«Без имени — нет человека». (По пьесе М.Горького «На дне»)

Тема : «Без имени – нет человека!» по пьесе М.Горького «На дне» , Учитель –Сайпуллаева З.И. 11 класс, Тема : «Без имени – нет человека!» по пьесе М.Горького «На дне»

Цель урока –

формирование у учащихся представления о цели номинации героев в драматических произведениях на примере драмы М.Горького «На дне».

Задачи:

  1. Познакомить с историей создания пьесы «На дне»;
  2. Формировать представление о действующих лицах пьесы;
  3. Выяснить цель горьковских номинаций;
  4. Развивать умение анализировать драматическое произведение;
  5. Развивать речь.

Ход урока:

  1. Из истории создания пьесы М.Горького «На дне».

Пьесу «На дне» Горький писал в течение 1901-1902 годов. 18 декабря 1902 года она была поставлена в Художественном театре в Москве и сразу же вызвала яростные споры. Для одних она была «буревестником», и они встретили ее с восторгом. Другие тоже расслышали в ней «приговор обществу», тоже были свидетелями ее успеха на сцене, но выводы делали совершенно противоположные: «Какой вредный писатель! Какие жалкие, слепые поклонники, читатели и зрители!»

Причины столь обостренной реакции – в историческом и социальном контексте, в котором создавалась и в который вмешивалась пьеса «На дне». Во – первых, экономический и промышленный кризис начала века, голодный 1900-й год. Потоки обездоленных людей, шедших из города в город в поисках заработка и хлеба. Во – вторых, резкий всплеск философских и религиозных исканий, вызванный тотальным кризисом всей системы ценностей минувшего века.

Первым постановку пьесы «На дне» осуществил Московский художественный общедоступный театр, который возглавляли К.С.Станиславский и В.И.Немирович – Данченко. Премьера состоялась 18 декабря 1902 года. Этот спектакль вошел в число тех постановок, которые вывели МХТ в лидеры русского театра.

Сразу же после первых постановок Леонид Андреев писал Горькому: «Ни одна статья, ни один разговор не мог охватить драмы во всей ширине и глубине; всякий раз остается что – то неуловленное, какой – то остаток, в котором и заключена самая суть».

  1. Работа с литературоведческим аппаратом.

Для начала давайте вспомним что такое драма?

С одной стороны, — это род литературы, принадлежащий одновременно двум искусствам: театру и литературе. С другой стороны, — это произведение, которое изображает частную жизнь человека в его остроконфликтных, но не безысходных отношениях с обществом или собой.

6 стр., 2598 слов

Дно жизни трагический образ пьесы горького на дне

... большие преграды. «Дно жизни» — трагический образ пьесы Пьеса «На Дне» была написана А. М. Горьким в 1902 году. Горький долгое время не мог подобрать точного названия пьесе, поэтому первоначально название пьесы изменялось три раз ... Основная идея пьесы – вера в человека. На дне. Сочинение 2 Произведения Максима Горького всегда были написаны с каких то реальных случаев или событий из жизни. Отличались ...

  1. Анализ названия пьесы.

Задание 1. Прежде чем Горький остановился на окончательном варианте названия пьесы, он одно за другим отклонил такие названия, как «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «Дно жизни» ( последнее стояло на афише премьерного спектакля).

Как бы вы объяснили, почему драматург остановил свой выбор на нынешнем названии?

— «Ночлежка» — слишком конкретное заглавие, «Без солнца» — слишком абстрактное. Название же «На дне» — предельно обобщенное ( более обобщенное, чем «На дне жизни»), ёмкое, философски заостренное ( существование вне нормы, дно души), и в отличие от варианта «Дно» показывает процесс скатывания «на дно», а не констатирует факт.

  1. Работа по теме урока (аналитическая беседа).

Задание 2. Перечитайте афишу пьесы. Обратите внимание на то, как поименованы персонажи, какие характеристики дает автор действующим лицам? Какие еще сведения посчитал нужным сообщить до начала действия?

Читаем и анализируем афишу.

Что вы узнали о персонажах, об их взаимоотношениях, о жанровых особенностях пьесы?

М.Горький, представляя действующих лиц, у одних указывает имена, отчества, фамилии, у других – имена и фамилии, у третьих – лишь фамилии. Однако большинство героев имеют лишь имена или прозвища. Такая система наименований во многом объясняется тем, что М.Горький изображает особый мир, мир людей «без пачпортов», силой различных обстоятельств оказавшихся на «обочине» жизни.

Учащиеся представляют действующих лиц.

  1. Запись эпиграфа.

