По картине Ивана Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» план-конспект по русскому языку (3 класс)

Сочинение

Предмет : русский язык.

Класс : 3.

УМК : «Школа России» (автор учебника В. П. Канакина)

Тема : Коллективное сочинение по репродукции картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка»

Педагогическая цель : Создать условия для развития умения составлять рассказ по репродукции картины (под руководством учителя)

Задачи урока:

  • познакомить с жизнью и творчеством И. Я. Билибина, учить «читать» картину,

воспитывать интерес и уважение к культуре своего народа,

  • развивать умение составлять текст на заданную тему, соблюдать структуру текста,

последовательность в его изложении, устанавливая связь между частями текста и отдельными его предложениями,

  • воспитывать интерес и уважение к культуре своего народа.

Тип урока: развитие речи

Планируемые результаты :

Предметные :

проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; ориентируются в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирают адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

Личностные результаты :

имеют эстетические потребности, ценности и чувства; проявляют этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; проявляют интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

32 стр., 15581 слов

Народная культура и искусство России

... тенденции и закономерности развития русской художественной культуры XVII в., выявленные на ... России. Он был художником, остро чувствовавшего свою гражданскую ответственность перед народом. Среди живописцев, определивших характер историко-революционной картины ... интересов (например, в рамках этнографии, филологии и др.). В 1980-1990-е гг. складывается потребность в обобщенном представлении о культуре. ...

Познавательные:

общеучебные – используют иллюстрации для решения учебной задачи;

логические – осуществляют анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков;

постановка и решение проблемы – самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные : проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.

Коммуникативные : адекватно используют речевые высказывания для решения различных коммуникативных задач; строят монологические высказывания, владеют диалогической формой речи.

Формы организации деятельности детей : коллективная, индивидуальная.

Основное содержание темы, понятия и термины :Развитие речи. Сочинение. Текст-описание картины, текст-отзыв о картине

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор;мультимедийное приложение к уроку (презентация, файл *pptx);

Образовательные ресурсы : Учебник, с. 41. Репродукция картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка», авторская презентация к уроку

Сценарий урока:

  1. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

Учитель:

Подровнялись.

Тихо сели.

На соседа посмотрели.

Дружелюбно улыбнулись.

И ко мне все повернулись.

  1. Самоопределение к учебной деятельности

Учитель:

Где работают дружно,

А спорят по делу,

Там и сказке можно

Появиться смело!

-Догадались, куда мы с вами сегодня на уроке отправляемся? (в сказку).

-А поможет нам попасть в сказку художник- иллюстратор Иван Яковлевич Билибин.

-Где вы слышали это имя? (на уроке литературного чтения, когда читали «Сказку о царе Салтане…» А. С. Пушкина и рассматривали иллюстрации художника)

-Чтобы узнать сказку, о которой сегодня пойдёт речь, нужно отгадать загадку:

Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поднял её кто-то.

Кто, распростившись с зелёною кожей,

12 стр., 5709 слов

Формирование интереса к обучению на уроках литературного чтения ...

... формирования интереса на уроках литературы с помощью иллюстраций. Задачи: 1. изучить теоретические основы формирования интереса в учебной деятельности; 2. рассмотреть психологические особенности восприятия ... внимание, познавать какие-либо явления и предметы. Одновременно с ними Галина Ивановна Щукина, российский психолог, под познавательным интересом подразумевала особое избирательное, наполненное ...

Сделался мигом красивой, пригожей? (лягушка, из сказки «Царевна-лягушка»)

-Предположите, что будет являться предметом нашей с вами работы? (иллюстрации к сказке «Царевна — лягушка»)

  1. Постановка учебной задачи

-Сегодня мы будем писать сочинение по картине художника – иллюстратора

И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».

-Какие цели вы поставите перед собой на уроке? (учиться описывать картину, правильно строить предложения, составлять текст и др.)

  1. Усвоение новых знаний и способов действий.
  • Рассказ о жизни художника И. Я. Билибина.

-Давайте сначала посмотрим на портрет художника и немного узнаем о нём.

Слайд 2

…Жил-был художник. Звали его Иван Яковлевич Билибин.

