С. И. Львова,И.А. Бажанова Учимся слушать,говорить,писать Рабочая тетрадь по русскому языку 5 класс Часть

«С. И. Львова,И.А. Бажанова Учимся слушать,говорить,писать Рабочая тетрадь по русскому языку 5 класс Часть 2»

С.И. Львова

И.А. Бажанова

У ч и м с я читать, слушать, говорить, писать

Рабочая тетрадь по русскому языку

5 класс

К учебнику Львовой С. И. и Львова В. В.

Часть 2

Москва

2007

Дорогие пятиклассники!

Перед вами рабочая тетрадь, которая поможет лучше понять материал учебника и правильно организовать работу с ним. Каждое задание, включённое в эту тетрадь, у ч и т чему-либо. Чтобы разобраться в том, ради чего нужно выполнить то или иное задание, каждое из них имеет название.

Познакомьтесь с перечнем основных видов упражнений, включённых в эту тетрадь:

  • Учимся читать тексты учебника.

  • Учимся писать сочинение-миниатюру.

  • Учимся анализировать художественный текст.

  • Учимся сравнивать.

  • Учимся рассказывать.

  • Учимся и играем.

  • Исправляем ошибки.

  • Анализируем, думаем, рисуем.

  • Работаем с орфографическим минимумом.

  • Работаем в группе.

По названиям видно, что задания рабочей тетради помогут лучше усвоить теоретический материал учебника и научиться правильно выполнять сложные упражнения.

Словообразование

§ 37

71. Учимся читать тексты учебника.

Прочитайте рубрику «Теоретические сведения» (с. 3 учебник, ч. 2) и допишите следующие предложения.

1) В лингвистике выделяются следующие разделы:

_______________________________________________________________

17 стр., 8279 слов

Рассуждение почему полезно читать книги

... него ответ. Но я выросла. И, наконец, поняла, зачем нужно читать книги. Некоторым кажется, что книги — это всего лишь листки бумаги, на ... его подобием. В детстве я часто задавала себе вопрос: зачем нужно читать книги? Почему летом, вместо того, чтобы бегать и играть ... М. Шолохова. Читая эти произведения, мы знакомимся с историей жизни нашего народа, учимся любить Родину. Чтение этих книг дает нам ...

_______________________________________________________________

2 Словообразование изучает ______________________________

_________________________________________________________________________

72. Учимся читать тексты учебника.

1. Пятиклассник очень волновался перед контрольной работой по теме «Основные способы образования слов» и приготовил себе шпаргалку.

Однако на уроке он не воспользовался ею, но выполнил все задания правильно. Письменно выскажите предположения о том, что ему помогло успешно справиться с контрольной работой.

______________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Рассмотрите шпаргалку, расшифруйте все условные обозначения и запишите словами то, что в ней отражено.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

73. Анализируем, думаем, рисуем.

1. Рассмотрите деревья в «Парке однокоренных слов». Какие ошибки допущены художником? Обоснуйте свою точку зрения. Исправьте эти ошибки и заполните пустые «веточки» деревьев.

 анализируем 1

2. «Посадите» в «Парке однокоренных слов» своё дерево .

§ 38

74. Исправляем ошибки.

Вам, вероятно, приходилось слы­шать такие неграмотные реплики:

  • Ложи сюда! Ложь сюда!
  • лож- (-лаг-)
  • лож- (-лаг-)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

75. Работаем в группе.

Выполните данные задания в группе.

1. Ученики 5-го класса получили задание сочинить текст, используя как можно больше слов с корнем – кас — и –кос -. Прочитайте получившийся текст, вставьте пропущенные буквы, обозначьте корни и суффикс —а- в данных словах.

2. Проведите взаимопроверку правописания.

Инструкция к выполнению чертежа

Лёгким к_санием карандаша к_снись бу­маги и наметь линию. Она называется к_сатель­ной и соприк_сается с окружностью. 3атем об­веди свой чертёж тушью и держи его в непри­к_сновенности, не к_сайся листка руками сам и никому не позволяй к нему прик_саться. Ты всё же к_снулся проведённой на чертеже линии? От твоего прик_сновения уже смазалась тушь. Не­ужели ещё остались отпечатки от к_савшихся листка пальцев?!

  1. Попробуйте сочинить небольшой текст, используя слова с чередованием букв А-О в корнях. Перечень подобных морфем смотрите на стр. 45 — 46 учебника (1-я часть).

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Прочитайте текст, составленный вашей группой. Прослушайте тексты, сочинённые другими группами класса. Определите, кто справился с заданием лучше. Обоснуйте свою точку зрения.

§ 39

76. Учимся писать сочинение-миниатюру.

1. Прочитайте фрагменты ученических сочинений по картине И.И. Левитана «Золотая осень». Подчеркните наиболее удачные, на ваш взгляд, предложения или словосочетания зелёным цветом.

1) Оказавшись в этой картине, ты услышишь шелест желтеющей листвы, крик улетающих на юг птиц, тихое журчание речки. Вода в реке стальная, по ней, словно маленькие парусники, плывут опавшие листья. Печально смотрятся в воду стройные берёзки. Пожелтела ещё зелёная недавно трава. Берёзовые рощи стоят, как колонны девушек-красавиц. Вдали виднеется пустынное поле. Небо чистое, лазурное, наполненное криком улетающих птиц.

Юля Белова)

2) Много света и красок, много любви к природе, а через неё – к человеку – в картине Левитана. Нет человека, которому эти картины не напоминали бы о милых его сердцу уголках России. Вот и я, глядя на его «Золотую осень», представляю себе берег Линды, тишину, осеннюю раскраску берёз, синеву неба. И начинаешь понимать, что шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе.

( Дима Шорин )

3) Для меня осень начинается с прогулки по золотисто-пурпурному лесу. Под ногами слышен шорох листьев, а на душе царит спокойствие. Такое же чувство охватывает меня, когда я смотрю на картину И.И. Левитана «Золотая осень».

На ней изображена небольшая речка медного цвета. На прибрежных полянках трава и кустарники похожи на разноцветные заплатки. Но главная прелесть картины – золотые красавицы берёзки, которые водят хоровод вокруг речки.

(Таня Буханова)

2.В каких предложениях вы нашли речевые ошибки? Подчеркните их красным цветом. Запишите эти предложения в исправленном виде .

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

77. Работаем с орфографическим минимумом.

1. Вставьте пропущенные буквы. Подберите к именам прилагательным имена существительные.

Ч_рный — _______________________

ч_рствый — ______________________

пш_нный — ______________________

ж_сткий — _______________________

прож_рливый

2. Подберите имена прилагательные к данным именам существительным.

ш_ссе — __________________________

ш_рстка — ________________________

________________________

__________________________

__________________________

3. Проведите морфемный разбор выделенных слов.

4. Проведите само- или взаимопроверку орфографического минимума упр. 599.

При выставлении отметки учитывайте выполнение дополнительных заданий.

§ 42

78. Учимся рассказывать.

1. Соотнесите данный план с содержанием текста упр. 617 учебника

Некопаный колодец.

Берёза – спутник человека.

Берёза в народных обрядах.

2. Расставьте номера пунктов плана таким образом, чтобы они совпадали с содержанием текста.

3. Определите соответствие между группами ключевых слов и пунктами плана.

А Б В

знак согласия сила тепло

знак памяти берёзовый сок свет

веник посуда

берёзовая каша

1

2

3

4. Используя план и ключевые слова, устно перескажите текст.

 учимся рассказывать  1

5. Готовясь к изложению по тексту «Символ России», ученики нарисовали «Карту памяти», которая помогла им запомнить и пересказать текст. Рассмотрите этот рисунок, дополните его своими условными обозначениями.