В одном из писем к М.Пришвину М.Горький заметил: « Знаком я был с одним монахом, но – редкий случай! — забыл его имя, а вместе с именем стерлось и лицо. Вот оно, слово – то, сила какая!»

Наименованию своих героев Горький уделял особое внимание. Как правило, имена его персонажей не только называют, но и обозначают, раскрывают в них нечто существенное.

Исходная цель его номинации – выделить героя, индивидуализировать его, показать, о ком идет речь.

  1. Подробный анализ номинации действующих лиц пьесы.

Индивидуальные задания и теоретический материал, подготовленный учителем.

!По ходу учащиеся заполняют таблицу!(приложение 2)

Для М.Горького ханжество более сильный грех, чем грубость.

!Есть в драме и другие герои! Расскажите о них (

  1. Подводим итоги урока.
  1. «Угадайка»:
  2. Кому из героев принадлежат слова?

1. «Нет у меня здесь имени… Понимаешь ли ты, как это обидно – потерять имя? Даже собаки имеют клички…» (Актер)

2. «И чего…зачем я живу здесь…с вами? Уйду…пойду куда-нибудь…на край света!»

9 стр., 4102 слов

Характеристика и образ насти в пьесе горького на дне

Герои «На дне» – Актер, Пепел, Настя, Наташа, Клещ – стремяться вырваться на волю со «дна» жизни, но чувствуют собственное бессилие перед запорами этой ... пьесы «опытов драматических изучений», известных под редакторским названием «Маленькие трагедии». Коллизия образа В. : человек, раздавленный страхом смерти, одержимый ужасом перед «бездной мрачной», на краю которой он оказался, решается на бунт. В ...

3. «Что было – было, а остались одни пустяки… Все слиняло, один голый человек остался».

4. «А…ведь зачем – нибудь я родился…а?»

5. «Вон что-о! Ого-го! Это — ты ловко придумала… мужа, значит в гроб, любовника – на каторгу, а сама…» (Пепел)

6. «Не обижай человека!.. А если меня однажды обидели и – на всю жизнь сразу! Как быть? Простить? Ничего. Никому» (Сатин)

7. «Ты гляди у меня…слякоть! Не балуй…»

8. 10. «Ну…еще немножко…пожить бы…немножко! Коли там муки не будет…здесь можно потерпеть…можно!»

По горизонтали:

1. « А все люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь…»

2. «Вот и я…когда-нибудь так же…в подвале…забитая…»

3. «на том свете…всякое деяние наше усчитывают» (Костылев)

4. «Какие они люди? Рвань, золотая рота… Ты думаешь я не вырвусь отсюда? Вот погоди…умрет жена»

  1. Вопросы:

1. Что считает нужным сообщить автор о своих героях в начале пьесы?

2. Как имена действующих лиц помогают охарактеризовать их?

3. Почему, по мнению М.Горького, без имени нет человека?

4. Какова же цель номинации действующих лиц?

  1. Слово учителя:

Итак, ночлежка Костылева – это, прежде всего, символ бездомности, бесприютности, символ ненормальной жизни.

В образах ночлежников автор нарисовал особый тип людей, выброшенных на «дно» жизни, но сохранивших начала человечности. Не сумевшие реализовать себя в настоящем, они погружены либо в воспоминания о прошлом, либо в мечты о будущем. Однако их всех объединяют раздумья о правде и совести, о жизни и смерти, о Боге и Человеке.

Записать!!!

Чтобы ярче представить характеры действующих лиц, Горький и обратился к сложной системе наименований. Имена изображаемых им ночлежников и их хозяев не только называют, но и раскрывают в них нечто важное, существенное, они позволяют создать многогранные характеры, отражают различные взгляды на одного и того же обитателя ночлежки, выявляют их отношение друг к другу.

  1. Домашнее задание.

Сочинение – миниатюра на тему «Без имени – нет человека?»

Сочинение на тему без имени нет человека , Древние города Руси. Вологда.

Вологда, основанная в 1147 году, является одним из древних городов России. Её уникальные архитектурные произведения зодчих не один век привлекают любителей истории. Основные архитектурные достопримечательности и памятники Вологды находятся в историческом центре города. Здесь можно посетить музеи, сохранившиеся застройки XIX — начала XX века, Софийский собор, архитектурный ансамбль Архиерейского двора Кремлёвской площади и многие другие интересные места. А расположенные в пяти минутах ходьбы от исторического центра гостиницы Вологды предоставляют современные, комфортабельные условия для проживания и отдыха. Всё вместе делает Вологду привлекательным городом для посещения и ознакомления с древней историей Руси.