Слайд 3 Он родился4 августа 1876года в с. Тарховка (близ Петербурга), в семье военного врача.

по щелчку : Всю свою жизнь интересовался он русской историей, древнерусской живописью, народным искусством.

Он был одним из первых, кто начал рисовать иллюстрации к русским народным сказкам и былинам.

Работал Билибин над книгами небольшого объёма, так называемыми «книжками-тетрадками», и оформлял их так, чтобы всё в этих книжках: текст, рисунки, орнамент, обложка — составляло единое целое. Весь сюжет книги можно было рассказать по его иллюстрациям.

Слайд 4

Иван Яковлевич Билибин создал иллюстрации к пушкинским «Сказке о царе Салтане» и «Сказке о золотом петушке». Наиболее известными и самыми удачными являются его иллюстрации к русским народным сказкам «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «МарьяМоревна».

по щелчку : Художник прожил долгую жизнь. Его увлечение красивой Древней Русью подарило нам прекрасные иллюстрации, в которых соединились народные традиции и профессиональное искусство.

Умер Билибин в Ленинграде во время блокады 7 февраля 1942 года.

  • Беседа по содержанию сказки.

Слайд 5

— Перед тем, как начать работу над сочинением, вспомните содержание сказки «Царевна — лягушка». (переход к следующему слайду)

Слайд 6

Рассмотрите все иллюстрации к этой сказке и расположите их в правильной последовательности. ( По щелчку определённая картинка переходит на своё место. Таким образом, постепенно выстраивается сюжетная линия. Дети очень кратко перечисляют основные события сказки.)

4 стр., 1757 слов

Урок литературного чтения в 3 классе Тема : по иллюстрации к ...

... к основному типу текста 11.Самостоятельная письменная работа. В зависимости от речевой подготовки класса учи­тель может предложить и такой вид работы: написать сочинение ... своем творчестве Виктор Михайлович Васне­цов. По мотивам русских народных сказок и былин В. М. Васнецов создает такие ... изображая крышу терема. Большие пальцы образуют окошко. (3) С помощью указатель­ного пальца правой руки и ...

  • Работа по картине.

Слайд 7

-Рассмотрите более внимательнорепродукцию картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка», найдите её в «Картинной галерее» учебника.

-Какой эпизод из сказки изобразил художник? Расскажите.

-Прочитайте отрывок из сказки на слайде. ( по щелчку появляются строчки из сказки)

«Пустил свою стрелу младший брат — улетела стрела — никто не знает куда. Вот он шел-шел, дошел до грязного болота и видит, сидит на кочке лягушка-квакушка и его стрелу держит».

-Чем интересна картина? Поделитесь своими впечатлениями.

— Опишите место, где происходит действие.

-Как попал сюда Иван-царевич?

-Можно ли догадаться, что это царский сын? Опишите одежду Ивана-царевича.

( длинный (народный русский) кафтан, подпоясан кушаком, шапка с отворотом, сафьяновые сапоги, держит лук… )

-Кого Иван – царевич увидел перед собой?

-Как выглядит лягушка?

-Как вы думаете, какое настроение у Ивана-царевича? (удивлён, смотрит с грустью, опечален…) -Почему?

-Опишите лягушку (маленькая, зелёная, совсем не красавица, держит стрелу в лапах, внимательно смотрит, жалостливый взгляд, словно что-то хочет сказать…)

-Какой стоит день?Какие краски выбрал художник для написания этой картины?( яркие краски, много света…)

-Посмотрите внимательно, чем необычна эта картина? ( похожа на причудливый яркий ковёр; сказочно — праздничный декоративный стиль, затейливый узор, яркий орнамент с жуками, стрелами… )

  • Повторение особенностей текста.

-Какие виды текста вы знаете? (текст — повествование, текст – рассуждение, текст – описание)

— Какой текст у нас должен получиться сегодня? (текст-описание)

-Почему?

-Какие вопросы можно поставить к тексту-описанию? (какой?Какая?…)

  • Составление плана.

