Что для вас чувство Родины? «Что такое чувство родины Как вы понимаете значение слова чувство родины

Эссе

Подготовка к ОГЭ (ГИА) , Чувство родины, Вариант 1

Подтверждением этого также могут служить строчки В. Набокова:

Бессмертное счастие наше Россией зовётся в веках. Мы края не видели краше, а были во многих краях.

В них звучит гордость за свой народ, свой край, свою землю.

Я вспоминаю слова одного из величайших поэтов России А. Блока, который жил в сложную эпоху перемен, но всё равно писал о любви к Родине. Его стихотворения полны искренней надежды, что его личная судьба и судьба России неразделимы:

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые,

Как слёзы первые любви!

Или вновь и вновь перечитывая дневники известного поэта К. Бальмонта, оказавшегося после Октябрьской революции на чужбине, задумываемся над его строчками: «Нет дня, когда бы я не тосковал о России, нет часа, когда бы я не порывался вернуться… Россия всегда есть, независимо от того, что в ней делается.» Вот она, истинная любовь к Родине, к родной земле, к своей Отчизне, вот в чём проявляется патриотизм её верного сына.

И для меня, уверен, слова «патриотизм», «Родина» — тоже не пустой звук. Знаю, что тоже не смогу вырвать любимую страну из своего сердца. И если кто-то посягнёт на неё, брошусь защищать, как защищали мои деды и прадеды: до последней капли крови, до последнего дыхания, до последней искры в глазах.

Вариант 2

Это имена людей, названия новых машин, танцы, которым неистово хлопают во всех городах земли. Это конструктор ракет и бакенщик, зажигающий огни на реке Волге. Это ты и я с нашим миром чувств, с нашими радостями и заботами.

(Здесь необходимо привести примеры из предложенного текста.) Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет ему сил. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй.

Корни — это то, чем мы жили вчера, год, сто, тысячу лет назад. Это наша история. Это наши деды и пращуры. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами в степных каменных бабах, резных наличниках, в деревянных игрушках и диковинных храмах, в удивительных песнях и сказках. Это славные имена полководцев, поэтов и борцов за народное дело. Народ, не имеющий таких глубоких корней, — бедный народ, сколь ни высоки его здания из алюминия и стекла.

Лет восемьдесят назад многие думали, что всё это лишнее. В прошлом было действительно много, от чего в новом мире надо было избавиться. Но оказалось, не всё надо сбрасывать с корабля истории.

2 стр., 589 слов

Дружба народов — величие России

... - сирот: русских, украинцев, белорусов, татар. В Ташкенте установлен монумент « Дружба народов», посвященный этой многонациональной семье. Есть на карте мира маленький клочок земли, который очень мне дорог. Это ... по пути страданий. Этот путь их связал и сплотил, и сегодня дружба стала традицией. Народы России научились жить единой семьей и, если беда постучится в наш общий ...

В тяжёлые годы войны мы призвали на помощь себе нашу историю. Сталин в речи на параде Красной армии 7 ноября 1941 года на Красной площади в Москве говорил: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!» Нас вдохновляли эти великие имена и их идеи, и мы победили! Наше прошлое стало нашим оружием. Силу его никто не измерил. Можно сказать, что была она не слабее знаменитых «катюш».

Итак, без прошлого невозможно ни хорошо жить, ни оценить по достоинству настоящего. Дерево нашей Родины: зелёная крона и корни, глубоко уходящие в землю. Давайте будем помнить об этих корнях.

Вариант 3

(Здесь необходимо привести примеры из предложенного текста.) Поэт Есенин посвятил всё своё творчество «шестой части земли с названьем кратким “Русь”». Что значит чувствовать Родину? По-моему, это наивысшее проявление патриотизма.

Молодой поэт, на которого оказали влияние природа и крестьянский быт родной Рязанщины, народное творчество, русская классическая литература, воспринимал Родину как земной рай. Край прекрасной природы, вековых традиций, православной культуры.

Поэт называет Россию «страной берёзового ситца». Ему одинаково дороги «топи да болота», «сенокос нескошенный», «лес да монастырь» — всё это «край любимый», «край заброшенный». Есенинский пейзаж не изобилует яркими красками. Это, скорее, тёмные приглушённые тона. Именно такая его родная Рязанщина. Наиболее часто встречаются три цвета: синий, красный и золотой:

Загорелась зорька красная

В небе тёмно-голубом,

Полоса явилась ясная

В своём блеске золотом.

Есенин ощущает свою связь с родной природой. Нередко он сравнивает себя с клёном:

Сам себе казался я таким же клёном,

Только не опавшим, а вовсю зелёным.

Поэт считал клён «своим» деревом.

Автор пишет не только о природе, но и о живых существах, подаренных матерью-природой. Поэт бережно сохраняет и традиции православия. Но Бог у Есенина не всесилен. Даже он не может победить мировое зло. А причиной всех бед Родины он считает то, что Россия отошла от истинной веры. Число сочетаний. Онлайн калькулятор

«Он поэт, поэт народный, / Он поэт родной земли!». Такое мог написать только человек, любящий деревенскую жизнь. Таким образом, дела наши в совокупности с прошлым миром природы и огнём домашнего очага выражаются дорогим словом — Отечество. Стоит вспомнить ещё одно высказывание В. Белинского, который писал: «Всякая благородная личность глубоко сознаёт своё кровное родство, свои кровные связи с Отечеством».

Заставить любить своё Отечество невозможно. Эту любовь на-до воспитать, взрастить. И стоит помнить, солнце на земле одинаково светит для всех, но человеку с Родиной оно светит ярче.

Статья «Чувство Родины…» статья на тему

Чувство Родины…

Какшарова Л.Д

МАДОУ №37 «Ягодка», г. Губкин

Родина – это город, в котором живет человек, и улица, на которой стоит его дом, и деревце под окном, и пение птички: все это Родина. Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Этот возраст – имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится чувство патриотизма.

15 стр., 7481 слов

Сочинение любовь к родной стране начинается с любви к природе

... о своей Родине при первой же возможности, любите и цените свой родной уголок, потому что именно здесь нам посчастливилось родиться. Любовь к родной стране, действительно, начинается с любви к природе, потому что с самого детства природа окружает нас ...

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе…И хотя многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но пропущены через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Мир ребенка начинается с его семьи.

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д.С.Лихачёв

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. В беседах дети рассказывают о своей семье, семейных историях, традициях.

Любовь к Родине начинается с чувства любви к своему городу.

История города – это живая история, она отражается и в биографии семьи и в судьбе поколения.

Мы живем в Губкине, городе с необыкновенной историей, неповторимым внешним обликом. И наша задача – с самых ранних лет заложить в детях не только интерес к истории нашего города, но и воспитать чувство уважения к нему, гордость за героическое прошлое и настоящее города.

Воспитывая у детей любовь к своему городу, подводим к пониманию, что наш город – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

  • повсюду люди трудятся для всех;
  • везде соблюдают традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
  • повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
  • люди берегут и охраняют природу;
  • есть общие национальные и общественные праздники.

Эту истину знаю от роду.

И её никогда не таю:

Кто не любит родную природу,

Тот не любит Отчизну свою.

Общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни, важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем, родной страной. Хорошо, когда дети видят белоствольную березку и трепетные осинки, и понимают, что это наше родное. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине.

Вот поэтому, перед нами стоит ответственная задача – научить детей с детства любить природу, любить Родину.

Через экскурсии и прогулки в парк, поле, прививаем детям любовь к родной природе, закрепляем знания о растениях, разных породах деревьев, произрастающих в нашей местности, формируем чувство ответственности за сохранение природы родного края.

Любить свой город – значит и любить природу в нем.

Во время экскурсий, наблюдений, прогулок у детей формируются положительные эмоции, которые необходимо выразить. Изобразительная деятельность – это лучший способ выражения эмоций детей от увиденного.

Дети рисуют в свободной деятельности и непосредственно-образовательной. Это помогает им еще раз пережить чувство прекрасного и закрепит знания и впечатления.

6 стр., 2847 слов

«С чего начинается Родина? » С чего начинается Родина?» Рассказ ...

... людям одинаково бережно относится к порядку на улицах своей страны, которую они называют Родиной. Пусть же Родина для каждого человека начинается с любви, которую он носит в своём сердце! Сочинение ... огромной школа, останется в памяти ребенка, как маленькое историческое место…из маминой истории… ... решений, их мироощущений, которые формировали понимание родного. Моя родная страна — Россия, здесь мой ...

Знакомя детей с родной страной, расширяем их представления о значении государственных символах России. Воспитываем уважительное отношение к гербу, флагу, гимну Российской Федерации. Знакомим детей со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России.

Формируем представления о том, что России – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами. У детей формируются основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре, осознанию личной причастности к жизни Родины.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи: дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах, прививаем детям такие важные понятия, как: долг перед Родиной, любовь к Отечеству, ненависть к врагу, трудовой подвиг. Подводим ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну.

Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям, и традициям русского народа.

Приобщаем детей и к культуре своего народа (русские народные праздники), поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. С младенчества ребенок слышит родную речь. Даем детям понять, что у каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.

Особое значение для воспитания детей имеют фольклорные произведения: пословицы, поговорки. Обсуждая с детьми содержание сказок, обращаем их внимание на трудолюбие, скромность героев, на то, как они выражают сочувствие попавшим в беду, как борются за справедливость, как спасают друг друга.

Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Одним из немаловажных факторов патриотического воспитания детей является труд.

Приобщая их к труду, формируем ответственность за его результат. Особую значимость имеет труд детей в природе, их участие в разнообразных природоохранных акциях «Поможем птицам зимой», «Утеплим деревья», «Елка, елочка живи!».

Постепенно от прогулки к экскурсии, от беседы и чтения книги, у детей складывается прекрасный образ родного края, своей малой Родины.

Все это закладывает у детей первые основы патриотизма.

Дети – будущее нашей Родины, им беречь и охранять ее просторы, ее красоты, ее богатства.

Список использованной литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/esse/v-chem-dlya-tebya-zaklyuchaetsya-chuvstvo-rodinyi/

  1. Александрова, Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ/ Е.Ю. Александрова, Е.П.Гордеева, М.П. Постникова, Г.П. Попова – Волгоград: Учитель, 2007. – 203с.
  2. Бударина, Г.А. Рукотворная краса земли Белгородской/ Г.А. Бударина, Т.А.Приставкина. Белгород, 2002. – 138с.
  3. Виноградова, А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/ А.М.Виноградова. — М.: Просвещение, 1989. – 96с.
  4. Кондрыкинская, Л.А. С чего начинается Родина/ Л.А. Кондрыкинская. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192с.

“Чувство родины” – что это такое?

5 стр., 2251 слов

«Родина моя — Россия» классный час (1 класс)

... птицы…. Все это и есть моя малая родина, которую у меня ... дурашка. Такой же растёт у меня в деревне. Что ... душу родного мне народа, нежную и суровую, ... на тысячу верст кругом Россия — родной край. Ровной ... о Родине для школьников Рассказы для детей о Родине, ... силу и красоту народного слова русского, мягкость его, и ... что уже не мог проспать восход солнца. Потом и в городе я вставал рано, и теперь пишу ...

Моя родина – Украина. В ответах на вопрос о чувстве родины обычно присутствуют аккуратные белые сельские хатки с аистами на крышах и вишневым садом вокруг, прозрачная, как стекло, река, голубое небо с поющим в нем жаворонком… Эти сентиментальные представления только внешние признаки моей родной земли.

Они милы сердцу, потому что возвращают нас к детству, в село, где жили или живут наши дедушки, бабушки…

Для меня родина – это, прежде всего, то, чем можно гордиться. И в нашей нелегкой истории, и в дне сегодняшнем. Это то, за что у

меня болит душа, как у каждого настоящего патриота.

Это то, за что не стыдно перед честными людьми своей страны и перед всем миром.

Из большинства фактов истории Украины я выделяю те, которые вызывают у меня особенную гордость. Один из них – это феномен украинского казачества. Ему наша страна обязана своим существованием, потому что возникла именно на народно-казацких основах. Казаки вошли в историю человечества как создатели демократического общества, которое жило в течение столетий без писаных законов.

Демократическая казацкая держава – Запорожская Сечь – вызывала удивление и восхищение

в странах Западной Европы. Историки считают, что украинское казачество опередило свое время на много веков. Как не гордиться этим?

Огромную роль сыграло казачество в формировании менталитета украинцев. В казаках воплощены лучшие черты украинского народа: величайшая отвага и мудрость, уважение к старшим, чувство товарищества, которое считалось наивысшей ценностью. “Нет уз святее товарищества!” – эти слова гоголевского Тараса Бульбы близки каждому, кто свято верит в дружбу. Удивительны были терпение и редкостная способность казаков переносить жизненные трудности. Эти качества всегда помогали нашему народу.

Именно этот народ, частичкой которого являюсь и я, воплощает для меня Родину с большой буквы. Сколько тяжелейших страданий выпало на долю нашего народа! Татары и турки, фашисты и большевики несли гибель украинскому народу. Нужно до земли поклониться такому народу, его удивительной жизнестойкости, способности возрождаться, как феникс, после столь гибельных нашествий.

И это вселяет веру в то, что Украина будет в ряду развитых и высокообразованных стран.

Именно с образованностью и одаренностью украинцев связаны мои патриотические чувства. Имена великих творцов, просветителей, ученых не могут оставить безразличными никого. Великие литературные имена прошлых столетий вызывают восхищение и глубокое уважение к народу, породившему гениев поэзии и театра, музыки и архитектуры.

Двадцатый век дал нам таких деятелей культуры, как А. Довженко, О. Гончар, В. Сосюра, П. Загребельный, П. Тычина, ученых, спортсменов. Именно люди, достигшие высот в своей области и прославившие нашу родину на весь мир, вызывают сегодня чувство гордости и любви к стране.

Если коротко ответить на вопрос, заданный темой, то “чувство родины” – это величественные факты истории и имена великих украинцев.

5 стр., 2049 слов

Проблема обретения чувства родины человеком (по тексту К. Паустовского ...

... родине. Комментарий Аполлинарий Васнецов. Родина. Автор раскрывает проблему на примере становления чувства любви к родине у художника Берга. Он совершенно не понимал, что значит слово «Родина» ... Сочинение на ЕГЭ ... чувства к малой родине, любовь к природе. Аргумент №1 В стихотворении М.Ю. Лермонтова «Родина» ... когда ... России. Особенно его привлекла Мещера. Мещерский край очаровал его до такой степени. Что он ...

“Чувство родины” для меня – это и гордость за великих украинцев, прославивших свою страну, и восхищение многими страницами истории Украины. Но это и просто то щемящее чувство, которое охватывает тебя, когда ты после недолгой разлуки пересекаешь границу Украины и видишь эту землю…

Урок по литературе «Чувство Родины» , Это люди, живущие вне России, но очень скучающие по ней, у которых нет возможности туда вернуться…

Можно ли найти что-то общее в данных стихотворениях? Что именно?

2 учебная ситуация

ФОТОГРАФИИ

Что такое родина для вас? Как вы ее себе представляете? Для того, чтобы визуализировать ваше представление, я попросила вас сделать фотографии. Давайте представим некоторые из них.

(Устное представление фотографий, сделанных учениками)

Как вам кажется, чем ваше чувство к Родине отличается от того, что мы видели в стихах? Почему?

(Видимо, потому что мы не ощущали себе вдалеке от родины, она нам близка

ЭМИГРАНТ

Малый академический словарь

ЭМИГРАЦИЯ

1.

Вынужденное или добровольное переселение из своего отечества в другую страну по экономическим, политическим или религиозным причинам.

2.

Пребывание за пределами отечества вследствие такого переселения.

Цель

: познакомиться со стихами поэтов русской эмиграции, выявить характер их чувства к Родине.

Запишем тему урока:

Чувство Родины в лирике поэтов русской эмиграции. Но перед записью темы оставьте, пожалуйста, строчку. Позже мы попробуем дать ему название.

3 учебная ситуация

Я хотела бы познакомить вас с произведениями двух писателей – эмигрантов, покинувших Родину после 1917 года. Тогда, после революции Россию покинул цвет русской интеллигенции. Больше половины философов, писателей, художников были высланы из страны или эмигрировали на всю жизнь. За пределами родины оказались религиозные философы Н.Бердяев, С.Булгаков, Л.Карсавин. Эмигрантами стали Ф.Шаляпин, И.Репин, К.Коровин, известные актеры М.Чехов и И.Мозжухин, звезды балета Анна Павлова, Вацлав Нижинский, композиторы С.Рахманинов и И.Стравинский. Из числа известных писателей эмигрировали: Ив.Бунин, Ив.Шмелев, А.Аверченко, К.Бальмонт, З.Гиппиус, Дон-Аминадо, Б.Зайцев, А.Куприн, А.Ремизов, И.Северянин и многие другие

Жизнь в эмиграции была разнородной, непростой, жестокой. Но оглядываясь на Россию, что думали о ней писатели, поэты, композиторы, покинувшие Родину?

4 учебная ситуация

Дон Аминадо (настоящее имя, Аминодав Пейсахович Шполянский

, учился юриспруденции, по завершении высшего образования поселился в Москве и занялся адвокатской и писательской деятельностью (постоянно сотрудничал в газете «Раннее утро» и журнале «Сатирикон»).

В январе 1920 года эмигрировал через Константинополь в Париж., Расцвет его литературного творчества приходится на двадцатые—тридцатые годы.