6. Перескажите текст, пользуясь «Картой памяти». Оцените, в каком случае вы успешнее пересказали текст: выполняя 4 или 5 часть этого упражнения . Объясните, почему это произошло.

________________________

Используйте удобные для вас приёмы запоминания текста при подготовке к изложению.

§ 43

79. Учимся анализировать художественный текст.

1. Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте приставки, в которых пропущены буквы.

Ёлка

Ёлка-п_дснежница в доме о_таяла,

Плечи ра_правила, пальцы ра_ставила,

Ёлке о_водится в Новом году

Лучшее место, на самом виду.

Ёлке пора приниматься за дело,

Вот п_стояла, в_круг п_глядела,

Бронзовый шарик за нитку взяла,

Бусами триджы себя о_вила,

Кверху звезду прицепить п_просила

И объявила:

«Теперь я красива!»

. Заграевская)

2. Прочитайте стихотворение. Какой художественный приём использован в стихотворении? Какая деталь в описании ёлки кажется вам самой яркой?

подснежницей

_________________________________________________________________________ Есть ли такое слово в русском языке?_________________________________________

Запишите несколько однокоренных слов к этому существительному.

_________________________________________________________________________

80. Учимся сравнивать.

1. Прочитайте стихотворение и сравните его со стихотворением из предыдущего упражнения. Напишите, в чём вы увидели сходство, а в чём – отличие двух стихотворений.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Плакала Снегурочка,

Зиму провожала,

Шла за нею грустная,

Всем в лесу чужая.

Там, где шла и плакала,

Трогала берёзы,

Выросли подснежники –

Снегурочкины слёзы.

( С. Погореловский)

2. Придумайте и запишите к этому стихотворению такие задания, которые помогут проверить знания раздела «Словообразование». Выполните эти задания

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

81. Учимся рассказывать.

1.Объясните, можно ли эти предложения назвать текстом. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________

(1) Много пор_зительных открытий делали учёные на древней земле Египта. (2) Ра_копки в_крыли остатки каменной кладки. (3) Учёный ра_читывал найти остатки пирамиды. (4) Рабочие ра_чищали известковую скалу от песка и вырубали в ней отверстия. (5) Из небольших отверстий свет падал на мраморный пол храма. (6) _десь можно увидетъ сцены жизни простых людей. (7) _дание было ра_рушено. (8) Для строительства нужно было делать точные ра_чёты. (9) Учёные обнаружили бе_численные мраморные обломки.

(Из книги А. Нейкардт, И. Шиловой «Семь чудес света»)

2. Попробуйте устно составить небольшой текст, используя в нём некоторые из данных предложений.

3. Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните выбор букв

в приставках.

§ 44

82. Учимся писать сочинение-миниатюру.

Вам предстоит написать сочинение-миниатюру «Лесные запахи» по упр. 633. Конечно же, вы стремитесь написать интересное сочинение. Попробуйте при подготовке воспользоваться приёмом «ёлочка».

1. Запишите по теме сочинения одно ключевое слово, например, ягода. Затем составьте «ёлочку» к этому слову, то есть в столбик напишите имена существительные, которые приходят в голову при произнесении слова ягода.

Ягода

запах

лето

земляника

корзина

молоко

лакомство

2. Выберите из этого столбика любое слово, выпишите его и также подберите к нему «ёлочку» слов. То же самое сделайте с третьим столбиком слов.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Используя слова из всех столбиков, напишите небольшое сочинение по теме «Лесные запахи».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

83. Работаем с орфографическим минимумом.

1. Вставьте пропущенные буквы. Распределите слова по видам орфограмм. Озаглавьте столбики таблицы.

Ч_рствый, предл_гать, ш_ссе, ус_ный, р_стительный, радос_ный, праз_ник, зап_вать (песню), зап_вать (лекарство), безжалос_ный, влас_ный, пре_ставление, ужас_ное, н_строение, громоз_кий, уд_вительный, корыс_ный, предл_жение, во_соединить, бе_заботный, п_верхность.

2. Проведите само- или взаимопроверку орфографического минимума упр. 641.

84. Учимся писать сочинение-миниатюру.

Отредактируйте сочинение, написанное пятиклассницей при выполнении упр. 640. Сначала внимательно прочитайте текст. Зелёным цветом подчеркните удачные, на ваш взгляд, предложения или словосочетания. Найдите ошибки в построении сочинения, подчеркните их красным цветом, а затем запишите текст в исправленном виде.

Единственная эта верба открывает нам всё обаяние русской весны.

Спокойна речная гладь, холодно и пусто на речных берегах. Тёмная вода залила всё: деревья, кусты, берег. Они не накинули ещё свой наряд и стоят голые, бледные. На волнах качается лодка. Наверно, её унесло волной. Небо затянули серые облака. И в этот мрачный день дарит всем свет и радость цветущая верба. Верба опушилась жёлтыми барашками. Её жёлтые веточки – удивительное чудо. Они выглядят празднично и неожиданно среди голой природы. А верба стоит и красуется, смотрясь в зеркало — воду.

( Даша Чистова)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

Лексикология и фразеология

§ 45

85. Учимся писать сочинение-миниатюру.

1. Прочитайте стихотворение. Напишите, как вы понимаете его название?_______________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Кислые стихи

Встало солнце кислое, И едят ужасное

Смотрит — небо скисло, Кислое мороженое…

В кислом небе кислое Даже сахар кислый!

Облако повисло… Скисло все варенье!

И спешат несчастные Потому что кислое

Кислые прохожие Было настроение.

. Мошковская)

2. Найдите слова, употреблённые в переносном значении. Подчеркните их.

3. Представьте себе картину, нарисованную в стихотворении. Напишите, какими должны быть небо, солнце, облака, люди, город, чтобы объяснить употребление в тексте слова «кислый».

Небо — __________________________________

Солнце — ________________________________, Облака — ________________________________

Люди — _________________________________

Город — _________________________________

4. Попробуйте изменить тему стихотворения на противоположную — не кислые , а весёлые стихи. Запишите получившуюся миниатюру. А может быть, у вас получится стихотворение?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________

86. Учимся и играем.

1. Рассмотрите рисунки и выберите подпись к каждому из них. Объясните, какие слова в данных выражениях употребляются в переносном значении.

 учимся и играем  1

Носик чайника, бородка ключа, шляпка гвоздя, ножки стула, крылья мельницы.

взвешивать слова, заря разгорается, лицо луны

87. Учимся сравнивать.

1. По каждой характеристике определите вид тропа и напишите его название .

  1. Образное использование прилагательных — ___________________

  2. Свойства человека переносятся на неодушевлённый предмет- ______________________________________________________________

  3. Скрытое сравнение — _______________________________________

  4. Один предмет сравнивается с другим — _______________________

2. Укажите в таблице номера примеров, соответствующих данным тропам.

а) пропитались солнцем

б) серебряные росы

в) улыбнулись берёзки

г) зеркало затона

д) задремали звёзды

е) листья, как ладошки

ж) золотой дождь

эпитет

олицетворение

метафора

сравнение

88. Учимся сравнивать.

  1. Прочитайте диалог из Интернет-чата. Проведите наблюдение за особенностями лексики участников чата. Сравните диалог в чате с обычным диалогом.

Могучий Мук., Принцесса.

Том. Приклеивайтесь к теме: чо под ёлкой нашли 31-го?

Могучий Мук., Принцесса.

Том. Всех греет, тебя нет. Ты неправильная девчонка!

Принцесса.

Могучий Мук . Сотик с накрутками?

Принцесса.

Том. Японскую музычку прокачаешь?

