).

2 стр., 508 слов

Роль матери в жизни человека

... и может продлить им жизнь. Пусть они будут счастливы и гордятся нами! ` Роль матери в жизни человека Популярные сочинения Повесть «Ася» была написана И.С. Тургеневым в 1857 году. В повести молодой богатый дворянин Н.Н, ... или медицинского персонала не заменит тепло самого родного человека, подарившего жизнь. Наша благодарность нашим матерям – безгранична. Все мы в долгу перед ними. Мы можем хотя бы ...

  • Какое общее впечатление от матери остаётся в этой главе?
  • А почему Л.Н. Толстой не даёт ясного портрета матери?

Она умерла, когда ему было 1,5 года, у него, как и у Лермонтова, осталось в памяти только общее впечатление чего-то очень доброго и ласкового.

Когда Толстому было 80 лет, он записал в дневнике: «Нынче утром обхожу сад и как всегда вспоминаю о матери, о «маменьке», которую я совсем не помню, но которая для меня осталась светлым идеалом».

  • Третья глава называется «Папа». Что важное узнаёт Николенька? (Он с братом едет учиться в Москву.)

Это первое большое горе в его жизни., Кого жалко Николеньке?

  • Что об отце узнаёт мальчик? (глава 10) Как относится к людям?
  • Любили ли его окружающие? Удалось ли ему сделать карьеру?

( У него нет дела, которое бы его занимало, ни серьёзных увлечений, ни цели в жизни, не сделал он военной карьеры.Он живёт для себя, для своих удовольствий.)

  • В повести описываются занятия в кабинете и гостиной (гл.11).

    С какой сцены начинается глава?

Мирный вечер, вся семья в сборе, как спокойно и хорошо!

  • Вся ли глава выдержана в этом ключе?

Дети сразу замечают тревогу, печаль: мать играет на рояле концерт Фильда и Патетическую сонату Бетховена.

Почему она так часто их играла?

Прослушивание «Патетической» сонаты Бетховена., Чувствуем разницу во вкусах и потребностях души!)

Важное событие этой главы – благоразумное решение отца взять Карла Иваныча в Москву.

  • Чем оно вызвано? Скорее всего его тронула просьба Карла Иваныча «без жалования служить», лишь бы быть с детьми.
  • Чем наполнена жизнь матери?
  • Любят ли они друг друга? Хорошо ли, легко им вместе?

Мать любит отца таким, как он есть, не пытаясь исправить и переделать.

Глава 15. О любви матери.

Какие чувства рождает в душе Николеньки материнская нежность? (Из глаз слёзы льются ручьями)

Мама – «голубчик», «душечка». Эта горячая детская любовь к матери исторгает из души ребёнка первую, чистую, от сердца молитву о матери и отце: «Спаси, Господи, маменьку и папеньку».

Глава III. Расскажите о жизни Николеньки в доме московской бабушки.

СТИХИ.

Последние главы повести — самые трудные. Самая трагическая глава- 25 «Письмо». Это крик души женщины, которая знает, что умирает.

  • С чего начинается письмо?

(Милые подробности домашней жизни. Мы замечаем важные для нас детали: и то, что мать ответное письмо пишет сразу же – такая у неё привычка, и то, как она его называет в письме: «милый друг», «мой дружок», «мой друг бесценный», и то, что играет с Любочкой в четыре руки на рояле и радуется успехам дочери и приобщает к этой радости мужа. Какое тонкое понимание природы в маленьком описании весны.

И только потом – главное.

  • Что беспокоит Наталью Николаевну?
  • Как она говорит это мужу? (Очень деликатно, но твёрдо)
  • Какие черты характера героини открываются здесь?

Бескорыстная любовь ко всем людям, ангельская доброта, умение не думать о себе, полное самоотречение. Нет жалоб на жизнь, на свою судьбу.

1 стр., 431 слов

Проблема роли матери в жизни человека. По Ю. Я. Яковлеву

... в своего сына бодрость духа, любовь и волю к жизни. Этот яркий пример раскрывает огромную роли матери в жизни человека, показывает её бескорыстную любовь к сыну, её самопожертвование ... Она окружает нас заботой с раннего детства и сопровождает нас по жизни постоянно, где бы мы не находились, словно ангел-хранитель. Материнскую любовь мы ...

(Сравните с княгиней Корнаковой).

  • Что заставляет Николеньку переживать, мучиться и даже плакать?

Глава IV. Какие эпизоды своего детства Николеньке стыдно вспоминать?

(Это случай с Иленькой Грапом (глава 19).

Дети откровенно мучили этого слабого, беспомощного мальчика, а Николенька не вступился за него. Николенька мучается от того, что, попав под обаяние Серёжи Ивина, не защитил слабого и обездоленного мальчика.