Нет даже слова такого В толстых чужих словарях. Август. Ущерб. Увяданье. Милый, единственный прах. Русское лето в России. Запахи пыльной травы. Небо какой-то старинной, Тёмной, густой синевы. Утро. Пастушья жалейка. Поздний и горький волчец. Эх, если б узкоколейка Шла из Парижа в Елец…

13 стр., 6145 слов

Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература

... его команда сочинение рассуждение. Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература? “Честь и бесчестие” Categories: Школьные сочинения Источник: https://ege-essay.ru/kakie-dobrye-chuvstva-probuzhdaet-v-cheloveke-literatura-chest-i-beschestie/ Какие добрые чувства пробуждает лирика Пушкина? Какие добрые чувства пробуждает лирика Пушкина? ...

Комментарии к стихотворению

Бабье лето— бархатный сезон средней полосы России, период по-летнему тёплой и сухой погоды в преддверии холодов, обычно конец августа – начало сентября (с Успения или с Семенова дня до Воздвиженья).

В сельскохозяйственной России к началу бабьего лета заканчивались трудоемкие летние полевые работы и крестьянки имели краткую передышку перед наступлением холодов

Жалейка– небольшая дудочка из ивы или бузины длиной от 10 до 20 см, имеющая пронзительный и печальный голос

Волчец– трава чертополох, Узкоколейка– железная дорога с узкой колеей; вагоны отличались отсутствием комфорта и теснотой

1. Ознакомьтесь с комментарием к стихотворению.

Нет даже слова такого в толстых чужих словарях…

Какого слова?

Посмотрите на словарную статью слова словарь.

Словарь

, — я,

м

  • 1. Сборник слов (обычно в алфавитном порядке) с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык.

Толковый словарь. Орфографический словарь

  • 2.

ед.

Совокупность всех слов какого-н. языка.

Богатство русского словаря.

В каком значении употреблено слово в стихотворении? Почему так решили?

нет такого явления – нет слова в языке – нет в словаре)

Какими строчками подчеркивается мысль, что это состояние есть только в России?

3. Чтение стихотворения до последнего предложения.

Август. Ущерб. Увяданье. Милый, единственный прах. Русское лето в России. Запахи пыльной травы. Небо какой-то старинной, Тёмной, густой синевы. Утро. Пастушья жалейка. Поздний и горький волчец.

это описание бабьего лета

трава, небо темное, густо-синее, чертополох

пронзительный и печальный голос дудочки

запах увядающей травы, запах чертополоха горький

Чтобы ярче, полнее, эмоциональнее вовлечь читателя в атмосферу), Она представляет собой набор односоставных назывных предложений)

Почему?

Эх, если б узкоколейка Шла из Парижа в Елец…, С междометия

Что оно выражает?

Почему заканчивается многоточием?

Это придаточная часть сложноподчиненного предложения, а главного нет

  • Как вы думаете почему?

Закончите предложение сами.

Нет дороги назад

даже в самом неудобном вагоне, без удобств

5. Как бы вы описали чувства лирического героя этого стихотворения? Письменно.

5 учебная ситуация

Влади́мир Влади́мирович Набо́ков 1899 — 1977

(публиковался также под псевдонимом

Си́рин)

;

  • русский американскийписатель,поэт,переводчик,литературовед. Владимир Набоков родился

Образование начал в Тенишевском училище в Петербурге, Октябрьская революция заставила Набоковых перебраться в Крым, где к Владимиру пришёл первый литературный успех.

В апреле 1919

года, перед захватом Крыма большевиками, семья Набоковых навсегда покинула Россию. Семья Набоковых жила в

Берлине,

в то время как

Владимир получал образование вКембриджском университете.

В 1922 году Набоков переезжает в

2 стр., 946 слов

Проблема определения роли Родины в жизни человека. По А. Н. Толстому

... любим тебя, Родина. В мирные годы человек, в довольстве и счастье, как птица, купающаяся в небе, может ... теперь нельзя спастись в одиночку. Гнездо наше, родина возобладала над всеми нашими чувствами. И всё, ... наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным ... в одно безбурное море, — в единое человечество. Но для нашего века это за пределами мечты. Наш век ...

Берлин

; зарабатывает на жизнь уроками английского языка. В берлинских газетах и издательствах, организованных русскими эмигрантами, печатаются рассказы Набокова. В 1937 году Набоковы уезжают

во Францию

и поселяются в Париже. В Америке с 1940 до 1958 года Набоков зарабатывает на жизнь чтением лекций по русской и мировой литературе в

американских университетах

  • Набоков возвращается в Европу и с 1960 года живёт в

Монтрё,Швейцария

РОДИНА

Бессмертное счастие наше Россией зовется в веках. Мы края не видели краше, а были во многих краях. Но где бы стезя ни бежала, нам русская снилась земля. Изгнание, где твое жало, чужбина, где сила твоя? Мы знаем молитвы такие, что сердцу легко по ночам; и гордые музы России незримо сопутствуют нам. Спасибо дремучему шуму лесов на равнинах родных, за ими внушенную думу, за каждую песню о них. Наш дом на чужбине случайной, где мирен изгнанника сон, как ветром, как морем, как тайной, Россией всегда окружен.

СТЕЗЯ́

, -и, род. п. мн. ч. -ей, ж. (стар. высок.).

Путь, дорога. Горная с. Стезёю славы (перен.).

По стезе правды и добра (перен.).

МУЗА, -ы, ж. 1. В греческой мифологии: богиня — покровительница искусств и наук. Девять муз (дочери Зевса, покровительствовавшие наукам, искусствам).

2. перен. Источник поэтического вдохновения, а также само вдохновение, творчество (книжн.).

М. Пушкина.

1. Прочитайте первое предложение стихотворения. Как его понимаете?

2. Какие строки стихотворения доказывают эту мысль?

(Мы края не видели краше,

а были во многих краях.

………………………… ..

Но где бы стезя ни бежала, нам русская снилась земля.

……………………………

Мы знаем молитвы такие, что сердцу легко по ночам; и гордые музы России незримо сопутствуют нам., Спасибо дремучему шуму лесов на равнинах родных, за ими внушенную думу, за каждую песню о них.

…………………………… . Наш дом на чужбине случайной, где мирен изгнанника сон, как ветром, как морем, как тайной, Россией всегда окружен.)

гордые музы России?

4. Обратите внимание на синтаксис стихотворения? Какие предложения в основном используются? ( Сложные

Почему? Что это дает стихотворению? (

Настроение неторопливого раздумья, воспоминания спокойного и торжественного, Лексика: стезя, думы, изгнанник

Почему такой тон выбирает поэт для разговора о Родине?

5. Тест (

за каждое правильно выполненное задание – 1 балл

1) Назовите род литературы, к которому относится данное произведение?

2)Как называется созвучие концов стихотворных строк

сон –окружен, шуму – думу)

3) Укажите прием, который использует автор в последнем предложении

как ветром, как морем, как тайной, Россией всегда окружен.)

4) Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных автором.

1. Эпитеты

2. Литота

3. Анафора

4. Ирония

5. Инверсия

5) Определите размер, которым написано стихотворение В. Набокова (без указания количества стоп)

1 стр., 391 слов

Должен ли человек рисковать жизнью ради спасения птиц

... мы будем всегда помнить о тех воинах, которые рисковали жизнью ради нас. Они будут вечно живы в наших светлых ... человек устроен по подобию божьему, а потому ему все еще свойственно что-то в действительности высокое и духовное. Среди тех, кто рисковал своей жизнью ради ... просто чувствовали долг перед государством, они также ощущали чувство ответственности за весь народ, его историю, идентичность, нравы ...

6. Какие особенности стихотворения, выявленные в тесте, помогают подчеркнуть торжественный тон произведения?

7. Опишите, каково, на ваш взгляд, чувство, выраженное автором в этом стихотворении.

8. Чем близки друг другу и чем отличаются прочитанные стихотворения?

6 учебная ситуация

Вернемся к стихотворениям, прочитанным в начале урока. Авторы этих стихов – поэты, с которыми мы познакомились на уроке. Просмотрите стихотворения и попробуйте определить, какое стихотворение какому автору принадлежит.

Именно с этими стихами вы будете работать дома.

Знакомство с домашним заданием.

7 учебная ситуация

Подведем итоги:

Выберите фотографии, которые, на ваш взгляд, могли бы выражать чувство Родины писателей, с которыми мы познакомились.

Закончите предложение:

Чувство Родины – это….

И запишите его на ваших фотографиях. Подарите их ))

Заключительный этап:

Я назвала бы наш урок «Когда мы в Россию вернемся…». Это строки из стихотворения ещё одного поэта-эмигранта Георгия Адамовича. Почему я выбрала такое название, вы сможете ответить, если это стихотворение прочтете.

А я предлагаю выбрать цитату из любого прочитанного сегодня на уроке стихотворения, которая могла бы служить названием нашего урока.

Чтение.

Спасибо. Урок окончен))

Домашнее задание:

Как в стихотворениях В. Набокова «Расстрел» и Дона Аминадо «Города и годы» раскрывается чувство родины? Сопоставьте произведения, найдите сходства и отличия.