Принцесса.

  1. Подчеркните разговорные и просторечные слова. Подумайте и напишите, почему участники чат-диалога используют такую лексику.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Как вы думаете, нужно ли участникам диалога пользоваться правилами речевого этикета? Напишите своё мнение.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

§ 46

89. Учимся читать тексты учебника.

Восстановите лингвистический текст и перескажите его.

Есть такие слова, лексическое значение которых позволяет объединить их в особые группы.

С и н о н и м ы — слова одной части речи, которые______________

______________________________________________________________

Синонимы могут отличаться ____________________________________

или употреблением ___________________________________________

А н т о н и м ы — слова одной части речи _________________________

_______________________________________________________________

__________________________________

_______________________________________________________________

Большинство слов родного языка являются общеупотребительными. Словами ограниченного употребления являются _____________________________________________________

______________________________________________________________

Слова, вышедшие из живого употребления называются _____________________________________________________________.

Ф р а з е о л о г и я – раздел _______________________, который изучает __________________________сочетания — __________________. Они придают речи образность и выразительность. Происходит это потому, что слова в таких сочетаниях употребляются в ______________________________ значении.

90. Учимся и играем .

Отгадайте и запишите слова-омонимы.

Если вы правильно выполните задание, то из первых букв этих слов-отгадок получите омоним.

1. Они помогают улучшить зрение; служат для опре­деления победителя.

2. Он не без добрых людей; он лучше доброй ссоры, даже если он худой.

3. Она пуще неволи; если на неё ехать, то не надо собак кормить.

4. Эта одежда украшает; солдат получает его вне очереди.

5. Его готовят из молока, сахара и патоки; он име­ет крупные цветки; из него можно связать кра­сивые вещи.

6. Её мы можем видеть на лице; ее можно подвес­ти (подложить) под кого-нибудь (что-нибудь); на ней можно подорваться.

91. Учимся писать сочинение-миниатюру.

Отредактируйте сочинение ученика по картине А.И. Куинджи «Берёзовая роща», вставляя подходящие по смыслу эпитеты.

Пользуйтесь словариком эпитетов и материалами упр. 673

Картина Куинджи радует __________________________ игрой света и колорита. В ней ______________________, ______________________ небо сочетается с _____________________, _____________________ зеленью первого плана, с ______________________ травой на поляне и __________________________ дальним лесом. Яркую картину ____________________дня дополняют ___________________________________ берёзы. Берёзы изображены своеобразно, мы видим только их ___________________________ стволы. Создаётся ощущение, что мы находимся рядом с ними.

Глубина картины так ясно ощущается, что нам трудно преодолеть желание вступить под сени берёз и пройти по_______________________ траве, освещённой _________________________солнцем.

92. Учимся и играем.

К каждому слову подберите антоним, а затем прочитайте выделенное слово и объясните его лексическое значение.

Рай

Отчаяние

Свет

Утверждение

Конец

Ложь

Ссора

§ 47

93. Анализируем, думаем, рисуем.

  1. Представьте, что вы прогуливаетесь по волшебному городу Лексика. Познакомьтесь с его улицами, парками, домами. Изучите все вывески и афиши. Объясните, как в названиях кафе, магазинов и улиц отразилось богатство и разнообразие лексики русского языка.

 анализируем 1

  1. Проверим, насколько хорошо вы ориентируетесь в городе Лексика. Ответьте на следующие вопросы:

  1. В каких домах живут иноязычные слова? Запишите их номера. _____________________________________________________________

  2. На какой улице живут омонимы? _____________________________________________________________

  3. Где живут устаревшие слова? _____________________________________________________________

  4. Укажите адрес синонимов. _____________________________________________________________

  5. Где живут антонимы? _____________________________________________________________

  6. Запишите место проживания разговорной и просторечной лексики. _____________________________________________________

______________________________________________________________

3. Придумайте и нарисуйте другие объекты города Лексика.

94. Учимся писать сочинение-миниатюру.

1. Прочитайте начало сочинения-миниатюры (упр. 686).

Определите, какой тип речи выбрал пятиклассник для своего сочинения. Соответствует ли данный тип речи теме сочинения?

_______________________________________________________________________

Почему в русском языке появляются заимствованные слова?

Словарный состав русского языка постоянно обновляется, пополняется заимствованными словами. Они появляются в нашей лексике по разным причинам.

Во-первых, потому что все народы общаются между собой. Во-вторых, с появлением иностранных товаров к нам приходят и слова, обозначающие их. У нас становятся популярными игры, виды спорта других народов: боулинг, гольф, бобслей, фристайл и другие.

2. Допишите сочинение: дополните его своими аргументами, напишите вывод.

_________________________________________________________________________

§ 48

95. Работаем в группе.

Проведите взаимозачёт по теме § 48, используя следующий текст. Для этого составьте вопросы и задания к тексту и потренируйтесь в их выполнении.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Аттракционов в ц_рковом представлении было мно­го. Все птиц_: и скворц_, и синиц_, и даже неуклюжие куриц_ — были молодц_ и необыкновенные умниц_. Они становились на ц_почки, весело клевали огурц_ и перелетали со спиц _ на спицу. Самая большая кури­ца водрузилась на панц_ рь огромной по размерам че­репахи. Потом она стала клевать ц_трусовые.

Скворц_, эти неутомимые бойц_, так толкали друг друга, как будто на арене ц_рка происходила настоя­щая революц_я.

Вдруг совершенно неожиданно появился удивитель­но ц_ган в ц_линдре с ц_пленком в руках. За ц_ганом на ц_почках шла его очаровательная помощ­ница. Желтый маленький ц_пленок вызвал бурные ап­лодисменты у публики, когда совершенно верно про­пищал в микрофон столько раз, сколько обозначали ц_фры, показанные ему.

В конце выступления ц_ган, к всеобщему изумле­нию, достал из маленького ц_линдра цветы: нарц_с­сы, настурц_и – и под бурные аплодисменты подарил их зрителям.

(Из газеты «Русский язык»)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

§ 49

96. Учимся и играем.

Прочитайте несколько фраз и определите, люди какой профессии могут так говорить. В качестве доказательства подчеркните профессиональные слова.

1) Наш струнный квартет состоит из двух скри­пок, альта и виолончели. В программу выступле­ния мы включили фуги Баха, сонатины Моцарта, этюды Чайковского и Бородина.

______________________________________________________________

2) Никто не хотел быть вратарем. Каждому хо­телось забиватъ голы, поэтому в нашей команде было больше нападающих и полузащитников, чем защитников. Мне же выпала участь быть форвар­дом.

_____________________________________________________________

4) Шторм не прекращался: на бак падали вер­хушки волн, в иллюминаторы летели соленые брызги, в кают-компании на стол прибивали раму с гвоздями, чтобы посуда не падала и не билась. В камбузе готовить не представлялось возможным, и кок предложил команде перейти на сухой паёк.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

97. Работаем в группе.

1. Выполняя упр.693 учебника, пятиклассники составили списки профессиональных слов, которыми пользуются их родители. Отгадайте профессию по данным спискам:

1) диагноз, реанимация, пинцет, скальпель ________________________

2) подрамник, мольберт, холст, палитра __________________________

3) счётчик, вилка, проводка, электрощит _________________________

2. Проведите в классе викторину: запишите свой список профессиональных слов на отдельном листе, обменяйтесь с одноклассниками. Количество очков определите по количеству отгаданных вами профессий. Напишите, какие профессии вы отгадали. ______________________________________________________________

______________________________________________________________Сколько очков вы набрали? _______

98. Учимся писать сочинение-миниатюру.