  • Подытоживая разговор, подумаем, может ли человек прожить жизнь, не совершая дурных поступков?

— Вряд ли, но главное не в том, чтобы не совершать их, а в том, чтобы извлекать из них уроки, перестрадав, стать чище, лучше душой.

В повести, кроме Николеньки, есть ещё дети.

  • Что же отличает его от брата и сестры, друзей-сверстников?

Отличительная черта Николеньки – стремление к самоанализу, строгому суду своих мыслей, побуждений и поступков.

Для Толстого важны не те события, которые происходят вне человека, а то, какие изменения под их влиянием совершаются внутри, в душе человека, что составляет его внутреннюю жизнь.

Юного героя характеризует стремление зафиксировать и осмыслить каждое своё душевное движение, соотнести его с тем, как переживают то же другие дети и взрослые, разобраться самому, что дурно, а что хорошо. Особенно ярко эти свойства личности Николеньки проявляются в его переживаниях после смерти матери (гл. 27-28).

Ему казалось , что окружающие люди и он сам неискренни в своих страданиях и он тоже недостаточно переживает.

Итак, самоуглубление, самонаблюдение, стремление понять себя и людей – характерная черта героя, диалектика души. Это путь к познанию себя, людей, человечества.

Повесть заканчивается размышлениями взрослого уже героя над могилами дорогих людей – матери и Натальи Савишны. Это они учили его не уча, а просто образом собственной жизни, одному: жить не для себя, а для людей, отдавать себя людям, не требуя благодарности, любить людей такими, какие они есть, в каждом видеть хорошее, защищать слабых и униженных.

  • Каждый ли ребёнок способен эти уроки доброты и любви к людям увидеть, вобрать в себя и претворить в жизнь?
  • Мог ли так тонко чувствовать Володя или Серёжа Ивин?

Мы оставили Николеньку на пороге трудной жизни: нет больше любимой матери, умирает няня, Карл Иваныч стар, отец занят своей жизнью.

2 стр., 668 слов

Сочинение по повести житие александра невского

... относится к агиографическому жанру, предлагаем прочесть ее краткий сюжет. Повесть о житии Александра Невского кратко В Повести о житии Александра Невского мы знакомимся с Ярославом, а также его женой Феодосией. У них ... доложил Александру о численности вражеских сил, а также рассказал, что по морю плыл корабль, в котором были святые Глеб и Борис. Те направлялись на подмогу к Невскому. ...

Сумеет ли мальчик устоять во взрослой жизни, сохранить лучшее, что дали ему близкие люди? Жизнь даёт нам много хорошего, и от нас зависит, сумеем ли мы сохранить, уберечь, не растерять нравственные уроки детства.

«Детство» – автобиографическая повесть Л.Н.Толстого, в которой писатель рассказывает о своем детстве, окружающих его людях и условиях его воспитания.

Согласно Толстому, детство является одним из самых значимых периодов в жизни человека, поскольку именно в этом возрасте ребенок познает окружающий мир, учится чувствовать любовь и ненависть, размышлять над противоположностями – добром и злом. По мнению писателя, характер ребенка закладывается именно в детстве, поэтому так важно, чтобы это время было счастливым и полным радости. Именно о вызывающем счастливые воспоминания детстве повествует нам Лев Николаевич Толстой в своей повести.

Главный герой – маленький Николенька Иртеньев, рассказывающий о своих собственных поступках и восприятии жизни.

Одной из особенностей повести является то, что картина детства описывается глазами ребенка. Николеньку окружают любящие его люди – маменька, отец, бабушка, братья и сестры, а также няня и гувернер Карл Иванович. Все они заботятся о мальчике и стараются его образовании, здоровье и счастливом будущем.

Однако в жизни Николеньки также происходят и огорчения, неудачи и разочарования. Тем не менее, он справляется с ними и делает правильные выводы.

Повесть затрагивает такие важные темы, как то, что не следует обижать и пренебрегать теми, кто нам дорог и кто нас любит (например, эпизод с Карлом Ивановичем и Иленькой Грапом).

Она также утверждает, что ценность человека не определяется его социальным положением, а его внутренними качествами (эпизод с няней Натальей Савишной).

Важным моментом становится сама смерть маменьки, которая помогает герою понять, что близкие нам люди не всегда могут быть рядом и что они смертны.

Толстой раскрывает внутренний мир ребенка через эти эпизоды, позволяет нам понять его переживания и показывает, что влияет на формирование характера маленького человека. Автор призывает к гуманности в отношении к детям, к проявлению внимания, заботы и любви.

Именно поэтому повесть «Детство» Л.Н.Толстого стоит в ряду лучших детских произведений отечественной и мировой литературы.