В. Набоков

Расстрел

Бывают ночи: только лягу, в Россию поплывет кровать, и вот ведут меня к оврагу, ведут к оврагу убивать. Проснусь, и в темноте, со стула, где спички и часы лежат, в глаза, как пристальное дуло, глядит горящий циферблат. Закрыв руками грудь и шею, — вот-вот сейчас пальнет в меня — я взгляда отвести не смею от круга тусклого огня. Оцепенелого сознанья коснется тиканье часов, благополучного изгнанья я снова чувствую покров. Но сердце, как бы ты хотело, чтоб это вправду было так: Россия, звезды, ночь расстрела и весь в черемухе овраг.

Дон Аминадо, Города и годы

Старый Лондон пахнет ромом, Жестью, дымом и туманом, Но и этот запах может Стать единственно желанным. В страшном каменном Нью-Йорке Пахнет жёваной резиной, Испарением асфальта И дыханием бензина. Ослепительный Неаполь, Весь пронизанный закатом, Пахнет мулями и слизью, Тухлой рыбой и канатом. Город Гамбург пахнет снедью, Лесом, бочками и жиром, И гнетущим, вездесущим, Знаменитым, добрым сыром. У Варшавы запах сладкий, И дразнящий, и несложный, Запах сахарно-мучнистый, Марципаново-пирожный. А Севилья пахнет кожей, Кипарисом и вербеной, И прекрасной чайной розой, Несравнимой, несравненной. Вечных запахов Парижа Только два. Они всё те же: Запах жареных каштанов И фиалок запах свежий. Есть, что вспомнить в поздний вечер, Когда мало жить осталось, То, чем в жизни этой бренной Сердце жадно надышалось!.. Но один есть в мире запах И одна есть в мире нега: Это русский зимний полдень, Это русский запах снега. Лишь его не может вспомнить Сердце, помнящее много. И уже толпятся тени У последнего порога.

Мули

мидии

Нега

  • 1.

состояниеполногодовольства, жизнь безнуждизабот

удовольствие,наслаждение,упоение

3.

нежность,ласка,ласковость

Критерии оценивания.

11

Помощь по Теле2, тарифы, вопросы

себя алкоголем и наркотиками, чтобы чувствовать счастье. Он видит красоту, «разлитую всюду»: в природе, душах близких ему людей, в произведениях искусства, музыке. Ведь жить без духовной пищи невозможно.

Аргументы: Красота спасет мир», — написал в своем романе «Идиот». Эту красоту, которая способна спасти и преобразовать мир, Достоевский искал на протяжении всей своей творческой жизни, поэтому почти в каждом его романе есть герой, в котором и заключена хотя бы частичка этой красоты. Причем писатель имел в виду вовсе не внешнюю красоту человека, а его нравственные качества, которые и превращают его в действительно прекрасного человека, который своей добротой и человеколюбием способен внести частичку света в убогий и жестокий мир. В романе «Преступление и наказание» таким светом стала Сонечка Мармеладова, самая «униженная и оскорбленная» из всех героев этого романа. Именно она благодаря своему светлому и бескорыстному характеру становится настоящим нравственным идеалом Достоевского, к которому он мечтает привести всех людей.

Заключение: Главное — воспитать в себе светлую душу, желание помогать людям, беречь землю, на которой родился, и выполнять честно свою работу. Разве этого мало?! Вполне достаточно, чтобы быть гармоничной личностью, цельной натурой, а значит, и красивым человеком. Эта красота не меркнет со временем, а год от года становится ярче, изысканнее, ценнее.

26.Любовь к Родине (по Е. Воробьеву)

Любовь к Родине – это чувство, возвышающее человека, объединяющее его с другими людьми. Оно помогает в самые тяжелые минуты ощущать себя защищенным, нужным.

О проблеме патриотизма русского народа размышляет Е. Воробьев. На мой взгляд, она достаточно актуальна. Эта проблема заставляет читателя задуматься об истинных ценностях нашей жизни. В тексте описывается время второй мировой войны. Автор рассказывает о телефонисте Федосееве, который никогда не видел Москву. Но после того как ему удалось побывать в этом удивительном городе, Федосеева охватило чувство гордости за то, что он защищает такую столицу.

Данная проблема нашла отражение в творчестве. Главная тема романа «Война и мир» – подвиг русского народа в войне 1812 года. Русские люди грудью встали на защиту родной земли. Чувство патриотизма охватило армию, крестьян и лучшую часть дворянства. Так, Пьер Безухов на свои средства снарядил тысячу ополченцев, а сам остался в Москве, чтобы убить Наполеона или погибнуть самому.

Чувство родины, патриотизм пронизывает весь цикл «Севастопольских рассказов» . В лицах, осанках, движениях солдат и матросов, защищающих Севастополь, он видит главные черты, составляющие силу русского народа. Толстой воспевает стойкость и мужественность простых людей, готовых отдать свою жизнь ради независимости родной земли.

Таким образом, я пришла к выводу о том, что патриотизм – это самое благородное и возвышенное чувство.

27.Родина. Связь с Родиной (по В. Пескову)

Родина — самое дорогое, что есть у человека. К сожалению, мы не задумываемся над тем, какую роль в жизни человека играет Родина. Какое влияние оказывает природа на формирование человека? Что нужно сделать для того, чтобы сохранить облик нашей земли? Над этими актуальными вопросами нас заставляет задуматься автор текста. Автор пишет о взаимосвязи людей с родным краем, о том, что Родина может согревать сердце человека и делать его счастливым. Она является точкой опоры в трудные моменты жизни. Человек, потерявший связь с родным краем, чувствует себя несчастным.

В. Песков считает, чтобы ставить память о себе потомкам важно сохранить облик нашей земли. Ведь Родина-наш общий дом и он должен оставаться прекрасным во всех уголках.

Я полностью разделяю точку зрения автора в том, что только от нас зависит состояние родной земли, только мы можем проследить за порядком сохранения всего, что нас окружает, чем мы гордимся. Каждый должен любить свою землю. Как сказал: «В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки».

Родина-это детство, юность…Нас всегда тянет к родной земле. Но, возвращаясь, хочется видеть её процветающей, вед нет ничего лучше родно края. На ум приходит стихотворение П. Воронько, которое так и называется « Лучше нет родного края»: Жура-жура-журавель! Облетел он сто земель.

Облетел, обходил, Крылья нош натрудил. Мм спросили журавля: — Где же лучшая земля?-Отвечал он, пролетая: — Лучше нет родного края! Так давайте беречь, любить родные земли!

28. Проблема любви к Родине (по К. Бальмонту)

Почему любовь к Родине, к малой Родине остается у человека навсегда, независимо от того, где он находится? Какое чувство испытывает человек, оказавшись вдалеке от Родины? Над такими вопросами задумываешься после прочтения текста К. Бальмонта. Автор приглашает читателей к размышлению над проблемой тоски по Родине.

Автор с ностальгией вспоминает как «шуршат камыши», сделавшие его тем поэтом, которым он стал, как «поют соловьи» в родных местах. «Я полон беспредельной любви … к моей матери, которая называется Россия», — пишет он. Действительно, Родина как мать, одна и на всю жизнь. Другой такой Родины никогда не будет. «Россия всегда есть Россия».

Хочется сказать, что авторская позиция ясна и понятна. «… нет дня, когда бы я не тосковал о России, нет часа, когда бы я не порывался вернуться», — утверждает К. Бальмонт. Мы понимаем, что для автора Родина – это место, где прошло его детство и юность, где сформировалась его личность, и воспоминания о ней останутся на всю жизнь.

С автором нельзя не согласиться. Я тоже считаю, что любовь к Родине живет в сердце человека всегда. Воспоминания о родной земле связаны у нас с первыми радостями жизни, с еще не осознанной благодарностью за нее.

Аргументом в доказательство моей позиции может послужить пример из произведения А. Никитина «Хождение за три моря». Никитин рассказывает о том, что отважный русский путешественник побывал во многих странах, видел удивительную красоту Юго-Восточной Азии, но постоянно жил только воспоминаниями о Родине, «Русской земле», очень тосковал о ней.

В сборниках рассказов Н. Тэффи «Русь» и «Городок» воссоздана горестная жизнь эмигрантов-соотечественников, лишенных родины. Тоска по оставленной России заставляет их называть свое существование «жизнью над бездной».

Невольно вспоминается стихотворение «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…». Строки поэта, находившегося в иммиграции, пронизаны болью, тоской по Родине.

В заключение хотелось бы сказать, что данный текст представляет интерес для читателей. Он заставляет нас задуматься над тем, что ощущение Родины – важнейшее чувство для каждого человека.

29.Родина (по В. Конецкому)

Родина… Родные места… Какой-то необъяснимой силой обладают они. В трудные дни нашей жизни мы возвращаемся в места, где прошли наши детство и юность. С чем же связано ощущение родины у русского человека? Такую проблему перед читателями ставит известный российский писатель В. Конецкий.