Прочитайте план и рабочие материалы, по которым ученица 5 класса готовилась к сочинению по картине И.С. Остроухова «Сиверко».

План

Рабочие материалы

1. Узнать по толковому словарику значение слова сиверко.

2. Рассмотреть картину.

3. Подобрать эпитеты к словам, используя словарик эпитетов.

4. Придумать и записать глаголы к существительным.

5.Используя собранные материалы, написать сочинение.

Сиверко – северный ветер

лес – густой, тёмный

река – серебристая, стеклянная

берег – пустынный

трава – всклокоченная

ветер – стремительный

тучи – низкие

небо – бесконечное

сиверко – дует, устремляется,

лес – темнеет, виднеется

река – бежит

берег – возвышается, окаймляет

трава – колышется, прижимается

ветер – мчится, играет

тучи – бегут

небо — волнуется

2. Напишите, поможет ли такой план при написании сочинения. Какие пункты плана вы бы включили дополнительно? _______________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Выполните упр.701, используя данные рабочие материалы.

99. Работаем с орфографическим минимумом.

1. Вставьте пропущенные буквы.

заб_левание

2. Проведите морфемный разбор выделенных слов.

3. Подчеркните профессионализмы.

4. Проведите само- или взаимопроверку орфографического минимума упр. 703.

§ 50

100. Исправляем ошибки.

1. Прочитайте описание героев картины В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке». Подчеркните все устаревшие слова, использованные в сочинении. Правильно ли они употреблены?

Иван-царевич с Еленой Прекрасной мчатся на Сером Волке от преследователей. На фоне мрачного леса ярко выделяется сказочная одежда героев. ____________________________________________

Иван-царевич одет в светло-коричневый яхонт, подпоясанный

____________________________________________________________

синим кафтаном. На его голове сафьяновая шапка, на ногах – голевые

____________________________________________________________

сапоги. За спиной висит шпага в ножнах.

На Елене Прекрасной надето голубое парчовое платье с золотой

_____________________________________________________________

каймой и яхонтовым пояском. На ногах – вышитые золотыми нитками сапожки. Голову царевны украшает расшитый драгоценными камнями

_____________________________________________________________

кушак, на шее – червлёные бусы из скатного жемчуга.

2. Исправьте ошибки: зачеркните неверно употреблённые устаревшие слова и напишите сверху подходящие по смыслу слова. При выполнении работы пользуйтесь толковым словариком.

§ 51

101. Учимся писать сочинение-миниатюру.

1. Прочитайте предложения к упр. 722. Установите, в какой последовательности их нужно расположить, чтобы получился связный текст.

______________________________________________________________

( 1) Я согласна с мнением писателя. ( 2 ) К.Г. Паустовский писал: «Нет ничего такого в окружающей нас жизни, чего нельзя было бы передать русским словом».

( 3 ) Любой предмет, чувство человека, состояние природы можно назвать не только одним каким-то словом. ( 4 ) Они делают речь точнее и выразительнее. (5) Возможности языка велики, потому что есть синонимы, антонимы, фразеологизмы. ( 6 ) Слова К.Г. Паустовского подтверждают стихи В. Рождественского:

Такого языка на свете не бывало:

В нём тихий шелест ржи и рокот соловья,

И налетевших гроз гремучее начало…

( 7 ) Наш язык удивительно богат и красив.

2. Дополните данное сочинение собственными аргументами.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

102. Работаем с орфографическим минимумом.

1. Вставьте пропущенные буквы.

Пол_скать бельё, выж_ть сок, под_езжать к с_бору, сороч_и следы, пол_скать зверька, строить гр_масы, радос_но пр_ветствовать, не_забыва_мый случ_й, во_хитительный пейзаж_, защ_щать планету, дубл_кат документа, выж_ть в не_воле, не_могу удержат_ся от ра_спросов, ше_ствовать по площ_ди, аукц_он, др_гоценный, авиац_я, пре_ставление, не_хочет об_яснять пр_чину бе_покойства.

2. Подчеркните заимствованные слова, устно объясните, по каким признакам вы нашли данные слова.

  1. Выпишите фразеологический оборот.

______________________________________________________________

4. Проведите само- или взаимопроверку орфографического минимума упр. 723.

103. Учимся писать сочинение-миниатюру.

1. Прочитайте текст, сочинённый пятиклассницей. Значение какого фразеологического оборота в нём обыгрывается? Каково значение этого фразеологизма?

Миша Попов провалился на экзамене по русско­му языку. Он зашёл в класс, случайно наступил на гнилую доску, и она сломалась. Миша провалился сквозь пол на второй этаж, а потом на первый этаж, а потом в подвал. Там он сильно ударился и сломал себе руку, ногу и набил себе двадцать пять синяков и ши­шек.

Дети, будьте очень осторожны, не проваливайтесь на экзамене!

плакать в

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

104. Анализируем, думаем, рисуем.

1. Прочитайте устаревшие слова, которые обозначают меры длины и веса.

Аршин – 71 см, вершок – 4,4 см, верста – 1,06 км, сажень – 2,13 м, фут – 30,48 см, пядь – 18 см, миля – 7,47 км; золотник – 4,26 г, фунт – 409,5 г, пуд – 16,3 км

2. Эти слова давно вышли из активного употребления, но мы все хорошо знаем их. Объясните, почему. _______________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Прочитайте фразеологизмы и пословицы, в которых встречаются меры длины и веса. Объясните лексическое значение фразеологизмов путём подбора синонимов.

От горшка два вершка — _________________________________________

Семи пядей во лбу — ____________________________________________

Семь вёрст до небес — ___________________________________________

За семь вёрст киселя хлебать — ___________________________________

Семимильными шагами — _______________________________________

Пуд соли съесть — ______________________________________________

Словно аршин проглотил — ______________________________________

Ростом в косую сажень — ________________________________________

Косая сажень в плечах — _________________________________________

Мал золотник, да дорог — ________________________________________

Не отступить ни на пядь — _______________________________________

4. Нарисуйте невысокого и высокого человека, подпишите свои рисунки фразеологизмами.

________________________________________________________________________

Морфология

§ 52

105. Учимся рассказывать.

1. Прочитайте слова, расположенные на странице без определённой последовательности. Установите логическую связь между данными терминами с помощью стрелочек. В результате у вас получится схема.

Грамматика

морфология синтаксис

части речи

служебные самостоятельные части речи

части речи общее грамматическое значение

морфологические признаки

синтаксическая роль

2. Прочитайте рубрики «Теоретические сведения» и «Знайте и применяйте» (с.59 -62 учебника).

Проверьте, правильно ли вы составили схему, раскрывающую тему «Морфология. Слово как часть речи».

3. Используя составленную вами схему, перескажите теоретические сведения по теме.

106. Учимся писать сочинение-миниатюру.

1. Отредактируйте сочинения пятиклассников к упр. 734 учебника «Русский язык».

1. Чайник и Кофейник

Чайник и Кофейник жили на одной кухне, но не дружили. Чайник был вспыльчив и горячий, любил поспорить с Кофейником. Кофейник был похож на иностранца и был очень вежливым.

2. Разговор Чайника и Кофейника

— Вчера хозяйка болтала по телефону, приглашала гостей. Носом чувствую, что предстоит нам с тобой работа вечером. А голова просто раскалывается !

— Я ещё помню пocлeдние праздники, когда меня чуть не уронили со стола. Варвары! Они даже не знают, что я из тонкого китайского фарфора. У меня от гостей всегда крышка едет .

3. Спор Чайника с Кофейником

Встретились однажды на праздничном столе Чайник и Кофейник и говорят:

— Привет, длинный!