-С чего всегда начинаем работу над сочинением? (с составления плана)

2 стр., 547 слов

По картине Иван-Царевич и Лягушка-Квакушка Билибина

... похожа на яркий сказочный ковёр.И царевич запустил стре и попал в лягушку когда он поцеловал лягушку она стала прекрасной царевой. Сочинение по картине Иван-Царевич и Лягушка-Квакушка 3 класс 2 вариант Это настоящая иллюстрация ... есть справа и слева кант в цветочек. Цветочки и на одежде Ивана… Но они такие русские-народные. Смотрятся терпимо. Так и представляю книгу сказок. Кстати, по этой ...

-Сколько частей должно быть? Какие?( Три части: вступление, основная часть, заключение.Основную часть тоже можно разделить на части.)

-О чём будете писать во вступительной части? (Какая картина перед нами;куда отправился Иван-царевич и т. д.)

-Как можно озаглавить эту часть? (удачные предложения детей записываются на доску)

-Что вы будете описывать в основной части сочинения? (Ивана-царевича, лягушку, место действия, краски картины, настроение картины)

-На сколько пунктов вы бы разделили основную часть? (можно на две: описание главных героев и описание красок картины)

— Как можно озаглавить эти части? (запись на доску)

-Чем закончите сочинение? (можно выразить своё отношение к картине)

-Как озаглавите последнюю часть? (запись на доску)

Слайд 8

Примерный план:

  1. Художник и его картина.
  2. Иван-царевич и лягушка-квакушка. (Описание места действия и внешнего вида героев картины)
  3. Цвет и настроение картины.
  4. Моё отношение к картине.

-Составьте примерный текст по плану. (заслушиваются 1-2 ученика)

  1. Физминутка.

Мы устали чуточку,

Отдохнём минуточку.

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись давай, дружок.

Ещё попрыгай: раз, два, три!

На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз

И за парту вновь садись.

  1. V. Закрепление знаний и способов действий.

1.Сочинение по картине.

Самостоятельная работа над сочинением. (Письмо по плану и опорным словам)

2.Проверка работы. Дети читают свои сочинения.

  1. Итог

-Чья работа вам больше понравилась? Почему?

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Слайд 9

Закончите предложения:

Я сегодня узнал…

Я научился…

Мне было…

4 стр., 1531 слов

По картине Билибина Иван-Царевич и Лягушка-Квакушка 3 класс

... лягушку. Художник уделил большое внимание в выборе цветовой гамме для царевича. Хоть он и расположен на втором плане картины, ... картины Билибина про Ивана-Царевича и Лягушку-Квакушку Самым популярным человеком, который мог красочно выразить иллюстрации к сказочным произведениям, был Иван ... Так его увлечение, переросло в настоящую профессию. Сочинение отзыв по иллюстрации Иван-Царевич и Лягушка-Квакушка ...

Я рад…

-Оцените свою работу на уроке (смайликом)

Д.з. Повторение падежей имён существительных

Примерное содержание основной части сочинения:

В центре картины изображён Иван-царевич посреди болота. Кругом лесная глушь. Иван одет в народный русский кафтан, который подпоясан кушаком. На Иване сафьяновые сапоги, шапка с отворотом. Весь его облик говорит об его не простом происхождении. В руках у царевича лук. Стрелу, пущенную Иваном-царевичем, держит в лапках лягушка. Она сидит на болотной кочке. Лягушка-квакушка внимательно смотрит на Ивана-царевича, словно хочет ему что-то сказать. Иван-царевич удивлён и опечален.

Картина написана яркими красками, в ней много света. Необычный затейливый орнамент из жуков, стрел и растительности обрамляет картину. Она похожа на яркий сказочный ковёр.

Используемые источники:

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/konspekt-urokapo-kartine-bilibina-ivan-tsarevich-i-lyagushka/

стихотворение «Где работают дружно…»

И. Я. Билибине

загадка о лягушке

— Методическое пособие к комплекту «Русский язык» для 3 кл. нач. шк. / В. П. Канакина, Г. А. Фомичева. — 2 е изд., дораб. — М. : Просвещение, 2006. — 142 с

Дмитриева О. И. «Поурочные разработки по русскому языку»к УМК В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого (« Школа России») Москва∙ Вако ∙ 2013.