В. Конецкий считает, что в наше тяжелое, сложное время художникам не следует забывать о такой функции искусства, как «будить и освещать в соплеменнике чувство родины». И такие русские художники, как Коровин, Левитан, Серов, помогают поддерживать это чувство. Автор утверждает, что у русского народа существует «нерасторжимая связь между эстетическим ощущением и ощущением родины».

Нельзя не согласиться с В. Конецким, который уверен, что ощущение родины у русского человека – это ощущение счастья. Воспоминания родной земли связаны у нас с самыми первыми радостями в жизни, с неосознанной еще благодарностью за нее.

Тема родины звучит во многих произведениях русских поэтов-классиков, к примеру, известный поэт Сергей Александрович Есенин писал: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве». Действительно, каждая строчка стихов проникнута горячей любовью к родной земле. Все красоты родного края отразились в его стихах, полных любви к русской земле. О чем бы ни писал, даже в самые тяжелые минуты одиночества светлый образ родины согревал его душу.

Известный советский журналист Василий Михайлович Песков в своей статье «Чувство Родины», писал, как у каждой реки есть исток, так и у чувства Родины, есть свое начало. Эта могла быть речка в детстве, текущая в ивняках по степи, зеленый косогор с березами и пешеходной тропинкой. считает, что разветвленное дерево чувства Родины должно иметь самый первый изначальный росток, и чем он крепче, тем быстрее дерево вырастет, тем зеленее его вершина. Действительно, Родина — как мать, одна и на всю жизнь! Другой такой родной никогда не будет.

Итак, ощущение Родины — важнейшее чувство для каждого человека.

30.Облик земли. Сохранение (по В. Пескову)

Забота об облике нашей земли является одной из составляющих в нашей жизни. Как сохранить прекрасным наш общий дом-Родину? Как сберечь святые для нашей памяти места? Над этими актуальными вопросами нас заставляет задуматься автор текста. В. Песков пишет о том, где родился С. Есенин, где провёл детство и вырос. Рассказывает о том, как много сил было вложено в создание мемориального центра. Автор говорит о большом значении природы в творчестве Есенина, но, к сожалению, тот пейзаж, который окружает сейчас мемориал, вызывает чувство жалости и скорби. Мы перестали заботиться о том, что нас окружает.

Этот урок нужно провести так, чтобы дети почувствовали, что место, где они родились и жили в детстве, а может быть, и теперь живут, для них священно. В ходе занятия необходимо их подвести к собственному определению понятия «Родина».

Читаем вместе отрывок из трактата Лукиана «Похвала родине».

«Старая эта истина, что «нет ничего сладостнее отчизны». В самом деле, разве существует что-либо не только более приятное, но и более священное, более возвышенное, чем родина? Пусть многих восхищает могущество и великолепие чужих городов, пышность строений, зато все любят отечество».

Ученики знакомятся с понятиями: Родина, ощущение Родины.

Можно работать в группах. Каждая выписывает на листе мнение учеников из своей группы.

Мои родные — мама и папа. Родители. Родная сестренка. Дедушка родненький. Бабушка — роднуленька. Много-много родственников. Родинка на щеке. Родник в лесу. Родной дом. Родная деревня. Каждый человек когда-либо произносил эти слова. Или родственные слову «род». Очень важному слову с глубоким содержанием.

Как вы думаете, что имеют в виду, когда говорят «род человеческий»? Вспомните, что такое родовая община, родичи. Что же такое Родина?

Конечно, кое-что вы уже знаете и слышали. Есть множество стихов, посвященных Родине. Думали ли вы о таком понятии, о своем отношении к ней? Стало привычным словосочетание «Родина-мать». Хотя в английском языке слово «родина» состоит из двух слов — «мать» и «земля», а в немецком — «отец» и «земля»; «земля отцов», «отчизна».

Подумайте, что есть Родина для каждого из вас. Начните с простых слов: «Родина — это…»

После выполнения задания нужно объединить все мысли, все мнения, высказанные детьми. Объединенные вместе, они дадут более широкое толкование понятия «Родина». Поэты, конечно, сказали о Родине красивее, нежнее, возвышеннее. Но сейчас важно, чтобы каждый из вас подумал об этом сам и составил собственное мнение.

Каждый из вас знает, что человек имеет органы чувств. Именно они прежде всего связывают нас с миром. То, что мы получаем через органы чувств, называется — ощущения. Зрение, слух, обоняние, осязание, вкус доносят до нас цвет и свет, музыку и тишину, горечь и сладость, жар и холод. Чувства рождаются на основе ощущений. Они связаны с чем-то определенным, конкретным. Например, чувство привязанности к животному, преданности человеку, любви к Родине.

Ощущение — это отражение свойств объективной реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга; исходный пункт познания мира.

Упражнения

1. Представьте, что вы в летний знойный полдень лежите на лугу. Слышны очень знакомые звуки: шелестит трава, стрекочут кузнечики, лает собачка. А можно ли услышать мягкое, пушистое облако? Какие, по-вашему, оно может издавать звуки?

2. А теперь представьте морозную предрождественскую ночь. Вы смотрите в окно. Рядом нарядная разноцветная елка. За окном темно-фиолетовое небо проглядывает сквозь черные ветви деревьев. На небе серебристо-белый месяц и мерцающие звездочки. Вы в окружении тайны. Вдруг раздается негромкий мамин смех. Какого он цвета?

3. Вы в гостях у своей бабушки. На столе соленые душистые маслята, свежевыпеченный хрустящий ржаной хлеб. Пыхтит самовар. Вдруг на скатерти заскользил солнечный зайчик. Каков он на вкус?

4. Кто не бывал летом в прохладной темной чаще леса! Тихо и сумрачно. Но сквозь кроны деревьев пробивается солнечный луч. Как он пахнет?

5. Обращали ли вы внимание на то, как выглядит обычно пыльный и шумный город после майского дождя? Попробуйте потрогать умытый город. То, что было раньше липким, шершавым, жестким, колючим, каким стало теперь? А какова на ощупь радуга над городом? Потрогайте ее. Сравните ваши ощущения. Есть ли среди них знакомые и родные?

Если человек родился и жил долго в определенном месте, то множество ощущений постепенно откладывается в памяти, даже если он этого не осознает. Если он надолго покидает родные места, ему кажется, что он все забыл. Но обязательно наступает момент, когда человеку становится плохо без видимой причины. В действительности он страдает от недостатка, потери знакомых ему, родных с детства ощущений и чувств и, конечно, привычного ему когда-то человеческого общения. Все это вместе и составляет чувство любви к Родине. Талантливый русский писатель, музыкант, дипломат Александр Сергеевич Грибоедов так сказал о Родине: «И дым отечества нам сладок и приятен». Как вы думаете, что эти слова объясняют?

1. Подумайте и определите для себя родные, связанные с вашей Родиной: запахи, вкусы, звуки, ощущения.

2. Напишите небольшое сочинение: «Я уже 30 лет живу вдали от того места, где родился. Ко мне все чаще приходят родные воспоминания о…»

Где бы вы хотели жить?

Вопросы могут быть устные и письменные. Но необходимо обсуждать варианты ответов, обмениваться мнениями. Мнение учителя принимается как одно из многих и не должно довлеть над другими. В заключение можно свести все суждения в одно более или менее обобщенное. Учитель помогает поддерживать дискуссию и сводит ответы воедино.

Каждый заполняет плакат, посвященный самому себе. В нем одна строчка: «Вот мое любимое место». Причем совершенно не важно, какое пространство каждый определит: можно назвать страну, берег реки, двор у дома или подоконник своей комнаты. Любимые, и все тут.

Поразмышляйте пять минут и допишите фразу: «Я хотел бы жить в…, потому что…» Несомненно, вторая половина фразы заставит призадуматься. Действительно, по каким признакам человек выбирает место для жизни? Сравните ваши ответы. Возможно, среди вас есть желающие много путешествовать и постоянно менять местопребывания. Романтики и фантазеры могут высказать желание пожить в прошлом или будущем, или на другой планете, или в другом измерении. Подведите общие итоги.

Может быть, это начало ответа на вопросы: имеет ли значение для человека и его судьбы место, в котором он живет? Каково это значение?

Приведем некоторые сравнения. В отношении животных мы употребляем выражение «среда обитания». Подходит ли оно для человека? Если подходит, то в каких случаях мы эту фразу употребляем, какой в нее вкладываем смысл? Для жизнедеятельности животных важное значение имеют природа, климат, территория, на которой они живут. А для человека? Можете ли вы привести конкретные примеры такого влияния?

Пусть те знания, которые вы приобрели на предыдущих уроках, сейчас помогут. Итак, влияют ли природные условия, климат, территория на характер человека, его чувства и эмоции, формирование потребностей, мотивы поведения, жизненные ценности?

Это трудное задание, но порассуждайте в отношении самих себя.