— Здравствуйте, уважаемый Чайник! Хочу заметить Вам, что я не длинный. У меня более идеальнее форма.

— Ну, это ты глупости говоришь. Моя форма намного лучше, я круглый, симпатичный.

Долго спорили Чайник и Кофейник. Бедный Чайник даже закипел. Но тут начался праздник, и спор пришлось прекратить.

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________________________________________________________________________________

2. Напишите, какое сочинение вам понравилось больше. Аргументируйте свой ответ.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Имя существительное

§ 53

107. Анализируем, думаем, рисуем.

1. Вставьте пропущенные буквы. Прочитайте текст. Подчеркните выражения, характеризующие подснежник. Какое из них нравится вам больше всего? Каких людей и почему цветок напомнил писателю?

Неожиданно д_нёсся запах подснежника!

Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовестник радост_ и счастья… Для каждого, и счастливого, и несчастливого, он сейчас украшение жизни.

Вот так и среди нас: есть скромные люди с чистым сердцем, «незаметные» и «маленькие», но с огромной душой. Они-то и украшают жизнь, вм_щая в себе все лучшее, что есть в человечестве, — доброту, простоту, доверие. Так и подснежник кажется кап_лькой неба на земле.

(Г. Троепольский)

2. Напишите, как вы понимаете смысл заключительного предложения текста.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Выпишите из текста три конкретных и три отвлечённых имени существительных.

Конкретные: ____________________________________________________

Отвлечённые: ___________________________________________________

подснежник

5. Нарисуйте подснежник таким образом, чтобы показать, почему этот цветок получил такое название.

§ 54

108. Работаем в группе.

1. Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте суффиксы.

Акимыч

Перевоз_иком на нашем пароме служил старик Акимыч. В молодости он освоил много специальностей: размёт_ика, свар_ика, сбор_ика, рез_ика, строгаль_ика. Всю войну он прошёл пулемёт_иком.

Кончилась война, и устроился Акимыч на железную дорогу путевым обход_иком и смаз_иком. Потом работал учёт_иком в конторе, а на старости лет сделался водником и почти судоход_иком. Сам себя Акимыч называл речным извоз_иком.

  1. Самостоятельно придумайте текст, используя как можно больше имён существительных с суффиксами -чик-, -щик-. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    • Используя составленные вами тексты, проведите взаимодиктант и взаимопроверку в группе.

§ 55

109. Анализируем, думаем, рисуем.

1. Прочитайте лингвистическую сказку, придумайте заголовок.. Сформулируйте и напишите основную мысль этого текста.

________________________________________________________

Суффиксы -ИК- и -ЕК­

  • ИК- и -ЕК-.

А у суффикса -ЕК- характер был другой: шаловливый, озорной. Ему нравилось м_­нят_ся до неузнаваемости. Его кругленькая Е то и дело выкатывает_ся из слова в косвен­ных падежах: ореш_к — орешка, дружоч_к — дружочка, василёч_к — василёчка.

Этих братьев легко можно разл_чить, если хорошо изучить их характеры.

(Д. Кузьмин)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Вставьте пропущенные буквы, выделяя морфемы, в которых они находятся.

3. Нарисуйте картинку-подсказку для данного орфографического правила

110. Учимся писать сочинение-миниатюру.

1. Продолжите предложения, используя имена существительные из упр.749 и 751. Вставьте пропущенные буквы.

Дом_к Гном_ка был очень маленьким, он был сделан из _________

_______________. В огороде перед домом росли ___________________. В дом_ке стояли ______________________________________________. На стол_ке лежали ____________________________________________. Гном_к шёл на прогулку в __________________ или _______________.

2. Допишите текст, используя имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Обозначьте их.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

§ 56

111. Учимся читать тексты учебника.

1. Восстановите лингвистический текст и перескажите его.

Имена существительные, которые называют целую группу предметов одним словом, называются ________________________________________

Имена существительные, которые обозначают один-единственный предмет из ряда подобных, называются ____________________________

_______________________________________ пишутся с прописной буквы.

Имена существительные, обозначающие неживые предметы являются __________________________________, а существительные, обозначающие предметы живой природы — _________________________________________. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные различаются не только по смыслу, но и ___________________________________________________

2. Запишите примеры на каждую группу имён существительных.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

112. Учимся писать сочинение-миниатюру.

1. Прочитайте текст, который сочинила школьница, выполняя упр. №763. Оцените работу пятиклассницы.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Экскурсия на остров Ананасовый pай

Tуристическая фирма «Бaнaны-кокосы» приглашает вас совершить незабываемoe путешествие в Cтpaнy Тропических Фруктов, которая находится в Экзотическом океане на острове Ананасовый рай. На этом острове расположено одно из самых живописных озёр в мире – Апельсиновое. С юга на север территорию пересекает Гранатовая река. Столица этого государства – город Ананас. Ананас — старейший город страны. Дома на маленьких улочках ярко раскрашены в голубые, розовые и зелёные цвета. На центральной площади города стоит памятник первооткрывателю острова Ананасу Мандаринову. Рядом с монументом расположен музей Редких Экзоточеских Фруктов. Жители этой страны очень гостеприимны. В многочисленных кафе и ресторанчиках вы можете полакомиться свежими фруктами. Также советуем вам посетить следующие города: Инжир, Манго, Киви, Маракуя. Эти экскурсии подарят вам много удивительных открытий.

Приятного вам путешествия!

(Ульяна Якунина)

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

2. Измените в данном тексте все имена собственные, придумав другую воображаемую страну и другие географические объекты. Запишите изменённый текст.

3. Нарисуйте карту Страны Тропических Фруктов и обозначьте на ней все географические объекты.

113. Работаем с орфографическим минимумом.

  1. Вставьте пропущенные буквы.

Изв_стить о пр_езде, в_ётся реч_ка, нагр_ждение п_бедителей, не_поехал на г_строли, под_езд дома, не_навидеть войну, разр_дить о_становку, гл_деть на героя, ве_ти в в_гоне, обв_нять в воровстве, побл_год_рить за помощ_.

  1. Выпишите одушевлённые имена существительные. Запишите их в форме множественного числа родительного и винительного падежа.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Проведите само- или взаимопроверку орфографического минимума упр. 771.

114. Работаем в группе.

1. Придумайте и запишите небольшую таинственную историю, используя данные формы разносклоняемых существительных.

В пути, тем временем, не знали имени, без роду-племени, в пламени, вожди племени, под бременем, в стремени (-ах), на знамени.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Прочитайте ваши коллективные сочинения другим группам одноклассников. Прослушайте и отрецензируйте их сочинения. Выберите наиболее удачные, на ваш взгляд, предложения и дополните ими ваш текст.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

§ 57

115. Учимся и играем.

1. С помощью частицы не измените содержание текста на противоположное.

Мой друг

К моему другу я испытываю, конечно, полное доверие. Он настоящий мой приятель. Я никогда не выказываю ему неуважение или невнимательность. Мой друг не отличается грубостью и неаккуратностью. Он всегда говорит правду. Он не трус, а смельчак. Лень – это не его черта характера. Счастье, что мы учимся с ним в одном классе.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Устно объясните правописание не с глаголами и именами существительными.

§ 58

116. Работаем в группе.

1. Прочитайте стихотворение пятиклассника, в которое он включены несклоняемые имёна существительные. Подчеркните их, укажите род.

Поиграв на фортепиано, съев кольраби на обед,

Погулять решили с мамой: дел на вечер вроде нет.

«Одевайся потеплее, вот пальто, а вот кашне,

Может, съездить нам куда-то, что-то скучно во дворе.

Целый день с утра до ночи здесь играют в домино.

Папу ждать с тобой не будем, он задержится в бюро».