Слышали ли вы, чтобы говорили так: «На жизнь животных влияет страна, в которой они живут»? Или выражение: «Животные разных стран…»? Что-то здесь не то. Зато вполне нормально звучит: «Народы разных стран мира…» Значит, для человека имеет значение, в какой стране он живет. Не так-то просто эту связь, это влияние ощутить, определить. А она, эта связь, есть, и очень крепкая.

Продолжим рассуждения

«Моя страна определяет во мне…»

«Люди моего родного края отличаются от других тем, что…»

Для продуманных ответов на эти вопросы нужно больше сведений и о своей стране, и о родном крае. Когда об этом вам говорят взрослые, не торопитесь отмахиваться. Помните, независимо от того, сколько вы знаете о близком вам мире, он оказывает на вас огромное влияние. Это должно вызывать ваш интерес. Старайтесь видеть, слышать, чувствовать взаимосвязь между собой и миром. Эта связующая нить не просто крепкая, но и очень сложная. В этом вопросе еще много тайн. Может быть, одна из них откроется вам.

Вот темы для маленьких сочинений:

  • «Я и мой котенок Барсик»;
  • «Если бы моя собака могла говорить, то, возможно…».

А вот другие, более сложные: «Если бы я мог понимать язык животных…», «О чем шелестела трава на лугу?», «Усталые дороги шептали мне…».

Человек не выбирает место своего рождения. Что же, получается, он должен приспосабливаться к тому, что есть? Или не должен? Может быть, ему родное место помогает в жизни?

И в конце концов сам человек влияет на окружающий мир? Как он может повлиять на природу, общество, людей, свою страну?

Зачем люди это делают? А ты сможешь повлиять на что-то из перечисленного? Очень много еще непростых вопросов вытекает из, казалось бы, простого: где бы ты хотел жить?

Марина СУББОТИНА, кандидат педагогических наук, Нижний Новгород

Родина – это там, где ты вырос. Когда закрываешь глаза и видишь речку своего детства, ягодные поляны. Можно выбрать страну для проживания, но нельзя себе выбрать другую Родину, как нельзя выбрать родную мать. «Что для вас чувство Родины?» – спросили мы респондентов

Н. Ерофеева, служащая:

– Чувство Родины для меня – ощущение теплоты, которая заполняет изнутри и не даёт душе стать пустой. Это то, что делает меня сильнее. Я больше десяти лет живу в Тюмени, но родилась и выросла в селе Голышманово. Когда подолгу не бываю здесь, появляется потребность побродить в тихом зимнем лесу, обнять берёзы в знакомой с детства роще, летом «пошептаться» с их листвой, послушать пение птиц, походить босиком по родным полям – трава на них мягче, чем где бы ни было, полежать, раскинув руки, на лугу, когда над тобой – бездонное голубое небо без единого облачка, посидеть на берегу Емца и полюбоваться игрой солнечных бликов на его поверхности. И чтобы рядом – ни души: один на один со всем тем, что с детства стало до боли родным. Уходят все печали, тревоги, заботы. Всегда проезжаю мимо домика, где жили мои бабушка и дедушка. Радуюсь, что он перешёл к хорошим хозяевам – не покосился, ухоженный, возле ограды чисто. Обязательно захожу на деревенское кладбище «проведать своих». Если мы чтим предков и помним о них, значит, у нас есть будущее, а если оно есть у нас, то есть и у нашей Родины.

М. Иванов, студент:

– Давайте, я вам анекдот в тему расскажу. Папа-червяк и сын-червяк греются на солнце. Сын спрашивает у папы: «Почему другие червяки живут кто в яблоках, кто в персиках, жизнь, наверное, у них сладкая». Папа-червяк, прячась в кучу земли, отвечает: «Родину, сынок, не выбирают». Как бы ни было несладко жить в том краю, где родился, но Родину любят, потому что она Родина. Можно, в зависимости от величины кошелька, выбрать для проживания другую страну. В период развала нашего государства уезжали за рубеж многие известные актёры, спортсмены, некоторые вернулись: или ностальгия замучила, или жизнь в России стала понемногу налаживаться. Точнее на этот вопрос могут ответить именно те, кто жил за границей. Они могут сравнивать. Большинству людей не приходит в голову мысль: «За что я люблю свою мать?» Точно так же и с Родиной.

И. Андриянов, начальник Управления пенсионного фонда:

– Чувство Родины для меня – это, прежде всего, чувство долга. Многие из нас в своё время прошли хорошую жизненную школу комсомольской, партийной, хозяйственной работы. Занимали и продолжают занимать активную жизненную позицию. Изменилось государственное устройство страны, немало трудностей пришлось нам пережить в период различных реорганизаций, но чувство гордости за Россию было и остаётся непоколебимым.

Т. Скареднова, сотрудник библиотеки:

– Чувство родины воспитывается с самого детства. Я родилась в Малышенке, но сразу после окончания школы уехала в посёлок Голышманово и давно его считаю своей родиной: здесь моя семья, дети, любимая работа. Но, когда приезжаю в Малышенку, подхожу к маминому дому, становится так спокойно, все проблемы отходят на второй план, вспоминается детство… В сентябре моей маме исполнится 90 лет, она не хочет переезжать к нам, всё делает сама. С детства нас воспитывала своим примером, учила, что на своём месте человек должен работать так, чтобы не было стыдно ни перед собой, ни перед людьми. Когда мы с ребятишками проводим беседы на патриотическую тему, многие говорят, что не хотели бы умереть за Родину. Объясняем им, что такой жертвы не нужно, можно любить Родину, приносить ей пользу каждый день своими добрыми поступками, хорошей учёбой. Вспоминаю слова из одной песни: «Раньше думай о Родине, а потом о себе». Сейчас почему-то наоборот, прежде заботятся о своих благах. Но мне кажется, что в последнее время чувство родины начинает к людям возвращаться. Сколько жителей и старых и молодых собрались в Голышманово на митинге 9 Мая. Радость нас объединяет общая. Большое всегда начинается с малого…

Л. Пуртов, ветеран труда:

– Чувство Родины связываю с первозданной красотой наших лесов, озёр, полей. У меня душа радуется, когда вокруг всё расцветает. В моём представлении любить свою малую родину – это помогать односельчанам. В жизни всегда руководствовался девизом: «Если что-то сделал полезное, значит, не зря прожил день». Около тридцати лет возглавлял местную власть, за это время удалось внести свой вклад в развитие Среднечирковской территории. Зачастую испытывал сложности в решении тех или иных вопросов, но в конце концов удавалось находить понимание и поддержку как со стороны земляков, так и районной власти. Помню, что пришлось много убеждать, чтобы внесли изменение в проект новой школы. Добился, и сейчас в Средних Чирках функционируют два спортивных зала, где наши ребята занимаются спортом.

М. Сарсенбаев, выпускник агропедколледжа:

– Родина – это местечко, которое ты любишь. Я живу в Казахстане, а учился несколько лет в Голышманово. Мне одинаково они дороги, потому что в Петропавловске моя семья и близкие, а здесь – друзья, наставники. Трудно сказать, что важнее, я в одинаковой бы мере встал на защиту своего родного государства и России. Настоящий гражданин непременно испытывает чувство долга перед Родиной. Для мужчин это, в первую очередь, служба в армии. Чувство родины в наших делах и поступках. Хочу построить дом на любимой земле, постараться реализовать себя так, чтобы сыскать уважение людей, достойно воспитать детей.

Фото Евгения ДЕРИГЛАЗОВА

Почему так часто родину отождествляют с матерью, самым родным человеком на свете? Наверное, не случайно. Даже корень слова “родина” – “родить” связан с мамой. Мать родила тебя человеком. Родина родила тебя гражданином.

Человек получает при рождении жизнь,

Мать и родину. Так странно и так просто. Ведь это все, что нужно человеку для осознания счастья. Мы можем что угодно говорить о России: ругать ее, сравнивать с другими странами. Но это на словах. А сердце не обманешь. Мы искренне любим нашу страну, нашу великую державу и гордимся ею. Родина – не просто огромная страна, в которой мы живем. Это все то, что мы любим и ценим, по чему скучаем, когда уезжаем далеко. Родной дом, речка у леса, бабушки на завалинке, родные лица, покореженные заборы соседних домов.

Спроси сто человек, что для них родина. Они будут много перечислять, стараясь назвать что-нибудь оригинальное. Но все сойдутся

На том, что это родной дом и близкие люди. Это детские воспоминания: зимние городи, снежная баба, застывшие от холода варежки и счастливые лица друзей вокруг. А дома ждут горячие пирожки и “Спокойной ночи, малыши!”

Чувство любви по родине, щемящей тоски по ней острее воспринимается в минуты горькие и страшные и тогда, когда ты находишься далеко от нее. На земле есть много прекрасных мест, но где бы ты ни был, что бы не делал, душой ты остаешься дома. Как дерево, человек прирастает корнями к своей земле. Оторванный от нее, он теряет силы и радость жизни.

И все же родина – не просто край, где ты родился. Это то место, к которому человек прикипел, частью которого он себя считает. Родина представляет собой место, где чувствуешь себя спокойно, счастливо. Где всегда тебя ждут и любят.

О родине написаны песни и рассказы. А сколько красивых стихотворений посвящены родной стране!

Любить свою родину – значит, заботиться о ней, беречь ее наследие. Любить – значит, жить ради своей родины, ради того, чтобы не было войны, чтобы наши дети росли в цветущем государстве, чтобы их глаза светились счастьем.

Но патриотизм надо воспитывать с детства.

С детского сада и со школы. Это очень просто и естественно. Читать стихи о родине, рисовать российский флаг, писать сочинения.

Но истинному патриотизму научить ребенка можно лишь на собственном примере. Так давайте ценить свой дом, свой край и свою страну за то, что нам посчастливилось на ней родиться

Сочинения по темам:

  1. Марина Цветаева – поэт, чьи стихи необычны и наполнены огромной силой переживания. Как на палитре художник смешивает несколько цветов, образуя…
  2. Тема Родины – главная тема в творчестве С. А. Есенина. О чем бы он ни писал, образ родного края незримо…

Чувство родины

Вариант 1

Любовь к родине, верность своей стране — все эти качества свойственны не только тем, кто с трепетом хранит горсть родной земли или вспоминает белоствольную берёзку с трепещущими на ветру листочками, но и тем, кто волею судьбы оказался далеко за пределами своей страны, потому что, несмотря на все трудности и беды, человек, помнящий свои корни, никогда не перестанет помнить и искренно любить Россию. (Здесь необходимо привести примеры из предложенного текста.) И с автором невозможно не согласиться.

Подтверждением этого также могут служить строчки В. Набокова:

Бессмертное счастие наше Россией зовётся в веках. Мы края не видели краше, а были во многих краях.

В них звучит гордость за свой народ, свой край, свою землю.

Я вспоминаю слова одного из величайших поэтов России А. Блока, который жил в сложную эпоху перемен, но всё равно писал о любви к Родине. Его стихотворения полны искренней надежды, что его личная судьба и судьба России неразделимы:

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые,, Как слёзы первые любви!

Или вновь и вновь перечитывая дневники известного поэта К. Бальмонта, оказавшегося после Октябрьской революции на чужбине, задумываемся над его строчками: «Нет дня, когда бы я не тосковал о России, нет часа, когда бы я не порывался вернуться… Россия всегда есть, независимо от того, что в ней делается.» Вот она, истинная любовь к Родине, к родной земле, к своей Отчизне, вот в чём проявляется патриотизм её верного сына.

И для меня, уверен, слова «патриотизм», «Родина» — тоже не пустой звук. Знаю, что тоже не смогу вырвать любимую страну из своего сердца. И если кто-то посягнёт на неё, брошусь защищать, как защищали мои деды и прадеды: до последней капли крови, до последнего дыхания, до последней искры в глазах.

Вариант 2

Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове — Родина? Родина — это очень много. Это наша честь, которую мы бережём. Это и тропинка с бродом через ручей, и пространство в одну шестую всей земной карты. Это и ракета, нацеленная к Луне, и птицы, летящие на север над нашим домом. Это и Москва, и малые, в десять дворов, деревеньки.

Это имена людей, названия новых машин, танцы, которым неистово хлопают во всех городах земли. Это конструктор ракет и бакенщик, зажигающий огни на реке Волге. Это ты и я с нашим миром чувств, с нашими радостями и заботами.

(Здесь необходимо привести примеры из предложенного текста.) Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет ему сил. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй.

Корни — это то, чем мы жили вчера, год, сто, тысячу лет назад. Это наша история. Это наши деды и пращуры. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами в степных каменных бабах, резных наличниках, в деревянных игрушках и диковинных храмах, в удивительных песнях и сказках. Это славные имена полководцев, поэтов и борцов за народное дело. Народ, не имеющий таких глубоких корней, — бедный народ, сколь ни высоки его здания из алюминия и стекла.

Лет восемьдесят назад многие думали, что всё это лишнее. В прошлом было действительно много, от чего в новом мире надо было избавиться. Но оказалось, не всё надо сбрасывать с корабля истории.

В тяжёлые годы войны мы призвали на помощь себе нашу историю. Сталин в речи на параде Красной армии 7 ноября 1941 года на Красной площади в Москве говорил: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!» Нас вдохновляли эти великие имена и их идеи, и мы победили! Наше прошлое стало нашим оружием. Силу его никто не измерил. Можно сказать, что была она не слабее знаменитых «катюш».

Итак, без прошлого невозможно ни хорошо жить, ни оценить по достоинству настоящего. Дерево нашей Родины: зелёная крона и корни, глубоко уходящие в землю. Давайте будем помнить об этих корнях.

Вариант 3

«Чувство Родины» — это прежде всего любовь к родной природе и традициям. Совершая великие дела, мы должны знать, откуда пошли и как начинали. Мы должны помнить и чтить деяния предков, ратный и трудовой подвиг отцов.

(Здесь необходимо привести примеры из предложенного текста.) Поэт Есенин посвятил всё своё творчество «шестой части земли с названьем кратким “Русь”». Что значит чувствовать Родину? По-моему, это наивысшее проявление патриотизма.

Молодой поэт, на которого оказали влияние природа и крестьянский быт родной Рязанщины, народное творчество, русская классическая литература, воспринимал Родину как земной рай. Край прекрасной природы, вековых традиций, православной культуры.

Поэт называет Россию «страной берёзового ситца». Ему одинаково дороги «топи да болота», «сенокос нескошенный», «лес да монастырь» — всё это «край любимый», «край заброшенный». Есенинский пейзаж не изобилует яркими красками. Это, скорее, тёмные приглушённые тона. Именно такая его родная Рязанщина. Наиболее часто встречаются три цвета: синий, красный и золотой:

Загорелась зорька красная, В небе тёмно-голубом,, Полоса явилась ясная, В своём блеске золотом.

Есенин ощущает свою связь с родной природой. Нередко он сравнивает себя с клёном:

Сам себе казался я таким же клёном,, Только не опавшим, а вовсю зелёным.

Поэт считал клён «своим» деревом.

Автор пишет не только о природе, но и о живых существах, подаренных матерью-природой. Поэт бережно сохраняет и традиции православия. Но Бог у Есенина не всесилен. Даже он не может победить мировое зло. А причиной всех бед Родины он считает то, что Россия отошла от истинной веры.

«Он поэт, поэт народный, / Он поэт родной земли!». Такое мог написать только человек, любящий деревенскую жизнь. Таким образом, дела наши в совокупности с прошлым миром природы и огнём домашнего очага выражаются дорогим словом — Отечество. Стоит вспомнить ещё одно высказывание В. Белинского, который писал: «Всякая благородная личность глубоко сознаёт своё кровное родство, свои кровные связи с Отечеством».

Заставить любить своё Отечество невозможно. Эту любовь на-до воспитать, взрастить. И стоит помнить, солнце на земле одинаково светит для всех, но человеку с Родиной оно светит ярче.

Формирование элементов патриотических и гражданских чувств у детей дошкольного возраста , Нина Мещанинова

Формирование элементов патриотических и гражданских чувств у детей дошкольного возраста

Патриотизм

формируем свое собственное

только в процессе общения с другими людьми. Еще недавно нам казалось. Что вопрос

патриотизма

возрождения

патриотического

патриотов России

Нравственное развитие ребенка в большой мере зависит от того, насколько у него развита способность соотносить свои действия с эстетическими эталонами.

«нажимом»

взрослых, а по собственному желанию, поступил нравственно.

Дошкольный возраст

Для воспитания положительного отношения к труду большое значение имеет наличие у ребенка чувства собственного достоинства. Дошкольник , который чувствует себя беспомощным , не способным ни на что, слабо включается в работу. Напротив, ребенок, который уверен в себе, обычно трудится с большим напряжением, максимально используя свои возможности.

Воспитывая положительное эмоциональное отношение к труду, мы тем самым воспитываем трудолюбие – важное моральное качество личности.

патриотического

формирования

Первый опыт морального поведения складывается у ребенка в процессе общения с взрослыми. Потребность в общении – важная социальная потребность, и взрослый является источником, удовлетворяющим эту социальную потребность ребенка.

гражданином

Малыш впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд»

«долг»

«честь»

«Родина»

дошкольного возраста первые чувства гражданственности

гражданина

Чувство Родины… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. И вид из окна на проспект, и панорама родного города, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками. И родная природа – все это Родина. Сколько открытий делает ежедневно малыш! Они овеяны особым эмоциональным отношением, которое проявляется только в детстве. И, хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль в становлении личности. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек, чем он изумляется и что вызывает отклик в его душе.

(товарищество, оптимизм, вера в человека)

; общественные события, факты, к которым привлекают внимание

детей , должны быть яркими, образными, конкретными, вызывать интерес, будить воображение.