Сели с мамой мы в метро

И отправились в кино.

На сеанс мы опоздали, билеты кончились давно,

Мы в кафе зашли, и мама мне купила эскимо.

Выпил чашечку какао и эклером закусил.

« В зоопарк давай мы сходим»,- я у мамы попросил.

Вот шоссе, вот остановка, вот трамвай — не повезло!

Впереди висит табличка: «Вагон следует в депо!»

Вот и следующий трамвай,

Народу много — не зевай!

В зоопарке шум, веселье, как на празднике в саду,

Лишь сидит на ветке хмурый австралийский какаду.

Угостил его печеньем, шимпанзе проворней был –

Своровал он угощенье, съел и снова попросил.

А колибри-невеличка так мала, так мала.

Крокодилу зубы чистит! Где отваги набрала?!

На площадке кенгуру

Ловко прыгают в длину.

Сквозь пенсне жюри глядит:

«Кто сегодня победит?»

Нагулялся я на славу, всё, теперь пора домой,

Долго-долго помнить буду этот день свой выходной.

(Саша Ефимов)

2. Попробуйте сами сочинить текст или стихотворение, включив в него как можно больше несклоняемых имён существительных.

3. Проведите в классе конкурс сочинений или оформите сборник стихотворений.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

§ 59

117. Работаем с орфографическим минимумом.

1. Вставьте пропущенные буквы. Запишите имена существительные в предложном падеже.

Б_ография — _____________________________

станц_я — _______________________________

молодёж_ — ______________________________

тел_скоп — _______________________________

вн_мание — ______________________________

ак_уратность — ___________________________

бедн_та — ________________________________

спр_ведливость — _________________________

пламя — __________________________________

не_счастье — ________________________________

2. Составьте словосочетания со словами:

см_листый, не_годовать, не_взлюбить — ____________________________

________________________________________________________________

3. Проведите само- или взаимопроверку орфографического минимума упр. 797.

§ 60

118. Учимся писать сочинение-миниатюру.

Воспользуйтесь незаконченными предложениями и напишите письмо бабушке и дедушке.

Здравствуйте, дорогие бабуля и дедуля!

Пишет вам ______________________________________________

Я очень скучаю о вас и с нетерпением жду лета, чтобы снова приехать к вам на каникулы., В школе у меня дела идут отлично. Хочу рассказать вам о том, как

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Я вспоминаю о своих друзьях, которые остались в деревне. Передайте, пожалуйста, им от меня огромный привет и ещё скажите, что __________________________________________________

_______________________________________________________________

У нас в школе был праздник, посвящённый ___________________

______________________________________________________________У нас проводились такие конкурсы: ______________________________

_____________________________________________________________

Было очень весело. Мне понравилось., Погода у нас сейчас стоит _________________________________

_________________________________________________________________________Если бы у меня была возможность, то я бы непременно ____

_______________________________________________________________

Напишите мне, как идут у вас дела? Не болеете ли вы? Я с нетерпением жду вашего письма, а как только у меня появятся новости, ______________________________________________________

Желаю вам здоровья и бодрости. Ждите меня на каникулы к себе. Крепко обнимаю и целую!, До свидания! ____________________________________________________________

§ 61

119. Работаем с орфографическим минимумом.

1. Распределите термины из упражнения 817 по разделам таблицы.

Лексика

Фонетика

Морфология

Синтаксис

2. Выпишите термины, которые не вошли в таблицу.

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

3. Напишите под диктовку орфографический минимум упр. 817. Если вы выполняете работу дома, то продиктовать вам могут родители или вы можете воспользоваться диктофоном, если в классе — продиктуют одноклассники. Проверьте и оцените свою работу.

Имя прилагательное

§ 62

120. Работаем в группе.

1. Прочитайте текст, определите его основную мысль, обсудите в группе ваши варианты ответа.

Однажды на светлой, солнечной лужайке собралось несколько существительных: Небо, Дорога, Сказка, Песня. Стали они высказывать свои обиды на школьников, что те дали им в друзья постоянные прилагатель­ные, от которых никто не может отделаться.

голубое и безоблачное, —

ровная, —

извилистой

звонкая, —

  • Что тут будешь делать? — вздохнули все вместе.

(Л. Подгаецкая)

2. Запишите как можно больше прилагательных к каждому имени существительному. Затем обратитесь к словарику эпитетов и дополните перечень слов другими именами прилагательными.

небо__________________________________________________________________________________________________________________________дорога_________________________________________________________

_______________________________________________________________сказка________________________________________________________________________________________________________________________песня _________________________________________________________

_______________________________________________________________

3. Сопоставьте результаты работы в группах.

121. Учимся анализировать художественный текст.

1. Сформулируйте, какую роль выполняют имёна прилагательные в данном тексте.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Я зат_ился и стал разглядывать (не)знакомку. Она была уд_вительно кр_сива. Оливково-оранжевая грудка, тёмные в светлых п_стринках крылья и яркая, небесного цвета спинка, настолько яркая, что во время п_лёта она блестела совершенно так же, как перел_вается на изгибах освещённый солнцем изумрудно-голубой атлас. Не уд_вительно, что я принял птичку за д_ковинную бабочку.

Но пышный наряд не шёл к её лицу. В её облике было что-то скорбное, печальное. Вот удочка перестала к_чаться. Птичка замерла на ней неп_движным комочком. Она зябко вт_нула в плечи голову и опустила на зоб длинный клюв. Короткий, едва выступавший из-под крыльев хвост тоже прид_вал ей какой-то сир_тливый облик.

(Е.Носов «Зимородок»)

х

прил. + сущ.:

______________________________________________________________________________________________________________________________

3. Вставьте пропущенные буквы, обозначая морфемы, в которых они находятся.

4. Нарисуйте птицу по описанию, данному в тексте.

122. Учимся писать сочинение-миниатюру.

Прочитайте сочинение, которое написала пятиклассница, выполняя упр. 830. Удалось ли ученице точно описать ландыш? Отредактируйте сочинение, дополнив описание цветка подходящими по смыслу именами прилагательными.

Из всех цветов, которые я знаю, лучший ________________________

цветок – это ландыш. Это цветок моего __________________________

дня рождения. Его маленькие колокольчики ________________________

распускаются к середине мая и радуют ___________________________

нас до начала июня. Ландыш, словно __________________________ стеснительная девушка, прячется в своих _________________________

листьях. А как они пахнут! По-моему, ___________________________

про ландыши надо писать стихи, их надо __________________________

рисовать, а главное, их надо беречь._______________________________

________________________________________________________________________________________________________________________

§ 63

123. Учимся читать тексты учебника.

1. Восстановите лингвистический текст и перескажите его.

Имена прилагательные делятся на три разряда: ________________

______________________________________________________________.

Обозначают различные качества предметов, помогают дать ему характеристику ______________________________имена прилагательные.

Обозначают признак предмета через его отношение к другому предмету, явлению __________________________________ имена прилагательные.

________________________________

От качественных имен прилагательных образуются формы сравнительной и _________________________________ степени.

_____________________________

очень, весьма

2. Запишите примеры трёх разрядов имён прилагательных.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

124. Учимся писать сочинение-миниатюру.

1. Продолжите предложения таким образом, чтобы получился текст к упр. 841.

Репей-путешественник

Репей любит __________________________________________

Репей ____________________ и ________________________, поэтому легко цепляется за чью-нибудь одежду или чью-то шёрстку. Гуляет репей там, где хочет: __________________________________________________________

Никто на него не обижается. Заметят у себя неожиданного гостя, отцепят и ____________________________ Вот репей и приживается в новых местах.