дошкольного

По определению одного из глубочайших знатоков русской культурной традиции В. И.Даля: «Патриот – любитель Отечества, ревнитель о благе его»

  • В другом месте своего фундаментального труда он поясняет:

«ревнитель – усердный защитник, старатель, поборник, сподвижник»

Здесь важен акцент, не только на пассивно – созерцательной любви, но и любви деятельной, отдающей, а не себе только угождающей. Такая любовь бессмысленна, с точки зрения потребительского сознания, но только она создает Человека с большой буквы.

формирования чувства патриотизма важно не забывать

не бывает, он бывает только от

«сердца»

  • Ум как бы раскручивает духовно – нравственную работу души, а уже, в свою очередь, любящее сердце, создает

патриотическое мировоззрение

патриотизма

В своей истории многие народы осуществляют духовно – творческие свершения, переживающие века. Каждый народ привносит в культуру свое, и каждое достижение народа является общим для всего человечества.

Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны, как свои собственные.

Патриотическое воспитание граждан

патриотическое

патриотизма

патриотическое воспитание

гражданина и патриота

патриотического воспитания детей

Реформы многое поставили с ног на голову. А многое, напротив, вернули на их прежнее место. Изменилась страна. Изменилось и отношение ее граждан и идее патриотизма .

гражданственность

Многие молодые люди, стараясь подражать чужой, массовой культуре, все чаще включают в свою лексику инородные слова, создавая себе кумиров из героев Западного телевидения, очень мало интересуются историей соей страны.

Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями и обрядами. Но в наше врем, когда многое утеряно, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, мы очень мало знаем о своих корнях, о жизни наших предков.

Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, продолжающим личность.

возрожденные после войны города

Жизнь взрослых в меняющемся мире стала более сложной и трудной, наполнилась страхом за жизнь и здоровье детей , что не могут не чувствовать и сами дети .

дошкольников

Как помочь детям сначала понять, а затем и принять ценности ненасилия мира, толерантности, как научить их противостоять войне, терроризму, насилию во всех его проявлениях?

Раньше считалось, что малышам нельзя показывать отрицательные стороны жизни. Конечно, специально фиксировать внимание на негативных проявлениях людей не следует, но и боязнь объяснить детям, что в окружающей жизни не все прекрасно, ведет к тому, что у детей не развиваются реалистические представления и не воспитывается оценочное отношение к общественным явлениям. Педагог подчеркивает, что в основе формирования гражданских чувств и осознания понятия «человек – гражданин »

лежит не

формальное

патриотическому воспитанию

В связи с этим, значительно возросла роль образовательных учреждений, детских организаций, в рамках которых происходит духовно – нравственное становление детей , подготовка их к самостоятельной жизни.

детей чувства патриотизма-любви к семье

Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.

патриотического воспитания детей

«Маленькая родина все равно большая,

ведь она единственная»

Ж. Ренар

Малая Родина… у каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет многое, если не сказать – все.

формируются

социокультурной среды – местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона.

дошкольное

Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм .

патриотических чувств

Но все, что окружает ребенка, равнозначно в воспитательном отношении. Поэтому очень важен правильный. С точки зрения педагогики выбор объектов, о которых следует рассказать детям.

патриотическому воспитанию

Любой уголок нашей страны неповторим. В одном городе много заводов, фабрик. Высокие дома, широкие проспекты. Другой — славен своим революционным прошлым, памятниками старины. Одно село стоит на берегу большой реки, а другое затерялось в глухой тайге. Широко раскинулось в степи или на берегу моря.

В каждой местности есть свои артисты, спортсмены, художники, поэты, рабочие.

Труд в каждой местности тоже разный: в одной ведущей является труд машиностроителей. В другой – животноводов, овощеводов, в третьей – рыбаков, хлопкоробов и т. д.замечательно и неповторимо народное творчество: умельцы Якутии дарят миру изделия из кости, вологодские кружевницы удивляют нежностью кружев, палеховские мастера прославились искусством лаковой миниатюры, село Богородское радует малышей деревянными игрушками.

Почувствовал

Нужно обязательно подчеркнуть, что, каким бы особенным ни был родной край, в нем непременно находит отражение то, что типично,характерно для всей страны:

  • люди работают на заводах, стройках, в разных учреждениях, магазинах… они всегда готовы помочь друг другу. Результаты труда людей этого края необходимы не только тем. Кто живет в данной местности;
  • в родном городе, районе, селе, как и в других местах, соблюдают народные традиции;
  • отмечают общенародные знаменательные даты, чтят память погибших героев, провожают новобранцев на службу в армию, чествуют знаменитых людей, ветеранов;
  • здесь, как и по всей стране проявляют заботу о детях;
  • в родном краю могут жить люди разных национальностей, они вместе трудятся, отдыхают;
  • здесь, как и по всей нашей стране, люди должны беречь и охранять природу;
  • каждый человек, любящий родину, должен проявить уважение к труду, интерес к культуре родного народа.

Устное народное творчество мы используем во всех формах работы по нравственному воспитанию. Например,

1. Двигательно-творческие ООД, основанные на одном из видов устного народного творчества.

«вкраплением»

элементов сказок

3. Театрализованные ООД, с использованием имитационных, мимических и пантомимических упражнений, инсценировок.

4. Музыкально – ритмические ООД, основанные на народных плясках и танцах, играх и хороводах, с использованием народных песен и мелодий.

(конспект прилагается)

6. Интегрированные знания, сочетающие фольклор и изобразительную деятельность.

детей с народным театром

Мы используем устное народное творчество и в повседневной жизни детей . Подобрана картотека потешек, частушек, прибауток в работе с детьми.

Для того, чтобы показать, как можно применять устное народное творчество в повседневной жизни детей , нами разработана серия занятий и развлечений. Такие занятия проводятся в форме рассказов , бесед, форме сотрудничества с детьми, без наставничества, с очень хитро скрытой дидактикой.

Изучение фольклора осуществляется через участие детей в детских календарных праздниках и развлечениях. Весной мы встречаем и провожаем масленицу, зазываем Весну, закликаем птиц.

Во время экскурсий и наблюдений за природными явлениями, мы учим детей соотносить увиденное в природе с народными приметами.

дошкольном возрасте

прилагается).

Желание

детей высказаться – естественно. Детские стихи, рассказы, смех, слезы, высказывания, восклицания, прыжки, хлопки в ладоши, по поводу чего – то увиденного, поразившего, – все это говорит о пробуждающихся чувствах ребенка , его эмоциональной реакции на окружающее.

патриотических чувств

патриотических чувств

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания. Радость движения сочетается с духовным общением детей , у них формируется устойчивое , заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально – положительная основа для развития патриотических чувств .

Проживая с детьми любимые в народе праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след. Это помогает детям так же лучше ориентироваться во временных понятиях. Цикличность календаря из года в год повторяет эти праздники и события. Эта периодичность позволяет детям усваивать данный материал с раннего возраста до школы , постепенно усложняя и углубляя его.

«Масленица»

«Встреча весны»

«Рождество Христово»

и др.

Так, например, подготовка к Рождеству, как и было в народе, у нас в саду начинается заранее – еще в декабре. Это не мешает всему педагогическому процессу, а наоборот, придает ему особый, радостный смысл. На занятиях по родному языку наши дети знакомятся с русской духовной поэзией.

На музыкальных ООД дети разучивают рождественские колядки. А на ООД по изодеятельности, конструированию, готовят рождественские подарки.

На рождественском празднике дети наряжаются в народные костюмы, которые сшиты в саду. И это не просто слепое следование традиции. Мы убедились, что такие костюмы удобны для детей . Очень ими любимы создают настоящее праздничное настроение.

Воспитатели с детьми изготавливают рождественские звезды, и начинается интересное действо, игра – колядование, когда дети по группам ходят, друг к другу в гости. Поют колядки, угощают гостинцами, дарят подарки – самоделки. Именно дарят, а не получают, что важно для воспитания. При этом дети младшего возраста с огромным удовольствием наблюдают за действиями старших детей , а потом сами включаются в общий праздник.

Поэтому мы приглашаем малышей для общения со старшими детьми, и на общий праздник в музыкальный зал, где собираются и старшие, и младшие дети, и родители, и сотрудники.

На наших праздниках, что характерно для народной традиции, нет просто зрителей. Разнообразие ролей позволяет каждому стать действующим лицом,в соответствие со склонностями и способностями: кто – то лучший плясун, и он первый выходит в пляске, кто – то первый запевала, а у кого – то актерские способности, и он главный герой в театрализованных играх.

Но, если даже у ребенка нет ярко – выраженных музыкальных и актерских способностей или он долго не посещал детский сад, например. из – за болезни,он все равно активный участник праздника: поет вместе со всеми, участвует в общих плясках и играх. При этом он творчески выражает свою индивидуальность, благодаря импровизационному характеру даже рядовых ролей в народном празднике. Ребенок любого возраста и уровня развития находит необходимую ему возможность самовыражения.

формирования