Растёт весёлый путешественник везде: _________________________

___________________________________________________________

Неслучайно называют это растение ___________________________________________________________

2. Подумайте и напишите, каких людей напоминает вам репей.

___________________________________________________________

___________________________________________________________

§ 64

125. Учимся читать тексты учебника.

1. Прочитайте текст рубрики «Теоретические сведения» ( с.109 учебника) и соотнесите его содержание с данной схемой.

Качественные имена прилагательные

Сравнительная степень Превосходная степень

 учимся читать тексты учебника  1

Выше ниже высочайший

2. Предложите свой вариант рисунка (или схемы, таблицы), иллюстрирующего содержание рубрики «Теоретические сведения».

3. Перескажите текст учебника, пользуясь созданной вами схемой.

126. Учимся читать тексты учебника.

1. Дорисуйте схему «Полные и краткие имена прилагательные», включая в неё теоретические сведения § 64. (с.113-115).

Постарайтесь сделать схему яркой, запоминающейся.

Качественные имена прилагательные

краткая форма полная форма

род, число, падеж род, число

 учимся читать тексты учебника  2

Шипу ч

колю ч

2. Расскажите о полных и кратких именах прилагательных по данной схеме.

127. Анализируем, думаем, рисуем.

1. Прочитайте начало двух сказок. Напишите, какой орфограмме они посвящены.______________________________________________________________

2. Допишите одну из сказок.

1) Жили-были поросята-прилагательные ХороШий, СвеЖий и ПригоЖий. Очень у них были забавные хвостики-окончания. Но вот однажды…_____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Жили-были воздушные шарики МогуЧий, ПевуЧий и ШипуЧий. Были они привязаны за ниточки-окончания к существительным. Но вот однажды…

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Нарисуйте иллюстрацию к своей сказке.

§ 65-66

128. Учимся анализировать художественный текст.

1. Восстановите и обозначьте пропущенные окончания имён прилагательных.

___________________________________________________________

На солнце нельзя было теперь взглянуть, — лохмат___

ос­лепительн___

душист___

(А. Толстой)

2. Выразительно прочитайте текст и озаглавьте его.

3. Выпишите из текста сравнение, эпитет и метафору.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Проведите морфемный разбор выделенных слов.

5. Подчеркните имена прилагательные как члены предложения.

§ 67

129. Исправляем ошибки.

Найдите грамматические ошибки и запишите предложения в исправленном виде.

1) Для неподготовленного ученика урок длится более длиннее.

_______________________________________________________________

2) Я себя чувствую более увереннее.

_______________________________________________________________

3) Он стал звонить в дверь более яростнее.

_______________________________________________________________

4) Сергей выбрал более кратчайший путь.

_______________________________________________________________

5) Современные песни не сравнятся с красотой народного фольклора.

_______________________________________________________________

6) Его считали наиболее талантливейшим пианистом.

_______________________________________________________________

7) Товарищ оказал мне плохую медвежью услугу.

_______________________________________________________________

Глагол

§ 68

130. Учимся анализировать художественный текст.

1. Вставьте пропущенные буквы, выделите морфемы, в которых они находятся.

Лесной оркестр

В мае все л_сные жители п_ют и играют, кто на чем и как умеет. Тут услышишь и звонкое пение, и скрипку, и барабан, и свист, и лай, и кашель, и вой, и уханье, и жужжанье, и урчанье, и кваканье.

Чистыми г_лосами п_ют соловьи, зяблики, певчие дроз­ды. Скр_пят жуки и кузнеч_ки. Барабанят дятлы, св_стят флейтой иволги. Лает л_сица. Кашляет козуля. Воет волк. Ухает филин. Жужжат шмели и пчелы. Урчат и квакают лягушки.

(В. Бианки)

2. Прочитайте рассказ и объясните его название.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Подчеркните глаголы, с помощью которых передаются звуки леса. Определите, какое общее значение объединяет глаголы данного текста.

__________________________________________________________

Подумайте и напишите, почему писатель использует большое количество глаголов.

__________________________________________________________________

______________

§ 69

131. Учимся писать сочинение-миниатюру.

Закончите следующие предложения, которые помогут вам написать сочинение к упр. 909.

1) В текстах Л.Н. Толстого и Н. Рыленкова отражены очень __________

_______________________________________________________________

2) Оба высказывания объединены одной мыслью — __________________

_______________________________________________________________

3) Нельзя не согласиться с тем, что _______________________________

_______________________________________________________________

4) Хочу всех призвать к тому, чтобы ______________________________

_______________________________________________________________

132. Работаем с орфографическим минимумом.

1. Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте окончания глаголов в инфинитиве.

киноф_ст_валь

2. Проведите морфемный разбор выделенных слов.

3. Проверьте и оцените свою работу по упр. 910.

§ 70

133. Учимся читать тексты учебника.

1. Рассмотрите схему и сопоставьте её с текстом учебника (с.139).

Озаглавьте данную схему и дополните её.

 учимся читать тексты учебника  1

__________________________________________________________________________________________________

2. Запишите примеры возвратных и невозвратных глаголов.

_______________________________________________________________

  1. Составьте устное высказывание по созданной вами схеме.

  2. Прочитайте текст рубрики «Обратите внимание» и попробуйте нарисовать схему или рисунок, которые помогли бы вам запомнить теоретические сведения.

§ 71

134. Учимся и играем.

1. Запишите слова, зашифрованные в данной схеме.

При-

за-

с-

пере-

по-

на-

-бер- -бир- -дер- -дир-

-тер- -тир- -жег- -жиг-

-блест- -блист- -стел- стил-

а ть

у(ю)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Определите, какие из отгаданных вами слов надо вставить в следующие предложения.

К приходу гостей я всегда _____________________ свою комнату.

На всей мебели я ___________________ пыль.

___________________ на ёлке огоньки.

Наверное, на стол я ______________________ белую скатерть.

Как _______________________ игрушки на ёлке!

§ 72

135. Учимся читать тексты учебника.

1. Восстановите лингвистический текст и перескажите его.

Общее грамматическое значение глагола как части речи – это _____________________________. Глаголы обозначают различные действия: ______________________________________________________

_______________________________________________________________

Все глаголы изменяются по наклонениям. В русском языке три наклонения: ____________________________________________________

Глагол может обозначать действие, которое произошло, происходит сейчас или будет происходить в будущем. Это форма _____________

__________________наклонения.

Действие, которое возможно при каком-то условии, обозначают глаголы в _____________________наклонении. Глаголы в форме _______________________ наклонения обозначают

нереальные действия, которые на самом деле не происходят, но говорящий побуждает совершить их.

2. Приведите примеры глаголов, употреблённых в форме разных наклонений.

______________________________________________________________________________________________________________________________

§ 73, 74

136. Учимся читать тексты учебника.

1. Рассмотрите рисунок и на его основе составьте памятку о правописании глаголов повелительного наклонения.

 учимся читать тексты учебника  1

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Нарисуйте схему по тексту рубрики «Знайте и применяйте»

на с. 154 учебника.

137. Учимся и играем.

1. Восстановите стихотворные строки, вставив в них пропущенные глаголы в форме повелительного наклонения. Их надо образовать от глаголов настоящего (будущего) времени, которые даны в материалах для справок.

1. Я валяюсь на траве,

Сто фантазий в голове.

________________со мною вместе —

Будет их не сто, а двести.

(Ю. Мориц)

2. Если клад захотите найти,

Если жить захотите богато,

То __________________ богатство в пути!

Вы найдете неслыханный клад:

Реки, рощи, рассвет и закат!

(Р. Сеф)

3. Если жизнь тебя обманет,

Не ________________ , не ______________!

В день уныния ______________________:

День веселья, _______________________ , настанет.

(А. Пушкин)

смирятся, помечтают, ищут, печалятся, верят, сердятся.

2. Выпишите глагол в форме повелительного наклонения, в котором все согласные звонкие, мягкие и звуков меньше, чем букв. ________________________________

§ 75

138. Учимся и играем.

Решите кроссворды.

1. Образуйте форму настоящего времени 2-го лица ед. ч.

1. Млеть 2. Видеть 3. Гладить 4. Терпеть 5. Лить

2. Образуйте форму настоящего времени 3-го лица ед. ч.

По горизонтали:

1. Уступить 5. Портить 6. Дарить 7. Веять

По вертикали: 2. Смотреть 3.Пустить 4. Чистить 6. Дуть

3. Образуйте форму настоящего времени 3-го лица ед. ч.

По горизонтали: По вертикали:

2. Просить 1. Крошить

6. Штукатурить 3. Скучать

8. Утратить 4. Тратить

9. Искать 5. Вертеть 7. Таять

§ 76

139. Учимся анализировать художественный текст.

1. Прочитайте текст.

Весь день то моросило, то прояснива­ло. В лесу, когда прояснивало, вспоминалась своя прежняя боль, и как эту боль отпускало. Дятел, как будто не веря пе­ремене погоды, не стучал по стволу, как дятел, а как ма­ленький ползунок, опрокинувшись, бегал по стволу…

3акат солнца был невидим, но после долго в облаках го­рело и светило в промежутках чёрных стволов.

. Пришвин)

2. Подчеркните безличные глаголы. Проведите морфологический разбор одного из них.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Запишите глаголы, которые употреблены в этом тексте в значении безличных глаголов.

______________________________________________________________________________________________________________________________

§ 77

140.. Учимся писать сочинение-миниатюру.

Отредактируйте сочинение ученика к упр. 988 учебника. Сначала внимательно прочитайте текст, найдите ошибки в его построении, затем запишите текст в исправленном виде.

Как построить горку

Горку строить очень интересно и легко, нетрудно. Сначала насыпьте большую гору снега, если снег есть. Для этого нужна лопата. Если снега нет, то надо подождать, когда он выпадет. Итак, большую гору снега надо утрамбовать лопатой, чтобы получилась форма горки. Потом это снежное сооружение полейте водой. Когда вода замёрзнет, можно кататься. Поливать, наверное, надо не один раз, а несколько. Есть ещё, конечно, железные и деревянные горки, но как их строить, я не знаю.

( Илья Пронин)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Повторение

141. Учимся писать сочинение-миниатюру.

1. Прочитайте сочинение пятиклассника, выполненное к упражнению 770. Понравилось ли вам это сочинение? Напишите рецензию на него.

Говорящие вещи

Мои вещи нe бездушные существа. Стоит мне только заснуть, как они начинают разговаривать.

  • Да, — вздыхает диван, — ни одной ночи не дают старику отдохнуть. Всегда кто-нибудь на меня ложится.
  • Думаешь, мне лучше? — возмутилась книжная полка.- Ha меня как книги запихали, так они там и лежат.

Если бы меня не сделали из прочного дерева, то давно бы развалилась от усталости.

  • А что мы можем поделать? — пискнула с полки мaленькая книжечка. — He валяться же нам по разным углам!
  • Интересно, почему вы обсуждаете такую ерунду? — буркнули обои. — Лучше признайте, что это жирное пятно портит весь мой рисунок.

И так они болтают каждую ночь, а к утру затихают, в комнате слышно только мурлыканье кошки и скрип старого дивана.

(Даша Чистова)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Понаблюдайте, как в сочинении использованы глаголы разных наклонений. Haд каждым глаголом укажите наклонение.

142. Исправляем ошибки.

1. Найдите грамматическую ошибку и запишите предложение в исправленном виде.

1) Одень пальто — на улице холодно._______________________________

2) Порежьте, пожалуйста, сыр.____________________________________

3) Мама сварила рыбий суп.______________________________________

4) Собака была ничейная.________________________________________

2. Исправьте предложения с ошибками.

1) Сегодня обратно идёт дождь. _________________________________

2) Большая половина задания уже выполнена._______________________

3) Греки своими острыми носами пробивали корабли персов.__________

_______________________________________________________________

3. В данных предложениях выделены словосочетания, в которых нарушен закон сочетания слов. Объясните устно, почему выделенные слова не могут сочетаться. Запишите исправленные предложения.

1) В этих соревнованиях спортсмен одержал поражение. ______________________________________________________________________________________________________________________________

благодаря болезни

_______________________________________________________________

4. Прочитайте предложения, найдите в них речевые ошибки и исправьте. (Подсказка: найдите и зачеркните лишние слова)

1) На горизонте появились ледяные айсберги.

2) Он сидел, облокотившись локтями о стол.

3)В тот вечер я не успел закончить до конца эту работу.

4) На Камчатке много горячих гейзеров.

5) Мы вновь возобновили переписку с ветеранами.

6) Это очень прекрасный фильм.

7) Караван двигался по песчаным барханам к озеру.

143. Учимся и играем., Кроссворд.

Лингвистические термины

 учимся и играем  1

По г о р и з о н т а л и:

1) Слова, которые совпадают в произношении, но пишутся по-разному, так как имеют разное лексическое значение.

2) Специальная фонетическая запись. 3) Предложение с одной грамматической основой. 4) Раздел лингвистики, который изучает морфемы. 5) Раздел лингвистики, который изучает правила написания слов.

П о в е р т и к а л и:

1) Элемент интонации, небольшой перерыв в речи.

2) Второстепенный член предложения, обозначает признак действия.

3) Раздел лингвистики, который изучает словарный состав языка.

4) Главный член предложения, который обозначает предмет речи.

5) Раздел лингвистики, который изучает правила обозначения звуков речи буквами.

144. Учимся писать сочинение-миниатюру.

1. Напишите текст по данному началу.

До чего же здорово, что на свете есть такая потрясающая вещь, как летние каникулы! Давно надо поставить посреди парка огромную скульптуру, которая была бы посвящена этому детскому празднику.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Нарисуйте иллюстрацию к тексту вашего сочинения.

145. Учимся писать сочинение-миниатюру.

Написать необычный и интересный рассказ вам поможет приём «Бином фантазии». Для этого нужны два слова, которые обычно в жизни никак не связаны. Возьмём, к примеру, слова луна и портрет и попробуем на слух варианты их сочетаний: портрет луны; луна на портрете; портрет на луне и так далее. Меняя падежи и предлоги, переставляя слова местами, вы получаете самые разные смысловые сочетания. Выберите одно из них в качестве заглавия рассказа и объясните, как могла случиться такая ситуация. А для содержания рассказа используйте приём «ёлочки» (см. упр. 82)

Выберите любой из «Биномов фантазии».

Дом — звезда; ромашка – камень; вода – зебра.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Просмотрите рабочую тетрадь и в качестве повторения выполните любые упражнения, которые вы не успели выполнить в течение учебного года или такие, при выполнении которых вы испытывали большие трудности.

Ответы к упражнениям

№ 90

  1. очки

  2. мир

  3. охота

  4. наряд

  5. ирис

  6. мина

№ 92

Ад, надежда, тьма, отрицание, начало, истина, мир.

№ 137

  1. помечтай

  2. ищите

  3. не печалься, не сердись

смирись

верь

№ 143

По горизонтали:

  1. омофоны

  2. транскрипция

  3. простое

  4. морфемика

  5. орфография

По вертикали:

  1. пауза

  2. обстоятельство

  3. лексикология

  4. подлежащее

  5. графика

51